1283 Это признают и некоторые западные исследователи. См.: Bethune Baker J. F. Nestorius and His Teaching: A Fresh Examination of the Evidence. Cambridge, 1908. P. 13–14; Pesch Ch. Nestorius als Irrlehrer. Zur Erläuterung einer wichtigen theologischen Prinzipienfrage. Paderborn, 1921. S.15–23. 1285 Константинопольское монашество от основания города до кончины патриарха Фотия (330–898). Извлечено из сочинения Аббата Марена. СПб., 1899. С. 112–113. 1287 См.: Labelle J. M. Saint Cyrille d’Alexandrie. Temoin de la langue et de la pensee philosophique au Ve siede//Recherches des Sciences Religieuses. 1978. T. 52. P. 137. 1289 Недаром некоторые современные исследователи называют его «библейским богословом», поскольку все миросозерцание св. Кирилла уходило корнями в Писание и было пронизано духом его. См.: Wilken R. L. Judaism and the Early Christian Mind. A Study of Cyril of Alexandria’s Exegesis and Theology. New Haven; London, 1971. P. 222–230. 1291 Bo время пятилетнего пребывания в Нитрии и Скииу св. Кирилл не только подвизался в иноческих добродетелях, но и изучал Писание под руководством Серапиона Великого. «Всеобщая в Скиту любовь к изучению Св. Писания зажгла в св. Кирилле ту ревность в изучении Св. Писания, которая заставляла его... целые ночи просиживать над словом Божиим» (Лященко Т. Указ. соч. С. 73). 1292 Преимущественное влияние на него оказали творения святых Афанасия и каппадокийских отцов. См.: Du Manoirde Juaye H. Dogme et spiritualité chez Saint Cyrille d’Alexandrie. Paris, 1944. P. 17–20. 1293 Об этой теснейшей связи экзегезы и христологии св. Кирилла см.: Margerie В., de. L’exégèse christologique de Saint Cyrille d’Alexandrie//Nouvelle Revue Théologique, 1980. T. 102. P. 400–425. 1294 См.: Kerrigan A. St Cyril of Alexandria Interpreter of the Old Testament. Roma, 1952. P. 25–240. Порой даже констатируется, что у св. Кирилла буквальное толкование представлено в значительно более развитой форме, чем у любого другого александрийского экзегета, и что уровень духовного толкования иногда заменяется у него уровнем «нравственной экзегезы». См.: Simonetti M. Biblical Interpretation. P. 80.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

1284 Или, как говорит о подлинном богослове Григорий Назианзин , у них созерцание предшествовало действию, а действие – созерцанию, πρξις (религиозный образ жизни) πβασις θεωρας (actio gradus est ad contemplationem), Oratio xx, 12 (ed. Bened. Paris, tom. i, p. 383). 1285 Об этом, как очевидец, рассказывает Григорий Нисский (не Назианзин, как указывает Дж. X. Куртц, ошибочно цитируя Неандера, в своей обширной К. Gesch., i, ii, p. 99), Orat. de Deitate Filii et Spiritus S. (Opera, ii, p. 898, ed. Paris, 1615). В этом плане он сравнивает своих соотечественников с афинянами, всегда готовыми узнать что-то новое. 1286 Orat. xxvii, 2 (Opera, tom. i, p. 488). См. также Orat. xxxii (tom. i, p. 581); Carmen de vita sua, vers. 1210 sqq. (tom, ii, p. 737 sq.). 1287 См. Engelhardt: Die angeblichen Schriften des Areop. Dionysius übersetzt und erklärt, 1823, 2 Parts; Ritter: Geschichte der christl. Philosophie, Bd. ii, p. 515; Baur: Geschichte der Lehre von der Dreieinigkeit, ii, 207 f., и его Geschichte der Kirche, IV – VI век, p. 59 ff.; Joh. Huber: Die Philosophie der Kirchenväter, pp. 327–341; а также статья К. Vogt, в Herzog, Encycl. iii, p. 412 ff. 1288 См. Clausen: De Synesio philosopho, Hafn., 1831; Huber: Philos, der Kirchenvater, pp. 315–321; Baur: Church Hist, from the fourth to the sixth century, p. 52 ff., W. Möller, в Herzog, Encycl., vol. XV, p. 335 ff. 1289 О влиянии философии на отцов церкви см. Ritter, Geschichte der christl. Philosophie; Ackermann, and Baur: Ueber das Christliche im Piatonismus; Huber, Philosophie der Kirchenväter (Munich, 1859); Neander, Dogmengeschichte, i, p. 59 sqq.; Archer Butler, Lectures on Ancient Philosophy; Shedd, History of Christian Doctrine, vol. i, ch. 1 (Philosophical Influences in the Ancient Church); Alb. Stöckl: Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Mainz, 1865, 2 Bde. 1291 Ad Scrap. Ер. i, cap. 28 (Opera, tom, i, pars ii, p. 676): δωμεν… τν τς αρχς παρδοσον κα διδασκαλαν κα πστιν τς καθολικς εκκλησας ν μεν κριος εδωκεν, ο δ απστολοι κρυξαν, κα ο πατερες φλαξαν. Войт (Voigt, Die Lehre des Athanasius, &c, p. 13 ff.) даже объявляет Афанасия защитником основного принципа протестантизма – принципа высшего авторитета и достаточности Писания, которое само помогает себя истолковывать; Мелер же пытается объявить его защитником римско–католических принципов. и тот, и другой неправы, отстаивая свои предубеждения в ущерб исторической правде.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Sermo CCLXXIII, Migne P. L. t. XXXVIII, col, 1248–1249. Подобные же указания наслышанное во время чтения мучения (audivimus, cum passio legeretur) находятся в словах­ в честь мученика Викентия (sermones CCLXXIV, CCLXXVII, Migne P. L. t. XXXVIII, col. 1254, 1261), мучеников Перпетуи и Филицитаты (s. CCLXXX, CCLXXXII, Migne P. L. XXXVIII col. 1291, 1285), Киприана (s. ССС, Migne P. L. t. XXXVIII, col. 1410), Маккавеев (s. ССС, Migne P. L. t. XXXVIII, col. 1377). 1103 Cum aliorum martyrum vix gesta inveniamus, quae in solemnitatibus eorum recitare possimus, hujus passioin canonico libro est... Sermo CCCXV, Migne P. L. t. XXXVIII col 1426. 1104 Causam solemnitatis hodiernae dilectissimi plenissime sacrae historiae lectione didicistis. Migne P. L. t. LIV, col. 578–519. Cp. s. CCCXVIII, Migne, P. L. t. XXXVIII col. 1487–1438. 1107 Secundum antiquam consuetudinem singulari cautela in sancta Romana Ecclesia non leguntur; quia ut eorum, qui conscripsere, nomina penitus ignorantur, ut ab infidebilis seu idiotis superflua, aut minus apta, quain rei ordo fuerit scripta esse putantur. Acta conciliorum et epistolae decre­xales, tomus secundus (Parisiis 1714), ccl. 939–940. Migne P. L. t. LIX, col 160–161. Martene, De antiquis ecclesiae ritibus, t. III p. 13 Bingami, Origines, XIV p. 87. 1108 Epistolarum lib. VIII, ер. XXIX. Migne P. L. t. LXXVII, col. 930–931. Acta Sanctorum, Ianuarii I, (editio novissima) p. XLVI. Ср. Сергий, Меся­цеслов Востока I, 48–53. 1109 Passiones sanctorum vel gesta ipsorum usque ad Adriani tempora tantummodo ibi legebantur, ubi Ecclesia ipsius sancti vel titulus erat. Ipso vero a tempore suo renuere (id est mutare) jussit, ut in Ecclesia S. Petri legendas esse constituit. Martene, De ant. ececl. ritibus, III, p. 13. 1110 Vitae Patrum sine probabilibus auctoribus mimine in Ecclesia leguntur. Nam ab ortodoxis titulatae, utsuscipiunt, ut leguntur. Magis enim passionem sanctorum martyrum sacri canones censuerunt, ut liceat eas etiam in Ecclesia legi, cum anniversarii dies eorum celebrantur. Martene, De antiquis ecclesiae ritibus t. III, p. 13. 1111 Pitra. Juris ecclesiastici graecorum historia et monumenta, II, 55. Пра­вила св. вселенских соборов с толкованиями. Изд. Общ. Люб. Дух. Просв. (М. 1877), стр. 487–488. 1114 См. Krumbacher, Geschichte d. Byz. Liter. (München 1897) SS. 193. Сергий, Месяцеслов Востока т. II, ч. II, стр. 487. 1115 Migne P. Gr. t. 100, col. 1081–1082 (Есть то же у Cotelerii, Monumenta, IV, p. 410). Слав, перев. Вел. Четьи Минеи, Ноябрь д. 28 (по царскому списку л. 123+); Ч. Минеи Тр. Серг. Лавры, Ноябрь 670/1406 лл. 770 об. –771).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Wey H., Die Funktionen der bösen Geister bei den griechischen Apologeten des zweiten Jahrhunderts nach Christus, Winterthur 1957. Хранение сердца Adnès C., Garde du coeur, DS 6 (1967) 100–117. Adnès C., Nepsis, DS 11 (1982) 110–118. Agulles E. J., Bienaventurados los puros de corazôn, Valencia 1965. Dupont J., Les béatitudes, Bruges 1954; 2-е изд., Paris 1973, cc. 557–603 (библиогр.). George A., «Heureux les coeurs purs, ils verront Dieu», in Bible et vie chrétienne 12 (1956) 71–77. Guy J. C., Examen de conscience chez les Pères de l’Église, DS 4 (1961) 1801–1807. Hausherr I., Hésychasme, Étude de spiritualité, OCP 22 (1956) 273–285: nepsis; OCA 176 (1966) 225–237. Hausherr I., La méthode d’oraison hésychaste, in Orientalia Christiana 36 (1927) 134–142. Olphe-Galliard M., La pureté de coeur d’après Cassien, RAM 17 (1936) 28–60. Raasch J., The Monastic Concept of Purity of Heart and its Sources, in Studia Monastica 8 (1966) 7–33, 183–213; 10 (1968) 7–55; 11 (1969) 269–314; 12 (1970) 741. Vernay R., Attention, DS 1 .(1937) 1058–1077. Различение духов Bardy G., Discernement des esprits chez les Pères, DS 3 (1957) 1247–54. Cholet A., Discernement des esprits, DThC 4 (1911) 1375–1415. Colombas G.M., Discernimento degli spiriti (diacrisis), DIP 3 (1976) 705–706. Dingjan F., La discrétion dans les Apophtegmes des Pères, in Angelicum 39 (1962) 403–415. Guillet J., Discernement des esprits dans l’Ecriture, DS 3 (1957) 1222–47. Hausherr I., Direction spirituelle en Orient, DS 3 (1957) 1024–1028: La diacrisis. Marty F., Le discernement des esprits dans le Péri Archôn d’Origène, RAM 34 (1958) 147–164, 253–274. Places É. des, Вступ. ст. к кн.: Diadoque de Photicé, SC 5ter (1966) 42–48. Доп. библиогр. см. в кн.: DS 3 (1957) 1275, 1279 слл., 1285, 1291. Испытание совести Guy J. С., U examen de conscience chez les Pères de l " Église, DS 4,2 (1961) 1801–1807. Liuima A. – Derville A., Examen particulier, Там же, 1838–49. Восемь лукавых помыслов Bacht H., Logismos, DS 9 (1976) 955–957.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Zur Quellenkritik d. Gnosticismus. § 3//Zeitschrift für hist. Theologie. 1874; Lipsius. Die Quellen d. ältesten Ketzergeschichte. VI; ср. также: Иванцов-Платонов. Там же. 1284 Едва ли возможно, чтобы Ипполит учился у Иринея еще в Малой Азии. Это могло быть до 154–155 г., после которого св. отец, вероятно, скоро переселился уже в Галлию (см. выше в нашем сочинении). Но в то время был еще жив св. Поликарп. Поэтому Ипполит, скорее всего, обратился бы к последнему за наставлениями. Кроме того, Ипполиту тогда, по-видимому, было очень мало лет, ибо мы знаем о его деятельности не только в 30-х гг. III столетия (ср.: Bardenhewer. Patrologie. S. 185), а и значительно позже. Возможно, что Ипполит учился у Иринея уже в Галлии; но на это нет решительно никаких – ни прямых, ни косвенных – исторических указаний. 1285 Такое предпочтение последней дате перед 154–155 г. мы делаем, принимая во внимание лета Ипполита (см. предыдущее прим.). 1286 О сочинениях Ипполита см.: Döllinger. Hyppolytus und Kallistus. Regensburg, 1853; указ. соч. Иванцова-Платонова; также: Bardenhewer. Patrologie. S. 186–188; Дюшен. Указ. соч. Русск. перев. С. 209 и др.; Болотов В. В. Лекции. Вып. II. С. 368–369. 1287 См.: Иванцов-Платонов. Указ. соч. С. 134–175; так же думает и большинство иностранных ересеологов. 1289 Patrum apostolicorum opera, editio minor. S. 127–128. (Это сообщение одинаково во всех рукописях.) 1291 Евсевий. Церковная история. III, 28, 1–2 (у Schwarmz’a S. 106–107); II, 25,6–7 (у Schwarmz’a S. 73; русск. перев. С. 100); VI, 20,1 3 (у Schwarmz’a S. 242; русск. перев. С. 325–326). 1293 Ibid. III, 28, 1–2 (указ. стр.). Место это вызывает разногласие среди ученых. Одни, как, например, Цан (Geschichte d. neutest. Kanons. I,1. S. 230–233), из русских прот. Иванцов-Платонов (Ереси и расколы. С. 153–166) видят здесь указание на канонический Апокалипсис и склонны причислять поэтому Кая к алогам (о последних см. у нас выше, в речи об отношении Иринея к монтанизму). Другие, однако, как Гарнак, например (Theologische Literaturzeitung.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Апостолы. Фрагмент композиции «Страшный Суд». Роспись ц. Санта-Чечилия-ин-Трастевере в Риме. 1289–1293 гг. Большая часть исследователей считает, что фрески исполнены в 1289-1293 гг. Их завершение связывается с моментом окончания работ над датированным киворием работы Арнольфо ди Камбио (1293). Существует и датировка 1261-1281 гг., связанная со временем настоятельства Симона де Бриона (впосл. папа Мартин IV). Согласно 3-й версии, основанной на сравнении стилей этих фресок и мозаик в ц. Санта-Мария-ин-Трастевере, а также на выделении в росписи элементов иконографии, близких к готическим заальпийским образцам, «Страшный Суд» следует отнести к 1289-1291 гг. Наконец, выдвигалось предположение, что фрески были исполнены в 1285-1287 гг., в понтификат Гонория IV. От композиции «Страшный Суд» сохранился средний регистр с образом Спасителя на троне в окружении ангелов, по сторонам которого стоят Богоматерь и св. Иоанн Креститель, а следом за ними изображены сидящие на тронах апостолы. Нижний регистр композиции наполовину отрезан полом хора. Здесь был представлен престол с символами Страстей, окруженный трубящими ангелами, справа - группы грешников, слева - праведников. Согласно реконструкции Вильперта ( Wilpert. Mosaiken. 1916-1917), вверху было представлено «Явление Бога Отца в окружении ангелов» (воспроизведение: Matthiae. 1972. Ill. 66), но после реставрации 1979-1980 гг., проведенной Д. Дзари и К. Джантомасси, возобладало мнение, что там находилось заложенное круглое окно. Реставрация позволила оценить качество живописи, новаторство языка К., его место среди современников и его влияние на следующие поколения. Проторенессансный характер цикла проявляется в отказе от апокалиптической трактовки сюжета, внутренне гармоничного, решенного статично и центрично. Фрески свидетельствуют об эволюции стиля К. и являются одним из первых примеров западноевроп. живописи, опирающейся на византийскую иконографию и прибегающей к отдельным формальным приемам предшествующей эпохи (введение в живопись золота и рельефа), но самостоятельной по образной структуре и формальному решению. Ряд исследователей объясняют эти новшества тем, что до работы в ц. Санта-Чечилия-ин-Трастевере К. принимал участие в декорировании в Верхней ц. Сан-Франческо в Ассизи, где внутри большого художественного коллектива происходил интенсивный обмен опытом. Но более вероятно, что радикальной переменой видения, обращением к миру классики К. обязан произведениям Арнольфо ди Камбио, созданным в посл. десятилетия XII в. в Риме.

http://pravenc.ru/text/1319748.html

Букв. «иногда в виде того, что справа, иногда же в виде того, что слева». 1274 Букв. «от многих». 1275 Сир. dummara означает также «изумление». 1276 Букв. «видению знания». 1277 Букв. «не ощутил ощущение». 1278 Вар. «великого отсутствия», «великой наготы», т. е. обнажения (отречения) от всего земного. 1279 Букв. «на опыте собственной души». 1280 Григорию Нисскому. 1281 Ср. Евагрий. Гностические главы 4,43 (о лествице Иакова). 1282 Василий Великий. Письмо 2. 1283 Букв. «чистый душой». 1284 Аммон. Письмо 2. 1285 Аммон. Там же (о «божественной силе», ведущей человека к покою). 1286 Букв. «мест». 1287 Ср. Евагрий. Гностические главы 4,42. 1288 Там же 4,40. 1289 Или «получить». 1290 Или «величия наслаждения им». 1291 Букв. «телесный», «плотский». 1292 Букв. «и о причине смешения неодинаковых изменений последовательности слова, с целью их уразумения». 1293 Букв. «с одинаковой темой (целью) размышления оставлены мы». 1294 Букв. «из–за легкости, рассеянность». 1295 Букв. «по следующим причинам». 1296 Букв. «изменений». 1297 Букв. «в собеседовании». 1298 Букв. «оставаться с единой целью размышления». 1299 Букв. «блуждает». 1300 Букв. «страдательно». 1301 Букв. «в грядущих блуждает оно». 1302 Т.е. к тому, что происходит во временном мире. 1303 Букв. «человек». 1304 Или «осознает это», «опознает это». 1305 Или «проницательностью», «прозрением». 1306 Букв. «великим знанием». 1307 Вар. «научило нас снабжать созерцание (содержание) слов наших теми происшествиями, которые соединены с движениями разума». 1308 Букв. «умножаются». 1309 Букв. «от места, на котором стоит он». 1310 Букв. «движений». 1311 Букв. «которое является для него материалом». 1312 Букв. «деревья». 1313 Букв. «различные домостроительства». 1314 Или «Писания». 1315 Букв. «возбуждается в мысли (прозрении)». 1316 Букв. «возбуждаться размышлением». 1317 Букв. «Источника жизней». 1318 Букв. «славного естества величия». 1319 Вар. «ощущения истины тех , которых Писания не дерзают касаться». 1320 Букв. «не дерзает на них письменное , ибо это не позволено». 1321

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Булгаков. «Что дает… философия Соловьева», стр. 196. 1284 Флоровский. Пути русского богословия, стр. 309. 1285 В письме к Е.В. Романовой читаем (1873 г.): «С тех пор, как я стал что–либо смыслить, я сознавал, что существующий порядок (преимущественно порядок общественный и гражданский…) не таков, каков должен быть… Настоящее состояние человечества… должно быть изменено, преобразовано». Письма, т. III, стр. 87—88. 1286 Письма, т. II, стр. 89. 1287 Флоровский. Ibid., стр. 316. 1288 Письма, т. III, стр. 89. 1289 См. статью Бердяева «О новом религиозном сознании» в сборнике «Sub specie aeternitatis» (1907). 1290 Соч., т. I, стр. 292. 1291 Ibid., стр. 255. 1292 Очень многие исследователи философии Соловьева склонны видеть центральное понятие в философии Соловьева в идее «положительного всеединства», в то время как это понятие лишь увенчивает его систему, но не является в центре у Соловьева. Наоборот, понятие Богочеловечества объединяет космологию, антропологию и историософию Соловьева. 1293 Выражение проф. В. Сперанского (в статье о Соловьеве в журнале «Путь», 2). 1294 Л.М. Лопатин. Философские характеристики и речи, 1911 (статья «Филос. миросозерцание В. Соловьева»), стр. 124. 1295 «Понятие о Боге». Соч., т. IX, стр. 3. 1296 Кн. Е. Трубецкой справедливо указывает на то, что другим проводником пантеистических тенденций был для Соловьева Шеллинг (Op. cit., т. 1, стр. 89). 1297 Ibid, т. I, стр. 50—59. См. также работу Стремоухова. 1298 Ibid, т. I, стр. 59—72. 1299 О поэзии Соловьева см., напр., прекрасный очерк С. Булгакова (в книге «Тихие думы»). 1300 Философия Соловьева излагалась не раз. Укажем наиболее ценные работы: 1) Кн. Е. Трубецкой. Миросозерцание Соловьева, т. I— II; 2) Л.М. Лопатин. Филос. мирос. В. Соловьева (в книге «Философские характеристики и речи»); 3) С. Булгаков: «Что дает современному сознанию философия Вл. Соловьева» (в книге «От марксизма к идеализму»); Александр Введен–с к и й: «О мистицизме и критицизме в теории познания Вл. Соловьева (в книге Философские очерки, 1924); 5) Сборник о Влад.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

В начале понтификата К. в Римской курии состояло 400 чел., в 1308-1309 гг. ее численность возросла до 450, а к концу понтификата - до 579 чел. Курия делилась примерно поровну на адм. и личные службы папы (провизия, кухня, конюшня и винные погреба). Ок. 1308 г. из-за постоянных перемещений курии для содержания и обслуживания конюшни в помощь 6 конюхам-«римлянам» было нанято 15 гасконцев. Еще 50 гасконцев составляли папский эскорт и охрану во время путешествий; они пополнили ряды папских сержантов (в 1307 в курии было 33 сержанта, в 1308 -24). К традиционной для папской курии группе капелланов, камерариев и врачей К., имевший слабое здоровье, добавил службу аптекарей. Среди персонала личных служб К. предпочитал видеть гасконцев. Юрисдикция отдельных служб была расширена: так, в 1307 г. глава Апостольской палаты получил право выносить судебные решения по всем делам, связанным с бенефициями. Крестовый поход Важнейшей задачей К. считал возрождение крестоносного движения и освобождение Св. земли. Папа пытался объединить европ. правителей для организации нового крестового похода: он улаживал разногласия между государями, предоставлял им различные субсидии, неоднократно заявлял, что папская курия готова приложить все усилия к подготовке крестового похода (Regestum Clementis. 1882-1895. N 750-753, 1247-1248, 1250, 2148, 2987, 2988, 2992, 3010). Положение христиан на Ближ. Востоке существенно ухудшилось после падения Акры, последней крепости крестоносцев в Палестине (1291). В 1304 г. Газан-хан, ильхан Ирана, провозгласил ислам офиц. религией в своей стране (хотя сам ильхан не оставлял попыток заключить союз с европейцами и направлял посольства к папе). К. стремился защитить от мусульм. экспансии Киликийскую Армению и Кипр . В 1306 г. ко двору К., находившемуся тогда в Пуатье, прибыл Хетум из Корика, посланник регента Хетума II, с предложением организовать совместные военные действия против мусульман ( Осипян. 2007). Папа буллой «Exsurgat Deus» от 11 авг. 1308 г. призвал госпитальеров ( Мальтийский орден ) организовать оборону Киликийской Армении и Кипра от мамлюков и турок. Духовно-рыцарские ордены госпитальеров и тамплиеров оказывали армянам помощь в защите гос-ва, но они не пользовались поддержкой местного населения; согласно донесениям Жака де Моле, магистра ордена тамплиеров, армяне относились к западноевроп. рыцарям с подозрением. На Кипре также возникали конфликты между духовно-рыцарскими орденами и местными правителями. После отречения кор. Генриха II Лузиньяна (1285-1306, 1310-1324) к власти на Кипре пришел его брат Амальрик Тирский (1306-1310), к-рый был убит в результате заговора баронов; вину за его убийство возложили на госпитальеров. Однако легатам К., прибывшим на Кипр незадолго до гибели Амальрика, удалось добиться заключения мирного договора между кор. Генрихом II, вдовой Амальрика Изабеллой и Ошином, кор. Киликийской Армении (1309-1320).

http://pravenc.ru/text/1841385.html

В фонде собраны рукописные книги светского и духовного содержания, архивные коллекции, личные (семейные, родовые) архивы, архивные фонды различных государственных, церковных, частных учреждений и общественных организаций. Фонд включает документы с 6 в. н.э. до настоящего времени, исполненные на пергамене, бумаге, иных специфических материалах (более 650 тыс. единиц хранения) 1285 . В Фонде редких и ценных изданий собраны отечественные публикации, изданные до 1825 г., иностранные документы, изданные до 1700 г., а также историкокнижные коллекции, сформированные из изданий более позднего периода. В фонде выделены коллекции инкунабулов, книг кирилловской 1286 и глаголической 1287 печати и др., имеется свыше 100 изданий – абсолютных раритетов и около 30 книг – единственных в мире экземпляров 1288 . Отдельный интерес представляет собрание литературы русского зарубежья 1289 . Начиная с 90–х гг. 20 в. библиотекой издаются различные библиографические справочники, касающиеся литературы по истории религии и истории Церкви 1290 . § 12. Собрание Научной библиотеки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Собрание Научной библиотеки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова содержит 11 греческих и латинских рукописей 10–15 вв., 100 западноевропейских рукописей 15–19 вв. и 455 восточных рукописей 16–19 вв. 1291 В числе рукописей на латинском и греческом языках–богословские, историко–юридические и литературные произведения; имеются также инкунабулы и палеотипы, в т.ч. греческая рукопись Хроники византийца Петра Александрийского (10 в.), греческий рукописный иллюминованный Апостол 1072 г. 1292 , сборник речей аттических ораторов (15 в.) и др. Среди латинских рукописей – иллюминованная Библия на пергамене (13 в.) парижской работы с инициалами, принадлежащая к числу самых выдающихся памятников западноевропейского книжного искусства, которая происходит из собрания, подаренного Московскому университету П.Г. Демидовым (1738–1821) в 1803 г. (Codex Demidovianus). На основе этого манускрипта профессор классической литературы Московского университета Христиан Фридрих Маттеи (1744–1811) сделал латинские коллации к тексту Апокалипсиса в своем издании славянской Библии в полный лист (М., 1762); тот же профессор Маттеи опубликовал научное описание этой рукописи 1293 , а также рукописи Колумеллы Rei rusticae 1294 из демидовского собрания (в настоящее время в собрании библиотеки МГУ не состоит; предположительно, утрачена во время пожара 1812г.; высказываются соображения, что из всей демидовской коллекции наполеоновский пожар пережила лишь упомянутая Вульгата 13 в.; однако ныне в фондах библиотеки МГУ хранятся, помимо нее, еще два издания, отмеченные суперэкслибрисами П.Г. Демидова 1295 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010