Закрыть itemscope itemtype="" > «12 шагов» в Русской Православной Церкви - быть или не быть? Выдержки из обсуждения статьи д.м.н. А.Л.Игонина «Общество анонимных алкоголиков и перспективы его деятельности в России» 22.03.2010 5017 Время на чтение 142 минут Выдержки из обсуждения статьи д.м.н., профессора, руководителя отдела судебно-психиатрических проблем наркоманий и алкоголизма ФГУ «ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского» Росздрава А.Л.Игонина «Общество анонимных алкоголиков и перспективы его деятельности в России. Обзорное сообщение» на форуме информационного агентства «Русская Линия» В данной работе автор рассматривал механизмы воздействия ячеек общества «Анонимные Алкоголики/Анонимные наркоманы» («АА/АН») на наркологических больных, приводил сведения об эффективности работы этих организаций, анализировал характер взаимосвязей общества «АА (АН)» с обычными наркологическими центрами, в частности, в рамках Миннесотской модели лечения больных с зависимостью от психоактивных веществ, констатировал, что в России движение «АА (АН)» не получило широкого распространения. На прошедшей 28 января 2010 года в рамках V направления «Церковь и общество» XVIII Международных Рождественских образовательных чтений конференции «Духовная и медицинская помощь в преодолении пороков наркозависимости, пьянства и табакокурения» ее участниками, священнослужителями Русской Православной Церкви и помогающими им светскими специалистами (психиатрами, наркологами, психологами и просто добровольцами) был в очередной раз поднят этот животрепещущий вопрос - имеет ли смысл внедрять в церковные трезвеннические практики любые элементы программ, содержащих в себе идеологию «12 шагов», которая реализуется на группах «Анонимные Наркоманы/Анонимные Алкоголики»? Результатом обсуждения явился однозначный ответ - НЕТ. Участники конференции «Духовная и медицинская помощь в преодолении пороков наркозависимости, пьянства и табакокурения» обратились в Организационный комитет с просьбой внести ряд предложений на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в том числе о благословении создания единого общецерковного научно-методического центра по профилактики зависимого поведения и социальной реабилитации лиц с наркотической, алкогольной и другими видами патологической зависимости, а также о необходимости обращения Святейшего Патриарха Кирилла с расширенным призывом ко всем епархиальным архиереям создавать на своих территориях душепопечительские центры для социальной реабилитации нарко- и алкогользависимой молодежи.

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

«С помощью 12-ти Шагов мы смогли избавиться от этих страхов (остаться нищими, потерпеть финансовую неудачу авт.), вне зависимости от того, какими были наши финансовые перспективы. Мы радостно и смиренно трудились, не заботясь о завтрашнем дне. Если наше материальное положение было хорошим, мы больше не боялись его ухудшения, потому что поняли, что наши беды могут стать нашими большими приобретениями. Не важно, какое наше материальное приобретение, важно какое духовное. Деньги постепенно превратились из наших господ в наших слуг. Они стали средством выражения любви и обмена услугами с окружающими нас людьми» («12 Шагов и 12 Традиций, с. 137). Сегодняшняя евангельская притча, вернее, история — о богатом начальнике, который вопросил Христа, как ему спастись, как наследовать вечную жизнь. Он жил, стараясь соблюдать заповеди Божии, и Господь Иисус предложил ему идти дальше: «.Ещё одного не достает тебе: все, что имеешь, продай, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» ( Лк.18:22 ). Как ни странно, мой алкоголизм, мое позорное, смертельное заболевание было моим сокровищем, с которым я не хотел, да и не мог расстаться. В АА мне удалось с помощью 12-ти Шагов освободиться от этих ужасных вериг, от мучительного груза, бремени. Чем я могу выразить благодарность моему Содружеству? Я стараюсь быть активным членом родной группы, отдавать силы, время. Я вспоминаю, сколько денег я выкинул на ветер во время попоек, и стараюсь не скупиться на 7ю традицию. Передо мной всегда стоит выбор: или деньги связаны для меня со страхом и жадностью, и тогда я рискую уподобиться гоголевскому Плюшкину, или я превращаю деньги из моих господ в слуг — делая их помощниками и проводниками любви Божией в этом мире. И еще. Сегодня в Церкви вспоминается преп. Иоанн Молчальник, святой V в. Его путь в Церкви очень необычен. Он оставил епископское служение и многие годы подвизался в тишине и уединении. Достигнув духовного совершенства, он, Промыслом Божиим, прожил 66 лет в обители Саввы Освященного, совершая чудеса, и укрепляя многих людей. Я знаю, что без духовного труда, без внутренней работы по 12-му Шагу, без того, чтобы претворить в жизнь духовные принципы программы выздоровления, я не смогу отказаться от своих прежних идолов и кумиров.

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

«Как это работает. 12 Шагов и 12 традиций Анонимных Наркоманов». М., 1999. ДРУГИЕ КНИГИ, А ТАКЖЕ БРОШЮРЫ, БУКЛЕТЫ И ЖУРНАЛЫ, издаваемые Alcoholics Anonimous World Servise, Inc, сообществом Ал-Анон, и российскими издательствами: «АА взрослеет» «Доктор Боб и славные ветераны» «АА: 44 вопроса» «АА для женщин» «Алкоголизм — семейная болезнь» «Алкоголизм — карусель отрицания» «Анонимные Алкоголики в вашей среде» Буклеты с переводами статей Билла Уилсона: «Вера», «Страх», «Честность» «Смирение», «Любовь» и других. «Вопросы и ответы о наставничестве» «Вопросы новых членов» «Если вы профессиональный работник» «Дилемма брака с алкоголиком» «Дюжина» — журнал, издаваемый Российским АА и являющийся русскоязычным «собранием АА в печати». В нем публикуются истории членов АА, материалы о проблемах и опыте групп, информация о событиях и жизни АА. Выходит с 1993 года. «Знакомьтесь: АА» «Как понимать анонимность» «Молодежь и АА» «Послание женщине-алкоголику» «Самообеспечение» «Священнослужителям об АА» «Члены АА о лекарствах и других медицинских препаратах» и многие другие «Алкоголики о себе». Сборник свидетельств выздоровления, а также статей специалистов: врачей, психологов, священников и др. Изд. «ИНФОРМ-12», М., 1998. Иеромонах Иона (Займовский). «Сладкий плод горького древа». Изд. «Даниловский благовестник», М., 2004. Первая в России книга православного священнослужителя, который, будучи хорошо знаком с Программой «12 шагов», рассматривает ее с позиций Православия. Специально для книги автор проинтервьюировал на эту тему многих видных иерархов и священнослужителей Православной Церкви, а также специалистов в области наркологии. Иеромонах Иона (Займовский). «Церковь и страдающая личность». Изд. «Даниловский благовестник», М., 2005. Мирянин Александр. «Выход есть!». Изд. «Даниловский благовестник», М., 2004. Опыт анализа Программы «12 шагов» с точки зрения человека, который много лет назад обрел трезвость и пришел к Богу, работая по этой Программе. «О наркомании». Изд. «Благо», М., 2000. Сборник. Одна из немногих пока книг, отражающая конструктивную точку зрения православных специалистов на проблему наркомании. Напечатана по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго.

http://azbyka.ru/zdorovie/narkotiki-i-na...

Кроме того, в ближайшем будущем планируется создание реабилитационного центра длительного пребывания для алкоголиков, наркоманов и для других людей, страдающих разного рода зависимостями. " Мы надеемся, что этот центр будет уникальным, в том смысле, что там смогут получать профессиональное лечение и церковно-священнослужители. Мы знаем, что на западе такие специфические центры есть, а у нас еще нет. Там могут получать реабилитацию и прихожане храмов, то есть люди, чье мировоззрение православное. И в тоже время там могут получать помощь те люди, которые на пути к Церкви, которые на пути к Богу, или даже атеисты " , - прокомментировал о. Иона (Займовский). Характерно, что поддержку в таком деле монастырю будет оказывать Управление по наркотикам и преступности ООН. По утверждению некоторых специалистов, ООН совместно с ВОЗ, Глобальным Фондом и Всемирным банком внедряют в России программы, способствующие сокращению рождаемости в бывших странах Союза. В частности, это программы по легализации метадона, программы по профилактике ВИЧ/СПИДА, что, по сути, является пропагандой " безопасного секса " и т.п. Надо сказать, что на все эти проекты Всемирный банк и некоторые другие иностранные организации выделяют астрономические суммы. " Источник: http://www.k-istine.ru/drag/drag_aa-05.htm 2. " Сравнительный анализ православной методики реабилитации и программы " 12 шагов. Часть I " " Ещё настораживающий факт - во многих странах мира вот уже 20 лет программа " 12 шагов " идёт в одном наборе либо с " заместительной терапией " метадоном... И то, что именно такая личность как Олег Зыков, активно лоббирующий внедрение метадоновой программы в России, вдруг оказалась в нужное время в нужном месте (имеем в виду, рядом с людьми, работающими по " 12-ти шаговой " Программе в Центре духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловском монастыре) специалистов не просто настораживает, а вызывает прямые опасения: как бы это не стало троянским конем для зыковских метадоновых лобби в России! Иначе, зачем Зыкову тереться у Церкви? "

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

С уважением, куратор конференции «Духовная и медицинская помощь в преодолении пороков наркозависимости, пьянства и табакокурения», сотрудник научно-методического отдела Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, член Экспертно-консультативного совета при Управлении Государственного антинаркотического комитета по Центральному федеральному округу, врач-психиатр Николай Каклюгин (в тексте форума - НК). НК 05.03.2009 08:43 Слава Богу! Теперь своё слово в отношении эффективности программы " 12 шагов " сказали и авторитетные опытнейшие специалисты-наркологи: " Следует, однако, отметить, что, несмотря на активные попытки создать сеть ячеек общества АА в России, к особому успеху эта деятельность не привела. Такого рода организации в нашей стране пока малочисленны и далеки от стабильного функционирования. Вероятно, плохая приживаемость ячеек общества АА в России связана с тем, что менталитет россиян отличен от менталитета американцев. Кроме того, жители нашей страны исповедуют иную религию либо являются агностиками. Более успешна деятельность сообществ наркологических больных при традиционных для России религиозных организациях, в первую очередь, при Русской Православной Церкви. " Радует, что это позиция психиатров-наркологов ещё советской школы. Значит, у отечественной наркологии есть желание сближаться с православными школами трезвения. Приятно, что и я имею непосредственное отношение к тому научному учреждению, где трудится уважаемый профессор Игонин. Lucia 06.03.2009 01:55 В этих группах АА и АН есть что-то скользкое. Возникает естественный вопрос - эти группы - группы по поиску Бога? Или цель стать здоровым и успешным?. а приход к Богу - побочный продукт? Интересно, можно ли получить ответ на этот вопрос? НК 06.03.2009 16:15 Здесь Вы можете найти все ответы на Ваши вопросы: - http://www.k-istine.ru/drag/drag_aa-05.htm " 12 шагов навстречу дьяволу, или кому выгодно дискредитировать Церковь " - http://www.sektoved.ru/articles.php?art_id=56 " Анонимные Алкоголики: конечно, это - секта! "

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

В 1823 году однажды потребовал к себе батюшка о. Серафим Михаила Васильевича и, взяв колышек, перекрестился, поцеловал его, то же самое велел сделать Мантурову, потом поклонился своему Мишеньке в ноги и сказал: «Ступай ты, батюшка, в Дивеево; как придешь, стань там напротив самого среднего алтарного окна Казанской церкви, отсчитай столько-то шагов (число забыто), и как отсчитаешь их, батюшка, тут будет межка; вот от нее ты еще, батюшка, отсчитай столько-то шагов (число забыто), и придет пахотная земля; потом отсчитай еще столько-то шагов (число забыто), и придет луговина; тут как придешь, по глазомеру рассчитай, батюшка, где придется самая срединка, да в срединке-то самой этот колышек и вбей, чтобы хоть немного, а видно бы его было; вот, батюшка, что прошу тебя, сделай это!» Поехал Михаил Васильевич в Дивеево и, очутившись на указанном батюшкой заглазно месте, пришел просто в ужас от удивления. Это было только поле, и все его шаги сошлись с батюшкиными размерами. Мантуров исполнил все в точности и вбил колышек в назначенном месте. Когда Михаил Васильевич вернулся с докладом к батюшке, то о. Серафим опять молча поклонился ему в ноги и был необыкновенно радостен и весел. Целый год о. Серафим ничего не вспоминал о колышке и отмеренном поле в Дивееве, так что Михаил Васильевич, ровно ничего не зная и не понимая в притче великого старца, порешил, что о. Серафим забыл уже это. Но вдруг батюшка, потребовав Михаила Васильевича к себе, дал ему на этот раз уже четыре небольших колышка, перекрестившись, поцеловав их, и заставил Мантурова сделать то же, поклонился ему в ноги и сказал: «Теперь, батюшка, сходи опять туда же в Дивеево, на то место, где, помнишь, ты в прошлый год вбил колышек, и там, по равному же размеру, по четырем углам, около большого-то колышка, и вбей эти четыре; а чтобы как-либо не затерялись они, батюшка, ты возьми камешков, да и положи на них по кучке, чтобы после не спутаться, а заметно бы место их было!» Исполнив в точности, Мантуров вернулся с докладом к батюшке. Отец Серафим опять молча, но весело и радостно встретил его и поклонился ему в ноги. Терялся Михаил Васильевич в догадках, что это все значило и что должно совершиться, а спросить не осмеливался. Наконец в 1826 году на этом самом месте возникла мельница — питательница дивеевских сирот.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Святой мученик Порфирий пострадал в царствование Юлиана Отступника. Порфирий был актером и в день рождения императора исполнял роль в театре, согласно которой должен был глумиться над таинством святого Крещения. Но когда по ходу пьесы Порфирия погрузили в воду со словами: «Крещается раб Божий Порфирий, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», то под действием благодати Божией, воспринятой им при этих словах, выйдя из воды, он во всеуслышание исповедал себя христианином. Юлиан тут же приказал мучить его, а после пыток обезглавить. Многие из нас пришли в АА с большим сомнением и насмешливым недоверием. Меня, например, первые месяцы воротило от книги «12 Шагов и 12 Традиций», как и от самих Шагов и почти всей философии АА. Однажды я сидел на «спикерском» собрании и слушал историю одной женщины. И вдруг на меня словно что-то опустилось. С ужасом я осознал, что находился на волоске от срыва, что несколько месяцев, в которые я оставался трезвым благодаря АА, — это состояние «сухого» алкоголика, а не выздоровление. Мурашки пробежали по телу, и мне открылось, что без работы по 12 Шагам, моя трезвость всегда будет не прочнее паутины. Мой «подспонсорный» признался как-то, что он стал посещать собрания с совершенной уверенностью в несерьезности и идиотизме АА. Он ходил, чтобы от него отвязалась жена, и внутренне саркастически насмехался надо всем, что видел в АА. Но потом ум его как бы раскрылся и мой подопечный с ужасом увидел и осознал пропасть, рядом с которой он находился многие годы и куда стремился с упорством одержимого. Бог разными путями берет в объятия человека, и АА, как часть Божьего промысла о несчастных алкоголиках, пленяет, ставит в свои ряды по-разному. Но если алкоголик со всей серьезностью отнесется к рекомендациям программы «12 Шагов», то «возможно, он станет молиться тому, над чем собирался поглумиться» («Анонимные Алкоголики», с. 29). Святой мученик Порфирий, помолись, чтобы нам серьезно и ответственно трудиться над собой в программе АА. 29 сентября. Литургическое чтение: Гал.4:28 -.5:10

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Здесь как мне кажется, по меньшей мере, две причины. Первая - это непонимание (возможно искреннее) создателей сообщества АА, АН и их последователей того, с чем они столкнулись, и непонимание это происходит, по всей видимости, от некоторой богословского безграмотности. Вторая причина (впрочем, это только мое предположение, которое я постараюсь аргументировать) более корыстна. Дело в том, что практически с самого начала своей деятельности АА осуществляют свою практику в государственных учреждениях... Вообще необходимо обратить внимание читателей на то, что дискуссия о духовном содержании движения АА, АН в США ведется достаточно давно и широко, о чем заморские приверженцы 12-шаговой программы не информируют своих российских последователей. Существует целый ряд изданий посвященных этой теме. Например, такие издания как: Charles Bufe Alcoholics Anonymous: Cult or Cure? 1998. See Sharp Press, (Чарльз Буфе " Анонимные алкоголики: культ или исцеление? " ) или Ken Ragge More Revealed: A Critical Analysis of Alcoholics Anonymous and the Twelve Steps, 1992. (Кен Рагге " Критический анализ анонимных алкоголиков и 12 шагов " )... Отмечу, что религиозный характер общества АА со временем меняется. В начале создания сообщество АА мало, чем отличается от Оксфордской группы, основное отличие в том, что собрание Оксфордской группы для всех, а собрания АА только, для алкоголиков. Сообщество АА вобрало в себя все заблуждения в отношении к Богу, Христу и Церкви, которые присущи Оксфордской группе. В дальнейшем АА данные заблуждения не исправили, а приумножили. Происходит отказ от Христа, под термином " Бог " больше не подразумевается Бог Нового Завета. В начале на собраниях АА молились молитвой " Отче Наш " , изучали Библию, особое внимание уделялось " Нагорной проповеди " . В дальнейшем появляется программа 12 шагов и молитва " о душевном покое " . Ранние издания АА (например " Большая книга " ) были написаны свободным слогом, предлагающим человеку освобождение. Современные издания имеют характер директив, написанных скорее приказным тоном.

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

При этом, «Программа 12 шагов» не является церковной программой в православном понимании уже хотя бы потому, что в ней нет таинств, нет священника не только как тайносовершителя, но даже в качестве пастыря и духовника. Программу можно несколько адаптировать к православию, но сделать ее в полном смысле церковной невозможно. Допуская и даже приветствуя участие своих страдающих от зависимости прихожан в группах, работающих по «Программе 12 шагов», Церковь должна сделать приоритетом развитие своей, в собственном смысле церковной системы реабилитации, успешные опыты которой уже имеются. Функционирование при приходах и монастырях групп самопомощи или реабилитационных центров, работающих по «Программе 12 шагов», не является препятствием для становления церковной реабилитации и может поощряться. 2. Применительно к российским условиям достаточно одного мотивационного центра на несколько епархий, но не менее одного на каждый федеральный округ. 3. В Российской Федерации это, в первую очередь, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Министерство здравоохранения и социального развития с входящей в него наркологической службой. 4. В Российской Федерации — это Государственный антинаркотический комитет, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственная наркологическая служба, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 5. В Российской Федерации такой благотворительный фонд целесообразно создать при поддерже Государственного антинаркотического комитета (ГАК), Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России и других ведомств, входящих в ГАК. Назад, сквозь закрытые двери. Исповедь наркомана Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/cerkov-na-pomoshh-nark...

При внимательном ознакомлении с деятельностью организаций, работающих по программе так называемых " 12-ти шагов " , вызывает особую обеспокоенность в отношении целесообразности использования их опыта в практике православного душепопечения. В своих работах священники Русской Православной Церкви, отстаивающие право " 12-ти шаговых программ " работать с прихожанами по всей России, часто ссылаются на Ваше благословение о " продолжении работы групп самопомощи, построенных на духовных основах, на покаянии и творении добрых дел и распространении этого благого начинания на приходах Первопрестольного града Москвы " , которое было дано Вами 18 мая 2006 года в обращении к пастве по случаю Дня почитания иконы Божией Матери " Неупиваемая чаша " . Мы убеждены, что тогда Вы благословили деятельность групп самопомощи в тесном взаимодействии с Православным священством, но не работу групп " Анонимные Алкоголики (АА)/Анонимные Наркоманы (АН) " , использующих в своей практике программу " 12 шагов " . Ведь по сути на наших глазах роль Церкви в исцелении страждущих пытается взять на себя некая общественная организация, которая предлагает собственный автономный алгоритм спасения от всех страстей. Русская Православная Церковь в данном случае становится лишь обслугой в руках сообщества " АА/АН " , неким прикрытием в своей деятельности. " Полный текст резолюции размещён в том числе и на " Русской Линии " : http://www.rusk.ru/st.php?idar=112437 . И подписывали данный документ не сайентологи, а священники Русской Православной Церкви - наиболее авторитетные в области православного душепопечения, а также сектоведения + врачи-психиатры и наркологи из некоторых субъектов Российской Федерации и помогающие им и тем же священникам светские специалисты, занимающиеся в различных регионах России реабилитацией лиц с зависимым поведением. Цитата: я потерял интерес к этой дискуссии когда понял кто Вы, и почему очевидные и простые вещи извращаете Переадресовываю этот неудачный провокационный манёвр обратно его автору. Не стоит извращать прописные истины.

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010