3 февраля 2007 года в Патриаршем центре духовного развития детей и молодёжи прошёл Круглый стол «Православная церковь и программа «12 шагов». Опыт Данилова монастыря». Итоговый документ этого Круглого стола был опубликован в Интернете. В материалах Круглого стола приводится интервью со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II наместника Данилова монастыря архимандрита Алексия (Поликарпова) от 2003 года. Святейший Патриарх, в частности, отметил, что «важнейшей задачей сегодняшнего дня мы считаем не только воссоздание поруганных святынь, но и возрождение человеческих душ. По глубокому убеждению Церкви, пьянство и наркомания - это грех, ставший болезнью... Зависимость от рюмки и наркотика - прежде всего серьёзный духовный недуг... Поэтому Церковь требует от своих служителей и чад активности, обращаясь к каждому из них словами апостола Павла: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим.4,2). Пастырские беседы, исповедь, причащение Святых Тайн Христовых приводят алкоголика или наркомана к здоровой, активной жизни, возвращают его семье и обществу». Вот что советует Святейший Патриарх: назидать, увещевать, проводить пастырские беседы, исповедывать и причащать зависимых! Это как раз то, что делается в православных реабилитационных центрах, но отвергается Программой «12 шагов»! На вопрос «насколько применимо в России начинание «Анонимных Алкоголиков»» Святейший Патриарх Алексий II дал прекрасный ответ: «Следует помнить, что выздоравливающий человек остро нуждается в заполнении своей душевно-духовной сферы, ранее заполненной наркотиками и алкоголем... Это не означает, что в практической деятельности по реабилитации алкоголиков и наркозависимых следует сознательно упрощать те или иные положения христианской веры. Такая деятельность должна быть неразрывно связана с катехизаторскими мероприятиями, с вовлечением страждущих от алкоголя и наркотиков в полноценную церковную жизнь. Не следует с ходу отвергать и порицать идеи, даже если они рождены вне Православия, которые служат благу людей. Опыт, накопленный в Сообществах «Анонимных алкоголиков» и «Анонимных наркоманов», не должен быть проигнорирован в России - напротив, он должен стать предметом пристального изучения (изучения! А не безсмысленного внедрения). Однако следует помнить, что методики, эффективно работающие за рубежом, иногда могут быть неприменимы у нас. Полагаю, что в условиях России и других православных стран, где десятки миллионов людей связывают духовное здравие с отеческой верой, нужно попытаться наполнить эти программы нашим религиозно-нравственным содержанием, сочетать их медицинские и психологические достижения с православной духовной основой (!)».

http://ruskline.ru/analitika/2007/10/18/...

147 Вельское городище в 28 верстах от Опочки, расположено на крутом и высоком холме, обведенном валом для большей крутизны. Холм лежит между трех озер: с северной озеро Черное, с южной озеро Чадо, а за ним озеро к югу-западу Большое. Прямо на запад, между озерами Черным и Большим, гора, служившая передовым укреплением. На восток посад на песчаном месте. Посреди городища стояла патрональная церковь св. Михаила, на месте которой теперь построена деревянная. Вся окружность 879 шагов, на запад вал с подошвы холма 78 шагов, изнутри вал, приделанный сверху натурального холма, 25 шагов. На северной и восточной сторонах город укреплялся плитяною стеною, которая в начале XVIII в. разобрана; из кирпичей состроена церковь на посаде, где есть железные двери, найденные на городище. Площадь городища покрыта ямами и неровностями; подле церкви большая яма; довольно большой курган на западной стороне. Вкруг городища до сих пор совершается крестный ход 8-го июля. Предание говорит, что он установлен будто бы в воспоминание победы, одержанной когда-то Вельянами над соседями своими Красногородцами. Другой ход бывает в память избавления от морового поветрия, когда-то опустошавшего Велье. Близ посада на песке огромные груды человеческих костей; хотя их не раз уже прикрывали песком, но ветер открывал их снова, и теперь можно видеть черепа и кости разных частей человеческого тела. 165 В Новгороде вообще судную власть имели: Посадник, тысячский или их судьи, владычные судья и иные судьи. Э. А. А. I, 71. 229 Молодцы рассекали себе ладонь и спускали кровь в одну ямочку, выкопанную в земле, а потом подавали друг другу руки и произносили обет братства. Другой обряд, еще торжественнее, совершался так: вырывали из земли полосу дерна, иногда же три полосы, так чтобы их края были соединены между собою и ставили их на жерди так высоко, как только человек может достать острием копья. Стоя на коленях под этой землею, витязи призывали богов во свидетелями своей клятвы и обещались жить между собою как родные братья.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Таким образом, в содержании, учении и деятельности Программы «12 шагов», безусловно, прослеживаются черты сектантского характера. С моей точки зрения, весьма правильно утверждает В.Н.Осипчук, что в программной литературе особо подчёркивается «духовный», но не религиозный характер «12-ти шагов». Но это же утверждают и сами руководители Программы. Вот высказывание из книги «Анонимные Наркоманы»: «Анонимные Наркоманы» - это духовная, а не религиозная программа» (стр. 103). Непосредственно в общении с работниками Программы мне всегда приходилось слышать утверждение, что Программа носит духовный характер, но не может быть религиозной, так как в ней пребывают люди разных религиозных убеждений и даже неверующие, поэтому навязывать им какую-то религию неэтично. Я согласен - безусловно, это так. Но тогда вновь возникает вопрос: а зачем же эту Программу навязывать Церкви, тем более что у Церкви есть свои давно апробированные методы исцеления духовных недугов? На практике всеядная духовность приводит к подверженности членов АА/АН влиянию со стороны любых религиозных, философских, квазирелигиозных и оккультных убеждений. Да, некоторые члены групп получают толчок к познанию Истинного Бога и приходят в Церковь, но это далеко не всегда. Мне нередко приходилось встречать «исцеляющихся», которые впоследствии стали приверженцами различных сектантских и оккультных образований. Так куда же ведёт 12-ти шаговая Программа и куда приводит в итоге? В.Н.Осипчук совершенно верно утверждает: «Выздоравливающий зависимый, как правило, нуждается в духовной поддержке и ищет её, но «духовность» Программы настолько расплывчата и неопределённа, что скорее создаёт беспорядок и хаос в духовной сфере». Владыка Иоанн (Снычев) говорит нам: «Приветствуя всякое доброе намерение поднять нравственный уровень общества..., с уважением относясь к искренним попыткам направить мысли и поступки людей к возможно более высоким целям, мы не должны, однако, растворять свое благовестие и понимание «духовности». Это понимание у людей далеких от веры может легко подменяться такими понятиями, как «общекультурные ценности», «общечеловеческие нормы нравственности» и им подобными.... Отождествление или слишком рискованное сближение Благодати и истины Христовой с такого рода «духовностью» низводило бы Церковь на уровень чисто человеческой гуманистической организации, деятельность которой некоторые желали бы использовать исключительно в качестве подсобного средства для общегражданской борьбы со слишком развившимися пороками и антисоциальными явлениями.

http://ruskline.ru/analitika/2007/10/18/...

Я провожу каждую субботу духовную беседу с зависимой молодёжью и, к сожалению констатирую её сугубую бездуховность... Неужели пропагандисты 12-ти шаговой программы серьёзно могут думать, что молодые люди, не имеющие толком представления о нравственности, вдруг будут способны «глубоко и бесстрашно» оценить свою жизнь с нравственной точки зрения? Глубокое заблуждение и грубейшая ошибка! Я не сгущаю краски и не преувеличиваю социально-нравственную деградацию личности наркомана. Я - врач с большим стажем лечебной, научной и педагогической работы, всю жизнь проработавший с подростками и молодёжью, и хорошо знаю, что у наркоманов в зависимости от их преморбидного фона, степени педагогической запущенности, длительности и тяжести наркотизации развиваются интеллектуально-мнестическая, нравственно-духовная и социальная деградация, и на этом фоне формируется особый наркоманический тип личности. К счастью, в процессе реабилитации деградация личности, как правило, исчезает, если она была не очень сильно выражена и мозг ещё способен восстановить свои прежние качества и способности... Чем больше времени проходит от распада Советского Союза, и падения коммунистического режима и идеологии тем всё хуже и хуже становится духовно-нравственное состояние наших сограждан... Всё это накладывает на нас, православных реабилитологов, всё большую ответственность и предполагает пересмотр методов реабилитации. И в этих условиях идеи православных методов реабилитации приобретают решающее значение. Для того, чтобы нравственно оценить себя и свои поступки, надо знать, что такое нравственность и знать, что нравственность - категория религиозная и связана с такими понятиями как Бог, духовность, Закон Божий, а для этого надо привить эти понятия зависимым, как это делается в православных центрах реабилитации. Программа же «12 шагов» на протяжении 4 шагов, как я уже показал, этого не делает. И надо понять, что с нравственностью совместимо и такое понятие как ГРЕХ. О грехе же ничего не сказано ни в этих 4-х шагах, ни во всех последующих. В 12-тишаговой программе нет такого духовно-нравственного понятия как ГРЕХ. Этого понятия в программе попросту не существует, как не существует понятия о духовности, о Боге, о Христе, о Церкви. Да это и вполне понятно: зачем любому человеку - атеисту, неверующему, буддисту и рерихианцу-теософу говорить о грехе, Боге, духовности. Говорят, что именно благодаря программе и движению АА/АН любой человек - атеист, неверующий, мало верующий - может познать Бога и обрести мать-Церковь. Неверно это, или верно только отчасти. Об этом говорит наш богатый опыт общения с различными молодыми людьми, и с зависимыми в том числе...

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

Но это не такая болезнь как повышенное давление или головная боль. Это симптомы более глубокой болезни. И поскольку это хроническое — вы никогда не увидите выздоровевшего зависимого. Но в Голландии были проведены исследования: проследили за 35 тыс. человек, которые прошли программу «12 шагов». 46% из этих 35 тыс. не были больше зависимыми. Называть эту привязанность хронической эту болезнь все-таки неверно, потому что тогда создается этакое самопораженчаеское пророчество и это как бы прощает вашу безуспешную терапию. Конечно, люди могут упасть и вернуться в эту проблему, но мы все-таки обнаружили, что если человек падал, возвращался к зависимости, то промежуток времени между этими падениями становился все больше. Поэтому мы теперь говорим не о хронической болезни, а о  расстройстве зависимого типа от которого возможно выздоровление. Но это не значит, что вы после выздоровления можете идти и сразу принимать алкоголь. Игумен Иона (Займовский), насельник ставропигального Данилова монастыря, руководитель церковной реабилитационной программы «Метанойя»  Игумен Иона (Займовский), насельник ставропигального Данилова монастыря, руководитель церковной реабилитационной программы «Метанойя»: Мне кажется это программа не для всех, а для тех, кто любит Бога и готов работать над своей душой, хотя имя Христа не называется в программе. Это программа универсальная. — Каково отношение Церкви к программе «12 шагов»? — Я – зависимый, который участвует в программе «12 шагов». И я впервые здесь услышал, что Церковь, оказывается, относится к этой программе положительно. Часто мне стыдно говорить священникам, что я участвую в «12 шагах», потому что они считают, что это что-то вредное или не православное, потому что это из Америки. Иерей Юлиан Негру: У нас эта проблема тоже была и все еще есть. У нас есть очень консервативные священники. Но слава Богу, в Румынской церкви нет епископов, которые бы относились к этой программе плохо. Наш патриарх Даниил был в свое время моим епископом, и он очень хорошо знал нашу работу.

http://pravmir.ru/narkoticheskaya-i-alko...

«Евангелие, Писания, весь Новый Завет, вся догматика, вся этика без чудодейственной личности Христа представляют собой вдохновенную философию, или романтическую поэзию, или утопические мечтания, или злонамеренный обман. И только личность Христа придаёт животворящую силу всему новозаветному учению. Всё, что нужно человеку в этом мире и во всех возможных мирах, находится в личности Богочеловека Христа. В ней решение всех личных и всех социальных проблем не только нашего времени, но и всех времён до скончания истории. Наши люди подверглись самой тяжёлой болезни 20-го века - веры в самого себя, которой смертельно больна вся европейская цивилизация», - говорит преподобный Иустин. Как точно сказано: «...наши люди подверглись самой тяжёлой болезни... - веры в самого себя». 12-ти шаговая программа как раз тяжело больна именно этой болезнью - верой в саму себя, ибо она - человекоцентрична. Как говорят сами приверженцы Программы «12 шагов» - «Слабые ее стороны - это навешивание ярлыков и религиозность» ( www.aa.org ). Возникает вопрос: зачем же тогда 12-тишаговикам сотрудничество с Церковью, тем более, что по их собственному утверждению «их программа не связана ни с каким вероисповеданием»? На этот вопрос они сами дают откровенный ответ: «священнослужители часто являются первыми, кому зависимые решаются признаться в своей болезни. Хорошо, чтобы священник сразу направлял человека в Содружество Анонимных Алкоголиков» ( http://www.miloserdie.ru ). ШАГ СЕДЬМОЙ: «Смиренно просили Его исправить наши изъяны». А что такое смирение? Может быть, не стоит дальше анализировать «шаги», и так уже ясно, что ничего путного мы не узнаем. Давайте закончим на этом анализ «шагов» в никуда. " Вот такая правда жизни, товарищ трезвенник. Не всё золото, что блестит... НК 02.04.2009 17:29 Цитата: Поверьте мне, если бы здесь дискуссии вели бы те священники, статьи которых были здесь опубликованы, а не НК - все было бы совсем по-иному. Было бы всё точно так же, ведь в своих сообщениях я пишу не " отсебятину " , а чаще всего цитирую их мнение.

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

Ночь была темная, до кладбища версты две, дорога под конец едва заметная; я сбился немного и не счел за нужное отыскивать торную дорогу, а пошел знакомым путем вперевал, по направлению, где против неба темнела едва заметно кладбищенская церковь . Прихожу ко рву, окружающему кладбище, перескакиваю его; ножичек у меня в руках и я хочу уже отстрогнуть щепочку от первого пошатнувшегося в сторону креста, но мне показалось, что завтра осмеют меня, скажут: рад, что добрался, небось, не прошел дальше! — и я стал подвигаться ощупью вперед, спотыкаясь между могил, ям, кустов, камней и разрушенных памятников. В это время, помню, родилось во мне двоякое опасение, ускорившее, при таких обстоятельствах, биение сердца и дыхание: первое, чтобы товарищи не вздумали подшутить надо мною и не сделали какой-нибудь глупости; второе, чтобы какой-нибудь сторож не принял меня за вора и не вздумал бы, выскочив внезапно сбоку, прежде всего поколотить меня порядком, чтобы, может быть, потом уже, за вторым приемом, допросить, кто я и зачем пришел. Первое опасение устранилось однако же тем, что сидевшие со мною товарищи не могли опередить меня на этом пути, а второе тем, что сторожа конечно теперь все спят и мне только не должно шуметь. Во всяком случае, я, скрепив сердце, дал себе слово быть спокойным, рассудительным и хладнокровным, не пугаться, что бы ни случилось. Глупое сердце продолжало стучать вслух, хотя, право, не знаю о чем и по что. Вдруг я слышу подземный глухой стук, удара два, три сряду. Я остановился: через несколько секунд повторилось то же, потом еще раз, а потом раздался слабый подземный стон или вздох. Все это, сколько я мог заключить, полагаясь на слух свой, происходило в самом близком расстоянии от меня и притом именно “под землей”. После нескольких секунд молчания и нескольких шагов моих вперед, повторилось опять то же; но подземные удары были звучнее и до того сильны, что мне показалось, будто земля подо мною дрогнула; стон, довольно внятный, исходил из земли и бесспорно от мертвеца. Если бы я кончил похождение свое на этой точке, то уже и этого было бы довольно, и я бы конечно поныне мог бы вам только божиться по совести, что все это точно святая истина и действительно так со мною случилось… но дело зашло еще дальше: я опять подвинулся несколько шагов вперед, по тому направлению, откуда звук до меня доходил, прислушивался и все подвигался ощупью вперед, внезапно стук этот очутился почти подо мною, у самых ног; что-то охнуло, закашляло; земля вскрылась и расступилась; меня обдало, обсыпало землей, и мертвец в белом саване медленно потянулся из могилы, прямо передо мной, никак не далее двух шагов… Кончим на этом; примите от меня совестливое уверение, что все это случилось точно таким образом как я описываю, и скажите после этого, есть ли привидения и живые мертвецы, или их нет?

http://sueverie.net/o-poveryax-sueveriya...

Не только мне, но и многим другим жителям России. НК 08.04.2009 19:28 В качестве дополнения к и без того длинному разъяснению (за что искренне прошу прощения у редакции - коротко в данном наиболее болезненном вопросе о взаимоотношении программы " 12 шагов " и Церкви писать практически невозможно) фрагмент статьи клирика храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском, духовника сестричества при храме, руководителя службы «Благое дело» для помощи страдающим алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, врач-психиатр, священника Владимира Новицкого " Зацикливание на своем алкоголизме мешает внутреннему развитию " : " - Православные сторонники программы объясняют, что речь идет не об отказе от Христа. Просто программа составлена с учетом того, что в группы приходят разные люди. И ведь многие из них постепенно приходят ко Христу, воцерковляются. - Кто сказал, что они воцерковляются благодаря группам? Думаю, что как раз вопреки им. Группы существуют не для воцерковления, а для абсолютно автономной помощи алкоголикам. И помощи не психологической, а духовной. Повторяю, как психологическая методика программа «12 шагов» во многом оправданна. Хорошо, что есть группы взаимопомощи, где люди делятся опытом, помогают друг другу. Но, помогая на начальном этапе, группы насаждают ложную идею «Бога, как они Его понимают», привязывают людей к себе, мешают их дальнейшему развитию. Заранее оговаривается, что если человек перестанет ходить на группы, непременно сорвется. И люди действительно срываются, потому что они зависимы от этих групп. Приходили ко мне на прием люди, бывавшие на этих группах. В группах они держались, но, переставая на них ходить, быстро запивали. Потому что были совершенно не адаптированы к реальной жизни, не знали ничего, кроме этих групп. Группы для анонимных алкоголиков и становятся «Богом, как они Его понимают». К Православию же анонимные алкоголики относятся, как к обскурантизму, чему-то ограниченному. Церковь им нужна лишь для того, чтобы священники направляли к ним пьющих прихожан, предоставляли помещения для занятий групп, но не как Тело Христово, Богочеловеческий организм. По их представлениям они сами Богочеловеческий организм. Только они знают, как реально помочь алкоголику. Потому что они сами алкоголики. И даже бравируют этим. Стали появляться уже группы анонимных игроков, анонимных блудников. Бесконечно можно делить людей на подгруппы по порокам. В результате люди попадают в самозамкнутую систему. Якобы спасает их только общение с такими же, как они...

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/23/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сравнительный анализ православной методики реабилитации и программы " 12 шагов " Часть VI 20.10.2007 1094 Время на чтение 37 минут Часть I Часть II Часть III Часть IV Часть V Православные программы реабилитации молодежи с аддиктивным поведением Прежде всего, хотелось бы отразить программу и методы работы нашего Душепопечительского Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского (ДПЦ). Эта программа была создана врачами и психологами Центра летом 1998 года после тщательного ознакомления с программой АА/АН («12 шагов»). В её создании приняли участие сотрудник Центра врач-психиатр и психотерапевт Д.Авдеев, врач психиатр-нарколог Р.А.Страхова и иеромонах Анатолий (Берестов). В последующем изменения в программу и методику реабилитации вносили врач психиатр-нарколог Г.В. Ефремова и другие сотрудники. Я позволю себе предложить Вам эту программу по книге «Возвращение в жизнь» ( Москва , Издание ДПЦ, 2005 год). При реабилитации наркозависимых мы исходим из того, что наркомания - это болезнь не биологическая, а духовная - следствие греха и греховного образа жизни, болезнь души, запрограммированной с раннего детства на греховный образ жизни. В результате такой программированности личность подростка и молодого человека формируется в условии дефицита (депривации) положительной духовности. В результате у молодого человека формируется множество греховных наклонностей, которые и определяют его поведение, образ мышления. Создаётся порочный круг: бездуховный (безбожный образ жизни) - искривлённое (девиантное) нравственное поведение - следование своим дурным наклонностям (порокам и страстям) - нравственная деградация - уход в наркологическую нишу - интеллектуально-мнестическая деградация личности. Задача православных реабилитологов-душепопечителей - разорвать этот порочный круг. Его можно разорвать, как показывает наш опыт, в любом звене, «ибо это невозможно человеку, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк.10,27). Каждый наркозависимый в душе желает покончить с наркотиками, но у него нет для этого ни сил, ни возможности, и нет веры осуществить это, а в последнее время духовно-личностная деградация и резко сниженный образовательный уровень не дают возможности развиться мотивационным процессам для лечения. Ведь для продолжительной реабилитации требуется приложить определённый духовный и и интеллектуальный труд, но это уже становится невозможным для души, резко повреждённой грехом.

http://ruskline.ru/analitika/2007/10/20/...

Стиль ее византийский, хотя и не цветущей эпохи. План, в главных чертах, тот же, что и Всесвятской Варлаамской, но превосходит ее размерами, хотя и не позволяет все-таки назвать ее большою. Вся, например, ширина ее между опросными выступами с Юга на Север не превышает 20 шагов, длина же от входной двери до алтаря только 15 шагов. Высокий и красивый купол, покоющийся на 4-х колоннах, только 8 шагов в диаиметре. Спереди пристроен к церкви нарфикс, тоже с 4-мя колоннами по середине, но без купола. Он сообщается с церковью тремя дверями. В Юго-Западном углу его стоит ктиторская гробница, к ней я и направил прежде всего стопы свои, надеясь, как в Охриде, найти на ней древнюю, иссеченную на камне надпись. Ничего подобного не оказалось. Но и без надписи всем и каждому известно, что тут почивает ктитор Иоасаф, бывший самодержец Визанийский, конечно переменивший в монашестве свое имя. На вопрос о сем прежнем его имени, без всякой запинки отвечают: Иоанн Кантакузин . Прятная, чуть не радостная встреча. Этот писатель-государь есть самая симпатичная для меня личность во всем периоде Комниных – Палеологов. После его отречения от престола в 1355 году, история потеряла его, похоронивши, так сказать, в одном из Константинопольских монастырей. И вот где очутился редкий и презамечательный человек, завершивший свое земное поприще вполне достойным себя актом, удалением не только из мира, но как-бы с самой земли. С теплым чувством близости, я рассматривал потом последнее дело рук inmrus-nopфupohocцa, заплатившего за свое напрасное величие дерюгою вольного заточника. Но недолго я утешался полною и нераздельною мыслю о нем, как о ктиторе места. Внутри храма над средними входными дверями я прочитал следующую ктиторскую заметку, писанную буквами явно позднейшими, времени Императора Кантакузина: Воздвигнут с оснований и росписан всечестный и божественный храмъ сей 252 Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Преображения, споспешеством и трудом находящихся братий, при игумене, господине Симеоне Иеромонахе.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010