1299,37 пред егда надо поставить точку, а в строке 39 пред сие – вместо точки – запятую: так больше соответствует общему смыслу этого места. 1325,25–26 тайна ркп. так ближе и к контексту. 1331,24 в ркп. точка не после исполнити, а после гряду: так ближе к точному смыслу текста. 1335,10 сказав в, ркп. сказа в. 1339,19 труд на повелние, ркп. тр д на повеление (а). 1361,10 не нужна запятая после волнх (в волнех скорбех). 1383,27 той сам, ркп. то и сама (=той и сам). 1406,2 свяжсе безаконы, ркп. свя ж себе законы. 1406,9 точку лучше поставить после сих, как и в рукописи. 1409,15 въ прошаеши, надо – въпрошаеши. 1409,37 чюжа яже, надо чюжая же (ркп. чюжа ж ). 1415,4 для сохранения смысла текста, запятую надо поставить перед духа (в ркп. здесь точка), а после духа не должно быть никакого знака. Сюда же можно отнести: 1) ошибочную нумерацию выносок на столбце 1274: 3-ья помечена 4-ой, а 4-ая – 3-ьей; 2) ряд случаев, когда знак , находящийся в рукописи, совершенно не отразился в издания в виде и, как следовало бы: 1250,32 къторы, ркп. къторы; 1253,12 учася, ркп. оучас; 1269,37 правы, ркп. правы; 1293,21 хотяще, ркп. хотще; 1294,17 апостольски, ркп. апльски; 1298,20 се, ркп. се; 1306,15 глаголя, ркп. гл. III. Пропуски в изданном тексте, сравнительно с рукописью: 1218,30 после таковги пропущено бо 1244,26 пред имени пропущено от (в ркп. от стоит над словом имени). 1262,34 не, ркп. не ж =неже. 1267,4 хотящих ркп. о хотщи х . 1267,25 после святых пропущено аплех было стых (ркп.) 1270,6 после выше пропущено 1303,27 глаголет проп. и. 1381,3 такоже проп. и. 1385,39 пред въсторгати проп. не повеле. 1389,23 после мужу проп. же. 1405,2 после б пропущено бо. 1405,13 егда, ркп. егда ж =егда же. 1443,35 после пропущено бо. Случаи вставки в рукопись отмечены в издании угловатыми скобками за исключением трех. 1247,4 и; 1333,28 суть (дважды, а в рукописи один раз; очевидный недосмотр) и 1359,28 – яко. К числу вставок же надо отнести и большую часть заглавий, не имеющихся в рукописи; все вставленные заглавия отмечены в издании соответствующими примечаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Saint Symeon’s writings reveal that at this time in the marriage service, the Holy Eucharist was still being given to the bride and groom if they were Orthodox Christians, and the blessed “common cup” was given only to those who were not allowed to receive Holy Communion in the Church. And for the first time, the prothesis (proskomedia), as a separate rite preceding the liturgy of the Word, appeared in the liturgical books. The West The West in the 14 th century saw the “Babylonian Captivity” of the Papacy in Avignon, France (1309–1377), when the Papacy became virtually subject to the kings of France. Then, in the very next year after the return of the Papacy to Rome, the “Great Papal Schism” began, with two rivals claiming to be the legitimate Pope. And from 1409 to 1414there were three rivals all claiming to be the true Pope. These humiliating developments helped lead to the rise of the Conciliar Movement, which became a powerful force in the Western Church in the next century. Catherine of Sienna (c. 1347–1380), a remarkable Italian mystic, theologian, and advisor to Pope Gregory XI (r. 1370–1378), lived in the 14 th century, as did John Wycliffe (c. 1330–1384), the forerunner of the Protestant Reformation in England. Other important mystical writers of this century were Walter Hilton (c. 1343–1396), Julian of Norwich (c. 1342–after 1416), and the anonymous author of The Cloud of Unknowing, all of whom were English. In Holland, Geert Groote (1340–1384) founded the popular and influential group of “secular” (i.e., non-monastic) priests and laity called the Brethren of the Common Life. This movement was part of a general revival and deepening of the spiritual life called the Devotio Moderna (Modern Devotion). The Dutch mystical writer Jan van Ruysbroeck (1293–1381) was probably the greatest representative of this movement in the 14 th century. Emphasizing as it did the importance of Christian community, heartfelt devotion to Christ, and theological writing in the vernacular, as well as criticizing various abuses in the Church life of the time, this movement can be seen as a precursor to the Protestant Reformation.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/the...

  Vkpres — католическая служба. 479   По субботам в доме Бердяевых в Кламаре проходили интерконфессиональные собрания, а по воскресеньям с 1928 года — традиционные чаепития, как некогда в Москве и Берлине (см.: “Дневники Л. Ю. Бердяевой”. — “Знамя”, 1995, 10, стр. 140 — 167). 480   Leon Bloy — Леон Блуа (наст. имя Мари Жозеф Каэн Маршнуар; 1846 — 1917), французский писатель, критик, теоретик символизма и неоромантизма. 481   О. Августин Якубисик (1884 — 1945) — польский философ. С 1920 года жил во Франции. Католический священник в церкви Сен-Медар в Париже, духовник Бердяевой. Сотрудничал в журнале “Путь”. 482   О. Сергий — Сергей Николаевич Булгаков (1871 — 1944), русский философ. 483   Ruysbrock — Рейсбрук Ян ван (12931381), фламандский писатель и теолог. Основные сочинения — трактаты “Красота духовного брака” и “Зеркало вечного блаженства” (1359) — отмечены чертами пантеизма. 484   Речь идет о судьбах монахинь из католической общины в Москве. С 12 по 16 ноября 1923 года в Москве была арестована группа русских католиков: три священнослужителя и десять сестер-монахинь; в марте 1924 года — еще тринадцать сестер. В мае 1924 года А. И. Абрикосова приговорена к 10-ти годам тюремного заключения, остальные — на ссылку от 3-х до 5-ти лет. Общее настроение соединенных перед этапом в пересыльной камере сестер передают слова А. И. Абрикосовой, записанные одной из них: “Вероятно, каждая из вас, возлюбив Господа и следуя за Ним, не раз в душе просила Христа дать ей возможность соучаствовать в Его страданиях. Так вот, этот момент теперь наступил. Теперь осуществляется ваше желание страдать ради Него” (Осипова И. И. “В язвах своих сокрой меня...”. Гонения на Католическую Церковь в СССР. По материалам следственных и лагерных дел. М., 1996). 485   Письмо написано на известие о смерти А. К. Жуковской-Герцык, умершей в Судаке в июне 1925 года. 486   Последние годы А. К. Жуковская-Герцык жила в Симферополе, приезжая на лето в Судак к родным. 487   Angelus — католическая молитва, которая повторяется три раза в день.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

В 1910 г. Яков Львович Сакер и София Исааковна Цацкина основали в Петербурге журнал «Современные записки», с целью обеспечить сотрудничество между левой интеллигенцией и представителями религиозного возрождения. Предприятие оказалось весьма успешным, и целый ряд молодых политиков, писателей и философов живо откликнулись на призыв к взаимному знакомству и обмену мнениями. 172 Потребность в литературе нового типа, свободной от позитивизма, способной удовлетворить пробудившийся интерес к религии и мистике, оказалась столь велика, что в 1905 г. возникло другое издательство под руководством Эмилия Карловича Метнера (1871–1936), образованнейшего и утонченного человека, музыкального критика, поклонника Гете, Вагнера, Ницше. Нового издателя интересовали три различные области: литература, мистика и философия. В соответствии с этим, выпускавшиеся книги группировались в серии под названием «Мусагет» (литература), «Орфей» (мистика) и «Логос» (философия). 173 Сотрудники Метнера принадлежали к интеллектуальной элите русского возрождения: Белый, Блок, С. Дурылин, Эллис, Садовский, Степун, С. Соловьев , Брюсов, Зинаида Гиппиус. Метнер познакомил русских читателей с западными мистиками и святыми: Св. Франциском Ассизским (1182–1226), Мейстером Экхартом (1260–1327), Руйсбруком (1293–1381), Яковом Беме (1575–1624) и Эммануилом Сведенборгом (1688–1772). Группа сотрудников Метнера, особенно в философских изданиях «Логос», была враждебна славянофильскому и православному «Пути», однако много позднее некоторые из ее участников стали деятельными членами Церкви. В то же время в Москве существовала группа светских богословов, члены которой стояли гораздо ближе к Православию. Они встречались в доме Михаила Александровича Новоселова, бывшего толстовца, вернувшегося к Церкви, и привлекшего к ней многих своих друзей. В эту группу входили Владимир Кожевников , друг и ученик Николая Федорова; о. Езерский, А. Д. Самарин и Павел Мансуров. К ней же принадлежал епископ Феодор, ректор Московской Духовной академии, а позднее присоединились Булгаков и Дурылин. Бердяев остался чужд ее консервативной тенденции.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Не следует, однако, преувеличивать значения такого разрывающего с Церковью мистицизма. Сила антицерковной мистики до известной степени иллюзорна. Мы делаемся жертвою своеобразного оптического обмана, извлекая антицерковные моменты в мистике ортодоксов, сливая их с более слабыми проявлениями антицерковной мистики и не принимая во внимание ортодоксальных ее моментов. Антицерковная мистика не могла достигнуть особенного развития не потому, что вела к религиозному разброду, а потому, что распространялась она в ортодоксальной среде, в значительной степени уже захваченной цепким влиянием церковно-вульгарной мистики. Немного было людей, которые могли с легким сердцем отбросить традицию отцов и разорвать со вскормившею и взрастившею их Церковью. Из учения Церкви и из мистики Церкви исходили Иоаким, Амальрих и Ортлиб. Они порывали с Церковью, но их учение хранило в себе старое, незаметно для них самих – и это старое рано или поздно должно было сказаться и мощно повлечь назад, к Церкви. При таких условиях далеко уйти от Церкви было невозможно. А между тем все более крепла и поднимала голову мистика церковная. Она тоже вела к познанию Божества в экстазе, но вместе с тем развивалась в рамках культа, сливая высочайшие мистические достижения с достоянием вульгарной мистики. Эта мистика видела и ощущала младенца Христа в руках священника, созерцала Его раны до появления стигматов 657 . Она населяла мистическим очарованием каждый уголок храма и любовно украшала жилище Божества. Материализуя мистический экстаз, она вместе с тем спиритуализировала материальный культ, могучим усилием синтеза призывала бессмертный дух и одухотворяемую им материю к восторженному славословию непостижимого Божества. 546 «...первый биограф Франциска, Фома из Челано...» – Первая биография Франциска была написана в 1228 г., т.е. через 2 года после его смерти. Вторая биография Челано написана в 1246–1247 гг., на основании ценнейшего «Сказания трех спутников» (Legenda dei tre compagni). 547 Рейсбрук (Reisbruck) Ян ван, прозванный Удивительным (1293–1381) – средневековый философ-мистик. Около 1318 г. стал священником. В 1343 г. удалился в августинский монастырь Грюнендаль (близ Брюсселя), но официально присоединился к августинцам лишь в 1350 г.; впоследствии стал настоятелем монастыря. Главное сочинение «Украшение духовного брака» и «Зерцало вечного спасения». Учение Рейсьрука исходит из представления о Боге как сущности, стоящей над миром. Ничто сотворенное не может быть его частью. Душа – лишь зеркало, а единственный путь к нему – через экстаз. К Рейсбруку восходит учение Фомы Кемпийского и др. представителей так называемого «нового благочестия». В 1908 г. Рейсбрук был беатифицирован.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

742 Перевод выполнен по изданию: Fénelon de Salignac de la Mothe. Oeuvres. T. 2. Paris, 1857. P. 2–38. 744 Бернард Клервосский [Bernard de Clairvaux] (1091–1153) – католический богослов-мистик. – Примеч. пер. 745 Гуго [Hugo] (1096–1141) и Рихард [Richardo] (1110–1173) – представители богословской школы аббатства Сен-Виктор [Saint-Victor] в Париже. – Примеч. пер. 746 Роберт Беллярмин [Roberto Bellarmino] (1542–1621) – кардинал, Великий Инквизитор, крупнейший представитель католического посттридентского богословия. – Примеч. пер. 748 Кардинал Бона [Cardinal Bona] (1609–1674) – ученый-литургист и духовный писатель. – Примеч. пер. 751 Балтазар Альварес [Balthazar Alvares] (1533–1580) – испанский мистик, духовник Терезы Авильской. – Примеч. пер. 752 Хуан де ля Круз [Juan de la Cruz] (1542–1591) – католический святой, мистический поэт. – Примеч. пер. 753 Рейсбрук [Rusbrok] (1293–1381) – фламандский священник, автор мистических сочинений. – Примеч. пер. 754 Иоганн Таулер [Johannes Tauler] (1300–1361) – нем. мистик, писавший под влиянием Майстера Экхарта. – Примеч. пер 755 Денис Картезианец [Denis le Chartreux] (1402–1471) – мистический писатель, переводчик и комментатор сочинений Рейсбрука. – Примеч. пер. 756 Блозиус (Луи де Блуа) [Blosius (Lois de Blois)] (1506–1567) – автор аскетических сочинений и реформатор бенедиктинского монашества. – Примеч. пер. 757 Франциск Сальский [François de Sales] (1567–1622) – католический святой, богослов, епископ Женевы. – Примеч. пер. 758 Пьер де Берюлль [Pierre de Berulle] (1575–1629) – французский иезуит, кардинал, мистический писатель. – Примеч. пер. 759 Епископы Боссюе и де Ноай, которые в 34 статьях, составленных в Иси, осудили в 1695 г. мистическое учение г-жи де Гюйон. – Примеч. пер. 762 Charité – (фр.; caritas – лат.) – перевод «духовная любовь» удержан везде, где встречается это слово, столь важное для блж. Августина и августинистов. – Примеч. пер. 781 «Transformation» обычно переводится как «преобразование»; при этом надо заметить, что Преображение Господа обозначается во французском тексте другим словом – transfiguration. – Примеч. пер.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Недовольство простых верующих Римско-католической Церковью сказалось в самых различных крайних проявлениях религиозной жизни. Одним из них было возникновение мистического общества флагеллантов, или пилигримства бичующихся. Оно возникло в Италии в XIII в. и как эпидемия распространилось по всей Западной Европе. Бичующиеся проповедовали покаяние, избивали евреев, варварски истязали самих себя. Они имели своих наставников, не принадлежавших к духовному сословию, которые наделялись правом прощать грехи. Флагелланты устраивали шествия с крестами и хоругвями, которые сопровождались колокольным звоном, самобичеванием, паданием ниц перед храмами, проповедью и пением гимнов. Результатом этой эпидемии было появление болезни, известной под названием «пляски святого Витта». На этой почве, как антипод, развился мистицизм, который, хотя и был присущ вообще средним векам, в XIV и XV столетиях он достиг своего апогея. Протестантские богословы придают мистике громадное значение. Доминиканец Эккарт, его последователи Таулер и Сузо и анонимный автор «Немецкой теологии» считаются ими не только предшественниками, но и вдохновителями Реформации. Ульман даже считает, что в «Немецкой теологии» заключаются все существенные стороны реформаторского мышления. Хотя теперь мы можем со всей уверенностью утверждать, что мистицизм и Реформация являются двумя крайними противоположностями, в свое время мистика служила одним из побуждений к реформированию Церкви. Одним из отцов средневекового мистицизма был немецкий философ Эккарт (1260—1329). Проповеди этого доминиканского монаха способствовали развитию двух богословских течений: мистического и пантеистического. К богословам первой категории принадлежали: Иоанн Таулер (1290—1361) — последователь практического мистицизма; Генрих Сузо (1300—1365) — представитель романтического мистицизма; Иоанн Рейсбрук (1293—1381) — адепт созерцательного мистицизма, и Фома Кемпийский (1380—1471) — автор «Подражания Христу», сторонник аскетического мистицизма. Последователи этих мистических наставников в XIV— XV вв. назывались «друзьями Божиими», а позднее пиетистами. «Друзья Божии» образовали в Германии, Швейцарии и Нидерландах множество тайных мистических кружков, которые стремились на практике осуществить основные принципы мистицизма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

На место свергнутого Константина был поставлен Стефан IV (1290–1293). Стефан Орбелиан с большой похвалой отзывается об этом католикосе 241 . Вероятно Стефан IV держался таких же взглядов, как и его свергнутый предместник 242 . Спустя два года после вступления Стефана на кафедру, в Армении произошли большие волнения по поводу празднования пасхи. Некоторые желали праздновать ее с греками 6 апреля, между тем как другие настаивали, что ее нужно праздновать 13 того же месяца. На соборе, созванном по этому случаю в Сисе, было решено, после точных вычислений, что в этом году пасха должна праздноваться 6 апреля. Однако жители Великой Армении, всегда тянувшие в сторону от греков, в особенности восточно-армянские монастыри не подчинились решению собора и праздновали пасху 13 апреля. Стефан IV был последним католикосом, имевшим резиденцию в Хромкле. В 1293 году египетский султан Мелик-Ашраф вторгнулся во владения армянского царя, взял после упорной защиты Хромклу и разрушил до основания. Все церкви в этом городе были сожжены, вместе с ними сгорел и дворец католикоса. Сам католикос в числе многих других армян был взят в плен и в цепях отведен в Египет. На пути туда, в Дамаске, султан показывал его народу, водя в оковах по улицам города. Гетум обратился к папе Николаю IV за помощью. Папа по этому случаю просил Филиппа французского послать помощь армянам; а так как тот не мог исполнить просьбу папы, то последний предписал магистрам темплиеров и госпиталиеров, а также начальнику флота римской церкви снарядить триремы и послать на помощь армянскому царю против египтян. Вместе с этим папа обратился с посланием ко всем христианам, призывая всех к борьбе против врагов св. креста. Вскоре Ашраф был убит, a его преемник спустя год возвратил пленных и заключил с Гетумом мир. Стефан не дожил до этого. Он умер в Египте в 1293 году. XXXIV. Католикос Григорий VII Образ мыслей этого католикоса. Сношения Григория с папой. Ответ папы. Гетум прекращает сношения с Римом. Сношения кат. Григория с греками. Хлопоты его о соглашении армянской церкви с церковью вселенскою. Оппозиция восточных. Обличительное письмо Стефана, м. сюнийского. Догматическое послание кат. Григория к царю Гетуму. Смерть Григория

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Основание восьмерика колокольни, имевшее одинаковую высоту с кровлей апсиды и трапезной, пластически обогащали прямоугольные горизонтально лежащие ниши. Каждая грань этого объёма была фланкирована сдвоенными колоннами с ионическими капителями. Его арочные окна имели обрамления в виде наличников с замковым камнем и ушами. Поверху восьмерик опоясан неполным антаблементом (фриз с дентикулами и профилированный карниз), над которым располагались небольшие треугольные фронтоны, размещённые на одной оси с люкарнами под дугообразными фронтончиками. Профилированный антаблемент с дентикулами во фризе отделял друг от друга и ярусы колокольни. Грани двух верхних ярусов колокольни имели арочные проёмы (по сторонам света) с ограждениями в виде перил на фигурных балясинах. После возведения в начале 1860-х гг. прямоугольного придела с полукруглым алтарным выступом на востоке и небольшого квадратного помещения, расположенного в углу между трапезной и колокольней, практически вся трапезная и большая часть первого яруса колокольни оказались закрыты с северной стороны. В декоре фасада придела был стилизован декор старого здания. Бесстолпное внутреннее пространство храма было перекрыто восьмилотколвым сводом со световым барабаном и проёмами люкарн. Поскольку в архивных документах упоминается о том, что иконостас «был перенесён» в новую пристройку, видимо, можно предположить, что его выполнили в начале 19 в. Иконы изящного одноярусного (двухчинового) иконостаса, имели резные обрамления в стиле барокко. Завершался иконостас антаблементом с раскреповкой, образованной пилястрами, отделявшими пять осей иконостаса Друг от друга. Поверх антаблемента, на одной оси с царскими вратами располагалась икона, фланкированная лопатками и волютами. Яхонтов, 1901, с. 80; СГВ, 1853, М 25 (20 июня), с. 106. РГИА, ф. 1293, on. 168, д. 37, 39 (Планы Сызрани 1782 г.), л. 1; РГИА, ф. 1293, on. 167, д. 39 б, л. 2 (План Сызрани 1804 г.); РГИА, ф. 218, on. 4, д. 921, лл. 6, 7, 9 (фасад, план, разрез, придельный иконостас Троицкой церкви). Из книги: И.В.Бурая «Архитектура Сызрани kohцaXVII - началаХХвека». Сызрань, 2008 г.

http://sobory.ru/article/?object=34978

Что же касается возможности того, что Алексей мог быть монахом Богоявленского монастыря одновременно со Стефаном и петь вместе с ним на клиросе, то следует признать, что дата 6 сентября 1340 г. как время поставления Алексея в качестве митрополичьего наместника не может быть принята. В это время Семен Гордый находился в Орде, добиваясь великокняжеского стола, и просто физически не мог принимать участия в судьбе Алексея. Об этом же свидетельствуют и другие факты. «Степенная книга» сообщает, что митрополит Алексей прожил 85 лет 194 . Зная точную дату его кончины (пятница 12 февраля 1378 г.) 195 , можно вычислить, что Алексей родился в 1293 г. Однако эта Датировка противоречит другим фактам биографии митрополита. «Степенная книга» сообщает, что он постригся в Богоявленском монастыре «двадесяти лет» и прожил в нем также 20 лет 196 . Но таким образом получается, что к делу управления русской церковью он был привлечен, как полагает Г. М. Прохоров, примерно в 1333 г., еще при Иване Калите 197 . Это входит в явное противоречие с другим показанием этого же источника о том, что данной перемене в судьбе Алексея способствовал Семен Гордый. То, что хронология в «Степенной книге» нарушена, доказывается еще одним примером. Этот памятник указывает, что Алексей был старше великого князя Семена Гордого на 17 лет 198 . Но отсюда получается, что будущий митрополит родился не в 1293, а в 1300 г. (Дата рождения Семена Гордого была определена на основе летописного известия под 1333 г. о том, что он женился 17-ти лет) 199 . Тем самым вытекает необходимость обратиться к первоначальной редакции «Жития митрополита Алексея», которая дошла до нас в составе Рогожского летописца 200 . Но и здесь хронология весьма сбивчива, поскольку присутствуют отмеченные выше несуразности. Выясняя действительный год рождения митрополита Алексея, А. А. Турилов указал, что предпочтение следует отдать упоминанию в его житии современных ему исторических событий и лиц: «родижеся въ княжение великое тферьское Михайлово Ярославича, при митрополите Максиме, до оубиения Акинфова» 201 . Эти указания, на взгляд А. А. Турилова, позволяют говорить о 1304 г. как годе рождения Алексея. Известный поход тверского боярина Акинфа на Переяславль, по его мнению, состоялся зимой 1304/05 г. Хотя Михаил Ярославич Тверской, и вернулся из Орды с ярлыком на великое княжение осенью 1305 г., т.е. после убиения Акинфа, позднейший биограф Алексея мог исчислять начало нового правления от даты смерти предыдущего великого князя Андрея Александровича Городецкого, последовавшей 27 июля 1304 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010