Д.Н. Орлов Жизнеописание это св. Алексия, митрополита Киевского и всея России, вызвано желанием православных населенцев г. Самары познакомиться в подробности с жизнью святителя, которого они считают своим патроном, и о котором в последнее время особенно часто стали и устно и письменно говорить, по поводу проведения железной дороги через город, что, по преданию святитель сей предсказал великую будущность городу еще за 500 лет тому назад. Пособиями при составлении жизнеописания святителя Алексия служили 1,История русской церкви Макария, Архиепископа Харьковского т. IV Спб. 1866 года, 2, История русской церкви Филарета, Архиепископа Черниговского изд. 3. Москва – 1857 года: 3, История российской церкви г. Муравьева 4, Прибавление к изданию творений святых отцов в русском переводе, год VI-й 1848; 5, Энциклопедический Лексикон Плюшара т. I.1835 года 6, История государства Российского Карамзина Кн, 1. Спб, – 1842 г. и др. Святый Алексий, преемник св. Феогноста по митрополии Киевской и всея России, родился в Москве 1293 года, или в конце XIII в., и назван был, по обычаю того времени, при рождении Симеоном, а при крещении Елевферием. Родитель его был боярин черниговский, родоначальник Плещеевых и других дворянских родов, Феодор Бяконт, переселившийся в Москву из Чернигова с супругою Мариею, при великом князе московском Данииле Александровиче, по случаю разорения города Монголами и занявший там значительное место между боярами московскими, так что ему вверено было управление Москвою. Особенным знаком близости ко двору было то, что восприемником своего первенца от святой купели он удостоился иметь самого сына княжеского, тогда еще малолетнего, Иоанна Даниловича Калиту. Приготовляя своего сына к высшему служению гражданскому, родители Елевферия, озаботились дать ему приличное воспитание, и, при счастливых способностях, сын еще в детстве «изучися всей грамоте” и в ранней юности «всем книгам извыче». Но чтобы ни расчеты родителей, ни мирские занятия не отвлекали отрока от высшего служения, ему предназначенного, Господу угодно было заблаговременно указать ему сию цель его жизни и начать приготовление к ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Moskov...

Польша (Polonia) – большая славянская страна (provincia), границы которой, говорят, смыкаются с королевством (regnum) Руси 1284 , и делится на восемь епископий 1285 . Некогда в ней был король (rex), но ныне она управляется князьями (duces) 1286 . Она, так же как и Чехия (Boemia), служит как данница императорскому величеству 1287 . [Военными обычаями поляки и чехи схожи. Они воинственны, но жестоки в грабежах даже церквей, так что и союзниками не соглашаются быть, если им не отдадут на разграбление священные имущества.] (Helm. 1937. Р. 4–7; Helm. 1973. Р. 34, 36, 38) 2. I, 8. Нападение венгров 1288 . (...) [Архиепископ Унни решает лично объехать свой миссийный диоцез. Посетив Данию, он по морю прибыл в Бирку 1289 .] Бирка (Byrca) же – самый знаменитый город готов (Gothi), расположенный посредине Швеции (Suedia), который омывается неким заливом Балтийского моря, образующим желанную гавань, куда имеют обыкновение по различным торговым делам регулярно заходить все корабли данов (Dani), норвежцев (Norvei), а также славян и самбов (Sembi), да и другие народы Скифии (Scithia) 1290 . [Из-за дикости своих королей шведы совершенно забыли христианство, которое Унни снова им возвещает. Заболев, он умирает в Бирке в 936 г.] (Helm. 1937. Р. 20; Helm. 1973. Р. 60, 62) 3. [I, 14. (...) Во времена ольденбургских епископов Маркона, Экварда, Вагона и Эцикона славяне держались христианской веры, а в их стране были церкви и монастыри, как свидетельствует магистр Адам 1291 .] 15. О датском короле Свене 1292 . В то же время Болеслав (Bolizlaus), христианнейший король Польши (Poleni), в союзе с Оттоном Третьим обложил данью всю Славянию, что по ту сторону Одера (Odora), да и Русь (Rucia), и пруссов (Pruzi), от которых пострадал святой епископ Адальберт (Adelbertus). Его мощи Болеслав перенес тогда в Польшу 1293 . [При ободритском князе Мстиславе 1294 был мир и славяне платили дань. Но христианство Мстислав исповедовал только внешне, а сам преследовал монахинь из монастыря в Мекленбурге, заставляя их выходить замуж 1295 . Тогда-то в Дании Свен восстал против собственного отца 1296 и христианства и захватил датский трон 1297 .]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Откр.20:13 .  Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. Дополняя прежнее и объясняя, откровение говорит далее и о том, кто были и откуда пришли те мертвые, которые предстали пред престолом Судии. Они суть те, которых отдали море, смерть и ад. Море – место смерти многих людей; смерть – гибель людей на земле безвестным образом; ад – не место мучения, но в смысле внутренности земли, подземного мира – все погребенные, зарытые в землю. Значит, все умершие, без всякого исключения, где бы и как бы они ни умерли, независимо от того, во что было обращено их смертное тело, все они воскреснут и в своих обновленных телах предстанут на суд. Откр.20:14 .  И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. Смерть и ад употреблены здесь как олицетворения (Ср. 1Кор 15:26 ). Смерть – прекращение земной жизни тленного человеческого тела, ад – состояние душ людей, ожидающих времени страшного суда. Но когда суд уже совершился, тогда и смерть уже неуместна, излишня. Смерть первая есть (кроме смерти телесной) первое (не окончательное) отчуждение человеческой души от Бож. благодати; смерть вторая есть окончательное и бесповоротное осуждение человека после страшного суда, когда он совершенно лишается надежды на всякое улучшение своего состояния: он ввергается в озеро огненное как место его вечных мучений. Откр.20:15 .  И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. «Кто не был записан в книгу жизни», т. е. все, которые, по предведению Божию, оказались достойными осуждения, которые не признаны достойными вечного блаженства в Христовом Царстве, все они были брошены в озеро огненное. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 7: Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./Откровение святого апостола Иоанна Богослова. 1168-1293 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1280 Опис. докум. и бумаг Моск. Арх. Мин. Юстиции, кн. IV. М. 1884, стр. 241. Вероятно, здесь была жалоба святителя Димитрия, не могшего устроить сходней на свой счет. 1282 По описи 1704 года, «вотчина преосвященнаго Димитрия митрополита Ростовскаго, домовая Благовещенская слобода, Дорогомилово тож, а в ней двор ево архиерейской, а в нем живет дворник, а у переписи дворник сказал: больши де того в той слободе иных дворов нет. Забелин. Материалы для истории археол. и статистики гор. Москвы I, 770. 1285 Яр. Епарх. Вед. 1874, стр. 276, 37, письмо 26. В следующем письме святитель благодарит за присланный чай (стр. 302). 1289 Я. Е. В. 1879, 37, стр. 300. Не этому ли Ионе принадлежат «псальма старца Ιωνα» обращенная к Димитрию: Внемлющим бо сладко твое чисто слово,//Вопреки же в яву жестко и сурово,//Ибо Илие был ревностью подобен//Гнева же свободен и пр. (Я. Г. В. 1855, стр. 171). 1290 Петр был в Ростове в конце апреля 1702 г. при походе своем к Архангельску. 22 апреля государь пошел водою, вероятно, по разлившейся Которости, в Ярославль, куда и прибыл 23 апреля. Тракт от Москвы до Архангельска был устроен в 1693 году вместе с учреждением Ярославского воеводства. Он шел чрез Переяславль, Ростов, Ярославль и Вологду. Почта ходила раз или два в неделю, (смотря по надобности (Яросл. Губ. Вед. 1850, 7, стр. 69) Дорожник этого тракта см. в Архиве истор. практ. сведений о России. Спб. 1863 т. IV, 60. 1293 Это известно по семейным преданиям и вышеприведенному письму. Семен Воронцов был сменен Илларионом Воронцовым в мае 1703 г. (Опись докум. и дел Моск. Арх. Министерства Юстиции М. 1884 стр. 179). 1294 Яблочко от яблони не далеко падает. Известны злоупотребления нерчинского воеводы Федора Воейкова (Доп. в Ак. Ист. XII 2), дяди нашего стольника. 1296 Рук. Спасояковлев. мон. 354 л. 220. Рассказы эти недавно напечатаны и в Яр. Еп. Вед. 1888 29 стр. 482. 1297 Там же л. 219 об. Прекрасно свидетельствует о тогдашнем положении дел слово на Воскресение Христово, изданное под именем Димитрия Ростовского в Я.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

55, это показано под летом 6797. Этот собор по Лет. Львова II. 59 и Никон. сп. III. 89, подписан, т.е. украшен стенописью 1292 (6800) года. В 1300 (6808) году Андрей с митрополитом Максимом и ростовским архиереем 29 июня посвятил в нижегородском Софийском соборе новогородского архиепископа Феоктиста, как об этом повествуется в Соф. Врем. I. 292, Новгор. Синодальн. Лет. 162, Новгор. Лет. попа Ивана стр. 568. По летописям: изданный 1775 г. II. 72, Никон. списк. III. 93, Андрей 1294 (6802) г. ноября 8 венчал в тверском соборе Спаса тверского князя Михаила Ярославича. 1293 года посланный великим князем Димитрием Александровичем в Торжок, примирил его с князем Андреем городецким, как об этом повествуется в Новогородской лет. попа Ивана, стр. 565. В житии св. Петра, митрополита Московского , помещенном в I степенной книге, описывается клеветническое восстание Андрея на святителя 48 . Там он назван легкий умом, а у Карамзина в Истор. Росс. Госуд. IV. стр. 118 – легкомысленным и гордым. В Лет. Львова II. 72, под летом 1315 (6823) сказано: «тое же весны Андрей, епископ тверской, остави епископию и поставлен бысть епископ Варсонофий». То же под тем же годом в Продолж. Нестор. стр. 61, Воскресенск. II. 272, Никон. списка III. 110. В последней прибавлено: «остави епископию, вниде в монастырь». Но летоп. Никон. списка III. 125, «Ануфрей, будучи на покое, 1321 года ходил в Переславль и там великого князя Георгия Даниловича помирил с Тверским государем». Летописи: Львова II. 81, Воскресенск. II. 297 и Карамзин в Истории Рос. Госуд. IV, прим. 247, 280, стр. 119, – это приписывают не Андрею, а Варсонофию. В лета 1323 (6831) преставился Андрей в своем монастыре на Шеши у св. Богородицы, на другой день Варсонофий отпел его в Спасском соборе и положил в местной церкви Введения, как повествует об этом Летоп. Никон. списка III. 127. Митрополит Евгений во 2-м издании Истор. Росс. Иер., стр. 274 говорит, что Шешинский Богородицкий Введенский монастырь основан сим архипастырем. Монастырь Богородицы на Шеше в XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Но если падение Вавилона для обитателей земли, стоящих под непосредственным влиянием антихриста, было причиною их горя, то для жителей неба и для тех, которые живут для неба, это событие будет предметом радости. Приглашаются к радости небо, святые, апостолы и пророки. Причина радости – наступление последнего и окончательного суда Божия, которого просили и желали прославившиеся мученики ( Откр 6:10 ). Суд этот составляет предмет радости небожителей, ибо он есть торжество Божественного Правосудия. Откр.18:21 .  И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его. Иоанн при том видит символическое изображение внезапности и непоправимости падения Вавилона. Один (некоторый) Ангел бросил в море большой камень. Этот образ означает то, что как тяжёлый камень, брошенный в море, исчезает в нем быстро и безвозвратно, так точно по Божественному суду бесследно и безвозвратно погибнет и Вавилон. К этому образу Ангел далее присоединяет и словесное описание той опустошенности и заброшенности, которые постигнут Вавилон. В заключение Ангел объясняет и причину самого суда над городом и его жителями. Первая вина их та, что купцы обратились в вельмож и придали безнравственное направление своей торговле. Далее, вина в его волшебстве, т. е. его развращающей политике. Наконец, последняя и самая важная вина Вавилона в том, что в нем была найдена кровь пророков, святых и всех убитых на земле (ср. Откр.17:6 ). Это значит, что Вавилон, как город при конце мира, столица антихристианства и место высшего проявления боговраждебности, был виновником пролития крови всех убитых на земле; так как зло и грехи будущего антихристианского мира были плодом и последствием всей долговременной истории зла, то, по справедливости, на антихристианский мир (Вавилон) падает и ответственность за все мировое зло. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 7: Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./Откровение святого апостола Иоанна Богослова. 1168-1293 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

—325— После отказа Герман удалился в собственное поместье, называвшееся Платанием, неподалёку от К-ля и в тишине доживал свои последние дни 1288 . По мере сил и надобности он и отсюда старался поддерживать твёрдость гонимых православных, как увидим немного ниже. Из своего заключения ему пришлось видеть насильственные действия против икон, следствия изданного эдикта, и слышать, как „император и всё высшее правительство с страшным раздражением преследовали православных; как многие клирики и миряне, а особенно монахи изгонялись из отечества, наказывались ссылками, лишением имений и усечением членов..; как в храмах соскабливали со стен живописные иконы, а с жертвенников снимали одежды, сделанные из золота и пурпура под предлогом того, что на них были вышиты изображения некоторых событий священной истории; – как мощи святых и славных мучеников вынимались из дорогих рак и предавались огню“ 1289 и проч. Но сгустившийся над церковью мрак не приводил в отчаяние маститого старца: за разразившейся бурей он твёрдо (ε οδα) ожидал яркого блеска церковного мира 1290 . В таких ожиданиях, вероятно, —326— не долго спустя после своей отставки, Герман скончался столетним старцем и был погребён в монастыре Хора, основанном Юстинианом и находившемся на северной стороне К-ля 1291 . – Церковь вспоминает день его кончины 12-го мая 1292 . (Окончание следует). И. Андреев Соколов В.А. Иерархия Англиканской епископальной Церкви//Богословский вестник 1897. Т. 2. 6. С. 327–383 (2-я пагин.). (Продолжение.) —327— Соединённое с молитвой возложение рук, или так называемая видимая сторона таинства священства, представляет собой лишь средство, указанное Самим Богом людям для того, чтобы они могли, при надлежащем его употреблении, низводить на рукополагаемых дары Божественной благодати. Сама по себе, эта видимая сторона не имеет, однако же, настолько силы, чтобы одно лишь её применение могло быть достаточным для благодатной действенности таинства. Как бы ни были точно и правильно соблюдены все условия видимой стороны рукоположения, одно это соблюдение ещё никак не даёт ручательства в том, что рукоположенный действительно сподобился иерархической благодати. Богоустановленная обрядовая внешность рукоположения, при всей своей важности, может иметь благодатное значение только тогда, когда вместе с ней соблюдены и те внутренние условия, от которых зависит действительность таинства. Чтобы убедиться в этом на наглядном примере, стоит лишь остановить своё внимание на лютеранской ординации, т. е. том чинопоследовании, посредством которого поставляются на свои должности духовные лица лютеранского вероисповедания. Чин ординации вполне удовлетворяет всем требованиям видимой стороны православного таинства священства. Весь собор совершителей ординации возлагает свои руки на голову поставляемого, причём предстоятельствующий суперинтендент произносит установленную молитву 1293 . По-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По словам ее «учение его и доныне предается проклятию, но имя его только косвенно, тайно и не для многих явно осуждается анафемой, ибо впоследствии он изменил свой образ мыслей и раскаялся» 1289 . В «чине православия» в Постных Триодях, греческих и переводных славянских, учение Итала изложено в 11-ти анафематизмах 1290 . 3. Осуждение монаха Нила. – Около того же времени (может быть даже в том же году) был осужден монах Нил 1291 , учивший, что человечество во Христе обожествлено по естеству (φυσις ϑεωϑναι), т. е. что человечество было по существу божественное. Таким образом, Нил касался того же самого вопроса, какого уже касался Иоанн Итал, но в решении его он впадал, очевидно, в евтихианство или монофизитство, а потому и нашел приверженцев среди проживавших в Константинополе армян. На соборе был поэтому осужден не только один Нил, но и армяне и еще некто Влахернит, придерживавшийся ереси евхитов или энтузиастов 1292 . 4. Соборы на Льва Халкидонского. – В 1086 г. осужден был на соборе Лев, митрополит Халкидонский, при следующих обстоятельствах 1293 . Около 1082 г. Алексей Комнен во время войны с норманнами (Робертом Гюнскаром), нуждаясь в деньгах, с согласия патриаршего синода приказал передать на монету некоторые церковные украшения и между прочим двери Халкопратийского храма, на которых изображены были двенадцать праздников. Это вызвало продолжительные волнения. Лев Халкидонский приравнял распоряжения императора к иконоборству. Он отстаивал ту мысль, что вещество, из которого делаются священные изображения, остается священным даже и после того, как уничтожен лик Христа. А это вело к тому заключению, что икона сама по себе безотносительно заслуживает почитания или поклонения. По всей вероятности, именно в этом смысле Лев допустил некоторые неловкие и неосторожные выражения, за которые и был осужден и низложен в 1086 г. 1294 . Осуждение Льва, происшедшее вследствие влияния императора, по всем признакам вызвало раскол. Для уничтожения разделения около 1090 г. был созван новый примирительный собор, на котором, по прочтении того места из синодика, где говорится о поклонении иконам, и по окончании прений, которыми руководил сам царь, было формулировано, что Христу, как Богу, мы покланяемся ради него Самого, святым – ради приближения к Богу; иконы же святых, как слуг Христовых, чтим относительно (σχετικς) ради Него. Раскаявшийся Лев был примирен с Церковью и возвращен из ссылки 1295 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Рельеф на фронтоне входа в башню верхней крепости Левона представляет некоего правителя (прежде считалось, что это кор. Левон I), сидящего по-восточному между 2 львами. На киликийских монетах царь Хетум II (кон. XIII - нач. XIV в.) был представлен в такой же позе. Монеты Левона I и Хетума I (XIII в.) с изысканным рисунком имеют нек-рые общие черты с монетами крестоносцев; в свою очередь они повлияли на продукцию монетных дворов соседних с К. А. сельджукских гос-в. Ювелирное искусство В сер. XIII в. по приказу гос. властей старая церковная утварь была переплавлена, в связи с этим до нас дошли лишь единичные примеры изделий, созданных до этого периода. Центрами ювелирного искусства были Ромкла, Скевра, Сис. Значительными по важности являются серебряные изделия, хранящиеся в ГЭ: чаша XII в., найденная в с. Вильгорт (Пермский край), и серебряный ковш XIII в. с именем Шахука, обнаруженный в Бердянске (Запорожская обл., Украина). Евангелие 1248 г. с миниатюрами худож. Киракоса (переписчик Вардан?) украшает серебряный оклад 1254 г., заказанный еп. Степаносом. На одной стороне оклада изображен Христос на троне с символами евангелистов по краям, а на другой - «Распятие» с погрудными образами Богородицы, св. Иоанна Крестителя, 2 архангелов, 4 евангелистов и 8 апостолов. В 1255 г. в Ромкле по заказу католикоса Костандина I Бардзрабердци был создан серебряный оклад Евангелия 1249 г., иллюминированного Киракосом (Матен. 7690). На одной стороне оклада изображен Спаситель с предстоящими Богородицей и св. Иоанном Крестителем, на другой представлены образы 4 евангелистов в рост, созданные на основе иконографии арм. миниатюр. С окладом 1254 г. имеет иконографическое сходство серебряный оклад Зейтунского Евангелия 1256 г., украшенного Торосом Рослином (Матен. 10450). На нем изображено «Распятие» с погрудными образами Богородицы и 2 архангелов. С этими окладами сходен и серебряный складень-реликварий (ГЭ) из мон-ря Скевра, выполненный по заказу его настоятеля Костандина в память арм. воинов, погибших во время захвата Ромклы мамлюками в 1292 г. На нем - апостолы Фаддей, Варфоломей, свт. Григорий Просветитель, полководец Вардан Мамиконян, кор. Хетум II, также представлена сцена «Благовещение». Это единственный известный памятник из серебряной мастерской Скевры. В кон. XIX в. среди произведений из К. А. упомянуты золотой реликварий, созданный в 1293 г. по заказу Хетума II, и «Чаша Левона» (не сохр.). Со скеврским складнем-реликварием и с др. произведениями XIII в. имеет сходство серебряный реликварий свт. Николая в форме десницы (длани), который был реставрирован в 1325 г. (Antelias, Armenian Catholicosate of the Great House of Cilicia).

http://pravenc.ru/text/1684612.html

1293 B качестве второго или даже первого русского митрополита в конце X в. называли также Льва (Леона/Леонтия), резиденция которого якобы находилась в Переяславле. Поводом к возникновению этой легенды, окончательно оформившейся в XVI в., стала также одна из редакций (XIII в.) Церковного устава Владимира, в которой Лев выступает современником патриарха Фотия. Само имя Льва как одного из двух претендентов на звание “первого” митрополита Руси было почерпнуто, кажется, из заглавия трактата об опресноках “Льва, митрополита Переяславля в " Ρωσα”. Однако этот трактат не мог возникнуть ранее 1054 г., а его автором был Лев, титулярный митрополит переяславский в 1060–1070-х годах (Переяславская епархия некоторое время была титулярной митрополией). См.: Poppe А. Le traité... Р.504–527; idem. Leon//SSS. T.3. S.43–44; Поппэ А. Русские митрополии Константинопольской патриархии в XI столетии, ч.З//ВВ. 1968. Т.29. С.95–104. 1296 Вопрос о церковно-политических обстоятельствах поставления Илариона продолжает оставаться спорным. Так, Л. Мюллер утверждает, что никакого конфликта тут не было: хотя хиротония была совершена в Киеве, само избрание Илариона состоялось в Константинополе с участием патриаршего постоянного синода (Müller L. Ilarion und die Nestorchronik//HUS. 1988/89. Vol. 12/13. S. 337–342). В поддержку гипотезы Мюллера выступил Х. Ханник, предложив курьезное чтение записи Илариона о своем поставлении: согласно Ханнику, слова “милостию человеколюбивого Бога... изволением Его от благочестивых епископ священ бых и настолован в... граде Кыеве” следует понимать так, что хиротония Илариона была вполне канонично произведена в Константинополе и только настолование состоялось в Киеве, т.е. смысловое объединение причастий “священ” и “настолован” неправомерно (Hannick Ch. Kirchenrechtliche Aspekte des Verhältnisses zwischen Metropoliten und Fürsten in der Kiever Rus’//Ibid. S.736–737). Из такой “потребительской” трактовки записи Илариона следует, что если бы Иларион, не дай Бог , был хиротонисан в Киеве, то он не осмелился бы сослаться на “Божие изволение” и называть епископов русской митрополии “благочестивыми”!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010