Средневековая церковь со всеми ее атрибутами была не только громоздким, но и очень дорогим учреждением. Однако короли и феодалы шли на затраты, получая взамен нечто неизмеримо большее – высшую санкцию на свое господство. И поэтому, если иногда даже и вспыхивали распри между светской и духовной властью (например, между папами и императорами), то они всегда заканчивались примирением, причем церковь и папство неизменно оказывались в выигрыше. Пик могущества папской власти приходится на понтификаты Григория VII (1073–1086) и Иннокентия III (1198–1216). Первый изъял из рук светских властей назначение духовных лиц и установил единый порядок избрания пап конклавом кардиналов, второй сформулировал теократическую доктрину верховенства духовной власти над светской и создал разветвленный агентурный аппарат и порядок управления католическими странами. Отныне папский Рим не только распоряжался коронами европейских монархов, но и получал огромные доходы за счет поборов с «вассальных» государств. Кроме того, в результате организованного им четвертого крестового похода (1202–1204), Иннокентий добился сокрушения Византийской империи и кратковременного присоединения под власть папского Рима православной церкви (1204–1261). Это был предел, выше которого папская власть уже никогда не поднималась. Однако вскоре всем этим успехам пришел конец. По мере того как активизировался процесс консолидации крупных государств в Европе и усиливалась королевская власть, политическое значение папства неуклонно падало. В централизованном национальном государстве сильный монарх, не желая делить власть с соперником, всегда стремился поставить церковь в зависимое положение и, как правило, преуспевал в этом. Столкновение Филиппа IV Красивого с папой Бонифацием VIII и победа французского короля свидетельствовали о том, что наступили новые времена, и о былом могуществе Рима мечтать не приходится. Время понтификата Бонифация VIII (1294–1303) стало началом крушения могущества папской власти и прологом упадка католической церкви в целом. Уже вскоре после смерти этого папы последовало «Авиньонское пленение», в результате которого римским понтификам пришлось в течение 70 лет (1309–1378) жить на чужой территории, оставаясь фактически пленниками французского короля. Но и после этого положение пап не улучшилось и деградация католицизма пошла быстрыми темпами... Когда автор книги о Лютере уверяет нас в том, что накануне Реформации в католической церкви все обстояло более или менее благополучно, он умышленно умалчивает о тех диких безобразиях, которые происходили здесь в ходе всего XV века и которые должны были в корне подорвать прежнюю слепую веру населения Запада в своих духовных пастырей и их заветы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

Досифей Иерусалимский (февраль 1189 и 1189–1192) Георгий II Ксифиллин (1192–1199) Иоанн X Каматир (1199–1206) Михаил IV Авториан (1206–1212) Феодор II Ириник (1212–1215) Максим I (6 месяцев) (1215) Мануил I Харитопул Сарантин (1215–1222) Герман II (1222–1240) Мефодий II (3 месяца) (1240) Около 1240 – около – 1243/4 г. – вакантен. Мануил II (1244–1255) Арсений Авториан (1255–1260 и 1261–1267) Никифор II (1260–1261) Герман III (несколько месяцев) (1267) Иосиф I (Галисиот, омологит) (1267–1275, 1282–1283) Иоанн XI Векк (или Век, Векон) (1275–1282) Григорий (Георгий) II Кипрский (1283–1289) Афанасий I (1289–1293 и 1303–1309) Иоанн XII Косьма (1294–1303) Нифонт I (1310–1314) Иоанн XIII Гликис (1316–1320) Герасим I (1320–1321) Исайя (1323–1334) Иоанн XIV Калека (Априн) (1334–1347) Исидор I (1347–1350) Каллист I Святогорец (1350–1354 и 1355–1363) Филофей Коккин («Красный») (1354–1355 и 1364–1376) Макарий (1376/7–1379 и 1390–1391) Нил (1379–1388) Антоний IV (1389–1390 и 1391–1397) Каллист II Ксанфопул (несколько месяцев) (1397) Матфей I (1397–1402 и 1403–1410) 1402–1403 гг. – вакантен. Евфимий II (1410–1416) Иосиф II (1416–1439) Митрофан II (1440–1443) Георгий III Мамма(с) Мелиссин (1443–1450) 173 Афанасий II (1450–1453) Георгий (Геннадий II) Схоларий (1454–1456, 1458, 1464–1465) Исидор II(1456–1462) Софроний I Сиропул (1463–1464) Римские папы и антипапы 1-й период: три первых столетия развития папства до утверждения папской власти при Константине I Великом. Апостол Петр Лин Клет Климент I (92–101?) Эварист (100–109?) Александр I (109–119?) Сикст I(119–126?) Телесфор (126–136?) Гигин (136–140?) Пий I (141–157?) Аникет (157–168?) Сотер (168–176?) Элевтер (176–189) Виктор I (190–202) Зеферин (202–217) Каллист (Калликст) I (217–222) Урбан I (223–230) Понциан (230–235) Антер (235–236) Фабиан (236–250) Корнелий (251–253) Люций I (253) Стефан I (253–257) Сикст II (257–258) Дионисий (259–269) Феликс I (269–274) Евтихиан (274–283) Гай (283–296) Марцеллин (296–304) Марцелл I (307–309)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

193 Владимир Киевский (ум. в 1015 г.) – великий киевский князь, сделавший христианство государственной религией Руси. 194 ...от единоя отрасли великаго князя Александра Ярославича Невскаго... – Александр Ярославич, прозванный Невским (ок. 1220–1263), – князь Новгородский, с 1252 г. – великий князь Владимирский; потомок по прямой линии Владимира Святославича Киевского и родоначальник нескольких ветвей княжеских родов Рюриковичей, в том числе Шуйских. 196 ...Андрй Владимерский и Суждалский... – Сын Александра Невского Андрей Александрович (ум. в 1304 г.), князь Городецкий и Костромской (с 1276 г.), великий князь Владимирский (окончательно – с 1294 г.). 197 ... князъ Данило Московский... – Младший сын Александра Невского Даниил Александрович (1261–1303), получивший в удел в 1272 г. Московское княжество. 198 ...послушавъ царя, и прихалъ въ царствующий град Москву из слободы Александровы... – Александрова слобода (современный город Александров Владимирской обл.) – в 113 км от Москвы; владенье московских князей с начала XIV в., с 1564 г. – укрепленная резиденция Ивана Грозного. В первой половине октября 1609 г. слобода была занята войсками М. В. Скопина и стала опорным пунктом русских войск в их дальнейшей борьбе с польско-литовскими интервентами. Из Александровой слободы М. В. Скопин выступил в конце февраля, а 12 марта 1610 г. въехал в Москву, торжественно встреченный царем Василием Шуйским и ликующими толпами москвичей как освободитель Москвы от длительной и тяжелой блокады. 199 Иван Михайлович Воротынский – один из видных политических деятелей в правительстве Василия Шуйского. 200 ...жена князя Дмитрея Ивановича Шуйского, Марья...– Д. И. Шуйский – родной брат царя, дядя молодого полководца, завидовавший его успехам и обвинявшийся народной молвой в его смерти. После смерти М. В. Скопина был поставлен во главе русского войска и был разбит войсками гетмана Жолкевского под Клушином в июне 1610 г. Вместе с братьями Д. И. Шуйский был арестован поляками, увезен в Варшаву, умер в плену.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XIII в. В XII-XIII вв. слава лавры Стилу уже намного превосходила известность мон-ря Келливарон. В 1222 г. патриарх Мануил I попытался упорядочить систему управления Л. Своим распоряжением он подтвердил статус игумена Стилу Павла как прота Л., но при этом объявил о необходимости после смерти Павла возвратить права протата мон-рю Келливарон, поскольку эти права принадлежали ему издревле ( Mikloschich, M ü ller. Vol. 4. P. 295-298; RegPatr, N 1231; Janin. Grands centres. P. 450). Это решение говорит о некоем обострении соперничества среди крупнейших мон-рей Л., однако скорее всего это распоряжение не было реализовано. Уже в 1225 г. новый патриарх Герман II, а затем и никейский имп. Иоанн III Дука Ватац (1221-1254) подтвердили автономный статус мон-ря Стилу и титул архимандрита для его настоятеля. Т. о., в споре за первенство лавра Стилу одержала верх ( Mikloschich, M ü ller. Vol. 4. P. 298-300; Vol. 6. P. 429-430; RegImp, N 1712; RegPatr, N 1237, 1294-1295; Janin. Grands centres. P. 451). Тем не менее в это время Келливарон оставался действующим культурным центром. Известны неск. рукописей XIII в. из этого мон-ря. Рукопись Sinait. gr. 274 была переписана здесь в 1236 г. иером. Неофитом, доместиком (видимо, управляющим имуществом) мон-ря. Др. рукописи содержат пометы о принадлежности к монастырской б-ке: Angel. 21 и 70, Vat. gr. 446 и 448 ( Janin. Grands centres. P. 230-231). В кон. XIII в. начинается упадок Л. Основной причиной запустения стало растущее давление со стороны кочевников-тюрок, к-рые уже в кон. XI в. грабили Л. и впосл. неоднократно совершали набеги на эту местность. Большинство из исследованных археологами мон-рей Л. имели оборонительные стены, пригодные для военных нужд. Ок. 1282 г. по решению имп. Михаила VIII общину мон-ря Келливарон, состоявшую в то время лишь из 9 монахов, переселили в К-поль, в мон-рь св. Димитрия. Слияние мон-рей при этом не предполагалось, и монахи из Келливарона жили в К-поле на особых правах, но вскоре мон-рь на Л. превратился в метохий столичной обители св.

http://pravenc.ru/text/2463187.html

Кроме того, святителя отличала от Нестория широкая и глубокая образованность. Живя в одном из главных центров позднеантичной культуры, он сумел блестяще воспользоваться и лучшими плодами эллинского наследия, и приобщиться к уже вполне созревшей христианской культуре. В основе всего образования и воспитания св. Кирилла лежало Священное Писание 1289 . Его он изучал в первую очередь под руководством Дидима Слепца – последнего выдающегося представителя «старой» Александрийской школы, ученого монаха и тонкого экзегета, призванного св. Афанасием Александрийским возглавить огласительное училище 1290 . Возрастив зерна знаний, посеянных этим и другими учителями 1291 с помощью своей неуемной энергии, святитель и сам вскоре стал одним из наиболее глубоких толкователей Библии среди церковных писателей, опираясь в своих толкованиях на всестороннее знакомство с предшествующим святоотеческим Преданием 1292 . Не случайно большая часть его творений – экзегетические произведения. В них св. Кирилл являет себя преемником александрийской традиции толкования слова Божия, хотя и не во всем и не всегда слепо следует ей, творчески развивая и насыщая ее все более богатым догматическим содержанием, прежде всего христологическим 1293 . Отдавая предпочтение в своих толкованиях духовному смыслу Писания (которое он, как и антиохийцы, обычно обозначал понятием «созерцание», избегая термина «аллегория»), нераздельному от «типологии», святитель усиленно подчеркивал и высокое значение смысла буквального 1294 . Другими словами, взаимовстречное движение александрийской и антиохийской экзегезы проявилось в творениях св. Кирилла не менее заметно, чем в трудах блж. Феодорита. Далее, помимо основательного и глубокого знания Священного Писания, святитель обладал и солидными познаниями в области философии. В его творениях цитируются сочинения Александра Афродисийского, Плотина, Порфирия и других языческих философов; активно он использовал и аристотелевскую логику 1295 . Поэтому, будучи не только экзегетом, но и апологетом, св. Кирилл мог аргументированно противопоставлять эллинской мудрости христианское любомудрие, что, например, наиболее очевидно проявляется в его сочинении против Юлиана Отступника 1296 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Владимирских святых (23 июня) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВАРЛААМ († 1585 ), еп. Суздальский и Тарусский, свт. (пам. 8 сент., 6 июля - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ Васильевич Осорьин [Осоргин] (сер. 30-х гг. XVI в. — ок. 1592/93), прав. (пам. 23 июня — в Соборе Владимирских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128847.html

На место Стефана IV католикосом был поставлен епископ Анарзабы или Анаварзы Григорий. Григорий VII (1294–1301) имел свое местопребывание в г. Сисе и заявил себя, как искренний друг мира и согласия с вселенской церковью. Еще раньше его избрания в католикосы про него ходили слухи, что он расположен к грекам, так что даже было колебание, утверждать ли его в этой должности 243 . Вступивши на кафедру, Григорий, однако, некоторое время имел формальные сношения только с латинянами. Надо полагать, что в этом случае он отдавался духу времени и направлению, давно уже господствовавшему при дворе армянского царя. Царь Гетум был усердный поклонник латинян и видимо находился под влиянием латинских монахов. Он даже отказался от царства и удалился в монастырь, где принял монашество с именем Иоанна и стал носить одежду францисканского монаха. После его удаления в монастырь, направление не изменилось: армяне, не смотря на явную приверженность Гетума к латинству, относились к нему с уважением и продолжали считать его законным царем. Поставленный Гетумом в цари брат его Торос тоже продолжал оказывать ему покорность. Но брак их сестры Марии с соправителем и сыном императора Андроника Михаилом (1296) сблизил Гетума и Тороса с греками. Вскоре после этого братья посетили Константинополь. Назначенный ими временный наместник Сембат провозгласил себя армянским царем. Неизвестно, почему кат. Григорий принял сторону Сембата. Вероятно дружба Гетума и Тороса с греческим императором возбудила ревность в латинянах и они подговорили Сембата захватить царство, а катол. Григория склонили содействовать ему. Как бы то ни было, во всяком случае Григорий совершил над Сембатом помазание и после того вместе с ним писал папе Бонифацию VIII почтительное письмо. Григорий, кроме того, посылал к папе от своего лица особых уполномоченных и чрез них заявлял покорность папскому престолу, а также просил помощи против неверных. В ответном письме папа хвалил Григория за то, что он признает папу вселенским главою церкви и заявляет ему свою покорность и уважение, как наместнику Христа и преемнику св.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Патриарх действовал так в угодность Царю Михаилу Палеологу, а Царь для безопасности своего Царства и в надежде, что Папа примирит его с братом Св. Людовика, опасным Карлом д " Анжу, который, господствуя на Средиземном море, угрожал Империи Греческой. Российский Епископ видел в Константинополе несчастный раскол, гонение и даже казнь многих ревностных сановников Церкви, громогласно осуждавших Царя, и возвратился (в 1279 году) к Митрополиту с известиями печальными. Духовенство Российское, по кончине знаменитого Кирилла, два года не имело Главы, ибо не хотело, как вероятно, принять нового Митрополита от злочестивого Иоанна Векка. Максим в 1283 году был посвящен старцем Иосифом, вторично призванным на Патриаршество по смерти Императора Михаила и предавшим анафеме уставы Латинской Церкви. – В одной летописи сказано, что преемник Кириллов, Грек Максим, прибыв в Россию, ездил в Орду и после сзывал для чего-то всех наших Епископов в Киев; но сие известие, не подтверждаемое другими достовернейшими Летописцами, остается сомнительным. Доселе ни Митрополиты, ни Епископы наши не бывали в Орде, кроме Сарского, жившего в ее столице. Достойно замечания, что Епископ Феогност ездил оттуда в Константинополь не только по церковным делам, по и в качестве Ханского Посла к Императору Михаилу, тестю Ногаеву. Сей славный Ногай – в тот самый год, как Дюденево войско злодействовало в России, – был побежден Ханом Тохтою и найден между убитыми. Кажется, что в сие время уже разные Воеводы Могольские присвоивали себе имя Царей: ибо в наших летописях упоминается еще о каком-то Царе Токтомере, который (около 1293 году) приезжал в Тверь, утеснял народ и возвратился с богатою корыстию в свои Улусы. Глава VI. Великий князь Андрей Александрович. Г. 1294–1304. Браки. Свойства Андреевы. Суд Князей. Сеймы Княжеские. Москва усиливается. Смелость Россиян. Смерть Даниила Московского. Междоусобия в Княжениях. Война с Орденом Ливонским. Кончина и слава Довмонтова. Ландскрона. Мир с Даниею. Смерть Андреева. Разные бедствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

В 22-й день. Житие и жизнь Преп. Аверкия Епископа Иерапольского, л. 1209–1246 об. Нач. «Во оны дни старейшинство и епископство христианска Иерополиева града Святому Аверкию приемшу.» – Октября в 22-й день и Августа в 4-й день, страсть Свв. седми отроков, иже во Ефесе, Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина и Иоанна, л. 1247–1268 об. Нач. «Тогда воцарися Декий Царь и прииде во Ефес от Карфагенского града, тогда собрашася все страны того места требы сотворити суетным богом.» В 23-й день. Житие и мучение Св. Иакова брата Господня по плоти, л. 1271–1274 об. Нач. «Сей зело великий и многоименитый Ияков брать же Господень быв.» – Повесть словеси явления честных и многоцелебных мощей Преподобного телеси Св. Иакова, иже в пределах Великого Новограда, Боровицкого Чудотворца, како прииде мытой рекой вопреки струям к месту Боровицку, идеже лежаше, или коей славой прослави его Бог , л. 1275–1294 об. Нач. «Егда преблагой Господь показати хотя угодника Своего Иакова, и славу и силу преподобства его.» В 24-й день. Мучение и конец Св. мученика Арефы и иже с ним, л 1295–1310 об. Нач. «В лето Царя Иустиниана Боголюбивого, царствующу ему Римской и Греческой землей; во Иерусалиме, же тогда сущу Иоанну Архиепископу.» В 25-й день. Страсть Свв. Исповедников Маркиана, и Мартирия, и Анагноста, и Нотария, л. 1311–1314 об. Нач. «Бысть по скончании блаженного Александра Епископа, по доброчестних трудех, в добре труде.» В 26-й день. Мучение Св. и славного великомуч, и страстотерпца Христова Димитрия, л. 1315–1326. Нач. «Максимиян, иже Геркулие, покорив Готфы и Савроматы Римляном, сшед в Селунский град пребываше.» – От изложения чудес Св. и славного великомученика Димитрия Мироточеца Селунского, л. 1328–1336 об. Нач. «И бяше убо мучениково лице и тело его на земле повержено. По сих же некто от христолюбивых людей честное тело вземше и благочестив скуташа.» – Чудеса Св. великомученика Дмитрия Селунского, еже виде слуга его пришедша, л. 1337–1365 об. Нач. «Пришедшим поганым на Солунский град и брань сотвориша со гражаны.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

4 В отличие от участи праведных грешники наследуют, по всемирном суде, вечные муки. Кто здесь не искал и не принял жизни своей душе, то есть Божественного света Духа, тот во время исшествия из тела уже отлучается на левую сторону тьмы, не входит в Царство Небесное и имеет конец в геенне с диаволом и его аггелами 1284 . Гееннские наказания имеют свои различия и меры, сообразно степени и виду человеческой греховности 1285 . Исследовав силу изложенных выше слов, со всей ревностью возьмемся за свое спасение, чтобы избавиться от всех ухищрений сатаны и оказаться неосужденными в день последнего суда Христова 1286 . Часть II. Подвижническая жизнь христианина I. Обращение грешника к Богу Всякий грешник, желающий восстать из состояния падения, должен ясно представлять себе: 1. В чем состоит начало его обращения, его выход на путь добродетели, или: 2. Начало борьбы с собой. 3. Какова полнота обращения к Богу. 4. Какова помощь свыше подвизающемуся. 5. Насколько опасна медлительность в деле обращения. 1 Отчаяние во спасении есть внушение злобных и коварных демонов. Господь Спаситель всегда принимает душевно обращающихся к нему и ищущих у Него милости, подобно тому как во дни Своей земной жизни принимал в общение Свое всех кающихся грешников. Он безмерно щедр в исцелении духовных болезней 1287 . Обращение ко Господу имеет свои выражения в человеческом настроении. Душа, ослепленная греховной тьмой и изъязвленная страстями, имеет достаточно силы к тому, чтобы с верой вопиять ко Господу о прощении грехов и непрестанно призывать Его на помощь в деле личного оставления страстной жизни 1288 . Господь Сам обещал открывать дверь милосердия ударяющим в нее, обрестись ищущим Его 1289 и дать Духа Святаго просящим 1290 . 2 Вступающий в подвиг оставления страстей должен, со своей стороны, бороться с собой двояко. В видимых делах этого мира ему необходимо удаляться от земных развлечений, мирских связей и от страстных действий и помыслов. Сокровенно он обязан бороться с самими духами злобы, по слову апостола: «Наша борьба... против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных " 1291 . Видимый мир раздражает грешную душу пристрастиями к земным вещам и услаждениями при обладании ими 1292 . Поэтому обращающийся к Богу должен отречься от внешнего человека, от прежних нравов, знания вещей и имения, а затем уничижать себя всемерно. Истинная мудрость состоит не в красивых словах, а в обладании крестной силой 1293 , в неизвинении своих погрешностей, в неуслаждении страстями 1294 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010