б) библиотеки Императ. Общества Истории и Древностей Российских 225. Ркп. XVIII в., Сборник, в лист, на 464 лл. Описание ея см. в книге «Библиотека И. О. И. и Д. P.», Москва 1845 г., стр. 107–108. Из числа ея разночтений – незначительные, мелкие не приводятся. Обозначается буквой И. в) собрания В. М. Ундольского в Московск. Публичном и Румянцевском музеях ркп. 489, в л., XVIII в. Обозначается Ун.1. г) того же собрания ркп. 488, 1699 года.Обозначается Ун. 2. д) Соловецкого монастыря ркп. 862/752 (по «Описанию» 12), XVII в. Обозначается С 1. е) того же собрания ркп. 851/741 (по «Описанию» 14), XVII в. Обозначается С 2. ж) того же собрания ркп. 514/495 (по «Описанию» 310), 1660 г. Обозначается С 4. з) библиотеки Троице-Сергиевой лавры 200, XVII в. Обозначается Т 4. и) того же собрания 201, XVII в. Обозначается Т 5. и) собрания Η. Π. Никифорова 496, XVII в. Обозначается Н 2. к) собрания кн. М. А. Оболенского в Московском Главном Архиве Министерства Иностранных Дел 49/28, XVIII в. Обозначается А 2. л) того же собрания 50/29, XVII в., там же. Обозначается А 3. м) собрания А. И. Хлудова (в Никольском единоверческом монастыре) 74, XVIII в. Обозначается X 1. н) библиотеки Архангельской дух. семинарии 558/6, XVII в. Варианты отмечаются по списку сказания сей рукописи, имеющемуся в бумагах Π. М. Строева в Императ. Академии Наук, в «Материалах для истории литературы славянской» (пор. III, 187). Обозначается Ар. о) Императорской Публичной библиотеки, древлехранилища М. Погодина 1139 (собрания П. М. Строева 78), XVII в. Обозначается П 2. п) той же библиотеки, древлехранилища Погодина 1553 (того же собрания 94), XVII в. Обозначается П 4. р) той же библиотеки, F. I, 449, XIX в. Обозначается П 3. с) той же библиотеки О., отд. I, 96, XVII в. Обозначается П 6. (Сказание сокращенной редакции). т) той же библиотеки, древлехранилища Погодина ркп. 1146, XVII в. Обозначается П 9. у) той же библиотеки ркп. 1294, XVII в. Обозначается П 8. ф) той же библиотеки О. I, в л., 425, 1721 года. Обозначается П 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

5 В степеной книге об этом написано следующим образом: « Владимир Мономах ради мужества и Греческого царя Константина Мономаха диадиму, венец и крест животворящего древа прием, и парамниду царскую и скрабийцу сердоличную, из неа же веселяшеся иногда Август Кесарь Римский, и чепь златую Аравицкого злата, и иные многие царские почести в дарех прият мужества ради своего и благочестия; и не просто рещи таковому дарованию не от человек, но Божиим судьбам неизреченным претворяще и предволяще слову Греческого царства на Российского царя. Венчан же бысть тогда в Киеве тем царским венцем в святей велицей соборней и апостольстей церкви от святейшего митрополита Неофита Ефесского, и от прочих святителей вкупе с митрополитом пришедших (Степ. I, стр. 217). 7 Год издания сего устава нам неизвестен, но подлинность его и принадлежность Владимиру Равноапостольному не подлежит никакому сомнению: в этом уверяют как содержание и язык устава, свидетельствующие о его древности и неподдельности, так и то, что и в XIII веке и позднее на Руси не сомневались в подлинности сего устава; ибо древнейший список его найден в пергаминной кормчей, писанной между 1276 и 1294 годами по повелению Новгородского князя Дмитрия Александровича и архиепископа Климента, да и вообще списки сего устава почти постоянно встречаются во всех древних Русских кормчих на ряду с другими основными законоположениями Русской церкви. 8 Вот подлинные слова устава о десятине: «летом многым минувшим создах церковь святыя Богородица, десятиньную, и дах ей десятину по всей земли Рустей, из княжения в соборную церковь , от всего княжа суда десятую векшу, а и с торгу десятую неделю, а из домов на всяко лето от всякого стада и от всякого жита чюдному спасу и чудней его матери». 19 Банное строение Ефрема Болтин и Каразмзин называют крещальней, а Евгений и Арцыбышев – купальней при храме. Последнее правильнее; действительно, Ефрем устроил при церкви баню, но собственно только для больных и трудоватых, как лучшее и обыкновенное лекарство у нашего народа. На это указывает прямо степенная книга, упоминая рядом с банею о врачах и больницах, и при том объясняя, что все это устроено для больных и трудоватых и странных, на безвозмездное врачевание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

Дмитрий Александрович в марте 1294 г. попытался перебраться из Пскова в Северо-Восточную Русь. Андрей с отрядом новгородцев приехал из Новгорода в Торжок с целью перехватить брата. Обоз Дмитрия достал нападавшим, но сам князь добрался до Твери. Отсюда он отправил в Торжок посольство, заключившее мирное соглашение между противоборствующими сторонами. В источниках зафиксирован лишь один его пункт: «А Волок опять Новугороду» 143 . Исследователи, однако, уверенно делают вывод, что Дмитрию был возвращен Переяславль, а за Андреем осталось великое княжение (не комментируя при этом пункт о Волоке) 144 . Действительно, Федор Ростиславич в том же году сжигает Переяславль явно в отместку за вынужденное оставление города, Дмитрий из Твери отправляется в Переяславль, а Андрей как будто бы сохраняет права новгородского князя (после заключения мира посадник Андрей Климович возвращается в Новгород по его повелению) 145 , которые были составной частью великокняжеских прерогатив. Однако источники не дают оснований утверждать, что Дмитрий в 1294 г. перестал считаться великим князем. Летописи, восходящие к «своду 1304 г.», в рассказе о поездке из Пскова в Тверь и в сообщении о смерти Дмитрия в том же году близ Волока по пути из Твери в Переяславль наделяют его великокняжеским титулом (при том, что Андрей выступает как просто «князь») 146 . Рогожский летописец также именует Дмитрия под 1294 г. великим князем, указывая, что Андрей стал таковым после смерти брата: «преставися великии князь Дмитрии Александровичь, и по нем бысть князь великии брать его Андреи» 147 . Новгородская IV и Софийская I летописи тоже увязывают начало великого княжения Андрея со смертью Дмитрия, указывая при этом, что Дмитрий княжил 18 лет, т.е. с 1277 (когда он получил великое княжение) по 1294 г. включительно 148 . Эти свидетельства, непонятные в свете традиционного представления о полной победе Андрея (благодаря поддержке Волжской Орды), вполне объяснимы, если принять предположение, что пришедший в Тверь отряд Токтомера был послан Ногаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На углу этой северной границы с западной стороны находятся ворота, ведущие к вышеупомянутой территории и постройкам на ней. Напротив этих ворот на северной стороне есть улица, проходящая по границе перед домом Ибрагима Абу-Лабана. Она тянется от ворот на севере и заканчивается у общественной дороги. На западе – овчарни Мохамеда и Сулеймана, сыновей Гассана, сына Ахмеда-Абу-Ганнама, Махмуда и Мохамеда, сыновей Али-Абу-ль-Хауа, а также земля Мустафы, сына Сулеймана, сына Хусейна-Абу-Сбейтана, и земля Якуба, эфенди, сына Джирьеса Халеби, православного по вероисповеданию, драгомана Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Основание и происхождение: Вышеупомянутая земельная собственность состоит из 11 земельных участков, первый из которых назван «Хакурет Салах», второй – «Хакурет карм (виноградник-эль-Бадд», третий – «Карм-Уара-д-дар», четвертый назван «Батн-эль-Даббур»; все принадлежит ему по решению вышеупомянутого суда от 19 Шаабана 1290, подписанному представителем судьи (в то время) Эс-Сайедом Мохамедом Тахером, сыном покойного Эс-Сайеда Али-эль-Халди, из Иерусалима, и удостоверенного его печатью. Пятый участок является частью виноградника «Уара-д-Дар», купленного им у вышеупомянутого Хассана, сына Абд-Алла-Абу Ханнама, и его братьев на основании официального документа Тапу и тугралы 849 за 9, внесенного в реестр в декабре 1294. Шестой – это тоже участок вышеупомянутого виноградника «Уара-д-Дар», купленного у Хаджи Хеджази и Мустафы, сыновей Хаджи Ибрагима-Аль-ль-Хауа, на основании предварительного документа Тапу за 2, внесенного в реестре в ноябре 1294. Седьмой – тоже участок виноградника «Уара-д-Дар», купленного им у Хуссейна, сына Али-Абу-Ханнама, по предварительному документу Тапу за 1, внесенному в реестр в октябре 1294. Восьмой – тоже кусок земли виноградника «Уара-д-Дар», купленного им у Мохамеда-Абу-Хадруса, сына Хассана, сына Хамада-Абу-Ханнама, по официальному документу Тапу и тугралы 3, внесенному в реестр в августе 1295. Девятый – это кусок земли «Карм Уара-д-Дар», купленного им у вышеупомянутого Мохамеда Хуесса и Абдаллы, сына Хассана-эль Фекайи, из Иерусалима, согласно документу Тапу и тугралы 7, внесенному в реестр в сентябре 1298, а десятый и одиннадцатый участки вышеупомянутого «Карм-эль-Бадд», купленные им у Рашида и Сулеймана, сыновей Али-Абу-ль-Хауа, – согласно двум документам Тапу, 6 и 8, зарегистрированным в апреле 1299. Строения, стены, деревья, которые находятся на вышеуказанных участках земли, принадлежат учредителю, так как они были построены, сооружены и выращены им либо приобретены на его собственные средства. 2 . Силоам Все владение – пещера в скале с примыкающей к ней овчарней – расположено в деревне Силоам в ее северной части. Оно известно под названием «Пещера с поясом над карнизом». Окружена с четырех сторон стеной, возведенной учредителем на его личные средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

На углу этой северной границы с западной стороны находятся ворота, ведущие к вышеупомянутой территории и постройкам на ней. Напротив этих ворот на северной стороне есть улица, проходящая по границе перед домом Ибрагима Абу-Лабана. Она тянется от ворот на севере и заканчивается у общественной дороги. На западе – овчарни Мохамеда и Сулеймана, сыновей Гассана, сына Ахмеда-Абу-Ганнама, Махмуда и Мохамеда, сыновей Али-Абу-ль-Хауа, а также земля Мустафы, сына Сулеймана, сына Хусейна-Абу-Сбейтана, и земля Якуба, эфенди, сына Джирьеса Халеби, православного по вероисповеданию, драгомана Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Основание и происхождение: Вышеупомянутая земельная собственность состоит из 11 земельных участков, первый из которых назван «Хакурет Салах», второй – «Хакурет карм (виноградник)-эль-Бадд», третий – «Карм-Уара-д-дар», четвёртый назван «Батн-эль-Даббур»; всё принадлежит ему по решению вышеупомянутого суда от 19 Шабана 1290, подписанному представителем судьи (в то время) Эс-Сайедом Мохамедом Тахером, сыном покойного Эс-Сайеда Али-эль-Халди из Иерусалима и удостоверенного его печатью. Пятый участок является частью виноградника «Уара-д-Дар», купленного им у вышеупомянутого Хассана, сына Абд-Алла Абу Ганнама, и его братьев на основании официального документа Тапу и тугралы (Окончательный владельческий акт, выданный в Константинополе) за 9, внесённого в реестр в декабре 1294. Шестой – это тоже участок вышеупомянутого виноградника «Уара-д-Дар», купленного у Хаджи Хеджази и Мустафы, сыновей Хаджи Ибрагима Абу-ль-Хауа, на основании предварительного документа Тапу за 2, внесённого в реестр в ноябре 1294. Седьмой – тоже участок виноградника «Уара-д-Дар», купленного им у Хуссейна, сына Али-Абу-Ганнама по предварительному документу Тапу за 1, внесённому в реестр в октябре 1294. Восьмой – тоже кусок земли виноградника «Уара-д-Дар», купленного им у Мохамеда-Абу-Хадруса, сына Хассана, сына Хамада-Абу-Ганнама, по официальному документу Тапу и тугралы 3, внесённому в реестр в августе 1295. Девятый – это кусок земли «Карм Уара-д-Дар», купленного им у вышеупомянутого Мохамеда Хуесса и Абдаллы, сына Хассана-эль Фекайи из Иерусалима согласно документу Тапу и тугралы 7, внесённому в реестр в сентябре 1298, а десятый и одиннадцатый – участки вышеупомянутого «Карм-эль-Бадд», купленные им у Рашида и Сулеймана, сыновей Али-Абу-ль-Хауа – согласно двум документам Тапу, 6 и 8, зарегистрированным в апреле 1299. Строения, стены, деревья, которые находятся на вышеуказанных участках земли, принадлежат учредителю, так как они были построены, сооружены и выращены им либо приобретены на его собственные средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Во второй половине XIII в. черниговский стол занимали князья сильнейшего в ту пору в Черниговской земле Брянского княжества – Роман Михайлович, затем его сын Олег. Однако после пострижения последнего в монахи брянский и черниговский столы остались вакантными, и Брянск перешел под власть смоленских князей 206 . Прямых сведений о причинах этого перехода нет. Но рассмотрение «брянских событий» в контексте русско-ордынских отношений 80–90-х годов XIII в. позволяет полагать, что вокняжение смоленских князей в Брянске произошло при деятельном участии Орды; Роман и Олег были сторонниками Ногая, передача Брянска в руки представителей смоленского княжеского дома (лояльных к Сараю) являла собой составную часть наступления Тохты на сферу влияния Ногая в русских землях, начатого в конце 1293 г. (в Северо-Восточной Руси это наступление проявилось в походах Дюденя зимой 1293–1294 гг. и Неврюя 1296 г.) и имела место между 1294 и 1297 гг. 207 . Можно полагать, что отъезд видного черниговского боярина был связан именно с этой «сменой власти» в Черниговской земле 208 , и, следовательно, датируется 1294–1297 гг. Даниил Александрович был в это время главой «проногаевской» группировки князей Северо-Восточной Руси и естественно поэтому, что боярин князя-вассала Ногая перешел на службу именно к нему. Московские князья в XIV в. не раз проявляли особый интерес к Черниговской земле, особенно к Брянску. Очень вероятно, что Юрий Данилович в 1309–1310 гг. поддерживал (еще не будучи великим князем владимирским) князя Святослава Глебовича в его борьбе за брянский стол с племянником Василием Александровичем; еще вероятнее поддержка Иваном Калитой в 1339–1340 гг. в аналогичной борьбе сына Святослава Глеба 209 . В 1379 г. группа бояр Черниговской земли перешла на московскую службу (с князем Дмитрием Ольгердовичем) 210 . По-видимому, Федор Бяконт был не единственным представителем черниговско-брянской знати, отъехавшим в Москву в последние годы XIII в., и наличие у московских князей постоянных интересов в центральной и южной части Черниговской земли во многом обусловливалось тем, что часть московских служилых людей имела тесную связь с этим регионом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, в том, что прочитано Секретарем, пред нами поставлен вопрос о выборах в Священный Синод и Высший Церковный Совет, а именно: произвести ли эти выборы до или после перерыва Соборных занятий? По этому вопросу среди Членов Собора раздавались различные голоса: одни – за выборы до перерыва, другие – против этого. Было созвано Совещание в составе Соборного Совета и Св. Синода и лиц, сведущих в юридических вопросах. Сначала и члены Совещания предлагали отложить выборы до возобновления занятий Собора в новом году. Но ввиду разыгрывающихся катастрофических событий в церковной и гражданской жизни и невозможности, по сей причине, оставлять Святейшего Патриарха одного, без необходимого состава высших церковных учреждений условно (факультативно) до перерыва Соборных занятий. Это означает, что сейчас действует и будет пока продолжать управление церковными делами ведать Св. Синод совместно со Святейшим Патриархом, Святейший Синод как учреждение, известен Правительству, и государственная смета на церковные нужды связана с именем сего Синода. Если не последует в церковных или государственных делах тяжелого замешательства, то Священный Синод и Церковный Совет вступят в отправление своих обязанностей в нормальных условиях. Но если возможно замешательство, то надо и это принять во внимание: нельзя же оставлять Его Святейшество одного, без учреждений, на которые он должен опереться и, быть может, пойти на крестный путь дерзновения против насилия над Церковью. Вот почему Соборный Совет, и Святейший Синод, и Совещание епископов пришли к тому заключению, что выборы в Священный Синод и Церковный Совет необходимо произвести неотложно теперь же, до перерыва занятий, а вступление в должность членов сих учреждений можно отсрочить, причем до этого грядущего срока будет действовать Св. Синод прежнего, ныне его образующего, состава. Итак, выборы в Священный Синод и Церковный Совет необходимо произвести условно. Это предположение и ставится теперь на обсуждение и одобрение Священного Собора. Итак, согласен ли Собор произвести выборы в Священный Синод и Высший Церковный Совет до перерыва соборных занятий? Согласные с этим сидят, несогласные встают.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Это очень похоже на то, что одному западному cbяmoмy XIX beka во Франции сказал крестьянин. Этот святой был настоятелем маленькой деревенской церкви; и он заметил, что какой-то старик всегда сидел в церкви, просто сидел. Он его спрашивает: " Дедушка, что ты часами делаешь в церкви? Губами ты не шевелишь, творя молитву, пальцы твои не бегают по четкам, — что ты делаешь? " ... И тот на него посмотрел и говорит: " Он на меня смотрит, я на Него смотрю, и нам так хорошо вместе " . Вот то состояние, о котором я старался говорить в течение беседы: о внутренней тишине, о том внутреннем молчании, которое позволяет вслушаться во внешнюю тишину и в глубине этой тишины ощутить больше ,  чем тишину, ощутить присутствие, которое является предельным безмолвием, но безмолвием, полным жизни, способным дать жизнь. Но, конечно, это только начало. Я говорил о том, как начать день. А что в течение дня? В течение дня каждому из нас приходится встречаться со множеством людей, заниматься множеством вещей, делать разные дела. Что тогда нам делать? как нам быть? как не терять тот внутренний строй, который мы, может быть, хоть на время получили в течение утреннего молчания, утренней тишины? На это есть несколько ответов. Первый ответ в том, что мы не заняты постоянно каждую минуту дня, есть минуты перерыва. И вот в эти минуты перерыва мы можем всегда заняться восстановлением внутренней тишины. Мы не все время мечемся; мы не все время разговариваем с кем-нибудь; мы не все время что-то делаем. Но если даже мы делаем многое, есть эти минуты перерыва. А иногда можно эти минуты перерыва и создавать. О себе говорить, конечно, неуместно, но я скажу все-таки, что когда я был врачом и ко мне приходили пациенты, в течение всего времени, когда у меня была какая-то внутренняя сосредоточенность, я занимался пациентами, а когда чувствовал, что эта сосредоточенность меня покидает, я пациенту говорил: " Я потерял собранность, мне надо помолиться. Если вы верующий, помолитесь вместе со мной, если неверующий, сидите смирно и не мешайте " , — и становился на колени и в течение полуминуты или минуты просто собирался перед лицом Божиим; а потом продолжал работу. И это вполне возможная вещь. Не обязательно делать это так демонстративно. Можно на минуту " отключиться " и войти в себя; можно сказать человеку: " Простите меня, дайте мне минуту, я так устал сейчас " , или что-нибудь в этом роде, — и вновь войти в себя. Это очень важно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=705...

328 См. предыд. примеч. Ср. св. Амвросия Медиол. Expos in Evang. sec. Luc. c. 8: ubi est impar conjugium, lex Dei Don est (Migne, Patr. lat. t. XV, col. 1767). 329 По словам Тертуллиана (Ad. uxor. II, c. 3), жена-христианка, сожительствуя мужу-язычнику, при ежедневном близком общении с ним неизбежно gentilia exhibebit, formam, exstructionem, munditias saeculares, blanditias turpiores, ipsa etiam matrimonii secreta maculosa, тогда как у „святых» officia sexus cum honore ipsius necessitatis tanquam sub oculis. Dei modeste et moderate transiguntur (Migne, Patr lat t. I, col. 1293–1294). 330 Яркий перечень их даёт Тертуллиан в 4–6 гл. вышепоименованного сочинения, уверяя, что жена-христианка в замужестве за язычником Domino certe non potest pro disciplina satisfacere, habens in latere diaboli servum, procuratorem Domini sui ad impedienda fidelium studia et officia: ut si statio facienda est, maritus de die condicat ad balneas; si jejunia observanda sunt, maritus eadem die convivium exerceat; si procedendum erit, nunquam magis familiae occupatio obveniat. Quis’ enim sinat conjugem suam visitandorum fratrum gratia vicatim aliena et quidem pauperiora quaeque tuguria circuire? quis nocturnis convocationibus, si ita oportuerit, a latere suo adimi libenter feret? quis denique solemnibus Paschae abnoctantem securus sustinebit? quis ad convivium dommicum illud, quod infamant, sine sua suspicione dimittet? quis in carcerem ad osculanda vincula martyns reptare patietur? Jam vero alicui fratrum ad osculum convenire? aquam sanctorum pedibus offerre? Latebisne tu, cum lectulum, cum corpusculum tuurh signas, cum aliquid immundum flatu exspuis, cum etiam per noctem exsurgis oratum, et non magiae aliquid videberis operari? Non sciet maritus, quid secreto ante omnem cibum gustes; et si sciverit panem, non ilium credit esse qui dicitur? Et haec ignoraus quisque rationem simpliciler sustinebit, sine gemitu, sine suspicione panis an veneni? etc. (Migne, Patr. lat. t I, col. 1294–1297). Опасность смешанного брака при обратном соотношении сторон отмечает св. Амврос. Медиол., напоминая, что saepe plerique capti amore feminarum fidem suam prodiderunt (Ер. XIX ad Vigil, n. 7, – Migne, Patr. lat. t. XVI, col. 985; та же мысль повторяется и в конце цит. послания, п. 34, – ibid., col. 1036).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Так, в силу исторических обстоятельств, в 1294 году на папский престол был возведен известный католический отшельник Пьетро дель Мурроне под именем Целестина V, которого специально отыскали в надежде, что он сумеет приостановить духовно-нравственное падение католической паствы. Он был христианином, чуждался политики и подвизался в полном одиночестве в Абруцких горах. Оттуда его обманным путем выманили Карл II Анжуйский и сын его Карл Мартелла, извечные противники папской республики, думая, что, поставив на престол благочестивого папу, они смогут спокойно управлять своей территорией, которую постоянно оспаривали папы. Но, когда отшельник стал папой, он пришел в ужас от навалившихся на него трудностей и от сложности необдуманно взятой на себя задачи. «Опасаясь за свое духовное спасение, он принял решение добровольно отказаться от папского престола... Таким образом, святой папа 10 декабря 1294 года официально объявил о своей отставке, облачился в свою одежду отшельника и, счастливый, поспешил возвратиться в горы» 148]. 263 Новый папа Бонифаций VIII отвечал всем современным требованиям папского абсолютизма, но его трудно даже назвать христианином. «Бонифаций VIII был иерархом, созданным для власти, и он проявил себя сухим, холодным и бесчеловечным высшим пастырем. Безмерно он любил две вещи: деньги и своих родственников» 148]. 264 Этот папа, как антипод своего предшественника, не мог насладиться властью до тех пор, пока не нашел и не заточил в крепость Фумоне бедного отшельника, папу Целестина V, где тот вскоре и скончался. Осуществляя свои планы абсолютной власти, папа Бонифаций VIII неоднократно вступал в кровавые вооруженные стычки с королем Франции. После очередной победы папа торжественно въехал в Рим, как некогда въезжали римские императоры, и проклял своих врагов. «Но властолюбие папы было не просто безмерно, оно было патологически болезненно и свело папу в могилу» 152]. 265 Через несколько недель после триумфального входа в Рим папа скончался, как считают исследователи, от пережитого волнения; некоторые из них утверждают, что перед смертью папа сошел с ума.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010