Гордый Михаил сильно раздражён был. Бродячие крестоносцы, выгнанные из Палестины и укрытые в Романии, заявили Михаилу ревность свою огнём и мечом раздвигать власть папы. Михаил нанял ещё Турок и Татар. Так, он в 1283 г. двинулся против Сербии. На пути был теперь ненавистный ему Афон. Чтобы не раздражать Греков, он положил и на Афоне излить злость свою за унию особенно на Славян. Ещё под актом 1162 г. подписался «Смеон инъкъ и игумънъ Зографо» 144 . Столетием позже в Зографе конечно жили только одни Болгары, считавшие Зограф своим монастырём, как Сербы Хиландарь. По воле Михаила, слуги папы обрушились всей злобой своей на Зографцев. Когда предъявлено было Зографцам настойчивое требование принят унию, никто не хотел слушать о папизме. Большинство Зографцев рассеялось, кто куда мог. Самые твёрдые, в числе 26, заперлись в военной башне. Это были игумен Фома, иноки Варсонофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений и 4 мирянина. Когда, не взирая ни на какие убеждения и ни на какие угрозы, Зографцы не хотели слышать об унии, считая её нечестием Евангельской веры: твёрдые исповедники, все 26, были сожжены в башне 145 . На наружной стене Зографа представлено «мучение 26 Зографских иноков, сожжённых папой в монастырской башне 10 октября 1284 г. за православие» 146 . По январскому счёту годов это было 10 октября 1283 г. Имп. Михаил, не дойдя до Сербии, скоропостижно умер в 1283 г. Ныне известно «исповедание» вдовы Михаила, где она обязалась перед Церковью не поминать души усопшего мужа своего Михаила. «Царственность моя, писала она, ненавидит и считает гнусным то дело (унию), которое недавно случилось в Церкви и смутило её всю... Поскольку же Церковь Божия осудила Векка (патриарха) за хульные догматы его и с ним Мелитиниота и Метохита и отлучила от общения с собой: то и царственность моя, вследствие такого решения её, достойно считает их отобщёнными и отверженными.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Досифей Иерусалимский (февраль 1189 и 1189–1192) Георгий II Ксифиллин (1192–1199) Иоанн X Каматир (1199–1206) Михаил IV Авториан (1206–1212) Феодор II Ириник (1212–1215) Максим I (6 месяцев) (1215) Мануил I Харитопул Сарантин (1215–1222) Герман II (1222–1240) Мефодий II (3 месяца) (1240) Около 1240 – около – 1243/4 г. – вакантен. Мануил II (1244–1255) Арсений Авториан (1255–1260 и 1261–1267) Никифор II (1260–1261) Герман III (несколько месяцев) (1267) Иосиф I (Галисиот, омологит) (1267–1275, 1282–1283) Иоанн XI Векк (или Век, Векон) (1275–1282) Григорий (Георгий) II Кипрский (1283–1289) Афанасий I (1289–1293 и 1303–1309) Иоанн XII Косьма (1294–1303) Нифонт I (1310–1314) Иоанн XIII Гликис (1316–1320) Герасим I (1320–1321) Исайя (1323–1334) Иоанн XIV Калека (Априн) (1334–1347) Исидор I (1347–1350) Каллист I Святогорец (1350–1354 и 1355–1363) Филофей Коккин («Красный») (1354–1355 и 1364–1376) Макарий (1376/7–1379 и 1390–1391) Нил (1379–1388) Антоний IV (1389–1390 и 1391–1397) Каллист II Ксанфопул (несколько месяцев) (1397) Матфей I (1397–1402 и 1403–1410) 1402–1403 гг. – вакантен. Евфимий II (1410–1416) Иосиф II (1416–1439) Митрофан II (1440–1443) Георгий III Мамма(с) Мелиссин (1443–1450) 173 Афанасий II (1450–1453) Георгий (Геннадий II) Схоларий (1454–1456, 1458, 1464–1465) Исидор II(1456–1462) Софроний I Сиропул (1463–1464) Римские папы и антипапы 1-й период: три первых столетия развития папства до утверждения папской власти при Константине I Великом. Апостол Петр Лин Клет Климент I (92–101?) Эварист (100–109?) Александр I (109–119?) Сикст I(119–126?) Телесфор (126–136?) Гигин (136–140?) Пий I (141–157?) Аникет (157–168?) Сотер (168–176?) Элевтер (176–189) Виктор I (190–202) Зеферин (202–217) Каллист (Калликст) I (217–222) Урбан I (223–230) Понциан (230–235) Антер (235–236) Фабиан (236–250) Корнелий (251–253) Люций I (253) Стефан I (253–257) Сикст II (257–258) Дионисий (259–269) Феликс I (269–274) Евтихиан (274–283) Гай (283–296) Марцеллин (296–304) Марцелл I (307–309)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Взойдя на престол после смерти отца, он должен был решить некоторые первоочередные задачи. Во-первых, нужно было что-то делать с татарами, нанятыми его отцом для войны во Фракии. А, во-вторых, до конца решить проблему церковной унии. Татары тревожились, что новый император не оплатит их услуг на неоконченной войне, и Андроник II действительно не горел желанием тратить на них государственную казну. Впрочем, вскоре он нашел выход из создавшейся ситуации, передав татар под командование великого коноставала Михаила Главы, поручив тому напасть на триваллов. Татары с радостью согласились, провели победоносную кампанию, а затем с богатой добычей, переправившись через Истр, вернулись в родные становища. Сам государь отправился в Константинополь, чтобы объявить траур по покойному отцу и принять власть. В столице Андроник II, до сих пор старательно скрывавший от Михаила VIII Палеолога свое истинное отношение к унии, начал мероприятия по искоренению ее последствий. Хотя ранее молодой царь неоднократно уверял Апостольскую кафедру в почтительном отношении к ней и его подпись стояла под униональными письмами, теперь он резко прекратил общение с Римской церковью. 26 декабря 1282 г. император направил патриарху Иоанну Векку письмо, в котором уважительно, но твердо повелевал оставить Константинопольский престол, обосновывая это обстоятельствами времени. Векк не стал упорствовать и удалился в монастырь Парахранта. А на патриаршую кафедру 1 января 1283 г. вернулся Иосиф, старый и больной. На следующий день была совершена церемония освящения Святой Софии, как бы оскверненной латинянами, совершавшими здесь совместную с греками службу и певшими Символ Веры с добавлением Filioque. Галисийский монах Галактион, организатор мероприятия, лишенный зрения по приказу покойного царя, водимый под руки, кропил святой водой внутренние помещения храма. А рядовые византийцы валом валили к монахам, налагавшим на них различные епитимии. Наконец, был зачитан указ о запрещении на 3 месяца службы епископов и священников, принявших ранее унию. А двух архидиаконов, Константина Мелитиниота и Георгия Метохита, низложили за то, что они некогда сослужили с папой в Риме 447 . Весной 1283 г. василевс разослал по всей Империи грамоты об устранении беспорядков, которые последние годы сотрясали Восточную церковь . Все лица, ранее сосланные, как противники унии, были возвращены, наказанные – помилованы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2797. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский . [Рец. на кн.:] Kelly J. N. D. Early Christian Doctrines. 2-d edition. London, 1960 [=Кэлли Дж. Ранние христианские вероучения]//ВРЗЕПЭ. 1961. 38/39. С. 168–169. 2798. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский. [Рец. на кн.:] Rössler R. Kirche und revolution in Russland: Patriarch Tichon und der Sowjetstaat. Koln; Wien, 1969 (Beitrâge zur Geschichte Osteuropas; 7) [=Рёсслер Р. Церковь и революция в России. Патриарх Тихон и Советское государство]//ВРЗЕПЭ. 1970. 69. С. 69–78. 2799. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский. [Рец. на кн.:] Smolitsch I. Geschichte der Russische Kirche. 1700–1917. Leiden, 1964. Bd. 1 (Studien zur Geschichte Osteuropas; 9) [=Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917]//ВРЗЕПЭ. 1970. 69. С. 64–69. 2800. Воропаев В. А. Новое издание Н. В. Гоголя: [Собрание сочинений: В 9 т.]//ППр. 1996/1997. 5. С. 219–221. 2801. Журавский А. В. [Рец. на кн.:] Islam and Christianity: Mutual Perceptions since the mid-20th Century/Ed. by J. Waardenburgh. Leuven: Peeters, 1998. VIII, 320 p. [= Ислам и христианство: взаимное восприятие с середины XX в.]//Страницы. 1999. Т. 4. 1. С. 145–148. 2802. Зернов Н. М. [Рец. на кн.:] Андроник (Елпидинский), архим. Восемнадцать лет в Индии//ВРЗЕПЭ. 1960. 36. С. 62–66. 2803. Иннокентий (Павлов), игум. [Рец. на кн.:] Lann E. Tradition et Communion des Églises: Recueil d " études. Leuven: University Press, 1977 (Bibliotheca Ephemeridum Theologicorum Lovaniensium; CCXXIX) [=Ланн Э. Предание и Общность Церквей: Сб. статей]//Страницы. 1997. Т. 2. 3. С. 472–473. 2804. Курбатов В. Пробуждение: [Рец. на кн.: Зелинский В. Открытие слова. М.: Путь, 1993]//ППр. 1996/1997. 5. С. 212–218. 2805. Левинская И. А. [Рец.:] Размышляя над рецензией иеромонаха Илариона (Алфеева) на «Письмо апостола Павла»/Пер., примеч.: В. Н. Кузнецова. М.: Общедоступный правосл. университет, 1998. 160 с.//Страницы. 1999. Т. 4. 1. С. 139–143. 2806. Мейендорф И. , протопр. Коротко о книгах: [Рец. на кн.:] Papadakis A. Crisis in Byzantium. The Filioque controversy in the Patriarchate of Gregory II of Cyprus (1283–1289). New York, 1983=Пападакис А. Кризис в Византии. Спор о Филиокве во время патриархата Григория II Кипрского (1283–1289); Shahid J. Rome and Arabs. Washington, 1984=Шахид И. Рим и арабы. Пролегомены к изучению истории Византии и арабов; Византия и арабы в IV веке//ВестнЛДА. 1990. 2. С. 162–164.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Влахернские Соборы 1283 и 1285 гг. были связаны с осуждением Иоанна Векка, патриарха Константинопольского, согласившегося на унию с Римско-Католической Церковью. На Соборе 1283 г. Векк был осужден без детального обсуждения его взглядов и сослан в Прусу 25 . Позднее, по причине издевательств и оскорблений со стороны местного населения, бывший патриарх потребовал пересмотра своего дела. Векк настаивал на подробном соборном рассмотрении своего учения. Император Андроник II Палеолог выполнил его желание и в 1285 г. был созван Собор, заседания которого происходили в Алексеевском триклине 26 . На соборе состоялась дискуссия между сторонниками и противниками унии. Сторонников унии представляли сам Векк и два архидиакона – Константин Мелитиниот и Георгий Метохит. Православные позиции отстаивали патриарх Григорий Кипрский , великий логофет Феодор Музалон и Георгий Мосхамбар, хартофилакс Великой церкви. На соборе также присутствовал патриарх Александрийский Афанасий III. Темой спора стал вопрос об исхождении Святого Духа. Особенно жестко стороны спорили по поводу отрывка из творений прп. Иоанна Дамаскина , в котором Отец назван «Изводителем Духа Воссиявателя чрез Слово " 27 . Векк настаивал, что значение этой цитаты не тождественно православному учению об исхождении Святого Духа. Григорий Кипрский , напротив, настаивал, что эти слова св. Иоанна подразумевают исхождение Святого Духа только от одного Отца, однако вводил необходимую для более глубокого понимания этой формулы теорию о «вечном воссиянии через Сына Святого Духа, уже имеющего бытие только от Отца» 28 . В итоге соборные заседания закончились новым осуждением Векка и его сторонников, а также заключением их в крепость св. Григория. Уже после Собора Григорий Кипрский составил свое «Изложение свитка веры против Векка» («Томос против Векка»), где точно изложил православное учение об исхождении Святого Духа. Принятие Томоса сопровождалось долгими спорами и значительно усилило кризис церковной жизни в Византийской империи. Споры закончились тем, что Григорий Кипрский был вынужден отказаться от патриаршества, но его «Томос» был признан православным.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Св. Трифон 928–931. Феофилакт 933–956. Полиевкт 956–970. Василий I Скамандрин 970–974. Антоний III Студит 974–979. Николай II Хрисоверг 983–996. Сисиний II 996–999. Сергий II Мануилит 999–1019. Евстафий 1019–1025. Алексий 1025–1043. Михаил Керулларий 1043–1058. Константин III Лихуд 1059–1063. Иоанн VIII Ксифилин 1064–1075. Косма I 1075–1081. Евстратий 1081–1084. Николай III Грамматик 1084–1111. Иоанн IX 1111–1134. Лев Стипиот 1134–1143. Михаил II Куркуас 1143–1146. Косма II Аттик 1146–1147. Николай IV Музалон 1147–1151. Феодот 1151–1153. Неофит I несколько месяцев. Константин IV Лихуд 1154–1156. Лука Хрисоверг 1156–1169. Михаил III 1169–1177. Харитон 1177–1178. Феодосий I 1178–1183. Василий II Баматирх 1183–1186. Никита II Мунтан 1186–1189. Досифей 9 дней. Леонтий 1190 (месяцев 7). Досифей (вторично) 1190–1191. Георгий II Ксифилин 1191–1198. Иоанн X Каматир 1198–1206. Михаил IV Ставрион 1206–1112. Феодор II Ириник 1213–1215. Максим I 1215–1216 (6 мес.). Мануил I 1217–1222. Герман II 1222–1240. Мефодий II 1240 (3 мес.). Мануил II 1243–1255. Арсений 1255–1260. Никифор II 1260–1261. Арсений (вторично) 1261–1266. Герман III 1266–1267. Иосиф I 1267–1274. Иоанн XI Векк 1275–1282. Иосиф I (втор.) 1282–1283. Григорий II Кипрский 1283–1289. Афанасий I 1289–1293. Иоанн XII 1294–1303. Афанасий (вторично) 1303–1311. Нифонт I 1313–1315. Иоанн XIII Гликис 1816–1319. Герасим I 1320–1321. Исаия 1323–1333. Иоанн XIV 1833–1347. Исидор I 1347–1349. Каллист I Святогорец 1350–1354. Филофей 1354–1355. Каллист I опять 1355–1362. Филофей опять 1362–1876. Макарий 1376–1378. Нил 1378–1388. Антоний IV 1388–1395. Каллист II 1396. Матфей I 1397–1410. Евфимий II 1410–1416. Иосиф II 1416–1439. Митрофан II 1440–1443. Григорий III Мелиссин 1445–1450. Афанасий II 1450–1453. Геннадий II Схоларий 1453–1460. Исидорх II 1460–1465. Софроний I 1465–1466. Иоасаф I 1466–1469. Mapk II 1469–1470. Симеон 1 1470–1473. Дионисий I 1473–1478. Симеон (втор.) 1478–1481. Рафаил I один год. Максим II 1482–1488. Нифонт II 1488–1490.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

На наружной стене Зографа представлено «мучение 26 зографских иноков, сожженных папою в монастырской башне 10 октября 1284 года за Православие» 664 . По январскому счету годов это было 10 октября 1283 года. Император Михаил, не дойдя до Сербии, скоропостижно умер в 1283 году. Ныне известно «исповедание» вдовы Михаила, где она обязалась пред Церковью не поминать души усопшего мужа своего Михаила. «Царственность моя, – писала она, – ненавидит и считает гнусным то дело (унию), которое недавно случилось в Церкви и смутило ее всю… поскольку же Церковь Божия осудила Векка (патриарха) за хульные догматы его и с ним Мелитиниота и Метохита и отлучила от общения с собою, то и царственность моя, вследствие такого решения ее, достойно считает их отобщенными и отверженными. А так как та же святая Церковь Божия определила не удостаивать уставных поминовений и скончавшегося супруга моего, владыку и царя, за помянутое дело и смятение, то и царственность моя, предпочитающая всему страх Божий и покорность Святой Церкви, одобряет и принимает это определение и никогда не понудит совершать поминовение о душе владыки и супруга моего» 665 . Преставление блаженного Андрея Тотемского Блаженный Андрей 666 , уроженец села Усть-Толщемского, по смерти родителей жил в Галичском монастыре у одного инока. Живший здесь подвижник Стефан подал ему совет принять на себя иго юродства для Христа, и – Андрей стал юродом. В зимнее время ходил он без обуви и в разодранной одежде; пищею служили ему хлеб и вода. Каждый год обходил он для поклонения святыне окрестные обители и опять возвращался в Воскресенскую обитель. По смерти наставника своего Стефана перешел он в Тотьму и поселился у церкви Воскресения Христова на берегу реки Сухоны. Здесь он продолжал подвиги юродства: днем ходил он там и здесь, а ночь проводил в молитве; что давали ему добрые люди, тайно раздавал он нищим. Наконец он еще при жизни обнаруживал в себе благодать Божию, исцеляющую недуги. Раз зимою шел он, по обыкновению босой, к храмовому празднику, за 50 верст от Тотьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Обратимся теперь к следующему периоду споров среди византийцев об исхождении Святого Духа, который начался после подписания (по политическим соображениям) под давлением императора Михаила Палеолога (1261–1282 гг.) Византийской Церковью Лионской унии в 1274 г. Обстоятельства этого события хорошо известны 1318 , и мы не будем здесь на них останавливаться. Серьезные богословские споры, связанные с подписанием, а потом отвержением Лионской унии, начались в Византии уже при новом императоре Андронике II Палеологе (1282–1328 гг.) и новом патриархе Григории Кипрском , осудившем на соборе 1283 г. смещенного пролатинского патриарха Uoahha XI Векка (1275–1282 гг.), который из некогда противника унии перешел в ряды ее ярых защитников 1319 . Остроту событиям придает то, что Векк ссылался в своем изменившемся отношении к Filioque на сочинения Никифора Влеммида, которые его убедили, что при известной икономии (т. е. если не держаться буквы) можно вполне счесть латинское «и от Сына» близким по смыслу православному «через Сына». Иную точку зрения высказал патриарх Григорий Кипрский (1283–1289 гг.). Григорий Кипрский , как считает сегодня большинство ученых 1320 , тоже находился под влиянием Влеммида, по многим пунктам повторял его учение, хотя поначалу и избегал некоторых его выражений, которые могли смутить тех византийцев, которые стояли на жестких антилатинских позициях. Последние составляли еще одну партию, в которой наиболее заметной фигурой в ходе полемики был митрополит Ефесский Иоанн Хила. Предваряя публикацию отрывков из сочинений, отражающих спор между этими сторонами, скажем кратко о его истории и богословском содержании, но прежде об одном из главных богословов этого периода – Григории Кипрском . Григорий родился в 1241/1242 г. на занятом латинянами Кипре. Получив начальное образование на Кипре, Григорий долгое время скитался, пытаясь найти достойного учителя, и наконец обрел его в Константинополе в лице Георгия Акрополита, ученика Никифора Влеммида. Под началом Акрополита он получал широкое гуманитарное образование в течение семи лет (1267–1274 гг.). После этого он изучал богословие и вскоре сам стал преподавателем в патриаршей школе и ряде других учебных заведений, где занимался толкованием посланий ап. Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

354 Для того, чтобы подготовить похищение невест, устраивались игрища, о которых говорится в постановлениях Владимирского собора 1274 года. 355 «Правило» митрополита Максима (1283 – 1305 г.) также восстает против заключения брака Максима (1283 – 1305 г.) также восстает против заключения брака всякими иными способами, помимо церковного венчания. 356 Против многоженства архипастыри начинают бороться с конца XI века, по крайней мере, с этого времени появляются энергические протесты против злоупотреблений в числе заключаемых браков. В «правиле» митрополита Иоанна говорится: «иже третью жену поял, и ерей благословил будет, ведая или не ведая, да извержется» 357 Таким образом, митрополит Иоанн не допускал даже третьего брака. Совершенно того же воззрения на третий брак придерживался и митрополит Петр (1308 – 1326 г.). 358 В последующее время многоженство настолько усилилось, что пришлось запрещать не только третий брак, но и четвертый, пятый и т. д., даже до десятого. Так. например, митрополит Фотий в послании к Новгородцам, 1410 года, допускает третий брак только в том случае, если кто останется молодым после двух первых жен и не будет у него детей, причем на троеженца налагается пятилетняя епитимья. Четвертый же брак подлежит расторжению как беззаконное сожитие (А, А, Э., т. 1, 369). В 1427 году тот же м. Фотий писал Псковским посадникам и духовенству: «Да и еще что ми пишите, что деи таковии у церквей старостят (т. е. состоят старостами церковными) с женами с законными разступився (разведясь), а ноняв вторую жену, или третью, яко прелюбодейци». Затем Фотий запрещает таковым лицам быть церковными старостами и приводит слова «божественных Отцов» о том, что первый брак – закон, второй – прощение, третий – законопреступление (А. И., Т. 1, 34). Мы видели, что эти же слова приводит и Стоглав, приписывая их Григорию Богослову (гл. 23-я). В послании вятскому духовенству около 1452 года митрополит Иона писал: «ваши духовнии дети незаконно живут, поимающе жен до пяти до шести, до семи, а вы их благословляете» (А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ I ГАЛИСИОТ [греч. Ιωσφ Γαλησιτης] ( 23.03.1283, К-поль), патриарх К-польский (28 дек. 1266 - 9 янв. 1275, 31 дек. 1282 - март 1283), противник заключения унии между К-польской и Римско-католической Церквами. С 1222 по 1254 г. имел церковный чин чтеца. В молодости был женат в течение 8 лет, но после смерти жены принял монашество; не получил хорошего образования, был прост в общении с людьми самого разного положения - от приближенных императора до простолюдинов. В 1259/60-1266 гг. был настоятелем мон-ря прп. Лазаря на горе Галисий (М. Азия). Приобрел большое влияние при дворе имп. Михаила VIII Палеолога , стал его духовником. В 1266 г. И. Г. возглавил делегацию, к-рая была направлена имп. Михаилом к ранее низложенному К-польскому патриарху Арсению Авториану с просьбой о снятии отлучения с Михаила, наложенного за отданный императором приказ ослепить Никейского имп. Иоанна IV Дуку Ласкаря . Арсений отказался, и миссия завершилась провалом. В сент. 1266 г. по поручению императора И. Г. убедил патриарха Германа III , к-рый не сумел завоевать авторитет в среде высшего духовенства К-польской Церкви, отречься от престола. И. Г. вскоре стал его преемником на Патриаршем престоле. В нач. 1267 г. в соборе Св. Софии И. Г. провел церемонию снятия отлучения с имп. Михаила, к-рый публично покаялся в злодеянии, совершенном по отношению к Иоанну IV, и получил прощение от И. Г. и неск. десятков архиереев К-польской Церкви, присутствовавших на церемонии. 8 нояб. 1272 г. И. Г. короновал сына имп. Михаила Андроника II как его соправителя и наследника. Т. о., в первые годы Патриаршества И. Г. проявил себя как близкий союзник имп. Михаила VIII, чья деятельность способствовала укреплению новой династии Палеологов. Однако с 1273 г., когда Михаил VIII начал подготовку к заключению унии с Римско-католической Церковью (см. Лионская уния ), И. Г. выступал против императора. Весной 1273 г. на Соборе в храме Св.

http://pravenc.ru/text/673633.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010