1317 ...по которой, как сказано выше, некоторые другие нашли убежище... – Здесь имеются в виду граф города Бордо Гарахар, а также Бладаст, причастные к делу самозванца Гундовальда и нашедшие убежище в базилике блаженного Мартина. Видимо, Хульдерик был также замешан в этом деле. См. кн. VIII, гл. 6 и прим. 19 к кн. VIII. О праве убежища в церкви см. прим. 18 к кн. V. 1318 ...оставался по ту сторону реки Луары... – Т. е. по левую сторону реки, где также частично расположен Тур. 1319 ...был... изгнан... оттуда горожанами, главным образом Домигизилом. – Вероятно, речь идет о том самом Домигизиле, который упоминается в кн. VI (гл. 18, 45). 1320 ...область города... – Слово pagus («паг, область, район, округ») Григорий употребляет в двух значениях: в значении части территории (области) города и в значении всей территории (области) города, как в данном случае. 1321 ...за исключением тех женщин, на которых не может падать подозрение в прелюбодеянии... – Видимо, автор имеет в виду кровных родственников – мать, сестер. 1322 Собор низложил Фавстиана, рукоположенного по приказанию Гундовальда в епископы в город Дакс... – См. кн. VII, гл. 31. 1325 ...человек, сделанный из земли... – По Иерониму. (См.: Hieronimus Stridonensis. Liber de nominibus Hebraicis. P.. 1609. Р. 1447). 1328 Однако местами.. – В подлиннике: per loca – «местами». Р. Бухнер же переводит – «везде» (allerorten), что по смыслу лучше (Т. 2. С. 19). 1329 ...резня между слугами епископа Приска и герцога Леодегизила... – О герцоге Леодегизиле см. кн. VII, гл. 37, 39. О Приске см. кн. IV, гл. 36. 1332 ...собрались в вилле Беслинген... – Собрались для обсуждения разных дел, в том числе для осуждения неблаговидного поступка герцога Гунтрамна Бозона, пытавшегося похитить драгоценности с усопшей родственницы. Вилла Беслинген отождествляется с местечком Nieder-Besslingen в герцогстве Люксембург, округ Диекирх, кантон Серф. (См.: Бухнер Р. Т. 2. С. 190. Прим. 1). 1333 ...Ингунду до сих пор задерживают в Африке... – См. кн. VIII, гл. 18, 28 и прим. 154 к кн. VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

344 Слово tewahedo буквально означает «сделанный единым», «доведенный до единства». На английском языке сами эфиопы передают tewahedo выражением made one. The Ethiopian Orthodox Church. Addis Ababa, 1970. P. 97. 345 «...преобладающее ныне в Эфиопии богословское направление (так называемое «Соединение») обнаруживает чрезвычайно большую близость, если не тождество, с Православием». Диакон А. Кураев, Лурье В. На пороге унии (Станем ли мы монофизитами?). М., 1994. С. 28; см. также: Нелюбов Б. Эфиопская Православная Тевахедо Церковь //Альфа и Омега. 3(17), 14. 1998. С. 70. 346 Tesfazghi Uqbit. Current Christological Positions of Ethiopian Orthodox Theologians//Orientalia Christiana Analecta. 196. Roma, 1973. P. 74–76. 350 Болотов В.В. Несколько страниц из церковной истории Эфиопии//Христианское чтение. 1888. 11–12. С. 777–784. 351 Левиу Стан. Указ. соч. С. 65; ρβαντη θανασου, καθ. πιτμος στορα Σρο- ακοβιτικς κα Αθιοπικς κκλησας. θναι, 1967. Σ. 110. 355 Устранение недостатков этой доктрины представляется возможным на основании святоотеческого учения, впервые подробно разработанного преподобным Максимом Исповедником , о двух усвоениях человечества Словом – природном и относительном (домостроительным), что предполагает четкое различие между восприятием естества и восприятием последствий греха как двумя принципиально различными, хотя и совпадающими хронологически, действиями воплотившегося Сына Божия. PG 91. Col. 156–157, 1040, 1049 d–1052,1317 d–1321. См.: Протоиерей Г. Флоровский . Преподобный Максим Исповедник //Восточные отцы V–VIII веков. М., 1992. С. 218. 357 «Помазал Отец, помазан же Сын посредством Духа, Который есть Помазание, как чрез Исайю говорит Слово: «Дух Божий на Мне, потому что Он помазал Меня» ( Ис 65:1 ), обозначая и помазующего Отца и помазанного Сына и помазание, которое есть Дух». Против ересей. Кн. 3. XVIII, 3. Творения. М., 1996. С. 288. 358 Цит по: Guidi I. Uno squarico di storia ecclesiastica di Abissinia//Besarione. Vol. VIII. Anno V. Rome, 1900–1901. P. 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

40. Однажды брат пришел в келлию аввы Иоанна Колова для духовной беседы. Когда настал вечер, — брат хотел возвратиться. Но душеполезная беседа продолжилась, и незаметно для них наступило утро. Авва встал, чтоб проводить брата; но беседа продлилась до шестого часа. Авва ввел опять брата в келлию; они разделили трапезу; после нее брат ушел [ 1317 ]. 41. Сказывали о авве Иоанне, что плату, получаемую им за жатву, он приносил в Скит, говоря: «Мои вдовицы и сироты — все в Скиту» [ 1318 ]. 42. Авва Иоанн Колов был в великом преуспеянии умной молитвы и переходил от нее в состояние духовного видения. Однажды брат пришел к нему взять корзины. Он вышел к нему и сказал: «Брат! чего ты хочешь?» Брат отвечал: «Мне нужны корзины, авва». Старец вошел в келлию, чтоб вынести корзины, и, забыв о них, сидел. Брат опять постучался, и когда старец вышел, то напомнил ему о корзинах. Старец взошел в келлию, и опять сидел, забыв о корзинах. Брат постучался в третий раз. Старец вышел к нему и говорит: «Чего хочешь ты, брат?» Брат отвечал: «Корзин, авва». Старец взял его за руку, ввел в келлию, сказав: «Если тебе нужны корзины, — возьми и иди! мне недосуг» [ 1319 ]. 43. Однажды хозяин верблюдов пришел к авве Иоанну, чтоб взять его корзины и увезти их, куда следовало по назначению. Авва взошел в келлию, чтоб вынести ему корзины, и, взяв одну корзину, забылся, потому что ум его был восхищен к Богу. Хозяин верблюдов опять обеспокоил его, постучавшись в двери. Авва вышел к нему; но, возвратясь в келлию, опять забылся. Хозяин верблюдов постучался в третий раз. Авва вышел к нему, и, возвращаясь в келлию, твердил: «Корзины — верблюд, корзины — верблюд». Твердил он это, чтоб снова не забыться. 44. Поведали о нем: «От необыкновенного соединения с Богом умною молитвою он не оставил ее и тогда, не поколебался, когда однажды диавол, приняв образ змея, обвился около его тела, пожирал его плоть и выкидывал ее ему на лицо» [ 1320 ]. 45. Однажды в Скиту несколько старцев вкушали вместе пищу. В числе их был и авва Иоанн Колов. Некоторый пресвитер, муж великой святости, встал, чтоб подать трапезовавшим по чаше воды. Но из уважения к пресвитеру никто не согласился принять от него, кроме Иоанна Колова. Старцы удивились и сказали ему: «Как ты, меньший всех, осмелился принять услужение от пресвитера?» Он отвечал: «Когда я встаю подавать чашу, то радуюсь, если все примут ее, как получающий большую мзду [ 1321 ] : по этой же причине теперь и я принял чашу, желая доставить ближнему мзду. Как бы он не огорчился, если б никто не принял от него» [ 1322 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

—412— что по отъезде своем учредит маленький комитет для продолжения дела. Молимся и ваших молитв просим, чтобы нас не оставили в этом комитетике. Отрясши от ног прах сего, хоть и царствующего града, на крилех яко голубинех поскорее хотелось бы полететь в весь некую 1316 . На вопросы Вашего Высокопреподобия, по наведении справок, вот какие имею честь дать ответы: 1. Директор Канцелярии Обер-Прокурора не знает ничего о представлении к наградам, сделанном нашей Академией; говорит, что при нем не было, и высказывает предположение, не лежит ли еще у Владыки нашего это представление. 2. О перемещении нашей Академии 1317 в Москву в официальных сферах никто не говорит, и никакой об этом мысли нет. Все, к кому я мог обращаться с этим вопросом, только смеются. «Кто вам сказал?» – Да в газетах пишут. – «Мало ли что в газетах мелют. Ведь у вас денег на это нет, а у нас и подавно не бывало». Была речь, но только речь, в Св. Синоде о другом перемещении – именно о перемещении Казанской Академии в Вильну 1318 . Дорогостоимость —413— Академии г. Обер-Прокурору сильно не нравится, и он высказывал мысль, что можно бы соединить по две в одну. Тогда 200,000 было бы экономии. Но прибавил: пусть не при мне это будет. – 3. О высылке программ семинарских в Академию директор обер-прокурорской канцелярии обещал не забыть и принять меры, чтобы они были высланы. О Преосвященном Иоанне 1319 в виде слуха напечатано уже в «Голосе» 19 мая и в «Биржевых Ведомостях» 20 мая. Кафедра будет в Санъ-Франциско; а пока там устроена будет церковь и все, епископ будет жить в Нью-Йорке. Именование, если не ошибаюсь, Курильский и Алеутский. Пишут в «Голос», что Биеринг 1320 недавно присоединившийся к православной Церкви и теперь уже имеющий сан священства (хотя будто бы и имеет женой вдову) будет в свите преосвященного Американского. Преосвященнейший Рязанский 1321 поручил мне передать, что он посылает Вашему Высокопреподобию и Академии —414— благословение и почитание. Он на лето остается в Петербурге, а из этого заключает, что и зиму продержат.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

972 Восписание и сказание предписанное о похвал святаго; и зд мало нчто имат к похвал святому... многогрешным Иоанном, Русина родом. – В заглавии данного сочинения царевич Иоанн Иоаннович (28.03.1554–19.11.1581), старший сын Ивана IV Васильевича Грозного, указывает на очередность создания Похвального слова: оно было им написано после Жития Антония Сийского. Временную очередность создания царевичем Иоанном Иоанновичем сочинений, посвященных Антонию Сийскому, отражает и структура рукописи РНБ, ОСРК, 0.1.22: Служба Антонию Сийскому (л. 2–72), Житие Антония Сийского (л. 73–369), Похвальное слово Антонию Сийскому и русским святым (л. 369–385 об.) и «Исповедание» (л. 385 об.–391). 977 ...Херсуни... и глаголется и Корсунь... – Корсунь – древнерусское название греческой колонии Херсонес в Крыму, где крестился князь Владимир. 978 ...Михаилом митрополитом... – Согласно закрепившейся в XVI в. традиции, первым киевским митрополитом был Михаил, которому наследовал Леон (Леонтий). Эта традиция пошла от так называемого церковного устава Владимира I, восходящего к XII–XIII вв., по которому Михаил являлся современником Владимира и константинопольского патриарха Фотия, что в свою очередь породило мнение, что Михаил являлся тем епископом, который был послан патриархом Фотием на Русь в 867 г. В действительности же имя этого епископа в источниках не называется. 979 ...Олга! – великая княгиня Ольга (ум. в 969 г.), приняла крещение согласно летописным источникам в 855 г. См. наст, изд., т. 12, с. 324–377 (Житие великой княгини Ольги в составе Степенной книги). 981 ...предле Радонеж... в пустынь пожывый святый Сергий авва... – Создатель и игумен подмосковного Троицкого (впоследствии Троице-Сергиева) монастыря Сергий Радонежский (1321/1322–25 сентября 1391/1392). См. наст. изд., т. 6, с. 254–411 (Житие Сергия Радонежского). 982 ...весь Обжора... поживе блаженный Павел! – Павел Обнорский (1317–1429), уроженец г. Москвы, основатель Троицкого Комельского, или по имени своего основателя – Павло-Обнорского, монастыря, находящегося на юге Вологодской области. Согласно некоторым источникам, св. Павел провел в Обнорской пустыни последние 40 лет своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9)  Св. Иоанн Дамаскин : " Господь принял название Христа не до воплощения, как лжемудрствуют некоторые... Слово тогда получило название Иисуса Христа, когда оно стало плотию». Возражение : Значение слов этого текста не относится к вопросу – да никто из нас никогда не говорил несогласно с учением сего святого (полнее же объяснено в § 21–22). Пророк Ездра ещё в Ветхом Завете упоминал об Иисусе и о Христе: «Открыется Сын Мой Иисус...И умрет Сын Мой Христос» 1317 . Однако сказаны эти слова от Имени Бога – Отца. Так же и св. пророк Исаия говорил: «Ты, Господи, Отец наш, от века Имя Твое – Искупитель наш» 1318 . Искупитель, или Спаситель, с еврейского значит – Иисус. Св. муч. Иустин Философ доказывает, что Имя Иисус есть предвечное Имя Сына Божия 1319 . Он доказывает, что «религиозно-нравственные истины суть Глаголы Слова 1320 . Он же пророческими текстами доказывает Божество Господа Иисуса Христа и имени Его – Иисус 1321 . Из творений св. Иустина, великого апологета первых веков христианства, вытекают следующие положения: 1) Имя «Иисус» – предвечно принадлежало Иисусу, Сыну Божию, и таинственно предуказывалось в пророчествах, в коих Бог называл сие имя – Моё Имя». 2) Имя Иисуса Христа есть неизреченная Божеская сила, а, следовательно, в нём сокрыта энергия Божества. 3) Имя Иисуса было проповедью Апостольской наравне с проповедью Его воскресения. Первобытная Церковь во исполнение заповеди Господней веровать во Имя Его ( 1Ин. 3:23 ) живо веровала во Имя Распятого и Воскресшего Иисуса Христа и обожествляла сие Имя. 4) Именем Иисуса Христа освящаются Таинства и просвещаются крещаемые в Таинстве Крещения, наравне с Именем Отца и Сына и Святого Духа. 5) Религиозно-нравственные истины в человечестве суть словесная энергия Божества и Бог, приобщавшийся человечеству Божественною Энергиею Глаголов Своих с самого начала человечества. Истина есть Бог, Имена Божии не суть прозвища и клички, подобные собственным именам языческих богов, но суть изъявления истинных, Богооткровенных свойств Божиих, суть истина Богооткровенная о Боге и, следовательно, – Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

I. 1. Епископ есть верховный учитель в своей епархии. Как такому, ему вверено проповедание христианской истины и распространение ее повсюду 1305 . Следовательно проповедь составляет, как особо отличительное право епископа, так и одну из первых его обязанностей 1306 . Ему принадлежит во всей полноте право проповедования в своей епархии 1307 , и от него исходить право проповеди , принадлежащее священникам 1308 , так что помимо епископа и без его ведома никто не может проповедовать в церкви 1309 . Кроме проповеди , епископу принадлежит право попечения о религиозном образовании, и прежде всего: а) юношества. Без полномочия от епископа никто ни в каком училище не может преподавать закон Божий 1310 , без его одобрения нельзя вводить веро-учительных книг и вести по ним преподавание 1311 . б) В целях религиозного просвещения он проповедует в кафедральном храме или сам, или, если почему либо не может, то кто-нибудь по его уполномочию 1312 , а в приходских церквах он назначает для этого или приходских священников, или посылает туда особых проповедников 1313 . Во время обозрения епархии он особенно должен стараться об исполнении этой своей обязанности 1314 . в) Образование духовенства составляет одно из главных дел учительской власти епископа, вследствие чего ему принадлежит: руководство всем, что касается воспитания кандидатов священства в семинариях 1315 , руководство и надзор за учением в высших богословских училищах 1316 , испытание лиц, имеющих занять какую либо церковную должность 1317 , и побуждение духовенства составлять собрания по вопросам о богословском образовании 1318 . Кроме того, епископ имеет право верховного попечения, чтобы все в его епархии хранили здравое учение 1319 и поэтому он должен пресекать всякое явившееся ложное учение 1320 , запрещать своим верным чтение книг, противных вере и нравственности 1321 , надзирать, говорит ли духовенство в проповедях то, чему учить церковь 1322 и, наконец, издавать правила для упрочения повсюду христианского учения 1323 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

«I. Чертеж Кирилова Белоозерского первоклассного монастыря, лежащего в Новгородской губернии в уездном городе Кирилове. А. Большой монастырь, окруженный каменною оградою, время построения которой неизвестно, однако же без сомнения прежде 1612 года 1315 , ибо в сем году выдержала она приступ от Литвы. На сей ограде девять башен. 1 . Въездная. В ней церковь св. Иоанна Списателя Лествицы, а под нею святые ворота. 2 . Мельничная. 3 . Банная. 4 . Угловая. 5 . Воротная. В ней церковь Преображения с приделами Николая чюдотворца и мученицы Ирины. 6 . Поваренная 1316 . 7 . Хлебенная 1317 . 8 . Плотничья иначе черная, или малая мереженная. 9 . Наугольная. Внутри-же ограды: 10 . Собор Успения Богородицы, построен в 1496 году; но после несколько раз перестроиван 1318 . 11 . Церковь Св. Кирилла Белоозерского. В ней почивают под спудом мощи сего угодника. Построена вероятно при царе Иване Васильевиче после 1577 года 1319 , но за ветхостью назад тому лет с 30 разобрана и вновь выстроена 1320 . На ней находится ныне ризница. 12 . Церковь св. Князя Владимира построена вскоре после 1558 г. княгинею Воротынскою 1321 . В ней погребены князья Воротынские. 13 . Церковь св. Епифания построена 1645 г. князем Телятевским. 14 . Церковь св. Евфимия, построена 1653 г. 15 . Церковь Введения Пресвятые Богородицы. Когда построена неизвестно 1322 . 16 . Церковь Архангела Гавриила, с приделом Константина и Елены, построена 1554 г. 1323 17 . Колокольня и под нею монастырская Архива. 18 . Старые настоятельские кельи. 19 . Нынешние настоятельские кельи. 20 . Монашеские кельи, духовное училище и разные строения, в которых прежде были кладовые, больничные палаты и проч. Из них многие стоят теперь в пусте. 21 . Прежняя оружейная. 22 . Нынешняя оружейная и книгохранилище. Б. Меньшой или Ивановской Предтечев Монастырь. В нем: 23 . Соборная церковь св. Иоанна Предтечи с приделом св. Кирилла, построена в 1531 г. 24 . Церковь св. Сергия Радонежского с приделом Дионисия Глушицкого, неизвестно когда построена 1324 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

(Messan. Salvad. 27. fol. 238r); на фреске сев. стены диаконника ц. св. Никиты в Чучере, 1309-1316 гг.,- в руках свиток с надписью: «Еще приносим Ти словесную сию». Также в настенных минологиях: ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- в рост; в нартексе ц. Благовещения мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321-1322 гг.,- погрудно; в нартексе ц. вмч. Георгия в с. Оморфи, Кастория (Греция), кон. XIII - нач. XIV в.; в нартексе архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.; в трапезной мон-ря Дионисиат на Афоне, 1547 г. В рус. памятниках - на иконе Божией Матери «Благодатное небо» , 40-е гг. XVII в. (ц. Св. Троицы в Никитниках, Москва),- в молении Богородице; иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей, архиеп. Критский», кон. XVII в. (КИАМЗ),- в молении Иисусу Христу, с развернутым свитком с надписью: «Г[оспо]ди призри с небесе». Иконография А. как святителя (в фелони, омофоре, с Евангелием в руках), с недлинной седой бородой, получила распространение в рус. искусстве. Так он представлен: на малом саккосе Фотия , митр. Московского, сер. XIV в., XV-XVII вв.? - с остроконечной бородой; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 120об., XV в.); на вологодской иконе «Минея на июль», кон. XVI в. (ВГИАХМЗ); на миниатюре XVII в. (РНБ. Q.I.1007. Л. 145об.), помещенной перед «Словом Андрея Критского о чести и о поклонении святых икон»,- в белом клобуке; на иконе «Пророк Самуил и св. Андрей Критский пред Корсунской иконой Божией Матери», 1707 г., мастера Оружейной палаты (ГРМ),- в черном клобуке и с жезлом; на рус. минейной иконе XVIII в. (музей в Рекклингхаузене); на иконе «Преподобные Андрей Критский, Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие», 1820 г., написанной И. А. Богдановым-Карбатовским (АМИИ); на эмалевой иконке «Св. равноап. Елена и свт. Андрей Критский», 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР),- с раскрытой книгой в руках. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., дважды упоминает А. как «старца с седою бородою» - среди святителей, говорящего: «Вонми, Господи Иисусе Христе...» (Ч.

http://pravenc.ru/text/115200.html

Pselli, Dialogus, cap. V, Migne, CXXII, col. 823; cp. 820. Тоже самое рассказывает про одну секту хлыстов Димитрий Ростовский в Розыске. 1316 Так можно судить по возглашению многолетий. Migne, col. 48. Так заключают Толлий и Селье. Ceillier, Histoire gènéral des auteurs sacrés et ecclesiastiques. Paris, 1863. XIV, a, p. 153. В проповеди , приписанной патриарху Иоанну Ксифилину (1064–1075), отрывок из которой напечатан у Миня (том СХХ, col. 1289), упоминается о сожжении массалиан по повелению царя. Проповедь эта принадлежит вероятно Георгию Ксифилину (1193–98), а не Иоанну. 1317 Ликопетром (Волко-Петром) Петр назывался потому, что когда он побит был камнями, то будто бы в присутствии его учеников, ожидавших три дня его воскресения, из кучи камней вышел диавол в образе волка. Любопытно, какой-то Петр богомил был потом анафематствован на болгарском соборе 1210 г. при царе Борисе. 1320 Ср. Döllinger, S. 34. Гильфердинг, на основании исследования Шмидта и приведенного в нем свидетельства Рейнера Саккони, различает в богомильстве, именем которого стали называться все вообще дуалистические секты, два толка: македонский или дреговичский, строгого дуализма павликианского, и болгарский – смягченный. Сочинения, I, стр. 132–134. Ср. Иречек, 283. 1321 По воззрению богомилов человек в сущности не имеет свободной воли: он роковым образом подчиняется борющемся в нем началом: злому, или доброму, смотря по тому, какое начало превозмогает над другим. 1322 Пασης υδομδος δευτραν, κα τετρδα, κα πακασκευν καραγγελουσι νηστεειν ες ρας εντης. Migne, CXXX, col. 1320, c. (След. не во вторник, четверг и пятницу или даже субботу, как переводят это место многие. В тексте по Голубинскому). 1324 Они списывали св. Писание, не изменяя ни одной буквы. Единственное сохранившееся богомильское Евангелие на славянском языке написано в 1404 г., но содержит весьма древние формы языка. Даничич, О кодексе Босняка Хвала (герцога) в Старине III, 1–146. 1326 Анафематствования, относящиеся к богомилам, встречается теперь только в рукописных греческих синодиках; они не печатаются в греческой Постной Триоди, не находят их и в русских переводных синодиках (Успенский, 209).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010