Полемизируя против раскольников, “святитель Феолипт оставляет в стороне всю политическую, социальную, догматическую, каноническую подоплеку арсенитского раскола, но опускается к самым глубинным его корням, разветвившимся в человеческой душе, питающимся соками греха, таящегося в человеке. Именно здесь лежит основание всех иных причин и предпосылок схизмы. Все же арсенитские претензии, канонические, догматические есть не что иное, как смоковные листья, под которыми первые люди прятали наготу своего греха” 23 . Поэтому он, единодушно поддержанный, судя по всему, своей паствой, прервал общение с патриархом Нифонтом. Прерывая связь с константинопольским патриаршим престолом, Филадельфийский архипастырь исходил из принципиальных соображений, считая, что исцеление раскола может осуществиться не чисто внешними решениями, а искренним внутренним покаянием раскольников. Его точка зрения резко дисгармонировала с позицией Патриарха и императора 24 . Сколь долго продолжался данный разрыв, установить трудно, но скорее всего это общение было вновь восстановлено в патриаршество Иоанна XIII Глики (1315–1319), хотя некоторые исследователи придерживаются чуть более поздней датировки (1321). Однако источники указывают на то, что святитель Феолипт принимал участие в Константинопольском соборе 1317–1318 г. Ситуация в самой Филадельфии отнюдь не способствовала отлучкам митрополита: город напоминал небольшой остров, затопляемый со всех сторон нашествиями турок. Уже в 1304 г. он подвергся суровой турецкой осаде и был освобожден лишь при помощи каталонских дружин Рожера де Флора 25 . Святитель Феолипт оставался в Филадельфии, всячески укрепляя мужество ее защитников. Каталонский хронист Франческо де Монкада, описывая освобождение города, пишет: “Жители Филадельфии, освобожденные доблестной каталонской армией от осады, которая так измучила их, вышли встречать освободителей. Их возглавляли правители и Феолипт, их епископ, человек редкой святости, чьи молитвы сделали для защиты города больше, чем оружие обороняющихся” 26 .

http://pravmir.ru/oglasheniya/

Потому «посвятили его в день Вознесения Господня и возведоша на престол святитель Саввы с многих лет приветствием глаголюще: преосвященному архиепископу Никодиму всея Сербия и поморские земли многая лета», так говорит современник 322 . Это было в 1317 году 323 . При гробе блажененного короля Милютина поднято было кровавое волнение приверженцами Симониды; энергический архипастырь остановил кровопролитие и грабеж. Потом в январе 1321 года венчал он на кралевство старшего сына Милютинова, невзирая на партию королевы 324 . Ревностный патриот был ревностным попечителем о делах святой веры. В предисловии к переведенному им в 1319 году уставу пишет он, что быв в Константинополе, еще в сане игумена, он расспрашивал у Иерусалимского патриарха об уставе церковном по заботе о том, «еже единствовати по словеси Богоносца братома вкупе и всей Срьпьской земли»; потом, будучи архиепископом, «послал, – говорит, – в црьскый град в монастырь святаго Предтечи и Крьстителя Иоанна и принесен ми бысть си типик Ерусалимскы и преложих и в наш езык от письмен Грьчьского езыка… Елико есть противу мощи, подвигнем се еже бдети и трезвити се в славословие Богу. Мы убо потьшимсе, братие, се с естеством и обычаем пльтьскым: благи же дародатель и подвигоподавец, всемогеи Бог , веди немощь нашу, ть подасть нам мощь духовну, нь аще прьвее труд покажем» 325 . Прекрасный урок о деле спасения нашего! В 1324 году по распоряжению святителя черноризец Дамиан написал в Печской обители Апостол, доныне уцелевший, а прежде того – Параклитик и Октоих, ныне неизвестные 326 . Богомилов – бабунов первосвятитель преследовал обличениями и предавал суду, как вредных обществу и Церкви 327 . Блаженный архипастырь, искренно любивший иноческую жизнь и содействовавший процветанию ее в Сербии 328 , писал грамоту о том, дабы Сербские архиепископы и Хиландарские игумены не забывали Типикарницы святителя Саввы, причем красноречиво описал жизнь святителя Саввы; это было предсмертное завещание Хиландарского подвижника и архиепископа всей Сербии 329 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Пред иконостасом Печского храма, на левой стороне, стоит рака с мощами св. Никодима, архиепископа сербского, великого чудотворца 441 . Блаж. Никодим, природный серб, подвизался постнически наАфоне и был игуменом Хиландаря. По смерти Саввы 3-го Сербия объявила желание видеть Никодима своим первосвятителем; не хотелось ему расстаться с тихою пустынею, но афонские отцы убедили его не отказываться от призвания церкви. Потому «посвятили его в день вознесения Господня и возведоша на престол св. Саввы, с многих лет приветствием глаголюще: преосвященному архиепископу Никодиму всея сербския и поморския земли многая лета»,– так говорит современник 442 . Это было в 1317 г. 443 При гробе блажен. кор. Милютина поднято было кровавое волнение приверженцами Самониды; энергический архипастырь остановил кровопролитие и грабёж. Потом в янв. 1321 г. венчал он на кралевство старшего сына Милютинова, не взирая на партию королевы 444 . Ревностный патриот был ревностным попечителем о делах св. веры. В предисловии к переведённому им в 1319 г. уставу пишет он, что, быв в Константинополе ещё в сане игумена, он расспрашивал у иерусалимского патриарха об уставе церковном, по заботе о том, «еже единствовати по словеси богоносца братома вкупе и всей срьпьской земли»; потом будучи архиепископом, «послал, говорит, в црьскый град в монастырь св. Предтечи и крьстителя Иоанна и принесень ми бысть си типик ерусалимскы и преложихь и в нашь езыкь от письмень грьчьскаго езыка... Елико есть противу мощни, подвигнемь се, еже бдети и трезвити се в славословие Богу. Мы убо потьщимсе, братие, се сь естествомь и обычаемь пльтьскым: благи же дародатель и подвигоподавец, всемогеи Бог, веди немощь нашу, ть подасть нам мощь духовну, нь аще прьвее трудь покажемь» 445 .– Прекрасный урок о деле спасения нашего! В 1324 г. по распоряжению святителя черноризец Дамиан написал в Печской обители апостол, доныне уцелевший, а прежде того – параклитик и октоих, ныне неизвестные 446 . Богомилов-бабунов первосвятитель преследовал обличениями и предавал суду как вредных обществу и церкви 447 .– Блаженный архипастырь, искренно любивший иноческую жизнь и содействовавший процветанию её в Сербии 448 , писал грамоту о том, дабы сербские архиепископы и хиландарские игумены не забывали типикарницы св. Саввы, причём красноречиво описал жизнь св. Саввы; это было предсмертное завещание хиландарского подвижника и архиепископа всей Сербии 449 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Прор. Иеремия. Миниатюра из Книги Пророков. 1489 г. (РГБ. Ф. 304. I. 90. Л. 291 об) Изображения И. с атрибутом - каменной скрижалью завета - редки (иконы «Похвала Богоматери, с Акафистом» - ок. 1502, ГРМ; 2-я пол. XVI в., ГММК). Как правило, в руках у пророка свиток, который в отдельных случаях свернут (напр., в Книге пророков) или по форме напоминает свиток ап. Петра (напр., в мон-ре Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле), иногда пророк обеими руками держит развернутый поперек свиток (ц. Сан-Витале в Равенне). На развернутом свитке чаще всего присутствует текст Вар 3. 35 (напр., София К-польская, ок. 878; ц. вмч. Георгия в мон-ре Старо-Нагоричино, 1317-1318) или Вар 3. 36 - вероятно, самый ранний из известных текстов в монументальном искусстве (ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана), Палермо, Сицилия, 1143-1148; ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, ок. 1290; мон-рь Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321). Эти тексты на свитке И. наиболее часто встречаются в визант. и древнерус. искусстве XI-XII вв. Средневек. богословской мыслью И. рассматривался как ревностный служитель Бога, провозвестник нового завета, т. к. предсказал воплощение Сына Божия и Его страдания. Текст Книги прор. Иеремии на свитках встречается реже: Иер 11. 18 (Введенская ц. мон-ря Нова-Павлица, Сербия, до 1389), Иез 11. 19 (Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия, кон. X в.), Иер 38. 31 (ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320; ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) мон-ря Студеница, Сербия, 1314), Иер 11. 18-19 - часть литургического чтения в Страстной четверг, связанная со Страстями Христа, а Иер 38. 31 - часть службы в субботу Страстной седмицы, связанная с НЗ. На иконах текст свитка чаще из Книги прор. Иеремии - Иер 31. 21 («Обрати сердце твое на дорогу, на путь, по которому ты шла; возвращайся, дева Израилева, возвращайся в сии города твои») или Иер 31. 31 («Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет»). В декорации храмов И., как и др.

http://pravenc.ru/text/293630.html

Прости же, государе, уже рыдаю и сотерзаюся страхом, и недоумением содержим есмь; помышляю моя даяния и будущаго Судища ужас. Брат наш, синбирской протопоп Никифор, сего суетнаго света отъиде 1315 , посем та же чаша и меня ждет. Ох, увы мне, окаянному, и горе! Како отвещаю безсмертному Судии, царю всех и Богу? Токмо надеюся на его праведныя щедроти, понеже любящим его вся поспешествуют 1316 во благое. Подобает, государь, и всем нам помышляти смерть, ад, небо, и отца нашего, протопопа Стефана, учение помнить. Паки тя, государь, благословляю и, опрятне став, поклоняюся тебе, самодержавному, честне. А корму твоего, государева, дают нам в вес – муки по одному пуду на месяц, да и о том слава Богу. Хорошо бы, государь, и поболши для нищие братии за ваше спасение. Изволь, самодержавие, с Москвы отпустить двух сынов моих к матери их на Мезень 1317 , да тут, живучи вместе, за ваше спасение Бога молят; и не умори их з голоду, Господа ради. А обо мне, якоже Богу и тебе годе: достоин я, окаянный, грехов ради своих, темнице пустозерской. Умилися, святая душа, о жене моей и о детех. Послание царю Алексею Михайловичу Пустозерска («пятая челобитная» 1318 ) Царь-государь и великий князь Алексей Михайлович! Многажды писакам тебе прежде и молихом тя, да примиришися Богу и умилишися в разделении твоем от церковнаго тела, и ныне последнее тебе плачевное моление приношу ис темницы, яко из гроба, тебе глаголю: помилуй единородную душу свою и вниди паки в первое свое благочестие, в немже ты порожден еси с преже бывшими тебе благочестивыми цари, родители твоими и прародители. И с нами, богомольцы своими, во единой святой купели ты освящен еси, единыя же Сионъския церкви святых сосец ея нелесным 1319 млеком воспитен еси с нами, сиречь единой православной вере и здравым догматом с нами от юности научен еси. Почто по духу братию свою тако оскорбляеши? Единаго бо мы себе Отца имамы вси, иже есть на небесех, по святому Христову Еуангелию. И не покручинься, царю, что тако глаголю ти, ей, истинна так. Господин убо есть над всеми царь, раб же со всеми есть Божий. Тогда ж наипаче наречется господин, егда сам себе владеет и безместным страстем не работает, но споборника имея благочестива помысла, непобедимаго самодержца безсловесных страстей; иже всех матеря похоти всеоружием целомудрия низлагает 1320 . Честь царева суд любит 1321 , по пророку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пятым спутником Апостола в его третьем путеше­ствии от самого Иерусалима был неназванный по имени в 2Кор.8:18. 18 δελφς. Имени этого брата Апо­стол не назвал коринфянам. А те черты его, которые даны Апостолом в указанном месте для настоящего времени, при многочисленности уцелевших имен Павло­вых спутников, настолько общи, что в них невоз­можно найти ясных указаний – на какое-либо определенное иначе и ближе лицо. Поэтому об имени этого спутника можно только гадать и при том так, что «кого ни укажи, как выражается Преосвящ. Феофан, все это будет —125— предположение, всегда заменимое десятками других» 1313 . Одни 1314 разумеют здесь Варнаву, другие 1315 – Силу, третьи 1316 – Луку, четвертые 1317 – Эраста, пятые 1318 – Марка, шестые 1319 – Трофима 1320 . Сам Апостол Павел во 2Кор.8слл. говорит об этом спутнике следующее: συνεπμψαμεν δ τν δελφν μετ’ ντο, т. е. с Титом. δελφς, как следует из 23 стиха этой главы, обозначает брата во Христе, т. е. христианина. Во вся­ком случае это слово никак не может указывать на родственно-плотские отношения этого лица к Титу 1321 : в таком случае не достигалась бы указанная Апостолом цель посольства этого спутника 1322 . Далее: о παινος ν τ εαγγελ δι πασν τν κκλησιν, т. е., во всех церквах похваляемого за благовествование. Под εαγγελον здесь нельзя разуметь Евангелия, как священного повествования о жизни, деятельности и учении Господа нашего Иисуса Христа и на основании такого истолкования слова под неизвестным спутником разуметь единственного еванге­листа из спутников Ап. Павла – св. Луку 1323 . Εαγγελον в эпоху Ап. Павла еще не имело такого значения 1324 , притом, если бы даже Евангелве Луки, предназначавшееся первоначально для одного только Феофила 1325 , уже было написано, то едва ли оно уже так рано могло приобрести —126— его писателю похвалу во всех церквах. Под εαγγελον должно разуметь труды по благовествованию (κρυγμα το εαγγελου, praedicatio), христианское апостольское благовествование 1326 . Следовательно, этот спутник был распро­странителем веры Христовой, ее благовестником.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Русский Синод, далее, не тождествен и с поместными синодами, образовавшимся при патриарших кафедрах. Он отличается от них по первой и третьей сторонам, по которым он отличается от древних поместных соборов. Он не сходен, далее, с ними и в отношении своего архиерейского состава. Правда, на патриарших синодах присутствовали далеко не все епископы патриархата. В этом они аналогичны русскому Синоду. Но там право присутствования на заседаниях принадлежало всем епископам патриархата 1316 . Не так дело обстоит в отношении состава русского Синода. Членами его могли и могут быть только те лица, которые вызваны государственной властью, а она имела и имеет право и не вызвать известного епископа в течение всей его жизни, как бы последняя продолжительна ни была 1317 . Далее, в патриархатах, при существовании постоянных синодов, бывали время от времени и полные поместные соборы. Русские же законы касательно церкви не знают соборов. И русская церковь в своём управлении, таким образом, лишена этой могучей 1318 церковно-юридической и нравственной силы 1319 . Итак, петровская церковная реформа не вполне согласна с канонами. И как несогласная с канонами, она, разумеется, вызывала против себя недовольство и возражения. Недовольство петровской реформой обнаружилось рано, ещё при самом введении её. Только, разумеется, при Петре, крутой и жестокий нрав которого всем был известен, это недовольство «страха рады» преимущественно выражалось в форме глухого, хотя почти общего, ропота. Впрочем, были случаи и открытого его высказывания. Так, в апреле 1724 года архиепископ Феодосий Яновский говорил в Синоде: «отнял милость свою Бог от сего государства, понеже духовные пастыри весьма порабощены и пасомые овцы власть над пастырями возымели» 1320 . После же Петра недовольство и протесты против реформы стали высказываться яснее и чаще. «Со смертью Петровой, – свидетельствует „Молоток на Камень веры“, – воскресшая паки Яворская единомышленники» 1321 . Регламент стали называть проклятою книгою. Против петровской реформы открыто высказывались и духовные, и светские лица.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

с кодексом по правую руку от ап. Иоанна Богослова в подобной же композиции в росписи купола ц. Спаса Преображения на Нередице в Вел. Новгороде (1199). Устойчивые признаки во внешности - короткие кудрявые волосы, худощавое лицо - позволяют идентифицировать Л. в различных евангельских сценах в храмовой декорации: «Сошествие Св. Духа на апостолов» в мозаиках зап. купола собора Сан-Марко, Венеция (XIII в.); «Страшный Суд» в росписи юж. склона свода зап. рукава в Успенском соборе Владимира (1408, мастера - преподобные Андрей Рублёв и Даниил Чёрный), где по правую руку от Христа сидит Л., на раскрытых страницах кодекса литеры «Л» и «К»; «Причащение апостолов» на алтарной апсиде ц. Пресв. Богородицы «тис Подиту» в Галате, Кипр (1502). Образ Л. в декорации многокупольного храма встречается и в зените купола, как, напр., в юго-вост. главе Успенской ц. мон-ря Грачаница (1318-1321); в этом же храме Л. наряду с ап. Клеопой изображен на вечере в Эммаусе в 3 сценах, также в ц. свт. Николая Чудотворца в Куртя-де-Арджеш, Румыния (ок. 1375) и мон-ре Каленич, Сербия (между 1418 и 1427). В поствизант. период встречаются варианты росписи купола, где апостолы, в т. ч. Л., а не пророки или праотцы изображаются в простенках барабана, как в церкви келлии вмч. Георгия в Провате на Афоне (росписи 1634/35, мастера монах Меркурий и Атзалис). С XIV в. в росписях рядом с евангелистами появляются персонификации Премудрости (напр., в церквах вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/1318); Богородицы «Одигитрия» в Печской Патриархии (ок. 1337); Вознесения в мон-ре Раваница, Сербия (1375-1377); Успения на Волотовом поле близ Вел. Новгорода (1363)). Образ Л. в числе 4 евангелистов включается в Деисус и в деисусные чины иконостасов (напр., икона «Апостольский деисус и 12 праздников», XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае; поясной деисусный чин иконостаса собора мон-ря Хиландар на Афоне, XIV в.). Образы 4 евангелистов традиционно помещаются на створках царских врат иконостасов. В стенописях помимо минейных изображений Л.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

С точки зрения иконопочитателей действительное значение имел вопрос о реальности земной истории Христа, которую иконы стремились изобразить. Подобно тому как в своей христологии Кирилл Александрийский сосредотачивал внимание на «определенных евангельских картинах» 1313 , аргументация иконопочитателей вращалась вокруг идеи тождества между словесным и изобразительным описанием этих картин. Перечисляя события Христовой жизни (сошествие с небес для воплощения, рождение от Девы, крещение в Иордане, преображение на горе Фавор, страдания, чудеса, погребение, воскресение и вознесение), Иоанн Дамаскин призывает: «Описывайте все это в словах и красках, книгах и картинах» 1314 . Что касается Иоанна Иерусалимского, то он более обстоятелен в перечислении событий и даже упоминает такие предметы евангельской истории, как рождественские пелены Христа, пальмовые ветви во время Его входа в Иерусалим, а также губку и копье, использованные во время распятия. «Как вы дерзаете именовать идолопоклонством сие прекрасное изложение и благодейственное описание!» – восклицает он 1315 . Цитируя начальный стих Первого Послания Иоанна («Что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши») 1316 , Феодор Студит переходит к конкретным событиям Христовой жизни (и прежде всего тем, которые описывает тот же Иоанн): разговор у колодца, хождение по водам, посещение Капернаума 1317 . Если евангелисты могли «писать Христа словесами (logografein), то в равной мере можно делать это и «златописанием» (chrysografein), живописуя упомянутые события на иконах 1318 . Достоверность воплощения означала, что эти события и предметы надо изображать как можно выразительнее, будь то в словах или на иконах 1319 . Несмотря на различия между этими двумя способами описания, иконы и евангельские повествования говорят об одном и том же и в них должно усматривать «одну и ту же историю» 1320 . Как в Евангелиях, так и на иконах можно увидеть «достохвальные поступки благочестивых и низкие нечестивцев» 1321 . Отрицая возможность их сосуществования, иконоборцы требовали выбрать что-то одно, однако если Евангелия и крест действительно заслуживали почитания, то этого заслуживали и иконы: «Если одно достойно почитания, то достойно и другое» 1322 . Так как Писания и иконы говорят об одном и том же, то «почему вы поклоняетесь книге и плюете на картину?» 1323 . Доведенная до логического конца, неприязнь к изображениям приводила к вражде против Евангелий. «Принимайте сии или отвергайте оные », – требовал Никифор 1324 . Приводя такие доводы, богословы иконопочитания стремились доказать, что обращение к иконам не только не противоречит православному учению церкви о Троице и Христе, но и представляет собой обычай, предполагаемый в описании личности Христа и переданный Новым Заветом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Григорий Нисский «исповедует учение о воскресении тел» 1316 . По учению Св. Макария Египетского «а пути земного подвига совершается воскрешение души, а в день суда будет воскресение тела» 1317 . «Воскресение умерщвленных душ бывает еще ныне, а воскресение тел будет в оный день» 1318 . По преп. Ефрему Сирину «воскреснут все, без веры в воскресения нельзя быть христианином и ни к чему быть участником таинств. Именно таинства, и более всех Евхаристия, свидетельствуют истину Воскресения» 1319 . Блаж. Августин Гиппонский учит «о воскресении индивидуального человеческого начала или типа, целокупного человека в неразрывном союзе тела и души. Тип этот не сразу закладывается в организме в готовом виде, но развивается, достигая своей зрелости в возрасти около 30 лет, в соответствии со словами св. ап. Павла о том, что нам надлежит прийти «в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:13 )» 1320 . По Макарию Египетскому «воскресение есть восстановление «небесного образа», т.е. богообщения, той духоносной полноты, из которой выпал Адам, – новое стяжание и приятие Духа» 1321 . Тело после воскресения По Св. Григорию Нисскому «Восстанавливая свое тело, душа построит его по тому же принципу, по которому было образовано умершее тело… этот вид есть энтелехия тела» 1322 . « " Кроме бессмертности человеческая природа получит в удел славу, честь, полное совершенство, так что его жизнь не будет больше подвержена физическим условиям, но изменится в состояние духовное и бесстрастное». Воскресшее тело снова станет бесполым, т.е. таким, каким оно было в первом устроении его Богом» 1323 . Св. Григорий не считает все телесные недостатки в человеке, различие возрастов, течение элементов, наличность разных органов относящимся к человеческой природе по существу, как она была создана Богом, все это привнесено грехом и, поэтому, уничтожение всего этого не нарушит тождества воскресших человеческих тел с настоящими, ибо тогда устранится только посторонние наросты 1324 , «воспринятое нами от кожи бессловесных – плотское смешение, зачатие, рождение, нечистота, сосцы, пища, извержение, постепенное прихождение в совершенный возраст, зрелость возраста, старость, болезнь, смерть» 1325 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010