—7— стно об Азии и Фригии. В этих провинциях насаждали христианство уже апостолы Иоанн и Филипп. 1280 Из истории появившегося здесь монтанизма можем заключать, что к концу второго века христианство распространилось по многим даже маленьким фригийским и азийским деревням. Таковы были, напр., Ардава, в которой родился Монтан, а также Кумана, и др. 1281 В средине третьего века св. Дионисий Александрийский говорит о «многолюднейших церквах» (πολυανθρωπταται κκλησαι) Фригии и соседних с нею провинциях. 1282 У Евсевия приведено свидетельство св. Иринея Лионского , что св. Поликарп Смирнский иногда писал послания к соседственным церквам для укрепления их. 1283 Очень может быть, что здесь разумеются церкви в деревнях и селениях по близости к Смирне. Из мученических же актов св. Пиония, написанных, как полагают очевидцами его страданий 1284 , прямо видно, что в расположенной около Смирны деревне Карине при императоре Декии было не мало последователей веры Христовой. 1285 Климент Александрийский в своих «Строматах» пишет, что христианское учение «разлилось по всему мipy, проникая в города и селения, как эллинские, так и варварские». 1286 У Оригена же находим указание, что в его время некоторые христиане даже выбирали своим занятием повсюду сеять семена христианского учения и для этой цели ходили не только по разным городам, но также по селам и деревням. 1287 Что касается Египта, то по свидетельству Евсевия, когда Император Септимий Север воздвиг в 202 году гонение на христиан, —8— то «особенно много было мучеников в Александрии, куда, как на самое великое Божие поприще, избраннейшие ратоборцы притекали, и где, мужественно вытерпев разные роды мучений, разные виды смертей, получали от Бога венцы». 1288 При императоре Декии в Александрийской церкви, как пишет св. Дионисий Александрийский , «весьма много христиан по городам и селениям было истреблено язычниками». 1289 Тот же Дионисий, в правление Галлиена, однажды собрал в арсинойском округе 1290 собор из «пресвитеров и учителей тамошних братий – поселян», чтобы раскрыть ложность хилиастического учения, которое распространял здесь один египетский епископ Непот. 1291 Во время гонения Валериана св. Дионисий, сосланный в глухую ливийскую деревню Кефрон, основал в ней христианскую общину, так что по его словам «составилась великая церковь ». То же самое было и позднее при другом изгнании св. Дионисия в деревню Колутион, находящуюся в Нижнем Египте, в Мареотском округе. 1292 Около 270 года находились христиане в египетской деревне Кома, вблизи Гераклеополиса Малого, как это можно заключать из того, что здесь родился св. Антоний Великий , родители которого были христиане. 1293 Даже в большом оазисе Ливийской пустыни, именно, в южной части этого оазиса, в деревне Кизисе, при Диоклитиане было не мало христиан. 1294

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

brev. p. 58); иногда этот совет называется прямо собором (σνοδος – Fabricius – Harless. Bibliotheca graeca t. 12, p. 412). 1285 Так толкуем заметку Никифора (hist. brev. ibid): συγκαλε царь τν τς πλεως ρχιερα Γερμανν κα συγγρφειν κατ τς καϑαιρσεως τν εκνων τν γων νγκαζεν. Заметка Феофана (Chron. p. 409), что Лев пригласил Германа на собор, „надеясь убедить его подписаться против святых икон“, очевидно, не точно передаёт дело. Всякие надежды убедить патриарха, конечно, давно должны были исчезнуть у императора. 1287 Nicephori hist. brev. ibid: ξ κενου (замечательно, что раньше Никифор не говорит о гонениях) τονυν πολλο τν ευσεβoντων, σοι τ βασιλε ο συνετϑεντο δγματι (не употреблено ли здесь δγμα в том же смысле, как Лк.2:1 : ξλθεν δγμα (edictum) παρα κασαρος Αγοστου...) τιμωρας πλεστας κα οχισμος πμενον. Cnf. Theoph. Chron. p. 409. 1288 Nicephori hist. brev. ibici. Theoph Chron. ibid. Есть чрезвычайно много известий о том, что удаление Германа не обошлось без оскорблений и даже побоев, нанесённых престарелому патриарху исполнителями воли царя (Ioannis Damasceni oratio 2-а. Baronii Annales ad an. 730, n. 8; Vita Stephani Junioris – Migne. t. 100, col. 1085–1086–B; A. SS. Maji. t. 2, ad diem 12-am. p. 157, n. 22 fin и проч.). Но Феофан и Никифор совершенно молчат об этом; поэтому все подобные рассказы можно признать плодом фантазии позднейших авторов, не хотевших допустить, чтобы такой император, как Лев – иконоборец, мог обойтись без насилий с ревностным защитником иконопочитания. – Что у Германа могло быть своё поместье, это видно из других примеров и, между прочим, из примера летописца-Феофана, который, сделавшись монахом, оставил однако за собой некоторые поместья. 1291 Du-Cang. Constantinopolis Christiana lib. IV. p. 180. Мы сказали, что Герман умер столетним старцем; но в монологе Василия (А. SS. Maji t. 2 ad diem 12-am, p. 154, n. 2) замечено, что он скончался nonagenarius. Первое вычисление вернее, ибо основывается на показании современника Германа, автора писем ко Льву от лица Григория 2-го (см.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

PETRUS LAODICENUS. Commentarius in 4 Evangelia, fg., 86, II, 3323–30. ANONYMUS. De Christi nativitatis et Passionis annis; 92, 1057–60; alii duo, 1, 858–9 in no-tis. EUTHALIUS. Editio Actuum Apostolorum, 10, 1549–58 et 85, 627–64. Editio catholicarum epistolarum, 665–90. Editio epistolarum Pauli, 693–790. In Matthæum. Clemens Alex. Fg,. 2, 743–4. Origenis, 13, 829–1800; 17, 289–310. Hippolytus, 10, 699–700. Gregorius Thaumaturgus, in VI, 22–3, 10, 1189–90. Athanasius, 26, 1251–6; 27. 1368–90. Chrysostomus hom. 1–90, 67–58 (13–794). Fg. 793–4. – Aniani versio, 58, 975–1058. Ps.-Chrysostomus, Opus imperfection, 57, 611–946. Theodorus Mops., 66, 703–14. Cyrillus Alexandrinus, 73, 365–470, 471–4. Ammonius, 85, 1381–92. Petrus Laodicenus, 86, II, 3323–6. Joan. Damascenus, 96, 1407–14. Scholia Vetera, 106, 1077–1174. Photius, 101, 1189–1210. Theodorus Prodromus, . 133, 1177–96. Theophylactus, 133, 139–488. Euthymius Zigabenus, 129. 111–766. Macarius Chrysocephalus, 150, 239–42. Theophanes Cerameus, 132, 331–44, de genealogia. In Marcum. Theodorus Mops., 66, 713–16. Petrus Laodicenus, 86, II, 3325–8. Scholia Vetera. 106, 1173–78. Photius, 101, 1209–14. Theophylactus, 123, 4S7–682. Euthymius Zigabenus, 129, 767–852. Theodoras Prodromus, , 133, 1195–8. In Lucam. Heracleo hæreticus, 7, 1291–2. Clemens Alex., 9. 743–44. Hippolytus, 10, 699–702. Origenes, 13, 1799–1902. Fg., 1901–10; 17, 311–70. Dionysius Alex., 10, 1589–1602. Eusebius Cæs., 24, 529–606. Athanasius, 26, 1243–46; 27, 1381–1404; PGLT., 80, 705–13. Titus Bostrensis. PGLT., 80,757–816. Theodorus Mops., 66, 715–28. Cyrillus Alexandrinus, 73, 475–950. Theodoretus, 84, 31–2. Olympiodorus, 93, 779–80. Petrus Laodicenus, 86. II, 3327–30. Scholia Vetera, 106, 1177–1218. Anastasius Antiochenus, 89, 1285–8. Photius, 101, 1213–30. Nicetas David, 106, 575–8. Theophylactus, 123, 681–1126. Euthymius Zigabenus, 129, 853–1102. Macarius Chrysocephalus, 150, 240–4. Anonymus, Interpretatio duarum odarum Lucæ, , 129, 1101–6. Theodorus Prodromus, , 133, 1197–1204.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Более того: по их заверению преп. Сергий в прошлых жизнях был Буддой, Зороастром, Христом 1276 , и еще он придет как иудейский Мошиах и буддистский Майтрейя 1277 . Согласно рериховским заявлениям, это всё воплощения который успел перевоплотиться в Раму 1278 , Кришну, Озириса 1279 , Гора 1280 , Гермеса Трисмегиста 1281 , Рамзеса Второго, Еноха, Авраама, Моисея, Соломона, Зороастра, Орфея 1282 , Аполлония Тианского, Оригена , Сергия Радонежского… 1283 . И вообще – «По «Тайной Доктрине» можно видеть, что все боги есть аспекты единого Великого Эго и это Эго – Вы, Владыка. – Да» 1284 . Добавлю еще, что тот, кто в древности был Рамзесом Вторым (то есть тот, кто позднее явился как Сергий) в конце XIX века перевоплотился в почитаемого Рерихами «Учителя Илариона» 1285 , который «организовал Храм как продолжение линии Ложи, начатой через Е. П. Б[лаватскую] с помощью Учителей М[ория] и К[ут] Х[уми]» 1286 . Еще Сергий оказался перевоплощением Кришны 1287 . Что означает, что под именем русского святого на деле рериховцы чтут многоликое индуистское божество… Еще Сергий (Кришна, Ориген ) был Аполлонием Тианским 1288 , то есть поздеантичным колдуном 1289 . Рерих, конечно, не знала (ибо ее знания об Оригене , как и вообще о раннем христианстве, крайне поверхностны), что Ориген упоминал об Аполлонии. Оппонент Оригена и критик христианства Цельс замечает, что «Некий египетский музыкант Дионисий, с которым мне случилось встретиться, сказал мне относительно магии, что она действительна лишь по отношению к необразованным и развращенным людям, а на людей, занимавшихся философией, она никакого действия произвести не в состоянии, так как они своевременно позаботились создать себе здоровый образ жизни» (Ориген. Против Цельса, 6:41) 1290 . Ориген возражает – и упоминает «мага и философа Аполлония Тианского», который именно своей магией привлек к себе нескольких философов («хорошо известного Евфрата и его ученика Эпикура»). «Напротив, мы убеждены и из опыта знаем, что те, кто служат Богу всяческих чрез посредство Иисуса и живут по Его Евангелию, непрестанно посвящая себя молитвам, установленным для ночи и для дня, не увлекаемы ни магией, ни демонами». Как видим, Ориген довольно ясно противопоставляет себя как христианина кудеснику Аполлонию 1291 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

В большинстве случаев термины «ипостась», «субъект» и «личность» просто совпадают по смыслу. Однако в некоторых случаях, когда речь идет о человеческой личности, о. Д. Станилоэ вводит различие, утверждая, например, что «каждая человеческая личность есть ипостась, или субъект» плюс «природа» 1282 . Но тогда «личность» в человеке есть уже не синоним ипостаси, но синтетическая категория, представляющая из себя единство ипостасного и природного начал 1283 . Личность человека становится абсолютным синонимом его целостного «существования», которое столь важно в системе мысли о. Думитру: «Человеческая природа не может существовать просто как “объект”, не имея собственного субъекта. Также и субъект не существует без природы» 1284 . В силу такого определения личности, как синтеза ипостасного и природного аспектов, становится возможным понимание его высказываний о «Божественной Личности, вступившей в прямое отношение с нами, как человеческая личность, нашедшая свое высшее исполнение» 1285 во Христе, что «Слово Само стало 1286 Личностью среди личностей» 1287 человеческих, что Христос есть «Божественно-человеческая Личность» 1288 , а также, что воскресла Личность Сына Божия 1289 . Представляется, что понятия «личность» и «ипостась» в некоторых случаях фактически отождествляются о. Думитру с «модусом конкретного существования» природ 1290 . Только в свете понимания «личности» и «ипостаси» как «модуса бытия» природы, возможно говорить, например, что «Божественная Ипостась становится в Воплощении человеческой ипостасью» 1291 , или утверждать, что «личность» есть (а не задает) «модус конкретного существования человеческой природы» 1292 . Однако гораздо более распространены выражения, в которых «ипостась» у прот. Д. Станилоэ превосходит категорию «образа бытия», а «модус существования» определяется как задаваемый действием ипостаси 1293 . Так, он говорит, что «потенциал человеческой природы» во Христе «активизируется не человеческой ипостасью 1294 , но Божественной Ипостасью» 1295 . В свете метафизического понимания ипостаси о. Думитру признает, что «человечество Христа не имеет своей собственной ипостаси», которая, как ограниченная, могла бы стать «непроницаемой стеной между Богом и человеческими существами» 1296 . В другом месте он прямо утверждает, что «человеческая природа Христа имеет Бога Слово своей Ипостасью так, что… у нее нет своей собственной ипостаси, обычной для людей» 1297 . Также нельзя в строгом догматическом смысле утверждать, что «три Субъекта» тождественны «одному Субъекту» 1298 , или говорить о «тройственной Ипостаси», создавшей и содержащей мир 1299 , пусть даже в свете онтологического единства Лиц Троицы 1300 . И в других случаях о. Станилоэ сам подчеркивает, что «высшая и духовная Сущность (Бога) есть не единичный сознательный Субъект, но общность Субъектов» 1301 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

В рукописной истории церковных учреждений Губбио говорится, что «монастырь сестёр св. Агнесы, основанный по правилу св. Августина, имел начало и рождение, как ниже описано. Было на горе Св. Гервасия или же Св. Убальда под монастырём сестёр Св. Катерины место, темницей называемое, внутри коего находились безвыходно замурованные пятеро отшельников, и вели они удивления достойную строгую жизнь к великому любованию и благоговению народа не только из Губбио, но и из мест соседних. По сей причине две благородные госпожи из Губбио, по прозванию одна госпожа Фаэзе де Бенедетто, а другая госпожа Вердетта ди Фумаго из Губбио, великим рвением Богу послужить подвигнутые, согласившись единой душой и волей, от имущества своего небольшое место покупают, там домик себе построить веля. И затворили в нём себя, желая в нём затворёнными навсегда остаться с тем намереньем, чтобы одна другую сменяла в названном месте. И было это во время папы Иннокентия V, в день 3 мая в лето Господне 12//76 [На поле: Начало монастыря затворниц 3 мая 1276 г. при папе Иннокентии V]. Но потом, обдумав и весьма прилежно рассмотрев свою немощь человеческую, изменив цель и мнение, решили для спасения душ своих и многих других заложить и основать монастырь над замком старым, донжоном называемым, откуда камни бросают. И в мае того же 1285 года, во времена папы Гонория IV, как число жён сих выросло уже до пяти и как от жизни сей прешли Райнери и Мансуэто, два первых из названных пяти отшельников затворённых, а другие три, дух потеряв, из затвора вышли, стараниями названных пяти жён было им названное место со всеми его благами и свойствами уступлено. Позже, в лето 1291, господин Бенвенуто, епископ Губбио, по некоторым благим причинам в Орвьето обитавший, с согласия господина Франциска, настоятеля дома соборного, по мольбе тех набожных жён, доверил и поручил викарию своему господину Анджоло и господину дону Вентуре, канонику дома того, по прошению многих знатных граждан Губбио, чтобы по изволению и пожеланию помянутой госпожи Фаэзе и остальных четырёх жён, подруг её, с ней проживавших, в месте, ею избранном и установленном на названной горе, что хотят там основать и устроить монастырь женский под названием, каким захотят, дав им одежду монашескую и правило святого Августина, и дабы находились в подчинении епископа и его преемников. И пусть помянутая госпожа Фаэзе просит себе заместительницу, а в начале года все, торжественный обет совершив, изберут аббатису или настоятельницу, её же епископ утвердил бы. И имеет о них духовное и мирское попечение тот викарий его» (Auguslo Moretti. Per la storia dei monasteri della diocesi di Gubbio, ms. 102, all ‘Archivio della Curia vescovile di Gubbio, c. 27−28).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В составе чтений специально-учительной группы минейного круга Синаксарь имеет чтения Алексеевского Устава, положенные на 8, 9 (в Синаксаре на 10) сентября, 18 ноября, 24 декабря 1278 (кроме слова Феодора Студита ), 25 (кроме толк, слова Златоуста), 29 декабря, 1, 2, 5 (кроме слова св. Феодора), 6 (кроме толков, слова Златоуста), 16 1279 , 26 января (в Синаксаре – 25-ого числа), 12, 24 1280 февраля, 9, 25 марта, 19, 24 1281 июня, 2, 6 1282 августа. Из этих чтений положенные на 18 ноября, 24, 29, 31 1283 , (в Синаксаре 25-го) декабря, 12 февраля, 24 июня – характерная принадлежность студийского состава чтений. Под 7 сентября, вместо слова Андрея, положено «чтение праздника Феодора Студита » 1284 ; 8-го сентября, вместо слова Андрея Критского , дозволяется читать, по желанию, слово Дамаскина 1285 ; 14 сентября, вместо слова Андрея, указывается «чтение Василия Великого о кресте» 1286 ; 8-го ноября вместо слов Златоуста «чтение из творений Германа о чуде архангелов» 1287 ; 21-го ноября, вместо слова Георгия, «чтение св. Германа или же Иоанна Постника » 1288 ; 9-го декабря в память зачатия св. Анны положено чтение Евергетидского Типикона «чтение из творений Георгия Никомидийского » 1289 ; 29-го декабря, кроме чтения «Нисского» (т. е. указанного в Алексеевском Уставе), назначается еще чтение «св. Василия Селевкийского » 1290 или же из Толковника (т. е. из чередной книги толкования на ев. Матфея); 5-го января кроме толковательного слова Златоуста отмечается еще «чтение Нисского на тему: Сей есть Сын Мой возлюбленный» 1291 ; 25 января, кроме «речи пред епископами» (συνταχτριον; в Алексеевском – 26-го) указывается еще слово о бегстве 1292 ; 24 февраля, кроме «чтения об обретении главы», под которым, наверное, разумеется чтение на этот день Алексеевского Устава 1293 , указывается еще «чтение св. Феодора Студита », которое указывается также и под 25 мая и 24 июня и под которым, наверное, разумеется слово Феодора на Рождество Предтечи, отмеченное в Алексеевском Уставе под 24 июня; 9-го марта, кроме слова «похвалы» Василия Великого , отмечается «похвала Григория Нисского о святых 40 мучениках» 1294 , а на несколько следующих дней указывается чтение Ефрема Сирина о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

В таком случае Ипполит мог познакомиться с Иринеем в Риме, вероятно, 1284 в одно из посещений последним столицы мира: или в 154–155 г., или, скорее всего, в 177–178 г. 1285 Ипполит был образованным человеком своего времени и весьма плодовитым церковным писателем, везде отстаивая православное учение против крайностей представителей разнообразных сект и удачно опровергая еретиков. Труды его, в общем, конечно, самостоятельны. 1286 Но, несомненно, на нем сильно сказалось и влияние Иринея. 1287 Некоторые места из Contra haereses он приводит у себя даже целиком (в особенности из I книги большого труда св. отца). 1288 Эпилог Martyrium " a Polycarpi причисляет же, по-видимому, к ученикам Иринея еще одного. Это был некто Кай или Гай ( Γος), который сопровождал ( ουνεπολιτεσατο) св. отца, переписал «Мученичество» с иринеевского списка 1289 и делал выборки из книг Иринея, между прочим, для составления самого эпилога. 1290 Насколько нам известно, история данного времени знает только одного Кая, того именно, который в Риме при папе Зефирине (199–217 гг.) вел спор с монтанистом Проклом и написал в опровержение последнего сочинение в форме разговора. 1291 Евсевий называет его церковным ( κκλησιαστικο) человеком, характеризует как ученейшего мужа ( λογιωττου νδρς) 1292 и приводит из его «Разговора» выдержку, в которой говорится о еретике Киринфе, причем последнему приписывается составление Апокалипсиса с именем «великого апостола» (вероятно, Иоанна). 1293 В «Разговоре» же своем, касаясь канонических книг Нового Завета, Кай, по словам Евсевия, признает таковыми из посланий ап. Павла лишь 13, исключая адресованное к Евреям. 1294 Может быть, против этого антимонтаниста направлено было и сочинение «Главы против Кая», где Ипполит Римский защищает церковный Апокалипсис. 1295 Идентичен ли Кай эпилога с Каем Евсевия, решить определенно не представляется возможности. Не много света вносит, однако, и отождествление обоих. Обстоятельства знакомства Кая с Иринеем совершенно неизвестны. Можно высказывать лишь предположения. Судя по συνεπολιτεσατο, употребленному в эпилоге, Кай сопровождал куда-то св. отца. Нам известно лишь о двух путешествиях Иринея, оба раза в Рим (в 154–155 г. и в 177–178 г.). По Евсевию, Кай впоследствии жил, по-видимому, тоже в столице (там происходил спор его с Проклом). Можно допустить поэтому, что он приехал сюда вместе с Иринеем; вероятнее, конечно, во второе посещение последним Рима (177–178 г.): в первый раз св. отец сам был учеником – спутником Поликарпа. Может быть, родиной Кая была Галлия или же Малая Азия, откуда он переселился в Лион. 11. Мученическая кончина св. Иринея

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Еретицы жертвенников не имут и, егда в церквах христианских пребудут, разоряют, жертвы животнаго хлеба, пречистаго Агнца не закалают, и вина, честь крове Христовы, в жертву не приносят. Но рекут еретицы 1284 : то уже иерейства и жертвы в церкви Христове несть потребы. Книга Кормчая 1285 . Еретики вся, глаголет, несуща приобщены святей церкви 1286 . Един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех. Едина есть святая церковь и едина породи нас мати – купель крещение, в едином дому воспитани 1287 , единаго хлеба пречистых тайн и единой чаши пречистыя крови Христовы причастницы да соединимся с Ним 1288 . Сице мы веруем. Ж. Вопрос 7 1289 . Живете честность ваша бодро и сохранно, и чистоплодно, и воздержно и неприобщительно миру, подобно якоже аггеловцы. По святых ли отец преданию и которым святых отец житию подобно есть, явите нам. Живую ли веру 1290 имеете, по апостолу православно-христианскую и коим святым отцем согласны во всем церковных догмат и духовных дел 1291 ? Святая жертва и приношение Христовы тайны тела и крове и священство 1292 , покаяние, законный брак и святыня, которые преданы от самого Христа и святых апостол и святых богоносных отец, без которых невозможно спасенным быти, имеет ли с у вас, и чим освящаетеся, и почему верны християне нарицаетеся 1293 ? Явите нам. Живу-ж не к тому аз, но живет во мне Христос 1294 . Жити Христу в нас како? Крещением присно в чистоте. Женитись возбраняющии котории суть? Сожжении совестию, учением бесовским в лицемерии лжеслов 1295 . Женитва честна о всем и ложе нескверно. Блудником и прелюбодеем суди-ж Бог 1296 . З. Вопрос 8 1297 . Зело зло законопреступником и развратником, веры правый отступником и раздирающим церковное соединение и догматы страшныя погубля. Сего греха мученическа кровь загладить не может. Звезды наричены учители суть церковныя, и во антихристово время падати имут с небеси, еже есть от церкви 1298 . Змий великий, гоняй жену – святая церковь , испусти из уст своих воду велию, яко реку, да ю потопит.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Источники. ПГОИАХМЗ. Книга учёта драгметаллов 1937 года. 29. Литература: 1. Описание псковского Иоанна-Предтеченского женского монастыря. СПб., 1874. С. 30. 2. Дмитриев И. Д. Псковский Иоанно-Предтеченский женский монастырь (историко-археологический очерк). Псков. 1913. С. 35, 37. 3. Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Художественные музеи СССР/Авт. -сост. И. Родникова. М., 1981. Кат. и ил. 28, 29. 4. Родникова И. С. Художественное серебро//Псков. Богатырская застава земли Русской. Памятники истории, культуры, архитектуры. Т. 1. М., 2003. С. 314–315, 320 (ил.). Иконография праздников близка деревянному кресту XVI века из Новгородского музея (инв. 723). По мнению И. И. Плешановой, высказанному в своё время автору данного описания, характер резьбы близок изделиям, происходящим из Спасо-Прилуцкого Вологодского монастыря. Оправа креста серебряная, сканая. Орнамент скани сильно геометризированные, слегка закруглённые в спираль завитки S-buдhoro типа из невитой проволоки на фоне мелких сканых кружочков. По боковым сторонам оправы крест окантован двойным сканым жгутом, по гладкому фону серебряной пластины выложен сердцевидный узор из гладкой толстой проволоки. Орнамент подобного типа традиционен для Новгорода 1285 . Сканый узор, аналогичный лицевой стороне креста, образованный сильно вытянутыми слегка закруглёнными с одного конца завитками из невитой проволоки на фоне мелких кружочков из витой более тонкой проволоки встречаем на оправе шиферного образка святого Георгия XII–XIV веков новгородской работы (Загорский музей. инв. 30) 1286 . С конца XV века, особенно в XVI веке, большое распространение получил сердцевидный орнамент из гладкой проволоки на заполненном скаными кружками или гладком фоне, например: оправа испанского образка Иакова Компостельского 30-х годов XVI века (НГМ. инв. 632) 1287 , нагрудная иконка «Богоматерь Знамение» первой половины XVI века (Загорский музей, инв. 35) 1288 , серебряные напрестольные кресты: 1533 года из монастыря Варлаама Хутынского 1289 , 30-х годов XVI века 1290 , 1553 года из Николаевского Вяжицкого монастыря близ Новгорода 1291 (все НГМ. инв. 1237, 810, 302), цата 50-х годов XVI века (НГМ. инв. 945) 1292 , икона-складень в окладе 1560-х годов (ГИМ. инв. 54627) 1293 и многие другие вещи 1294 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010