1275 Лузин Н. Н. Письмо к Н. М. Малыгиной от 3.III.1908. Цит. по: Гальцева Р. А. Мысль как воля и представление//Образ человека XX века. М., 1988. С. 129. 1277 Догадки об этом присутствуют в дневниковых записях В. В. Бибихина, относящихся к 1970 годам: «А.Ф.[Лосев] высоко ставит искусствоведческий анализ иконы у Флоренского. Он считает первоклассными и полупроводниковые достижения Флоренского, разделяя, боюсь, распространенное заблуждение» (11.12.1975). – Бибихин В. В. Алексей Федорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверинцев . М., 2004. С. 248. Ср.: там же, в записи от 26.11.1975 о естественнонаучных и научных заслугах Флоренского, «по компетентному мнению С. Хоружего, довольно раздутых». – Там же. С. 246. 1283 См. выше этюд «„Горю душой примкнуть к массонам…“: архимандрит Серапион (Машкин)» и блестящую статью: Гальцева Р. А. Мысль как воля и представление//Образ человека XX века. Указ. изд. С. 72–130. 1286 Белый А. Начало века. Указ. изд. С. 309. О Хёне-Вронском в связи с русской религиозной мыслью см. ниже этюд «Игумен из Пинска о польском мессианизме: Геннадий (Эйкалович) и Хёне-Вронский». 1289 Архив священника Павла Александровича Флоренского. Вып. 2. Переписка с М. А. Новоселовым. Томск, 1998. С. 49. 1291 Флоренский П.А., свящ. Соч. В 4-х т. Т. 4. Письма с Дальнего Востока и Соловков. Указ. изд. С. 613. 1292 О том же по иному поводу: «…другие стараются около вопросов, мною уже проработанных, и мною одним, но вслепую и ощупью». – Там же. С. 404. 1295 Назовем наудачу несколько изданий: Вудхауз Е.[А]. Мир в ожидании. Пб., 1917; Пушкина В. Н. Скоро Спаситель придет. Пг., 1918; Джиараджазе С. Великий мировой учитель и проблема войны. Пг., 1917. 1296 Е. Иванова отрицает прямое участие Флоренского в этом братстве, но признает, что, по крайней мере однажды, он присутствовал на его заседании (Иванова Е. В. Флоренский и христианское братство борьбы//Вопросы философии. 1993, 9. С. 153–166; Иванова Е. В. Переписка с Андреем Белым// Павел Флоренский и символисты… Указ. изд. С. 446).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Вскоре, после поставления Климента в архиепископы, скончался (в 1280 г.) хиротонисавший его митрополит Кирилл, достопамятнейший иерарх Русской церкви, которого, по отзыву современников, едва ли кто-либо из древних митрополитов Российских превосходил в добродетелях истинно пастырских 325 . По кончине его, духовенство Российское два года оставалось без главы; наконец, в 1283 г. прибыл преемник Кирилла Митрополит Максим, грек. Он, по примеру предшественника, странствуя по России ради исправления дел церковных, в 1285 г. посетил и Новгород, где с великою честью был принят жителями и владыкою Климентом 326 . Архиепископ Климент скончался в 1299 году «месяца мая в 22 день, на память святого мученика Василиска, в пяток четвертой недели на Пасхе, в 7-й час дня, быв в епископии лет 23». Летописец не упоминает ни о каких его пастырских доблестях в такой длинный период святительства, но в то же время замечает, что он «добре правил церковь Христову, душа его взыде на небеса, а тело его честно положено бысть в притворе святыя Софии от владычня двора, архимандритом Кириллом и всеми игумены, и всем иерейским чином, и посадником Андреем, и всеми Новгородцы» 327 . Не более как за месяц до кончины, владыка Климент был сильно огорчен опустошением Новгорода страшным пожаром. Это обстоятельство тем более было тягостно для старца святителя, что и начало его вступления на святительский престол ознаменовалось таким же несчастием. «Месяца апреля, говорит летописец, в 18 день, в субботу великую, в 1 час нощи загореся на Варяжьской улици, и створися горе велико, по нашим грехом: вздвижеся буря с вихром, и тако бысть силен огнь в борзе, кто мало что похватив выбежа из своего двора, а иное все огнь взя; и вержеся огнь из Немечьского двора в Неревскый конец, и загореся на Холопьи улици, а тамо сильнее огнь, а Неревляне на оной стороне, а мост великый огнь заял... Но сице бо на свете Бог и добрие людие уяша, а злии человеци падоша на грабежи, что в церквах все разграбиша Бога не боячеся: в святом Иване над товаром сторожа убиша, а в святом Якове сторож сгоре; на торговом полу (на торговой стороне) 12 церквии сгоре, икон не всех успеша выносити, ни книг, а в Христове церкви неколико голов сгоре, и два попа сгореша; в Неревском копци 10-ть церквии сгоре и многа узорочья в церквах и муж добр сгоре Елеферий Лазоревич». В заключение описания этого несчастия, очевидец говорит, что Бог казнит за грехи наши, «кажа нас на покаяние» 328 . 9. Архиепископ Феоктист 329 (1299–1307)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Этого единения он желал не по каким-либо временным и случайным мотивам, а «исключительно вследствие религиозных соображений и благочестивого желания видеть Церковь – это единое и нераздельное по идее тело – одушевлённым единым связующим началом мира и любви. Это желание Влеммида исходило из его любвеобильного духа, веровавшего в действительность обетования Христа Спасителя о едином стаде и Едином Пастыре». Поэтому, возвратившись после собора 1250г. в свой монастырь, Влеммид снова занялся разрешением весьма важного вопроса о том, каким образом возможно с успехом достигнуть примирения Церквей. В течение пяти лет Влеммид безвыходно предавался в своём монастыре богомыслию и научно-богословским занятиям и написал в это время несколько сочинений (например, Похвальное слово в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Слово об исхождении Св. Духа – к архиепископу Болгарскому Иакову, и « Βασιλικς νδρις»). В 1255г. Влеммид был избран на патриарший Никейский престол, но – отказался от патриаршества, несмотря на просьбы нового императора Феодора Ласкариса и собора архиереев. После избрания на патриарший престол монаха Арсения Влеммид отказался и от должности экзарха всех монастырей Никейской империи, которая была предоставлена ему новым патриархом и императором, так как он по-прежнему стремился к уединению и посвящал время и силы преимущественно научным занятиям. Но до конца жизни императора Феодора († 1258г.) он имел очень большое на него влияние и своим нравственным авторитетом много содействовал благоприятному разрешению разного рода конфликтов в жизни придворной и общественной. После смерти императора Феодора, Влеммид всецело затворился в монастыре в Имафиях и больше уже не выходил из него до конца своей жизни. Главным его занятием в этот период была педагогическая деятельность. Поставив целью жизни духовное совершенствование, Влеммид считал священным для себя долгом и просвещать других. В его монастыре существовала школа, о которой известный Константинопольский патриарх Григорий Кипрский (1283–1289) говорит в своей автобиографии, что она пользовалась большой известностью и привлекала в свои стены, как место вожделенное, пришельцев и из стран отдалённых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

В 1211 году Арсуф был уже малый город и разрушенный, а в пределах его водились сарацинские разбойники. Так описал его Вильбранд Ольденбургский, который тогда едва с большим страхом дошел до него из Кесарии. Но в этом городке, как и в других, с дозволения сарацин, еще проживали западные христиане и с ними, как сейчас узнаем, братья больничары Св. Иоанна Предтечи. – А Caesarea vel Stratone magno timore transimus Arsiw (Arsuf), quae est civitas parva et destructa, tempore treugarum a nostris inhabitata, multos in finibus suis habens latrunculos saracenos. Et notate, quod hae civitates et dictae et dicendae in perditione Terrae Sanctae a saracenis fuerunt distructae, praeter Jaffa, quam nostri tempore Henrici imperatoris, – proh pudor! – perdiderunt... Haec civitas sicut et reliquae a nostris, pace a paganis eis indultae, inhabitari consuevit 231 . В Арсуфе до 1265 года по милости магометан кое-как держались больничары Св. Иоанна Предтечи и хозяйствовали там. Но в этом году (Wilken’s Kr.) они лишились права хозяйства и правителю сего города и наследникам его ежегодно стали платить дань в 88 000 византийских милий золотом, платили ее и в 1283 году, по заверению паломника [очевидца] Бурхарда (он же Брокард) в составленном им тогда описании мест Св. Земли: De Caesarea III leucis contra austrum est villa Assur (Arsuf) dicta; quondam tamen Antipatris dicebatur ab Antipatre, patre Herodis magni. Quae fuit fratrum de hospitali sancti Johannis, qui licet eam perdiderunt, tamen solvunt domino de Assur et haeredibus eius XXXVIII milia byzantinorum aureorum singulis annis 232 . В 1330 году, по свидетельству тогдашнего паломника Одорика, Кесария, столица Палестины, была уже разрушена и необитаема, – nunc est destructa 233 . Сдается, что около сего же времени запустела Аполлония, по реклу [рекомая] Арсуф. 22, Вторник. Новый день, новая поездка [из Яфф(ы)] к роднику воды Рас ель-Айн, из которого вытекает река Одже. Хотелось там видеть, как из земли выходит первая струя [первый ток] речной воды, как она увеличивается и что тут было создано людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Притом правильно ли или не правильно русские по всей России произносили святейшее имя Господа, так ли складывали персты для крестного знамения или не так, и проч., сами Патриархи очень легко могли не заметить, потому что тогда еще ничто не обращало их внимания на то. Правда, они могли видеть на просфорах печать не четвероугольную, а круглую с известною надписью. Но печать, какую они видели на просфоре, имела в себе изображение креста, и посему они могли оставлять виденное ими без особливого замечания. Когда же означенные предметы разногласия стали производить в св. Церкви раздор, тогда Восточные Патриархи стали обращать на все то должное внимание, и не только не одобряли означенных предметов разногласия, но упрекали в них, не щадя даже лиц, преимущественно им благодетельствовавших, например, самого Патриарха Никона . А наконец на бывшем у нас в Москве великом Соборе они ясно объявили наши погрешности погрешностями, и на всех, которые бы не желали оставить их, упорно противясь св. Собору и следовательно признавая его требование не православным или еретическим, произнесли анафема 1281 . 38. Ваши наставники обвиняют Православную Церковь в том, что она слушает греческих патриархов, у которых вера будто вы уже совсем пропала. Ваши предки говорили именно так: «Прежния вселенския Патриархи Иеремия и Феофан писали о Греках, что не цела православная Вера у них, от насилия поган Турок до конца изсякла. Нынешния же Греческия учители приезжают из своей земли в наше царство не исправлять, но злата, и сребра, и вещей собирать, а мир истощать. В лепоту убо им... приезжать самим учитися православней христианстей Вере и благочестия навыкати, яко да довольни будут в своей земли и иных научити. И им Греком православная Христианская Вера по се время истребить не дивно: понеже живут яко овцы посреде волков, толико множество лет посреде безбожных поганых Турок во всяком озлоблении и неволе» 1282 . – Отвечаем: Греческие Патриархи, Иеремия и Феофан, говорили не то, что говорите вы. Иеремия говорил только то, что «вторый Рим – Константинополь – Агарянскими внуцы от безбожных Турок обладаем» 1283 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

После смерти императора Михаила VIII (1282) и воцарения его сына Андроника II (1282–1328), решительно порвавшего с униональной религиозной политикой своего отца и изменившего отношения с Римом 15 , Феолипт был хиротонисан в митрополита Филадельфийского. Точную дату этой хиротонии установить трудно, но, скорее всего, она произошла ок. 1283 г. Во всяком случае он, в числе прочих архиереев, подписал в 1285 г. решение поместного Константинопольского собора о низложении патриарха Векка и других сторонников Лионской унии. На Филадельфийской кафедре Святитель пробыл вплоть до своей кончины, последовавшей приблизительно на исходе 1322 г. (не­ко­торые исследователи считают, что он отошел ко Господу в 1324 г.). В период своего архипастырского служения Феолипт неоднократно отлучался в Константинополь, часто живя в столице длительное время. Однако с начала XIVb. подобные отлучки становились реже, ибо Филадельфия, превратившись в небольшой остров византийских владений в Малой Азии, окруженный турецкими эмиратами, подвергалась постоянной опасности от турок, а это требовало непрестанного пребывания здесь митрополита. Особое мужество проявил святитель Феолипт при осаде Филадельфии турками в 1304–1305 гг., когда он сам лично распределял скудные запасы пищи между осажденными, всячески ободрял и утешал защитников города и жителей, оказавшихся в весьма стесненных обстоятельствах. Его мужество оценили даже каталонские наемники, состоявшие на службе у Андроника II. Испанский писатель XVI в. Франциско де Монкада, сохранивший в своей “Хронике” свидетельства участников экспедиции каталонцев, характеризует Феолипта как “мужа редкой святости”, считая, что молитвы Святителя более защитили Филадельфию, чем множество вооруженных воинов, стоявших на стенах города 16 . Светлая и многогранная личность Святителя — архипастыря, монаха и богослова — оказала сильнейшее воздействие на его современников. Никифор Хумн так характеризует святителя Феолипта: “Вещание его разошлось по всей земле, по которой, то есть, протекало слово благочестия нашего и спасительная проповедь.

http://pravmir.ru/svyatitel-feolipt-fila...

Никанор Клементьевский 1831–1834. Николай Соколов 1834–1851. Григорий Миткевич 1851–1881. Архп. с 1869. Владимир Никольский 1881–1888. Анастасий Добрадин 1888–1890. Виталий Иосифов 1890–1892. Анатолий Станкевич 1892–1894. Александр Светлаков 1894–1895. Макарий Троицкий 1895–1901. Вениамин Муратовский 1901–1910. Александр Головин 1910. Кишиневская, учр. в 1813 г. Кафедра в Кишиневе Епископы и Архиепископы Кишиневские и Хотинские: Гавриил Бонулеско (Бодони) 1813–1821. Митр. Димитрий Сулима (румын) 1821–1844. Архп. Иринарх Попов 1844–1858. Архп. с 1845. Антоний Шокотов 1858–1871. Архп. с 1861. Павел Лебедев 1871–1882. Архп. c 1879. Сергий Ляпидевский 1882–1891. Архп. Исаакий Положенский 1891–1892. Неофит Неводчиков 1892–1898. Архп. Иаков Пятницкий 1898–1904. Владимир Сеньковский 1904–1908. Серафим Чичагов 1908. Аккерманское викариатство 26 Епископы (в Кишиневе): Петр Троицкий 1869–1873. Августин Гуляницкий 1882–1887. Аркадий Филонов 1887–1907. Никодим Кротков 1907–1911. Гавриил Чепур 1911. Измаильское викариат., учр. в 1909 г. Епископы (в г. Измаиле): Гавриил Чепур 1910–1911. Зиновий Дроздов 1911. Киевская 27 Кафедра в Киеве Митрополиты Киевские и всея России: Св. Михаил I (грек) 988–991. Леонтий (Лев) I (грек) 991–1007. Иоанн I (грек) 1008–1035. Феопемпт (грек) 1035–1049. Кирилл I 1050. Иларион (первый из русских) 1051–1054. Ефрем I 1055. Георгий I (грек) 1067–1077. Иоанн II (грек) 1077–1089. Иоанн III (грек) 1089–1091. Св. Ефрем II (грек) 1092–1097. Николай (грек) 1097–1102. Никифор I (грек) 1103–1121. Никита (грек) 1122–1126. Михаил II (грек) 1129–1145. Климент Смолятич (рус.) 1147–1154; † 1170. Св. Константин I (грек) 1155–1158. Феодор (грек) 1161–1163. Иоанн IV (грек) 1164–1166. Константин II (грек) 1167–1177. Никифор II (грек) 1182–1198. Гавриил. Дионисий; упом. 1205. Матфей (грек); упом. 1209; † 1220. Кирилл II (грек) 1224–1233. Иосиф I (грек); прибыл 1237. Кирилл III (грек); избр. 1243; † 1281. Максим (грек) 1283–1305. Св. Петр 1308–1326. Св. Феогност (грек) 1328–1353.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

миром; к) в крестном знамении руку полагать сперва на левое и потом на правое плечо; л) всю литургию совершать по Латинскому обряду, а не по Греческому; м) всякое псалмопение должно читать обращаясь лицом на запад, а не на восток; н) при крещении младенцев обходить купель по солнцу, так же поступать в хиротонии и венчании; о) на вечернях и литургиях с кадилом, Евангелием и великим выносом выходить из алтаря в южные двери; п) имя Иисусово писать и произносить: Исус, а не Иисус; р) аллилуйя говорить дважды, а в третий раз присовокуплять: слава Тебе, Боже; с) церкви строить алтарем на полдень и так молиться. Действуя беспрепятственно около семи лет, под покровом мнимого родства своего с Константинопольским Патриархом, Мартин успел увлечь за собою не только множество простого народа, но и весьма многих пастырей Церкви, пока Киевский собор в 1157 году не положил конца его действиям 108 . Верующие, как верующие, за свою веру не терпели у нас в этот период никакого притеснения, и постоянно благоденствовали, хотя, как граждане России, много бедствовали от междоусобий княжеских и от врагов внешних. 2 В списке этих митрополий, она постоянно считалась на 60-м месте до времен Императора Андроника (1283–1320), в уставе которого ясно сказано: Russiæ (scil. Metropolis), post sexagesimum locum, septuagesimum secundum obtinuit.Vid. apud Condinum de officiis magnæ ecclesiæ… pag. 344–346. Venet. 1729. 3 Св. мощи его обретены нетленными в 1103 году, и тогда же из Десятинной Церкви перенесены в Антониеву пещеру; отсюда в 1730 году перенесены они в великую Церковь Киево-Печерской лавры, в которой почивают и доселе. 7 После него на два года Палинодия, на основании Киевского помянника, полагает Кирилла, о котором впрочем нет ни слова нив летописях, ни в иерархических каталогах. 8 Полное собрание Русск. летоп. II, стр. 267. Его называют некоторые и Ефремом (может быть, так назывался он в схиме); а Никонова летопись упоминает о Митрополите Ефреме еще под 1055 годом. Палиподия же полагает Ефрема после Илариона. 11 По Патерику, впрочем, он признан Печерским монахом из придворных Великого Князя Изяслава. В некоторых списках летописи считается только за Епископа Переяславского, или смешивается с Переяславским Епископом того же имени. Смотр. Полн. собр. Русск. летоп. II, стр. 10, 277 и 278. Также в Истории Карамзина, II, примеч. 160. 15 Кратк. Истор. Русск. Церкви, Преосвященного Платона, I, стр. 93. Москва. 1805. Истор. Карамзина, III, примеч. 28. 43 Смотр. Устав св. Владимира в Дополн. к актам Истор. том I, 1, и в Прибавл. к описан. Киево-Соф. Собора 2. 48 Истор. Государ. Российск. Карамзина III, стр. 39 и 41.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Не должно подвергать детей ни выговорам, ни наказаниям в запальчивости с произношением грубых слов, чтобы такими приемами не привести детей к мысли, что они терпят наказание потому только, что родители их в неспокойном духе. Наказывать можно с целью исправления, а не с порывом гнева (страстью). 1280. Муж не разрешает мне ходить в церковь. Надо ли подчиниться для сохранения семьи? Мужа (или жену) должно слушать во всем, в чем не нарушается воля Божия, а в чем нарушается, слушать нельзя. Сам Господь говорит в Евангелии: Кто любит отца или мать (или мужа, или жену, или детей) более, нежели Меня, не достоин Меня ( Мф. 10, 37 ). И в Деяниях апостольских говорится, что подобает подчиняться более Богу, нежели человекам. 1282. Может ли Церковь благословить брак, если родители категорически против и готовы заявить об этом? Смотря в каком возрасте брачующиеся, и лучше взять на это благословение от архиерея. 1283. Обязательно ли целовать Чашу после причастия? Что это означает? Святую Чашу целуют там, где мало причастников, так это задерживает службу. Целование Чаши означает целование ребра Спасителя (раны Его), из которого истекли кровь и вода. 1284. Во время причастия я, по невниманию, дотронулся до Чаши со Святыми Дарами руками. Мне сказали, что это смертный грех. Так ли это? Грех не смертный, но покаяться надо. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что непосвященному руками священных сосудов касаться нельзя. 1285. В моей жизни был случай, когда от обычной фотографии иконы совершилось явное чудо. До этого фотография долго находилась в алтаре на Престоле. Могла ли благодатная сила сообщиться обычной фотографии? В сказании об Иверской иконе Божией Матери описывается много случаев исцелений и мироточений от фотографий этой иконы. 1286. После причастия дома вычитывала благодарственные молитвы, вдруг зашла соседка, завязался разговор, и я ей сказала, что только что была в церкви, причащалась, а теперь читаю благодарственные молитвы, и тотчас после ее ухода на душе сделалось неприятно, как бы благодать отошла от меня. Почему это могло случиться?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

П. («Книга» Марко Поло. 1955. Гл. 65-68, 108-109). Не обнаружив «царства Иоанна Пресвитера» в Азии, в кон. XIII в. европейцы начинают искать его в Африке, где должна была находиться «Третья Индия» (или «Дальняя Индия»). В XII-XIII вв. из-за скудных сведений об африканском континенте европейцы имели весьма приблизительное представление о географическом расположении Нубии и Эфиопии. Самое раннее сообщение западноевроп. источников о христ. гос-вах в Нубии относится к 1172 г. (о войне христ. царя нубийцев с язычниками в «Хронике» Ришара из Пуату - Ricardi Pictaviensis Chronica//MGH. SS. T. 16. P. 84). В «Хронике» Альбрика Труа-Фонтенского упоминается о нубийских христианах, земля которых велика и многие из них платят дань сарацинам, тогда как И. П. подчиняется множество др. христ. народов (Chronica Albrici. P. 935). В рассказе францисканца Бенедикта Поляка, спутника Плано Карпини в путешествии ко двору монг. хана в 1245-1247 гг., Эфиопией названа «Малая Индия», населенная чернокожими язычниками, тогда как И. П. правит «Великой Индией», крещенной ап. Фомой. Однако еще в 1217 г. магистр Титмар, посетивший Египет как паломник, упоминал о стране христ. народа «иссинийцев» (т. е. абиссинцев) ( Thietmar. Iter ad Terram Sanctam//Itinera Hierosolymitana Crucesignatorum, saec. XII-XIII/Ed. S. de Sandoli. Jerusalem, 1983. Vol. 3. P. 288). В «Хронике» Оливера Схоластика, еп. Падерборнского, побывавшего в Египте во время 5-го крестового похода, относительно точно указано расположение Эфиопии (ниже «Леемании» (Йемена) и находящейся рядом Нубии - Oliver von Paderborn. 1894. P. 264). На Херефордской карте мира (1283) эфиопы определены как «христианнейший народ». В 1321-1324 гг. миссионер-доминиканец Иордан из Северака, посетивший Африку и Азию, в соч. «Mirabilia descripta» (Описания чудес) отождествил правителя Эфиопии с И. П., на что, вероятно, повлияла апокрифическая традиция, согласно которой один из новозаветных волхвов - Валтасар - считался чернокожим правителем Сабы. К XIV-XV вв.

http://pravenc.ru/text/471457.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010