Св. Григорий Нисский рассматривает ступени Богопознания 1284 . «Первая ступень богопознания – очищение, катарсис… предполагает победу над страстями. ...На второй ступени… освобожденный от страстей разум обретает… «естественное видение " » 1285 . Третьей, высшей степенью служит экстаз 1286 , который сравнивается с «опьянением или с исступлением ума, обладаемого вином», «в экстазе человек познает сущность Божию, а не только Его деятельность. Но сущность Божества в полноте Своей жизни не имеет никакого сходства не только со всем видимым, но и со всем умопостигаемым» 1287 . Св. Макарий Египетский рассматривает целью подвижничества обожение, когда «Божественное веяние Святого Духа проникает все существо души, и помыслы, и всю сущность, и все телесные члены», Дух Святой «плототворит» неслиянно смешиваясь со всем существом человека 1288 . «Душа получает от Бога откровения в форме видений и озарений, или созерцаний». В противоположность видениям, «отличающимся внешним, объективным характером», созерцания или озарения переживаются как внутренние состояния, «как бы непосредственно наполняющие все сознание, весь ум и все сердце. Из самого наименования этих состояний озарениями видно, что свет в данном случае служит преобладающей формой откровения» 1289 . «Начиная с Макария, традиция «умной молитвы» превращается в традицию «сердечной молитвы», «хранения серлца». Позднее эти две традиции соединились: разум и сердце стали пониматься как единое целое» 1290 . Преп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет: «созерцание Бога многоразлично бывает. Ибо Бог познается не в одном блаженном и непостижимом существе Своем, что предоставлено святым Его в Будущем Веке, но познается также из величества и красоты Его творений» 1291 , но таковых созерцаний «никто совершенно не будет иметь, в ком хоть несколько еще живут плотские страсти» 1292 . По Марку Подвижнику «В молитвенном собирании ум очищается и обновляется от Святого Духа, – «приемлет в себя начертание Боговидного образа, облекается в неизреченную умную красоту Владычного подобия и сподобляется богатств духовной премудрости». Сердце очищается от всяких образов, ум становится «безвидным». И вступает тогда «в невидимое и невещественное место ведения», в «страну ведения». Это суббота суббот – «духовный покой разумной души, которая, отвлекаясь умом даже от всего божественного, сокровенного заключенного в тварном, в восторге любви всецело облекается во единого Бога; и через таинственное богословие ум становится совершенно неотделим от Бога». Это предел бесстрастия и экстаза» 1293 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Севир же, утверждает В.Ч. Самуэль, мыслил человечество Христа как ипостась, частную сущность 1292 . И Севир, и В.Ч. Самуэль не принимают установленное современниками Севира – Иоанном Грамматиком и, в особенности, двумя Леонтиями – точное концептуальное различие между «ипостасью» и «природой», выводимое халкидонитскими богословами из каппадокийского тринитарного учения 1293 . Тем самым появляются основания утверждать, что севирианское христологическое учение базируется в сущности на том же самом онтологическом основании, что и несторианская доктрина. Различие между ними проявляется только в том, что в несторианской христологии человеческое лицо считается актуально существующим, тогда как севириане мыслят его только как потенциально данное, лишь логически предшествующее времени соединения природ-ипостасей. В действительности же воспринятое человечество не реализует себя как лицо в силу того, что человеческая ипостась во Христе не является самобытной. Установленное выше различие между сторонниками и противниками Халкидонского Собора в понимании сущности ипостасного соединения может помочь в объяснении следующего исторического факта. Во второй половине VI в., когда Севирова система была усвоена большей частью нехалкидонитов, жизнь монофизитских общин серьезно поколебали неожиданно появившиеся новые тринитарные ереси, тритеизм в Сирии и так называемый тетратеизм в Египте 1294 , притом, что среди халкидонитов новых тринитарных заблуждений практически не было. Единственным объяснением этого факта представляется отсутствие в севирианской системе соответствия между двумя терминологическими уровнями: тринитарным и христологическим. В дифизитской христологии четко различаются два порядка: ипостасный (личный) и природный. Личное усвоение (διοποησις) человечества осуществляется только вторым Лицом Пресвятой Троицы – Богом Словом, и человеческая природа воипостасно существует только в Его Лице. Это – событие ипостасного порядка. Освящение же и обожение 1295 воспринятого Словом человечества является действием божественной природы, а, значит, является общим для всех Лиц Пресвятой Троицы и относится к природному порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

1289 Агапий Гончаренко (Гумницкий Андрей Онуфриевич; 19.8.1832–23.4.1916, НьюЙорк) – иеродиакон русской посольской церкви в Афинах (1857–1860). Родился в Киеве, в семье священника. Окончил Киевскую духовную семинарию (1853) и был принят в канцелярию митрополита Киевского Филарета. Пострижен в монашество (1856). Назначенный в Афины, сблизился с революционной эмиграцией, был автором клеветнических статей против Антонина в газете «Колокол». Был выслан в Россию, однако по пути, из Константинополя, сумел сбежать в Лондон. Работал наборщиком в Вольной русской типографии А. И. Герцена (1860–61). Лишен сана (август 1861). Получил греческое гражданство и в январе 1862 г. был рукоположен во священника на Афоне, в монастыре Ставроникиты. Переехав в США (1864), вступил в брак, но по-прежнему считал себя священнослужителем. Служил в Библейском обществе, издавал газету «Аляска геральд» («Alaska Herald», СанФранциско, 1868–72). В 1870-х гг. печатал материалы русской общины в США – «Прогрессивная коммуна». В 1890-х гг. был связан с украинской радикально-националистической партией. В 1894 г. в Австро-Венгрии были изданы его мемуары: Споминки А. Гончаренка, украинського козака-священника. Коломия, 1894. 1290 21 ноября 1845 г. в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы о. Антонин был рукоположен в иеромонаха. 1293 Иронич. ‘из Царского Села’. В данном случае – из окружения великого князя Сергия Александровича. 1295 «Вечный синодик» – поминальная книга, куда записывались (за определенный вклад) имена почивших для вечного поминовения. Пришедший в ветхость синодик – «овременевший», как пишет, обыгрывая время и вегность, Антонин – мог быть починен, переплетен или заново переписан, как веками переписывались старые синодики в древнерусских монастырях. 1297 Цитата из стихотворения А. С. Пушкина «Ночной зефир» (1824): Вот взошла луна златая, Тише... чу... гитары звон... Вот испанка молодая Оперлася на балкон. (Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10 томах. Т. 2. М., 1957. С. 205). 1298

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

– Д. М.), дабы не превратились они в червя, который будет глодать вас в вечности...» 1271 О кражах и грабежах, которые стали в поздней Византии – увы! – привычным явлением, сообщают и другие авторы. Так, применительно к войску об этом упоминает св. Афанасий I (1289–1293, 1303–1309) в 36-м письме, известном содержащейся в нем острой критикой общественного строя и нравов Империи на рубеже XIII–XIV столетий 1272 . Именно поэтому, говорит святитель, войско не может победить (... πθεν ξουσι τ νικν;) 1273 . Таким образом, болезнь, о которой говорит св. Григорий, – реальный недуг византийского общества, и видели его все. Что до лекарств, то имеются отличия в нюансах подхода к этой проблеме у различных церковных авторов. Как мы видели, митрополит Феолипт Филадельфийский в Первом послании к Евлогии, недавней мирянке, вдове и дочери богатейших родителей, предлагает достаточно умеренный вариант: раздать часть имущества. Симеон Новый Богослов в начале XI века был куда более радикален: «Кто дал милостыню сотне [бедных], но, имея возможность и другим дать, напоить и накормить их, отказал многим умолявшим его и взывавшим к нему, тот будет осужден – как не накормивший Христа (ср.: Мф.25:40 ), потому что и во всех этих Он есть, и в каждом из „меньших“ мы питаем Его» 1274 . Как оценить эти слова? Как порождение суровой монашеской духовности, всецелой концентрации на аскезе, связанной с отказом от земных благ? Да. Но только Паламу не следует противопоставлять этой линии духовности, ибо солунский архиепископ в своих наставлениях православным выделяет как бы два уровня в исполнении заповеди Господней ( Мф.19:21 ). Один – потребный для мирян, характеризующийся большей «лояльностью» к мирскому образу жизни и мыслей и меньшим ригоризмом. Он был описан выше. Когда же Палама подразумевает в первую очередь монахов (как следует полагать), тон его проповеди становится иным: «...раздавший имущество [свое] ( τ ντα) сам для себя становится виновником нищеты, а нищета сия (силою Божией)... порождает славу вечную, наслаждение невыразимое и богатство неистощимое ( δαπνητον)...» (141CD) 1275 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

1260 «Совершенно секретно»: Лубянка – Сталину о положении в стране (1922–1934 гг.) М., 2008. Т. 8: 1930 г. Ч. 2. С. 1426. 1279 См.: Постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Синода//Журнал Московской Патриархии. 1932. 11–12. С. 2. 1286 Копии 54-х таких писем были обнаружены иеромонахом Дамаскином (Орловским) в следственном деле митрополита Петра 1930 г. (см.: «Я теперь не умру...»: Последние годы жизни Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) //Журнал Московской Патриархии. 1993. 1. С. 20). Часть из них затем была опубликована, полностью или в выдержках (см.: Акты... С. 880–886; Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия... Кн. 2. С. 361–368.). Где эти документы находятся в настоящее время, неизвестно (из следственного дела они были изъяты). 1287 Цит. по: Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия... Кн. 2. С. 366–368. 1291 См., например: Документы Патриаршей канцелярии 1925–1926 годов//Вестник церковной истории. 2006. 1. С. 59. 1293 См.: Воззвание Местоблюстителя Патриаршего Престола//Голос Литовской Православной Епархии. 1925. 6–7. С. 84; Божией милостию Местоблюститель Патриаршего Престола, митрополит Крутицкий, смиренный Петр//Церковные ведомости. 1925. 21–22. С. 2. 1294 См.: Документы Патриаршей канцелярии 1925–1926 годов//Вестник церковной истории. 2006. 1. С. 57. 1303 Косик О. В. Из истории Владимирской епархии (1917–1923 гг.)//Богословский сборник. Вып. 6. М., 2000. С. 59. 1313 Воробьев В., прот., Косик О. В. Слово Местоблюстителя. С. 62; ср.: Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники... Кн. 2. С. 511. 1315 М. Е. Губонин предполагал, что автором письма от 28 июля был митрополит Иосиф (Петровых) (см.: Акты... С. 696). Точно установить авторство письма удалось благодаря письму митрополита Кирилла епископу Афанасию (Сахарову) от 4–5 ноября 1933 г., где упоминается июльское письмо Заместителю (см.: После Туруханской ссылки: (Письма священномученика митрополита Кирилла Казанского к священноисповеднику епископу Афанасию Ковровскому)/Публ. и примеч. О. В. Косик//Богословский сборник. 2001. Вып. 8. С. 358).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Есть в Синодальной библиотеке другой замечательный устав Иерусалимский 381 по указ. Саввы), на который доселе не обращалось внимания исследователями древностей и даже сообщались об нем неверные сведения. В указателе преосвящ. Саввы он назван Иерусалимским и отнесен к XV веку, а в указателе архим. Владимира назван Студийским и отнесен также к XV веку. Он действительно иерусалимский, но написан между 1289–1311 годами. В чине литургии говорится: диакон диптихи живых говорит о патриархе: Афанасия(или другого) святейшего и вселенского патриарха, об епископе: Нифонта преосвященнейшего епископа нашего, и еще ниже говорится: о спасениидержаве, победе, пребывании благочестивейших и богохранимых царей наших Андроника и Ирины, и еще на сугубой эктении: еще молимся о благочестивых и христолюбивых царях наших Андронике и Ирине. Афанасий I был патриархом 1289–1293 и 1303–1311 г. Андроник II Палеолог царствовал в 1282–1328 он взял в супружество Ирину в 1285, которая скончалась в 1317 году. Итак, устав написан в конце XIII или в самом начале XIV века (1289–1311). Написан, как видно, для монастыря; везде в нем – игумен, иеромонах, братия, монастырь. Этот монастырь, очевидно, находился в Константинопольском патриархате. Кто епископ Нифонт? По Лекьеню в это время были два Нифонта, один епископ Кизический и другой епископ Могленский в Македонии (Oruens Chr. Т. I. 762 и Т. II. 318). Вероятнее, разуметь последнего, потому что в синаксаре этого устава июля 4 пишется: иже во св. отца нашего Андрея Критского и Михаила архиепископа Афинского хониата. Михаил архиеп. Афинский скончался в 1216. Эта же память в этот же день находится и в вышепоказанном уставе 1298 г. Моглена в Македонии ближе к Афинам, чем Кизик. В этом уставе нередко делаются ссылки на Палестину или палестинские порядки. Можно видеть, что писавший устав знал палестинские порядки, но в то же время видно, что он жил, при писании устава, не в Палестине. Ближе всего настоящий устав подходит к славянским уставам Московской Синод. библиотеки 328, 329 и особенно 332 (по Горскому 383–385).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

1293 . Башня желаний. – М.: Унив. тип., 1894. – 16 с. 1294 . Беглецы//Душеполез. чтение. – 1880. – Апр. – С. 461–474. 1295 . Библейские рассказы и их источники, указываемые наукою//Правосл. обозрение. – 1876. – Окт. – С. 232–270. 1296 . Благовестническая доля//Душеполез. чтение. – 1885. – Янв. – С. 33–53. 1297 . Весенний припев//Душеполез. чтение. – 1890. – Май.– С. 100–111. 1298 . Ветхий Завет и идея о Едином Боге//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1877. -Апр. – С. 716–760. 1299 . Вефильский культ//Чтения в О-ве любителей духов. просвещения. – 1878. – Май. – С. 591–624. 1300 . Вечная память: (По поводу годовщины события 1 марта)//Душеполез. чтение. – 1882. – Март. – С. 323–325. 1301 . Владычество человека. – М.: Унив. тип.,  1895. – 23 с. – Авт. установлен по изд.: Богослов, вестник. – 1895. – Нояб. – С. 283. То же//Душеполез. чтение. – 1895. – Янв. – С. 164–184. 1302 . Гробы прихоти и постная пища//Душеполез. чтение. – 1879. – Март. – С. 325–348. 1303 . Дар царицы [Елены] храму Иерусалимскому//Душеполез. чтение. – 1888. – Июнь. – С. 129–150. 1304 . День нашего царя (19 февр. 1855–1880 г.)//Душеполез. чтение. – 1880. – Февр. – С. 220–234. 1305 . Древнее событие, сходное с современным//Душеполез. чтение. – 1877. – Июнь. – С. 206–217. 1306 . Древний Египет и исход евреев//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1877. – Янв. – С. 93–113. 1307 . Еврейская школа//Правосл. обозрение. – 1886. – Февр. -С. 396–419. 1308 . Желанная встреча: (По поводу появления новой секты)//Душеполез. чтение. – 1881. – Янв. – С. 39–60. 1309 . Записанный день: Из жизни пророка Иезекииля. – М.: Унив. тип., Ценз. 1880. – 48 с. 1310 . Исторические книги Библии и ассирийские клинообразные надписи//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1873. – Окт. – С. 339–375. 1311 . Исторические книги Библии и египетские памятники//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1877. – Нояб. – С. 619–633. 1312 . К столетию Православной Церкви в Америке//Богослов, вестник. – 1894. – Окт. – С. 198–212.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филипп Сидский (V в.), Церковная история 1293 Фрагмент 6 А после Домициана царствовал Нерва один год, который, отозвав Иоанна с острова 1294 , разрешил [ему] жить в Ефесе. Тогда он единственный оставался в живых из двенадцати учеников и, написав Евангелие от Иоанна, удостоился мученичества. Ведь Папий, епископ Иерапольский, бывший его самовидцем, во второй книге Речений Господних говорит, что Иоанн был убит иудеями, исполнив тем самым вместе с братом своим пророчество Христа о них и их исповедание об этом и согласие. Ибо Господь сказал им: «Можете ли пить чашу, которую Я пью?». И когда они с готовностью согласились, Он говорит: «Чашу Мою будете пить и крещением, которым Я крещу, будете креститься» ( Мк.10:38–39 ). И естественно, так как невозможно, чтобы Бог солгал. Так и многосведущий Ориген в толковании на [Евангелие] от Матфея 1295 утверждает, что Иоанн мученически умер, указывая, что он знает это от преемников апостолов. Кроме того, и Евсевий, большой ученый (πολυστωρ), в Церковной истории говорит: «Фома получил в надел Парфию, а Иоанн – Асию, где он жил и скончался в Ефесе». 1296 Георгий Амартол (IX в.), Летопись 1297 Фрагмент 7 Папий, слушатель Иоанна, епископ Иераполя в Азии, написал только пять томов, которые он озаглавил Изъяснение речений Господних. В них он, когда утверждает в предисловии, что следует не разным мнениям, но в качестве авторов имеет апостолов, говорит: Я принимал во внимание, чтó сказали Андрей, Петр, Филипп, Фома, Иаков, Иоанн, Матфей или иной кто-либо из учеников Господа, и чтó говорили Аристион и старший (senior) Иоанн, ученики Господа. Ведь не столько книги для чтения приносили мне пользу, сколько живой голос, доныне звучащий в их авторах. Отсюда следует, что в самом каталоге имен есть один Иоанн, который помещается среди апостолов, и другой, старший (seniorem) Иоанн, которого Евсевий перечисляет вслед за Аристионом. Это сказано нами из-за [приведенного] выше мнения, которое мы изложили по преданию многих, что два последних послания Иоанна принадлежат не апостолу, но пресвитеру. Говорят, что он передал иудейское δευτρωσιν 1298 , которому последовали Ириней, Аполлинарий и другие, утверждающие, что Господь после Воскресения будет царствовать во плоти со святыми. Также Тертуллиан в книге О надежде верных и Викторин Пиктавийский 1299 и Лактанций следуют этому мнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Но лишь только он вступил на престол, как в армянской церкви произошло разделение и едва ли не молодость католикоса была главным образом тому причиной. Некий епископ Давид «созвал на острове Ахтамаре собор пяти епископов, которые посвятили его в католикосы под тем предлогом, что там умер католикос Ваханик в бытность свою у Абусахла, сына Кагика, в Дзорованке; что там находились жертвенный престол св. Григория, жезл и кожанный его пояс, туфля св. Рипсиме, вуаль обагренный кровью, и платок ее, сохранившиеся у местного духовенства» 199 . He смотря на то, что кат. Григорий на многочисленном соборе предал его анафеме, Давид до конца жизни оставался католикосом на Ахтамаре, и после его смерти преемники его постоянно уже носили титул католикоса ахтамарского. Во время продолжительного правления Григория III церковная политика армян не всегда была одинакова. В начале сильно было увлечение порядками западных народов, но в конце патриаршествования Григорий стал искать сближения с греками. Этот католикос перенес патриаршую кафедру из Гармир-ванка ближе в владениям крестоносцев, в северную Месопотамию, и, чтобы здесь не быть зависимым от какого либо князя, поселился в крепости Дзофк, построенной среди озера и принадлежавшей его отцу. Отсюда он перешел в Хром-Клу (1147), крепость, купленную у одной франкской вдовы, где и пребывали армянские католикосы до 1293 года. В 1141 году Григорий был приглашен папским нунцием на собор в Антиохию, а после этого собора путешествовал с этим же нунцием в Иерусалим, где составлен был новый собор. На последнем соборе шли рассуждения об армянских церковных обрядах. Здесь, по словам Киракоса, восстановлен был союз, заключенный Тиридатом и Григорием Просветителем с имп. Константином и папой Сильвестром 200 . Латиняне были очень довольны кат. Григорием III, писали о нем в Рим, вследствие чего папа прислал ему патриарший жезл и вуаль с письмом, «полным благосклонности и высокого уважения». Григорий писал в ответ папе, благодаря за оказанную честь. По сведениям Галана, Григорий около 1145 года посылал в Рим посольство к папе Евгению III.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Апостолы. Фрагмент композиции «Страшный Суд». Роспись ц. Санта-Чечилия-ин-Трастевере в Риме. 1289–1293 гг. Большая часть исследователей считает, что фрески исполнены в 1289-1293 гг. Их завершение связывается с моментом окончания работ над датированным киворием работы Арнольфо ди Камбио (1293). Существует и датировка 1261-1281 гг., связанная со временем настоятельства Симона де Бриона (впосл. папа Мартин IV). Согласно 3-й версии, основанной на сравнении стилей этих фресок и мозаик в ц. Санта-Мария-ин-Трастевере, а также на выделении в росписи элементов иконографии, близких к готическим заальпийским образцам, «Страшный Суд» следует отнести к 1289-1291 гг. Наконец, выдвигалось предположение, что фрески были исполнены в 1285-1287 гг., в понтификат Гонория IV. От композиции «Страшный Суд» сохранился средний регистр с образом Спасителя на троне в окружении ангелов, по сторонам которого стоят Богоматерь и св. Иоанн Креститель, а следом за ними изображены сидящие на тронах апостолы. Нижний регистр композиции наполовину отрезан полом хора. Здесь был представлен престол с символами Страстей, окруженный трубящими ангелами, справа - группы грешников, слева - праведников. Согласно реконструкции Вильперта ( Wilpert. Mosaiken. 1916-1917), вверху было представлено «Явление Бога Отца в окружении ангелов» (воспроизведение: Matthiae. 1972. Ill. 66), но после реставрации 1979-1980 гг., проведенной Д. Дзари и К. Джантомасси, возобладало мнение, что там находилось заложенное круглое окно. Реставрация позволила оценить качество живописи, новаторство языка К., его место среди современников и его влияние на следующие поколения. Проторенессансный характер цикла проявляется в отказе от апокалиптической трактовки сюжета, внутренне гармоничного, решенного статично и центрично. Фрески свидетельствуют об эволюции стиля К. и являются одним из первых примеров западноевроп. живописи, опирающейся на византийскую иконографию и прибегающей к отдельным формальным приемам предшествующей эпохи (введение в живопись золота и рельефа), но самостоятельной по образной структуре и формальному решению. Ряд исследователей объясняют эти новшества тем, что до работы в ц. Санта-Чечилия-ин-Трастевере К. принимал участие в декорировании в Верхней ц. Сан-Франческо в Ассизи, где внутри большого художественного коллектива происходил интенсивный обмен опытом. Но более вероятно, что радикальной переменой видения, обращением к миру классики К. обязан произведениям Арнольфо ди Камбио, созданным в посл. десятилетия XII в. в Риме.

http://pravenc.ru/text/1319748.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010