По мере продолжения полемики, значительно усилившейся из-за народной ненависти после разграбления Константинополя крестоносцами во время Четвертого крестового похода в 1204 г., к ней добавились новые пункты, такие как латинское учение о чистилище и спор о точном моменте преложения Св. Даров на Евхаристии («установительные слова» в латинской традиции, которым греки противопоставляли присутствующее во всех восточных литургиях после установительных слов призывание Святого Духа, или эпиклезис). Все эти вопросы, как и проблему Filioque, можно было решить, если бы обе церкви смогли достичь согласия относительно критерия авторитетности. Но папство, в особенности после григорианских реформ XI в., не допускало никаких сомнений в единственности своего авторитета. С византийской стороны официальная позиция церкви всегда состояла в том, что разногласия между церквами должны улаживаться только на соборах и что первенство чести Рима не освобождало папу от ответственности перед соборным решением. В поздневизантийский период папы и императоры династии Палеологов (1261 -1453) предпринимали неоднократные попытки вернуть утраченное единство. В 1274 г. представители императора Михаила VIII присутствовали на Лионском соборе, где было зачитано личное исповедание веры императора, признающее римскую веру. Исходя в первую очередь из политических соображений, Михаил навязал Константинопольской Церкви в патриархи сторонника унии Иоанна Векка. Но такая, введенная, по существу, силой уния прекратилась со смертью Михаила (1282). В 1285 г. собор в Константинополе официально отверг ее и утвердил подробное — и в определенном смысле непредвзятое — опровержение Filioque, составленное патриархом Григорием Кипрским (1283-1289). Переговоры об объединении велись и в течение всего XIV столетия, которое стало свидетелем личного обращения в Католичество императора Иоанна V (1369); впрочем, церковь не последовала в этом за своим императором, и он сам впоследствии молчаливо отказался от своего обращения. Именно соборное движение на Западе вызвало радикальные изменения в позиции папства по отношению к идее подлинного объединительного собора. После долгих предварительных переговоров с папами Мартином V и Евгением IV император Иоанн VIII, патриарх Иосиф и многочисленные представители греческого духовенства прибыли в Феррару, а затем во Флоренцию, где наконец состоялся собор (1438-1439), когда над Византией уже вплотную нависла угроза турецкого завоевания. После многомесячных споров изнуренная греческая делегация подписала декрет об унии, признававший основные вероучительные положения Римской Церкви. Лишь один греческий епископ; Марк Ефесский, отказался подписывать унию, но по возвращении делегации в Византию его позиция была поддержана абсолютным большинством народа и духовенства. Падение Константинополя в 1453 г. положило конец самой унии и дальнейшим переговорам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

О духовном же состоянии Курской области во весь этот период, до явления в ней чудотворной иконы, мы имеем лишь одно частное известие в рукописном житии Св. Петра Митрополита Московского и всея России Чудотворца. Там повествуется, что Святитель этот, будучи родом из Волынской земли, по достижении 12-летнего возраста, оставил родительский дом и бежал в один из окрестных монастырей, где поселившись, принял пострижение во иноческой образ, удостоился священнического сана и между прочим изучил иконное писание. Потом оставив этот монастырь и обходя многие места и пустыни, нашёл безмолвное место на реке Рати протекающей от бывшего города Курска в 15 верстах и впадающей в реку Сейм, и здесь устроил себе жилище, воздвигнул церковь , построил кельи, и собрал не малое число братии, по просьбе коих вынужден был принять в созданном им монастыре игуменство 2 2. Однажды, говорит жнзнеописатель Святителя, когда «по преданному уставу Митрополит Максим (1283 – 1308), шествова по градам, поучения ради людей Божиих», случилось ему проходить близ Ратского монастыря; узнав о сем, блаженный Игумен Пётр вышел на встречу Святителю со всею братией, для принятия его архипастырского благословения, при чем поднес ему в дар Икону Божией Матери, им самим написанную. Митрополит Максим принял эту икону с великою любовью и достигши града Владимира, поставил её честно в тамошней соборной церкви. По смерти же Митрополита Максима, Великий Князь и все Бояре, следуя совету почившего о Господе Святителя, умолили Ратского Игумена Петра принять Святительский престол, который он занимал с честью с 1308 по 1326 год, скончался же в Москве «где богоприятное тело его и поныне видимо, источает чудеса с верою приходящим». За 13 лет до описанного выше события, то есть, до избрания Игумена Ратской обители на престол Всероссийской Митрополии, и через 60 лет по разорении Курска Батыем, Господь Бог благоволил прославить окрестность Курска явлением чудотворной Иконы Знамения Божией Матери; после того, икона эта через 300 лет светила Курской области; наконец была виною восстановления областного её города связавшего с тех пор навсегда судьбу свою с этой драгоценнейшей из местных Святынь своих, которой по сему и усвоено преимущественно перед другими наименование Курской.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Святые Др. Руси. Т. 2. С. 110; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. С. 474-479. Кат. 107; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: [Кат.]/Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006. Е. В. Лопухина, Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ИЛАРИОН († ок. 1054/55?), митр. Киевский, свт. (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп.

http://pravenc.ru/text/182085.html

Для помещения причта есть два дома. Один деревянный, двухэтажный, с мезонином, на каменном подвальном этаже, построенный в 1841 году усердием прихожан и доброхотных дателей. Второй дом деревянный, двухэтажный, на каменном фундаменте, выстроен в 1879 году усердием церковного старосты. С-Петербургского 2-й гильдии купца Сергея Лазаревича Васильева. По штату 1855 года настоятель получает жалованья 131 р. в треть, диакон 81 р. псаломщики по 18 р. 67 коп. сер. Кроме того причт пользуется 124 рубл. процентов с капиталов до 3,500 р., пожертвованных разными лицами на вечное поминовение их умерших родственников. Существенный источник дохода – плата за исправление треб. Б. Больше-Охтенский приход и находящиеся в нем православные церкви 1. Исторические сведения об Охте до Петра Великого Величественная река Нева издавна была предметом войн и споров между новгородцами и шведами, как весьма важный торговый и стратегический пункт. Прибрежья Невы переходили из одного владения в другое. Первое историческое известие о столкновении русских со шведами относится к 15-му июля 1240 г., когда св. Александр Невский победил здесь шведского полководца Биргера. В 1283 г. шведы, перебив новгородских и онежских купцов, опять завладели Невою и, при впадении в нее р. Охты, где ныне охтенская верфь, основали крепость «Ландскрону» (венец земли). В 1301 г. князь Андрей Александрович, сын Александра Невского, разбив воеводу Ландскроны Стена, на берегу Охты, срыл до основания крепость и прилежащие к ней здания. После этого шведы долго не тревожили здешней местности и потому, при устье Охты, появились русские селения. Так, в писцовой книге 1500 г. по Спасскому погосту, Водьской пятины, упоминается, на устье Охты, на Неве, сельцо из 18 дворов, в том числе 4 пашенных двора; потом – деревня Минкино из 4 дворов, и еще две безымянные деревни – из двух и из одного двора 102 . В этих деревушках останавливались новгородские судоходы. Устье Охты было весьма удобно для судов, во время невских и морских бурь, а также – в случае зимовки, когда зима наставала рано и ледоход мешал движению судов на Неве.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

(II: 1223), манцицация per aes et libram (II: 1224). Греческое право наследования: наследование и сыновство; завещание; опекунство и попечительство (II: 1215–9. 1288,397а). Гуманность и освобождение рабов (II: 1231–3). Значение Евангелия Павлова по отношению к Христову (I: IV сл,). Павел и Христос (II: 1288 сл. 1293) и якобы противоположность между ними (I: XXVII,161); видел (I: 175 сл.) или не видел (I: 177–8) Павел Христа (I: XV–XVI. II: 1251) в Его земном бытии? Якобы исторический Христос неизвестен Павлу (I: ХХ,102. XXVII. II: 1254), который равнодушен к жизни, личности и историческому подвигу Господа (I: XXIII–XXIV. 176. II: 239,614. 689. 1288–90) и невнимателен к подлинному историческому Его делу (II: 1250), между тем Апостол всегда и везде стоит на почве истории (II: 418,1268). Павел и «предние» Апостолы (I: IX–X. XVIII. XIX. XXIV сл. LVII сл. II: 258–9. 1253. 1298 сл. 1302 сл. 1305); столкновение Павла с Петром в Антиохии (I: 111. 132). Противоположные отзывы о Павле, как Апостоле и благовестнике-богослове (I: VIII–IX), причем одни его хвалят, другие хулят (II: 1251). Павел освобождает от иудаистической ограниченности христианство (I: X. XXIV–XXV. II: 7. 1243. 1244. 1249. 1252), будучи для него и для Церкви действительным основателем (I: X–XI. II: 815. 1203. 1242,6. 1243–4. 1253. 1256. 1293) и дав в своих посланиях 5-е Евангелие (I: LXIX), как отец христианской теологии (II: 1114. 1162. 1245–6), первый богослов христианства – догматист (I: XXXIII–XXXIV. II: 1251. 1252), гениальный теоретик-систематик (I: XXVIII. XXXI–XXXIII). психолог между Апостолами (I: 367). Павел якобы исказитель Евангелия Христова (I: XIII. XXXIX, II: 1255. 1283–4), к которому привнес свое (I: XXXV сл. XXXIX), превратив его в схоластику (I: XXXVI),, откуда вообще контраст учения его и Христова (II: 1251. 1252. 1254. 1255,115), а также и гибельное влияние в истории (II: 1255), где! с ним сближались лишь Маркион (I: LX. II: 1300), Августин (II: LXI. II: 1300), реформация и Лютер (I: LXI сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Между Ипостасями, рассматриваемыми в отношении к сущности, нет никакого промежутка, нет ничего между Ними вставного или самостоятельного и отличного от Божия естества так, чтобы это естество могло быть отделено само от себя вставкой постороннего, или пустоты какого-либо ненаполняемого пространства, которая бы производила перерывы в единении Божией сущности с самою собой, разделяя непрерывное пустыми промежутками (Epist. 38[, cap. 4]). Сущность Божию нельзя уравнивать с сущностью человека и сущностью вообще: в то время как в мире постигаемом сущность проявляется в отдельных видах и как бы раздроблена между ними, в Божестве она в каждый момент и одновременно принадлежит всем Ипостасям и является не логически только постигаемой, но реальной основой Их бытия. С другой стороны, св. Василий отклоняет и ту мысль, что οσα представляет собой высшее начало, от которого получают бытие Отец и Сын (и Дух Святой): в отношении к Богу Отцу и к Богу Сыну не усматривается такой сущности, которая была бы первоначальнее и выше Обоих, потому что и думать, и говорить это – выше всякого нечестия. Ибо что может быть первоначальнее Нерожденного? Такой хулой уничтожилась бы вера в Отца и Сына, потому что от одного происшедшие суть уже между собой братья (Epist. 52[, cap. 1]; cf. Homil. XXIV 1283 ). Современники обвиняли св. Василия, как и прочих Каппадокийцев, в троебожии (cf. Epist. 189[, cap. 2]). Св. Василий раскрывает учение о том, что Каждое из трех Лиц представляет Собой абсолютное единство, целое само по себе, и потому не может слагаться в одну сумму с Другим, а то, что соединяет Их в единство – θτης [божество, божественность] – во всех тождественно. «Или молчанием почти неизреченное, – пишет св. Василий, – или благочестно счисляй святое. Един Бог и Отец, и един Единородный Сын, и един Дух Святой. О каждой из Ипостасей возвещаем отдельно; но когда нужно будет счислять, тогда не допустим, чтобы невежественное счисление довело нас до понятия многобожия. Мы счисляем не через сложение, от одного делая наращение до множества и говоря: одно, два, три, или: первое, второе, третье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Во образ общего всех человеков воскресения, и при самом распятии и смерти Господа Иисуса Христа великое множество умерших воскресло: как бо скоро, говорит Евангелие, распят был Христос и испустил дух Свой; тотчас завеса церковная раздрася, земля потрясеся, камение распадеся, солнце померче, и гроби отверзошася, и многа телеса усопших святых восташа, и изшедше из гробов, по воскресении Его, внидоша во святый град, и явишася мнозем 1283 . Все же сии вышеприведенные свидетельства и примеры Священного Писания о воскресении мертвых убедительнейшее дают уверение, что Воздвигий Христа из мертвых, оживотворит и наша мертвенная телеса, что как вси о Адаме умирают, так и вси о Христе оживут 1284 . Но что такое есть общее всех человеков воскресение? – Общее всех человеков воскресение есть нечто другое, как в последний день всех человеческих телес всесильным Словом Божиим оживление, с душами своими соединение, от гробов востание, и пред праведным Судиею явление; как то Богодухновенный Пророк Иезекииль, по откровению сообщенному от Самого Бога ему, тако оное воскресение описует: Бысть рука Господня на мне, и изведе мя в Дусе Господни, и постави мя среде поля, которое было полно костей человеческих. И обведе мя около их, и се многи зело и сухи бяху. И рече ко мне: сыне человечь! оживут ли кости сия? И аз рекох: Господи Боже! Ты вси сия. И рече ко мне: сыне человечь! прорцы на кости сия, и речеши им – кости сухия! слышите Слово Господне! Се глаголет Адонаи Господь костем сим – се Аз введу в вас дух животен, и дам на вас жилы, и возведу на вас плоть, и простру по вам кожу, и дам Дух Мой в вас, и оживете, и увесте, яко Аз есмь Господь. И прорекох, якоже заповеда ми Господь: и бысть глас, внегда ми пророчествовати, и се трус, и совокупляхуся кости, кость к кости, каяждо к составу своему. И видех, и се Быша им жилы, и плоть растяше, и протяжеся им кожа верху; и вниде в ня дух жизни, и ожиша, и сташа на ногах своих, собор мног зело 1285 . Из сего Пророческого описания видно, что общее всех человеков воскресение будет и в самой вещи есть не что другое, как всесильным Словом Божиим, чрез смерть на свои части раздробившихся, на свои стихии разделившихся человеческих телес, вторичное всех частей собрание, новое стихий соединение, мертвых костей оживление, восстановление и пред Престол судебный приведение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

С своей стороны позволим себе высказать свою догадку о личности этого деспота. У современного автору письма византийского историка – Пахимера и почти современного Григоры упоминается о четырех деспотах, носивших имя Иоанна: первый был брат императора Михаила Палеолога 7 , второй – его зять Иоанн Асан, муж его дочери Ирины 8 , третий Иоанн – правитель Лазов, второй его зять, женатый на его дочери Евдокии 9 , четвертый – сын императора Андроника от второй его супруги Ирины 10 . Первый из них скончался еще при жизни Михаила (Пахим. стр. 380), последний в год писания письма еще не родился 11 третий после свадьбы уехал в свои владения, где и жил, по-видимому, безвыездно; по крайней мере ни у Пахимера, ни у Григоры мы не находим никаких указаний на счет противного. Остается второй – именно болгарский царевич Иоанн Асан. По случаю женитьбы своей на Ирине 1278 г. он получил титул деспота и в 1279 г. отправился со своей супругой царствовать над Болгарией; но вынужденный уступить свою власть, благодаря своей неспособности, своему счастливому сопернику Тертерию, он в следующем же 1280 г. возвратился в Константинополь и жил здесь до самой своей смерти, – год которой впрочем не известен. Не он ли и есть упоминаемый здесь деспот Иоанн?... 1 Здесь не место объяснять это письмо современными ему обстоятельствами времени, – да – надо сознаться – и не легко это сделать. Обстоятельное изложение споров об исхождении Св. Духа, о которых здесь речь, равно как и попыток к соединению греческой церкви с латинскою, можно найти у Фл05;ри (Historie eccles., t XII. Paris 1781) или у Шрекка (Christ. Kirchengeschkhte Fh. XXIX). О возбуждении умов против Григория, вызванном преимущественно в низшем духовенстве его Τμος-ом, принятым как императором Андроником старшим, так и высшим духовенством, разсказывает Пахимер II. I. Иоанн Векк, бывший константинопольским патриархом до Григория, но в 1283 г. сосланный в Прузу, a с 1284 г. содержавшийся под стражею в замке св Григория, немедленно же написал резкое сочинение против Τμος-a (S.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Kiprs...

имп. Балдуина II (1240-1261) и лат. патриарха К-поля Панталеоне Джустиниани (1253-1286) положило конец зап. владычеству в К-поле. 15 авг. 1261 г. М. П. торжественно вступил через Золотые ворота в К-поль; перед ним везли икону Божией Матери «Одигитрия». В тот же день в Соборе Св. Софии состоялась повторная коронация М. П. как императора восстановленной Византийской империи. После этих событий М. П. стали называть Новым Константином. Вскоре по его приказу Иоанн IV был ослеплен (25 дек. 1261), лишен власти и заточен в крепости Дакивиза. М. П. стал единоличным правителем. Узурпация им власти вызвала широкое недовольство в обществе, в т. ч. со стороны свт. Арсения, к-рый в нач. 1262 г. отлучил императора от Церкви. В 1265 г. свт. Арсений был вновь лишен патриаршего сана и отправлен в ссылку. Низложение патриарха вызвало протест духовенства и положило начало арсенитскому расколу. Только 2 февр. 1267 г. патриарх Иосиф I Галисиот (1266-1275, 1282-1283) снял с М. П. отлучение. Возвращение К-поля вселило в византийцев надежды на восстановление былого могущества империи, разбудило патриотические настроения, консолидировало общество и усилило решение завершить объединение визант. земель. Восстановленная империя имела не слишком значительную территорию: ей принадлежали кроме сев.-зап. малоазийских владений лишь часть Фракии и Македонии, нек-рые о-ва Эгеиды и неск. крепостей на Пелопоннесе. Сев. области Фракии и Македонии находились под властью сербов и болгар, Эпирское царство сохраняло самостоятельность, Центр. Грецией и значительной частью Пелопоннеса владели лат. правители, мн. греч. острова по-прежнему принадлежали Венеции. Кроме того, К-поль, численность населения к-рого значительно уменьшилась и экономический потенциал к-рого сократился, мало напоминал собой цветущую столицу времен Комнинов. Первые годы своего правления М. П. направлял усилия на восстановление К-поля, пострадавшего за годы лат. господства. В столицу вернулись никейская знать и имп. администрация, вновь заселялись опустевшие городские районы, отстраивались разрушенные здания.

http://pravenc.ru/text/2563714.html

В.В. Виноградов Самоуправление САМОУПРАВЛЕНИЕ При исследовании генезиса и семантической эволюции научных, общественно-политических и технических терминов необходимо сочетать историко-морфологический анализ слов с культурно-историческим изучением самих соответствующих предметов, явлений или понятий. Если взять, например, слово самоуправление, то по своей морфологической структуре оно представляется древним славянизмом. В самом деле, слово управление известно из древнейших русских памятников – как гражданских, так и церковных. Оно отмечено и в поучении Владимира Мономаха , и в поучениях Григория Назианзина (по рукописи XI в.), и в Изборнике 1073 г., и в Житии Феодосия, и в Рязанской Кормчей (по списку 1283 г.), и в Псковской летописи. В слове управление здесь сочетаются и старославянские и народные русские значения – соответственно значениям глаголов управить – управлять и управиться – управляться в древнерусском языке (Срезневский, 3, с. 1243–1247). В смысле «действие», «дело», «подвиг» слово управление (в форме мн. числа) встречается в древнеболгарском «Богословии» Иоанна Экзарха Болгарского. Сложение с местоимением само отвлеченных имен действия и состояния также принадлежит к числу старославянских моделей словосложения. Ср. самобытие, самовластие, самовольство, самодьржьство, самозаконие, самолюбие, самомьнние, самособие (неделимость, единство), самохотие, самохотние и т. п. (там же, с. 245–254). Любопытно, что среди старославянских сложных имен прилагательных отмечено слово самоправьньй (греч. α τóστοικος) в Пандектах Антиоха XI в. Все это делает вероятным предположение, что слово самоуправление могло сложиться в древнейший период истории старославянского или русского литературного языка. И все же такое образование не отмечено в русских литературных текстах до середины XIX в. Надо заметить, что сложные имена существительные отвлеченного значения с само- в первой части после первой широкой волны их в XI – XII вв. вновь начали активизироваться и производиться в значительном количестве в XVI – XVII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010