Г. 1212–1216 Глава V. Константин, Великий князь Владимирский и Суздальский. Г. 1216–1219 Глава VI. Великий князь Георгий II Всеволодович. Г. 1219–1224 Глава VII. Состояние России с XI до XIII века Глава VIII. Великий князь Георгий Всеволодович. Г. 1224–1238 Том IV Глава I. Великий князь Ярослав II Всеволодович. Г. 1238–1247 Глава II. Великие князья Святослав Всеволодович, Андрей Ярославич и Александр Невский (один после другого). Г. 1247–1263 Глава III. Великий князь Ярослав Ярославич. Г. 1263–1272 Глава IV. Великий князь Василий Ярославич. Г. 1272–1276. Глава V. Великий князь Димитрий Александрович. Г. 1276–1294. Глава VI. Великий князь Андрей Александрович. Г. 1294–1304. Глава VII. Великий князь Михаил Ярославич. Г. 1304–1319 Глава VIII. Великие князья Георгий Даниилович, Димитрий и Александр Михайловичи (один после другого). Г. 1319–1328 Глава IX. Великий князь Иоанн Даниилович, прозванием Калита. Г. 1328–1340 Глава Х. Великий князь Симеон Иоаннович, прозванный Гордый. Г. 1340–1353 Глава XI. Великий князь Иоанн II Иоаннович. Г. 1353–1359 Глава XII. Великий князь Димитрий Константинович. Г. 1359–1362     Предисловие История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. Правители, Законодатели действуют по указаниям Истории и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие. Но и простой гражданин должен читать Историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и Государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Целестин II (1143–1144) Луций II (1144–1145) Евгений III (1145–1153) Анастасий IV (1153–1154) Адриан IV (1154–1159) Александр III (1159–1181) Виктор IV/V (1159), антипапа Пасхалий III (1164), антипапа Каликст III (1168), антипапа Иннокентий III (1179), антипапа Луций III (1181–1185) Урбан III (1185–1187) Григорий VIII (1187) Климент III (1187–1191) Целестин III (1191 – 1198) Иннокентий III (1198–1216) Гонорий III (1216–1227) Григорий IX (1127–1241) Целестин IV (1241) Иннокентий IV (1243–1254) Александр IV (1254–1261) Урбан IV (1261 – 1264) Климент IV (1265–1268) Григорий X (1271 –1276) Иннокентий V (1276) Адриан V (1276) Иоанн XXI (1276–1277) Николай III (1277–1280) Мартин IV (1281 –1285) Гонорий IV (1285–1287) Николай IV (1288–1292) Целестин V (1294) Бонифаций VIII (1294–1303) Бенедикт XI (1303–1304) Климент V (1305–1314) 1203 Иоанн XXII (1316–1334) Николай V (1328), антипапа Бенедикт XII (1334–1342) Климент VI (1342–1352) Иннокентий VI (1352–1362) Урбан V (1362–1370) Григорий XI (1370–1378) Урбан VI (1378–1389) Климент VII (1378), антипапа Бонифаций IX (1389–1404) Бенедикт XIII (1394), антипапа Иннокентий VII (1404–1406) Григорий XII (1406–1415) Климент VIII (1423), антипапа Бенедикт XIV (1423), антипапа Александр V (1409), антипапа Иоанн XXIII (1410), антипапа Мартин V (1417–1431) Евгений IV (1431–1447) Феликс V (1439), антипапа Николай V (1447–1455) Антиохийские патриархи XII-XV веков 1204 Иоанн IV (1092–1103) Феодосий III (1103–?) Аристарх Иоанн V (ум. в 1140) Сотирих (1155–1156) Афанасий I (1156–1170) Симеон II (1178) Феодор IV Вальсамон (1186–1203) Иоаким I Иерофей Симеон III 1205 Евфимий I (1254–1260) Феодосий IV Принкепс (1261 –1283) Арсений (1283–1286) Кирилл II Дионисий I Кирилл III Дионисий II Софроний Иоанн VI Mapk I Игнатий II (1344–1351) Пахомий I (1359–1386) Михаил I (1369–1374) Mapk II (1377–1378) Межпатриарш. (1379–1385) Пахомий II (1386–1387) Нил (1387–1395) Михаил II (1395–1400) Межпатриарш. (1400–1412) Пахомий III (1413–1414) Иоаким II (1415–1425)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Как свидетельство он приводил следующие строки из Воскресенской летописи: «Князь великий Дмитрий Александрович пострижеся в чернецы и в схиму на Волоце, тогда же ту и преставися, и везоша его в Переяславль». Дмитрий Александрович был сыном благоверного князя Александра Невского. С 1276 года после смерти своего дяди Василия Ярославовича Дмитрий занял великокняжеский престол. Он был участником постоянных междоусобных войн с родным братом Андреем Городецким. В 1294 году, заручившись помощью отрядов татарского хана Тохты, Андрей Александрович и его союзники разбили войско Дмитрия. Великий князь бежал в Волоколамск, а потом в Псков. Оттуда он попытался вернуться в Тверь, но был захвачен в плен. Дмитрий Александрович был вынужден примириться с братом Андреем на его условиях: он лишался великого княжения, но получал в удел Переславль-Залесский. Однако, как писал историк С. М. Соловьев, Дмитрий не достиг своей «отчины», а умер в Волоколамске в 1294 году по пути в Переславль, перед смертью приняв иноческий постриг в Возмищенском монастыре. Обитель Рождества Богородицы на Возмище была упразднена в 1764 году вместе со многими другими российскими монастырями вследствие реформ Екатерины II. Богородице-Рождественский собор монастыря был обращен в приходскую церковь. Тем не менее, храм этот никогда не закрывался, не считая нескольких лет во время Великой Отечественной войны. Собор Рождества Богородицы является одним из старейших в городе – его главная часть была построена в 1530-1540-е годы, о чем говорят закладные доски на стене западной части храма. С внешней стороны храма в конце 1980-х годов был установлен мозаичный образ преп. Иосифа Волоцкого, а несколько чтимых икон святого находится внутри храма. В Возмищенском приходе почитается также Волоколамская икона Божией Матери – список главной святыни Успенского собора Иосифо-Волоцкого монастыря. Оригинал этой иконы хранится сегодня в Музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве. С сайта: http://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков.

http://sobory.ru/article/?object=00396

151 Варфоломей был активным участником церковной жизни своего времени: в Неаполе в 1294 г. он собирал народные демонстрации против отречения папы Целестина V (5 июля – 13 декабря 1294), в 1301 г. был назначен приором собора Санта Мария Новелла во Флоренции, в Авиньоне в 1309–1318 гг. был капелланом епископа Альбанского кардинала Патрассо, а после его смерти – кардинала Гильома Байоннского, и даже духовником папы Uoahha XXII (1316–1334), которому и был обязан своим назначением в Торчелло в 1318 г. В Торчелло он не поладил с патриархом Градо по вопросу о назначении аббатисы монастыря Св. Антония, за что был сведен с кафедры и изгнан (1321–1323), но затем примирился с патриархом и мирно окончил свои дни в епископском сане в своем кафедральном соборе. 153 См. b: Muratori L.A. Rerum italicarum Scriptores ab anno aerae christianae 500 ad annum 1500. 28 vols. Milano, 1723–1751. T. 11. 154 Варфоломей также продолжил, несколько изменив методологию, работу своего друга Фомы Аквинского De Regimine Principum («О власти правителей») – начиная с 6–й главы 2–й книги и до конца 4–й книги (т. 16 пармского, 1865 г., издания трудов Аквината). После смерти Варфоломея неизвестный компилятор составил эксцерпты из Historia Ecclesiastica, известные под названиями Extractus de chronico Fr. Ptolomaei de Luca и Excerpta ex chronicis Fr. Ptolomaei. 155 Критическое издание работ Вильгельма из Мальмсбери предпринято Гамильтоном в 52–м выпуске Rolls Series (Лондон, 1887–1889). 156 Это неудивительно: епископ Оттон происходил из дома Гогенштауфенов, он был сыном св. Леопольда Австрийского и дочери императора Генриха IV Агнессы, по материнской линии приходился братом императору Конраду III (с которым отправился в 1147 г. в неудачный крестовый поход в Святую Землю) и дядей Фридриху I Барбароссе. После обучения в Париже он вступил в цистерцианский орден, некоторое время провел в монастыре и ок. 1137–1138 гг. был призван на Фрейзингскую кафедру (небольшой, по современным меркам, городок Фрейзинг был церковной столицей Баварии до 19 в., когда кафедра была перенесена в Мюнхен, и поныне остается вторым баварским кафедральным городом), занимая которую проявил себя как активный реформатор монастырской жизни и покровитель наук, заведя у себя во Фрейзинге схоластические диспуты по примеру Парижского университета, вдохнув новую жизнь в местную богословскую школу. Кроме того, он прекратил многие злоупотребления, связанные с борьбой за инвеституру, вернул Церкви украденную у нее в это время собственность и освободил ее от унизительной опеки баварских Виттельсбахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почти сразу после возведения на престол Целестина V во всех вопросах управления Церковью кардиналы начинают пользоваться тем, что у папы нет необходимого образования, и в Римской курии как никогда расцветает коррупция.  Уже в октябре 1294 г. становится понятно, что папа совершенно не способен управлять Церковью. Да и сам престарелый отшельник приходит в ужас от навалившихся трудностей и глобальности взятой на себя задачи. Кроме того, Целестин начинает опасаться за свое духовное спасение. Не вызывает удивления, что у папы начинает появляться мысль об отречении. Очевидно, что здесь не обошлось без руки хитроумного кардинала Бенедетто Каэтани, который очень «вовремя» и тактично дал понять папе, что каноны разрешают ему покинуть престол даже без участия коллегии кардиналов. Однако, Каэтани указывает и на негативные стороны такого поступка: беспрецедентное отречение папы могло напугать Церковь, а Карл II должен был обеспокоиться возможностью потерять свое влияние. Тем не менее, кардинал Маттео Россо Орсини составляет для папы проект конституции об отречении. Официально папа Целестин V отрекается в консистории 13 декабря 1294 г. На специальной церемонии с понтифика сняли папское облачение и одели  в грубое монашеское одеяние. Без промедления кардиналы выбирают нового папу, которым по «случайному» стечению обстоятельств  становится так ратовавший за отречение Целестина кардинал Бенедетто Каэтани, принявший имя Бонифация VIII. Он становится последним представителем григорианского папства и последним боровшимся против французской партии римским понтификом. Бывшему папе Целестину V, а теперь снова обычному монаху Пьетру Мурроне не дают спокойно окончить свои дни. После отречения он возвращается в Мурронские горы, но уже очень скоро специальные посланцы папы Бонифация  переправляют его в Аппулию. Оттуда он подобно  некоторым францисканским спиритуалам, которых сразу же после его отречения начинают с новой силой преследовать более многочисленные и либеральные представители ордена, пытается бежать в Грецию. К несчастью, корабль с бывшим папой на борту садится на мель недалеко от города Виесте,  Пьетро арестовывают анжуйские власти и переправляют его в мае 1295 г. в город Ананьи, где находилась резиденция Бонифация. Там бывшего понтифика заключают под стражу и отправляют жить недалеко от замка Фумоне. В возрасте 86 лет  отрекшийся папа умирает по естественным причинам 19 мая 1296 г. Эта дата с тех пор стала  датой его памяти. Свой последний покой он нашел в целестинианской церкви св. Марии в городе Л’Акуиле.

http://bogoslov.ru/article/3200588

VIII) Константин II Борисович, третий сын Бориса-Ярослава Васильковича, князя Ростовского, и княгини Марии Ярославны Муромской, родился 30 июля 1255 года, женат был два раза. Первая жена его, неизвестная по имени 7 , померла в 1299 году; от нее были дети: Александр князь Угличский, Василий (род. в 1291 году, † около 1316 г.) и, кажется, дочь (в 1297 году вышедшая в замужество за Юрия III Даниловича, Великого Князя Московского с 1319 г. по 1322 г.) 8 ;вторая жена его из Орды, дочь какого то «Кутлукорткы»; с 1286 г. князь Ростовский; в 1293 г. князь Угличский; а в 1294 г. снова князь Ростовский; † в Орде в 1307 году IX) Александр II Константинович, первый сын Константина II Борисовича, князя Ростовского и Угличского и княгини, неизвестной по имени, родился в 1286 году; с 1294 года князь Угличский; в 1302 году вступил в брак с княжною неизвестного имени 9 и имел сына Юрия; с 1307 г. князь Ростовский, † неизвестно когда 10 . X) Юрий I Александрович, единственный сын Александра Константиновича, князя Угличского, и княгини неизвестного имени; родился в 1303 году; князь Угличский, а с 1316 г. вместе и Ростовский;† 30 мая 1320 г.; потомства не оставил. После смерти князя Юрия Александровича Угличское княжество перешло во владение Ростовских князей: Феодора и Константина Васильевичей. XI) Феодор Васильевич, старший сын Ростовского князя Василия Константиновича († около 1316 г.) и княгини неизвестного имени, родоначальник старшей линии князей Ростовских, родился около 1310 года; с 30 мая 1320 г. князь Ростовский Сретенской стороны и вместе князь Угличский; в 1326 г. женился на княжне Марии († 21 ноября 1355 г.), имел от нее сына Андрея; † 28 марта 1331 года. XII) Константин Васильевич, младший сын Ростовского князя Василия Константиновича и княгини неизвестного имени; родоначальник младшей линии князей Ростовских; род. около 1312 года; с 30 мая 1320 года князь Ростовский Борисоглебской стороны Ростова и вместе князь Угличский; в 1328 году женился на княжне Марии Иоанновне (дочери Великого Князя Московского Иоанна Даниловича Калиты, умершей 2 июня 1365 г.) и имел от нее детей: Иоанна, Глеба, Василия, Александра, Владимира, Агафию (была второю супругою Волынского князя Любарта – Василия Гедеминовича), Марию (была в замужестве за Андреем Ивановичем, князем Боровским) и Василису (бывшую в замужестве за Димитрием Константиновичем, князем Суздальским; она в монашестве носила имя Ирины и была матерью жены Великого Князя Димитрия Донского); в 1360 году полный князь Ростовский до 1364 г.; в сем же году выехал из Ростова в Устюг; † от моровой язвы, свирепствовавшей в 1365 г. в Твери и Ростове и погребен в Ростовском Успенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Список, полученный митрополитом Кириллом II, не сохранился до нас в подлиннике. Но сохранилась копия с него, списанная спустя четыре года после смерти митрополита Кирилла II при митр. Максиме для рязанского епископа Иосифа в 1284 году. Она хранится в Императорской публичной библиотеке (F. п. II. 1. Толстов. библ. I. 311). По этим спискам 23 , Кормчая полученная митр. Кириллом из Болгарии, содержит в себе номоканон Фотия без ссылок на постановления византийских императоров, потом правила в хронологическом порядке соборов и отцов по краткому тексту с толкованиями Аристина. Нужно впрочем заметить, что некоторые правила изложены по полному тексту, а также и среди толкований встречаются такие, которые принадлежат Зонаре и другим. Таким образом Кормчая полученная при м. Кирилле уступала прежним славяно-русским Кормчим по достоинству текста. Но за то она имела в своем составе правила двух Константинопольских соборов IX века – двукратного и в храме св. Софии, которых не было в славяно-русских Кормчих прежнего времени; значит содержала полное собрание всех правил, принятых на соборах древней вселенской церкви в кодекс общеобязательных правил. Затем другое преимущество Кирилловской Кормчей составляло то, что в ней помещены были уже толкования на правила, хотя опять краткие – Аристиновские. К этому нужно прибавить и то, что Кирилловская Кормчая превосходила прежние редакции Кормчей количеством добавочных статей. Новгородско-Софийская Кормчая 1280–1294. (Моск. Син. библ. 132). Кормчая Сербского Саввинского перевода, как обязательное на практике собрание церковных правил, конечно списывалась и епископами и некоторыми князьями. Примеры этого представляют Кормчая Новгородско-Софийская написанная по повелению Новгородского князя Дмитрия и стяжанием Новгородского архиепископа Климента 1280–1294 и положенная в Софийском соборе на почитание священникам и на послушание крестьянам, волынская Кормчая, написанная в 1286 году для тамошнего князя Владимира Васильковича и теперь известная в одной копии XVI века (Востоков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Прибыла Анна в Тверь в ноябре 1294 года, в день Архангела Михаила – день Ангела ее жениха. Венчал Михаила и Анну Тверской епископ Андрей в кафедральном Спасо-Преображенском соборе. Кашинцы впоследствии запечатлели это событие устройством церкви в честь Архангела Михаила и «Михайловских» ворот от Кремля к Тверской дороге. Летописи говорят о женитьбе князя Михаила, что «бысть радость велия в Твери». Свадьбу отпраздновали осенью 1294 года, а весной 1925 года, на 6-й неделе по Пасхе, погорел «град Тверь весь». Через три года новая беда: в ночь на Фомину Неделю загорелся княжий двор: «И сгоре двор князя Михаила весь. Божией милостью пробудися сам князь Михаиле и выкинуся с княгинею своею в окно, а сени полны княжат и боярченков спяще и много сторожей, и никто же не слыша… се же чудо бысть, како Бог заступи князя». В тот же год была великая засуха и горели «леса и боры, и болота, и мхи, и поля… и бысть нужа велия и бысть мор на скот». В 1299 году у великой княгини родилась дочь Феодора (скончалась во младенчестве). Затем родились сыновья: Дмитрий (1300), Александр (1301), Константин (1306), Василий (1309). Анна сама занималась воспитанием и образованием детей. Ее личный пример научил детей истинной христианской жизни. Дети участвовали в благотворениях и молитвах матери, всегда ходили в храм на Богослужение. В 1304 году скончался великий князь Андрей, и Владимирское великое княжение досталось Михаилу Тверскому, оказавшемуся теперь старшим. Но лишь только князь Михаил съездил к хану за ярлыком на великое княжение, с притязаниями на великое княжение выступил племянник Михаила Юрий, сын покойного московского князя Даниила. Та к началась борьба Москвы с Тверью, которая будет тянуться более полутора веков. Эта жестокая борьба приводила к непрерывным разорениям Тверского княжества татарами, которых призывал Юрий. Это был век плача Руси, терзаемой врагами и разоряемой братоубийственной враждой. В 1313 году хан Узбек, а вслед за ним вся Орда приняла ислам – эпоха веротерпимости кончилась. Положение Тверского княжества стало еще более тяжелым после женитьбы московского князя Юрия на сестре хана Узбека. В 1317 году Михаил заявляет, что уступает племяннику великое княжение: «Брате! аще дал тебе царь великое княжение, то и аз отступаюся тебе, княжи на великом княжении, а в мою отчину не вступайся».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

скорбях наших! Умоли за нас Христа Бога нашего, да и мы подобно тебе, переплываещиму речные быстрины, безпреткновенно переплывём обуревающие нас со всех сторон море житейское и достигнем с радостию и веселием жизни вечной. Аминь.» 1 Святой Василий, епископ Рязанский, значится четвертым в числе Рязанских Епископов: 1) в Хронографе, находящемся в Румянцевском Музее, описанном Востоковым А.Х. под CCCCLXI с. 784; 2) в каталоге, помещенном в Истории Российской иерархии, т. I., с. 263–273; 3) в списке Епископов Рязанских, находящемся в Истории Рязанской иерархии Воздвиженского Т.Я. с. 286 и 4) в списке Архимандрита Спасского монастыря Иеронима, находящемся в собранных им дополнениях к истории Рязанской иерархии (в рукописи). В списке же из Повестника о епископах, которые подлежат и послушны суть Митрополиту Киевскому и всея России, напечатано в конце 1-й части Никоновской летописи, Святой Василий значится вторым: здесь опущены Евфросин и Иосиф. Порядок Епископов Рязанских должен быть такой: – Арсений, 1198–1213 г. – Евфросин Святогорец, упоминание 1225 и 1237 г. – Иосиф, упоминание 1284 г. – Святой Василий, 1285–1295 г. Замечательно, что в синодике Рязанского кафедрального собора Епископы Иосиф и Василий упоминаются в ряду: действительно, по годам они следовала один за другим. Но, вероятно, в синодике было два имени Василия, только, когда Василий I-й признан святым, одно имя Василий вынесено из него. В дошедших до нас летописях упоминаются два Рязанских иерарха с именем Василий: один в Лаврентьевской под 6803 (1295) год. (Полное собрание Русских летописей. Т., с. 208. Никоновская летопись. Т. III, с. 93 под 6802 (1294) год; Средневековая Воскресенская Летопись. Т. II, с. 268 под 1294 год.); другой – в Никоновской – под 6864 (1356) год. (Никоновская летопись. Т. III, с. 206). В первой записана кончина Василия, во второй посвящение Василия II. Общим мнением и Церковью доселе признаваем был за одно лицо с Василием Святым Василий I. Но в прошлом году (1858), автор истории Рязанского княжества, господин Д.И. Иловайский высказал ту мысль (с. 149 и 150), что Василий Святой был одно лицо не с первым Василием, а со вторым. Мнение господина Иловайского принял известный автор Истории Русской Церкви, и в статье: «Иерархи Рязанские», помещённой в Христианском Чтении за май 1859 года (с. 355–359), сводит в одно лицо Василия II с Василием Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г./ под ред. А.Г. Кузьмина. М., 2004. С. 262–263. Послание епископа Владимирского к местному князю Это один из памятников, дающих представление о состоянии русской Церкви в начальный период монголо-татарского ига, а с другой стороны, одно из свидетельств юридического значения Устава князя Владимира Святославича. В своем послании Владимирский епископ напоминает князю о правах Церкви, ссылаясь на его Устав. Вопрос о том, от какого именно епископа и к какому именно князю обращено послание, не имеет общепринятого ответа. Есть мнение, что это митрополит Кирилл II (1249–1281 гг.). Другие полагают, что послание адресовалось после 1293 г. великому князю Дмитрию Александровичу (ум. 1294 г.) или его преемнику Андрею Александровичу (1294–1304 гг.) кем-либо из владимирских епископов: Иаковом (1288–1295 гг.) или Симеоном (1295–1299 гг.), т.е. между 1293 и 1299 гг. Текст послания Милостью Божиею и святыя Богородица, любителя благого Бога нашего, о нашем роде человеколюбыя многы дал нам вины к спасению, и всегда зовет и благодарствует, болше же законодарения и правила да соблюдаем, утверждаеми Богом. Законоданием первие знаем Бога, наставляеми Божиими заповедьми, идем путь в волю его и реко и его святеи Богородици володимирьской. Виж, сыну князь, како ти были велиции князи, твои прадеды и деды и отец твои великыи князь Олександр: украси церковь Божию клирошаны и книгами, и богатили домы великыми, десятинами по всем градом и суды церковными. А ныне, сыну князь, аз отец твой епископ володимерьскый поминаю ти, сыну своему, о церкви Божии. А сам, сыну, ведаешь, оже церкви та ограблена и домы ее пусты. А се пишю ти другое слово: по правилом суды церковные во всех крестьяньскых людех: игумены и игуменьи, попы и дьяконы, чернеци и черници, роспустъ, смилное, умыкание, пошибание, заставанье, промежю мужем и женою что будетъ речь о животе, ведовьство, зелье, уреканье бляднею и зельи, еретичество, зубоежа, иже отца и матерь бьет сын или дчи, братья или дети тяжуються о задници, церковная татба. То все суды церковные, даны законом Божиим и прежними цари и великими нашими князи: князю и боляром и судьям в те суды не лзе вступатися, не прощено им от закона Божия; но то дано клирошаном на потребу, и старости, и немощи, и в недуг впадших чад много кормленье, нищих кормленье, обидимым помоганье, странным прилежанье, в напастех пособье, в пожаре и в потопе, плененым искупленье, в гладе прекормленье, сиротам и убогым промышленье, вдовам пособие, худобе умирая покровы и гробы и погребанье, церквам и манастырем подъятье, живым прибежище и утешенье, а мертвым память.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010