2–3, 1994–1999. М., 1997, с. 286. 1275 «На благородные цели духовной революции работали многие поколения, начиная с подвижника земли русской Преподобного Сергия Радонежского» (Гиндилис Л. М. Фролов В. В. Философия живой этики и ее толкователи. Рериховское движение в России//Вопросы философии. 2001, 3, с. 85). Если под «духовной революцией» имеется в виду то духовное пробуждение человека, которому служил преп. Сергий, то отчего же это она началась именно и только с него? Почему не с князя Владимира, не с Нестора Летописца и других киево-печерских подвижников? А если под «духовной революцией» имеется в виду отказ от православия – так к этому оккультному путчу преп. Сергий никакого отношения не имеет. 1276 Человеческая личность Христа, по мнению Рерихов, не была той же, что и личность Вишну, то есть не была его полноценной реинкарнацией. Просто перед проповедью, чтобы подкрепить этого Адепта, в него подселился (на время) еще и бог Вишну. «Перед выходом Иисуса на проповедь в Него вселился Высший Дух. Этим духом был, конечно, Вишну» (Избранные письма//Рерих Е. И. У порога нового мира. М., 2000, с. 320). «Иисус был воплощением Учителя Кут Хуми, но, когда наступило время страстного пути, в Него вошел еще более высокий Дух» (Там же, с. 421). 1277 Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. ТТ. 1–2. М., 1996, т. 1, с. 359. 1283 Подборка соответствующих рериховских текстов выполнена верным (а, потому, быть может, и не в меру драчливым) томским рериховцем Горчаковым – см. Горчаков Г. С. Великий Учитель (Земные жизни Наивысшего)» (Томск. 1997). 1289 «Это был весьма экспансивный, до самой настоящей патологии возбужденный человек, сознававший себя волшебником, магом, чудотворцем и проводивший свою жизнь то в аскетизме, то в каких-то фантастических предприятиях, мечтавший быть богом или богочеловеком и совершенно выходивший за рамки всякого нормального человеческого поведения… Чудак и психопат» – Лосев А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

Город Тмутаракань находился не на самом месте нынешнего города Тамани, а близ него (на его месте была турецкая крепость, носившая тоже имя Тамани и лежащая теперь в развалинах). Область Тмутаракань, греческая – Таматарха, по Константину Порфирогениту, отделялась от соседней Зихии (Чихии или Черкессии, см. у Аделунга в Обозрении путешественников по России Джорджио Интерниано после 1450г.) рекой Укрух ( Οκροχ, De administr. imp. c. 42, ed. Bonn. p. 181); a река Укрух есть нынешняя Кубань, см. Дорна Каспий, стр. 330 (река Укрух, по Константину Порфирогениту, находилась в 18 или 20 милях от города Таматархи, а 18 миль он полагает между городами Воспором или нынешней Керчью и Таматархой или Таманью, – ibidd., что по измерению князя Глеба Святославича, произведённому в 1068г., равняется 14,000 саженям или 23 вёрстам, см. И. И. Срезневского Древние памятники русского письма и языка, стр. 15, col. 1, и Палеографию, стр. 133). После того, как кончилось наше владычество над Тмутараканью, в ней сменили наших русских епископов епископы греческие (при императоре Андронике Старшем, 1283–1328, или перед ним епархия Тмутараканская была соединена с Зикхийской, – у Ралли и П. V, 494. См. ещё Acta Patriarchat. Constantinop. Миклошича, ища по Index’y под сл. Μτραχα и Ζηκχα). Рассказ о жителях Тмутаракани (Матрики) и об их полухристианстве – полуязычестве венгерского монаха Юлиана 1235–37г. см. в Записках Одесского Общества Истории и Древностей кн. V, стр. 999, col. 1 («Все мужчины, говорит Юлиан, голову бреют совсем, а бороды отращивают с некоторым щегольством, исключая людей знатных, которые в знак благородства оставляют немного волос над левым ухом, обрив всю голову». Это напоминает слова диакона Льва Калойского о Святославе, что «голова у него была совсем голая, но только на одной её стороне висел локон волос, означающий знатность рода» (при обритой, впрочем, бороде и одних только больших усах), – кн. IX, §11). 9. Епархия Переяславская. Переяславль Русский или Киевский принадлежит к числу древнейших или первоначальных наших городов, между которыми в южной Руси он занимал третье место после Киева и второе после Чернигова 1329 . Он находится на здешней или Московской стороне Днепра, в расстоянии от него 8 ½ верст, на соединении рек Альты и Трубежа, в 94 ½ вёрстах к юго-востоку от Киева, и есть в настоящее время уездный город Полтавской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Саввы 129 . Завоевание арабами Среднего Востока, очевидно, не подорвало авторитета Святой Земли и древнего палестинского монашества. Изменения происходили постепенно и не были отмечены специальными постановлениями. Они не повлекли за собой бросающихся в глаза изменений в богослужении, но затронули лишь структуру ежедневных и праздничных служб, а также монастырские порядки. В основном богослужебный чин остался таким, как он сложился в результате синтеза «соборного» и «монастырского» уставов. Этот синтез происходил в X и XI веках 130 . Тем не менее очень существенно, что образцом реформ стал не Константинополь, а Иерусалим: символическое, эсхатологическое и духовное влияние его было усилено падением Константинополя под ударами крестоносцев в 1204 году и последующим возобладанием монашества в церкви. В эпоху Палеологов не прекращались монашеские паломничества в Святую Землю, в них принимали участие такие учители церкви, как патриарх Афанасий I и св. Савва Ватопедский 131 . Среди славян палестинский Типикон стал распространяться по крайней мере с того времени, когда св. Савва Сербский ввел его на Афоне, а его преемник, архиепископ Никодим, в 1319 году перевел его на славянский язык 132 . Популяризации палестинской литургической и канонической традиции способствовали также широко известные в славянском переводе «Пандекты» и «Тактикой» Никона Черногорца, писателя XI столетия 133 . В официальных пастырских посланиях, отправлявшихся на Русь патриархом Константинопольским, элементы иерусалимского Типикона появляются в конце XIII века: они встречаются, к примеру, в «Ответах» патриаршего синода епископу Сарайскому Феогносту (1276) 134 и в «Наставлении» митрополита Максима (1283–1306) 135 . Однако систематическая унификация богослужебной и канонической практики в соответствии с палестинским образцом была проведена в правление Киприана (1390–1406) и Фотия (1408–1431) 136 . И в Византии, и в славянских странах эту реформу отличало стремление унифицировать и кодифицировать богослужебную практику: именно в это время в Константинополе создается подробнейший свод предписаний, регулирующих совершение евхаристии и ежедневных богослужений, который сразу же передается славянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

1360) и в других храмах. На «Лозе Неманичей» в мон-ре Дечаны (1338/39-1348) представлены (реконструкция С. Мандича): в 1-м ряду - в центре Стефан Неманя, слева свт. Савва, справа Стефан Первовенчанный; во 2-м ряду - в центре Вукан, слева - его сын, Стефан († ок. 1252), справа - архиеп. Савва II; в 3-м ряду - в центре Стефан Радослав, справа Стефан Владислав, слева Владислав (сын кор. Драгутина); в 4-м ряду - справа Стефан Урош I, слева Стефан Драгутин, в центре Стефан Урош II Милутин; в 5-м ряду - справа Брича (или Брнча; дочь кор. Уроша I, жена некоего кн. Георгия), слева Урошиц (сын кор. Драгутина), в центре Царица (или Зорица (1283/84-?), дочь кор. Милутина, дважды была выдана замуж); в 6-м ряду дети Стефана Уроша III - слева Душан (или Душица (Душман), † во младенчестве, до 1318), в центре Феодора (?) (жена македон. деспота Деяна (Драгаша) Могучего) и справа Елена († после 1355, жена хорват. правителя Младена III Шубича); в 7-м ряду - справа Стефан III Урош, в центре Стефан Урош IV Душан, слева Стефан Урош V. Лит.: Petkovi V. R. «Loza Nemanjia» u starom ivopisu srpskom//Narodna starina. Zagreb, 1926. Т. 2. N 5. S. 97-100; С. Портрети српских владара у веку. 1934; Л. Култови лица код Срба и Македонаца. Смедерево, 1965; Д. Срби у старом сликарству//О Cmyдuju. Београд, 1970. С. 141-268; С. Свети Срби. Kparyjebaц, 1989; Српска држава 1321-1371. Београд, 1992; И. М. Зидно сликарство српске властеле у доба Београд, 1994; С. Владарске uhcurhuje и државна симболика у Cpбuju од XIII до XV в. Београд, 1994; она же. Владарска uдeoлoruja Београд, 1997; Джурич В. Византийские фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000; Р. Kpaj Српског царства. Београд, 2001; М. Владари српских Подгорица, 2001; М. и и српска државност. Београд, 2004; Маркуш J. Родослови српских дuhacmuja из Зете и Црне Горе. 2004; Пламенац J. Свети Београд, 2009; Ж. Света лоза Стефана Београд, 20092; osovi T. Serbian Royal and Imperial Dinasty Nemanji. Belgrade, 2009; М. Светородна лоза. Београд, 2015; Алексеев С. В. Памятники серб. историографии XIII-XVII вв. СПб., 2016-2017. 2 т. Рубрики: Ключевые слова: АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.)

http://pravenc.ru/text/2564902.html

1275 Произнесение 42-го псалма в мосарабских литургиях неразрывно соединяется со следующим за ним исповеданием, называемым: confessio generalis. 1278 Такой рубрики в этом месте нет в латинском подлиннике, но по ходу чинопоследования она разумеется сама собой. 1280 У Даниеля говорится, что эта молитва к Святому Кресту сопровождается другими четырьмя молитвами с характером ектении (cum quatuor collectis), которые не изложены; равно как не упоминается и об антифонах, полагаемых в этом месте литургии по другим изложениям, следующего содержания: «Помощь (adjutorium) наша в имени Господа». Отвечают. «Сотворившего небо и землю». Продолжение: «Да будет имя Господне благословенно». Отвечают: «Отныне и до века» ( Пс. 123 ). 1281 Под именем introitus, называемого у мосабаров ad missam offlcium, разуме­ются отрывки из книги Ветхого или Нового Завета, состоящие из нескольких стихов, различных по различию дней богослужения. Другие примеры Входного из мосарабской литургии см.: Pinius. Op. cit. С. IX, § IX и Biblioth. vet. Patr. T. XXVII, p. 666. 1283 Это славословие поется всегда, исключая недели, называемые Adventus, Четыредесятницу и некоторые особенные праздники, в которые вместо него поется песнь пророка Захарии: Благословен Господь Бог Израилев, или песнь трех отроков: Благословите... (см. в литургии галликанской с. 589). 1284 У Даниеля и других не приводится сама молитва в настоящем месте, потому что она различалась по различию дней, а только замечается, что перед ней не произносится: помолимся, и в конце не говорится: Господом нашим. Приведенная для примера читается в Bibl. vet. Part., ibidem. 1290 Во время чтения Евангелия служебник, называемый Missale, в котором содержатся молитвы литургий на особые случаи, переносится с левой по правую сторону престола – ad latus или ad cornu Evangelii, а на место его по левую сторону – ad cornu Epistolae – полагается другой служебник, называемый Omnium Offerentium (liber), содержащий общее чинопоследование литургии, которая и продолжается при помощи того и другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1380 г. Димитрий Иоаннович Донской, возвратясь с Куликовской битвы, отправился в пустыню к пр. Сергию. Совершив здесь поминовение павших на брани воинов, предложил он Собору Пастырей установить поминовение павших на брани за веру и отечество ежегодно в субботу Дмитриевскую – ту, которая бывает пред 26 Октяб., днем Великим, Димитрия 171 . Благочестивая мысль была одобрена; и таким образом, кроме суббот Мясопустной и Троицкой, издревле родительских 172 , учреждена суббота Димитриева 173 . В 1305 г. неожиданное спасение Москвы и России от Тамерлана, в день сретения Владимирской иконы Богоматери, Вел. Князь ознаменовал заложением монастыря на месте сретения; а Собором Пастырей положено праздновать день сей, 26 августа, во всей Россия, в Москва и с крестным ходом из Успенского собора в монастырь Сретенский 174 . Новые дни празднования потребовали новых духовных песней; известно, по крайней мере, что в честь Святителя Петра написана была полная служба Прохором, Епископом Ростовским (†1327 г.) 175 . Для каждого из других новых праздников, по всей вероятности, написаны были тропари с кондаком. IV. Управление Церковное § 23. Общий взгляд на Церковное управление в период монгольский; восстановление порядка Митр. Кириллом 2-м на Соборе Существенный вид Церковного правления оставался прежний и при кипчакских ханах, ограждавших неприкосновенность его грамотами 176 . Но иго монголов давало себя чувствовать России и в Церковном управлении; необузданное своеволие дикого завоевателя, после первого опустошения, продолжало там и здесь разрушать порядок. При первом взгляде на эти времена крови и опустошений невольно изумляешься, как в такое страшное время долго хранилась жизнь верховных правителей Церкви! В первые десятилетия монгольской власти особенно нужен был Пастырь, который бы самою долговременностью правления мог упрочить восстановляемый порядок. И это видим над первым Митрополитом, который в продолжение почти сорока лет монгольского периода (1243–1280) управлял Церковию. Затем следовал ряд мужей высокой святости и мудрости, после Максима (1283–1304), св. Петр (1308–1326) 177 , св. Феогност (1328–1353), св. Алексий (1354–1377 г.), св. Киприан.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

193 Некий положительный возглас, происхождение и буквальный смысл которого остается неясным. Здесь употреблен с сарказмом. 197 Греческие акты вкладывают основные идеи этой речи в уста самого папы. См.: Gill J. Acta. P. 422–424. 198 Коккий – двадцать четвертая часть иперпира, который, в свою очередь, является третьей частью флорина. 200 Иоанн Векк, Патриарх Константинопольский (1375–1382). Участник Лионского собора (1374 г.) и сторонник унии. Низложен и умер в ссылке. 201 Проуниатские тексты Схолария см.: (Euvres Compltes de Gennade Scholarius/Publiées pour la première fois Mgr Petit L., Sideridès X. A., Jugie M. Paris, 1928–1936. Vol. I. P. 296–372. 202 Речь вдет о Михаиле VIII Палеологе (1259–1282), основателе династии, который отвоевал у латинян Константинополь, но заключил Лионскую унию (1274), за что и был лишен церковного погребения. 206 Итальянский морской термин, обозначающий веревку (в венецианском и тосканском диалектах): σουλα (σγουλα) – sagola (sagora). 207 Позиция императора и здесь сводилась к попытке избежать богословских дискуссий на поставленные латинянами вопросы. 208 Речь не идет о подлинном количестве рукописей в распоряжении латинской и греческой делегаций, да и цифры не стоит воспринимать буквально. 211 Тем не менее, позже император будет вынуждать и «светских» участников Собора поставить свои подписи. 212 Речь идет о соборном томосе, принятом против Патриарха Векка в 1285 г. при Патриархе Григории Кипрском (1283–1289). Опубликован в PG. Т. CXLII. Col. 233 А – 246 В, подписи с комментарием В. Лорана опубликованы в журнале ЕО, XXVI, 1927. Р. 143–149. Неудивительно, что во время Ферраро-Флорентийского собора многими сторонниками унии пересматривалось отношение к прежним латинофилам и их противникам. 213 Исповедник эпохи иконоборчества. История с эпархом рассказывается в Житии св. Феодора Начертанного (PG. Т. CXVI. Col. 677). 216 Плифон и Схоларий, будучи мирянами, могли легче других получить разрешение императора, так как не должны были подписывать орос. Вопрос, действительно ли Схоларий ушел из Флоренции заранее, чтобы не оставаться на провозглашении объединения, остается открытым. Но по возвращении в Константинополь он все еще оставался на проуниатских позициях. Возможно, он покинул Флоренцию раньше из осторожности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарх действовал так в угодность Царю Михаилу Палеологу, а Царь для безопасности своего Царства и в надежде, что Папа примирит его с братом Св. Людовика, опасным Карлом д " Анжу, который, господствуя на Средиземном море, угрожал Империи Греческой. Российский Епископ видел в Константинополе несчастный раскол, гонение и даже казнь многих ревностных сановников Церкви, громогласно осуждавших Царя, и возвратился (в 1279 году) к Митрополиту с известиями печальными. Духовенство Российское, по кончине знаменитого Кирилла, два года не имело Главы, ибо не хотело, как вероятно, принять нового Митрополита от злочестивого Иоанна Векка. Максим в 1283 году был посвящен старцем Иосифом, вторично призванным на Патриаршество по смерти Императора Михаила и предавшим анафеме уставы Латинской Церкви. – В одной летописи сказано, что преемник Кириллов, Грек Максим, прибыв в Россию, ездил в Орду и после сзывал для чего-то всех наших Епископов в Киев; но сие известие, не подтверждаемое другими достовернейшими Летописцами, остается сомнительным. Доселе ни Митрополиты, ни Епископы наши не бывали в Орде, кроме Сарского, жившего в ее столице. Достойно замечания, что Епископ Феогност ездил оттуда в Константинополь не только по церковным делам, по и в качестве Ханского Посла к Императору Михаилу, тестю Ногаеву. Сей славный Ногай – в тот самый год, как Дюденево войско злодействовало в России, – был побежден Ханом Тохтою и найден между убитыми. Кажется, что в сие время уже разные Воеводы Могольские присвоивали себе имя Царей: ибо в наших летописях упоминается еще о каком-то Царе Токтомере, который (около 1293 году) приезжал в Тверь, утеснял народ и возвратился с богатою корыстию в свои Улусы. Глава VI. Великий князь Андрей Александрович. Г. 1294–1304. Браки. Свойства Андреевы. Суд Князей. Сеймы Княжеские. Москва усиливается. Смелость Россиян. Смерть Даниила Московского. Междоусобия в Княжениях. Война с Орденом Ливонским. Кончина и слава Довмонтова. Ландскрона. Мир с Даниею. Смерть Андреева. Разные бедствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

—276— 1870 г. в Охотном ряду, церкви Виноградову 1283 . Если моё предположение справедливо и если Вы знакомы с о. Виноградовым, попросите его, пожалуйста, выслать мне 100 экземпляров его Письма, для распространения, по примеру бесед о. Павла, между здешними раскольниками – беспоповцами. Деньги высланы будут немедленно по получении брошюр“. 5-го ч. Полоцкий Благочинный, священник Ф. Одинцов, доносил мне: „Сего марта первого числа священник Бельской церкви Иоанн Блюдинский получал пособие, определённое ему за понесённые убытки при пожаре, происшедшем в его доме, и, получив пособие, отправился в лавку Русского известного ему купца. Туда, пока купец отпускал нужные для него предметы, прибыл предводитель Полоцкого Дворянства г. Б. Едва только священник успел оказать своё почтение и заявить приветствие, г. Б. такую речь начал: „Что вы, батюшка, делаете мне подрез?“ „Какой подрез, я не понимаю“, ответил священник. „Почему вы не выходите из занимаемого Вами училищного дома; здесь бы было сельское Правление; вы мою корчму лишаете дохода“. Священник говорил: „если бы было куда выйти, я бы вышел, а на улице теперь жить не можно, детей поморозить можно“. „Вы задружили с помещиком, и его корчме доход от сельского Правления, а моя корчма совсем без дохода“. Священник шуточно ответил: „помилуйте, я ещё поддерживаю вашу корчму.“ „Ну, не шутите, батюшка“; и, вышедши из лавки со священником, сказал ему вполголоса: „Батюшка, Преосвященнейший обещал Вас послать в монастырь на шесть недель; и тогда мне можно будет распорядиться занять дом сельским Правлением.“ Священник ответил: „Если заслужу и угодно будет Архипастырю, не только на шесть недель, но и на шесть месяцев, определить меня в монастырь, я повинуюсь воле моего Начальства; а всё-таки мне с семейством поместиться негде, кроме сего училищного дома.“ Вот какие побуждения руководят Гг. Предводителей Дворянства. И г. —277— 1870 г. Посредник твердит, конечно, в угоду г. Б., что сельское Бельское Правление совсем не у места, потому что не при церкви. А оно от церкви в трёх верстах; только вот беда, что там корчма другого помещика. Простите, Преосвященнейший Владыко, что осмеливаюсь беспокоить сим. Сердце обливается кровью, когда видишь, как благожелательствуют г. православные помещики – руководители дворянства и приставники Правительства. Вот где причина остановки обеспечения причтов домами и постройками. Отсюда возникают клеветы на духовенство и подстрекательство простого люда православного.“

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5. Г. Многие постановления восточной церкви были приняты на Западе, даже несмотря на противодействие пап. – Таковы, во-первых, Правила св. Апостолов в числе 50-ти; во-вторых, многие правила покаянной дисциплины, особенно, необязательность поста в субботу и воспрещение употребления в пищу крови и удавленны, а также пост в течении нескольких четыредесятниц; в-третьих, правила Трлльского собора, правда, официально принятые папой Константином (греком по происхождению), но встретившие на первых порах, да и теперь встречающие противодействие со стороны папистов; наконец, в-четвертых, даже правила Фотиевского собора 879 г., бывшего во храме св. Софии в Константинополе. – Итак, в выработке общих церковных норм в первые девять веков, первенство и руководственное значение принадлежало церкви восточной, стоявшей во главе вселенского правообразования. Глава III. Памятники церковного права в Константинопольской церкви до падения Византийской империи § 42. Разделение церквей 1. Главные моменты в процессе разделения церквей. – Под именем разделения церквей 1138 разумеется отпадение римской или западной церкви от Церкви вселенской или восточно-кафолической. Внутреннее или принципиальное отпадение западной церкви решительным и несомненным образом обнаружилось, как мы знаем, во времена патриарха Фотия и папы Николая I, и выразилось открытым разрывом между римской церковью и церквами восточными. Этот открытый разрыв не был, однако, окончательным. Это так называемое первое разделение церквей окончилось формальным примирением на соборе в 893 году, при патриархе Антонии. Но это примирение было чисто внешним. Внутреннего принципиального единства уже не было. А потому рано или поздно должен был заступить также и внешний формальный разрыв. Это так называемое второе разделение церквей наступило при патриархе Михаиле Керулларии и папе Льве IX в 1054 г. От Фотия до Керуллария при всей натянутости отношений все-тако продолжалось общение между Римом и Константинополем, но с Керуллария это общение формально прекратилось, а взамен того начался ряд переговоров о примирении, и то только между Византийскими императорами и папами. Попытки унии оказались, однако, неудачными, потому что они противоречили общему церковному сознанию кафолической Церкви и общему народному чувству. Обнаружение этого последнего общенародного и общецерковного разрыва и приговора всех автокефальных восточных церквей обнаружилось в эпоху Лионской унии (1274–1283) и потом Флорентийской (1431–1452). Можно сказать, что это было третьим разделением церквей, основанным на общем голосе Церкви вселенской. Таким образом, процесс разделения церквей, начавшись во времена Фотия, в сущности продолжался во весь рассматриваемый нами период до самого падения Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010