Что касается способа пения псалмов, то все более и более, по-видимому, распространяется респонсорный и антифонный способ пения псалмов в замен общего. Вышеприведенное место из письма Василия В. к неокесарийским клириком 687 как будто дает понять, что неокесарийцы считали нововведением первые два рода пения. Из слов св. Златоуста: «некогда пело все собрание в один голос, что и мы ныне делаем» 688 можно тоже заключать, что это был первобытный способ пения и что он теперь стал уступать место другим. Бл. Августин тоже упоминает о таком способе пения псалмов: «Мы пропели псалом в один голос (una vice), поощряя друг друга, говоря единодушно: «приидите возрадуемся " " 689 . Одиночное пение Противоположный этому поду пения составлял такой, когда псалом (или песнь, гимн) пелся только хором певцов или одним певцом без участия молящихся. Замечено, что св. Кирилл Иерусалимский , ссылаясь на пропетые псалмы в своих катехизических поучениях, никогда не выражается: «как мы или вы пели», а всегда: «как вы слышали» 690 . Собор же Лаодикийский даже запрещает петь в церкви кому-либо, кроме «канонических певцов» 691 . По Иоанну Кассиану у Египетских монахов псалом всегда пелся одним из братии, а прочие сидя слушали 692 . Подробнее характеризуя этот род исполнения псалмов, Иоанн Кассиан дает понять, что оно совершалось ровным распевом (parili pronynciatione) в одних монастырях без перерыва стих за стихом (contiguis versibus) 693 , в других с разделением из на две или на три статьи (intercisiones) с промежуточными молитвами про-себя 694 . Из обычая непрерывного пения псалма одним певцом возник на Западе способ исполнения (с. 170) псалмов, которому усвоено несколько позднее название psalmus tractns (tractim dicere – говорить без перерыва) и которое состояло в том, что псалом или стих его пелся одним певцом, без ответа ему со стороны хора (по определению Амалария, писателя IX в.) 695 . Из такого пения псалмов возникло нынешнее наше чтение из, которое является собственно речитативным пением. Респонсорное или ипофонное пение

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Последнюю точку в этом процессе поставили «Апостольские Правила» (кон. IV в. – нач. V в.): «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен». Сегодня пост среды и пятницы считается для православного человека общеобязательным. Как возник Великий пост? Сегодня мы Великий пост практически не отделяем от Страстной седмицы. Одно перетекает в другое без всякого перерыва в посте. На самом же деле Великий пост и Страстная – разные периоды жизни Церкви. Между ними есть даже два непостных дня. Они не относятся к сорока дням поста и не принадлежат Страстной. Это Лазарева суббота и Вербное воскресенье. 4 Так вот, Великий пост и Страстная седмица имеют причиной своего происхождения две разные благочестивые традиции: Страстная неделя появилась из желания христиан почтить молитвой и воздержанием Страсти Христовы. Великий пост возник как период аскетической подготовки людей, желающих принять Таинство святого Крещения. И первое, и второе происходило перед Пасхой. Пасха, Воскресение Христово – увенчало Его Страсти, и на Пасху же совершалось крещение желающих вступить в Церковь. Сегодня у нас оба эти важные момента жизни Церкви находятся рядом (между ними лишь два дня перерыва, о чем упомянуто выше). Как мы постимся сегодня? Мы постимся 6 недель по 7 дней: 6х7=42. Сорок дней – это Святая Четыредесятница, или, как мы привыкли говорить Великий пост, а два дня – это Лазарева суббота и Вербное воскресенье. Затем наступает шестидневный пост Страстной седмицы. По времени эти посты – сорокадневный и шестидневный – практически совпадают. В древности же они совершенно совпадали. Когда мы читаем в канонах Церкви предписание всем обязательно поститься Святую Четыредесятницу, то речь идет о Великом посте, объединенном со Страстной неделей. Вот что пишет о древней Четыредесятнице римская паломница Эгерия. Ее свидетельство относится примерно к 380-м годам:

http://azbyka.ru/parkhomenko/pravoslavny...

После этого началось чтение доклада о. Иоанна Романидиса (Элладская Церковь ) «Природа искупительного дела Христа на Кресте и в Воскресении». Вернее, чтение его беглых черновых заметок, которые он, по его словам, набросал по прибытии в Хельсинки. Удивительная вещь: о. Романидису почти год тому назад в Шамбези было поручено составить этот доклад, и он очень охотно за это дело взялся, но за все это время ничего не сделал, а только по прибытии в Хельсинки начал его набрасывать, ко второму заседанию набросал первую часть, к третьему вторую, а последнюю так и не представил. Таким образом, нам пришлось слушать доклад о. Романидиса в черновом виде, по частям и не полностью. Такая безответственность со стороны проф. Романидиса вызвала справедливое недовольство всех присутствующих. И действительно, трудно было что-либо понять из этого недоконченного доклада, при всех его несомненных богословских достоинствах. Не имея текста доклада о. Романидиса, мне трудно изложить его содержание, скажу только, что он много говорил в выражениях отчасти схоластической, отчасти паламитской терминологии о нетварных энергиях еще до Моисея, об обожении в Ветхом Завете, о Кресте до Голгофы и многом другом. В последующем обсуждении прочитанной части доклада архиеп. Василий заметил, что св. отцы не учат об обожении в Ветхом Завете. О нем можно говорить только как следствии воплощения Логоса. Дух Святый до Воплощения хотя и действовал, но не был соединен существенно с людьми. Романидис уменьшает спасительную силу Воплощения. Терминология его не святоотеческая. Митр. Мефодий сказал, что доклад Романидиса богословски глубок, но написан не на тему. Он не отвечает на вопрос англикан, как действует спасительная сила Креста и Воскресения в современной Церкви. Как действует Церковь в наше время? После перерыва было решено отложить дальнейшее обсуждение доклада о. Романидиса на завтра, когда он прочтет вторую часть своего доклада. После перерыва был заслушан доклад архиеп. Афинагора о теории всеобъемлемости в Англиканской церкви. В этом докладе архиеп. Афинагор, ссылаясь на решения последней Ламбетской конференции и на книги и выступления англиканских епископов и богословов самого недавнего времени, рассматривает теорию и практику англиканской «всеобъемлемости» в области богословия, церковной власти и авторитета, философских и научных течений современности и в практической жизни Англиканской церкви. Он отмечает, что англикане в своих дискуссиях с православными объясняют «всеобъемлемость» как своего рода кафоличность и сравнивают ее с православной «икономией». Оправдывают се пастырской заботой о единстве церкви и указывают на бесполезность и даже вредность наложения прещений на уклоняющихся от церковной истины. Указывают, что и римо- католики за последнее время встали на тот же путь, как и они.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Вопрос. Что должно заключить из всего вышесказанного? Ответ. То, что истинная Церковь основана Самим Иисусом Христом, что эта Церковь со времени основания ее всегда существовала и существует теперь, что она никогда не могла и не может впасть в заблуждение, и что, наконец, каждый должен верить твердо и непоколебимо в то, чему она учит, потому что учение ее так же, как и Божественный Основатель ее, одно и тоже вчера, сегодня и во веки ( Евр.13:8 ). Вопрос. В какой Церкви вы находите второй признак истинной Церкви Христовой, т. е. непрерывность? Ответ. Во святой православной Церкви. Вопрос. Ведет ли она свое начало от Апостолов? Ответ. Точно так, ибо никогда никто не мог определить происхождение ее в позднейшее время. Вопрос. Существовала ли православная Церковь непрерывно в продолжение всего этого времени? Ответ. Без сомнения, ибо никогда никто не мог доказать, что такой перерыв существовал равно как никто не мог определить время этого перерыва и то, сколько он продолжался. Вопрос. Чем еще можно доказать непрерывность православной Церкви? Ответ. Непрерывной преемственностью епископов православной Церкви, которую не в состоянии опровергнуть даже и враги ее. Вопрос. Общество штундистов имеет ли указанный признак (т. е. непрерывность) истинной Церкви Христовой? Ответ. Не только штундисты, но и все другие секты не имеют указанного признака истинной Церкви. Вопрос. Когда в первый раз появилась штунда? Ответ. В начале шестидесятых годов девятнадцатаго столетия на юге России. Вопрос. Откуда ведет свое начало учение штундистов? Ответ. Главные мысли учения штундистов заимствованы из учения Мартина Лютера, который начал проповедывать свое учение в 1517 году. До этого времени это учение не было известно ни в одной христианской стране. Вопрос. Штундисты не могут ли сказать, что преемственность священной иерархии они унаследовали от лютеран? Ответ. Если даже и допустить это, то таким образом штундисты воссоединят себя с Апостолами? У них останется еще пятнадцать столетий перерыва. Далее, так как сами лютеране не сохранили преемственности священной иерархии от Апостолов, то и «духовные» лица их благодати священства не имеют, а потому поставленные ими «пресвитеры» штундистов также не имеют благодати священства и остаются простыми мирянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

736 Черкасова Мария Александровна (1841 – после 1912) – известный педагог и благотворитель. В 1879–1881 гг. занималась миссионерской деятельностью в Японии под руководством свт. Николая (Касаткина) , начальника Японской Духовной миссии. В 1887 г. по поручению Императорского Православного Палестинского общества приехала в Бейрут, где в последующие 10 лет организовала одну за другой 5 русских школ, которыми и руководила до 1912 г. Память о «Маме-Черкасовой» доныне сохраняется среди православного населения Ливана. – Ред. 737 Очевидно, с целью получения дополнительной информации об Иерусалиме, который Михаил посетил осенью 1886 г. и куда М. А. Черкасова намеревалась ехать учительницей. – Ред. 738 Павел (Доброхотов Прокопий Нилович; 1814–1900 г.). С 1866 г. епископ Вологодский и Устюжский, с 1869 г. – Псковский и Порховский, с 1882 г. – Олонецкий и Петрозаводский. С 1897 г. на покое. – Ред. 739 Питирим (Окнов Павел Васильевич; 1858–1920). Сын протоиерея, окончил Киевскую ДА, по окончании которой 3 июня 1883 г. принял монашество. Это было первое после большого перерыва пострижение в Киевской ДА. После того как в СПбДА (также после длительного перерыва) принял монашество Михаил (Грибановский) , в академической среде острили, что «Окнов прорубил окно, а после Грибановского монахи стали расти как грибы». Хиротонисан 17 июля 1894 г. во епископа Новоград-Северского, с 23 ноября 1915 г., – митрополит Петроградский и Ладожский. После Февральской революции 1917 г. уволен на покой. Умер на руках митрополита Антония (Храповицкого) в январе 1920 г. – Ред. 1 Иларион (Троицкий), архим. Богословие и свобода Церкви. О задачах освободительной войны в области русского богословия//Богословский вестник. 1915. Л» 9. С. 128 и след. То же: Священномученик Иларион. Без Церкви нет спасения. М.; СПб., 2000. С. 302–350. 747 Борис (Плотников Владимир Владимирович; 1855–1901) – богослов, духовный писатель. Профессор метафизики в Казанской ДА, позже – инспектор и профессор апологетики в МДА. С 1899 г. ректор СПбДА, рукоположен во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии в 1899 г. С января 1901 г. на покое, по болезни. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Лишь после Февральской революции 1917 года появилась реальная возможность созыва Поместного собора. Он открылся на праздник Успения Пресвятой Богородицы (15 августа старого стиля) в Успенском соборе Кремля. Отличием этого собора стало то, что в его работе принимали активное участие миряне, составлявшие более половины его членов. Собор восстановил Патриаршество и избрал по жребию на патриарший престол своего председателя – митрополита Московского Тихона. Были приняты определения о полномочиях и порядке формирования высших церковных органов, епархиальном управлении, приходах, монастырях и монашествующих. Была определена необходимость установления нового правового статуса Церкви в государстве: она призывала признать за собой свободу во внутреннем устроении и вместе с тем первенствующее положение среди других конфессий; глава государства должен был быть православным. Было постановлено привлечь к участию в церковном служении женщин в качестве старост, миссионеров, псаломщиков. Собор 1917-1918 годов укрепил Церковь в начале эпохи гонений и стал настоящим образцом соборного устроения Церкви. Следующий собор постановили созвать в 1921 году, однако при советской власти это оказалось невозможным. Заседание Поместного собора 917-1918 годов, на котором после более чем двухсотлетнего перерыва в Русской Церкви был избран патриарх. Им стал митрополит Московский Тихон (Беллавин) – на фото в центре Разбойничьи соборы были и в России Наоборот, при активной поддержке большевиков свои " поместные соборы " в 1923 и 1925 годах провели раскольники-обновленцы, попытавшиеся поставить Церковь под свой контроль. Не получив поддержки церковного народа и большей части епископата, обновленцы в конечном счете лишились и помощи властей. Попытка сфабриковать " советскую ересь " бесславно провалилась. Лишь в сентябре 1943 года, в разгар Великой Отечественной войны, когда идеология режима резко эволюционировала в патриотическом направлении, впервые после 1918 года появилась возможность созвать собор, на котором присутствовало 19 архиереев (некоторые из них незадолго до того вышли из лагерей). Был восстановлен Священный синод и на безальтернативной основе патриархом избран (после перерыва в18 лет) митрополит Московский Сергий (Страгородский). В дальнейшем альтернативное избрание было введено только на соборе 1990 года, а кандидатуры патриархов, как и все принимаемые на соборах решения, согласовывались с советским руководством. Однако испытав на прочность веру Церкви в годы кровавых гонений, коммунистическое государство уже никогда не пыталось сломить ее стержень – вероучение.

http://religare.ru/2_99428.html

- На чём же Вы Владыко разъезжаете? - спросил я. - У меня две машины. Стараюсь, как можно чаще говорить со священниками, назначать хороших и удалять плохих. А главное - служить часто литургию и молиться за всех. - Скажите, а как складывается Ваша личная жизнь? Не обижают Вас? - Сейчас нет, - ответил он. - Живу в отдельном хорошем доме. Развожу в моем саду розы, у меня их более ста сортов. С уполномоченным отношения хорошие. - А правда, что он даже предлагал Вам выставить Вашу кандидатуру в Патриархи? - спросил я митрополита Иосифа. - Да, это чистая правда. Но на это я никогда не соглашусь. Во-первых, слишком уже стар, а затем у меня нет богословского образования... да и светское маленькое. Не хочу, чтобы меня потом в Синоде укоряли за невежество, заставляли бы соглашаться с их мнениями на том основании, что они богословы, а я неуч и должен их слушать. В последующие дни Собора, мне пришлось ещё два раза беседовать с Владыкой Иосифом. Случилось так, что мне необходим был совет, и я обратился к нему за таким духовным советом. Дело в том, что некоторые архиереи, участники Собора, в разговорах со мною убеждали меня больше не выступать по вопросу о " постановлениях 1961 года " , они настаивали на том, что это повредит Церкви. Я был в полном недоумении, что делать и решил посоветоваться с митрополитом Иосифом. - Владыко, спросил я его, - меня некоторые здесь отговаривают больше не выступать о " постановлениях " . Что Вы об этом думаете? Ответ митрополита Иосифа был очень энергичным и решительным. - Тот, кто Вас отговаривает - сволочь! - Так по Вашу нужно продолжать настаивать? - Да, продолжайте говорить и бороться за Церковь, даже если Вам придётся за это пострадать. Благословляю Вас от имени Церкви и верующих на этот подвиг! Я знаю, что Вам это дорого далось, на Вас будут нападать, но продолжайте. Вот, что ответил мне митрополит Иосиф. Я был, тронут прямотой слов престарелого митрополита и благодарен за его нравственную поддержку. В день, когда происходило обсуждение прочитанных докладов, и выступали записавшиеся накануне ораторы, во время обеденного перерыва, митрополит Иосиф сам ко мне обратился. Надо сказать, что все эти выступление не отличались новизной и оригинальность, а по большей части смахивали на трафарет и сводились к пересказу прочитанных докладов. В докладах обходились все острые вопросы, церковная жизнь в них мало отражалась, и потому они были лишены подлинного интереса. И вот подойдя ко мне во время перерыва, митрополит Иосиф в свойственных ему ярких выражениях, отметил именно эту скуку и безличие: " Опять нас будет сегодня тошнить от этих обсуждений! " И действительно, послеобеденные выступления дали повод для таких " характеристик " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/131/...

После перерыва для обеда, за которым с выборщиками трапезовали и Архипастыри, в 4 часа все заняли свои места в зале. Были розданы всем картоны, на которых каждый желающий написал своих кандидатов. Большинство записок получили: священник] И. Щукин (70), священник] С. Нименский (68), священник) А. Борисов, прот[оиерей] М. Войк (33), прот[оиерей] А. Лебедев (25) и т. д. Из мирян: Скородумов Е. (184), Миклашевский Ник. (183), Балдин (65), Феофилов (64), Гедеевский (60) и т. д. После перерыва для подсчета записок началась баллотировка намеченных кандидатов. Баллотировались сряду три кандидата. Выборщики вызывались и выходили по уездам и по благочиниям. В первый раз выборы пресвитера не дали абсолютного большинства ни одному из оо. иереев. Вторичная баллотировка дала указанные выше результаты. После пресвитера на собор избран был второй клирик, псаломщик И. Н. Сперанский. Быстро прошли выборы членов Собора из мирян и кандидатов к ним. Архиепископ заключает выборы словом и благословляет всех избранных серебряными шейными образками Знамения Божией Матери на серебряных же цепочках. Члены Собора обращаются к выборщикам с речами, заключая их земным поклоном. “Тяжелый крест вы возложили на меня, – говорит Е. В. Скородумов. – Вы доверили мне самое дорогое, что есть у человека, свою веру; вы дали мне свою совесть. Вы удостоили меня чести начать первую страницу нового отдела Русской церковной истории. Вы поставили меня на жертвенник веры и, конечно, ожидаете, что я буду гореть, как свеча. Пред Богом и совестью свидетельствую о своей готовности положить за веру даже жизнь свою. Помолитесь обо мне...” Другой член Собора И. Н. Сперанский говорит о своем долге в качестве члена Собора стоять на почве Св. Писания и Св. Предания. Он ждет, что предстоящий Собор оживит вертоград Божий. “А то теперь христиане просидят целый вечер и не услышишь от них сладчайшего имени Спасителя, разве в божбе. Кипа журналов лежит у христианина на столах и в шкафах, а Евангелия, Библии нет. Страшно сказать, но мы должны сознаться, что и к нам относится слово Апокалипсиса: Ты говоришь: “я богат, разбогател ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг” ( Апок.3:17 )”.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Первые храмы, появившиеся в Н. р. после полувекового перерыва в строительстве, были возведены южнорусскими, очевидно киевскими, мастерами - на это указывают как особенности их архитектуры (объемно-пространственное решение, характер проработки фасадов), так и технико-технологические особенности кладки и использованных строительных материалов. От киевских образцов новгородские постройки отличает прежде всего широкое использование местного камня-известняка. Последовательность дат возведения каменных храмов может свидетельствовать о работе одних и тех же мастеров, однако архитектурные особенности собора Антониева мон-ря позволяют рассматривать его как постройку, относящуюся к несколько иной строительной традиции. Поздние летописи называют имя зодчего Георгиевского собора Юрьева мон-ря - мастер Петр (это известие основано на существовавшей в храме ктиторской надписи), неоднократно предпринимались попытки связать с творчеством этого архитектора и др. постройки первых десятилетий XII в. В 20-30-х гг. XII в., вероятно, произошло некоторое упрощение архитектурного типа - в частности, лестничных башен у церквей св. Иоанна Предтечи на Опоках и Успения Пресв. Богородицы на Торгу не было, хотя хоры безусловно существовали. В 30-60-х гг. XII в. строительство в основном велось за пределами Новгорода, в Пскове и Ладоге. Очевидно, именно во Псков перешли мастера, строившие храмы в 20-30-х гг. XII в. для кн. Всеволода Мстиславича в Новгороде. В XII в. в Пскове было построено 4 каменных храма, в Ладоге - не менее 6. В ходе псковско-ладожского этапа окончательно сформировался тип церкви, ставший характерным для новгородского строительства сер.- 2-й пол. XII в. в целом: одноглавый 4-столпный храм с хорами и замкнутыми угловыми палатками, на к-рые вела лестница в зап. стене. Посл. треть XII - 1-я пол. XIII в. В 1166 г., после долгого перерыва, в Новгороде заложили новый храм - надвратную ц. Спаса на воротах в Юрьевом мон-ре (заказчик неизвестен), на следующий год Сотко Сытинич заложил в Детинце церковь святых Бориса и Глеба. Оба храма освящены только в 1173 г., хотя строительство их, возможно, завершено ранее, в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XII в.- сложное для Новгорода время во внешнеполитическом отношении, что и помешало, вероятно, быстро закончить работы по созданию внутреннего убранства церквей и освятить их. Спасская ц. не сохранилась, и ее следы пока не обнаружены археологами, Борисоглебский храм в Детинце неоднократно раскапывали (Строков, Богусевич, Каргер, Седов; см. ст. Борисоглебская церковь в Детинце Великого Новгорода ). Для архитектуры 3-й четв. XII в. этот памятник во многом архаичный - большой 4-столпный храм с нартексом, к юго-зап. углу к-рого примыкала башня с винтовой лестницей на хоры (т. е., вероятно, это был 3-главый храм). Очевидно, что формы этой постройки обусловлены ориентацией на какой-то памятник 1-й четв. XII в.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

В настоящее время церковь находится в полуразрушенном состоянии. В Покчинской церкви было несколько реликвий. Самой главной, несомненно, была икона Благовещения. По преданию, записанному в церковной летописи, эта икона принадлежала первому князю великопермскому Михаилу Ермоличу, присланному в Пермь Великую в 1451 году. Инициативная группа по возрождению церкви появилась в 2019 году. Жители района, долгое время с тоской наблюдавшие за разрушением храма, поняли, что так больше продолжаться не может, что промедление может привести к полной утрате церкви, и взяли ситуацию в свои руки. «С этого места пошло крещение пермской земли, здесь в Колве крестили местных жителей. Все пошло отсюда, — рассказывает Дмитрий Бурмантов (начальник территориального отдела администрации). — Здесь была столица, стояла крепость, которая защищала восточные рубежи Руси. Как-то прискорбно, что такой храм, такое место в запустении». «Это было важно, потому что на территорию церкви и даже внутрь нее постоянно заходили козы и коровы, — говорит доброволец Светлана. — Дмитрий Анатольевич (Бурмантов) давно говорил — давайте сделаем забор, дела лучше пойдут. Пошли». Постепенно у членов инициативной группы стали появляться новые идеи. Они очистили храм и прилегающую территорию от мусора, убрали значительную часть битого кирпича, срубили деревья и кусты везде, где смогли дотянуться. «Нам в какой-то степени повезло. Наша церковь не является объектом культурного наследия (по практике, сложившейся в России, руины редко считают памятниками), поэтому нам не нужно проходить длительную процедуру согласования всех работ с центром охраны памятников», — объясняет Дмитрий Бурмантов. 5 июля 2020 г. в церкви состоялся первый после длительного перерыва молебен, на который пришли 16 человек, а в преддверии Сочельника и Рождества Христова в Благовещенской церкви с.Покча после перерыва длиною в век была установлена Рождественская ёлка. Денис Лунёв , председатель Пермского отделения «Русского Собрания» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/19/s_...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010