После этих слов, разъяренный чекист двинулся в нашу сторону и начал бить заключенных кулаками по лицу. Я вас, гады, научу соловецкой дисциплине! Хлеба им захотелось! А по морде кулаком не нравится? – кричал чекист, нанося удары направо и налево. Среди избиваемых было 19 старцев и 7 священников. Как я позже узнал, этот бешеный чекист носил фамилию Соколов. Он славился на островах своими выходками. Нас проводили до пристани и велели разгрузить баржу «Клара Цеткин», на которой было 3300 пудов угля, и перенести его на 250 метров от причала. Для 22 человек это была очень тяжелая работа, тем более, что лил холодный проливной дождь, струями врывавшийся в баржу. Мы работали около 25 часов без перерыва и отдыха. Нас регулярно подгоняли, не позволяя даже закурить. Если кто-то осмеливался остановиться, хоть на минутку, на него тут же обрушивались приклады чекистских карабинов. Так выглядел восьмичасовой рабочий день при Советах. Это был первый для меня день принудительных работ на советской каторге Соловецких островов. Буду помнить об этом всю свою жизнь. Я падал от усталости, собирал остатки сил, глаза мои слипались, но я обязан был работать, потому что в каждую минуту приклад карабина мог раздробить мне голову. После 25 часов мучений, нас отправили в камеру и выдали хлеб на три дня вперед. Но мы были настолько голодны, что съели все в ту же минуту. С трудом собрались просушить одежду и белье: каждый из нас промок до нитки. Однако, отдыхать нам позволили недолго. После четырехчасового перерыва, нас отправили на озеро Перт, которое находилось в трех километрах от кремля. Тут нам приказали вытаскивать из воды на берег разбитые плоты. Снова мы вымокли до нитки. А ведь была уже осень! Но, разве чекистов заботило наше здоровье?! Нет! Умышленно они планировали такие работы, чтобы довести нас до болезни и физического унижения. После двух недель такого труда (длился он по 16 часов в сутки) меня, вместе с, ранее упомянутыми, Влодкем и Кажкем перевели на рытье могил. Партия заключенных, направленная на рытье могил, насчитывала 26 человек. Каждый из нас обязан был выкопать по две ямы в день. Это было очень сложно, практически невозможно: грунт на Соловках каменистый. Кто не выкапывал этих ям, того ожидало заключение на, так называемой, Секирной горе, которая была устрашением, для всех осужденных. На ее 250-метровой вершине стояла очень старая каменная церковь , без окон и дверей, с каменным полом. Там было очень холодно, как в морозилке. Внутри церковь была пуста: не было ни нар, ни столиков, ни лавок – ничего. У сосланного на Секирку, отбирали одежду и обувь, загоняя в церковь в одном нижнем белье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первые храмы, появившиеся в Н. после полувекового перерыва в строительстве, были возведены южнорусскими, очевидно, киевскими мастерами, на это указывают как особенности их архитектуры (объемно-пространственное решение, характер проработки фасадов), так и технико-технологические особенности кладки и использованных строительных материалов. От киевских образцов новгородские постройки отличает, прежде всего, широкое использование местного камня-известняка. Последовательность дат возведения каменных храмов как будто бы свидетельствует о работе одних и тех же мастеров, однако архитектурные особенности собора Антониева мон-ря позволяют рассматривать его как постройку, относящуюся к несколько иной строительной традиции. Поздние летописи называют нам имя зодчего Георгиевского собора Юрьева мон-ря — мастер Петр (это известие основано на существовавшей в храме ктиторской надписи), неоднократно предпринимались попытки связать с творчеством этого архитектора и др. постройки первых десятилетий XII в. В 20-х – 30-х гг. XII в., вероятно, произошло нек-рое упрощение архитектурного типа — по крайней мере, лестничных башен у церквей Иоанна Предтечи на Опоках и Успения на Торгу не было, хотя хоры, безусловно, существовали. В 30–60-е гг. XII в. строительство в основном велось за пределами Н., в Пскове и Ладоге. Очевидно, именно в Псков перешли мастера, строившие в 20–30-е гг. XII в. для кн. Всеволода Мстиславича в Н. В XII в. в Пскове было построено 4 каменных храма, в Ладоге — не менее 6 каменных храмов. В ходе псковско-ладожского этапа окончательно сформировался тип церкви, ставший характерным для новгородского строительства сер. – 2-й пол. XII в. в целом: одноглавый 4-столпный храм с хорами и замкнутыми угловыми палатками, на к-рые вела лестница в зап. стене. Посл. треть XII – 1-я пол. XIII в. В 1166 г. после долгого перерыва в Н. заложили новый храм — надвратную ц. Спаса на воротах в Юрьеве мон-ре (заказчик не указан), на след. год Сотко Сытинич заложил в Детинце ц. святых Бориса и Глеба. Оба храма были освящены только в 1173 г., хотя строительство их было, возможно, завершено ранее, в кон. 60-х – нач. 70-х гг. XII в.,— сложное для Новгорода время во внешнеполитическом отношении, что и помешало, вероятно, быстро закончить работы по созданию внутреннего убранства церквей и освятить их. Спасская ц. не сохранилась и пока не обнаружена археологами, Борисоглебский храм в Детинце неоднократно раскапывали (А. А. Строков, В. А. Богусевич, М. К. Каргер, Вл. В. Седов). Для архитектуры 3-й четв. XII в. это памятник во многом архаичный — большой 4-столпный храм с нартексом, к юго-зап. углу к-рого примыкала башня с винтовой лестницей на хоры (т. е., вероятно, это был, по крайней мере, 3-главый храм). Очевидно, что формы этой постройки обусловлены ориентацией на какой-то памятник 1-й четв. XII в.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

Чаще всего миссионерами противораскольничьими производятся собеседования в храмах, противосектантскими же вне онаго, в училищах и других общественных и частных зданиях – осенью и зимой, и в оградах Церковных – весною и летом. Опытнейшие противо-сектантские миссионеры справедливо считают несоответственным производить противосектантския беседы в храмах Божиих, в виду похулительнаго в отношении святынь Церкви лжеучения еретических сект. Наиболее удобным временем для собеседований, по мнению миссионеров, является глубокая осень, зима, отчасти ранняя весна (праздник пасхи), конец мая и начало июня. Миссионеры должны всячески избегать устроения бесед в рабочее время, и сообразоваться с местными условиями жизни и быта населения, так чтобы слушатели, собираясь на беседы, не имели повода жаловаться и воздыхать о своих житейских попечениях. Продолжая (в 3 заседании) обсуждение вопросов, касающихся внешних способов и приемов ведения миссионерских бесед, Съезд подвергнул обсуждению заявление многих миссионеров о том, что расколо-вожди, стремясь ослабить благотворное влияние на народ публичных миссионерских собеседований, под предлогом ограждения свободы своего слова и для упорядочения, будто-бы, хода бесед, нередко предъявляют православным миссионерам требования о выдаче последними особых подписок и заключения своего рода контрактов, где бы с одной оговаривалось время, в течение котораго православный миссионер и раскольничий собеседник имеют право говорить (от получаса до четырех часов без перерыва); с другой – миссионер обязывается не привлекать к уголовной ответственности раскольничьяго собеседника на случай, если бы последний допустил похуления на православную Церковь и проч. при этом прот. Крючков, черниговские миссионеры о. Рябухин и Радионцев, ставропольский миссионер Шашин и др. сообщили, что у них установилась при ведении бесед с раскольниками, особенно когда выступали совопросниками известные Мельниковы, такая практика, в силу которой беседы длятся без перерыва часов 8–12, каждый собеседник монологически без остановки говорит по 1 2 – 2 часа.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Что касается кратких формул, то из них в ранних источниках чаще всего встречается первая – «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» – более того, её можно встретить значительно чаще, чем стандартную форму. Мы находим её в «Житии аввы Филимона», наряду со стандартной формой [xlv] , а также в «Ответах препп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка» [xlvi] и «Житии Досифея» [xlvii] (и то и другое – палестинские тексты начала VI века), причём в последнем сочинении она даётся в сочетании со словами «Сыне Божий, спаси мя», что напоминает вторую из кратких формул Григория Синаита -- «Сыне Божий, помилуй мя» [xlviii] . Кроме того, Варсонофий приводит и другие краткие формулировки, не встречающиеся у Григория: «Господи Иисусе Христе, спаси мя» [xlix] , «Иисусе, сохрани мя» [l] , «Иисусе, помози мне» [li] . Последнюю формулировку также можно найти в алфавитной части Apophthegmata Patrum [lii] . Формула «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» встречается в «Митериконе» (конец XII века), собрании наставлений аввы Исаии монахине Феодоре, дочери императора Исаака II Ангела [liii] . Эта же формула, но с добавлением слова «наш»,  содержится в коптском «Макариевском корпусе» (предположительно, VIII-X век, точная датировка неизвестна): «Не легко ли с каждым дыханием говорить: Господи наш Иисусе Христе, помилуй мя; благословляю Тя, Господи мой Иисусе, помози мне» [liv] .   Внешние приёмы: управление дыханием Переходя от словесной формы Иисусовой молитвы к технике её делания, мы обнаруживаем, что Григорий Синаит был знаком с «физическим способом» молитвы, изложенным в трактате Никифора Исихаста «О трезвлении и хранении сердца» и в «Священной молитве и внимании» (другое название – «О трёх способах молитвы») – сочинении, приписываемом св. Симеону Новому Богослову [lv] . Подобно этим авторам, Григорий Синаит говорит о необходимости управления дыханием, но  значительно менее подробно. Вот что он пишет по этому поводу: «С утра, сидя на скамье вышиной в ¾ фута, сожми свой ум и принудь его из головы, сойти в сердце и удержи его в нем. Поникнув же головой как бы от утомления, а в груди, плечах и шее от напряжения испытывая чувствительную боль, мысленно или душевно восклицай непрерывно: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Затем по причине самостеснения и утруждения, а также из душевного нерасположения, ими вызываемого – но никак не по причине непрестанного вкушания одной пищи из тричисленного Имени, так как сказано: вкушающие меня будут алкать еще более (Сир. 24:23) [lvi] – переведя ум на другую половину молитвы, говори: «Сыне Божий, помилуй мя». Многократно прочитывая эту половину молитвы, ты не должен часто по лености переменять ее на первую, ибо растения пересаживаемые часто, не укореняются. Умеряй дыхание, чтобы не дышать без необходимости, так как вылетающие из сердца вздохи будоражат рассудок и омрачают ум, изгоняя его из сердца... Сдерживай дыхание насколько возможно, заключая ум в сердце и упорно повторяя без перерыва без перерыва призывание Господа Иисуса» [lvii] .

http://bogoslov.ru/article/2839188

Но центр тяжести обвинения митрополита заключается в 3-м пункте. Путем разнообразных и коварных вопросов от него добиваются: кто автор или вдохновитель его заявлений? Обвинительный материал даже формально не подготовлен. Стенограмма допроса митрополита занимает 40 страниц. После полуторадневных допросов и судьи, и обвинители тянут время. Во время одного из таких бессмысленных, с точки зрения выяснения истины, допросов председатель с издевкой спрашивает митрополита: – Обвиняемый Казанский, может, вы себя чувствуете утомленным и не можете давать показания? – Может быть, они скоро кончатся, – устало отвечает митрополит. Из дневника одного из подсудимых протоиерея Николая Чукова (будущего Ленинградского митрополита Григория): «Целый день мучили допросами митрополита... Допрос производили и суд, и обвинение, и защита. Приехавший из Москвы обвинитель вел себя настолько хулигански, так издевался, так был настроен разбойнически, что я удивлялся терпению митрополита. Защитник в одном месте прервал его и указал на оскорбительность. После этого несколько тише стал. Во время перерыва, говорят, и суд, и защита указали ему, что то, что, может быть, возможно в Москве, не подходит в Петрограде, и после перерыва обвинение уже перешло к другим приемам: “будьте добры сказать”, “вы изволили сказать” и т.п.» А вот воспоминание представительницы публики из зала: «Сколько было грубости и надругательства! Я раз не выдержала и крикнула со своего места: “Не издеваться!” – и несколько голосов закричали со мной». Так, в процессе утомительных допросов митрополиту дают понять, что, назови он «редактора» или только отрекись от содержания – и будет спасен. Богоборцам необходимо уничтожить митрополита Вениамина морально. Митрополит, расстрелянный за стойкость своих убеждений, – неудобно. Наоборот, митрополит развенчанный, приведенный к повиновению, уничтоженный – такой результат предпочтительней и для «живой церкви», и для ее покровителей. Митрополит же решительно берет всю «вину» на себя. Рассказывает очевидец: «Ужасные минуты! Шла страшная игра, где ставкой была жизнь. Был один момент, когда сердце перестало биться – председатель обратился к Владыке: “Призовите на помощь все силы ума, памятуя о последствиях, отвечайте на последний и решительный вопрос – Вы ли писали?” Легкий и светлый голос митрополита контрастом звучит в напряженной тишине: “Я несколько раз говорил вам, что я написал. Да я никому и не позволил бы вмешиваться в мои распоряжения в такую минуту”. Здесь в голосе митрополита звучит даже некоторый оттенок властности, – вообще ему совершенно несвойственный. После этого – для него лично все кончено. Участь определена. Всем присутствовавшим ясно видно величие души этого человека, который своей мантией закрывает товарищей по несчастью».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Признаки не по разуму проходящих безмолвие суть: крайний недостаток в вышеисчисленном богатстве, умножение гнева, хранение памятозлобия, любви умаление, приращение кичения» (Лествица. 27:38). Вот почему св. Иоанн говорит: «Жизнь безмолствующих… должна быть управляема совестию и разумом» (Лествица. 27:66). Пока мы не достигли безмолвия, шумные города и толпы народа могут раздражать нас, но тот, кто стяжал совершенное безмолвие, везде может находиться в нерушимом покое: «Не бойся шума скаканий бесовских; ибо плач не знает боязни и не приходит в ужас» (Лествица. 27:20). Что делать? Что могут сделать те, кто не призван к уединенной жизни, чтобы обрести безмолвие? Нет единого решения для всех. Как пишет св. Иоанн: «Между пребывающими во глубине безмолвия, одни умаляют страсти; другие проводят большую часть времени в псалмопении; иные терпеливо пребывают в молитве; иные же простираются к видению. Проходи сии делания по образу лествицы, т. е. постепенно. Могий о Господе вместити да вместит» (Лествица. 27:33). Кто-то находит покой и тишину в чтении, иной – в рукоделии или искусстве, а иной – в музыке. И хотя все это может казаться нам вполне нейтральным, а отнюдь не духовным деланием, если эти занятия помогают нам в какой-то мере обрести покой, не следует сразу отвергать их как духовно бесполезные. Мы можем также каждый день выделять время, чтобы побыть в тишине. Даже посидеть в тишине один-два раза в день по десять минут будет для нас чрезвычайно полезно. Некоторым посчастливилось работать рядом с церковью, куда они могут зайти на десять минут во время обеденного перерыва. Знал я людей, которые извлекли из этого огромную для себя пользу. Другие могут каждый вечер полчаса провести дома в уголке для молитвы или в своем кабинете. Но что мы должны делать с этими немногими драгоценными возможностями для уединения? Необязательно все время разговаривать с Богом. Но часто посторонние мысли или заботы нарушают наш покой. Мы можем уделить немного времени чтению Священного Писания. Многие носят с собой маленькую карманного формата Библию или Новый Завет и читают их при каждом удобном случае (в метро или автобусе, во время обеденного перерыва, в церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Сегодня не мое время...» К 60-летию писателя Николая Дорошенко 16.09.2011 654 Время на чтение 16 минут Беседа литературного критика Владимира Бондаренко с прозаиком, секретарем правления Союза писателей России, лауреатом Большой литературной премии Николаем Дорошенко От редакции. 16 сентября исполнилось 60 лет известному русскому писателю, секретарю Союза писателей России Николаю Ивановичу Дорошенко. Поздравляя дорогого юбиляра, мы предлагаем сегодня читателю РНЛ его беседу с критиком В.Г.Бондаренко. Беседа опубликована в газете «День литературы». Владимир Бондаренко: К юбилею у тебя наконец-то вышла книга новых повестей. После, страшно сказать, перерыва в четверть века... Николай Дорошенко: Если быть точным, то после перерыва в двадцать три года... В.Г .: Но за это время в литературу пришло уже не одно поколение самых ярких новых писателей, и наша литература, в общем-то, прожила свою по-настоящему большую жизнь. А ты вроде бы неплохо начинал, с первыми книгами вошел «в обойму» своего поколения, о тебе писали критики в «Литературной учебе» и «Юности», в «Молодой гвардии» и «Новом мире», в «Литературной газете» и «Литературной России»... Затем на пятнадцать лет ты как прозаик умолк. А когда стали появляться публикации твоих новых повестей, то, опять же, ты с ними оставался даже не в общем вагоне и не в плацкарте литературного эшелона, а на обочине. Нет ли ощущения, что литературный процесс уже не догнать, что уже в него не встроиться? Н.Д.: Если бы было желание догонять, то такое ощущение у меня появилось бы непременно. В то, что сегодня является «реальным», то есть для публики видимым литературным процессом, мне не хочется встраиваться. Представь, ты заглядываешь в цедеэльский буфет, а там народу много, но поговорить не с кем. Ну и пойдешь домой. И другое дело - придти, увидеть там Славика Артемова с Мишей Поповым, сразу захочется провести остаток дня в их замечательной компании. Но ведь и их нет в «реальном» литературном процессе при всем том, что Михаил Попов, с моей точки зрения, один из самых ярких прозаиков. А Вячеслав Артемов - это крупнейший поэт даже по меркам всего нашего не бедного на поэтические имена последнего столетия.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/17/...

Разрешив после сего случайно возникший спор между учениками, кто из них больший, Господь начал прощальную беседу, в которой сначала слышатся голоса некоторых учеников, а потом говорил уже один Господь, сказывая все, что могли они вместить и что могло служить к утешению и в руководство им в предлежавших скорбных обстоятельствах. Прощальная беседа, надо полагать, была произнесена вся в пасхальной горнице. Хотя в конце 14–й главы евангелиста Иоанна стоит: …встаньте, пойдем отсюда; но великая важность того, что предлагается говоренным вслед за тем, особенно заключительная молитва к Богу Отцу, заставляют признать, что и после тех слов Господь все еще оставался в горнице и продолжал речь, может быть, стоя. На пути неудобно было услышать всем все сказанное, слышать же то всем было совершенно необходимо. И особенно неудобно было произнести на пути молитву к Богу Отцу. Наконец, сказав несколько слов в заключение всей вечери, Господь совершил переход в сад Гефсиманский. Страдания Господни С сего момента начались страдания Господа. Основание им положено в эту ночь, с четверга на пятницу. Все здесь: моление о чаше, взятие Господа, переведение Его в дом первосвященников и бывшее в доме сем ночью — идет по указанию самих сказаний. В устранение недоумений при чтении сказаний о сем последнем, надо помнить, что домы, или жилья, первосвященников Анны и Каиафы были на одном и том же дворе. Этим устраняются вопросы, зачем к Анне привели Господа и в какой дом введены Иоанн и Петр. По приведении Господа на первосвященнический двор, надо было немного переждать, пока соберутся члены синедриона. Как Анне хотелось повидеть Господа, то он и велел привести Его к себе, вместо того чтобы стоять Ему на дворе. Затем переход от Анны к Каиафе был переход из одного флигеля в другой. Бывшее у Каиафы кончилось осуждением Господа и наруганием над Ним; после чего Его вывели на двор и стерегли до утра, продолжая и наругания. Между тем как судили и осуждали Господа, на том же дворе совершилось троекратное отречение святого Петра, по слову Господа. Сказания о сих отречениях у евангелистов вставляются в сказания о том, что было с Господом. Чтоб не развлекать внимания, предлагаем все, что было с Господом, особо, без перерыва, а затем, тоже без перерыва, и то, что было с Петром.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Как человеку осуществить правильный выбор, как оценить его последствия? Каждый из нас способен это сделать благодаря голосу совести. Совесть — это внутренний инструмент, который помогает человеку в нравственном выборе. Но что делать, когда она молчит? Как можно пробудить свою совесть? Практический путь пробуждения совести, очищения и преображения собственного внутреннего мира, опытно пройденный многими людьми, достигшими святости, запечатлённый и подробно изложенный в творениях святых отцов, является важным достоянием православия. В православном практическом опыте благочестия принято выделять восемь основных греховных страстей и, в противоположность каждой страсти, — восемь главных добродетелей. Какие поступки классифицируются как греховные, а какие — как добрые, подробно разбирается на восьмом занятии. Причём так, чтобы человек сам смог это определить. На этом первая часть урока заканчивается и объявляется перерыв. Во время перерыва — традиционное чаепитие с общением слушателей курса и членами Общества трезвости. К этому занятию люди, пришедшие ради избавления от табачной зависимости, как правило, уже достигают желаемого результата, поэтому вопросы по этой проблеме обычно отсутствуют. После перерыва занятие продолжается. Тема лекции — «Семья — малая Церковь». Лекция раскрывает традиции духовно-нравственных отношений в семье. Ведущий обращает внимание слушателей на то, что существуют разные пути достижения главной жизненной цели — в частности, семейная жизнь и монашество. Важным для человека является тот период, когда он выбирает собственный путь достижения главной цели. При этом никакой путь не является «удачным» или «неудачным», хотя монашество отличается большим напряжением душевных сил и интенсивностью духовной жизни. Но спасительным может быть любой путь: и брак, и монашество, и одинокая благочестивая жизнь в миру. Часто бывает, что семейная жизнь не складывается, детей нет или они уже выросли и живут самостоятельно, родственники заняты своими проблемами или живут где-то далеко. Человек в таких обстоятельствах теряется, унывает от одиночества, нередко впадает в отчаяние, так как не понимает происходящего и не видит смысла в такой жизни. Пьянство и другие пороки становятся для него своеобразным утешением. Понимание того, что подобные обстоятельства не являются трагедией, что есть и другие пути — даёт человеку силы и помогает обрести новый смысл бытия. Ведь насыщенной, полной смысла может быть любая жизнь, если она сопровождается духовным трудом, если она — со Христом.

http://azbyka.ru/zdorovie/prihodskaja-sh...

В Николаевском храме в Шанхае совершена Божественная литургия впервые за полвека 11 мая, 2010. Редакция " Правмира " 9 мая 2010 года впервые после полувекового перерыва в Никольском храме-памятнике, построенном русскими эмигрантами в центре Шанхая, было совершено православное богослужение. 9 мая 2010 года впервые после полувекового перерыва в Никольском храме-памятнике, построенном русскими эмигрантами в центре Шанхая, было совершено православное богослужение. В небольшом храме, под сводами которого впервые за долгие годы вновь зазвучали церковные и песнопения, собрались десятки православных верующих из стран СНГ и дальнего зарубежья, проживающих в мегаполисе. Многие из них пришли в праздничный день с детьми. По окончании Божественной литургии протоиерей Алексий Киселевич, духовно окормляющий православную паству в Шанхае, совершил благодарственный молебен по случаю Дня Победы, а затем — заупокойную литию о почивших воинах. Возобновление богослужений в храме, закрытом в годы «культурной революции», стало возможным благодаря усердию многих людей — членов православной общины, сотрудников Генерального консульства России и членов Русского клуба в Шанхае, много лет добивавшихся сначала выселения из храма увеселительных заведений, а потом возможности возобновления служб. Поддержку этим усилиям на протяжении многих лет оказывал Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, председателем которого был тогда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне — Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Вопрос о возобновлении богослужений в одном из исторических храмов Шанхая в период Всемирной выставки ЭКСПО-2010 поднимался и в ходе посещения города делегацией Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации во главе с архиепископом (ныне — митрополитом) Волоколамским Иларионом 20 декабря 2009 года. Тогда члены делегации совершили в Никольском храме краткую молитву и пропели песнопения в честь Божией Матери и святителя Николая Чудотворца.

http://pravmir.ru/v-nikolaevskom-xrame-v...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010