Известный русский религиозный философ князь Сергей Николаевич Трубецкой (1862–1905) опубликовал указатель литературы по истории религии 1280 . Серьезный анализ развития российской историко-церковной науки в XIX в. оставили А.П. Лебедев , H.H. Глубоковский, профессор всеобщей истории Казанского университета Николай Алексеевич Осокин (1843–1895) 1281 . Были опубликованы справочные издания (не всегда полные) по отдельным направлениям богословских исследований: церковной истории 1282 , патрологии 1283 , каноническому праву 1284 , литургическим изданиям 1285 . Имеются также справочники и указатели, где учитываются материалы периодических изданий по духовной тематике 1286 . Во 2-й половине XX в. были опубликованы «Описание изданий, напечатанных кириллицей, 1689 – январь 1725» (M., 1958), «Описание изданий гражданской печати, 1708 – январь 1725» (M., 1955), «Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII в., 1725–1800» (в 5 т. M., 1962–1967), максимально учитывающие издания в фондах крупнейших отечественных библиотек. В пятитомник включены авторы из среды духовенства (писатели, богословы, переводчики и проч.), есть указатели – именной, систематический (по богословию, патрологии, церковной истории) и др. В 2000 г. начато издание «Сводного каталога русской книги, 1801–1825». Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН) с 1994 г. ежеквартально издает роспись книг и статей по религиоведению, поступивших в ИНИОН (с указанием шифра хранения), сопровождаемый предметным и именным указателями 1287 . Возможность составить суждение о состоянии и развитии отечественных историко-церковных исследований после 1917 г. дают библиографические указатели «Православие» 1288 , «Исихазм» 1289 , «Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей (1947–2000)» 1290 , каталоги изданий Московской патриархии 1291 , систематический библиографический указатель публикаций в «Журнале Московской Патриархии» 1292 , указатель христианской периодики на русском языке 1293 , указатель литературы по раннему христианству 1294 , отдельным проблемам церковной истории 1295 (включая историю протестантских деноминаций 1296 ), церковному искусству 1297 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По дороге из Тартуса в Хомс, между горами Ливан и Нусария, расположена так называемая Долина христиан (Вади аль-Насара), в 27 из 32 деревень которой преобладает христианское население. Ставропигиальный мужской монастырь Святого Георгия (Мар-Джирджис аль-Хумайра) основан в V–VI веках, предположительно императором Юстинианом. В нем сохраняется небольшая церковь XII века с иконостасом XVIII века. Главная церковь на третьем ярусе построена в 1857–1860-е годы. Ее иконостас, написанный в Дамаске в конце XIX века, считается самым большим в Сирии. В 1995–2002 годах настоятелем монастыря был Иоанн (Язиджи) — ныне Патриарх Антиохийский Иоанн Х.В прямой видимости от монастыря на горе расположена крепость крестоносцев Крак-де-Шевалье (Калъат-эль-Хусн). Она включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В той части его укреплений, которую построил орден госпитальеров между 1144 и 1267 годами, сохранилась готическая часовня с фресками XII века. Ближе к побережью расположены другие крепости: цитадель Салах ад-Дина (Калъат-Сайун), основанная византийским императором Иоанном Цимисхием около 975 года и укрепленная крестоносцами и Салах ад-Дином в XII веке. Крепость Маргат (Калъат-Маркаб) с готической часовней конца XII века, построенная в 1186–1270 годах госпитальерами, Белый замок крестоносцев (Сафита) с церковью Архангела Михаила XII века. Начиная с XIII века крестоносцы сдавали свои позиции мусульманским завоевателям. В 1271 году пал Крак-де-Шевалье, в 1285-м — Калъат-Маркаб, в 1287-м — Латакия, в 1291-м — Тартус. Последней в 1302 году пала крепость на острове Арад (Арвад). Совместный проект «Журнала Московской Патриархии» и «Большой российской энциклопедии» Павел Павлинов 21 декабря 2015 Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Летом 1280 г. по поручению папы Николая III Джироламо да Асколи участвовал в переговорах о мире между герм. кор. Рудольфом I Габсбургом (1273-1291) и сицилийским кор. Карлом I Анжуйским (1266-1282). Николай IV, папа Римский. Скульптура в ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме. 2-я пол. XVI в. Скульптор Л. Сормани Николай IV, папа Римский. Скульптура в ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме. 2-я пол. XVI в. Скульптор Л. Сормани При преемниках Николая III Джироламо да Асколи сохранил и упрочил свое положение в Римской курии. Папа Римский Мартин IV (1281-1285) возвел его в достоинство кардинала-епископа Палестрины (12 апр. 1281). Это, по-видимому, способствовало налаживанию тесных связей кардинала с представителями знатного рим. рода Колонна, поскольку центром их владений была именно Палестрина. В 1283 г. Джироламо да Асколи и кард. Джакомо Колонна как папские легаты вели переговоры о заключении мира между гвельфами и гибеллинами в обл. Романья. Вероятно, Джироламо да Асколи участвовал в подготовке буллы папы Мартина IV «Ab fructus uberes» (13 дек. 1281), предоставлявшей членам ордена францисканцев новые привилегии (в т. ч. право проповедовать и принимать исповеди на основании разрешения только от их собственного начальства). В 1285 г. по поручению папы Римского Гонория IV (1285-1287) он инспектировал положение дел в жен. монашеской общине, основанной Маргаритой († 1280), сестрой кард. Джакомо Колонна и сенатора (светского правителя) Рима Джованни Колонна, в Кастель-Сан-Пьетро, близ Палестрины. Для монашеской общины был составлен устав по образцу устава кларисс ; по совету Джироламо да Асколи папа Римский Гонорий IV перевел общину в помещение при ц. Сан-Сильвестро-ин-Капите, одной из старейших и богатейших рим. церквей. Выборы нового папы Римского, начавшиеся после смерти Гонория IV (3 апр. 1287), ознаменовались противостоянием разных партий и, затянувшись на 10 месяцев, были омрачены смертью 6 кардиналов и эпидемией чумы в Риме, приведшей к приостановке на нек-рое время процесса голосования.

http://pravenc.ru/text/2566084.html

политику. Кор. Сицилии и Неаполя Карл I Анжуйский (1266-1285), приехавший принести вассальную клятву новому папе, вынужден был обещать, что в состав Неаполитанского королевства никогда не будут входить Тоскана и Ломбардия. Титулы сенатора Рима и викария Тосканы и Ломбардии, дарованные Карлу I папой Римским Иннокентием IV , так и не были подтверждены. Вместе с тем папа способствовал примирению Карла I Анжуйского с герм. кор. Рудольфом I Габсбургом (1273-1291). С последним велись переговоры о восстановлении папской светской власти над Равеннским экзархатом. От англ. кор. Эдуарда I Длинноногого (1272-1307) И. потребовал выплатить чинш (вассальный сбор), не поступавший в Рим с 1215 г., и освободить пленников - Элеонору, гр. де Монфор, и ее брата Амори, захваченных в ходе междоусобной распри. Попытка И. организовать крестовый поход провалилась из-за раздоров между кор. Франции Филиппом III (1270-1285) и кор. Кастилии Альфонсом X (1252-1284), оспаривавших королевство Наварра. В кон. 1276 г. папским легатам удалось временно уладить конфликт между королями, однако весной 1277 г. вновь начались приготовления к войне, к-рой удалось избежать лишь благодаря вмешательству папы. Важными для И. были отношения с Византийской империей. Заключенная на II Лионском Соборе уния Церквей (1274) и произнесенные от имени имп. Михаила VIII Палеолога визант. послом Георгием Акрополитом признание примата Римского папы и клятва верности папе требовали офиц. подтверждения визант. императором. Кроме того, посольство под рук. Георгия Метохита, прибывшее из Византии незадолго до смерти папы Григория X, ожидало ответов на вопросы, касавшиеся организации нового крестового похода, маршрута армии крестоносцев, а также того, в какой мере глава Римской Церкви намеревался поддерживать агрессивную политику Карла Анжуйского в отношении Византии. Посольство, отправленное в К-поль папой Иннокентием V, вернулось в Рим из Анконы после получения известий о смерти папы. Посольство в Византию, подготовкой к-рого занимался уже И., было отправлено в нояб.

http://pravenc.ru/text/469710.html

1281 г. он назначил 7 кардиналов, 4 из которых были французами. Среди новых кардиналов был и Бенедетто Гаэтани (в 1294-1303 папа Римский Бонифаций VIII ), в то время активный сторонник франц. партии, сыгравший важную роль в переговорах на конклаве 1280/81 г. М. передал Карлу Анжуйскому звание сенатора Рима, что привело к антифранц. восстаниям в Риме (янв. 1284) и в ряде городов Папской области (в т. ч. в Орвието летом 1282). М. также содействовал планам Карла Анжуйского по захвату К-поля. В июле 1281 г. в Орвието при посредничестве папы был заключен союз между Карлом Анжуйским, представителями Венецианской республики и изгнанным императором Латинской империи Филиппом де Куртене. 18 нояб. М. отлучил от Церкви визант. имп. Михаила VIII Палеолога , что фактически положило конец попыткам папства реализовать условия Лионской унии (1274). М. способствовал ускорению подготовки канонизации кор. Людовика IX, дав санкцию на проведение офиц. сбора информации (ранее, ок. 1274-1276, Симон де Брион как папский легат во Франции по поручению папы Григория Х вел тайное расследование о возможности канонизации Людовика IX). Получив известие о восстании против Карла Анжуйского на Сицилии (т. н. Сицилийская вечерня, 30 марта 1282), М. отверг предложение сицилийцев стать их сеньором и 18 нояб. 1282 г. отлучил от Церкви мятежников и кор. Арагона Педро III (1246-1285), к-рого сицилийцы призвали на помощь. 21 марта 1283 г. М. объявил Педро III низложенным и намеревался передать арагонскую корону одному из сыновей франц. кор. Филиппа III, поддержав организацию крестового похода против Арагона. М. в данном случае предъявлял свои права прежде всего как феодальный сеньор Арагона, основываясь на вассальной присяге, принесенной кор. Арагона Педро II папе Римскому Иннокентию III (нояб. 1205). Противоречивыми были отношения М. с кор. Германии Рудольфом I Габсбургом (1273-1291). С одной стороны, папа содействовал заключению союза Рудольфа I и Карла Анжуйского, с другой - препятствовал планам Рудольфа прибыть в Рим для имп.

http://pravenc.ru/text/2562418.html

(15) И это говорил пресвитер: «Марк был переводчиком (πμηνευτς) 1282 Петра; он точно записал все, что запомнил из сказанного и содеянного Христом 1283 , но не по порядку (ο μντοι τξει) 1284 , ибо [сам] не слышал Господа и не ходил с Ним. Позднее он, как я говорил 1285 , сопровождал Петра, который учил, как того требовали обстоятельства (πρς τς χρεας) 1286 , но не собирался упорядочивать (λλ’ οχ σπερ σνταξιν ποιομενος) речения 1287 Господни, так что Марк ничуть не погрешил, записывая некоторые [речения] так, как запомнил, ибо заботился он только об одном – чтобы ничего не пропустить из того, что слышал, и не передать что-либо неверно». (16) Так повествует Папий о Марке; о Матфее же сказано следующее: «Матфей записал 1288 речения 1289 на еврейском наречии (βραδι διαλκτ) 1290 , переводил (ρμνευσε) же их каждый, как мог». 1291 (17) Он же пользуется свидетельствами из Первого послания Иоанна, а также Петра. Рассказывает он и другую историю о женщине, которую обвиняли перед Господом во многих грехах. Рассказ этот есть в «Евангелии согласно евреям». Я счел необходимым добавить это к изложенному. Евс. ЦИ III, 39 (пер. М.Е. Сергеенко, уточненный и существенно исправленный) 1292 Фрагмент 5 Папий, епископ Иерапольский, быв слушателем Иоанна Богослова и товарищем Поликарпа, написал пять книг изречений Господних, в которых, составляя перечень апостолов, после Петра и Иоанна, Филиппа и Фомы и Матфея, он включает в число учеников Господа Аристиона и другого Иоанна, названного еще пресвитером. Некоторые думают, что (этому) Иоанну принадлежат два малых соборных послания, известные под именем Иоанна, поскольку древние признавали только первое послание. Некоторые ошибочно сочли и Откровение его [произведением]. И Папий также заблуждается относительно тысячелетия, а вслед за ним и Ириней. Папий во второй книге говорит, что Иоанн Богослов и брат его Иаков были убиты иудеями. Упомянутый Папий поведал как узнанное от дочерей Филиппа; что Варсава по прозвищу Иуст, испытываемый неверными, выпив змеиный яд во имя Христа, остался невредим. Повествует он и о других чудесах и, в особенности, о воскресении из мертвых матери Манаима; о мертвецах, воскрешенных Христом, [он пишет], что они жили до [времен] Адриана.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

А., Драгутина и Милутина) и католич. соборам Богоматери в Улцине и св. Стефана в Скадаре (ныне Шкодер, Албания) ( Jupeчek. 1978. 1. С. 265). Ок. 1291 г. принимала участие в реорганизации епископий в составе Барского католич. диоцеза. Е. А. вложила правосл. иконы в собор св. ап. Петра в Риме и храм св. Николая, еп. Мирликийского, в Бари (Италия). Поддерживала тесные связи с католич. патрициатом городов в Далмации. В переписке с одним из глав («кнезом») администрации Дубровника она именовала адресата Марина Будуария «возлюбленным сыном и кумом кралевства ми», а узы «посестринства по св. Иоанну Предтече» с 1285 г. связывали ее с представительницей дубровникской аристократической семьи Бусиньоло (Там же. 2. С. 280-281). Совместно с мужем Е. А. дала жалованную грамоту (позднее подтвержденную Милутином) барскому семейству Жаретичей, неск. представителей к-рого были местными католич. архиепископами. Позднее вместе с сыном Милутином Е. А. пожаловала г. Котору близлежащую жупу Грбаль. Правителем ее канцелярии и посланником при папском дворе был католич. архидиак. Петр Жаретич из Бара (в 1301-1307 Барский архиепископ) (Там же. С. 27, 75-77). В то же время королева покровительствовала правосл. Церкви и находилась в добрых отношениях с предстоятелями Сербской Церкви архиеп. св. Иоанникием I и особенно с Даниилом II (в бытность последнего монахом и епископом). Согласно Житию, она переписывалась с отшельниками на Афоне, на Синае, в Иерусалиме и в Раифе. Получив власть (1276), старший сын Е. А. кор. Драгутин выделил ей обширный удел, включавший Зету, Требине, земли от Дубровника до Скадара (резиденцией Е. А. в это время был г. Скадар). После смерти в 1279 г. архиеп. Иоанникия Е. А. участвовала в перенесении его мощей в мон-рь Сопочани. Приняла монашеский постриг с именем Елисавета в ц. св. Николая в Скадаре (ок. 1284?) с сохранением мирского имени, вероятно по католич. обряду. В 1309 г. младший сын Е. А. кор. Милутин отобрал у матери удел в Приморье и взамен дал земли в материковой части страны.

http://pravenc.ru/text/189749.html

«Мне казалось, что приведи меня на суд, писал Иероним. Спрошенный о моей вере, отвечал я, что я христианин. Но занимавший первое место говорил: «ты лжешь, ты цыцеронианец, а не христианин: где сокровище твое, там и сердце твое» 1279 . Потрясенный до глубины души, Иероним решился любить только духовные книги, и удалился в дикую Сирскую пустыню Халкис. Здесь и место дикое и воля твердая подвергли его суровым подвигам 1280 . Он выдерживал жестокую борьбу с пылким организмом своим, но находил покой, какого не видал в роскошной римской жизни. Чтобы умерить пылкое воображение свое, он, будучи уже 44 лет, стал изучать еврейский язык у одного иудея-христианина 1281 . Одним из утешений его было теперь писать письма к друзьям своим на Запад 1282 . Раздоры Антиохийской Церкви склонили его вступить в сношение с папой Дамасом 1283 и он перешел в Антиохию, где принял сан священства, с условием не быть священником какой либо определенной церкви; проникнутый чувством смирения и высокого достоинства сана священнического, он едва ли когда после того и совершал тайну 1284 . Посетив освященные места Палестины 1285 , он с восторгом слушал в Константинополе высокое учение Григория Богослова 1286 . Около двух лет пробыл он здесь и окончил перевод хроники Евсевиевой, начатый в пустыне 1287 , перевел беседы Оригена на Езекииля и Иеремию 1288 . В начале 382 г. вместе с Павлином Антиохийским и Епифанием Кипрским возвратился в Рим 1289 . Папа Дамас удержал его при себе, как лучшего советника по делам Церкви 1290 . Тогда в разрешение сомнений папы писал он несколько исследований о частных местах Свящ. Писания 1291 . По его же предложению начал он переводить с греч. на лат. язык Ветхий и Новый Завет : но успел посвятить Дамасу только перевод Нового Завета и Псалтыри 1292 . «Враги Церкви – враги мои», говорил Иероним и писал сильные обличения укорявшим девство 1293 . Сколько труды, столько и строгая жизнь вполне достойны были той славы, какою пользовался он в это время в Риме. Пламенный чтитель девственной жизни, он воспитывал и взращивал любовь к иночеству в знаменитых вдовах и девах Рима; они спешили слушать устные и письменные наставления его 1294 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Польша (Polonia) – большая славянская страна (provincia), границы которой, говорят, смыкаются с королевством (regnum) Руси 1284 , и делится на восемь епископий 1285 . Некогда в ней был король (rex), но ныне она управляется князьями (duces) 1286 . Она, так же как и Чехия (Boemia), служит как данница императорскому величеству 1287 . [Военными обычаями поляки и чехи схожи. Они воинственны, но жестоки в грабежах даже церквей, так что и союзниками не соглашаются быть, если им не отдадут на разграбление священные имущества.] (Helm. 1937. Р. 4–7; Helm. 1973. Р. 34, 36, 38) 2. I, 8. Нападение венгров 1288 . (...) [Архиепископ Унни решает лично объехать свой миссийный диоцез. Посетив Данию, он по морю прибыл в Бирку 1289 .] Бирка (Byrca) же – самый знаменитый город готов (Gothi), расположенный посредине Швеции (Suedia), который омывается неким заливом Балтийского моря, образующим желанную гавань, куда имеют обыкновение по различным торговым делам регулярно заходить все корабли данов (Dani), норвежцев (Norvei), а также славян и самбов (Sembi), да и другие народы Скифии (Scithia) 1290 . [Из-за дикости своих королей шведы совершенно забыли христианство, которое Унни снова им возвещает. Заболев, он умирает в Бирке в 936 г.] (Helm. 1937. Р. 20; Helm. 1973. Р. 60, 62) 3. [I, 14. (...) Во времена ольденбургских епископов Маркона, Экварда, Вагона и Эцикона славяне держались христианской веры, а в их стране были церкви и монастыри, как свидетельствует магистр Адам 1291 .] 15. О датском короле Свене 1292 . В то же время Болеслав (Bolizlaus), христианнейший король Польши (Poleni), в союзе с Оттоном Третьим обложил данью всю Славянию, что по ту сторону Одера (Odora), да и Русь (Rucia), и пруссов (Pruzi), от которых пострадал святой епископ Адальберт (Adelbertus). Его мощи Болеслав перенес тогда в Польшу 1293 . [При ободритском князе Мстиславе 1294 был мир и славяне платили дань. Но христианство Мстислав исповедовал только внешне, а сам преследовал монахинь из монастыря в Мекленбурге, заставляя их выходить замуж 1295 . Тогда-то в Дании Свен восстал против собственного отца 1296 и христианства и захватил датский трон 1297 .]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Church of St. Melor in Linkinhorne, Cornwall      Holy well of St. Melor in Linkinhorne, Cornwall      Most probably, King Aethelstan of England (ruled from 924 till 939) organized the translation of relics of a number of saints from France to England. It is likely that portions of the relics of St. Melor were thus brought to the monasteries of Amesbury and Milton Abbas (Dorset). As for Amesbury, there may have been an early English (or “Saxon”) monastery there even before the tenth century. But according to tradition, in the year 979 Queen Elfreda, stepmother of the Holy Martyr Edward of England , who took part in Edward’s murder, founded a new convent in Amesbury as a sign of her repentance for the crime. And it was there that the relics of St. Melor were translated. In the eleventh century this convent already owned much land and for many centuries it remained a popular pilgrimage site. In 1177, King Henry II (ruled from 1154 till 1189) abolished the convent and soon after that a new priory was founded on the same site. This belonged to the French Catholic monastic order of Fontevrault. The convent throughout its history had close connections with the royal family. In 1285 Princess Mary of Woodstock (1278-1332), one of the daughters of King Edward I, became a nun in this convent where she lived for the rest of her life. Soon after Mary’s departure to the convent, her grandmother, Eleanor of Provence (1223-1291), the former queen consort and widow of King Henry III, in about 1287 entered this priory, where she stayed until her death. She was buried on the territory of the church, though the exact site of her grave is unknown. Later the monastic church in Amesbury was used as a parish church, and in all probability it saved this church from destruction during the Reformation organized by Henry VIII in the sixteenth century. Church of Sts. Mary and Melor in Amesbury, Wiltshire      Interior of the Church of Sts. Mary and Melor in Amesbury, Wiltshire      15th-century clock inside Amesbury church     

http://pravoslavie.ru/86748.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010