Герасим и особенно Исайя (1323–1334) замечательны лишь тем, что изменили дряхлеющему Андронику, приняв участие в политических интригах. Внешняя политика Андроника в отношении к Западу была бледна и лишена того размаха, который отличал политику его отца Михаила. Притом восстановление латинской, католической империи Константинополю не угрожало, и сам Карл, теперь бессильный, умер (1285). Это позволило Андронику осуществлять крутую реакцию против унии, не считаться с папской курией и в то же время поддерживать с латинскими государствами скорее миролюбивые отношения, достигнув Адриатического моря со взятием Дураццо (1291). На первых порах продолжались столкновения в Западной Греции, так сказать по инерции, и с греческими и с латинскими правителями; но, даже имея перевес в силах, Андроник скорее защищал наследие отца, не продолжал его неустанной воинственной политики, имевшей постоянною целью изгнание латинян и славян из империи в ее прежних былых пределах. Не стало планомерности в действиях византийского правительства, постоянным было лишь стремление затратить на внешнюю политику минимум сил и средств. Дело Михаила могло быть завершено при самых благоприятных условиях, однако оно было заброшено, и тяжкие жертвы предшествующего поколения, восстановившего греческую империю в Константинополе, не принесли плодов. Напрасно было бы винить в этом одного Андроника лично. Он не располагал авторитетом отца, основателя династии. Правил, по-видимому, не он, а его двор. Вернее сказать, политические цели Михаила VIII оказались не по плечу империи XIV в., снова, как при Ангелах, попавшей в руки аристократических партий, бюрократии и столичного населения. Благоприятный момент был упущен, уступающий всегда теряет, и последствием отказа от агрессивной политики явилось наступление молодых национальных государств – сербов на Балканах и османов в Малой Азии. Смена императоров и политики сказалась прежде всего в Западной Греции. Старый деспот Иоанн Фессалийский, главный враг Палеологов, поднял голову и послал сына Михаила добывать Салоники.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Бранденбургский «Вем 1281 , яко от исперва в 5 день птицы сотворени и от них нача плодитися яйца и, по обычаю, нача плод быти». И паки, по обычаю им, королю поклонися и разыдошася. В седмый день паки им пред королем, по обычаю, ставшим, вопроси его португальский мудрец рече «Что есть в тебе и что у тебе и что с тобою?». Бранденбургский «Имам в себе душу, и слово – у себе, и плоть – с собою». Португальский «От чего сотворени птахи и звери?». Бранденбургский «Птахи есть двояки, – едины от вод, яко понырающия 1282 и в водах жити любящии, друзии 1283 же от воздуха, якоже летающии. Есть же нецыи 1284 от земли, – иже не могущии летати, яко зверие вси». Португальский «Кия 1285 птахи и звери во своих си начальствующи и крольми зватися могут 1286 ?». Бранденбургский «Во птахах – высокопарный орел, во зверях же – жестокий и несклонный 1287 от гнева лев, в рыбах снедаемых 1288 – самоубиваемая белуга, в неснедаемых и змиина прирожения – великий кит, именитый 1289 же и притворный во слезах коркодил». И паки, по обычаю, разыдутся. Король же повеле бранденбургского мудреца отпустити, своего же удержати. И вопроси его «Что ти ся мнить 1290 о мудреце сем – егда благоразумен 1291 есть или неразумен?». И рече ему мудрец «Мню, яко не точию в Португальской и во окрестных королевствах, но и во многих дальних градех такого мудреца не точию несть, но и не бывало и не слышано!». Король же рече к мудрецу «7 дней беседе бывши немой и глаголанной, и на кииждо день по три вопроса твоих к нему слышано. Во всех же разумности отвеща. Аще и в немовных твоих вопросех не тако он но ни весьма свойственно 1292 отвеща тебе, но обаче 1293 тобою нигде не обличен, и сего ради совершен во ответех и благ и искусен являшеся». Показа же ему и написание ответов его. И протче разумети, яко ни мало свойственно вопросом его 1294 , похулив 1295 убо его и весьма недостаточна в разуме нарече 1296 . И рече к королю «Веждь 1297 , державный королю, яко отныне в малых словесех он мною препрен 1298 будет и уничижен, точию повели ми его в свой дом часто призывати на обед, да тамо о всяких вещех и делех беседуя с ним, возмогу препрети его и уничижити».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фридриха II по муж. линии. Арагонцы захватили Сицилию, в неск. сражениях разбили войска Карла Анжуйского и начали военные действия на юге Апеннинского п-ова. 4 сент. 1282 г. Педро III был коронован в Палермо как король Сицилии. В ответ профранцузски настроенный папа Римский Мартин IV (1281-1285) отлучил его от Церкви (18 нояб. 1282), а в 1284 г., напомнив о вассальной зависимости Арагона от Рима, объявил, что лишает Педро III владений и освобождает его подданных от клятвы верности. Папа призвал франц. принца Карла Валуа (по матери он приходился племянником Педро III) завладеть страной, придав этому предприятию характер крестового похода. Вторжение франц. армии в Каталонию, вначале весьма успешное (после взятия г. Жирона Карл Валуа стал королем Арагона), в 1285 г. закончилось провалом, при отступлении французы понесли огромные потери. Др. внешнеполитическим успехом Педро III стало установление протектората над Тунисом (1280). Правитель Туниса обязался выплачивать дань, арагонцы получили право сбора пошлины на торговлю вином, в крупнейшие города Туниса были назначены арагонские консулы и алькальд, управлявший местными христианами. Денарий кор. Хайме I Завоевателя. 2-я пол. XIII в. Денарий кор. Хайме I Завоевателя. 2-я пол. XIII в. После смерти Педро III владения Арагонской короны унаследовал старший сын Альфонсо III (1285-1291), а Сицилию - 2-й сын короля Хайме (Жауме) (впосл. кор. Хайме II (1291-1327)), которому пришлось отстаивать свои права в военных действиях против французов, поддержанных Римскими папами Гонорием IV (1285-1287) и Николаем IV (1288-1292). Хайме был вынужден пойти на уступки: по договору в Тарасконе (1291) он согласился выплачивать дань папе Римскому. Неудачной была внутренняя политика и Альфонсо III. Арагонская знать, опасаясь наступления королевской власти на свои привилегии, объединилась в т. н. унию, вступила с Альфонсо III в открытый конфликт и вынудила короля подписать «Привилегию унии» (Privilegio de la unión; 1287). В соответствии с ней король обязался ежегодно созывать в Сарагосе кортесы, к-рым переходило право назначать членов королевского совета, и не предпринимать никаких действий против унии или любого ее члена без разрешения кортесов и верховного судьи (хустисьи) Арагона.

http://pravenc.ru/text/674995.html

владений вновь, как и во времена Салах-ад-Дина, были полностью окружены неприятелем. Мамлюкский султан Кутуз (1259-1260) был убит вскоре после битвы при Айн-Джалуте. Глава заговорщиков Бейбарс I (1260-1277), объявленный новым султаном, не замедлил развернуть военную кампанию против оставшихся территорий Иерусалимского королевства. В 1265 г. пали Кесария, Хайфа и переданный в 1261 г. госпитальерам Арсуф. В 1266 г. христиане потеряли Галилею. В 1267 г. мамлюки предприняли 1-ю попытку овладеть Акрой. В 1268 г. пали Яффа и Антиохия (ныне Антакья, Турция). В 1271 г. султан Бейбарс I осадил замок Крак-де-Шевалье. После месячной осады гарнизон крепости был вынужден капитулировать с правом свободного отхода. Султан Калаун (1279-1290) вскоре возобновил войну против крестоносцев. В 1285 г. он осадил Маргат - последнюю мощную крепость госпитальеров - и взял ее после месячной осады. Гарнизону было позволено беспрепятственно отступить из замка. В 1287 г. Калаун захватил Латакию, а в 1289 г.- Триполи (город обороняли госпитальеры). В нач. апр. 1291 г. султан аль-Ашраф (1290-1293) осадил Акру, где с войсками находился магистр ордена госпитальеров Жан де Вилье (1285-1293/94). Оборона города продолжалась до 18 мая 1291 г., когда мамлюкам удалось прорваться в Акру. Тамплиеры удерживали свой замок в городе до конца мая. Лишь тяжело раненному в бою магистру Жану де Вилье и 7 госпитальерам удалось эвакуироваться на Кипр, куда прибыли все уцелевшие беженцы. Новым центром ордена св. Иоанна стал Лимасол. Внутреннее устройство ордена Организация и иерархия ордена св. Иоанна оформились к посл. трети XII в. Вместе с завершением процесса милитаризации руководящая роль отошла к братьям-рыцарям (milites, fratres armorum) - мирянам, приносившим перед вступлением в орден 3 монашеских обета: бедности (нестяжания), послушания и целомудрия. Братья-священники (sacerdotes) отвечали за пастырскую, душепопечительскую и госпитальную деятельность ордена. В ордене имелись служащие братья (сержанты - servientes armorum, servientes officii) и сестры (sorores), а также связанные с орденом донаты (donati, donatae - букв.

http://pravenc.ru/text/2561764.html

Михаил Палеолог — Михаил VIII Палеолог (ок. 1224-1282), византийский император с 1261 г., сначала военачальник никейского императора Феодора II Ласкариса (1222-1259), затем занял его трон. В 1261 г. вступил в Константинополь, восстановив Византийскую империю, и заставил бежать последнего императора Латинского Балдуина II. Манфред Сицилийский — Манфред Гогенштауфен (1231-1266), внебрачный сын Фридриха II, узаконенный императором. После смерти своего брата Конрада IV (1254 г.) — регент Сицилии. Во главе мусульманского войска победил папу Иннокентия IV. В 1258 г. возложил на себя корону Сицилии. Покровительствовал поэтам и ученым. Погиб в битве при Беневенте, потерпев поражение от Карла Анжуйского (см. прим. 15), союзника папы и будущего сицилийского короля. Его вдова Елена Ангел, дочь князя Эпира Михаила II Ангела, и их дети были захвачены анжуйцами и всю жизнь провели в тюрьме. В 1268 г. младшему брату Людовика IX Святого графу Карлу Анжуйскому удалось завладеть Неаполем и Сицилией, где ранее правили Гогенштауфены, и основать Анжуйскую династию (1268-1442). Эмир: эмиром Туниса был в это время Абу-абд-аллах ал-Мостансер (1249-1277). Тристан (ум. 1270 г.) — сын Людовика IX Святого и Маргариты Прованской, граф де Валуа. Филипп — старший сын Людовика IX Филипп (1245-1285), будущий король Филипп III Смелый (с 1270 г.). Эдуард Английский — Эдуард (1239-1307), сын Генриха III Плантагенета, будущий король Эдуард I (с 1271 г.). Калаун — Мансур Сайф ад-Дин Калаун, египетский султан из династии Бахри (1280-1290). Прославился победоносными походами против крестоносцев и монголов. Граф Триполи: речь идет о Боэмунде VII (ум. в 1287 г.) из антиохийской династии, бездетном сыне Боэмунда VI и последнем христианском государе в Сирии (граф с 1274 г.). Король Кипрский Генрих — Генрих II Лузиньян (1271-1324), сын Гуго III, последний иерусалимский король (1286-1291), еще располагавший некоторыми землями в Палестине (Акрой, в частности). После 1291 г. титул королей Иерусалимских становится фикцией.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

6 Gregorius Palamas. Pro hesychastis II, 2, 2//Grégoire Palamas. Défense des saints hésychastes/ed. J. Meyendorff. Louvain, 1973. (Spicilegium Sacrum Lovaniense; vol. 30). P. 321– 323. Рус. пер.: Григорий Палама , свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих/пер. В. В. Бибихина. М., 1995. С. 159–160 (с изменениями). 7 Gregorius Palamas. Pro hesychastis I, 2, 12//Op. cit. P. 99. Рус. пер.: Цит соч. С. 52 (с изменениями). 9 Laurent V., Darrouzès J. Le dossier grec de Union de l’Lion 1273–1277. Paris, 1976. P. 507:29–30. 12 Годы отсчитываются от времени Рождества Христова, а не от времени совершения Тайной Вечери. 1285 лет отсчитываются с 5500 года, который считался византийцами «идеальным» годом Боговоплощения, а не с года «реального» Рождества Христова 5508 г. Историческая дата высчитывается следующим образом: к «идеальной» дате (5500) прибавляется 1285 лет, указанные прп. Никофром, за вычетом реальных 5508 лет, что приводит к дате происходящих событий – 1276/1277 г. См.: Laurent V., Darrouzès J. Le dossier grec de Union de l’Lion. P. 492–493, n. 1. 16 Gregorius Palamas. Pro hesychastis II, 2, 3//Op. cit. P. 323. Рус. пер.: Цит. соч. С. 160 (с изменениями). 17 Акко (ивр. ,(Акка (араб. ,(Акра, Сен-Жан д’Акр (Acre, St. Jean d’Acre) – город, расположенный примерно в 23 км. севернее современного города Хайфа, на берегу Средиземного моря. В 1191 г., после отвоевания войсками крестоносцев, город стал столицей Иерусалимского королевства. 18 мая 1291 г. город захватили турки-мамелюки. Греки именовали его Птолемаидой. См.: C. M. B. Acre, Kingdom of//Oxford Dictionary of Byzantium/ed. A. P. Kazhdan. New York; Oxford, 1991. Vol. 1. P. 15. 18 Подробнее о нём см.: Agni, Tommaso (Thomas de Lentino)//Dizionario biografico degli italiani. Roma, 1960. Vol. 1. P. 445–447, где излагается история его основных достижений и перечисляются произведения, которые он мог написать. 19 Dialogus legati cum Nicephoro monacho//Laurent V., Darrouzès J. Le dossier grec de Union de l’Lion. P. 505:25–26.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Р. 112–113 (завещание монахини Марфы Фракисины от 1281 г., которое Николай Филокинигит, «свидетельствуя и написав, подписал»; интересно, что среди свидетельских подписей есть подпись иерея и номика Константина Александроса, который, «свидетельствуя со всеми и написав, подписал». Одно из двух: или кто-то из них автоматически поставил слово «написав», или же писали акт оба. Последнего проверить мы не можем, так как акт дошел до нас в копии картулярия); 52. Р. 115 (завещание Феодора Комнина Враны от 1285 г.); 56. Р. 123–124 (купчая с ошибочной датировкой 1181 г., правильно 1281 г.?); 60. Р. 129 (недатированный судебный акт, 1280 г.?); Р. 130 (купчая 1282 г.); 62. Р. 131 (купчая 1283 г.); 63. Р. 132 (купчая 1283 г.); 68. Р. 137(купчая 1279 г.); 69. Р. 138 (завещание 1285 г.); 72. Р. 141 (дарственная 1291 г.); 101. Р. 178 (дарственная 1280 г.). 656 Ibid. 80. Р. 152; Cf.: 148. Р. 238. Иоанн Пигин не указывает своего духовного чина, но эпитет ταπεινς свидетельствует о том, что он все же был церковником. 664 Ibid. Vol. 4. 145. P. 232. Неудивительно поэтому было бы, если бы оказался прав Цахариэ фон Лингенталь, полагавший, что у номиков цеховая организация нигде не упоминается. Удивительно, что она все же упоминается: в клаузуле корроборации купчей 1097 г. из архива Лавры сказано, что акт писан «рукой иерея Михаила Казика, нотария хартулярия Неи Стефана Аргира, клирика Св. Софии и примикирия номиков ( πριμικηρου τν νομικν) в Фессалонике» (Actes de Lavra. Т. 1. 53. P. 278. l. 35–36); но апория тут же разрешается, ибо собственноручная подпись Стефана гласит: «Стефан, кувуклисий, клирик Великой Церкви в Фессалонике, хартулярий Ней, либелисий и примикирий табуляриев ( πριμικριος τν ταβουλαρων) настоящую купчую, писанную нотарием, подтверждая, подписал» (Ibid. I. 42). Стало быть, мы имеем дело с непозволительным и произвольным смешением терминов, допущенным писцом документа; речь идет об обычной корпорации табуляриев Фессалоникской митрополии, и суждение Цахариэ фон Лингенталя остается в силе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1266. Требник. Последование малой схимы. 1267. Алфавитный патерик. 1268. Лествица. Слово 5, гл. 33; по переводу старца Паисия. 1269. Изречения Сисоя и Пимена Великих; заимствованы из Алфавитного патерика. 1270. Лествицы Слово 18. Заглавие. 1271. Лествицы Слово 7, гл. 64. 1272. Лествицы Слово 18 и преподобного Симеона Нового Богослова Слово 6. Издание Оптиной Пустыни 1852 года. 1273. Глава 28 Художества и правила святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Добротолюбие. Ч. 2. 1274. 15 духовное наставление старца Серафима Саровского. Издание 1844 года. Москва. 1275.  …развяжите его, пусть идет (Ин. 11. 44). 1276. Слово 1, гл. 6. 1277. Слово 21. 1278. Гл. 69. Добротолюбие. Ч. 1. 1279.  Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. …Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7. 7, 11). 1280. Слово 7, гл. 49. 1281. Слово 6, вышеприведенное. 1282. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 6. 1283. Главы зело полезные, глава О прелести. Добротолюбие. Ч. 1. 1284. Преподобного Лаврентия отцы Киево-Печерского монастыря не допустили вступить в затвор, опасаясь, чтоб он не подвергся бесовской прелести, как подверглись ей преподобные Исаакий и Никита. Для затворнической жизни Лаврентий перешел в монастырь великомученика Димитрия, где «вся стрелы лукавого разжженные водою слез погашая, благодатию Божиею уязвления бесовского странен пребысть». Патерик Печерский. 1285.  Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их (Лк. 6. 26). 1286. Книга 1, глава 2. Добротолюбие. Ч. 3. 1287. Алфавитный патерик. 1288.  …всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18. 14). 1289. Алфавитный патерик, буква А. 1290. Образ изложения заимствован из Евангельской притчи, Мф. 22. 11. 1291. Образ изложения заимствован из Евангельской притчи, Мф. 22, 11. 1292. Лк. 18. 8. 1293.  О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь (Рим. 11. 33–36).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1275 . Частичные сличения помогают нам отчетливее уловить сущность моральных воззрений Филона. У него вся этика построяется на том принципе, что – в качестве телесно – космического субъекта – человек ничтожен и по происхождению и по бытию, почему и опорой для него может быть разве упование на милость Божию. 1276 Отсюда вера является воплем неисцельного бессилия, и было бы просто абсурдом филоновское понятие ее приравнивать к апостольскому, 1277 которым констатируются возрождение, и несокрушимая крепость возрастания Христова Спасения смертного будет в приближении к Всевышнему, и теперь вся задача в подборе пригодных средств. Они определяются тем, что богоподобная духовность «погребена» в теле и должна быть освобождена от него. 1278 Поэтому все моральное напряжение сосредоточивается на удалении от мира и материи, 1279 подчинении чувственного умственному 1280 и на физическом самоумерщвлении 1281 в уединении пустыни. 1282 Эта соматически – аскетическая стихия типически окрашивает филоновскую этику и – думаем – лишает ее истинной ценности, потому что этим нравственное развитие самого духа совсем не затрагивается и, пожалуй, даже не требуется, коль скоро дуалистической противностью обеспечивается ему природная чистота. С этой стороны праведная жизнь была для Апостола гораздо сложнее, и у него трудности начинались там, где у Филона все кончилось, ибо для христиан самое главное заключается в духовном возрастании, претворяющем плотяность. Естественно, что по данному пункту формальное сходство таит под собой полную диаметральность. 1283 Однако при всем усердии телесность не дозволяет филонизму мечтать 1284 о совершенной добродетели, как недоступной. Нужно выйти из телесности и замкнуться в уме, а этот доставляет боговидение 1285 и награждает людей божиих абсолютной безгрешностью. 1286 В этом отношении аскетическая муштровка поглощается созерцательностью 1287 и увенчивается экстатическим восхищением. 1288 Склонность к мистицизму 1289 и созерцательные симпатии 1290 филонизма 1291 опять говорят о духовной пассивности, чуждой христианской бодрости безграничного прогрессирования. 1292

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1276. Там же. С. 90–91. 1277. Там же. С. 88–89. 1278. Ин. 1:1. 1279. Пс. 110:9. 1280. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 30–31. 1281. Там же. С. 32–33. 1282. Там же. С. 41. 1283. Там же. С. 29. 1284. Там же. С. 22. 1285. Ин. 1:1. 1286. Лк. 9:35. 1287. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 4–5. 1288. Цит. по: Там же. С. 4. 1289. См.: Троицкий С. Афонская смута. — Церковные ведомости 20, 1913. Цит. по: Начала 1–4, 1995. С. 169–170. 1290. Там же. Подробнее об этом см. в Главе VIII (разбор доклада С. Троицкого). 1291. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 101. 1292. Там же. С. 188. 1293. Там же. С. 23. 1294. Там же. С. 40–41. 1295. 1 Кор. 8:6. 1296. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 33–34. 1297. Там же. С. 25. 1298. Там же. С. 6. 1299. Там же. 1300. Там же. С. 53. 1301. Там же. С. 27. 1302. Там же. С. 16–17. 1303. Как ясно из дальнейшего, под»трисвятой песнью»здесь понимается не молитва»Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», а песнь ангелов из книги пророка Исайи»Свят, свят, свят Господь Саваоф». Если молитва»Святый Боже»в православной традиции воспринимается как относящаяся к трем Лицам Святой Троицы, то песнь из книги пророка Исайи воспринимается по–разному: в частности, в Акафисте Иисусу Сладчайшему, на который ниже ссылается автор»Апологии», она истолкована как относящаяся к имени Иисуса Христа. 1304. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 10. 1305. Там же. С. 83. 1306. Фил. 2:9. 1307. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 10. Ср.: Деян. 2:21. 1308. Там же. С. 111–112. 1309. Там же. С. 85–86. 1310. Там же. С. 89. 1311. Там же. С. 93. 1312. Там же. С. 8. 1313. Там же. С. 6–7. 1314. Там же. С. 17. 1315. Там же. С. 65–66. 1316. Там же. С. 18. Ср.: Иоанн Синайский. Лествица 21, 7. 1317. Там же. С. 9. 1318. Там же. С. 49–50. 1319. Там же. С. 52. 1320. Там же. С. 72–73. 1321. Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 61. 1322. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 153.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010