2–3, 1994–1999. М., 1997, с. 286. 1275 «На благородные цели духовной революции работали многие поколения, начиная с подвижника земли русской Преподобного Сергия Радонежского» (Гиндилис Л. М. Фролов В. В. Философия живой этики и ее толкователи. Рериховское движение в России//Вопросы философии. 2001, 3, с. 85). Если под «духовной революцией» имеется в виду то духовное пробуждение человека, которому служил преп. Сергий, то отчего же это она началась именно и только с него? Почему не с князя Владимира, не с Нестора Летописца и других киево-печерских подвижников? А если под «духовной революцией» имеется в виду отказ от православия – так к этому оккультному путчу преп. Сергий никакого отношения не имеет. 1276 Человеческая личность Христа, по мнению Рерихов, не была той же, что и личность Вишну, то есть не была его полноценной реинкарнацией. Просто перед проповедью, чтобы подкрепить этого Адепта, в него подселился (на время) еще и бог Вишну. «Перед выходом Иисуса на проповедь в Него вселился Высший Дух. Этим духом был, конечно, Вишну» (Избранные письма//Рерих Е. И. У порога нового мира. М., 2000, с. 320). «Иисус был воплощением Учителя Кут Хуми, но, когда наступило время страстного пути, в Него вошел еще более высокий Дух» (Там же, с. 421). 1277 Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. ТТ. 1–2. М., 1996, т. 1, с. 359. 1283 Подборка соответствующих рериховских текстов выполнена верным (а, потому, быть может, и не в меру драчливым) томским рериховцем Горчаковым – см. Горчаков Г. С. Великий Учитель (Земные жизни Наивысшего)» (Томск. 1997). 1289 «Это был весьма экспансивный, до самой настоящей патологии возбужденный человек, сознававший себя волшебником, магом, чудотворцем и проводивший свою жизнь то в аскетизме, то в каких-то фантастических предприятиях, мечтавший быть богом или богочеловеком и совершенно выходивший за рамки всякого нормального человеческого поведения… Чудак и психопат» – Лосев А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

35 Выражение «латинская церковь » носит уничижительный характер и используется по преимуществу в полемических антилатинских текстах византийской литературы. Одно из самых ранних упоминаний у автора XII–XIII вв. Константина Стилба: Constantinus Stilbes. Contra Latinos 99 (L. 428)//Darrouzès J. Le mémoire de Constantin Stilbès contre les Latins//REB. 1963. Vol. 21. P. 86. 36 Боятся, в смысле почитают. Выражение «γγλοις αδσιμον κα νθρποις φοβερν», особенно его первая часть, было достаточно распространено в византийской литературе. См., например: Joannes Chrysostomus. Adversus ebriosos et de resurrectione Domini nostri Jesu Christi//PG. 50. Col. 436:14–15. 37 Птолемаида (Πτολεμς) – греческое наименование города Акко, или Акра, см. выше примечание 17. 38 Фома Агни (де Лентино). См. о нем подробнее во вступительной статье. См.: Laurent V., Darrouzès J. Le dossier grec de Union de l’Lion. P. 490, n. 1. 42 «μαρτυρικν νστασιν» – мученическая решимость или настойчивость. Ср.: Michael Psellus. Orationes hagiographicae 7, 311//Michaelis Pselli Orationes hagiographicae/ed. E. A. Fisher. Stuttgart, 1994. S. 284 43 О дискуссии по поводу опресноков см.: Дионисий (Шлёнов), игум. Богословская сторона споров об опресноках: доклад на V международной богословской конференции//Православное учение о церковных таинствах. Т. 2: Евхаристия: Богословие. Священство. М., 2009. С. 154–168. 44 Годы отсчитываются от времени Рождества Христова, а не от времени совершения Тайной Вечери. 1285 лет отсчитываются с 5500 года, который считался византийцами «идеальным» годом Боговоплощения, а не с года «реального» Рождества Христова 5508 г. Историческая дата высчитывается следующим образом: к «идеальной» дате (5500) прибавляется 1285 лет, указанные прп. Никифором, за вычетом реальных 5508 лет, что приводит к дате происходящих событий – 1276/1277 г. См.: Laurent V., Darrouzès J. Le dossier grec de Union de l’Lion. P. 492–493, n. 1. 45 Букв. «антибог» (ντθεος). Этот термин имеет скрытый полемический характер, направленный против латинян. Наряду с другими значениями он означает «враждебный Богу» и «соперничающий с Богом» (Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford; New York, 2004. P. 153).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

35 Сказание о победе в Малке 1845 г. 19. Нашествие Татар на Кострому, по всей вероятности, есть то самое, которое случилось в 1259–1262 г. Соф. Вр. 1,270, 271., а Князь Василий – не кто другой, как сын Ярослава – Георгия, самый меньший брат св. Александра Невского, которого летописи называют весьма добродетельным. (Ник. Лет. 3,60.) и который даже тогда, как был В. Князем, назывался Костромским, венчанный и погребенный (1276) в Костромском храме св. Феодора. 36 Четь-Минеи 8 августа. Степ. Кн. Востокова Опис. муз. Ок. 1400 Кн. Феодор дал грамоту Толгскому монастырю «Пречистой». Акт. Эксп. 1, N 15. При Епископе Ростовском, след., прежде 1380 г. явился чудотворный крест в Ростовском уезде. См. Инвалид 1848, N 205. 208. 209. 37 «Неужели пославший вас не знает, что великий хан наш есть сын Божий?» говорили Монголы миссионерам Папы. «Как смеете вы советовать нам сделаться христианами, такими же собаками, как вы и Папа ваш?» Известие Асцелина у Райнальда Annal. Eccl. T. XXI 38 Воскр. 2,235. «6769–1261 постави Митрополит Епископа Митрофана Сараю». Воскр. 2,247. «Лета 6777 (1269) Митрофан Епископ Сарайский отписась (отказался) епискупии сарайской и пострижеся в ехиму, в него место постави Митрополит Эпискупа Феогноста Русьскому Переяславлю и Сараю» – В 1843 г. при разрытии курганов около Царева города нашли: а) половинку епископской рипиды, с славянскою надписью, с изображением двух жезлов и плавающих рыб) б) медный крест с изображением распятого Спасителя, Бога Саваофа вверху и предстоящих по сторонам Божией Матери и Богослова) в) медный истуканчик – свидетель того, что здесь жили Татары, когда еще были идолопоклонниками (Ж. М. внутр. дел 1843 за Ноябрь). 39 См. пр. 14. Страдания св. Кн. Михаила; «стояшема же на месте том, множество крестьян и поганых слышаху словеса». Карпини говорит, что войска великого хана, в числе 450,000, состояли из разных покоренных народов, в том числе христиан. Ибн Батута, бывший и Сарае ок. 1340 г., говорит, что из жителей Сарая «иные, как Руссы и Греки, христиане». Наши летописи часто говорят о пленниках и заложниках, живших в Орде... Напр. Воскр. летопись говорит, что Борис Васильк. в 1277 г. умер в Орде, и супруга его Мария с сыном взяла тело его в Россию; далее: «в л. 6786 (1278) Кн. Глеб Рост. привел из Орды «полон мног.».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

460 Obolensky D. The Byzantine Commonwealth. P. 241–242 [Оболенский Д. Византийское Содружество наций; Шесть византийских портретов. С. 257, 258]; Meyendorff J, Byzantium and the Rise of Russia: A Study in Byzantino–Russian Relations in the Fourteenth Century. Cambridge, 1981. P. 47 [ Мейендорф И. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке// Мейендорф И. История Церкви и восточнохристианская мистика. М., 2003. С. 368]. 462 Meyendorff J. Projets de concile oecuminique en 1367: Un dialogue inedit entre Jean Cantacuzene et le legat Paul//DOP 14 (1960). P. 170–171 [ Иоанн Кантакузин . Беседа с папским легатом, 4//Иоанн Кантакузин. Беседа с папским легатом; Диалог с иудеем и др. соч. СПб., 1997]. 463 Regestes, 1256,1257; Hussey J. The Orthodox Church in the Byzantine Empire. Oxford, 1986. P. 214–215; Hamilton B. The Latin Church in the Crusader States. P. 321. 464 Canard P. Nirfphore Blemmyde et la memoir adresse aux envoyes de Gregoire IX (Nicee, 1234)//OCP 25 (1959). P. 25, 310–325 (текст: P. 319–325); официальный отчет четверых монахов см.: Golubovich G. Disputatio Latinorum et Graecorum//Archivum Franciscanum Historicum 12 (1919). P. 428–470; Regestes, 1267 и след. 469 Laurent V. Les grandes crises religieuses a Byzance. La fin du schisme arsenite//Bulletin de la Section Historique de l’Academie Roumaine, 26/2. Bucharest, 1945. P. 225–313; Documents inedits d’ecctesiologie byzantine/Darrouzes J., ed. Paris, 1966. 470 Acta Urbani IV, Clementis IV, Gregorii X (1261–1276)/Tautu A., ed. Vatican, 1953. (Pontificia Commissio ad redigendum Codicem Iuris Canonici orientalis. Fontes. Ser. 3. Vol. 5. Pt. 1). P. 116–121 [«Исповедания веры Михаила Палеолога» см.: Христианское вероучение: Догматические тексты учительства Церкви III–XX вв./Издание неофициальное. Опубликовано по запросу Конференции католических епископов России. СПб., 2002. С. 29– 32]. Специальная литература по Лионской унии обширна; прежде всего см.: Roberg В. Die Union zwischen der griechischen und der lateinischen Kirche auf dem II. Konzil von Lyon (1274). Bonn, 1964; Wolter H., Holstein H. Lyon I et Lyon II. Paris, 1966; Gill J. Byzantium and the Papacy, 1198–1400. New Brunswick (NY), 1979. P. 97–141; Nicol D.M. Byzantium. Its Ecclesiastical History and Relations with the Western World. London, 1973; а также важное собрание греческих документов: Laurent V., Darrouzes J. Dossier grec de l’Union de Lyon (1273–1277). Paris, 1976.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

—61— дался иноком», 1263 что фактически и выразилось в чрезвычайном росте монастырей за XIV и XV в.в. 1264 В силу индивидуальных особенностей своего характера, – склонности к самоуглублению и уединению, – Нил Сорский очень рано и настолько сильно проникся аскетическими воззрениями окружавшей среды, что «от юности» вступил на скорбный путь подвижнической жизни, 1265 избрав местом постриже- —62— ния Кирилло-белозерский монастырь. Но на этом пути он пошел не по тому направлению, какое завещал отец северно-русского монашества, преп. Сергий Радонежский в полном соответствии с культурно-бытовыми условиями окружавшей его жизни, в общем по отношению к иночеству, как бытовому явлению, оставшимися в том же положении и во дни преп. Нила Сорского . Колыбель иноческой жизни преп. Нила Кирилло-белозерский монастырь, 1266 где основателем его был введен строго общежительный устав, 1267 славился подвижническою жизнью —63— иноков, «во всём ревновавших учителю своему», 1268 преп. Кириллу и заботливо охранявших его «предания и учения»; 1269 среди них одним из первых было неодобрительное отношение преп. Кирилла к широкому развитию монастырского вотчиновладения, 1270 причем некоторые из его учеников «под влиянием обычаев святогорских, занесенных из Спасо-каменного монастыря», 1271 шли в этом направлении даже дальше своего учителя: они были принципиальными врагами вотчинного быта монастырей, 1272 убежденным противником которого явился и преп. Нил Сорский . – Вступление в Кирилло-белозерский монастырь открыло Нилу —64— Сорскому удобный доступ в его библиотеку, богатейшую по тому времени во всей Северной Руси; 1273 как человек книжный, 1274 он не замедлил воспользоваться этим, сосредоточив, согласно отмеченным особенностям своего характера, преимущественное внимание на произведениях представителей восточного созерцательного монашества, имевшихся в библиотеке. 1275 Определившийся под влиянием этих книжных занятий склад воззрений Нила Сорского на иночество привлек к нему внимание игумена обители, «нестяжателя» по убеждениям Кассиана 1276 и – сблизил с видным иноком времени, известным противником монастырского вотчиновладения, Паисием Ярославовым; 1277 к последнему Нил Сорский , по крайней мере в начале, стоял в отношении ученика к учителю. 1278 Влияние указанных лиц, главным образом Паисия, еще более укрепило

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—75— и в числе других сказаний находится сказание о св. Ольге, в заключение которого испрашиваются ее молитвы о чтущих день преставления ее. Древней службы св. Ольге неизвестно: может быть она не дошла до нас, а может быть – ее и не было написано, так что празднование до появления ныне известной службы, которая написана в половине XV века, было совершаемо без особой службы, по общей минее. 6 . Мстислав Владимирович, по христианскому имени Феодор, сын Владимира Мономаха , великий князь Киевский, скончавшийся в 1132-м или 1133-м году. В сейчас помянутых Сербских прологах читается сказание о нем под 13-м числом Апреля месяца. Должно думать, что более или менее вскоре после его кончины было установлено совершать местную в частнейшем смысле память его при его гробе, который находился в построенном им самим Киевском Феодоровском монастыре; а основанием к установлению памяти должны быть считаемы совершавшиеся при гробе чудеса, ибо в сказании говорится, что кончина князя была ознаменована чудом. Празднование памяти Мстислива, неизвестное в позднейшее время, вероятно, прекратилось вместе с тем, как прекратил свое существование Феодоровский монастырь, стенами которого оно ограничивалось; а Феодоровский монастырь прекратил свое существование, по всей вероятности, с нашествием Монголов. 7 . Игорь Олегович, князь Черниговский, внук Святослава, правнук Ярослава, убитый Киевлянами 19-го Сентября 1147-го года по подозрениям политическим. Со всею вероятностно должно думать, что в Чернигове, в который перевезено было тело Игоря в 1150-м году, начала быть совершаема местная память его с самой минуты этого привезения тела, ибо великое знамение Бог проявил над ним еще до его погребения и благоверные люди начали —76— чтить память его как святого с самой минуты его убиения 1275 . В Черниговском соборе мощи князя положены были не в самой церкви, а в башне, которая была пристроена к церкви с западной ее стороны («в тереме» 1276 ). 8 . Великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский, убитый 30-го июня 1175-года. Судя по тому, что летописи называют его мучеником, приравнивают к святым Борису Глебу и, ублажая его как святого, обращаются к нему с молитвой о предстательстве пред Богом за князей Русских 1277 , со всею вероятностно надлежит думать, что местное почитание его памяти во Владимире или по крайней мере во Владимирском Успенском соборе, началось непосредственно за его погребением. Однако, потом это местное почитание памяти на более или менее долгое время прекращалось: неизвестно когда прекратившись, оно было восстановлено в 1702-м году.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—776— мому, понесли одинаковую заботу об образовании того юношества, из которого вышли потом святые подвижники: Феодосий Печерский († 1074 г.) был сыном служилого великокняжеского человека 1264 Евфросиния Полоцкая († 1173) – княжна 1265 Кирилл Туровский – сын богатых граждан города Турова 1266 Варлаам Новгородский (1193) – новгородский горожанин 1267 , Моисей († 1162) архиеп. Новгородский – сын богатого Новгородца 1268 . Алексий, митрополит Московский († 1378) – боярского рода 1269 . Сергий Радонежский (†1392) – от «родителей доброродну и благоверну», причем отец его был в Ростове «един от славных бояр» 1270 . Стефан Пермский († 1392) – сын причетникаУстюжского 1271 . Григорий Вологодский († 1392) «от славну родителю боярского рода» 1272 . Дмитрий Прилуцкий († 1392) – купеческого звания 1273 . Арсений еп. Тверской (†1409) – от благородных родителей тверичан 1274 . Кирилл Белозерский († 1427) 1275 и Павел Обнорский (†1429) – от благородных родителей 1276 . Иоасаф Каменский (†1453) – княжеского рода 1277 . —777— Евфимий, архиеп. Новгородский (†1458) – сын священника 1278 . Иона, архиеп. Новгородский († 1471) – круглый сирота, воспитывавшийся в доме богатой вдовы 1279 . Пафнутий Боровский († 1477) – внук татарского баскака 1280 . Александр Ошевенский († 1479 г.) 1281 , Зосима Соловецкий († 1479) 1282 , Евфросин Псковский († 1481) 1283 и Мартиниан Белоозерский († 1483) – дети крестьян 1284 . Макарий Колязинский († 1483) – из рода дворян Кожиных 1285 . Пахомий Нерехтский († 1484) – сын Владимирского священника 1286 . Паисий Углицкий (†1504) – от служащего человека княжеского двора 1287 . Иоасаф Волоцкий († 1515) – от видных великокняжеских служилых людей 1288 . Серапион Новгородский († 1516) – из крестьян 1289 . Игнатий Углицкий († 1523) – княжеского происхождения 1290 . Александр Свирский († 1538) – из крестьян 1291 . Корнилий Комельский († 1537) – от знатных служилых людей великого князя 1292 . У Стефана Комельского († 1542) – отец живяше у некия княгини во дворе 1293 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Opusc. 15 содержит своего рода антимонофелитский флорилегий, который частично вошел в известное сочинение Doctrina Patrum, составленное либо св. Анастасием Синаитом , либо Анастасием, учеником прп. Максима. Цитаты из этого флорилегия использовались на Латеранском соборе и на Шестом Вселенском, хотя настоящий флорилегий не тождественен с тем, что был составлен специально к Латеранскому собору греческими монахами (в том числе, вероятно, и прп. Максимом), жившими в Риме и готовившими его материалы. 1276 В действительности еп. Стефан, как было сказано в прим. 514, был послан из Иерусалима в Рим патриархом Софронием, но название послания, которое, вероятно, не принадлежит прп. Максиму, а было дано римским редактором его сочинений, отражает положение еп. Стефана в качестве апостольского викария. 1277 Характерное для прп. Максима анагогическое толкование Св. Писания, в данном случае Нового Завета. Слова Христа, которые буквально относятся «ко времени» Пришествия Божия и Суда, он толкует применительно к настоящему, в горизонте уже имеющих место «последних времен» и свершающегося Божия посещения, которое восхищает того, кто созерцанием отрешен от круговорота тварного мира, а деланием – от упокоения в неге (т. е. изнеживающем наслаждении) страстей. 1280 В изд. Миня πιποθστερον (весьма желанными), но это слово нам кажется ошибкой, возникшей при переписке, поскольку такой перевод нарушает логику мысли прп. Максима. – Прим. перев. 1293 Greg. Nyss. in Christ. Resurr. or. i. Greg. Nyss. opera, vol. 9.1 (ed. E. Gebhardt) 9.292.14–16. 1299 Joan. Chrys. de consubstantiali (Contra Anomoeos, homilia 7): PG 48, 765.46–766.29, пер. с существенными изменениями по: Иоанн Златоуст. Т. I, Кн. 1, с. 376. 1304 Цитата свт. Севириана Гавальского содержится также в Doctrina Patrum: 119.13, – сочинении, составленном после написания Opusc. прп. Максима, вероятно, с использованием их, поскольку многие из цитат, приводимых в Doctrina Patrum, совпадают с цитатами прп. Максима. В Doctrina Patrum его издатель Франц Декамп указывает и источник цитаты – Sever. Gabal. hom. 9, которая сохранилась в армянском переводе венецианского издания 1827 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

„Знаю твои дела, пишет он о Пергамских христианах, что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое и не отрекся от веры Моей“. Знает он и всех лжеучителей и лжеапостолов, их самоотвержение, с каким они ходили из дома в дом со своею проповедью. Одни из них были сначала христианами, но потом заблудились и оставили своих собратьев. Известны ему и те, которые принимают и слушают их, исповедуют их учение, и те, которые не принимают их и не исповедуют их учения. Преуспевают ли христиане в духовной жизни, охладевают ли они в желании устроить всю свою жизнь по учению Христову, остаются ли в одном положении, все это не тайна для Апостола 1275 . Радости пасомых были его радостями. Он переживает их вместе с ними. Вот его одно постоянное желание: „сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна“. Особенно глубокою радостью наполнялось сердце Апостола, когда он видел своих пасомых всецело отдавшимися его водительству. „Я весьма обрадовался, пишет он избранной госпоже, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца“. „Я весьма обрадовался, пишет он другому христианину Гаию, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине. Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине“. Хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов“, пишет он о церкви Ефесской 1276 . Вот что мы читаем на страницах его посланий. Даже внешнее благополучие христиан, дела домашние, семейные, общественные, – все это было предметом заботы Апостола. „Возлюбленный! пишет он Гаию, молюсь, чтобы ты здравствовал, преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя“. Слова самых горячих благожеланий, благодати, милости от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, почти не сходили с его уст 1277 . Попечение Ап. Иоанна о духовном просвещении своих пасомых и сохранении их от увлечения учением лжеучителей изумительно. Только самая глубокая любовь к пастве могла вдохнуть в Апостола ту поразительную ревность, какою отличалось все его благовестническое служение в Малой Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

А если Он сошел при Воплощении, то ясно, что Он был ограничен небом, как и ангелы. 12) Если Сын и Святой Дух от Отца, то ясно, что Он – Отец Того и Другого, и Рожденного и Святого Духа. А если вы не принимаете это исповедание, скажите нам, Кто первый и Кто второй произошел от Отца: Сын или Святой Дух? Если же Они произошли одновременно, то ясно, что Отец – Родитель двойни, и Сын и Дух – Боги-братья. Ведь в чем у неограниченного, неизменного и нераздельного Божества может быть различие рождения от исхождения? 13) Откуда ясно, что Слово Божие – ипостасный Бог и что Дух Божий – также Бог и Ипостась Бога, а ни ум Божий, ни сердце Божие, ни десница Божия, ни рука и остальное, что Писание приписывает Богу, – не есть иной Бог и иная Ипостась? 14) Почему, хотя до Вознесения Христа было одиннадцать учеников, Павел говорит, что, воскреснув из мертвых, Он «явился... двенадцати» 1275 ученикам? Ведь Матфий еще не был сопричислен им, и Павел тоже. 15) Почему, Христос, обещавший отрекшимся ради Него дать в веке сем земли, жен, детей и имущества во сто крат более, 1276 не дал им это, как обещал? Схолия. Это оружие предназначено благоразумным [для борьбы] против безумных, когда вы увидите, что они беседуют и являются вам со злой волей и со злой волей нападают на эту самую книгу. 3 . Итак, христианство – вера простая; необходимо слушать и воспринимать все Божественное Писание и особенно творения учителей в простоте и прямоте сердца. Ведь Евангелие и апостольские Писания, как мы видим и в как мы об этом уже писали, являются неиспорченными, потому что не могут в них долго оставаться искажения, потери [части текста] или вставки, так как Евангелие распространено и записано на семидесяти двух языках. Ведь если даже кто-то попытается испортить один или два перевода Библии, то его бесчестие будет опровергнуто другими, правильными семьюдесятью переводами. В самом деле, посмотри, как некто пытался изъять [место] из Евангелия от Луки о сгустках кровавого пота Христа 1277 и не смог. Ибо отвергнуты были те [списки Евангелия, где] не было этого [места], так как во всех переводах [Евангелия] среди других народов и в большинстве греческих [списков] оно есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010