357 . Boojamra J. L. Social thought and reforms of the Patriarch Athanasios of Constantinople (1289–1293; 1303–1309)//Byz 1986. 55(1). 332–382. 358 . Constantelos D. J. Life and social welfare of Patriarch Athanasios I (1289–1283, 1303–1309) of Constantinople// Θεολογα. 1975. 46. 611–625. 359 . Fallier A. Le séjour d’Athanase II d’Alexandrie à Constantinople//REB 1977. 35. 43–71. 360 . Fallier A. La première démission du patriarche Athanase (1293) d’après les documents//REB 1992. 50. 137–162. 361 . Faith healing in late Byzantium. The posthumous miracles of the Patriarch Athanasios I of Constantinople by Theoktistos the Stoudite/Ed., transl. Talbot A. M. Brookline, MA 1983. (The Archbishop Iakovos Library of Ecclesiastical and Historical Sources. 8). Boojamra J. L.//GOTR 1983 (Winter). 28:4. 379–381. 362 . Gennadios. Δο νκδοτα γρμματα το πατρνρχου Κ πλεως θανασου Α//EEBS 1952. 22. 227–232. 363 . Gennadios von Heliupolis. πρτη π το θρνου ποχρησνς το πατρνρχου θανασου Α// ρθοδοξα. 1953. 28. 145–150. 364 . Gill J. Emperor Andronicus II and Patriarch Athanasius I//Byzantina 1970. 2. 13–19. 365 . Hanson C. L. Religious minorities in Palaeologan Constantinoplë patriarch Athanasius I and the Jewish community in the reign of Andronicus II//Proceedings of the PMR Conference/Ed. Pulsiano Ph. Villanova, Pa. 1989. 14. 135–146. 366 . Kazhdan A. P. Two letters of Athanasius I, Patriarch of Constantinoplë An attempt at reinterpretation//Charanis Studies. Essays in Honor of P. Charanis/Ed. Laiou-Thomadakis A. E. New Brunswick, N. J. 1980. 79–83. 367 . Kydonopoulos E. Ο οικουμενικς Πατριρχης Αθανσιος Α και η μον του Μεγλου Λογαριαστο// Βυζαντιν. 1995–1996. 18. 257–260. 368 . Laiou A. Ε. Athanase Ier de Constantinople et la succession de Montferrat//Byz 1972. 42(2). 603–606. 369 . Laurent V. Le serment de l’empereur Andronic II Paléologue...//REB 1965. 23. 124–139. 370 . Matschke K.-P. Politik und Kirche im spätbyzantinischen Reich: Athanasios I, Patriarch von Konstantinopel 1289–1293; 1303–1309//Wiss. Zs. der Karl-Marx-Universität Leipzig. 1966. 15. 479–486.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

53 Во Владим. Сбор. Н. Тихонравова, стр. 95, читаем, что в память о подвигах Никиты богомольца доныне, надев вериги преподобного и взяв камень от ступеней часовни, где находится столп Никиты, обходят вокруг нее три раза, держа камень на голове. Прежде вместо камня брали каменную шапку Никиты, в 1735 г. взятую в канцелярию московского синод. приказа. 54 В древнейшем сп. жития (синод, сб. 637) и многих позднейших нет и этого известия; в других оно вставлено в виде заметки, перенесенной с полей, разрывая грамматический строй текста. Указание на год смерти Никиты мы встретили только в синод, сп. XVII в. 627; здесь статья о убиении столпника озаглавлена: «о преставлении святого в лето 6701, мес. мая в 23 (л. 43)». О жизни и общественном положении Никиты до пострижения житие знает так мало, что по нему нельзя составить ясного понятия об этом: «Бяше некто человек Никита именем, рожение и воспитание им в граде Переяславле; пришел же в свершен возраст, якоже есть обычай неким в юности не злая прилежати, такоже и сему Никите, прилежа градским судиям, и мног мятеж и пакости творяше человеком неправеднаго ради мздоимания, и тем питаше себе и подружие свое». Так начинается житие в синод, сб. 637; другие списки, переделывая это начало, прибавляют, что Никита «бе мытарем друг». 57 Милют. ч. мин. май, л. 1293–1297. Повесть с описанием этих чудес написана вскоре после 1564 г., т. е. после перестройки и преобразования Никитского монастыря, предпринятого И. Грозным по личному его усердию и месту подвигов столпника. 60 Нач. похв. слова: «Се настоит, братие, светоносное празднество предивного отца нашего и чудотворца Никиты столпника». В конце слова читаем: «пресветлое твое успение чтущим милости и оставления грехов просим». 61 Списки жития XVI в. в рукоп. Унд. 272, л. 1 и Макар, ч. мин. по усп. сп, авг., стр. 2127–2147. Напеч. в Прав. Собес. 1853, 9 и 10, по списку половины XVI в. неисправному и не вполне. Отрывки в Ист. Р. Ц. преосв. Макария, III, прим. 106; изложение и Разбор жития там же, стр. 47 и 171–175, и в Ист. Оч. Ф. И. Буслаева , II, 116–122.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

An abundant canonical literature, whose authors it would be impossible to enumerate here, discussed issues arising from the canons, from imperial legislation, and from the commentaries: this literature, mostly polemical in nature, constitutes one of the major sources for our understanding of Byzantine medieval ecclesiology, which otherwise was not expounded in any systematic way. One of the major issues arising in this literature is the canonical relationship between the patriarch and the provincial primates, or metropolitans. Actually, the controversies on this issue touched implicitly upon the role of the emperor in Church affairs; for it was an agreed fact that the ecumenical patriarch was not only an ecclesiastical, but a state, official. His secular function was expressed in the right to crown the emperor (a privilege which dated from the tenth century), and through the custom of his assuming the regency in case of need. The patriarch " " s appointment as a state official formally depended upon an «investiture» by the emperor, which followed an election of three candidates by the synod. 122 Meanwhile, the texts foresaw no official intervention of the emperor in the election of local metropolitans, and several canons even severely condemned it. Thus, dependence or independence of the metropolitans upon the patriarch as civil servants involved their relation to the emperor as well. In the tenth century, a discussion arose between Euthymios, Metropolitan of Sardis, who defended the right of the patriarch to choose metropolitans from among the three candidates presented by the synod, and an anonymous author who interpreted the canons as attributing to the patriarch the right of the ordination of the metropolitans, but not that of election. Nicetas, Metropolitan of Amaseia, then wrote a treatise in favor of patriarchal rights. 123 It seems that the debate ended in favor of imperial and patriarchal centralization, an idea which had also been expressed in Balsamon " " s commentaries (particularly on Canon 28 of Chalcedon). But, in the thirteenth and fourteenth centuries, as the imperial power weakened, the patriarchate acquired greater prestige independent of the empire. A series of patriarchs of the Paleologan period simultaneously asserted a greater independence from the state and a wider authority over the metropolitans. Patriarch Athanasius I (1289–1293, 1303–1310) even dismissed the synod altogether. His unedited correspondence and encyclicals offer a considerable canonical and ecclesiological interest. 124 The example of Athanasius will be followed by the patriarchs of the fourteenth century, especially Callistos and Philotheos, with their concept of «universal leadership» (kedemonia panton), which they attribute to the patriarch of Constantinople, and which is reflected in the patriarchal Acts of their time. 5. Synodal and Patriarchal Decrees

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

24 См.: Arbman H. Birka. Die Graber. Text. T. 1. Taflen. T. 2. Upsala,1940–1941; Staecker J. Made in Constantinole or made in Rome? Some Reflections on the origin of the ecclesiastical material in Scandinavia//Rome and Byzantium in the North. Missionary work and change in faith in 8–14 centuries. Kiel, 1994. Bd 1. Р. 59–81. 26 Об этом подробнее: Мусин А.Е. Древняя Русь и античный мир: становление Церкви//Древнерусская культура в мировом контексте: археология и междисциплинарные исследования. Материалы конференции. Москва. 19–21 ноября 1997 г. М., 1999. С. 48–63. 28 См.: Мусин А.Е. Меч и крест: новое религиозное сознание Древней Руси по данным археологии//Раннесредневековые древности северной Руси и ее соседей. СПб., 1999. С. 134–150. 29 См.: Авдусин Д.А., Пушкина Т.Н. Три погребальные камеры из Гнездова. Ц-301, Ц-306. С. 193, 196; Недошивина Н.Г., Фехнер М.В. Погребальный обряд Тимеревского могильника//СА. М., 1985. 2. С. 109; Блифельд Д.I. Дabhьopycьki пам " ятники... 42. С. 138–142. 30 См: Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1 (Памятники XI-XIV вв.). СПб., 1880. Ст. 36–37. 31 См.: Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. 1. Службы круга седмичного и годичного и чинопоследование таинств. Историко-археологическое исследование. Казань, 1884; Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР (XI-XIII вв.). М., 1984. 138. С. 159–161; Мансветов И.Д. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. Историко-литургическое исследование. М., 1882. С. 25–33. Приложение 9. Евхологион, албо молитвослов или требник, имеяй в себе цер-ковные и различные последования, иереом подобающие. Киев, 1646; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства). М., 1993. Ч. 2. С. 1289–1293. 32 См.: Арранц М. О крещении князя Владимира//Тысячелетие введения христианства на Руси. 988–1988. М., 1993; Ронин В.К. Славянская знать и западные миссионеры в Центральной Европе//Средние века. М., 1993. 56. С. 118–135.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

все виды волшебства и колдовства), драки между женщинами и вообще все проступки духовенства 394 . Относительно области церковного суда в самом конце 13 в. (между 1293–1300) имеются сведения в послании неизвестного Владимирского епископа к одному из сыновей Александра Невского 395 Какими же средствами располагала церковь против греха и преступления? Обычным средством наказания был денежный штраф в пользу судьи. Но кроме штрафа, карательной меры, устав Ярослава применял исправительные меры: епитимию и принудительное пребывание в церковном доме, где арестованным, вероятно, вменялось обязательное посещение храма и некоторый физический труд, что практикуется и теперь для лиц, отправляемых «под начало» на архиерейский двор или в монастырь. Кажется, применялось и телесное наказание 396 . Ему, например, подвергали лиц занимавшихся скотоложеством и колдовством 397 . Епитимье и заключению в церковный дом подвергали преимущественно за грехи против седьмой заповеди. Очевидно старое языческое невоздержание не скоро было забыто русскими. В заключение выскажем взгляд на древние юридические памятники; вряд ли они были в буквальном смысле плодом законодательной деятельности тех лиц, которым усвояются эти памятники. Вероятно, ни св. Владимир, ни Ярослав не издавали строго выработанного кодекса, но они вошли в соглашение с митрополитом относительно подсудности известных поступков светской или духовной властям. Согласно с этими договорами устанавливалась практика церковного суда. Эти правила, будучи записаны, получили название уставов наших князей. Таким образом тогдашнее законодательство шло от практики к кодексу 398 . Подлинных постановлений св. Владимира и Ярослава мы не знаем; дошедшие до нас списки уставов с их именем разнообразны по объему и содержанию. Вероятно, первоначальный закон, будучи неопределенным и растяжимым, давал возможность делать дальнейшие изменения без нарушения основных его начал и без предположений о подлоге 399 . Против язычества были направлены некоторые постановления Владимирского собора 1274 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вероятно, речь идет о Румельской крепости (Румели Хисары, Румели-Гиссан), расположенной на берегу Босфора. 1287 ...в город Акру... – Очевидно, речь идет об Акре (Птолемаида), небольшом городе на северо-западе Израиля. 1288 ...переплыли Мраморное море... – Внутреннее море Атлантического океана. На северо-востоке Мраморное море соединяется проливом Босфор с Черным морем, на юго-западе – проливом Дарданеллы с Эгейским морем. 1289 Белое море – Белым морем южные славяне называли Эгейское. Аналогично его именовали и некоторые русские средневековые паломники, например, иеродиакон Троице-Сергиевой лавры Зосима, совершивший паломничество в 1419–1422 гг. 1290 ...проходили остров по-грецки Анкис, а потом остров и город Родос. – Вероятно, речь идет об острове Сакыз (Хиос), расположенном в Эгейском море (см. коммент. 886), и городе-острове Родос (см. коммент. 883). 1292 ...в город Яфу, по-турецки, а по-руски – Иопию, где Иону пророка кит-рыба вырыгнул на берег. – Паломник вспоминает историю из Священного Писания о том, как пророка Иону проглотил «большой кит». В его чреве Иона провел три дня и три ночи и по молитве был освобожден Господом. Однако Книга пророка Ионы ( Ион2.1:11 ). в которой об этом рассказано, не связывает спасение Ионы с Яффой (о ней см. коммент. 751). 1293 Были в городе милая Лида, в греческом монастыре, где церковь Великомученика Георгия... другая поставлена, а не та самая. – Традиционно храм, в котором чудом Георгия Победоносца был поставлен столб бедной вдовы, описываемый в одном из чудес святого, связывается с г. Рамла (см. коммент. 758). В Лидде находится храм Великомученика Георгия. по преданию воздвигнутый над его гробницей (см. коммент. 758). 1295 …по обыкновению тамошняго заведения, ноги мущинам обмывали так, как Христос своим ученикам... – См коммент. 765. 1298 ...введены были ночевать в болшую церковь , где гроб Христов... – Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме (см. коммент. 768). Яким Васильев, как и все наши древние паломники, начиная с игумена Даниила, именует главный храм христианского мира «Воскресением Христовым».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1285. Выражение это заимствовано у св. Иоанна Лествичника. Слово 28, глава 51-я по Московскому изданию 1851 года. ( Примеч. свт. Игнатия). 1286. Исаака Сирского слово 55, преп. Варсонофия Великого ответы 2, 108, 311, 342 и другие; преп. Иоанна Лествичника слово 4, гл. 35, 36, 71, слово 27, гл. 1, преп. Нила Сорского слово 11. ( Примеч. свт. Игнатия). 1287. Преподобного аввы Дорофея поучение 5. ( Примеч. свт. Игнатия.) 1288. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 177 об.-234. Частично опубликовано: К свету. 1994. С. 42–55. В данном фрагменте текст авторов рукописного Жизнеописания чередуется с цитатами из отчета Владыки Игнатия, к сожалению, не выделенными кавычками. Отчет-доклад святителя Игнатия о состоянии Епархии за 1858 год представлен им Св. Синоду в октябре 1859 года. Постраничные примечания (с. 469–518) воспроизводятся по тексту публикуемого источника. 1289. Позже Епископ Кавказский. 1290. Впоследствии Епископ Красноярский. 1291. Различие между Епископом и пресвитером превосходно изложено в книге «Истинно-Древняя и Истинно-Православная Христова Церковь» (с. 81). Изложение это тем особенно важно, что оно указывает на св. Отцов Православной Церкви и вместе на раскольничьи книги, говорящие о том же предмете. По сему отделу вероучения большая часть раскольников согласна с Православною Церковию. 1292. Расколом называется собственное отделение от Вселенской Церкви без нарушения единения в догматах. Нарушение единения в догматах уже есть ересь. На этом основании почти все русские раскольники суть, собственно, уже не раскольники только, но и еретики. Западная церковь называет восточных христиан раскольниками, как не могущая уличить их в изменении какого-либо догмата Первенствующей Вселенской Церкви, а Восточная признает папистов еретиками как допустивших нововведение в самых догматах. 1293. При производстве иерея в протоиерея в единственной молитве для сего обряда читается нижеследующее: «Одей Твоею благодатию брата нашего и честностию украси его в начале стояти пресвитеров люда Твоего». Вот и все значение церковное протоиерея: он, при Богослужении, имеет право занимать первое место между прочими священниками (см. чин хиротонии).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 22 об.) Власть Д. А. укрепилась. В 1284 г. он ходил в поход на Новгород с татарами и «со всей Низовской землей», и новгородцы признали его своим князем. В 1285 г. Андрей предпринял еще одну попытку захватить великокняжеский стол, приведя войска из Волжской Орды, но Д. А. сумел найти союзников среди князей Сев.-Вост. Руси в лице тверского кн. св. Михаила Ярославича и св. Даниила Московского. Совместными силами они изгнали ордынцев. В том же 1285 г. митр. Максим посетил Суздаль и Новгород. В 1292 г. в Орде умер Александр, сын Д. А., бывший, вероятно, заложником у татар. В 1285-1291 гг. в Новгороде «повелением благовернаго князя новъгородьскаго Дмитрья» для Софийского собора была переписана Кормчая рус. редакции (т. н. Синодальная, или Новгородская (Климентовская) Кормчая - ГИМ. Син. 132; см.: Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. С. 141). В 1293 г. Андрей вместе с ростовскими князьями и Феодором Ярославским направился в Орду, где получил ярлык на вел. княжение Владимирское и татар. войско во главе с братом хана Тохты Туданом (рус. летописи именуют его Дюденем). Войско разорило 14 городов, в т. ч. Переяславль. Д. А. нашел убежище в Пскове. Ордынские отряды дошли до Волока Ламского, где их встретили с дарами новгородские послы, пригласившие Андрея на новгородский стол. Весной 1294 г. Д. А. попытался вернуться в Переяславль Залесский через новгородские земли. Под Торжком он подвергся нападению, его казна попала в руки вел. кн. Андрея и новгородцев. Д. А. бежал в Тверь. При посредничестве кн. Святослава и Тверского еп. Андрея между братьями был заключен мир. Д. А. направился в Переяславль, но в пути умер под Волоком Ламским «в чернцах и в схиме», был похоронен в Спасо-Преображенском соборе Переяславля Залесского. Принятие Д. А. пострига перед смертью закрепило в среде правителей Сев.-Вост. Руси эту благочестивую традицию, начало к-рой было положено его отцом Александром Невским.

http://pravenc.ru/text/178187.html

О нас они говорят, что мы получаем благодать только в пользование, почему она и отнимется у нас, а о себе, что они имеют благодать, как собственность, приобретенную свыше от неизреченного и неименуемого сопряжения, а потому, она приложится им. Поэтому, говорят, им и нужно всеми способами всегда упражняться в таинстве сопряжения... Павел, утверждают, сделал указание и на сопряжения внутри Плиромы, показав их, посредством одного (наставления); ибо, пиша о сопряжении в этой жизни, сказал: «тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» 1290 . Из этого места усматривается, как то, что одни из гностиков, крайне злоупотребляя христианским таинством брака и учением о нем ап. Павла, предполагали, что им, в самих беспорядочных их сопряжениях, непрерывно и неоскудно подается благодать, составляющая, поэтому, их неотъемлемую собственность, так и то, что, наоборот, по верованию Церкви, благодать брачующимся с ее благословения преподавалась для самого пользования брачным союзом, а, следовательно, до него, а также, отдельно и независимо от него. Обстоятельство же это, в свою очередь, необходимо предполагает существование в Церкви особенного священнодействия, через которое брачующимся сообщаема была нужная им благодать Божия. Но особеннейшего внимания заслуживает учение Тертуллианово о браке, как церковном таинстве, и по своей ясности и определенности, и по своей сравнительной полноте и обстоятельности. Признавая в христианском браке то его превосходство, сравнительно с еретическими браками, что он составляет таинство, будучи образом таинственного союза Христа с Церковью 1291 , Тертуллиан , вместе с тем, учит, как о необходимости преподаяния, так и о самом преподаянии брачующимся особенной освящающей благодати, дабы брачный союз их был тем, чем должен быть, ввиду его возвышеннейшего идеала – союза Христа с Церковью. Так, преподавая совет своей жене, в случае смерти не вступать, по примеру призванных к святой жизни священнослужителей 1292 , во второй брак, но в то же время, в случае нужды, и не возбраняя сего, он требует при этом, как от жены своей, так и от всякого, вступающего во второй брак, только одного, чтобы этот брак их был не иначе, как о Господе 1293 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

В это время египетский султан овладел последними городами в княжествах крестоносцев и приступил к массовому истреблению христиан. Если Нерсес Шнорали, сторонник объединения Церквей, ждал Второго крестового похода (1147–1149), рассчитывая, что приход латинян приведет к завоеванию христианами всей страны и возращению гонимых и рассеявшихся по чужбине армянских христиан в родные места, то во времена Степаноса Орбеляна такой надежды уже не было. Палестина вновь оказалась под мусульманским игом, а затем наступил черед армянского патриаршего престола в Ромкле. В 1292 г. эта крепость была захвачена и разграблена, а католикос, епископы и мирные жители были угнаны в плен в Египет. Так Ромкла, бывшая на протяжении 140 лет резиденцией армянских католикосов, пришла в упадок. В 1293 г. католикосом стал Григор Наварзеци, а его резиденцией – киликийский город Сис. Католикос Григор, «знавший язык и письменность латинского и греческого племен», взял курс на объединение с ромеями «и начал украдкой вводить в нашу Церковь предания ромейской Церкви, а наши – по одному выбрасывать вон». В результате возникли недовольство и бунты, несмотря на то, что склонность западноармянского (киликийского) духовенства к греческой и латинской Церквам, ставшая причиной разногласий между восточным и западным армянским духовенством, наблюдалась еще с времен Нерсеса Ламбронаци. Реакцией на все эти нестроения и стало лирическое сочинение Степаноса Орбеляна, призывающее к переносу престола католикосов на Восток. Эту основную идею Степанос выражает от имени одушевленного им кафедрального собора ( Катохикэ) в Вагаршапате (Эчмиадзине). Глас скорбный и страшный Подобен грому небесному. Зов грозный и суровый Несется с долины Арарата, – так начал Орбелян свой «Плач». Услышавшие этот голос пробуждаются от смертоносного сна и многолюдным караваном, один за другим, направляются к «дому Арамову» (в Армению), заполняют Араратскую долину, достигают Нового Града Армянского – Вагаршапата и видят Матерь света поколения Айка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010