Григорий III Кипрский , Патриарх Константинопольский (1283–1289 гг.), по происхождению киприянин, в связи с чем и получил такое имя. Никто так не знал и никто так не мог изъясняться на чистейшем классическом языке, как он. Западные учёные называют его за красноречие «счастливым подражателем Ливания». Он оставил много сочинений по догматике и риторике. В его догматических трактатах излагается главным образом православное учение о Святом Духе. Никифор Каллист О Никифоре Каллисте только известно, что он жил в период правления Андроника Старшего Палеолога (1282–1328 гг.) и был клириком Софийского собора в Константинополе. Это был образованнейший человек своего времени. Его сочинения отличаются разнообразным характером: церковные речи и проповеди, толкования на книги Священного Писания и схолии на отеческие творения, жизнеописания святых, церковные песнопения. Но большая часть его сочинений не издана, а некоторые известны только по заглавиям. Самым важным сочинением Никифора, составившим ему известность, является его «Церковная история» в 18 книгах. В ней описаны церковные события до начала VII века. При некоторой по местам растянутости и многословии она, в общем, отличается изящным изложением. В свое время Никифора называли церковным Фукидидом. В изложении событий особенное внимание историком отдается Церкви Восточной. В «Церковной истории» сохранилось много важных сведений из V и VI веков, каких не встречается у других историков. Кроме церковной истории Никифор оставил два каталога «Византийских царей» и «Византийских Патриархов». Оба каталога написаны ямбическими стихами. Святитель Григорий Палама (1295–1359 гг.) Святитель Григорий Палама был архиепископом Солунским, родился в Константинополе в семье знатных и богатых родителей, но пожелал проводить нищенскую и подвижническую жизнь на Афоне, куда и удалился в возрасте 20 лет, где показал себя ревнителем православного учения о сущности Божества и Его проявлении в Фаворском свете. Около 1347 года Иоанн Кантакузин поставил его архиепископом Солунским. Долгое время проходил он своё пастырское служение и всегда был ревностным пастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

426 . Никита Акоминат составил также несколько приветственных речей, обращённых к императорам (Исааку Ангелу, Алексею III Ангелу, Феодору Ласкарису) по поводу тех или иных политических обстоятельств, 427 и проповедей (в недели Крестопоклонную и Ваий), которые ещё не изданы. Главным же образом он известен как автор замечательного исторического труда. Из богословов XIII b. известен своими полемическими трудами Византийский патриарх Григорий II Кипрский (1283–1289). Он был главным противником Иоанна Векка, уклонившегося в унию, причём выступил горячим апологетом православного учения об исхождении Св. Духа только от Отца. В пылу полемики Григорий отклонил и формулу Дух Святый исходит от Отца чрез Сына, которую впоследствии на Ферраро-Флорентийском соборе защитники Православия вынуждены были в известном смысле допустить и принять. Из полемических сочинений Григория известно, прежде всего, «Изложение Символа веры против Векка ( κθεσις το τμου τς πστεως κατ το Βκκσυ)», 428 посвящённое вопросу об исхождении Св. Духа. Автор в форме десяти анафематизмов излагает неправое мнение Векка и его сторонников и предаёт их отлучению от Церкви, так как они уклонились от учения Христа и св. отцов. Писатель между прочим говорит: «Где богоносные отцы свидетельствовали, что Бог Отец есть виновник Духа чрез ( δι) Сына? Где они сказали, что Утешитель имеет происхождение от ( κ) Сына и чрез Сына? Где они утверждали, что Утешитель имеет происхождение от Отца и от Сына? Где догматствовали, что единая сущность и божество Отца и Сына есть причина происхождения Св. Духа? Равным образом, кто, когда и в каких сочинениях отрицал, что Отеческая Ипостась не есть единственная причина бытия Сына и Духа? Кто учил признавать, что Отец есть виновник Духа не в смысле Ипостаси, а в смысле естества? И напротив, не смотрел на это, как на свойство, служащее отличием Ипостаси Бога Отца от двух других Ипостасей?» В заключении сочинения Григорий обвинил Векка в искажении учения св. отцов и в неправильном пользовании их творениями и увещевал членов Церкви отвращаться и гнушаться его вместе с последователями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Поэтому и написано: всякий, делающий греху есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно ( Ин. 8:34–35 ). Так как и мы удостоились быть названными сынами по благодати, то пребудем в доме вечно (ср. Ин. 8:35 ), если только начатую жизнь твердо сохраним до конца ( Евр. 3:14 ). Поэтому, укрепляемые Духом Святым, будем держаться нашего подвижнического состояния и будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам ( Евр. 10:24 ), в послушании, в смирении, в кротости, во всех других прекрасных стремлениях, не уклоняясь от своего намерения, но возбуждаясь все более и более, и тем больше, чем более приближающимся видим тот день. Ибо приближается день Господень, великий и славный ( Деян. 2:20 ), когда открыто явится Судья всех и узрят Его в той славе, в какой видели Его апостолы в Божественном Преображении, взвешивая и судя всякую мысль и воздавая каждому по делам его. Да узрим Его и мы, со всеми святыми, милостиво взирающим на нас и принимающим в Царство Небесное благодатью, милосердием и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, ибо Ему подобает слава, честь и поклонение с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Святитель Феолипт Филадельфийский Оглашение 9-е. Научение к монахиням о том, что таинство Рождения Христа вполне соответствует монашескому житию Святитель Феолипт Филадельфийский (около 1250, Никея – около 1323, Филадельфия) – автор ряда ярких богословских и аскетических сочинений. Святитель Феолипт родился в Никее в аристократической семье, получил хорошее образование. Приняв диаконский сан, некоторое время служил в Константинополе, однако, будучи противником Лионской унии 1274 года с Римом, подвергся гонениям и бежал на Афон. Здесь, еще до принятия монашеского пострига, начал восходить к Богу путями духовного подвижничества. В 1282 году, уехав с Афона и претерпев тюремное заключение за стойкость православных убеждений, вернулся в Никею, став учеником известного подвижника – Никифора Исихаста. Приблизительно в 1283 году святой Феолипт был рукоположен в архиерейский сан и сделался митрополитом Филадельфийским, в Малой Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

1268 В Дадастану, местечко на границе Галатии и Вифинии, Иовиан прибыл, направляясь из Тарса в Константинополь. В описании смерти Иовиана Филосторгий повторяет Аммиана Марцеллина (XXV, 10, 12–13). 1270 Ипатия (ок. 370–415) – знаменитая женщина-математик и философ неоплатонической школы. Слова Филосторгия верны лишь отчасти. По одной из версий, Ипатия была убита нитрийскими монахами за свою дружбу с префектом Александрии Орестом, у которого были очень напряженные отношения с местным епископом Кириллом. В.В. Болотов предполагал, что смерть Ипатии лежит на совести параваланов, корпорации, ухаживавшей за больными (насчитывала до 600 чел.) ( Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т. 3. М., 1993. С. 156, 209). Скорее всего, смерть Ипатии действительно наступила «по частным мотивам» (там же. С. 101), и приводить ее как пример обскурантизма христиан было бы некорректно. 1274 Порфирий Тирский, ученик Плотина, философ, прославившийся своим сочинением «Против христиан». Подробнее о Порфирий см. прим. 229 к Иерониму. Евсевий – имеется в виду Евсевий Кесарийский , написавший сочинение «Против Порфирия». Мефодий, епископ гг. Олимп и Тир. Подробнее см. прим. 295 к Иерониму и гл. LXXXIII его сочинения. 1277 Георгий Лаодикийский принадлежал к партии полуариан. Скончался в 363 г. Феодор, еп. Гераклейский (Фракия) участвовал в посольстве к Константу I накануне Сердикийского собора. 1279 Элевсий Кизикский принимал участие во II Вселенском соборе, куда он явился во главе партии македониан в количестве 36 человек. Они отказались принимать tç émooÀsion, заявив, что скорее перейдут в чистое арианство. Попытка Валента через собор в Никомедии склонить Элевсия к арианству завершилась ничем. 1282 Восстание Прокопия продолжалось с 27 сентября 365 г. по 27 мая 366 г. Помимо Константинополя оно также охватило Вифинию и Фракию. 1283 Сократ сообщает, что Прокопия предали Ангелон и Гамарий (IV, 5), однако позднее они были казнены Валентом. 1284 Самого Прокопия, по словам Сократа, казнили, привязав к двум деревьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1281 «В Бозе почивший великий архипастырь, московский митр. Филарет, – пишет архиеп. Амвросий, – после служения в одном монастыре вошел в келию архимандрита и увидел на окне тарелку с отравленными мухами, и, указав на нее архимандриту, сказал ему: «Вот ты попробуй оживить их!» Что он хотел сказать этим? «То, – отвечает архим. Амвросий, – что не надобно равнодушно отнимать жизнь ни у какого создания Божия, которой мы ему не дали, и отнявши не можем возвратить». (См. его слово «О кротком и жалостливом обращении с животными» в Полн. собр. проповедей. Харьков. T. V. С. 278–279). 1283 Шопенгауэр высоко превозносит буддистов пред христианами за то, что они по праздникам скупают на рынке птиц, чтобы потом у городских ворот выпускать их из клеток на свободу. Но говорит ли это об особой любви их к животным? «Даже в душах членов монашеского ордена, – замечает о буддистах Келлог, – гордость до того сильна, что они считают унизительным для своего достоинства платить вежливостью за вежливость, благодарить за милостыни, какие народ подает им» (Буддизм и христианство. Изд. 2. Киев, 1894. С. 274). Если эти эгоисты до такой степени ненавидят людей, то едва ли они могут особенно любить неразумных тварей. 1284 Πроф. A.A. Бронзов. Отношения между человеком и животными/Христианское чтение. 1895. Июль – август. С. 119. 1285 В этом именно смысле высказывались о вивисекциях и такие истинно великие естествоиспытатели, как Блюменбах (см.: Мартенсен. Христианское учение о нравственности. Т. II. С. 291). Германский моралист Брегенцер не допускает вивисекций, если животное предварительно не усыплено каким либо образом (Bregenzer. Thier -Ethik. Darstellung der sitlichen und rechtlichen Beziehungen zwischen Mensch und Thier. Bamberg, 1894. S. 396–408). Ho такая оговорка не имеет смысла, так как наблюдение над усыпленным животным не может дать желательных в научном отношении результатов. 1287 О четвертом корне закона достат. основ. Перев. А. Фета. M., 1886. С. 96. Такие же соображения по данному вопросу высказывают Густав Егер (Lehduch der allgememen Zoologie...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

«Главы о подвижничестве и безмолвии» (Добротолюбие. Т. 1. С. 464-466; Capitula de religiosa exercitatione et quiete//PG. 40. Col. 1205-1212. CPG, N 5555. 5). «Наставления святого Марка, извлеченные из других его слов» (Добротолюбие. Т. 1. С. 485-519; Opuscula. 3, 4, 6-8//PG. 65. Col. 965-1028, 1053-1109 - в сокращении). При переводе этих слов свт. Феофан кроме текстов из PG. 65 использовал рукопись из «монастыря св. Саввы в Палестине, которая полнее и точнее других» (Добротолюбие. Т. 1. С. 468). При этом он опирался на имевшийся рус. перевод Оптиной пуст. (М., 1858), из к-рого нек-рые места были позаимствованы дословно, др. перефразированы или опущены. «Главы о деятельной жизни к Анатолию» (Добротолюбие. Т. 1. С. 569-584; Capita practica ad Anatolium//PG. 40. Col. 1220-1244. CPG, N 2430). «Евагрия монаха - о деятельной жизни сто глав» (Добротолюбие. Т. 1. С. 584-590; Liber practicus, capita 100//PG. 40. Col. 1244-1252. CPGS, N 2430). «Его же - другие изречения» (Добротолюбие. Т. 1. С. 602-603; Capitula XXXIII: Aliae sententiae//PG. 40. Col. 1264-1268, 1269. CPG, N 2442). «Его же - изречения о духовной жизни, по алфавиту» (Добротолюбие. Т. 1. С. 601-602; Spiritales sententiae per alphabetum dispositae, et aliae sententiae//PG. 40. Col. 1268-1269. CPG, N 2444). «Об осьми помыслах к Анатолию» (Добротолюбие. Т. 1. С. 603-605; De octo vitiosis cogitationibus//PG. 40. Col. 1272-1276. CPG, N 2430). «Наставления братиям, живущим в киновиях и странноприимницах» (Добротолюбие. Т. 1. С. 608-614; Sententiae ad eos qui in coenobiis et xenodochiis habitant fratres//PG. 40. Col. 1277-1282. CPGS, N 2435). «Его же - наставления девственницам» (Добротолюбие. Т. 1. С. 614-617; Sententiae ad virginem//PG. 40. Col. 1283-1286. CPGS, N 2436). «Евагрия монаха - Изречения» (Добротолюбие. Т. 1. С. 636-638). Судя по примечанию свт. Феофана о том, что он извлек данные изречения из «Достопамятных сказаний», «Сборника» (имеется в виду «Отечник») свт. Игнатия (Брянчанинова) и «Алфавитного Патерика» (Добротолюбие. Т. 1. С. 636. Примеч.), он опирался на уже имевшийся рус. или слав. текст.

http://pravenc.ru/text/178682.html

Являясь одним из представителей оппозиционного крыла феодальной аристократии, к-рая добилась избрания императором Михаила Палеолога, Г. А. без колебаний перешел на его сторону, вернул себе титул великого логофета и снова стал влиятельным лицом в империи. Осенью 1260 г. он отправился во главе посольства к болг. царю Константину Тиху. Получив в кон. июля 1261 г. известие о взятии К-поля Алексеем Стратигопулом, Г. А. вместе со свитой императора направился к освобожденной столице. Под стенами К-поля он по просьбе императора написал 13 благодарственных молитв для церемонии вступления в город и «Речь на освобождение К-поля» (не сохр.). Вскоре Г. А. был назначен руководителем школы при ц. ап. Павла в К-поле, где преподавал философские дисциплины: силлогистику, аналитику, логику. В 1262-1267 гг. написал главный труд - «Историю». Отстраненный от офиц. руководства школой в 1266 г., Г. А. продолжал преподавать математику и философию до 1273 г. Среди его учеников были буд. патриарх К-поля Григорий II Кипрский , ипат философов Иоанн Педиасим и историк Георгий Пахимер . Весной 1273 г. Г. А. участвовал в К-польском Соборе, к-рый осудил хартофилака Иоанна Векка, выступившего против унии Западной и Восточной Церквей. Весной 1274 г. Г. А. возглавил визант. посольство на Лионский Собор для заключения унии Церквей. 6 июля 1274 г. на 4-м заседании Собора он от имени визант. императора произнес торжественную клятву папе Римскому, в к-рой утверждалось его верховенство в христ. Церкви, и подписал унию Западной и Восточной Церквей. Однако большинство визант. общества унию не приняло. В кон. 1281 - нач. 1283 г. Г. А. был послан во главе посольства в Трапезунд для переговоров о союзе Византии с Трапезундской империей в борьбе с Карлом Анжуйским, но миссия окончилась неудачей. Вскоре после возвращения Г. А. умер. Для современников он был прежде всего ученым и лишь потом политиком и историком. Ученики видели в нем ритора и толкователя классической философии, «Аристотеля и Платона наших дней» (патриарх Григорий II).

http://pravenc.ru/text/164329.html

Epistola ad Constantium imp., de visione Crucis, ll65–76; præloquium, 1135–64; testimonia veterum de hac visione, 1175–8. Fragmenta 1–3, 1181–2; monitum, 1179–80. Homilia in occursum Domini; 1187–1204: admonitio, 483–88. Fg. lat. ex S. Thoma, 1203–4. Chronologia, 1203–4. Suppositæ epistola; ad Julium papam, 1207-l0. Supposita epistola ad Augustinum, PL.,33,1126. Testimonia veterum, 293–322. Editorum veterum, Grodecii, Provolii, Milles præfationes, 1211–30. Toullæi præfatio, 9–30. – notitia codicum 29–32. Milles notæ, 1229–60. Toullæi descriptio Ecclesiæ Resurrectionis, 1261–72. Toullæi dissertationes Cyrillianæ (1, de vita; 2, de scriptis; 3, de doctrina, 31–29. Index anaiyticus, 1633–1716, CYRILLUS SCYTHOPOLITANUS, s. VI, 114. Prologus in vitam S. Euthymii, latine, 594. CYRILLUS SIDÆ metr., s. XIV, 152. Attestatio (acta Joan. Calecæ СР., 8), 1225–6. D DALMATIUS CYZICENUS ep., s. V, 85. Epistolæ 1–2 (Mansi), 1797–1802. Apologia (id.), 1801–2. Notitia Lequien, 1797–8. DAMASCENUS. Vide JOANNES D. DANIEL RAITHENUS, monachus. Vita S. Joannis Climaci (Rader), 88, 595–608. DAPHNOPATA. Vide THEODORUS D. DECAPOLITA. Vide GREGORIUS D. DEMETRIUS CHOMATENUS, Bulgarorum metr., s. XII, 119. Responsiones canonicæ, 1, 937–46; 2, 947–60: 3, 1125–30. DEMETRIUS CHRYSOLORAS, s. XV. Fg. in analectis de oleo S. Demetrii, 116, 1422–6. DEMETRIUS CYDONIUS, s. XIV, 154. Adversus Palamam (Arcudius), 835–64. De processione Spiritus S. (Arcudius), 1, 863–958; 2 (epist. ad Barlaam. Canisius), 151, 1283–1301. Oratio de subsidio Latinorum (Combefis), 164, 961–1008. Oratio de non reddenda Callipoli (id.), 1009–36. Monodia occisorum Thessalonicæ (id.), 109, 639–52. Contra Mahometem, translatio libri fr. Richardi (Oporinus), 154, 1075–152. De contemnenda morte (Kuinoel), 1169–1212, Epistola ad Phacrasem (Hase), 1213–16., – ad Philotheum (Boivin), 148, 74. – ad Niceph. (Gregoram (id.), 148, 89–90, fir. Notitia FH., 154, 825–34. DEMETRIUS SYNCELLUS CYZICENUS ep., s. X, 119. Responsiones canonicæ, 119, 1097–1116 et 1115–20.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Л.Ю. Лобова-Костогрызова Дочь видного византийского сановника конца XIII-XIV вв. Никифора Хумна Ирина никогда не думала, что пойдет по стопам своей старшей сестры и станет монахиней, ибо отец приготовил ей другую участь. В 12 лет она стала женой сына византийского императора Андроника II Палеолога шестнадцатилетнего деспота Иоанна. Но брак, «заключенный на небесах» 1 , длился только четыре года до внезапной смерти молодого супруга в 1307 году. Снова выйти замуж юная вдова не могла, так как лишилась бы титула βασλισσα, который приносил большую честь дому Хумна, и до конца жизни она должна была бы, не изменив своего статуса, играть при дворе роль безутешной вдовы (именно этого, как считают исследователи Ж. Верпо и Д. Николь, хотел ее отец) 2 . Ирина, несмотря на протесты родителей, решила стать монахиней. Ответственным за такое решение дочери Никифор Хумн по праву считал митрополита Филадельфийского Феолипта – видного церковного деятеля того времени, прославившегося еще в годы правления Михаила Палеолога тем, что не принял Лионскую унию с католической церковью 1274 года, за это был подвергнут гонениям 3 , а после прихода к власти Андроника II Палеолога, напротив, был возвеличен и назначен на высокую должность – около 1283 г он был рукоположен в сан митрополита Филадельфии 4 . Каким образом свела судьба Ирину Хумнену и Феолипта, нам неизвестно. В своем очерке об Ирине Д. Николь называет его «другом семьи» Хумна 5 , но мы не можем утверждать это с полной уверенностью, так как, вспомнив события, связанные с Лионской унией, увидим, что Никифор Хумн занимал по отношению к ней прямо противоположную Феолипту позицию – был ее сторонником 6 . Более вероятным представляется то, что Ирина познакомилась с Феолиптом Филадельфийским , находясь при императорском дворе. Как бы то ни было, именно митрополит настоял на том, чтобы она приняла монашеский постриг, и сам налагал на нее тонзуру. Βασλισσα стала монахиней, а вскоре и настоятельницей монастыря ΦιλνθρωποςΣωτηρ под именем Евлогии. Д. Николь считает, что она взяла это имя в честь тетки своего мужа – сестры Михаила VIII Ирины-Евлогии Палеологини, которая трудилась и страдала во имя православной веры 7 . Ирина-Евлогия Хумнена доказала, что она не случайно избрала это имя: до конца своей жизни (около 1355 г.) 8 пребывая и монастыре, она следовала наставлениям благочестия, привитым ее духовным отцом и учителем митрополитом Филадельфийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

Св. Трифон был покровителем Н. и дома Ласкаридов. В 1255 г. этот храмовый комплекс перестроил имп. Феодор II Ласкарь ( Janin. Grands centres. P. 121). Среди мусульм. памятников исторической ценностью обладают неск. построек XIV в.: мечеть Хаджи Озбека (1333), Зеленая мечеть (Ешиль-джами, 1378-1391), Нилюфер-хатун-имарети (1388), медресе Сулеймана-паши, мавзолей Чандарлы Хайраддина-паши. Вне городских стен находятся остатки акведука римской эпохи. В сев.-зап. части древняя Н. выходила к берегу Асканийского оз. (ныне Изник), 2 длинных мола образовывали гавань, но в наст. время озеро отступило и к западу от города осталась заболоченная равнина. В 2014 г. в 20 м от берега озера под водой тур. археологами были обнаружены фундаменты христ. 3-нефной базилики. Предположительно этот храм был построен в V в. над могилой мч. Неофита. По письменным источникам известно, что в VIII в. мощи святого были перенесены в др. место. Вероятно, в это время базилика, пострадавшая от войн или землетрясений, была заброшена. Известные епископы и митрополиты Н. Феогний (325, ок. 329 - до 355; арианин), Христ (325 - ок. 329), Евгений (до 355-370; арианин), Ипатий (70-е гг. IV в.- 380/1; арианин), Дорофей (381), Анастасий (451), Петр (458/9), Анастасий (518-536), Стефан (553), Феофил (кон. VI - нач. VII в.), Константин (VII в.), Фотий (680-681), Георгий (691), Анастасий (кон. VII - нач. VIII в.), Ипатий (787), Ингер (рубеж VIII и IX вв.), Петр (ок. 812 - после 826), св. Феофан Начертанный (843 - ок. 845), Игнатий Диакон (ок. 845 - ок. 847), Никифор (848-858, 867-877), Иоанн (ок. 862), Амфилохий (878/9), Григорий Асвеста (878/9 - 879/80), Феодор (X в.), Александр (20-30-е гг. X в.), Игнатий (ок. 945), Даниил (2-я пол. X в.), Феодор (956), Косма (1-я пол. XI в.), Константин (1027), Никита (XII в.), Евстратий (1113-1117), Лев (1144-1155), Георгий (1166-1173), Николай (1177), Герасим (XIII в.), Феофан (1261-1283), неизвестный (1299), Арсений (1301-1313), Петр (1315-1318), Каллистрат (1327), Манассий (1355-1362), Феофан (1366-1380), Алексий (1381-1393), Георгий (1394), неизвестный (1401-1403), Виссарион (1437-1439), Неофит (40-е гг. XV в.), Ставракий (1450), Афанасий (1528), Кирилл (1572-1579), Парфений (1606-1621), Порфирий I (1624-1640), Порфирий II (1640-1651), Григорий (1653-1655), Нафанаил (1657), Филофей (1662), Дамаскин (1662, 1667-1671), Григорий (1667), Мефодий (1672), Софроний (1687), Никодим (1691-1700), Геннадий (1712), Герасим (1717-1728), Каллиник (1728-1748), Иеремия (1763-1766), Каллиник (1766), Арсений (1780), Анфим (1783), Гавриил (1792), Даниил (1792-1809), Иоанникий (1810-1817), Макарий (1817-1821), Мелетий (1821), Иерофей I (1821-1825; впосл. патриарх Александрийский), Иосиф (1825-1858), Иоанникий (1859-1878), Софроний (1878-1880, 1886-1890), Дионисий (1880-1886), Иероним (1890-1897, 1902-1910), Софроний (1897-1902), Василий (1910-1925), Вениамин (1925-1933; впосл. патриарх К-польский).

http://pravenc.ru/text/2565344.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010