Никея до 1261 г. была столицей Византийской империи, поскольку Константинополь, захваченный крестоносцами, находился под властью латинян. Когда Михаил VIII Палеолог отвоевал обратно град Константина, изгнав оттуда латинян, то, казалось, прежняя империя возродилась. Однако угроза нового крестового похода, а также опасность со стороны турок поставили державу ромеев в сложную ситуацию. Поэтому исходя из утилитарно-политических соображений Михаил Палеолог решился на заключение церковной унии с Римом, которая состоялась в Лионе в 1274 г. “Как и следовало ожидать, Михаил встретил упорное сопротивление к введению унии со стороны громадного большинства греческого населения” 3 . Среди наиболее непримиримых врагов унии оказался и Феолипт. Он был схвачен и предстал перед судом, на котором, по свидетельству Никифора Хумна (С. 204–206), присутствовал и император (скорее всего это происходило в 1276–1277 гг.). Между Михаилом Палеологом и Феолиптом состоялся диалог 4 . Император стал спрашивать исповедника о его родине и происхождении, на что тот ответил, что речь в данном случае должна идти о другом: “О Христе и правом исповедании, данном нам от Него”. Когда император вопросил: неужели “мы” кажемся Феолипту нехристианами, тот изрек, что не клятвами и словами, а делами и поступками следует удостоверять в истине, затем прямо обвинив василевса и сторонников в извращении Священных Писаний. На это император в гневе ответил: “Священные — мы!”. Присутствующие, побуждаемые разъяренным царем, стали избивать исповедника, и только бывший там же александрийский патриарх Афана­сий II утихомирил вошедших в раж придворных. После этого Феолипт был отправлен в темницу 5 . Сколь долго продолжалось заточение молодого исповедника, сказать трудно, но, видимо, оно не было, как указывает Никифор Хумн, кратковременным. После освобождения святитель Феолипт возвращается на родину и здесь опять избирает жизнь монашескую, а точнее, отшельничество. На сей раз ему пришлось испытать сильнейшее искушение. Молодая и красивая жена Феолипта, которая, вероятно, первоначально согласилась на избрание им трудной иноческой стези, затем, побуждаемая, по словам Никифора Хумна (С. 210–211), лукавым, пришла к келлии своего бывшего мужа, ставшего отшельником, и стала убеждать его вернуться в лоно супружеской жизни. Мужа она упрекала в том, что он отказывается от брака, им же некогда добровольно избранного, и приписывала ему мнение, будто он считает, что пребывающие в супружестве погибнут, а спасутся только те, которые отвергли его. Феолипт увещевал ее возлюбить паче всего Божие, а не принадлежащее миру, но его увещевания не производили должного действия. Подобное искушение продолжалось около года 6 , пока подвижник Христов не преодолел его с помощью Божией. По сообщению Никифора (С. 212), Феолипт стяжал в своем родном городе широкую известность как защитник Православия и духовный наставник: многие приходили к нему за назиданием и духовным утешением.

http://pravmir.ru/oglasheniya/

После поездки на Восток Е. упоминается среди участников К-польского Собора визант. клира 1265 г., низложившего К-польского патриарха Арсения Авториана . Визант. историк Георгий Пахимер с нек-рой неприязнью описывает роль Е. на этом Соборе. Антиохийский патриарх имел разногласия с Арсением, к-рый отказал ему в церковном общении по подозрению (возможно, необоснованному) в симпатии к вероисповеданию армян. В кон. 60-х гг. XIII в. ближневост. христианство пережило крупнейшую катастрофу: армии егип. мамлюков в 1266 г. опустошили Киликию, уведя оттуда десятки тысяч пленных, а 18 мая 1268 г. захватили и разрушили Антиохию. Город пришел в запустение, и патриархи в него более не возвращались. В 1272 г. Е. переехал в Киликийскую Армению, к-рая еще оставалась под властью христиан. Там Е. оказался вскоре вовлечен в заговор правосл. знати против царя Левона III (1270-1289), попал к нему в плен и был отправлен в заточение. Однако Е. удалось бежать из-под стражи и в порту Айясос попасть на греч. корабль, к-рый доставил его в К-поль (ок. 1275). В этот период визант. общество было расколото церковной политикой имп. Михаила VIII, заключившего в 1274 г. на Соборе в Лионе унию с Римом. Е., бежавший из Киликийской Армении и не имевший др. покровителей, кроме визант. императора, должен был принять сторону Михаила и высказаться в пользу унии. Последний период жизни Е. провел в К-поле. Тяжело заболев, он по совету еп. Феодорита Аназарвского ок. 1277 г. призвал в К-поль некоторых епископов Антиохийского Патриархата для избрания своего преемника. Патриарший престол рассчитывал занять еп. Феодорит, однако имп. Михаил предпочел кандидатуру монаха одной из столичных обителей, выходца из «франкской» знати, который казался ему более подходящим для проведения церковной политики в пользу унии с Римом (патриарх Феодосий V Виллардуэн ). В исторической лит-ре датировки периода Патриаршества Е. разнятся. А. Рустум относит его к 1260-1267 гг., а между Е. и Феодосием V помещает некоего Феодосия IV (1268-1276), чье существование не находит должного подтверждения в источниках. Ж. Насралла датирует смерть Е. 1273 г., что противоречит сообщениям Георгия Пахимера о деятельности патриарха в период после заключения Лионской унии 1274 г.

http://pravenc.ru/text/187727.html

Располагая указанного рода данными, о. Иоанн, – человек, бесспорно, очень талантливый, обладавший умом проницательным и серьезным, дал правильное (более правильное, чем, напр., у о. Иннокентия Борисова) общее понятие об «аскетизме”, наметил в общих чертах целесообразный план, хотя и не разработал его надлежащим образом, – и довольно основательно и правильно выяснил в общих чертах – некоторые частности, некоторые второстепенные пункты аскетики. «Аскетика” 1269 определяется у о. Иоанна как руководство к деятельному «преспеянию в жизни христианской, по тем правилам, в которых учение веры представляет нам образец истинного христианина и его духовное совершенство”. 1270 Иначе, – «аскетика” – «наука опытного преспеяния в христианской добродетели,” 1271 «изложение способов к упражнению и укреплению нравственных сил христианина в подвигах добродетели и борьбе души против зла нравственного”. 1272 Все содержание аскетики может быть разделено на две части: в одной из них должно быть обращено внимание на самого человека христианина, на приобретение и укрепление в нем сил, потребных для подвигов христианского благочестия, в другой части нужно обратить внимание на само упражнение христианина в деятельном благочестии, и изложить способы к постоянному в нем преспеянию”. 1273 При этом «главным предметом”, к которому христианин всегда и всеми мерами стремится, служит его «спасение”. 1274 Вместе с этим намечаются две стороны христианского совершенствования, – положительная и отрицательная: умерщвление плоти и страстей, 1275 с одной стороны, и приобретение добродетелей, из которых на первом плане стоят «смирение и любовь”, 1276 – с другой. Преобладающим настроением и основным аскетическим христианским средством является «покаяние”, 1277 Телесный аскетизм имеем в основе «воздержание и умеренность” 1278 и проявляется преимущественно в «пост”. 1279 В процессе христианского совершенствования действуют силы «естественные”, из которых особенное, фундаментальное значение имеют «совесть” и «свободная воля” и «сверхестественная” – благодать Божия”. 1280 «Средствами к усвоению и сохранению в нас благодати Божией“ являются «таинства”, 1281 из которых профессор останавливается на покаянии, причащении и елеосвящении, 1282 оттеняя в них «элемент аскетический”, 1283 т. е. следя за должным субъективным настроением и внутренними переменами, производимыми в христианине таинствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

В 1270 г., когда новгородцы, недовольные вел. кн. Ярославом Ярославичем, вновь пригласили Д. А. на свой стол, последний не только отказался от предложения, но и поддержал дядю в конфликте с Новгородом. В 1271 г. Д. А. сопровождал вел. князя в поездке в Орду к хану Менгу-Тимуру. После смерти Ярослава Ярославича переяславский князь принял очередное приглашение новгородцев, но это привело к конфликту с новым вел. кн. Владимирским Василием Ярославичем, заявившим свои права на Новгород. Во время военных действий новгородцы выразили недоверие Д. А., и он в 1273 г. снова оставил новгородский стол. Вокняжение Димитрия Александровича во Владимире. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 86 об.) Вокняжение Димитрия Александровича во Владимире. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 86 об.) После смерти в янв. 1276 г. вел. кн. Василия Ярославича Д. А. стал вел. князем Владимирским. Он не участвовал в предпринятых в 1277-1278 гг. по приказу хана Менгу-Тимура походах своего брата городецкого кн. Андрея и св. Феодора Ростиславича Ярославского против осетин. Первые годы княжения Д. А. провел в Новгороде. Князь ходил со своим войском на помощь новгородцам, желавшим подчинить себе мятежных данников карел. По-видимому, с деятельностью Д. А. следует связывать постепенную ликвидацию автономии новгородских окраин, заселенных полуязыческими племенами карел, води, ижоры и др. В центре Водской пятины - г. Копорье - Д. А. поставил сначала деревянную, затем каменную крепость (первая крупная постройка из камня в Сев. Руси после установления ордынского ига). В крепости была возведена Спасо-Преображенская ц. (с тем же посвящением, что и собор в Переяславле Залесском). Д. А. пытался, «испросив» у Новгорода, превратить эту территорию в свое владение, здесь находилась его многочисленная дружина. Вероятно, с этими событиями кон. 70-х XIII в. связано усиление христианизации этих территорий Новгородского гос-ва, появление на землях ижоры и карелы значительных владений Новгородской архиепископской кафедры. Д. А. не только основал в Копорье и округе свое владение, но и обустроил на новгородских землях свои села и слободы, что нарушало нормы отношений Новгорода с князьями и в итоге привело к конфликту князя с новгородцами, его отъезду из Новгорода и к военным действиям. 6 дек. 1280 г. у Д. А. в Переяславле Залесском скончался митр. Кирилл II(III) .

http://pravenc.ru/text/178187.html

Минь. Т. XI. С. 475 Творения Т. XI. С. 582 1276. Проповедь и размышление слушателей по поводу нее вне храма Теперь немного послушав, вы отойдете отсюда; но я умоляю вас, если только есть в вас сколько-нибудь любви, постоянно заниматься разговорами о подобных предметах. По крайней мере, это нисколько вам не повредит, если уже не доставит пользы; но, без сомнения доставит и пользу. Смотря по тому, какова наша беседа, такова становится и душа. 1Кор. 15:33 . Душа наша подобна воску. Если будешь вести холодные речи, то сделаешь ее твердою и жесткою; а если пламенные, то умягчишь ее. А умягчивши, можешь дать ей такой вид, какой будет тебе угодно, и начертать на ней царский образ. Минь. Т. XI. С. 478 Творения Т. XI. С. 586 1277. Отношение наше к суду человеческому и к суду Божию Когда у тебя есть дело в суде, часто даже не стоящее того, чтобы о нем говорить, то ты и ночью и днем, во всякое время и всегда ни о чем больше не будешь говорить, как только об этом деле; между тем, имея дать пред Богом отчет в целой жизни и подвергнуться ответственности, ты не можешь перенести даже того, чтобы другие напоминали тебе о суде. Оттого-то и стремится все к гибели и растлению, что мы, когда приготовляемся предстать пред судилище человеческое, по поводу житейских дел, – все приводим в движение, ко всем обращаемся с просьбою, постоянно беспокоимся об этом, все делаем, что только нужно для этого; между тем, имея в скором времени предстать на суд Христов, мы ничего не делаем ни сами лично, ни чрез других не умоляем Судию. Минь. Т. XI. С. 480 Творения Т. XI. С. 588 1278. Верблюд, питающийся тернием и урок богатым Беседа III . Терние служит пищею для неразумных верблюдов, – оно снедь для огня и совершенно бесполезное произведение природы. Равным образом и богатство ни на что не бывает полезно, но служит только к тому, чтобы питать в вас безумные страсти: злопамятство и гнев. Таков именно и верблюд, питающийся тернием. Люди сведущие рассказывают, что нет ни одного животного до такой степени злобного, яростного и мстительного, как верблюд.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

1889. P. 558-559). Церковная карьера И. П. в этот период была успешной и стремительной: в 1275 г. он был избран главой англ. провинции францисканцев; в нач. 1277 г. назначен папой Иоанном XXI (1276-1277) лектором теологии в Римской курии , вслед. чего покинул Оксфорд и отправился в Рим. В 1279 г. папа Николай III (1277-1280) отклонил предложение англ. кор. Эдуарда I (1272-1307) назначить канцлера Роберта Барнелла († 1292) архиепископом Кентерберийским вместо Килуордби, ставшего кард. Порто и Санта-Руфины в Италии. Выбор папы пал на И. П.; о его избрании архиепископом Кентерберийским папа Николай торжественно объявил в праздник обращения св. ап. Павла, 28 января 1279 г. ( Douie. 1952. P. 47-48). Во время Великого поста 1279 г. (в 1-е воскресенье - Thompson. 2004. P. 364, или в 4-е воскресенье - Douie. 1952. P. 49) И. П. был торжественно возведен папой в сан архиепископа; вскоре после этого, в конце марта или нач. апр. 1279 г., он отбыл в Англию. По дороге И. П. на непродолжительное время останавливался в Париже, откуда направился в Амьен для встречи с кор. Эдуардом. И. П. был принят королем 23 мая; Эдуард благосклонно отнесся к И. П., признал его право на архиепископские темпоралии (т. е. на имущество, даруемое королем во временное пользование архиепископу и являющееся источником доходов) и ввел его в состав королевского совета. В благодарность за доброе отношение к нему короля И. П. направил папе Николаю послание, в к-ром поддержал Эдуарда в его споре о статусе Гаскони с франц. королем Филиппом III (1270-1285) (подробнее см.: Douie. 1952. P. 51; текст письма И. П. папе: Ioannes Pecham. Reg. epist. Vol. 1. P. 5). Сразу же по прибытии в Дувр И. П. отдал распоряжение, чтобы англ. суффраганы (подведомственные ему епархиальные епископы Англии) встретили его в Ридинге 30 июля 1279 г. ( Douie. 1952. P. 53; ср.: Ioannes Pecham. Reg. epist. Vol. 1. P. 9); И. П. намеревался провести там Собор англ. Церкви, главной задачей к-рого он считал подтверждение курса церковных реформ, инициированного папой Николаем III на Лионском II Соборе (1274). Время до начала Собора И. П. посвятил организации церковной жизни в своей епархии, произведя ряд важных назначений (см.: Douie. 1952. P. 55-94).

http://pravenc.ru/text/471431.html

Описавши борьбу между сыновьями Невского, обратимся к событиям, происходившим в других княжествах. В Ростове по смерти князя Бориса Васильковича (1277 г.) взял опять перевес смолоду, говорит старый обычай: здесь стал княжить брат покойного, Глеб Василькович белозерский. Но Глеб умер в следующем же 1278 году: он смолоду, говорит летописец, служил татарам и много христиан избавил от них из плена; ему наследовал в Ростове племянник от старшего брата, Димитрий Борисович, на Беле-озере остался княжить сын покойного Глеба, Михаил. Димитрий Борисович, по обычаю времени, захотел усилиться на счет этого младшего двоюродного брата и отнял у него волости с грехом и неправдою, по выражению летописца; от двоюродного брата Димитрий скоро (1271 г.) перешел к родному, Константину Борисовичу, княжившему с ним вместе в Ростове; была между ними крамола и вражда великая, говорит летописец; быть может, эта вражда произошла вследствие смерти углицкого князя Романа Владимировича (1269 г.), не оставившего наследников. Напрасно старался примирить их владыка Игнатий: Константин должен был выехать из Ростова, а Димитрий стал собирать войско и укреплять город, боясь нападения от брата. Тогда владыка Игнатий отправился к великому князю Димитрию Александровичу и упросил его приехать в Ростов; тот приехал и помирил братьев. В 1287 году братья разделились: старший, Димитрий, остался в Ростове, младший, Константин, сел в Угличе. В 1294 году умер князь Димитрий Борисович ростовский; место его занял брат Константин Борисович, оставив в Угличе сына своего Александра. Из других князей племени Всеволода III упоминается под 1281 годом внук его князь Михаил Иванович стародубский, дядя сыновьям Невского, но не могший быть старшим ни по праву, потому что не был отчинником, ни по силе. Под 1278 годом упоминается внук Ярослава Всеволодовича, Давид Константинович, князь галицкий и дмитровский, он умер в 1290 году. Из князей суздальских, сыновей Андрея Ярославича, Юрий Андреевич умер в 1279 году, и его место занял брат его Михаил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В первые годы правления М. П. осложнилась внешнеполитическая обстановка на Востоке. М. П. состоял в союзе с монг. ханом Хулагу, врагами к-рого были мамлюкский султан Бейбарс I (1260-1277) и хан Золотой Орды Берке (1257-1266). Однако, потерпев поражение от Берке в войне 1264-1265 гг. (на стороне последнего выступил и болг. царь Константин I Тих Асень (1257-1277)), М. П. вынужден был заключить союз с Золотой Ордой и Египтом. После смерти Берке М. П. смог привлечь на свою сторону золотоордынского правителя Ногая, контролировавшего территории на Балканах, в 1272 г. император заключил с ним союз и выдал за него свою незаконнорожденную дочь Евфросинию. М. П. использовал военную помощь Ногая в борьбе с царем Константином I. Тесные отношения Византии с Ордой и Египтом сохранялись на протяжении всего царствования М. П., о чем свидетельствует частый обмен посольствами. Имп. Михаил VIII Палеолог. Роспись юго-вост. столба Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Имп. Михаил VIII Палеолог. Роспись юго-вост. столба Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Главная опасность для империи исходила от Запада, где вынашивались планы по восстановлению Латинской Романии . Союзником новых крестоносцев могли стать Сербия и Болгария, стремившиеся к расширению своих балканских владений за счет Византии. В этих условиях перед М. П. встала задача недопущения нового столкновения с латинянами, а также возвращения старых визант. территорий, еще остававшихся в руках эпирского деспота и западноевроп. правителей. Пытаясь дипломатическими средствами не допустить вторжения кор. Сицилии Карла Анжуйского, стремившегося к захвату К-поля, М. П. заключил союзы с царем Болгарии, королем Венгрии, золотоордынским ханом, а также заручился поддержкой папы Римского Григория X (1271-1276), вступив с ним в переговоры об объединении Римско-католической и К-польской Православной Церквей, решение о к-ром было принято на Лионском I Соборе . 16 янв. 1275 г. Лионская уния была официально провозглашена в К-поле, однако попытки М.

http://pravenc.ru/text/2563714.html

Ибо благость Божия дает без меры, а наказывает умеренно». 12 . Таковы слова и таково мнение блаженного Диодора. Но в Слове шестом он говорит и другие вещи, а именно: «Бог ведь в благих наградах скрывает меру трудов; в величии же благодати уменьшает Он наказание тех, кто терпит мучение, и сокращает его продолжительность. Он даже не позволяет времени мучения длиться столько же, сколько злых дел. Хотя Он воздает их меньше, чем они заслужили, – точно так же, как Он продлевает наслаждение добрых за пределы меры и времени, 1275 так как награда не имеет конца, – тем не менее, как я уже сказал, неизвестно, будет ли благость Божия всегда терпеть наличие зла, виновности и наносящего вред осужденным». 1276 13 . Далее, повторяя слово свое, говорит он, что «приговор Суда и мучений – не столь продолжителен, как наслаждение Царства, которое обретем мы тогда», а также другие , подобные этим, содержащие то же мнение и сказанные с той же целью. Он также входит в обсуждение вопроса о демонах 1277 и их великой наклонности ко злу: «даже такая великая злоба, как их, – говорит он, – не превосходит меру благости Божией». 14 . Такие и подобные восхитительные прозрения и мнения, ведущие к любви и изумлению Создателем, принадлежат этим великим столпам Церкви, о домостроительстве и грядущем Суде Божием, о великом сострадании Божием, которое в своем излиянии превосходит и побеждает злые дела тварей. Они 1278 изгоняют из сознания ребяческое мнение о Боге – тех, кто вводит зло и страстность в естество Его, , что из-за обстоятельств времени 1279 Он изменяется. Они также учат нас о Его наказаниях и мучениях, будь то здесь или там, , какие милосердные помыслы и какую цель Он имеет, позволяя находить на нас, и какие прекрасные последствия проистекают от них. , что в этих мучениях мы должны погибнуть, или , что мы будем претерпевать их вечно; , по-отцовски посылает Он их нам, а не из мести, что было бы признаком ненависти. Их – чтобы мы думали о Боге и познавали , и чтобы изумление Им приводило нас к любви к Нему, и чтобы устыдились мы и исправили поведение наше в здешней жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Целестин IV, миланец, Гоффредо Кастильони, 25; 28.10.1241–10.11.1241. Вакансия 19 месяцев. Иннокентий IV, генуэзец, Синибальдо Фиески, 25; 28.6.1243–7.12.1254. Александр IV, итальянец, согласно традиции, родился в Ананьи, по современным изысканиям в городе Иенне близ Рима, Ринальдо, из графов Сеньи, по новейшим исследованиям из синьоров Иенны, 12; 20.12.1254–25.5.1261. Урбан IV, француз из Труа, Жак Панталеон, 29.8; 4.9.1261–2.10.1264. Вакансия 4,5 месяца. Климент IV, француз, ГиФулькоди, 5; 15.2.1265–29.11.1268. Вакансия 33 месяца. Григорий X, блаж., итальянец из Пьяченцы, Тебальдо Висконти, 1.9.1271; 27.3.1272–10.1.1276. Иннокентий V, блаж., савоец, Пьетро ди Тарантасиа, 21.1.; 22.2.1276–22.6.1276. Адриан V, генуэзец, Оттобоно Фиески, 11.7.1276–18.8.1276. Иоанн XXI, португалец, Пьетро Юлиани или Петр Испанский, 8; 20.9.1276–20.5.1277. Пьетро Юлиани ошибочно считал, что после Uoahha XIX существовал папа Иоанн XX. Вакансия 6 месяцев. Николай III, римлянин, Джованни Гаэтано Орсини, 25.11; 26.12.1277–22.8.1280. Вакансия 6 месяцев. Мартин IV, француз, Симон де Брион, 22.2; 23.3.1281–28.3.1285. Мартином II и III ошибочно сочли Марина I и Марина II Гонорий IV, римлянин, Джакомо Савелли, 2.4; 20.5.1285–3.4.1287. Вакансия 10,5 месяца. Николай IV, итальянец из Асколи, Джироламо Маши, 22.2.1288–4.4.1292. Вакансия 27 месяцев. Целестин V, св., итальянец из Исернии, Пьетро дель Мурроне, 5.7; 29.8.1294–13.12.1294. Бонифаций VIII, итальянец из Ананьи, Бенедетто Каэтанн, 24.12, 1294; 23.1.1295–11.10.1303. Бенедикт XI, блаж., итальянец из Тревизо, Никколо Боккасини, 22; 27.10.1303–7.7.1304. Вакансия 12 месяцев. Климент V, француз, Бертран де Го, 5.6; 14.11.1305–20.4.1314. Вакансия 27 месяцев. Иоанн XXII, француз из Кагора, Жак Дюэз, 7.8; 5.9.1316–4.12.1334. [Николай V, итальянец из Корваро близ Риети, Пьетро Райналлуччи, 12; 22.5.1328–25.8.1330]. Бенедикт XII, француз, Жак Фурнье, 20.12.1334; 8.1.1335–25.4.1342. Климент VI, француз, Пьер Роже, 7; 19.5.1342–16.12.1352. Иннокентий VI. француз, Этьен Обер, 18; 30.12.1352–12.9.1362.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010