Псалом 93 Псалом Давида. В четвертый (день) недели 1268 . Бог отмщений, Господь, Бог отмщений явился 1269 . Восстань 1270 , Судия земли, воздай возмездие гордым! Доколе грешники, Господи, доколе грешники будут хвалиться? Будут произносить и говорить неправду, будут говорить все, совершающие беззаконие? Народ Твой, Господи, они унизили и наследие Твое обидели, Вдову и сироту умертвили и пришельца убили, И сказали: «Не увидит Бог и не узнает Бог Иакова». Образумьтесь же, безумные в народе, и глупые, наконец, поймите! Устроивший 1271 ухо не слышит ли? Или Создавший глаз не видит ли 1272 ? Ужели не обличит Наставляющий народы, Тот, Кто научает человека разумению? Господь знает помышления людей, что они – суетны. Блажен человек, которого наставишь Ты, Господи, и от закона Твоего научишь, Чтобы пребывал он кротким 1273 , со дня бедствий до тех пор, пока не выроется грешнику ров 1274 . Ибо не отвергнет Господь народа Своего и наследия Своего не оставит, Пока правда не возвратится в суд, (а также) и все держащиеся ее, правые сердцем 1275 . Кто восстанет за меня на лукавых? Или кто станет со мною против совершающих беззаконие? Если бы Господь не помог мне, вскоре вселилась бы в ад душа моя. Когда я сказал: «Поколебалась нога моя», – тогда милость Твоя, Господи, помогла мне. При умножении страданий моих в сердце моем, утешения Твои веселили душу мою. Да не будет присущ Тебе престол беззакония, создающий обременение вопреки повелению (Твоему 1276 ): Они будут преследовать 1277 душу праведника и неповинную кровь осудят 1278 . Но Господь был мне прибежищем и Бог мой – надежною мне помощью 1279 . И воздаст им Господь за беззаконие их, и по лукавству их погубит их Господь Бог 1280 . 1268 Греч. v τετρδι σαββτου [алекс., в др. τετρδι σαββτων] – слав. четвертый субботы, т. е. по нашему счислению в среду, когда был предан Иисус Христос Иудой предателем. Григорий Нисский видит в псалме (особенно 20–21 стт.) немало пророчеств, относящихся к этому событию. В ветхозаветной Церкви он, м. б., воспеваем был в четвертый день недели (Афан. Вел., Феодорит, Зигабен).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОНОРИЙ IV Гонорий IV, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) Гонорий IV, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) (ок. 1210, Рим - 3.04.1287, там же; мирское имя Джакомо Савелли), папа Римский (со 2 апр. 1285). Происходил из знатной рим. семьи, внучатый племянник папы Римского Гонория III . Отец и брат Джакомо неск. раз занимали должности рим. сенаторов; мать принадлежала к влиятельной семье Альдобрандеска; дядя, кард. Томмазо, по прозвищу дель Весково, был известным поэтом и дипломатом. Савелли учился в Парижском ун-те. До принятия сана был женат, но рано овдовел. Двое его сыновей достигли значительных светских должностей: один был подеста в г. Урбино, второй - рим. сенатор. Избрав духовную карьеру, Савелли получил в качестве бенефициев должности каноника в Шалон-сюр-Марн (ныне Шалон-ан-Шампань) в Барселоне и ректора в Бертоне (еп-ство Норидж). 24 дек. 1261 г. папой Римским Урбаном IV возведен в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии св. Марии (S. Mariae in Cosmedin). Долгое время был легатом в Витербо. В 1276 г. папой Римским Адрианом V назначен легатом к герм. кор. Рудольфу I Габсбургу для решения вопроса о его имп. коронации и урегулирования споров между ним и сицилийским кор. Карлом I Анжуйским. В 1277 г. возведен в достоинство кардинала-перводиакона. 21 окт. 1282 г. кард. Дж. Савелли основал в Альбано и затем построил на собственные средства бенедиктинский мон-рь, посвященный Пресв. Богородице и св. ап. Павлу. После смерти папы Римского Мартина IV коллегией кардиналов 2 апр. 1285 г. в Перудже Савелли был избран папой и принял имя Гонорий в память о своем родственнике папе Гонории III. 14 мая 1285 г. в Риме Г. был рукоположен во пресвитера, 15 мая - во епископа, и 20 мая в соборе св. Петра состоялась его интронизация. Г. продолжил политику своих предшественников относительно борьбы между Арагонской и Анжуйской династиями за Сицилию, к-рая в 1282 г.

http://pravenc.ru/text/166151.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ I патриарх Иерусалимский (до 1274-1291). Год вступления Г. на Патриаршество неизвестен. Считается, что предшественник Г. на Иерусалимском престоле Софроний III скончался в 1254 г., и можно предположить, что после его смерти престол пустовал в течение долгого времени. На 60-е гг. XIII в. пришелся ряд драматических событий в истории христ. Востока. Монг. нашествие 1260 г. стало причиной крушения власти Айюбидов в Сирии и кратковременного реванша вост. христиан, к-рым покровительствовали монголы. Егип. мамлюки при поддержке крестоносцев Акры в сент. 1260 г. разбили монголов при Айн-Джалуте и вытеснили их из Палестины и Сирии. На христиан обрушились гонения; их обвиняли в сотрудничестве с завоевателями. Мамлюкский султан Бейбарс I (1260-1277), консолидировав под своей властью мусульм. мир Ближ. Востока, развернул наступление на гос-ва крестоносцев в Палестине и Сирии. В 1265 г. были взяты и разрушены Кесария, Хайфа и Арсуф, в 1266 г.- Сафед, в 1268 г.- Яффа. Мамлюки целенаправленно уничтожали церкви и массами истребляли христиан. В 1263 г. жестокому разгрому подвергся Назарет, после чего христ. население в городе исчезло на неск. веков. Имя Г. впервые появляется в источниках в связи с полемикой в правосл. мире вокруг Лионской унии 1274 г. Сближение с Римом визант. имп. Михаила VIII Палеолога вызвало широкий протест в визант. обществе. Оппозицию возглавили бывш. К-польский патриарх Иосиф и сестра имп. Михаила Евлогия, к-рая вскоре бежала в Болгарию, ко двору царя Константина, женатого на ее дочери Марии. В 1276 г. Евлогия и Мария направили в Иерусалим к Г. посольство во главе с Иоанном Кафаром. Патриарху предложили выступить посредником в переговорах с султаном Бейбарсом, к-рого рассчитывали привлечь к союзу с болгарами против Михаила Палеолога. Султан отклонил это предложение. Г. выступил с осуждением политики имп. Михаила. Антилат. позиция Г. отразилась и в его контактах с писателем-полемистом кон. XIII в. Георгием Мосхобаром, к-рый по просьбе Г. написал трактат об исхождении Св. Духа в опровержение прокатолич. взглядов К-польского патриарха Иоанна XI Векка.

http://pravenc.ru/text/166722.html

Церковь чтит память князя Феодора Смоленского и чад его, Давида и Константина 2 октября, 2019. Новостная служба Воинскими подвигами суждено было Богом прославиться в Русской земле святому князю Феодору 2 октября. ПРАВМИР. Святой благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный, родился во времена монгольского нашествия, около 1237 — 1239 года. В 1239 году, когда Смоленск был избавлен от Батыева пленения, отрока Феодора в городе не было: его увезли и укрыли на время войны в безопасном месте. В следующем, 1240 году умер его отец, князь Ростислав. Старшие братья, наследники, поделили между собой земли отца своего, выделив младшему Феодору маленький Можайск. Здесь прошло его детство. В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского, и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил, но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, сына его воспитывала теща, княгиня Ксения. В 1277 году соединенные дружины русских князей, среди которых был святой Феодор, в союзе с татарскими войсками, участвовали в походе в Осетинскую землю и во взятии " славного града их Тетякова " . Союзные войска одержали в этой войне полную победу. Уже в 1261 году стараниями святого Александра Невского и митрополита Кирилла III в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви. В 1276 году Константинопольский Собор под председательством патриарха Иоанна Векка отвечал на вопросы русского Сарайского епископа Феогноста о порядке крещения татар и принятии в православие бывших среди них монофизитов и несториан. В эти годы и оказался в Орде святой князь Феодор. Отличившийся ратными подвигами в осетинском походе, он вызвал к себе особенное расположение хана Менгу-Темира, почтительно относившегося к Православной Церкви, выдавшего первый ханский ярлык о церковной неприкосновенности митрополиту Кириллу. В летописи сказано: «А князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его». Три года пробыл святой Феодор в Орде. Наконец, «царь отпустил его с великой честью», и князь прибыл в Ярославль. К этому времени супруга его, Мария, уже умерла, в городе правила княгиня Ксения с внуком Михаилом. Ярославцы не приняли вернувшегося из Орды князя: «не прияша его во град, но рекоша ему: «Сей град княгини Ксении и есть у нас князь Михаиле».

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-k...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН XXI (между 1210 и 1220, Лиссабон - 20.05.1277, Витербо; до избрания папой - Петр Юлиани), папа Римский (с 16 сент. 1276). До последнего времени И. отождествлялся исследователями с Петром Испанским , однако в новейшей лит-ре ( D " Ors Á . 1997; 2001; 2003) была доказана неправомерность этого отождествления. О происхождении Петра Юлиани практически ничего не известно. По одной из гипотез, его отцом был канцлер португ. кор. Саншу I (1185-1212) Юлиан Паис. Согласно др. т. зр., прозвище Юлиани происходит от приходской ц. св. Иулиана (Юлиана) в Лиссабоне, близ к-рой родился буд. папа. Большинство исследователей сходятся на том, что Петр Юлиани учился в Парижском ун-те; ему была присвоена степень магистра. Надгробие Иоанна XXI, папы Римского. XVI в.; 1952 г. (Музей собора св. Лаврентия в Витербо) Надгробие Иоанна XXI, папы Римского. XVI в.; 1952 г. (Музей собора св. Лаврентия в Витербо) Попытку восстановить «португальскую» биографию Петра Юлиани предпринял Ж. Ф. Мейриньюш ( Meirinhos. 2000) Самое раннее известие о церковной карьере Петра Юлиани относится к 1250 г.- он занимал должности декана Лиссабона и архидиакона Браги и был советником и представителем кор. Афонсу III Португальского в отношениях с клиром (короля обвиняли в нарушении прав Церкви). 11 дек. 1257 г. при поддержке короля он стал приором коллегиальной ц. Богоматери (Носа-Сеньора-да-Оливейра) в Гимарайнше (этот бенефиций не был вакантным, что привело к конфликту с его держателем; официально статус Петра Юлиани был утвержден папой лишь 28 окт. 1263). К 1258 г. относится начало конфликта между Петром Юлиани и Афонсу III из-за избрания Лиссабонским епископом Михаила, неугодного Петру Юлиани. С жалобой на якобы неканоническое избрание Михаила Петр Юлиани впервые приехал в папскую курию. Папа Римский Урбан IV признал каноничными выборы Лиссабонского епископа, а Петру Юлиани удалось добиться от папы утверждения в должности приора ц. Богоматери. Примирившись с португ. королем, в 1263 г. Петр Юлиани стал наставником (magister scholarum) одной из школ в Лиссабоне, однако с этого времени он подолгу находился при папской курии, где во многом благодаря покровительству кард. Оттобоно Фиески (буд. папы Римского Адриана V ) быстро сделал карьеру. В мае 1272 г. Петр Юлиани был избран архиепископом Браги. Избрание, видимо, не было утверждено португ. королем, т. к. в актах Лионского II Собора (1274) Петр Юлиани упоминается как «electus Bracarensis» (избранный архиепископ Браги). 3 июня 1273 г. он был возведен в достоинство кардинала-епископа Фраскати. Управлял архиеп-ством Браги до 1275 г., когда папа назначил ему преемника.

http://pravenc.ru/text/469710.html

2.  νερ ϑειτατε κα τς καϑ’ μς ερωσνης φαντατε πυρσ, οκ οδα τ σε νομσας κα προσειπν μλλον ν τχοιμι το προσκοντος· ν σο γρ δπου τς νϑρωπικς τελειτητος κατ ϑεον τ πρας ρχ τις γγνεται κα προκταρξις· ο γρ καταλγουσιν λλοι κατεπαρϑντες κα ψωϑντες κα τινες σως εναι ναφανντες, ντεϑεν ατς προοιμιζ κα λαμβνεις ρχν· τν γρ πνευματικν εικινησαν τ τς σαρκς καϑρσει προσϑμενος 1271 , πουπερ ν κλσαντες τεροι γονατ’ καμψαν 1272 1273 , ατς ς μηδ τν ρχν κεκμηκς κκακσας τ δυσργ το γχειρματος τ πιπν τς ρετς κμας τος πρσω χρεις κα τν τν ρετν νβαινες κλμακα, τ τς ναβσεως τλος τραν ποβϑραν ποιομνος κα προκταρξιν, οκ λισϑανων λλ’ ρϑοπηδυτν 1274 κα διλου τς κρτητος φιμενος. μλεος γ 1275 κα ταλαπωρος νϑρωπος κα τος κακος ε πλουτιζμενος, ποαν λβω φωνν; πϑεν τ το στεναγμο πορσομαι, ϑεν ν σχοην σομεγϑη τν δυρμν κα δκρυα σοτλαντα; οων δ πρτον κατορϑωμτων, τνων δ μσον κα ποων τελευταον φψομαι; ς γρ π πελγους χανος, ς λλα μοι π’ λλοις πεγερονται κματα· ε γρ πδοιμι πρς τ τς πρτης γωγς κα βου το λιποπτριδος 1276 κα σα ν Λευταις 1277 ταττμενος κα τν μγαν τς ρχιερωσνης ϑρνον μφιπονν κα ερωσνης πιβς διετλεσεν, λλην ν λιδα δξαιμι γρφειν κα τν ϑρυλουμνων ρων μεμνμην 1278 ν· πολλο γρ κα μεγλοι ο πρ ρετς κα λγου δρτες το μεγλου κα κατορϑματα κα ξ ατς φασι τς πρτης τριχς σγκριτο τε κα παρμιλλοι κα μεγλων κα λαμπρν κα γενναων τν λγων κα μακρς σχολς προσδεμενοι κα παντοας μαϑημτων καταλψεως 1279 · μο δ κα νος συγκχυται π πϑους κα ες στλην λς 1280 παγες διαπεφνηκα ντικρυς κα οδν τοι λλο κατγεται ποταμηδν 1281 μοι τ δκρυα· λλως τε δ οδ’ γχωμιζειν πιτφια γρφειν πλατυκτερον 1282 κατ νμους ητορικος 1283 νδδωσιν καιρς οδ ν νυχι κα σημε, οπερ μρος οϑν 1284 , περιγρφειν περιηγεσϑαι τ πν, μονδεν δ κα κωκειν κα πολτως κατ τς μονωϑεσας τρυγνας περιτρζειν πκλαυτα· τοιατα γρ κα ποιοσι κα πσχουσιν ο παξ μπεσντες ες βϑος τν ϑλψεων, πο γρ ν φκοιτο λγος ες τσων κα τοινδε κατορϑωμτων τ μγεϑος; μ τι γε () μς κατ στργγα ων 1285 προσδοκτ το πϑους παγες κα κρυσταλλωϑες, λλ’ οδ τν λαν εδοκιμοντων κα εστομοντων ατν; κα τατα κκενος· δει γρ, δει τν τ κενου διεξιναι βουλμενον τν τοτου μεγαλοφωναν λαβεν, ετουν νϑρακι προκαϑαρϑναι Σεραφικ 1286 κα γνισϑναι τ πνεματι· τ γρ ς ες λλο Σναιον νιναι τν ατο ρετν, ν Μωσως κα ϑεο πδες πτησαν 1287 , δδοικα μ κα τος πετροβλοις βληϑσομαι 1288 · τ γρ καπν τ κ τς καμνου τν ϑλψεων ναϑρωσκομν τς ψεις μου δριμυχϑες 1289 κα σα τι 1290 δριμξομαι, στ’ ν μοι καρδα στνουσ στι κκ τν γκτων νασκλλεται πρ.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

У световна власт наредила 1702. г. да се врши 6 пре Но 1775. г., да би се избегле несугласице обручницима, Свети Синод нареди да се врши одмах по 1276 што остало све до сада. Проф. Фундулис тачно да има прави смисао само онда када се врши доста од 1277 Разлоге да се са он види у да се избегну последице имовинске и моралне природе могу наступити при И Милаш вели слично, да се избегну 98. канон Трулског сабора. 1278 По римокатоличким прописима, претходило за неко време брака. Одлуком Четвртог латеранског концила, (спонсалиа) врши се три дана пре званичног благослова брака (бенедикцио нупциалис) и невесте 1279 У цркви, брачни обреди не у време поста, четири вишедневна, средом и петком преко године, на и Крстовдан. 1280 Но из свега до сада изнетог не види се разлог зашто би се вршило пред Царским дверима. Као што указано, у Чину битан елеменат обручника. И сада по Требнику, као и у старини, не види се да свештеник посебно него их само на Часну трапезу, 1281 а затим младенцима на руке. Архиепископ вели да се из старине ово на Часну трапезу и на сматра за 1282 Иако на Часну трапезу можемо пратити до X века, бити ни да чин изазвао потребу пред олтарем. Свештеник могао донети на Часну трапезу и кад обручници у паперти, и с им однети кад требало. У ствари, оно битно у што довело до тога да обручници пред отвореним Царским дверима, било овог чина са Светом У старини, наиме, се да се црквени чинови и врше тако да би верни после учествовали на и причестили се. У одговору изнето то за Чин 1283 Но многи стари грчки и наши рукописи да се тако поступало и на кад се оно вршило посебно од Чина У време кад због или брачних обручници нису могли на честица Светог Хлеба на исти начин као за су они поменути рукопис из X века наводи да одмах после прстена невести, узглашавао: «Вонмем», и свештеник, Свети путир: И кад се они причесте, говори «Прости приимше…». И по возгласу презвитер их и отпушта. 1284 Оним пак обручницима нису били спремни да се причесте, или тога нису били 1285 уместо давано да из опште чаше. Ову праксу налазимо и у нашим рукописним Требницима у се, после и молитве: Господи Боже наш, иже от обручив…, редовно на молитву чаше» са «Ако се у дан венчати, не им да из Чаше, него по на 1286

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Stojchev...

Гонорий III (Ченчио Савелли), 1216.VII.18 – 1227.III.18 Григорий IX (Уголино, граф Сеньи), 1227.III.19 – 1241.VIII.22 Целестин IV (Гоффредо Кастильоне), 1241.Х.25 – 1241.XI.10 Иннокентий IV (Синибальдо Фиески), 1243.VI.25 – 1254.XII.7 Александр IV (Ренальдо, граф Сеньи), 1254.XII.12 – 1261.V.25 Урбан IV (Жак Панталеон), 126l.VIII.29 – 1264.Х.2 Климент IV (Ги Фулькоди), 1265.II.5 – 1268.XI.29 Св. Григорий Х (Тебальдо Висконти), 1271.IX.1 – 1276.I.10 Иннокентий V (Пьетро ди Тарантасиа), 1276.I.211276.VI.22 Адриан V (Оттобоно Фиески), 1276.VII.111276.VIII.18 Иоанн XXI (Пьетро Юлиани), 1276.IX.81277.V.20 Николай III (Джованни Гаэтано Орсини), 1277.XI.25 – 1280.VIII.22 Мартин IV (Симон де Брион), 1281.II.22 – 1285.III.28 Гонорий IV (Джакомо Савелли), 1285. IV.2 – 1287.IV.111 Николай IV (Джироламо Маши), 1288.II.22 – 1292.IV.4 Св. Целестин V (Пьетро дель Мурроне), 1294.VII.5 – 1294. XII.13 Бонифаций VIII (Бенедетто Каэтани), 1294.XII.24 – 1303.X.ll Бенедикт XI (Никколо Боккасини), 1303.X.22 – 1304.VII.7 Климент V (Бертран де Го), 1305.VI.5 – 1314.IV.20 Иоанн XXII (Жак Дюэз), 1316.VIII.7 – 1334.XII.4 Николай V (Пьетро Райналлуччи) (антипапа), (1328.V.12 – 1330. VIII.25) Бенедикт XII (Жак Фурнье), 1334.XII.20 – 1342.IV.25 Климент VI (Пьер Роже), 1342.V.7 – 1352.XII.6 Иннокентий VI (Этьен Обер), 1352.XII.18 – 1362.IX.12 Урбан V (Гильом де Гримор), 1362.IX.28 – 1370.XII.19 Григорий XI (Пьер Роже де Бофор), 1370.XII.30 – 1378.III.27 Урбан VI (Бартоломео Приньяно), 1378.IV.8 – 1389.Х.15 Климент VII (Роберт, граф Женевский) (антипапа), (1378.IX.20 – 1394.IX.16) Бонифаций IX (Пьетро Томачелли), 1389.XI.2 – 1404.Х.1 Бенедикт XIII (Педро де Луна) (антипапа), (1394.IX.28 –1417.VII.26) Иннокентий VII (Козимо Мильорати), 1404.Х.17 – 1406.XI.6 Григорий XII (Анджело Коррер), 1406.XI.30 – 1415.VII.4 Александр V (Петр Филарго) (антипапа), (1409.VI.26 – 1410.V.3) Иоанн XXIII (Балтазар Косса) (антипапа), (1410.V.17 – 1415.V.29) Мартин V (Оддо Колонна), 1417.XI.11 – 1431.II.20 Климент VIII (Гил Санчес Муньос) (антипапа), (1423.VI.10– 1429.VII.26)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

1276 г. Письма императору и патриарху К-польскому и инструкции легатам не сохранились, однако, вероятно, они повторяли аналогичные документы периода понтификата Иннокентия V: папа, намекая на угрозу Византии со стороны Карла Анжуйского и обещая помощь в борьбе с ним, призывал императора и патриарха Иоанна XI Векка ратифицировать заключенную на II Лионском Соборе церковную унию, подтвердить включение Filioque в Символ веры и признать примат папы Римского (согласно секретным инструкциям, требовалось, чтобы клятвы верности папе были публично принесены имп. Михаилом VIII и его сыном Андроником (или только Михаилом в присутствии доверенных лиц), а также всеми визант. священниками). В 1277 г. на Влахернском Соборе имп. Михаил VIII, Андроник и епископы К-польской Церкви произнесли Символ веры с Filioque и принесли клятву верности папе. Информация о дипломатическом успехе миссии была получена в Риме уже после смерти И. Готовившееся посольство в Монгольскую империю не было отправлено из-за скоропостижной смерти папы. И. уделял большое внимание Парижскому ун-ту, поддерживал нуждавшихся студентов, неоднократно выделял для них средства. В послании 18 янв. 1277 г. епископу Парижа Стефану Тампье (в 1270 осудившему ряд тезисов аверроизма) И. просил обратить более пристальное внимание на уровень образования в ун-те. В новый список осужденных доктрин, обнародованный 7 марта 1277 г., Парижский епископ включил уже 219 тезисов. Для собственных научных занятий папа пристроил отдельное помещение в папском дворце в Витербо. 14 мая 1277 г., когда папа находился в лаборатории, крыша внезапно обрушилась. И. был завален обломками, получил тяжелые травмы и через неск. дней скончался. Неожиданная смерть папы вызвала споры среди современников И., трактовавших ее как наказание за грехи, пренебрежение к решениям Собора, занятия магией и т. п. Другие считали его гибель досадной случайностью. Почти сразу вокруг смерти И. стали складываться различные легенды. В частности, хронист XIV в. Зигфрид из Бальнхаузена ( Siegfried presbyter de Balnhausin.

http://pravenc.ru/text/469710.html

Прежде чем был сформулирован выше изложенный тезис, который был поддержан покойным профессором Иоаннисом Кармирисом (крупнейшим специалистом, в частности, по вопросам поствизантийского богословия), виднейшими богословами была сформулирована следующая точка зрения: «с I века имеет место использование термина пресуществление (μετουσωσις), в том числе и в Восточной Церкви, прежде использования этого термина Геннадием Схоларием » 5 . Эта точка зрения является, скорее всего, отзвуком мнения Константинопольского Собора 1691 года, согласно которому, древнейшим богословом, который использовал термин метусиосис, считается Геннадий Схоларий 6 . Кроме тех двух точек зрения, которые мы только что изложили, были сформулированы и следующие: а) До конца 17 века первым, кто использовал термин пресуществление (μετουσωσις) православном мире, считался Гавриил Севир. Андроникос Димитракопулос сообщает буквально следующее: «Англичанин Томас Смит (De graeciae Ecclesiae hodierno statu), и некоторые другие протестанты нападали на Севера, говоря, что он первым использовал в своём установлении 7 о Таинствах слово «метусиосис», какового слова никогда, как они утверждают, не имела в употреблении Греческая Церковь , но Север первым внёс его в своё установление, перенимая у латинян схоластиков папскую Transsubstantiatio» 8 . б) Впервые было использовано в греческом языке не слово μετουσωσις, но глагольная форма «пресуществляется (μετουσιοται)» в «послании» императора Михаила 8 Палеолога (1259 – 1282) к папе Григорию X (1259 – 1276) и Лионскому (1274 год) Собору: « хлеб истинно пресуществляется в Тело и вино в Кровь» 9 . в) В исповедании, которое отправил Патриарх Иоанн Веккос (1275 – 1282) папе Римскому Иоанну XXI (12761277), дважды встречается термин «μετουσιοσθαι – пресуществляться» 10 . Мы считаем целесообразным отметить здесь, что, хотя в 4 на Латеранском (1215) Соборе участвовали латинские клирики с Востока, и было впервые использовано латинское слово transsubstantiatio, это не привело к использованию соответствующего греческого слова пресуществление – μετουσωσις на православной почве. Это, безусловно, не помешало М. Jugie утверждать, что истоки греческого слова пресуществление – μετουσωσις находятся во фразе этого Собора: «transsubstantiatis pane in corpus et vino in sanguinem» 11 . Впрочем, греческого перевода этого текста так же не существует.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010