праведных Иоакима и Анны (Кралевой ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (1314); в кафоликоне мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321); в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); в ц. Благовещения мон-ря Грачаница (ок. 1320); в ц. св. Таксиархов в Кастории (1359/60); в трапезной Лавры прп. Афанасия на Афоне (1512); на сев. арке в соборе свт. Николая мон-ря Анапавса в Метеорах, мастер Феофан Критский (1527); в ц. Филантропинон на оз. Янина (Памвотида) (1531/32, 1542); в мон-ре Молдовица, Румыния, мастер Фома Сучавский (1537); в нартексе собора мон-ря Большие Метеоры (1552); в Митрополии в Каламбаке (XVI в.); в капелле св. Архангелов собора мон-ря св. Иоанна Предтечи в Сересе, Греция (1634); в мон-ре Хорезу, Румыния (1654); в мон-ре Св. Троицы в Метеорах (1692) и др. Образы святых представлены на миниатюрах минологиев: Vat. gr. 1156. Fol. 268r (3-я четв. XI в.); Pantel. 100. Fol. 11 (XI в.) - миниатюра на фрагментах из Жития Г., С. и А.; Sinait. 500. Fol. 281v (XII в.); Bodl. F. 1. Fol. 17r (1327-1340); 2 раза в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58) - оплечно в медальонах среди др. мучеников (Л. 54 об.-55) и в рост (Л. 87). Прор. Илия, святые Варлаам Хутынский, Гурий, Самон и Авив в предстоянии Иисусу Христу. Роспись галереи ц. прор. Илии в Ярославле. Посл. четв. XVII в. Прор. Илия, святые Варлаам Хутынский, Гурий, Самон и Авив в предстоянии Иисусу Христу. Роспись галереи ц. прор. Илии в Ярославле. Посл. четв. XVII в. В минеях (рукописных, настенных, иконных) нередко была представлена и сцена мучения святых: на миниатюре Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 183, 976-1025 гг.); на иконе-минее (на сент., окт. и нояб.), т. н. Синайском гексаптихе (XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае),- усекновение глав Г. и С.; в росписи нартекса церквей Вознесения мон-ря Дечаны, Сербия (1348-1350), и Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии, Румыния (ок. 1386),- усекновение мечом Г. и С., А. сожжен в печи, ц. св. Апостолов [св. Спаса], Печская Патриархия, Сербия (1561),- Г., С.

http://pravenc.ru/text/168390.html

Непостоянен случай для смертных. 1309 (3) Вакхилид произнес: Немногим смертным божество дает в счастливом провести блаженстве годы, до старости не повстречав беды 1310 . (4) А комический поэт Мосхион вторит ему: Из смертных всех блаженней тот, кто до конца прожил размеренно. 1311 (5) У комического поэта Аристофана сказано: Муж-старик – горе жене молодой. 1312 (6) Анакреонт же сочинил: Изменчивого Эрота пою, увенчанного пышною гирляндой, сильнейшего из всех богов, властителя над смертными. 1313 (7) И Еврипид: Не только лишь мужей и жен могучий поражает Эрот. Он и богов всевышних смущает души, и морей глубины. 1314 (15,1) Но чтобы не длить далее это наше рассуждение, в котором мы показываем плагиат греков, приводя их собственные слова и мнения, вспомним свидетельство софиста Гиппаса Элейского, который так писал о нашем предмете: (2) «Одно из этого, пожалуй, сказано уже у Орфея, другое – у Мусея, третье – у Гомера, четвертое – у Гесиода, хотя вкратце и вразброс, а также у других поэтов и прозаиков, эллинских и варварских. Я же все это сведу вместе, соединяя наиболее важное и подобное друг с другом. И это придаст нашему произведению новизну и разнообразие». 1315 Заимствования философов, риторов и историков (16,1) То же, что от заимствований не свободна философия, история и даже риторика, показывают следующие примеры. (2) Подобно Алкмеону из Кротона, который сказал: Врага остеречься легче, чем друга 1316 , – (3) Софокл сочинил в «Антигоне»: Есть ли на свете язва злее, чем неверный друг? 1317 (4) А Ксенофонт пишет: «Можно ли навредить врагу более, чем представившись другом?» 1318 (5) Еврипид в «Телефе» пишет: Станем ли мы, эллины, рабами варвара? 1319 (6) Фразимах же в речи к Ларисианам говорит: «Что же? Мы станем рабами Архелая? Греки – рабами варвара?» 1320 (17,1) Орфей сочинил: Смерть душе – вода, но водам она возмещенье, а из воды – земля, из земли же вода вновь родится, а из воды – душа, что весь эфир обегает. 1321 (2) Гераклит же из этих строк составил такое высказывание: «Душам смерть – воды рожденье, воде смерть – земли рожденье, из земли вода рождается, а из воды – душа». 1322

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

—49— всей земли Литовской» 62 , был Миндовг, правивший до 1263 г. С сего Миндовга и начинается завоевание Руси Литовцами. Мы не знаем истории завоеваний Миндовга, но в конце своего правления он владел более или менее значительною частию княжества Полоцкого 63 . При его преемниках Тройдене (1270–1283) 64 и Витене (1283–1315) Литовцы докончили завоевание (в виде прямого покорения или же подчинения своей вассальной власти) княжества Полоцкого и овладели княжеством Туровским и частию княжества Волынского. Преемник Витеня знаменитый Гедимин (1315–1341 65 ), перенесший столицу княжества из Трок, где она дотоле находилась, в Вильно) в 1320 г. покорил все княжество Волынское, а в 1321 г. овладел древнею столицею Руси Киевом, так что к 1321 г. вся юго-западная Русь стала Литовскою, за исключением Галиции. История поставления при св. Петре отдельного митрополита Литовского, который, как со всею вероятностию должно думать, получил в свое заведывание и Галицию или был поставлен в митрополиты Галицко-литовские, остается нам в своих подробностях неизвестною. В одном из списков каталога архиерейских кафедр, составленного при императоре Андронике Палеологе Старшем (1282–1327), читается историческое замечание, что Литва, принадлежав к митрополии великой России, сделана особой митрополией при помянутом императоре Андронике и при патриархе Иоанне Глике 66 ; а Иоанн Глика занимал патриарший престол с Мая месяца 1316 г. по —50— тот же месяц 1320 г. Затем, в сохранившихся до настоящего времени записях деяний Константинопольского патриаршего собора XIV в. находим, что митрополит Литовский ( Λιτβδων) присутствовал на этом соборе в Августе месяце 1317 г. 67 . Из сейчас сказанного мы получаем те исторические данные относительно поставления отдельного митрополита Литовского, что он поставлен был в 1316–1317 г. и что его испросил у импер. Андроника и патр. Иоанна Глики великий князь Литовский Гедимин. Совершенно естественно было, чтобы этот последний, овладев весьма значительною частию Руси, находил неудобною и небезопасною в политическом отношении церковную зависимость своих Русских подданных от митрополита, жившего во Владимирско-московской Руси: а потому он и мог прийти к мысли искать для своей Литовской Руси особого митрополита. Кафедра отдельной Литовской митрополии учреждена была не таким образом, чтобы возведен был в сан митрополита один из существовавших Литовско-русских епископов, а таким образом, что митрополит поставлен был как новый против прежних архиерей, с новой епархией и с новой кафедрой. В епархию митрополиту была назначена самая Литва, сколько было в ней Русских и сколько было в ней православных христиан из самих Литовцев; а кафедра его помещена была в городе Новогрудке (Новом городке), нынешнем уездном городе Минской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Моисею» (Исх 3. 2), «Видение Лествицы Иакову» (Быт 28.12), «Толкование снов царя Навуходоносора прор. Даниилом» (Дан 2. 31-45), «Ложе царя Соломона» (Песн 3. 7), «Пир Премудрости» (Притч 9. 1-11). Выбор библейских сюжетов обусловлен чтениями паремий на Богородичные праздники. На связь этих сюжетов с Богородицей прямо указывают небольшие круглые клейма с образом Девы Марии, помещенные в композициях на всех изображениях, символизирующих чудесное воплощение Спасителя: на купине, горе, храме, ложе. На своде нартекса изображена теофаническая композиция «Ангел Великого совета Иисус Христос с пророками Иезекиилем и Аввакумом», иконография к-рой восходит к миниатюрам гомилий свт. Григория Богослова (Слово на Св. Пасху; напр., в ркп. Sinait. gr. 339. Fol. 9v, 1136-1155 гг.). Мастерами Михаилом и Евтихием были расписаны также церкви Богородицы Левишки, св. Никиты под Скопье (до 1316), вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318), где художники оставили свои подписи, и, по мнению В. Джурича, маленькая ц. святых Иоакима и Анны (Кралева) в мон-ре Студеница. Успение Богородицы. Мозаика мон-р Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316 - 1321 гг. Успение Богородицы. Мозаика мон-р Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316 - 1321 гг. Выдающимся памятником являются мозаики мон-ря Хора в К-поле (Кахрие-джами), созданные в 1316-1321 гг. по заказу Феодора Метохита - блестяще образованного вельможи, философа, математика, историка и поэта, воплотившего в росписи эстетические и богословские идеалы эпохи. Характеру росписи более всего отвечает название соч. Феодора Метохита «О математическом виде философии и особенно о виде ее, связанном с гармонией», поскольку гармония является основной категорией живописного убранства этого памятника. От мозаичной росписи сохранилось неск. фрагментов в наосе, в т. ч. композиция «Успение» на зап. стене, и достаточно полный ансамбль внешнего и внутреннего нартексов. В больших зонтичных куполах представлены образы Христа Пантократора в окружении праотцев и Богоматери с Младенцем в окружении пророков.

http://pravenc.ru/text/387113.html

177 Наиболее замечательные известные нам списки имеются в рукописях: Парижск. Национальной библ., collect, de Coislin, 364 (перг. канонич. сборн. 1295 г.), л. 297–332; библ. Vatican. – Ottobonian. 344 (перг. εχολ. XIII в.) л. 73–100; библ. Barberini (εχολ. XII в.) 233, л. 107 об.–139. 183 Morinus . Commentarius historicus de disciplina in administratione sacramenti poenitentiae. Venet. 1702, pag. 616–625; Εχολ., перг. ркп. (XIII в ) библ. Ottobonianae-Vaticanae 344, φ. 73–100. 187 υχολ. перг. ркп. (XII в.) библ. Barberini 233, φ. 107 об.–139. Чин по этому списку издан у Алляция , в соч. De Ecclesiae occidentalis et orientalis perpetua consens. ed. Colon. Agripp. 1648, col. 1313 et sequ. 191 Эти списки в ркпп. Парижской Национал, библиотеки: Сборн. (XIV–XV в.) 364 (du fonds), φ. 63–68 (на φ. 68–81 к нему присоединены пространные извлечения и из основной редакции, см. у Морина , цит. соч., pag. 623–625); Канон, сборн. (XVI в.) 1321 (du fonds) φ. 460 об.–466; Кормчая (XVII в.), coll. de Coislin , 39, 279–282 об. (В последней ркп. список сделан, вероятно, из кн. «De poenitentia» Морина ). 193 Номокан. ркп. (1424 г.) библ. Афонского Пантелеймоновского (Руссика) монастыря 153, φ. 160–168 об. (См. прилож, отд. I, 1). 196 Сборн. греч. ркп. Московск. Синод, библ. (См. у Дмитриевского А . Богослужение в Русской церкви, в XVI в. ч. 1, Каз. 1884, прилож. стр. 101–106); ркп. Парижск. Национал. библ. (du fonds) 1317, φ. 82 об.–87; ркп. той же библиот., collect, de Coislin 363, φ. 68 об.–93 об.; канонико-литургич. сборн., ркп. (перг., XIII в.) той же библиот., (du fonds) 1152, л. 33–44. 197 См. locc. citt. в только что указанных ркпп. собр. Coislin 363; Нарижск. Национ. библиот. 1317. 199 Ркп. Парижск. Нац. библот. (du fonds) 1152. Разрешительная молитва читается здесь так « λεμων κα πολυεσπλαγχνος Θες, συγχωρσας δι το προφτου Νθαν τν πρατατον Δαβδ τ δια ξομολογομενον πτασματα κα τ κορυθαι Πτρ τν ρνησιν κλασαντι, πρνην ξ καρδας δακρσασαν π τος γους κα χρντους πδας κα τελνην κα σωτον δικαισας· επν· ξομολογεσθε λλλοις τ παραπτματα μν, πως αθετε, ν γρ μολογομεν τς μαρτας μν, πιστς κα δκαιος, φσει κα ατς τ παραπτματα κα τς μαρτας μν, κα καθαρση μς π πσης κηλδος κα μαρτας· ατς ον Θες κα Σωτρ ησος Χριστς, συγχωρσα σοι πντα, σα νπιον υτο κα τ μλλοντι, κα κατκριτον σε μπρωσθεν το βματος ατο παρασταθντα καταξισει, ν ελογητς ες τος ανας. μν.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Миссионерство, секты и раскол. Миссионерское областное собрание в г. Карсе. Стр. 1310–1311. Мисс. А. Платонов. Торжество православия в Уральской области. (Присоединение австрийского “попа” с его паствою к православной церкви). Стр. 1311–1315. Очевидец Феодор Коныгин. Корреспонденция “Миссионерского Обозрения”, известия и заметки. Из Харькова. НАречение и хиротония бывшего миссионера архимандрита Алексия (Дородницына) во епископа Сумского. Стр. 1316–1317. Мисс. И. Айвазов. Речь архиепископа Арсения, при вручении жезла новопосвященному епископу Сумскому Алексию. Стр. 1317–1319. Мысли и чувствования новоизбранного епископа. (Речь архим. Алексия при наречении его во епископы). Стр. 1319–1320. Миссионерская вакансия. Стр. 1320. Пожертвования. Стр. 1320. Отклики. Из дневника о. Иоанна Кронштадтского в обличение лжеучения гр. Льва Толстого. Стр. 1321–1326. Со скрижалей сердца. Родные нашему сословию герои – командир «Варяга» В. Ф. Руднев и священник о. Щербаковский.– Несколько слов о героизме в жизни рядового духовенства и малодушие наших сословных ренегатов.– Руководительство приходских пастырей перепискою своих прихожан с их родными – солдатами действующей армии. Стр. 1327–1342. В. Скворцов. Содержание (1904. 11) Июль Владимир Соловьев. “Россия и всемирная церковь ”. Париж, 1899 г. Барон М. Ф. Таубе. Стр. 3–17. Явление воскресшего Христа во уверение Своего воскресения. (По поводу статьи проф. Таркова – “О Христовом Воскресении”. Богослов. Вести. Май 1903 г.). Протоиерей В. Лаврский. Стр. 18–40. Православно-русское дело в Холмогорской руси. О так называемом униатском упорстве и о средствах борьбы с ним. М. Кобрин. Стр. 41–52. Из истории борьбы и полемики по вопросу об иконопочитании в древнее и настоящее время. (По вопросу отрицательного отношения к иконам со стороны современных сектантов). Свящ. А. Синайский. Стр. 53–63. Беглопоповский “собор” в хуторе Жирнове 13 октября 1903 г. Н. Гринякин. Стр. 64–77. Из записок и дневников. Письма к молодежи, ищущей смысл жизни. Б. Горохов. Стр. 78–85.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Серб. экспансия в М. активизировалась с разделом Сербского королевства и началом правления серб. кор. Стефана Уроша II Милутина (1282-1321). Он возглавил поход, взял Скопье и окрестные области Полог, Овче-Поле, Злетово и Пиянец до берегов р. Брегалница. Ответный поход византийцев во главе с имп. Андроником II Палеологом не принес успеха. Осенью 1283 г. Милутин разорил Струмицкую и Серрскую области, достиг Афона и Кавалы. С 1284 г. между Византией и Сербией установилась новая граница по линии Струмица-Просек-Прилеп-Охрид-Кроя, к-рая оставалась неизменной до 20-х гг. XIV в. В 1296 г. Милутин двинулся в зап. районы М. и, чтобы попытаться овладеть адриатическим побережьем, захватил Диррахий. Ответный поход византийцев был безуспешен, поэтому, не рассчитывая победить сербов силой, византийцы начали мирные переговоры и в 1299 г. заключили мир, узаконивший серб. завоевания в М. и скрепленный 4-м браком Милутина и 6-летней визант. царевны Симониды. Башня мон-ря св. Иоанна Предтечи близ Серр. 1304 г. Башня мон-ря св. Иоанна Предтечи близ Серр. 1304 г. М. стала главным театром военных действий в 20-х гг. XIV в., во время междоусобной войны визант. имп. Андроника II и его внука Андроника III , поскольку старший из императоров рассчитывал на помощь серб. короля. В 1327 г. серб. войско во главе со Стефаном Драговолом Хрельо, приглашенное сторонниками Андроника II, продвинулось через Серры в сторону Фессалоники. Однако сербы и византийцы не смогли взять Фессалонику. В город тайно прибыл имп. Андроник III и вскоре возобновил войну с сербами и овладел Воденом, Костуром и Охридом. Приверженцы Андроника II вместе с сербами укрепились в Серрах, Прилепе, Просеке и Мелнике, но их положение было тяжелым. После окончательной победы Андроника III в 1328 г. нек-рые из этих крепостей перешли под власть византийцев. Церковь вмч. Георгия в Старо-Нагоричино. 1317–1318 гг. Церковь вмч. Георгия в Старо-Нагоричино. 1317–1318 гг. Ситуация вновь резко изменилась после битвы при Вельбужде в 1330 г., в к-рой Стефан Дечанский одержал победу над болг.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Состав этой группы может различаться, однако в нее помимо наиболее почитаемых святых Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского обычно включается И. П. Наиболее ранний пример - фреска в ц. вмч. Пантелеимона в Горно-Нерези близ Скопье (1164), где на сев. стене наоса изображены в рост 5 гимнографов (в порядке следования от алтаря: прп. Косма Маюмский, прп. Иоанн Дамаскин, исп. Феодор Студит, исп. Феофан Никейский), в руках у каждого развернутый свиток со словами их песнопений. И. П. облачен в традиц. монашеские одежды, в схиме, с куколем на голове. Лицо узкое, с подчеркнутыми скулами, борода средней длины, сужающаяся книзу. Правая рука отведена в сторону, в левой - развернутый вниз свиток с текстом: «Δχοιο, Χριστ, τοσδε τος μος μνους» («Прими, Христе, эти мои песни...»), что, по наблюдению О. В. Овчаровой, может быть «слегка видоизмененным акростихом Покаянного канона Иосифа для вторничной утрени первого гласа, который в оригинале звучит: «Δχοις τος δ, τος μος λγους, Λγε. Ιωσφ»» ( Овчарова. 2004. С. 234). Преподобные Иосиф Песнописец, Косьма Маюмский, Иоанн Дамаскин. Роспись ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония. 1317–1318 гг. Преподобные Иосиф Песнописец, Косьма Маюмский, Иоанн Дамаскин. Роспись ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония. 1317–1318 гг. В следующем по времени памятнике - кипрской ц. Панагии Аракос (1192) - образы 4 гимнографов в наиболее часто встречающемся составе перенесены в алтарную зону: на триумфальной арке - Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин, над юж. нишей вимы - И. П., симметрично ему, над северной,- Феофан Никейский. Каждый показан погрудно в медальоне, с развернутым вверх свитком. Еще один вариант размещения в пространстве храма образов гимнографов представлен в росписи юж. парекклисиона монастыря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (ок. 1316-1321) - в парусах купола представлены фигуры преподобных Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского, Феофана Никейского и И. П. Такое расположение гимнографов (наиболее ранний пример встречается в дошедшей фрагментарно росписи храма мон-ря Давидовица, Сербия, 80-е гг.

http://pravenc.ru/text/673697.html

28 Феолипт в ли годы был занят делами своей епархии, которая испытывала все невзгоды турецкого натиска, а митрополит, как известно, принимал активное участие в отражении этих атак и спасении своей паствы 29 . К тому же у него были разногласия с новым патриархом, а впоследствии и с императором (речь шла даже о возможности отлучения митрополита от церкви) 30 . Феолипт прибыл в Константинополь между сентябрем 1317 и августом 1318 г. (о чем свидетельствуют Акты постоянного Синода, которые отмечают присутствие Филадельфийского архипастыря на его заседаниях в этот временной промежуток) 31 . Находясь в столице, митрополит читал проповеди в монастыре Спаса Человеколюбца, и, вероятно, именно в это время он встречался с Григорием Паламой , который также считал Феолипта своим учителем 32 , но в последующих исихастских спорах, что кажется парадоксальным, был противником Евлогии. Что же касается ее самой, то в данный, а также в последующий визит наставника в Константинополь (апрель 1321 – ноябрь 1321 гг.) между ними установились более теплые, дружеские отношения. Это явствует уже из второго, изданного А.-К. Хироу письма Феолипта. Оно относится к позднему периоду эпистолярного общения Хумнены и её наставника. В отличие от первых, послания Феолипта этого периода не похожи на проповеди. Они скорее напоминают письма старшего друга или заботливого отца – более опытного, знающего жизнь человека. Речь в них идет о конкретных житейских проблемах, волнующих Евлогию. Митрополит предлагает решения этих проблем, хотя главным его советом является не придавать большого значения земным вещам, которые преходящи, а подумать о вечных, несвязанных с земным миром, нетленных ценностях. Хотя он дважды рекомендует прочесть второе письмо всем сестрам монастыря, основная его часть все же посвящена Евлогии. Наставник говорит с ней уже не как с ученицей, а как с близким другом, которому можно многое доверить, даже подробно описать все тяготы путешествия из столицы в Филадельфию. Он рассказывает о болезни, постигшей его, о сильном шторме, зловонии на корабле ввиду большого скопления людей, о боязни внезапных ночных и открытых дневных нападений турок – это откровенное повествование свидетельствует о большей близости их друг к другу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

1233 В греческом тексте 1-й главы Книги Бытия стих 27-й буквально звучит так: «И вылепил Бог человека из праха земного». 1253 Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Филиппийцам 13, 2 (PG 62, 278–279). Рус. пер. С. 333–334. 1259 То есть вместо руки Адама, дерзко простершейся к запретному плоду, руки Христа, распростертые на Кресте. 1261 Василий Великий. Беседа 22, юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений 3–4 (PG 31, 569). Рус. пер. С. 1057–1061. 1262 Василий Великий. Беседа 22, юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений 2–3 (PG 31, 569). Рус. пер. С. 1057. 1264 В Синодальном русском переводе с еврейского текста: «человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него». 1288 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста 84, 2 (PG 58, 753). Рус. пер. С. 839. 1291 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста 82, 5 (PG 58, 744). Рус. пер. С. 827. 1307 За исключением Великого четверга и Великой субботы, когда исполняются песнопения, посвященные этим дням. 1309 Рейлинг Дж., Свелленгребель Дж. Л. Комментарии к Евангелию от Луки. Пособие для переводчиков Священного Писания. Лондон; Нью-Йорк; Штутгарт; Москва, 2000. С. 79, 81. 1317 См. об этом: Berger K. Identity and Experience in the New Testament. P. 45; Stuckenbruck L. T. Satan and Demons. 181–182. 1321 В церковном Предании семь человек, избранные «пещись о столах», называются диаконами, хотя слово «диакон» в данном рассказе не употребляется. 1323 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста 43, 4 (PG 57, 462). Рус. пер. С. 458. 1325 Василий Великий. Беседа 8, Говоренная во время голода и засухи 4 (PG 31, 313). Рус. пер. С. 935. 1332 Ср. Пс.2:1 : «Зачем мятутся народы…». В греческом переводе Псалтири здесь употреблено слово θνη, означающее как «народы», так и «язычники». Прошение из Литургии Василия Великого , основанное на этом стихе псалма, можно было бы перевести: «угаси мятежи народов». Однако славянский переводчик избрал иной вариант перевода, очевидно, исходя из того, что язычники составляют естественную смысловую пару для еретиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010