В связи с необходимостью обсудить вопрос о Filioque, католикос Константин в 1251 г. созвал III Сисский собор. He выработав окончательного решения, собор обратился к духовенству Восточной Армении. Поскольку проблема для Армянской церкви была новой, возникли разногласия среди духовенства различных армянских областей, но единого мнения в результате дискуссий сформировано не было. В 1262 г. на Восток прибыл и обосновался в Ахайе один из легатов папы Урбана IV. На встречу с ним царь Хетум отправил делегацию из светских и духовных лиц. Прибывший епископ утверждал, что Главою Церкви является папа Римский, киликийцы же, ссылаясь на Библию , доказывали, что Глава Церкви – Христос. В 1292 г. патриаршая резиденция в Румкле была захвачена мамелюками, a католикос Степанос IV (1290–1293) был выслан в Египет. Вскоре резиденцией главы Армянской церкви стал Сис. Новый армянский католикос Григор VII Анаварзеци (1293–1306) был готов пожертвовать некоторыми обычаями Армянской церкви ради объединения всех христианских церквей. Побуждаемый такими благими намерениями, он начал проводить литургические преобразования, преследовавшие цель сближения Армянской церкви с Византийской и Латинской. Первым делом католикос привел армянские Четьи-Минеи в соответствие с греческими и латинскими и по просьбе царя Хетума ввел день Всех святых, который следовало отмечать вместе с латинянами 1 ноября. Помимо этого он пытался раз и навсегда устранить разногласия в вопросах обрядового характера, которые всегда препятствовали объединению церквей. Эти литургические изменения пришлись на период царствования в Киликии поборника объединения церквей царя Хетума II (1289–1301). Нововведения в Киликии вызвали серьезное недовольство среди духовенства Восточной Армении, где под председательством митрополита Сюникского был созван собор, который направил письмо-предупреждение католикосу о недопустимости подобных новшеств. Вскоре и сам Григор усомнился в правильности своих начинаний. В 1295/6 г. по требованию Византийской церкви над невестой греческого царя армянкой Мариам и ее сестрой во второй раз, как над обратившимися к истинной вере из ереси, было совершено таинство Миропомазания. Этот факт и реакция на него духовенства Восточной Армении заставили Григора Анаварзеци вновь обратить взоры на Запад в надежде получить политическую поддержку для Киликии. Намереваясь внести новые изменения в обряды Армянской церкви, он сочинил ряд шараканов (духовных песнопений) для празднования Рождества Христова и Крещения, планируя отмечать их раздельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его прибытие во Владимир благословила сама Богоматерь, явившись ему в сновидении и вручивши ему омофор, который и по пробуждении остался в руках Святителя. Неудивительно, что Святителя Максима, утвердившего свою первосвятительскую кафедру во Владимире и удостоенного такой чудесной милости Богоматери, доныне усердно почитают Владимирцы, тем более что он единственный из всероссийских митрополитов погребенный в древнем Владимирском храме. Святитель Максим, по словам Степенной книги, был украшением первосвятительского всероссийского престола 120 . Он был достойным преемником мудрого и ревностного митрополита Кирилла II; его двадцатидвухлетняя ревностная деятельность имела великое и благотворное влияние на состояние Русской Церкви, в тяжелые для нашего отечества времена, именно в страшные по своим междоусобиям года правления великого князя Димитрия Александровича – от 1283 до 1293 121 , в правление великого князя Андрея Александровича (1293–1304), когда князья мало воевали друг с другом, но часто ссорились, и в начале правления великого князя Михаила Ярославича (от 1204 до декабря 1205), против которого враждовал Юрий Московский 122 . Святитель Максим был родом Грек и поставлен был первосвятителем Руси в 1283 году (года через два с лишком), по кончине своего предшественника Святителя Кирилла 123 . Вскоре по приезде в Киев, Святитель Максим отправился к татарскому хану в Орду, чтобы изъявлением ему покорности обезопасить Русскую землю и Русскую Церковь от суровости татар. Затем в следующем году он созывал Русских епископов к себе в Киев, для совещания с ними о ревностном действовании во благо Русской Церкви при ее тяжелых обстоятельствах 124 . Потом он сам стал посещать Русские области, повсюду уча народ и преимущественно самих пастырей. Из Киева (до переселения во Владимир) он два раза приезжал в Суздальскую область (в 1285 и в 1295 год.) и один раз в Новгородскую и Псковскую (в 1285). В Киеве он рукоположил епископов: во Владимире Иакова (1288 года, на место скончавшегося в 1286 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

О двойнике святого Константина – князе Ярославе Святославиче – историческая наука говорит, что он умер в 1129 г. и после него Муромом по очереди управляли три его сына – Юрий, Святослав и Ростислав. В 1154 г. Юрий Долгорукий силой взял власть над Муромом и отдал его своему сыну Андрею Боголюбскому. Но Ростислав Ярославич вернулся с половцами, разбил дружину Андрея и снова водворился в Муроме. Запустение и возобновление города Первой из больших городов Руси удар Батыя в 1237 г. приняла на себя Рязань. Под Рязанью погиб и тогдашний муромский князь Юрий Давыдович. Соседний Муром Батый разорил дважды – в 1237 и 1239 гг. О втором нашествии летописец написал: «Обеспамятствовавшие жители не могли нигде найти безопасность: матери плакали о детях, на их глазах растоптанных конями татарскими; живые завидовали спокойствию мертвых». Всего же только с 1237 по 1293 г. Муром был разорён шесть раз. Последний – в 1293 г. – из-за междоусобиц город разорил великий князь Андрей, сын Александра Невского. Оставшиеся в живых поселились к северу от развалин города. Восстановил город князь Юрий Ярославич, получивший город в удел в 1351 г. Между Москвой и Казанью В 1392 г. сын Димитрия Донского Василий присоединил Муромское княжество к Московскому. Муром стал одним из восточных рубежей Москвы. С 1440-х гг. начались набеги казанских татар на Муром и походы москвичей на татар. За век с небольшим – до взятия Казани – муромская дружина участвовала во множестве оборонительных сражений, освобождении Нижнего Новгорода и двух походах на Казань. При взятии Казани муромская дружина сыграла решаюшую роль. Карамзин писал: «Казанцы еще не уступили своих трофеев, но явились муромцы, дети боярские, стародавним племенем и доблестью: ударили, сломили неприятеля, втиснули в ров. Победа решилась...» Лихолетье. Праведная Иулиания Муромская В 1570 г. эпидемия опустошила Муром. За ней последовал голод, спасаясь от которого остатки жителей разбежались по деревням. Восстанавливался город медленно. Спустя четыре года в Муроме проживало лишь 149 человек. А ещё через несколько лет голод снова поставил Муромскую землю на грань выживания. В этих испытаниях проявились добрые качества вдовы помещика из села Лазаревское Иулиании.

http://azbyka.ru/palomnik/Муром

11. Пирг Хиландра Пр. Порфирий также воздает должное архитектурным достоинствам храма, хотя и указывает в наружном фасаде отсутствие строгого единства: храм построен сербским кралем Милутином в 1293 году 12 , а наружный притвор князем Лазарем (Косовским), павшим при Косове в 1389 году. Это различие в частях храма не умаляет красоты лицевого фасада и только делает его живее, а для истории архитектурных типов имеет капитальный интерес, так как части определены точными датами. На рисунке 12 представлена одна крайняя арка портика или наружного притвора конца XIV века, т. е. постройки кнеза Лазаря. Эта арка с окном и соседняя с дверью принадлежат наружному портику или притвору и носят на себе все характерные признаки готико-итальянского стиля, перенимавшегося в конце XIV века сербскими строителями, как то видно на многих памятниках Старой Сербии и Боснии с Герцеговиною, на основе, конечно, той же сербо-византийской архитектуры. Церковь сложена из тесаного камня, с прослойкою кирпичом, в промежутках, тремя и четырьмя рядами, горизонтальными и вертикальными. Храм имеет цоколь на уровне пола, один этаж, обозначенный карнизом над дверями и окнами, более низкими, чем высокими, и верхнюю часть, заканчивающуюся арочными сводами. Все расчленение ограничивается арками окон и дверей, с их тройными подразделениями (trilobées). Красота здания – в его пропорциях и расчленениях этими арками. Но на арках XIV века имеются розетки, искусно высеченные в камне, а поле арки вокруг испещрено узорчатою выкладкою из кирпичей и каменной мозаики, представляющей шахматные наборы, лилии и кружки с плетением. Но, конечно, самое замечательное в этой церкви – те скульптурные плиты 13 , поставленные на ребро в виде брустверов, в нижней части оконных арок, по обе стороны разделяющей колонны. Брокгауз относит эти скульптуры к 1197 году, году основания монастыря, а пр. Порфирий к 1293, времени построения храма. То и другое возможно, так как местные условия требуют думать, что эти плиты не были изготовлены для храма специально на этот случай, а были прямо взяты из имевшегося материала, а потому никак не могут иметь одного происхождения и принадлежат, конечно, и X и XII веку, а кое-что добавлено и в XIV веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г./ под ред. А.Г. Кузьмина. М., 2004. С. 262–263. Послание епископа Владимирского к местному князю Это один из памятников, дающих представление о состоянии русской Церкви в начальный период монголо-татарского ига, а с другой стороны, одно из свидетельств юридического значения Устава князя Владимира Святославича. В своем послании Владимирский епископ напоминает князю о правах Церкви, ссылаясь на его Устав. Вопрос о том, от какого именно епископа и к какому именно князю обращено послание, не имеет общепринятого ответа. Есть мнение, что это митрополит Кирилл II (1249–1281 гг.). Другие полагают, что послание адресовалось после 1293 г. великому князю Дмитрию Александровичу (ум. 1294 г.) или его преемнику Андрею Александровичу (1294–1304 гг.) кем-либо из владимирских епископов: Иаковом (1288–1295 гг.) или Симеоном (1295–1299 гг.), т.е. между 1293 и 1299 гг. Текст послания Милостью Божиею и святыя Богородица, любителя благого Бога нашего, о нашем роде человеколюбыя многы дал нам вины к спасению, и всегда зовет и благодарствует, болше же законодарения и правила да соблюдаем, утверждаеми Богом. Законоданием первие знаем Бога, наставляеми Божиими заповедьми, идем путь в волю его и реко и его святеи Богородици володимирьской. Виж, сыну князь, како ти были велиции князи, твои прадеды и деды и отец твои великыи князь Олександр: украси церковь Божию клирошаны и книгами, и богатили домы великыми, десятинами по всем градом и суды церковными. А ныне, сыну князь, аз отец твой епископ володимерьскый поминаю ти, сыну своему, о церкви Божии. А сам, сыну, ведаешь, оже церкви та ограблена и домы ее пусты. А се пишю ти другое слово: по правилом суды церковные во всех крестьяньскых людех: игумены и игуменьи, попы и дьяконы, чернеци и черници, роспустъ, смилное, умыкание, пошибание, заставанье, промежю мужем и женою что будетъ речь о животе, ведовьство, зелье, уреканье бляднею и зельи, еретичество, зубоежа, иже отца и матерь бьет сын или дчи, братья или дети тяжуються о задници, церковная татба. То все суды церковные, даны законом Божиим и прежними цари и великими нашими князи: князю и боляром и судьям в те суды не лзе вступатися, не прощено им от закона Божия; но то дано клирошаном на потребу, и старости, и немощи, и в недуг впадших чад много кормленье, нищих кормленье, обидимым помоганье, странным прилежанье, в напастех пособье, в пожаре и в потопе, плененым искупленье, в гладе прекормленье, сиротам и убогым промышленье, вдовам пособие, худобе умирая покровы и гробы и погребанье, церквам и манастырем подъятье, живым прибежище и утешенье, а мертвым память.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я Ян Вышатич, воевода Янка (Анна), дочь Всеволода Ярославича Ярополк Владимирович, князь Ярополк Изяславович, князь Ярослав Всеволодович, князь Ярослав Мудрый, великий князь Ярослав Святославович, князь Ярослав Яропольгич, князь Яхья Антиохийский, летописец Митрополиты киевские в X – XIII веках Св. Михаил Сирин 988–992 Леонтий 992–1018 Иоанн I 1017–1034 Феопемпт 1034–1049 Иларион 1051–1054 Ефрем 1055–1065 Георгий 1065–1076 Иоанн II 1077–1089 Иоанн III 1090–1091 Николай 1092–1104 Никифор I 1104–1121 Никита 1122–1126 Михаил II 1129–1145 Климент Смолятич 1147–1155 Константин I 1155–1159 Феодор 1161–1163 Иоанн IV 1164–1166 Константин II 1167–1170 Михаил III 1171–1183 Никифор II 1183–1203 Матфей ок.1208–1220 Кирилл I 1224–1233 Иосиф ок.1236–1240 Св. Кирилл II 1246–1280 Св. Максим 1281–1305 Великие князья Владимиро-Суздальские XII – XIII века Св. Андрей Юрьевич Боголюбский 1157–1174 Михаил Юрьевич 1174–1175 Всеволод Юрьевич Большое Гнездо 1175–1212 Константин Всеволодович 1212–1218 Св. Юрий Всеволодович 1218–1238 Ярослав Всеволодович 1238–1246 Андрей Ярославич 1246–1252 Св. Александр Ярославич Невский 1252–1263 Ярослав Ярославич Тверской 1263–1276 Дмитрий Александрович Переяславский 1276–1281; 1283–1293 Андрей Александрович Городецкий 1281–1283; 1293–1304 Великие князья Киевские IX – XIII веков Олег 885–912 Игорь Рюрикович 912–944 Св. Ольга 945–959 Святослав Игоревич 959–972 Ярослав Святославович 972–980 Св. равноап. Владимир 980–1015 Святополк Владимирович Окаянный 1018–1021 Ярослав Мудрый 1021–1054 Изяслав Ярославич 1054–1073; 1076–1078 Святослав Ярославич Черниговский 1073–1076 Всеволод Ярославич Переяславский 1076–1093 Святополк Изяславич 1093–1113 Владимир Всеволодович Мономах 1113–1125 Св. Мстислав Владимирович Великий 1125–1132 Вячеслав Владимирович 1132–1139; 1151–1154 Всеволод Ольович Черниговский 1139–1146 Св. Игорь Олегович Черниговский 1146 Изяслав Мстиславович Смоленский 1147–1150 Юрий Владимирович Суздальский, Долгорукий 1155–1157 Св. Ростислав Мстиславич Смоленский 1154; 1157–1167

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

владений вновь, как и во времена Салах-ад-Дина, были полностью окружены неприятелем. Мамлюкский султан Кутуз (1259-1260) был убит вскоре после битвы при Айн-Джалуте. Глава заговорщиков Бейбарс I (1260-1277), объявленный новым султаном, не замедлил развернуть военную кампанию против оставшихся территорий Иерусалимского королевства. В 1265 г. пали Кесария, Хайфа и переданный в 1261 г. госпитальерам Арсуф. В 1266 г. христиане потеряли Галилею. В 1267 г. мамлюки предприняли 1-ю попытку овладеть Акрой. В 1268 г. пали Яффа и Антиохия (ныне Антакья, Турция). В 1271 г. султан Бейбарс I осадил замок Крак-де-Шевалье. После месячной осады гарнизон крепости был вынужден капитулировать с правом свободного отхода. Султан Калаун (1279-1290) вскоре возобновил войну против крестоносцев. В 1285 г. он осадил Маргат - последнюю мощную крепость госпитальеров - и взял ее после месячной осады. Гарнизону было позволено беспрепятственно отступить из замка. В 1287 г. Калаун захватил Латакию, а в 1289 г.- Триполи (город обороняли госпитальеры). В нач. апр. 1291 г. султан аль-Ашраф (1290-1293) осадил Акру, где с войсками находился магистр ордена госпитальеров Жан де Вилье (1285-1293/94). Оборона города продолжалась до 18 мая 1291 г., когда мамлюкам удалось прорваться в Акру. Тамплиеры удерживали свой замок в городе до конца мая. Лишь тяжело раненному в бою магистру Жану де Вилье и 7 госпитальерам удалось эвакуироваться на Кипр, куда прибыли все уцелевшие беженцы. Новым центром ордена св. Иоанна стал Лимасол. Внутреннее устройство ордена Организация и иерархия ордена св. Иоанна оформились к посл. трети XII в. Вместе с завершением процесса милитаризации руководящая роль отошла к братьям-рыцарям (milites, fratres armorum) - мирянам, приносившим перед вступлением в орден 3 монашеских обета: бедности (нестяжания), послушания и целомудрия. Братья-священники (sacerdotes) отвечали за пастырскую, душепопечительскую и госпитальную деятельность ордена. В ордене имелись служащие братья (сержанты - servientes armorum, servientes officii) и сестры (sorores), а также связанные с орденом донаты (donati, donatae - букв.

http://pravenc.ru/text/2561764.html

Святой апостол Марк 40–65 Святой Анания 65–87 Абилий 87–98 Кердон 98–107 Прим или Ефрем 107–119 Иуст 119–130 Евмений 130–143 Маркиан или Mapk II 143–153 Келадион 153–167 Агриппин 167–­179 Иулиан 179–189 Димитрий 189–231 Ираклий 231–246 Дионисий 246–265 Максим 265–282 Феона 282–300 Петр 300–311 Ахилл 311–312 Александр 312–326 Афанасий 326–373 Пист, арианин Григорий, арианин 341–349 Григорий, арианин 355–361 Петр II 373–380 Лукий, арианин 373–378 Тимофей I 380–385 Феофил 385–412 Кирилл I 413–444 Диоскор I 444–451 Протерий 451–456 (опущен коптами) Тимофей II Элур 457–460 Тимофей III 460–482 Тимофей Элур (повторно) (475–479) Петр III Монг (479–480) Тимофей III (повторно) 480–482 Иоанн I 482–482 Петр III Монг (повторно) 482–490 Афанасий II 490–497 Иоанн II Хемула 497–507 Иоанн III Никиотис 507–517 Диоскор II 517–520 Тимофей IV 520–536 Феодосий (в Константинополе) 537–567 Гайна 537–539 Павел 539–541 Зоил 541–551 + Аполлинарий (правосл.) 551–568 Петр IV 577–577 Дамиан 577–604 Анастасий 604–616 Андроник 616–622 Вениамин 622–662 Агафон 662–677 Иоанн IV 677–686 Исаак 686–689 Симон 689–703 Александр II 703–726 Косма 726–727 Феодор 727–738 Михаил I 744–766 Мина 767–775 Иоанн V 776–799 Марк 799–819 Иаков 819–837 Симон II 837–837 Иосиф 837–850 Михаил II 850–851 Косма II 851–859 Шенуда I 859–880 Михаил III 880–907 Гавриил 913–923 Косма III 923–934 Макарий 934–954 Феофаний 954–958 Мина II 964–976 Ефрем 976–981 Филофей 981–1005 Захария 1005–1032 Шенуда II 1032–1047 Христодул 1047–1077 Кирилл II 1078–1092 Михаил IV 1092–1102 Макарий 1103–1123 Гавриил ибн Тарик 1131–1146 Михаил V (9 мес.) 1146–1146 Иоанн VI 1146–1164 Mapk III Бен Зора 1164–1189 Иоанн VII Бен Абугалев 1189–1216 Кирилл III Лаклаха 1235–1243 Афанасий III Калила 1251–1262 Гавриил III 1262–1271 Иоанн VIII Абу-Саид-Сокарий 1271–1293 Феодосий Франк 1293–1300 Иоанн IX Куфис 1300–1320 Иоанн X 1321–1326 Вениамин II 1327–1339 Петр V 1339–1348 Mapk IV из Келиуба 1349–1363 Иоанн XI 1365–1370 Гавриил IV 1370–1376 Матфей 1376–1401 Гавриил V 1401–1418

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Nelyubov...

того же года семьи кн. Димитрия и его дружины Д. совершил из крепости Копорье нападение на Ладогу, где освободил 2 княжон и бояр вел. князя, а также вернул казну. Очевидно, к 1281-1282 гг. относится заключение брака между Д. и св. кнж. Марией, дочерью Димитрия Александровича. В 1285 г. вместе с псковичами и литовцами Д. совершил неудачный поход на Тверскую землю. Здесь в вол. Олешня князь потерпел поражение от объединенного войска городов Твери, Торжка, Зубцова, Ржевы, Москвы, Волока Ламского и Дмитрова и попал в плен, через какое-то время был освобожден. В 1292 г. ливонские источники упоминают Д. как одного из 4 князей Сев.-Зап. Руси, которые находились в подчинении у вел. кн. Димитрия ( Пашуто. С. 385. Примеч. 124). В кон. 1293 г. именно у Д. в Пскове скрывался от ордынской рати царевича Тудан-Менгу (в рус. источниках Дюдень) вел. князь. В Сев.-Вост. Русь Димитрий Александрович возвращался через Торжок, в этом городе найдена одна из 2 княжеских печатей, принадлежавших Д. ( Янин, Гайдуков. Т. 3. С. 107, 220). На одной стороне печати изображен св. патрон князя, на другой - Голгофский крест. Очевидно, в 1293 г. Д. принимал более активное участие в судьбе тестя, чем это отразилось в летописи. 2-я печать Д. сохранилась на рядной Тешаты и Якима, к-рую написал «Довмонтов писец» (ГВНиП. 331. С. 317). По мнению Ю. Г. Алексеева, грамота свидетельствует о функционировании в Пскове в правление Д. княжеского адм. аппарата ( Алексеев Ю. Г. Псковская судная грамота и ее время. Л., 1980. С. 17). После смерти тестя и сюзерена (1294) Д. установил контакты с новым вел. кн. Владимирским Андреем Александровичем. 4 марта 1299 г. псковский князь вновь нанес поражение войскам Ливонского ордена, внезапно захватившим псковский посад и разорившим окрестные монастыри. В битве на берегу р. Псковы у ц. апостолов Петра и Павла (вблизи нынешней ул. К. Маркса в Пскове) крестоносцы были разбиты, пленных Д. отправил во Владимир к вел. кн. Андрею. Это была последняя победа, одержанная Д. Князь скончался во время эпидемии в Пскове, был похоронен в Троицком соборе, над гробницей был повешен его меч (приписываемый ныне Д.

http://pravenc.ru/text/178701.html

Таким образом, хотя первое прямое известие о союзе Даниила с Дмитрием относится к 1293 г., есть основания полагать, что еще ранее, с 1282–1285 гг. московский князь стал союзником своего старшего брата и вошел в силу этого в группировку князей – вассалов Ногая. Пик успехов этой коалиции пришелся на 1291 г., когда Ногай устранил сарайского хана Телебугу, посадил на престол своего ставленника (Тохту) 110 и достиг апогея своего могущества. Как показывает анализ событий, происходивших в Ростовском и соседних с ним княжествах, к этому времени следует относить переход под власть Дмитрия Александровича Углицкого княжества, ставшего в середине 80-х гг. выморочным и бывшего поначалу предметом спора между ростовскими и ярославскими князьями 111 . В 1293 г. Андрей Александрович, Федор Ростиславич 112 , Дмитрий и Константин Борисовичи Ростовские отправились в Волжскую Орду, после чего хан Тохта послал на Дмитрия Александровича и его союзников (главными из которых были Даниил Александрович Московский и Михаил Ярославич Тверской) войско во главе со своим братом Туданом (Дюденем). Великий князь бежал в Псков. Были взяты города Владимир, Суздаль, Муром, Юрьев, Переяславль, Коломна, Москва, Можайск, Волок, Дмитров, Углич 113 . К Москве Дюдень и Андрей подошли после взятия Переяславля – столицы собственного княжества великого князя Дмитрия – «и Московского Данила обольстиша, и тако въехаша в Москву и сътвориша такоже, якоже и Суждалю, и Володимерю, и прочим городом (которые были разграблены. – А.Г.), и взяша Москву всю и волости, и села» 114 . По-видимому, татары и Андрей пообещали Даниилу (оставшемуся, в отличие от Дмитрия, в своем городе) не разорять Москву, и он, видя невозможность сопротивляться превосходящим силам, согласился на капитуляцию, после чего обещание было нарушено. Обращает на себя внимание упоминание в списке взятых Дюденем городов Можайска. Традиционно считалось, что он был присоединен к Московскому княжеству в 1303 г., а до этого входил в состав Смоленской земли 115 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010