Военные подвиги он поставил принципом своей деятельности и в этом отношении, подобно Навуходоносору, если не больше его, являлся решительно неутомимым: слава о новом блестящем завоеватель гремела повсюду 1281 . Поднимал Кир оружие против скифов 1282 , против своего деда по матери – Астиага, царя мидийского 1283 , против Армении 1284 и т. д.; на западе в короткое время успел покорить Креза, царя лидийского 1285 , а затем фригийцев, каппадокийцев и сирийцев 1286 ; потом подступил и к Вавилону. Недавно открытая «хроника Набоннида и Кира» представляет собою драгоценный исторический документ, проливающий свет на историю последних времен вавилонского царства и воспроизводящий обстоятельства его падения. Начиная с 7-го года своего царствования, Набоннид, как видно из этого документа, оставался в г. Тима; сын же царя с отрядом войска и полководцами стоял в земле аккадийской. В м. нисане 1287 9-го года царствования Набоннида Кир снарядил свои отряды и перешел Тигр при Арбелах 1288 . В 17-й год Набоннида в м. таммузе 1289 Кир одержал победу при Руте, разбил вавилонские отряды, бывшие в земле аккадийской, и 14-го числа месяца без битвы взял город Сиппару 1290 . В это время предводителем аккадийского отряда был уже не сын царя Валтасар, который удалился в Вавилон для защиты его от возможного нападения со стороны персов, а сам Набоннид, который, после поражения своего войска, обратился в бегство 1291 и заключился в городе Борсиппе 1292 . Чрез два дня (16-го числа месяца таммуза) Кир послал одного из своих полководцев – Угбару, правителя области Гутиума, с отрядом войска для осады Вавилона. Дело, очевидно, происходило под самими стенами Вавилона: Борсиппа была предместьем столицы, заключенным внутри первых стен её 1293 , которые были открыты для Кира после первых его побед над Набоннидом. Оставалось собственно взять сам Вавилон, окруженный второю, внутреннею стеною, Дело, однако, было весьма трудное. Продолжительная осада не привела ни к чему: жители имели у себя припасов более чем на 20 лет, и только смеялись над осаждающими 1294 , a крепкие стены города отнимали у персов всякую надежду разрушить их или сделать пролом, чтобы силою войти в город.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

земли в средние века составил нем. доминиканец Бурхард Сионский. О нем почти не сохранилось достоверных сведений, имеются лишь нек-рые указания, что он был уроженцем г. Барби близ Магдебурга (по одной из версий, происходил из рода графов Барби). Бурхард совершил паломничество в Палестину в 1283-1285 гг., возможно, в составе посольства, отправленного герм. кор. Рудольфом I Габсбургом (1273-1291) к егип. султану. Первый вариант «Описания Святой земли» Бурхард составил еще в Палестине и отправил на родину вместе с планом Св. земли (не сохр.). Более подробно он описал свое путешествие, вероятно, уже по возвращении в Европу ( Burchardi de Monte Sion Descriptio Terrae Sanctae//Peregrinatores Medii Aevi Quattuor. 1864. P. 19-100). Впервые была сделана попытка дать полное и систематическое описание Св. земли по 12 «секторам», сходящимся у Акры. Описание каждого «сектора» - фактически отдельный И., в котором Бурхард указал важнейшие христианские святыни, а также все места, упомянутые в Свящ. Писании. В отдельный раздел выделено подробное описание Иерусалима, где автор провел достаточно продолжительное время (вероятно, в мон-ре францисканцев на Сионе, возникшем в сер. XIII в., отсюда прозвище Бурхарда). Он рассказал о Палестине и соседних с ней областях Сирии и М. Азии и ничего не написал о Синае и Египте. Доминиканец пользовался письменными источниками (в частности, книгой Жака де Витри), однако в основе большинства описаний - его собственные впечатления и сведения, полученные им от местных жителей. Опираясь на собственный опыт, порой он оспаривал недостоверные, по его мнению, предания. Бурхард интересовался древними памятниками - он достаточно подробно описал руины Самарии и финик. г. Амрит, попытался представить топографию Иерусалима в историческом ключе, отметил как изменялся облик города с течением времени. В качестве приложения в сочинении Бурхарда есть сведения о флоре и фауне Палестины, а также рассказ о живущих там народах и об их верованиях. Описание обрядов и быта вост.

http://pravenc.ru/text/1237723.html

И именно он болтал на преподобного, что будто бы он предал большие города, разумею Александрию, Египет и Пентаполь отторгнув, как говорил он, от наших владений и присоединив к владениям Сарацин, причем называл его особенно благорасположенным к ним и весьма близким. 1262 Κωνσταντνε и Γρηγριε αγουστε, το βιγκας, лат. tu vincas, А βικας, Б τομβικας, An оп: восточные взывали: К, А, ты побеждаешь. 1285 А κα γιος (Б σιος) π τ λγ δακρσας ποκριθες φη. Б также, но вм. двух последних слов, как An и С: επεν M sanctus vero ei verbo illacrymans, dixit. 1287 А λθευσαν, Б ληθεουσι. M verum tantum abest, ut hi vera loquantur, quantum ut Satanas natura Deus esse possit, quod est omnino impossibile. 1291 CPS. XX. 34. Когда святой это коварное обвинение его отклонил неопровержимым доводом, показав, что это есть не иное что, как явная клевета, – что в самом деле было ему до взятия городов, коим он, напротив, желал полезного? – тогда этот бесстыдный (судья) обратился к другому обвинению, измышляя какие-то сны, призраки и видения, в коих слышались голоса сильнейшие и слабейшие, называвшие имена царей, причем голос, относившийся к западному царю, был сильнее относившегося к восточному, указуя и здесь и представляя обвинителей и клеветников. По поводу этого (обвинения) святой с еще большею скорбью сказал: благодарю Бога моего за то, что я предан в руки ваши и подвергаюсь таким обвинениям, чтобы чрез эти невольные испытания очистилось добровольно совершенное мною (зло) и чтобы я омыл себя от нечистот моей жизни. Впрочем кратко отвечу и на это; не сновидец я и не снотолкователь (Р оба слова переводить одним: conjector – гадатель), потому что у меня нет досуга занимать свой ум такими предметами. Но так как вы хотите обвинять меня в этом и даже представляете свидетелей, притом таких, кои не знали сама, но слышали от знавших, как уже умерших по вашим словам: то почему вы с начала и у первых, еще бывших в живых, не требовали отчета относительно сновидений? Ведь тогда и вы бы освобождены были от хлопот, и я подвергся бы наказанию за признанное дело. Но, как оказывается, в действительности это не так, и оговорившие нас не поставили пред очами своими Того, Кто испытует сердце. ( Пс.7:10 ). И пусть я не увижу явления Владыки и («явления Владыки и» – этих слов нет у Р) Господа моего, ни считаюсь христианином, – ничего другого не имею для проклятия себя, – если это измышленное сновидение я или видел или вообразил или другим рассказал, находя будто бы удовольствие и приятность в этом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И послаша от священных избранных мужей; чюдовьсково архимандрита 1280 Иону, сановита суща, иже последи быс[ть] епископ Суждалю 1281 , 1282 , и богородицкого 1283 протопопа Гурия, л.107. мужа нарочита и благоговейна, видети мощи и устроити о них по достоиньству, яко же лепо быти. Они 1284 ж[е], в Переаславль пришедше и в соборной церкви молебны 1285 певше, и приидоша к церкви 1286 святаго Николы, и с ними 1287 безчислены множство священническаг[о] 1288 чину, и иночскаг[о], и велможска, и народа людей, пач[е] перваг[о] мужска полу и женска и всякаг[о] возраста. И мощи видевше и над мощми понахиду певше. Чюдовьский же архимандрит Иона, яко истязуя, вопрашаше Данила «коея ради вины взыскал еси мощей об. сих и от кого 1289 повеление взем?» Данил же реч[е]: «известих сие благочестивому царю и пресвященнейшему митрополиту, еяже ради вины повелено ми бысть от них, и все си явстве[нне] 1290 . Ныне же пач благоволи Бог вашему великому свещенству своима очима видети святаго сего: се образ его, егоже зрите, на иконе написан, тако ж и служба, ему ж стихиры 1291 и канон в старых книгах писаны. Не от мене сие изложено, ни мною 1292 повелено, но велми преж[е] мене 1293 . И вопрашайте народа, что видеша, и недужнии како исцелеша, – и от сих л.108. уразумевайте». [Чюдо 1] 1294 . И повелеша представити исцеливших. И вопрашаеми поведаша сице: «Некто приставник царевых сел, именем Иван, зовомый Оклячеев 1295 : «аз, реч[е], болен бых от многых лет главою и никогда ж[е] ослабы улучих, ниж[е] поклонитис[я] могох, но велми болезнено поклонение имех. И егда прикоснухся мощем святым сим, и в той час преста болезнь главы моея, и се ныне здравъ есмь». [Чюдо 2]. И жена некая, пришед от града, поведаше, глаголя: «аз три лета гортанию болех об. и от болезни тоя никогда ж не могох проглаголати. И егда обретошас[я] святыя сия мощи, и приидох семо, и обретох крупицу береста от мощей святаго, и потрох гортань мою берестом тем, и абие преста болезнь, вкупе ж и проглаголах, и не стражу ничто же и доныне. И сему свидетел мужь мой и соседи наши», – иже и свидетелствоваша, яко тако быша.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Когда в 1907 г. в Петербурге и Иерусалиме торжественно праздновали 25-летний юбилей Палестинского общества, Николай II почтил Председателя, великую княгиню Елизавету Федоровну, рескриптом, в котором был подведен величественный итог русской работы на православном Востоке за четверть века: «Ныне, обладая в Палестине владениями ценностью почти в два миллиона рублей, ИППО имеет 8 подворий, где находят приют до 10 тысяч паломников, больницу, шесть лечебниц для приходящих больных и 101 учебное заведение с 10 400 учащихся; за 25 лет им выпущено в свет 347 изданий по палестиноведению». Первая мировая война и затем революция прервали на взлете русский гуманитарный прорыв на Ближнем Востоке. Лишь в последние годы Императорское Православное Палестинское общество может вновь думать о продолжении русской гуманитарно-просветительной миссии на Востоке. 745 Бибиков М. В. Византийский прототип древнейшей славянской книги (Изборник Святослава 1073 г. ). М., 1996. 748 Пиотровская Е. К. Тема Святых мест в Новгородской Кормчей книги XIII в. из Синодального собрания Государственного Исторического музея//Богословские труды. М., 1999. Сб. 35. С. 132–133. 751 Из древнейшего славника XII в.: Серегина Н. С. Песнопения русским святым. По материалам рукописной певческой книги XI-XIX вв. «Стихирарь месячной». СПб., 1994. С. 346. 755 Новгородская (Климентовская) Кормчая 1285–1291 гг.: ГИМ. Син. 132. Л. 520 г. 5–20 539 а 12–16. 756 См.: Щапов Я. Н. Византийское и югославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978. С. 272–273, ср.: С. 179–180. 760 Мусин А. Е. Археология древнерусского паломничества в Святую Землю в XII-XV веках//Богословские труды. М., 1999. Сб. 35. С. 95. 765 Шляпкин И. А. Русский крест XII века в г. Гильдесгейме//Вестник археологии и истории. СПб., 1914. Т. 22. С. 36–45. 766 Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 1962. С. 65–71; Назаренко А. В. Древняя Русь... С. 635; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 295. 767 Айналов Д. В. Некоторые данные русских летописей о Палестине//Сообщения Императорского Православного Палестинского общества (далее – Сообщения ИПП

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Макарий Египетский , когда молился, увидел идущую к нему гиену, которая, схватив его за хитон, потащила к соседней пещере, где лежали ее слепорожденные детеныши. Авва помолился, и детеныши стали зрячими. Чтобы отблагодарить авву, гиена принесла ему шкуру барана. «Макарий, – говорит нам текст, – улыбнулся ей как существу благоразумному и понятливому, затем взял шкуру и сделал из нее ковер. И шкура эта и поныне хранится у одного из братьев» 1284 . От Палладия нам известно, что эту шкуру авва Макарий преподнес Мелании 1285 , а та, в свою очередь, отдала ее одному из монахов. В пересказе Палладия, который ссылается на авву Пафнутия, детеныш был только один; здесь уточняется также, что после излечения детеныша от слепоты гиена кормила его грудью. Согласно Палладию, авва Макарий питался молоком антилопы 1286 . В «Диалоге» Сульпиция Севера это была не гиена, а лев, и авва Макарий не упомянут 1287 . В коптской традиции речь идет о газели, детеныши которой родились, имея серьезное уродство; Макарий тотчас же исцелил их 1288 . Согласно той же коптской традиции, авва удалил соломину из глаза дракона, после чего благодарная «рептилия», перед тем как удалиться, трижды поклонилась святому и поцеловала его ноги 1289 . Но чаще сами животные прислуживают Отцам пустыни. Так, например, один из них должен был умереть, отравившись ядовитым растением. Но к нему пришел баран (ибик), который показал авве, какие растения можно есть, а от каких нужно воздержаться 1290 . Разве старцы не уставали, совершая долгие переходы по пустыне? Им на помощь призывали онагров, те приходили и несли отшельников на себе 1291 . Авва Эллий взял с собой ослицу, чтобы та несла его поклажу. Когда он пересекал Нил, то, не колеблясь, приспособил для переправы крокодила, который был весьма опасен, ибо уже «погубил многих людей». Когда авва таким образом переправился через реку, он тщетно призывал одного священника последовать его примеру. Тогда он вытащил крокодила на берег и с помощью молитвы умертвил его, рассудив, что крокодил заслуживает подобного наказания из-за тех людей, которых погубил 1292 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несколько восточных списков ЗЛАТ добавляют после (4) прошение, которого нет в источниках других рукописных традиций. Самый ранний источник, в котором мы это обнаружили, является версией Пеларга из Кодекса св. Симеона (до 1030 г.): «Pro omnibus quibus a domino auxilio opus est & defensione, dominum rogemus». 1285 Грузинская ЗЛАТ по списку XI в. Sinai Georg. 89 приводит инципит этого прошения после (4) в нашей литании, так же как в нескольких других, которые включают прошения из великой синапты: «Et propter omnes qui petunt a Domino». 1286 В литании у ин- ципита есть вариант a Deo, 1287 который согласуется с чтением, найденным в великой синапте более поздней версии в рукописи Graz Georg. 5: «Et pro omnibus qui a Deo expostulant auxilium et susceptionem, Dominum (precemur)». 1288 В литании после Великого входа Тархнишвили в своем издании соединяет инципит этого прошения с инципитом предыдущего (4) , но, очевидно, что это два отдельных инципита. 1289 Единственная греческая рукопись, в которой мы обнаружили это прошение после (4) в нашей литании, является Oxford Bodleian Add. E. 12. (XII в.), которая дает инципит в ЗЛАТ: πρ πντων τν χρηζντων. Но в двух списках X в. древней итальянской рецензии ЗЛАТ Петербург 226 1290 и Grottaferrata Γβ VII (f. 3v), а также в Vatican 1970, 1291 прошение содержится в изучаемой нами литании и в древней арабской версии ЗЛАТ – в начальной великой синапте. 1292 Несмотря на относительную редкость в греческих источниках ЗЛАТ и в других византийских службах по древнейшим греческим кодексам, начинающихся с чина освящения храма в Barberini 336 встречается вариация: Κα πρ πντων τν χρηζντων τς παρ το θεο βοηθεας κα ντιλψεως το κυρου δεηθμεν. 1293 Это также можно увидеть среди диаконики египетских литургических фрагментов, изданных Джорджи (Giorgi) – здесь также оно находится после (4) – в почти той же самой редакции как в Grottaferrata Γβ VII. (f. 3v), за исключением опущения начального κα: πρ πντων τν χρηζντων τς σς, Κριε, βοηθεας [κα] ντιλμψεως, δεμεθ σου, πκουσον κα λησον. 1294

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Одним словом, господство в человеке страсти сребролюбия ведет за собою очень часто, если не всегда, возникновение, проявление и развитие страсти гнева. Конечно, трудно утверждать, что страсть гнева связана со сребролюбием исключительно, – однако наблюдение живой действительности приводило и приводит подвижников к тому твердому заключению, что по большей части, преимущественно гнев проявляется в связи именно с сребролюбием 1284 , вообще же он ратует за удовольствие 1285 . Названное состояние вызывается в человеке всякими внешними препятствиями, которые встречаются ему на пути осуществление его личных целей, стремлений, – когда его воля приходит в столкновение с другою волею, не желающею ей подчиниться, когда он встречает со стороны других людей – действительно или мнимо – несправедливое к себе отношение 1286 , и т. под. Психологическою подкладкою гнева является, таким образом, во всяком случае самолюбие 1287 . Нравственно-психологическое значение гнев (ργ) 1288 , его крайне гибельное влияние на духовную жизнь человека, почему собственно он вносится аскетами согласно, всеми без исключения, в список именно главных, основных, особенно губительных пороков, называется, напр., πθος ξτατον 1289 , считается гораздо более важным, серьезным и опасным пороком, чем предыдущие две страсти 1290 , – все эти вопросы разрешаются и уясняются при более подробном и детальном анализе этого состояния. Итак, какая же наиболее выдающаяся, характерная черта аффективного состояния гнева? В данном случае прежде всего важно изображение этого состояния в Евангелии, в учении Самого Христа Спасителя. Здесь указаны разные ступени интенсивности и последовательные моменты развитие гнева, поскольку названное состояние выражается и проявляется далеко неодинаково, начиная с бранных слов и уничижительных названий, диктуемых состоянием запальчивого раздражения и направляемых обиженным по адресу обидчика, и оканчивая грубым, возмутительным фактом убийства последнего от руки им чем-либо оскорбленного, потерявшего, под действием животного аффекта раздражения, всякое самообладание, дошедшего до состояние полного помрачение разума и дикой озверелости 1291 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

п. 1285 . В отношении к распоряжению и пользованию церковного имущества должно заметить следующее: 1) Отчуждение церковных земель производится не иначе, как с особого каждый раз высочайшего соизволения, испрашиваемого через комитет министров. Земли, отведенные от прихожан церквям для довольствия причтов, не подлежат отчуждению, за исключением тех особо уважительных случаев, когда продажа или обмен такой земли представляют существенную для церкви выгоду 1286 . 2) Св. Синоду предоставляется право разрешать залог принадлежащих духовному ведомству недвижных имуществ в местных городских кредитных учреждениях 1287 . 3) Монастырям и архиерейским домам не запрещается не нужные для собственного их употребления земли и угодья отдавать в наем с тем только, чтобы на таковых землях не было учреждаемо от них самих торговых заведений 1288 . Приходские причты извлекают выгоды из участков церковной полевой земли по своему собственному усмотрению, или через обработку земли средствами собственного хозяйства, или через передачу ее в аренду 1289 . Срок найма церковных недвижимых имений не может простираться далее 12 лет 1290 . Внутренние монастырские и церковные здания не могут быть отдаваемы в наем под торговые и трактирные заведения. 4) Денежные суммы воспрещено церковным учреждениям отдавать под заклады 1291 , хотя и допускаются займы из церковных сумм, если бы в них встретилась надобность, с разрешения Св. Синода 1292 . Вообще же циркулярным Указом Св. Синода 9 сент. 1873 г. было предписано и в 1888 г. вновь подтверждено, чтобы церковные причты и старосты ни под каким видом не оставляли при церквях более 100 рублей, чтобы на внесенные в кредитные учреждения церковные суммы были приобретаемы непременно именные билеты на имя церквей, и чтобы могущие оказаться у церквей билеты внутренних с выигрышным займов неотложно были передаваемы, под расписки на имя церквей, для хранения в государственной банк или в местные конторы и отделения его 1293 . В частные банки воспрещено вкладывать церковные денежные суммы 1294 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Подобно другим латинским писателям даже IV века (например, св. Иларию), не желавшим, чтобы в дела веры примешивалась философия, и св. Амвросий также высказался против философии. Её он, как и св. Василий, 1284 отрицает прежде всего за то, что она занимается пустыми вопросами, ни мало не пользующими к будущей жизни, 1285 например, геометрией, астрономией и т. п. 1286 ; но, и помимо этого, философия не может дать истинного знания по той простой причине, что она не ведает Бога. 1287 Не ведает же она Бога потому, что она есть мудрость находящегося под господством диавола 1288 века сего (sapientia saecularia, mundana, carnalis 1289 ) и, как таковая, она, согласно учению св. Амвросия, стоит в прямом противоречии с мудростью божественной, открытой как в Ветхом, так и в Новом Заветах 1290 и, в частности, в церкви. 1291 Отсюда и положительное наставление св. отца держать себя подальше от философии, «дабы кто не отвлёк чрез стихии мира сего нашу веру от истинного, дабы кто не изничтожил чрез философию наше утверждение; мы знаем, что таким образом впали в неверие ариане, когда рождение Христа захотели доказать по опыту мира сего; они оставляют апостола и следуют за Аристотелем». 1292 Не имея истинного знания, философия не могла иметь и истинных заслуг, 1293 не могла обладать и истинной нравственной жизнью, которая возможна только в христианстве, ибо только христиане заботятся об очищении своего тела, только они носят в своём теле умерщвление Иисуса Христа, чтобы Его жизнь явить в своей жизни, 1294  и таким путём действительно достигают высоты воздержания и добродетели. 1295 Но, наряду с таким полным отрицанием философии, мы встречаем у св. отца и иное к ней отношение. Так, он говорит, что не всё в философии ложно, что она обладает и истиной, заимствованной, правда, философами из откровенного учения. 1296 Здесь можно указать ещё и на то, что св. Амвросий не признаёт за что-либо невозможное гармонию, производимую движением земли вокруг своей оси, 1297 о чём учили философы. Больше того: он не осуждает естественных добродетелей язычников, хотя и почитает их пустыми, уподобляя добродетельных язычников деревьям, покрытым листьями, но не имеющими плодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010