Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНТЕ Алигьери [итал. Dante Alighieri] (май 1265, Флоренция - 13/4.09.1321, Равенна), итал. поэт, мыслитель. Д. род. в семье небогатого землевладельца, дворянина-гвельфа. Получил юридическое образование в Болонье. Рано прославился как поэт школы «сладостного нового стиля». С 1295 г. деятельно включился в политическую жизнь Флорентийской республики. В 1300 г. стал одним из членов правительства Флоренции. С 1302 г. политический эмигрант. С 1308 по 1313 г. как публицист и политик активно содействовал новому имп. Генриху VII, миссию которого видел в объединении Италии и восстановлении величия Римской империи. После смерти императора (1313) и казни верхушки ордена тамплиеров (1314), с к-рым Д. связывал свои политические проекты, он странствовал по Сев. Италии в поисках покровительства и духовной поддержки (возможно, посетил Париж), не оставляя надежды вернуться во Флоренцию. Однако власти Флоренции в 1315 г. вынесли очередной смертный приговор, закрывающий Д. путь на родину. С 1317 г. до смерти жил в Равенне, где завершил главный труд своей жизни - «Божественную Комедию». Основные сочинения: автобиографическая повесть «Новая жизнь» (La Vita Nuova, 1292-1293, изд. в 1576); незавершенный поэтико-философский труд «Пир» (Convivio, 1303-1306); философско-политические трактаты «О народном красноречии» (De vulgari eloquentia, 1304-1307) и «О монархии» (De monarchia, 1307-1313); поэма в 3 ч. (кантиках) и 100 песнях «Комедия», позднее названная «Божественная Комедия» (La Divina Commedia, 1307-1321, изд. в 1472). Д. считается создателем итал. лит. языка и одним из зачинателей европ. лит-ры Нового времени. Стихи Д., посвященные Беатриче, безвременно умершей возлюбленной, создают новый художественный идеал, соединяющий обожествленную и идеализированную женственность с конкретным психологически и биографически достоверным портретом Дамы, воспетой поэтом. В этом идеале сказывается не только куртуазная традиция, но и психологические открытия св. Франциска Ассизского . В философских трактатах Д. тяготеет к энциклопедическому синтезу средневек. учености, виртуозно используя наследие Аристотеля , блж. Августина , Боэция , сен-викторской мистики, Бернарда Клервоского , Бонавентуры , Фомы Аквинского .

http://pravenc.ru/text/171353.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Церковь празднует Введение Богородицы во Храм (комментарий в аспекте культуры) Введение Богородицы во Храм. Вологодская икона кон. XVII в. Иконография праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы Н. В. Квливидзе Согласно исследованию Ж. Лафонтен-Дозонь, изображение Введения первоначально известно в составе цикла жития Богородицы. В монументальных росписях встречается с IX в. (капеллы Иоакима и Анны в Кызылчукур, между VII и IX в., Богородицы и святых Иоанна Предтечи и Георгия в Гёреме, нач. или 1-я пол. X в. и (Каппадокия); собор Св. Софии в Киеве, 1037–1345; ц. Успения Богородицы в Дафни, ок. 1100; Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове, 40-е гг. XII в.; ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония), 1295; ц. Богоматери в с. Сушица близ Скопье (Македония), кон. XIII в.; ц. Спасителя в монастыре Жича (Сербия), 1309–1316; ц. Кралева (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница (Сербия), 1314; ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318; ц. Успения Богородицы монастыря Грачаница (Косово и Метохия), ок. 1320; собор монастыря Хиландар на Афоне, 1320–1321; монастырь Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316–1321). Введение в составе цикла жития Богородицы может располагаться в алтаре (собор Св. Софии в Киеве, ц. Успения Богородицы монастыря Грачаница), в наосе (ц. Богоматери Перивлепты в Охриде, Кралева ц. в монастыре Студеница), в параклисе (ц. Спасителя в монастыре Жича, ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино), в западном компартименте под хорами (собор Мирожского монастыря), в нартексе (ц. Успения Богородицы в Дафни, монастырь Хора). Как отдельное событие, литургически вспоминаемое и празднуемое Церковью, Введение изображено на миниатюре Минология Василия II (Vat. gr. 1613, ), на иконах в составе праздничного ряда иконостаса (фрагмент эпистилия, XII в., монастырь Ватопед; фрагмент эпистилия, кон. XII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае; икона нач. XIV в., монастырь Хиландар; икона из Кирилло-Белозерского монастыря, 1497, КБИАМЗ), а также в монументальных росписях, где композиция представлена как самостоятельный сюжет.

http://sedmitza.ru/text/401097.html

Пред иконостасом печского храма, на левой стороне, стоит рака с мощами св. Никодима архиепископа сербского, великого чудотворца 292 . Блаж. Никодим, природный серб, подвизался постнически на Афоне и был игуменом Хиландаря. По смерти Саввы 3 Сербия объявила желание видеть Никодима своим первосвятителем; не хотелось ему расстаться с тихою пустынею, но афонские отцы убедили его не отказываться от призвания Церкви. Потому «посвятили его в день вознесения Господня и возведоша на престол св. Саввы с многих лет приветствием глаголюще: преосвященному архиепископу Никодиму всея сербския и поморския земли многая лета», так говорит современник 293 . Это было в 1317 г. 294 . При гробе блажен. кор. Милютина поднято было кровавое волнение приверженцами Симониды; энергический архипастырь остановил кровопролитие и грабеж. Потом в янв. 1321 г. венчал он на кралевство старшего сына Милютинова, не взирая на партию королевы 295 . Ревностный патриот был ревностным попечителем о делах св. веры. В предисловии к переведенному им в 1319 г. уставу пишет он, что быв в Константинополе, еще в сане игумена, он расспрашивал у иерусалимского патриарха об уставе церковном по заботе о том, «еже единствовати по словеси богоносца братона ввупе и всей срьпьской земли»: потом будучи архиепископом, «послал, говорит, в црьскый град в монастырь св. Предтечи и крьстителя Иоанна и принесень ми бысть си типик ерусалимскы и преложихь и в нашь езыкь от письмень грьчьского езыка... Елико есть противу мощии, подвигнемь се еже бдети и трезвити се. в славословие Богу. Мы убо потьшимсе, братие, се сь естеством и обычаем пльтьскыи: благи же дародатель и подвигоподавець, всемогеи Бог, веди немощь нашу, ть подасть нам мощь духовну, нь аще прьвее трудь покажемь» 296 . – Прекрасный урок о деле спасения нашего! В 1324 г. по распоряжению святителя черноризец Дамиан написал в Печской обители апостол, доныне уцелевший, а прежде того – параклитик и октоих, ныне неизвестные 297 . Богомилов – бабунов первосвятитель преследовал обличениямп и предавал суду как вредных обществу и церкви 298 . Блаженный архипастырь, искренно любивший иноческую жизнь и содействовавший процветанию ее в Сербии 299 , писал грамоту о том, дабы сербские архиепископы в хиландарские игумены не забывали типикарницы св. Саввы, при чем красноречиво описал жизнь св. Саввы, это было предсмертное завещание хиландарского подвижника и архиепископа всей Сербии 300 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОВАННЕС ЕРЗНКАЦИ ЦОРЦОРЕЦИ [арм. (?)(?) (?)(?)] (сер. XIII в., Ерзнка или окрестности - 1335?), арм. философ, богослов, экзегет, грамматик, поэт, переводчик, педагог, церковно-общественный деятель, видный представитель гладзорской школы, один из основателей цорцорской школы, последователь движения арм. униатов. Начальное образование получил в монастырских школах обл. Екехеац, высшее - в ун-те Гладзор, у известного вардапета Есаи Ничеци ; став соратником последнего, О. Е. Ц. на нек-рое время остался работать в ун-те. Под 1302 г. есть упоминание о нем как о вардапете . В 1306 г., увлеченный идеями католицизма , он переехал в цорцорский армяно-католич. мон-рь св. Фаддея в Артазе (ныне на территории Ирана). Здесь О. Е. Ц. развернул обширную исследовательскую, педагогическую и лит. деятельность: в 1316-1321 гг. написаны многие его проповеди, послания, стихотворения, церковные песнопения (шараканы, гандзы), труды по грамматике, комментарии, предисловия к научно-философским сочинениям, философские трактаты (в основном копии или подражания). О. Е. Ц. владел греческим, персидским и лат. языками; писал простым стилем. На творчество О. Е. Ц. оказали значительное влияние труды католикоса Нерсеса IV Шнорали : по примеру последнего он написал поэму, посвященную арм. алфавиту, продолжил начатое Нерсесом толкование на Евангелие от Матфея, а в 1316 г. по просьбе Вардана Малого продолжил и завершил комментарий на Книгу прор. Даниила. Перу О. Е. Ц. принадлежат «Гомилиарий», состоящий из 20 проповедей, и «Проповедь на слово [пророка] Исаии» (оба не изд.). «Краткий обзор грамматики» О. Е. Ц. является сокращенной редакцией «Собрания грамматических толкований» Ованнеса Ерзнкаци Плуза (автор также пользовался трудом Есаи Ничеци); в нем даны определения лингвистических и лит. терминов. О. Е. Ц. способствовал распространению в Армении католицизма. Он дружил с Варфоломеем Болонским Марагаци, который брал у него уроки армянского языка и в свою очередь учил О. Е. Ц. латыни и даже помогал ему при переводах с латинского. О. Е. Ц. участвовал в церковном Соборе 1316 г. в Адане, где была подписана уния с Римско-католической Церковью. В 1317 г. в Авиньоне О. Е. Ц. был принят Римским папой Иоанном XXII , по указанию к-рого в 1321 г. перевел на арм. язык «Книгу семи таинств» Фомы Аквинского (один из первых переводов трудов этого автора; не изд.). Очевидно, это оказало сильное влияние на философские и богословские взгляды О. Е. Ц., т. к. вслед за Фомой Аквинским он стал поборником разграничения науки и религии. Считая все сущее изменчивым, О. Е. Ц. принимал теорию единства противоположностей, придерживался идеализма и считал, что мир можно познать 3 способами: посредством инстинкта, опыта и разума.

http://pravenc.ru/text/2578141.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАРСОНОФИЙ I ТВЕРСКОЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Варсонофий I (+ 1328 / 1329 ), епископ Тверской . Хиротонисан во епископа Тверского св. митрополитом Петром до 14 февраля 1317 года, после того как епископ Андрей (Герденев) 28 марта 1316 года оставил Тверскую кафедру. Необычна форма летописной записи, посвящённой данному событию: «Причтен бысть Варсонофии епископии Тферскои». П. М. Строев , как представляется, без достаточных оснований отождествлял этого Варсонофия с тезоименитым епископом Сарским и Подонским , поставленным митр. Петром зимой 1313/1314 года. Архиерейство Варсонофия пришлось на период острого соперничества московского и тверского правителей за ярлык на Великое княжение Владимирское. Согласно житию св. князя Михаила Ярославича Тверского , епископ Варсонофий вместе с местными боярами высказался в пользу сражения Тверского князя с войсками великого князя Юрия Данииловича ( Бортеневская битва 1317 года). Епископ благословил Михаила Ярославича на поездку в Орду, закончившуюся мученической кончиной князя. 6 сентября 1319 года вместе с княжеской семьей еп. Варсонофий возглавил встречу тверским клиром и горожанами тела великого князя Михаила на берегу Волги у Михайловского монастыря. Нет сомнений в том, что владыка отпевал князя при погребении в его в кафедральном Спасо-Преображенском соборе. «Повесть о Михаиле Тверском», созданная вскоре после гибели великого князя в конце 1319 - начале 1320 года, подчёркивает духовную связь Михаила Ярославича с Варсонофием. В 1321 году, когда войска великого князя Юрия «ходиша… ратью ко Тфери», Варсонофий выступил как посол тверского князя св. Димитрия Михайловича Грозные Очи (по сообщению Рогожского летописца, эту миссию исполнял бывш. Тверской еп. Андрей (Герденев) . Согласно перемирию, заключенному в Переславле-Залесском , Димитрий отказался от претензий на Великое княжение Владимирское и должен был уплатить вел. кн. Юрию дань для передачи в Орду — 2000 рублей серебром.

http://drevo-info.ru/articles/21363.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ († 1328/29, Тверь), еп. Тверской. Поставлен св. митр. Петром до 14 февр. 1317 г., после того как Андрей 28 марта 1316 г. оставил Тверскую кафедру. Необычна форма летописной записи, посвященной данному событию: «Причтен бысть Варсонофии епископии Тферскои». П. М. Строев , как представляется, без достаточных оснований отождествлял В. с еп. Сарским и Подонским Варсонофием , поставленным митр. Петром зимой 1313/14 г. Архиерейство В. пришлось на период острого соперничества московского и тверского правителей за ярлык на Великое княжение Владимирское. Согласно житию св. кн. Михаила Ярославича Тверского , В. вместе с местными боярами высказался в пользу сражения Тверского князя с войсками вел. кн. Георгия (Юрия) Данииловича (Бортеневская битва 1317). Епископ благословил Михаила Ярославича на поездку в Орду, закончившуюся мученической кончиной князя. 6 сент. 1319 г. вместе с княжеской семьей В. возглавил встречу тверским клиром и горожанами тела вел. кн. Михаила на берегу Волги у Михайловского мон-ря. Нет сомнений в том, что В. отпевал князя при погребении в его в кафедральном Спасо-Преображенском соборе. «Повесть о Михаиле Тверском», созданная вскоре после гибели вел. князя в кон. 1319 - нач. 1320 г., подчеркивает духовную связь Михаила Ярославича с В. В 1321 г., когда войска вел. кн. Юрия «ходиша... ратью ко Тфери», В. выступил как посол тверского кн. св. Димитрия Михайловича Грозные Очи (по сообщению Рогожского летописца, эту миссию исполнял бывш. Тверской еп. Андрей). Согласно перемирию, заключенному в Переяславле, Димитрий отказался от претензий на Великое княжение Владимирское и должен был уплатить вел. кн. Юрию дань для передачи в Орду - 2000 р. серебром. В 1323 г. в тверском Феодоровском мон-ре в устье р. Тьмаки был заложен каменный собор во имя св. Феодора Стратилата , в том же году скончался предшественник В. на Тверской кафедре еп. Андрей, похороненный в Спасо-Преображенском соборе. Закладка храма и погребение бывш. Тверского владыки не могли обойтись без участия В. В 1325 г., будучи в Москве, В. участвовал в погребении вел. кн. Юрия, убитого в Орде тверским кн. Димитрием, возможно, также в хиротонии юрьевского архим. Моисея во архиепископа Новгородского. В 1327 г. в Твери произошло крупное антиордынское восстание, роль в нем В. неизвестна. В 1328 г. Тверь была разорена войсками Орды и ратью московско-суздальских князей. Видимо, епископ, как и тверские князья, бояре, духовенство, а также большая часть населения, бежал из города (возможно, вслед за вел. кн. Александром Михайловичем во Псков). В. погребен в тверском Спасо-Преображенском соборе. В рассказе об обновлении Спасо-Преображенского собора в 1399 г. перечисляются Тверские епископы с краткими характеристиками - о В. сказано, что он был «честныи епископ».

http://pravenc.ru/text/154343.html

(† 14.02.1324, Богородичный мон-рь на р. Шоше), еп. Тверской (1289-1316). Сын литов. кн. Герденя, правившего в Полоцке (ок. 1264-1267), вместе с матерью и братом, вероятно, был захвачен в плен псковским кн. св. Довмонтом в 1266 г. В 1289 г. по просьбе юного тверского кн. св. Михаила Ярославича А. из игумена им же основанного Богородичного мон-ря на р. Шоше (или, возможно, тверского Отроча мон-ря ) был поставлен свт. Максимом во епископа Тверского; в 1300 г. вместе со свт. Максимом и Ростовским еп. Симеоном участвовал в Новгороде в поставлении Новгородского архиеп. св. Феоктиста . Являясь креатурой Михаила Ярославича (к тому времени уже вел. кн. владимирского), к-рый был недоволен отклонением предложенного им в качестве кандидата на митрополичий престол игум. Геронтия, А. ок. 1310 г. обвинил только что прибывшего на Русь свт. Петра в симонии и благословении неканонических браков перед К-польскими Патриархами Афанасием I , затем Нифонтом и на Соборе Русской Церкви в Переяславле. После оправдания свт. Петра А. сохранил кафедру, что, видимо, было следствием защиты со стороны вел. князя. Несмотря на подчеркнутое примирение митрополита с А. (в марте 1311 свт. Петр вместе с А. рукоположил в Твери еп. Харлампия, неназванной епархии, и еп. Ростовского Прохора), отношения между ними едва ли вполне наладились. 28 марта 1316 г. А. покинул кафедру, после чего она пустовала в течение года (преемник А. Варсонофий был поставлен лишь 13 февр. 1317). Удалившись в Шошский мон-рь, А. оставался тем не менее политически влиятельной фигурой: именно при его посредничестве, по тверским данным, осенью 1321 г. был заключен мирный договор между тверским кн. Димитрием Михайловичем и кн. московским и вел. кн. владимирским Георгием (Юрием) Данииловичем . Софийская I летопись и Московский летописный свод кон. XV в. говорят здесь не об А., а о Варсонофии (ПСРЛ. М., 2000. Т. 5. Вып. 1. Стб. 396; М., 1949. Т. 25. С. 166), но это скорее всего неудачная редакторская правка. Тверская летопись характеризует А. как «святоучительного»; в сборнике 1422 г. (РНБ. Q. I. 312. Л. 196 об.) сохранилось окружное послание, возможно ему принадлежащее. Тело А. после его кончины по повелению еп. Варсонофия из Богородичного мон-ря было доставлено в Тверь и погребено в кафедральном Спасском соборе.

http://pravenc.ru/text/115240.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Древней Руси ВЩИЖ древнерус. город XI-XIII вв., к-рый был расположен в зап. части совр. с. В. Жуковского р-на Брянской обл. ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДАНИИЛОВИЧ (кон. 70-х или нач. 80-х гг. XIII в.- 1325), кн. московский (1303-1325), вел. кн. владимирский (1317-1322), старший сын блгв. кн. московского Даниила Александровича ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ (не ранее 1112 - между 1167 и 1170), кн. туровский, сын владимиро-волынского кн. Ярослава (Иоанна) Святополчича ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами) ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (1350 - 1389), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 1383), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383) ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123048_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОДИМ Свт. Никодим, архиеп. Сербский. Роспись ц. вмч. Димитрия Печской Патриархии. Ок. 1345 г. Свт. Никодим, архиеп. Сербский. Роспись ц. вмч. Димитрия Печской Патриархии. Ок. 1345 г. (Ок. 1270, Рашская обл.- 12.05.1324), свт., архиеп. Сербский (пам. 11 мая, в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей - 30 авг.). Происходил из семьи неких правителей. Получил разностороннее образование. В молодом возрасте принял монашество в афонском мон-ре Хиландар . Упоминается в числе хиландарских монахов в описании тяжбы между Хиландаром и афонским мон-рем Зограф в 1290 г. После 1306 г. стал учеником хиландарского игум. Даниила (см. Даниил II , архиеп. Печский). В кон. 1311 или нач. 1312 г. стал игуменом Хиландара: впервые упоминается как игумен в афонском акте в авг. 1312 г. В 1311 или 1312 г. ездил в К-поль для примирения серб. королей - братьев Милутина и Драгутина (см. Феоктист , прп.). Как представитель Хиландара Н. упоминается в договорах от 5 авг. 1314 г. о покупке обителью виноградников. Благословил своего ученика иером. Гервасия переписать Праксапостол (Ath. Chil. 47), в реальности работу выполнил рясофор Мартиниан. Весной 1316 г. вместе со старцем из Кареи Феодулом находился в Сербии. После смерти архиеп. Сербского Саввы III , в кон. июля 1316 г., Н. и игум. Даниил были выдвинуты претендентами на кафедру Сербской архиепископии. В ожидании решения собора Н. жил в Карейской келлии. Несмотря на королевское покровительство Даниилу, Собор избрал Н. архиепископом. В источниках сохранились многочисленные упоминания о деятельности Н., к-рая носила преимущественно адм. характер. Между 1 сент. 1317 и 31 авг. 1318 г. вместе со старцем из келлии св. Саввы в Карее Н. уговорил кор. Милутина дать хрисовул, чтобы урегулировать отношения между Хиландаром и этой келлией. Н. вместе с Собором Сербской Церкви подтвердил хрисовул, данный после 12 мая 1317 г. королями Милутином и Драгутином Баньска монастырю во имя святого Стефана . В хрисовуле, данном между 12 мая 1317 и 29 окт. 1321 г., кор. Милутин и Н. утвердили иерархию епископов и игуменов главнейших сербских мон-рей. В тот же период Милутин и Н. дали хрисовул Хиландару с целью пресечь споры между работниками архиепископии и мон-ря по поводу использования пахотных земель. Между 1 сент. и 29 окт. 1321 г. Н. дал повелью, утвердив ряд обязательств Сербской архиепископии по отношению к Карейской келлии. В 1317-1318 гг. Н. составил аренгу повельи, данной кор. Милутином Карейской келлии. В 1318 г. Милутин и Н. договорились кардинально перестроить Хиландар, что определило совр. облик обители, и украсить мон-рь Жича . Участвовал в обновлении ц. во имя св. Саввы в принадлежавшем Хиландару с. Лизица и построил как свою задужбину ц. вмч. Димитрия в Пече (между 1322 и 1324). 6 янв. 1322 г. он короновал св. Стефана Дечанского .

http://pravenc.ru/text/2565552.html

Скачать epub pdf 193. Юрий III (Георгий) Данилович, князь московский, потом великий князь владимирский сын св. Даниила Александровича, князя московского, от брака с неизвестною. Родился в Москве в 1281 г.; по смерти отца провозглашен жителями Переславля-Залесского князем их и присутствовал тут на съезде князей в 1303 г.; по смерти великого князя Андрея Александровича (см. 19) явился соперником князя Михаила Ярославича тверского (впоследствии святой и великий князь, см. 139), дяди своего, на стол великокняжеский, и вместе с дядей поехал тягаться в Орду в 1304 г.; проиграв дело, мужественно отразил приступ князя Михаила тверского к Москве в 1305 г.; ездил в Рязань как повелитель в 1306 г.; злодейски умертвил князя Константина рязанского, находившегося пленником в Москве, в 1307 г.; отразил вторичный приступ князя Михаила тверского к Москве в 1308 г.; сев по избранию на стол новгородский, должен был отправиться в Орду, куда требовали его по жалобам князя Михаила тверского, в 1315 г.; женился в Орде на любимой сестре хана Узбека, Кончаке, и на обратном пути домой с ярлыком великокняжеским разбит князем Михаилом тверским у Бортнова (в 40 верстах от г. Твери), где потерял жену, брата и всех бояр, взятых в плен тверитянами, 22 декабря 1317 г.; преклонив на свою сторону Новгород, вторично поехал в Орду вместе с Михаилом и там погубил князя тверского 22 ноября 1318 г.; сел на стол владимирский в 1319 г.; воевал Рязань в 1320 г.; умирился с Тверью за 2000 рублей (упоминаемых при этом впервые) в 1321 г.; после безуспешной (с 12 августа по 9 сентября) осады Выборга едва не попал в руки новому великому князю Дмитрию Михайловичу, сыну Михаила тверского (см. 73), и бежал в Псков в 1322 г.; ходил с новгородцами к берегам р. Невы, заложил г. Орешек (нынешний Шлиссельбург) и тут заключил мир с шведами в 1323 г.; взяв с новгородцами же Устюг (Вологодской губернии), отправился в Орду и ехал туда Пермскою областью, а далее плыл Камою, в 1324 г.; по прибытии в Орду, убит почти в глазах хана сыном св. Михаила тверского, великим князем Дмитрием Михайловичем, 21 ноября 1325 г. Тело его, привезенное из Орды, погребено в Москве, по одним известиям (и они вернее) – в Успенском, по другим – в Архангельском соборе, но, там или тут, без надгробия. Великий князь Юрий 3 был женат дважды: 1) на неизвестной, в Ростове, с 1279 г.; 2) на Кончаке, сестре Узбековой (см. 5), но имел ли детей – сведений нет. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010