1273 ...звезда на дискосе... преступала... – На дискосе (блюде) сдвинулось особое приспособление, поддерживающее покров над святыми дарами (агнцем). 1274 ...яко неистинна глаголют... во исповедании своея веры. – Одно из никоновских исправлений Символа веры заключалось в исключении из его текста слова «истинный» и замене формулы «егоже царствию несть конца» формулой «егоже царствию не будет конца». Аввакум обвиняет никониан в отказе признать Христа Богом «истинным» и «царем небесным», царствующим уже ныне, а не в будущем. 1276 ...агар янской. меч стоит десять лет безпрестани... – Россия с 1654 г. вела войну с Польшей, союзниками которой выступали крымские татары. 1277 ...при протопопе Стефане... – Стефан Внифатьев (Вонифатьев; ум. в 1656 г.), протопоп Благовещенского собора в Кремле и духовник царя Алексея Михайловича, собравший в 16481652 гг. кружок «ревнителей благочестия» (см. с. 516). 1278 ...Христа... невоскресша! – Аввакум утверждал, что в новых служебниках не упоминалось о Воскресении Христа. 1283 А Никон меня... мучил недели с три по вся дни... – Другие редакции челобитной сообщают, что Аввакум был бит «на правеже», возможно, за недоимку налогов в патриаршую казну (Юрьевец входил в патриаршую область). 1284 ...егда мя взял от всенощнаго з двора протопопа Иоанна Неронова... – Подробное описание ареста Аввакума в ночь на 21 августа 1653 г. и последующего его заключения см. в его письме Ивану Неронову от 14 сентября 1653 г. (с. 176177) и в Житии. Иоанн Неронов – протопоп московского Казанского собора (см. с. 514515). 1286 Андроньев монастырь – Спасо-Андроньев монастырь в Москве на р. Яуза, около Рогожской заставы (основан в XIV в.). 1287 ...сибирская беды... одиннатцеть лет... – О сибирской ссылке Аввакум подробно пишет в «Житии», здесь – только перечень основных событий 16531664 гг. 1288 ...воевода бил своими руками... – Воевода Афанасий Пашков, оправдываясь в избиении священника, писал в «отписке» царю, что «за многие неистовые речи» Аввакум заслуживает «смертные казни». Афанасий Филиппович Пашков (ум. в 1664 г.) – даурский воевода с 1655 по 1662 г., до этого – воевода на Кевроле и Мезени (16441646) и в Енисейске (16501655).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1273 . Иоанн (Маслов) , схиархим. Глинская пустынь: Глинские подвижники благочестия XVIII-XX вв.; Глинская пустынь как центр духовного просвещения и возрождения старчества (1942–1961). М. 1992. 160, ил. 1274 . Иоанн (Маслов) , схиархим. Глинская пустынь//Москва. 1994. 9. 192–197. 1275 . Иоанн (Маслов) , схиархим. Глинская Пустынь: История обители и ее духовно-просветительская деятельность в XVI-XX вв. М. 1994. 607, ил. [Библ. 587–604]. 1276 . [Иродион, игумен.] Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Александра игумена Свирского чудотворца. СПб. 1905. 180. СПб. 1995. 182, ил. 1277 . Карагандинский старец преподобный Севастиан/Сост. Королева В. М. 1998. 415, ил. 1278 . Коняев Н. Второе обретение мощей преподобного Александра Свирского //Духовный собеседник. Самара 2000. 1. 110–115. 1279 . Краткое жизнеописание схиигумена Саввы – старца Псково-Печерской обители. Йошкар-Ола 1997. 200, ил. 1280 . Макарий (Веретенников) , архим. Преподобный Александр Свирский и святитель Макарий, митрополит Московский//АО 1995. 1(4). 135–144. 1281 . Максим Грек , преп. Творения. Казань 1 (1859) – 3 (1862). 2 Казань 1–3 (1897). СТСЛ 1996. 1282 . Маслов Н. В. Благодатный старец схиархимандрит Иоанн (Маслов) . М. 1997. 80. 1283 . Михаил (Козлов), архим. Записки и письма. М. 1996. 160. 1284 . Монахиня мать Екатерина (Полюхова) (1906–1982): Опыт духовной биографии//ВРЗПЭ 1985. 114. 209–217. 1285 . Монашество последних времен: Жизнеописание схиархимандрита Игнатия (Лебедева). М. 1998. 223. 1286 . Неофит, игумен. По пути подвижников (На добрую память о старце Максиме Погореловском). Сергиев Посад б. г. (Троицкая народная беседа. 57). 1287 . Никодим, архим. Верное и краткое исчисление преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших. Агиологические очерки. СПб. 1900. 1288 . Никодим, архим. Преподобный Антоний, Сийский чудотворец. СПб. 1901. 1289 . Никодим, архим. Преподобный Александр Свирский и его ученики подвижники. Исторические сведения о церковном их почитании. Петрозаводск 1904.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1274.  Наша жизнь есть непрерывный ток неизреченных милостей Божиих: отсюда она должна быть непрестанным благодарением и славословием Богу, Творцу и Благодетелю, особенно же должна быть непрестанною любовью к Богу и ближнему — образу Его и сочлену нашему. Любя ближнего, мы любим Бога; почитая всякого человека, мы почитаем образ Божий, Самого Бога и сами себя: ибо ближний — другой, пятый, десятый, сотый, тысячный, миллионный итак далее — я. Много листьев на дереве, а все — одно дерево, одинаковою жизнью живут, одинаковое происхождение имеют, одинаковый вид имеют, одинаковое начало, одинаковый и конец. 1275.  Если усомнишься, освящена ли икона Божией Матери, пред которой молишься, то ведай, что Сама Первообразная Владычица преосвященна уже тысяча девятьсот лет еще во утробе родителей Ее — Иоакима и Анны, потом по рождении и во храме Иерусалимском и, наконец, неизреченным воплощением от Нее Бога Слова; всегда Она свята и пресвята вечно, непоколебимо, неизменно, и Она на всяком месте есть, всякой иконе Своей присуща и одним начертанием Ее лика и имени, и лика Спасова и имени Его, уже освящает вещество самим ликом Своим и начертанием имен. В простоте сердца взирай на всякую икону, а сомнение — от диавола, чтобы отвлечь от сердечной молитвы. Говори ему: вся земля свята; на всяком месте владычество Господа моего и Пречистой Его Матери — Владычицы всего мира; на Нее, Пречистую, сердечными очами взираю, а не доске поклоняюся: изображение сделано только в помощь моей немощи. 1276.  Чудотворные иконы Божией Матери и других святых научают нас взирать на всякую икону, как на самого того святого или святую, которым молимся, как на живые и собеседующие с нами лица, ибо они близки к нам так же и еще больше, чем иконы, только бы с верою и сердечным расположением мы молились им. Так же о Кресте Животворящем должно говорить. Где крест или крестное знамение, там Христос и сила Его, и спасение Его, только с верою изображай его или поклоняйся ему. 1277.  Когда молишься Богу по знакомым молитвам, к которым ты привыкаешь, говори в сердце: Господи! Ты всегда один и тот же. Сердце мое изменяется и охладевает к словам молитвы, а между тем сила их одна и та же, как и Ты вечно Тойжде еси.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

1275. Апостол толковой в десть, письменный в коже, застежки и жуки медные. 1276. Псалтырь в полдесть, в коже с следованием, преподобного отца Корнилия письма, застежки медные. 1277. Книга в десть в коже Григорий Богослов , застежки и жуки медные. 1278–1279. Две книги в десть в коже, Правила святых Отец семи Соборов, в коже, у одной застежки и жуки медные. 1280–1281. Две книги Никонские Правила, в десть в коже. 1282–1283. Две книги Беседы Евангельские, в десть, одеты кожею до полу досок. 1284. Книга Дионисия Ареопагита , в десть, одета кожею до полу досок. 1285. Книга Златоструй, в десть, в коже, застежки и жуки медные. 1286. Книга Соборник в десть харатейный, одет кожею до полу досок. 1287. Служебник, в полдесть, обволочен кожею до полу досок, чудотворца Корнильева письма. 1288. Книга в четверть под крашениною, Предание чудотворца Корнилия, застежки медные. 1289. Книга Летописец в полдесть, в коже. 1290–1292. Три книги Царевича Иосафа, в полдесть, письменные, в коже. 1293. Книга Василия Амасийского, в полдесть, одета кожею. 1294. Книга Иоанна Златоуста в полдесть письменная, одета кожею до полу досок. 1295. Книга Василия Великого в десть, письменная, в коже, застежки и жуки медные. 1296. Книга Житие Григория Амиритского в полдесть, одета кожею до полу досок. 1297. Книга Симеона Нового Богослова , в полдесть. 1298–1299. Две книги Петра Дамаскина , письменные в полдесть, одеты кожею до полудосок. 1300–1301. Две книги Зерцала письменные, в полдесть, в коже. 1302–1303. Две книги святого Нила Пустынника письменные, одеты кожею до полудосок. 1304. Книга Патерик Печерский письменный; в полдесть, в коже, застежки и жуки медные. 1305. Книга поучение Феодора Студита , письменная, в полдесть, в коже. 1306. Книга в полдесть, письменная, житие чудотворца Корнилия, под ирхою, застежки медные. 1307. Книга в полдесть, житие Соловецких чудотворцев, обдета кожею до полудосок. 1308–1318. Одиннадцать Соборников письменных в коже, а в них писаны жития Святых. Кашинского уезда живоначальной Троицы Калязина монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

1275 . Частичные сличения помогают нам отчетливее уловить сущность моральных воззрений Филона. У него вся этика построяется на том принципе, что – в качестве телесно – космического субъекта – человек ничтожен и по происхождению и по бытию, почему и опорой для него может быть разве упование на милость Божию. 1276 Отсюда вера является воплем неисцельного бессилия, и было бы просто абсурдом филоновское понятие ее приравнивать к апостольскому, 1277 которым констатируются возрождение, и несокрушимая крепость возрастания Христова Спасения смертного будет в приближении к Всевышнему, и теперь вся задача в подборе пригодных средств. Они определяются тем, что богоподобная духовность «погребена» в теле и должна быть освобождена от него. 1278 Поэтому все моральное напряжение сосредоточивается на удалении от мира и материи, 1279 подчинении чувственного умственному 1280 и на физическом самоумерщвлении 1281 в уединении пустыни. 1282 Эта соматически – аскетическая стихия типически окрашивает филоновскую этику и – думаем – лишает ее истинной ценности, потому что этим нравственное развитие самого духа совсем не затрагивается и, пожалуй, даже не требуется, коль скоро дуалистической противностью обеспечивается ему природная чистота. С этой стороны праведная жизнь была для Апостола гораздо сложнее, и у него трудности начинались там, где у Филона все кончилось, ибо для христиан самое главное заключается в духовном возрастании, претворяющем плотяность. Естественно, что по данному пункту формальное сходство таит под собой полную диаметральность. 1283 Однако при всем усердии телесность не дозволяет филонизму мечтать 1284 о совершенной добродетели, как недоступной. Нужно выйти из телесности и замкнуться в уме, а этот доставляет боговидение 1285 и награждает людей божиих абсолютной безгрешностью. 1286 В этом отношении аскетическая муштровка поглощается созерцательностью 1287 и увенчивается экстатическим восхищением. 1288 Склонность к мистицизму 1289 и созерцательные симпатии 1290 филонизма 1291 опять говорят о духовной пассивности, чуждой христианской бодрости безграничного прогрессирования. 1292

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1276 Такие сочинения не всегда выдавались за подлинные произведения того или другого апостола, но чаще имелось в виду утвердить за ними только характер апостольского учения. 1277 Он рассказывает, что еще при жизни апостола Иоанна некто, живший в Азии, написал сочинение под именем ап. Павла (ср. § 26:11). 1278 Так называемый апокрифические евангелия и деяния (они составляют произведение христианского чувства, неудовлетворявшегося величественною простотою и безискуственностью канонических евангелий и деяний; принадлежать к направлению после-апостольского времени, склонного к чудесному и сказочному; происхождения неизвестного, большею частью еретического). До нас дошло около 50 названий апокрифич. Евангелий под разными именами. См. Fabricii Codex apocryphus N. Т. с дополнением Birch. Переработанное издание этого кодекса у Tbilo, позднее Tischendorf Acta apostolor. apocrypha. Lips. 1851. Его же Evangelia apocrypha Lips. 1853. 1279 Что цитаты из Нов. Завета, приводимые в древнейшие времена, приводятся не в обыкновенном смысле, как ссылки на писания человеческие, но как свидетельства законоположительной важности, об этом см. у Heubner Suppl. zu Büchner S. 14. 1280 Оно могло образоваться на основании свидетельства Евсевия (b. е. III, 24), что Иоанн своим Евангелием имел в виду утвердить и дополнить три первые, и из того обстоятельства, что Апокалипсис Иоанна на самом деле заключил собою Канон. 1282 Если слова ап. Петра во втором его послании (3:16) и особенно следующие: (Παλος) ς α εν πσαις ταις πισςολαις и ς α τς λοιπς γραφς принять в точном грамматическом смысле: то в них не только трудно будет не признать указания на послания Павловы, что само собою ясно, но и на некоторого рода целое собрание писаний не-Павловых. Как возможна была подобная ссылка в последние годы жизни ап. Петра – ясно само собою. 1285 При устной передаче этих мест и на память, как это было в то время, приводимые места имеют характер скорее ссылок чем цитат. 1286 Понятно само собою, что при небольшом числе и ограниченности содержания этих писаний, а также с преобладанием в то время устной передачи их содержания, приводимы были из них только немногие места.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

1276. Там же. С. 90–91. 1277. Там же. С. 88–89. 1278. Ин. 1:1. 1279. Пс. 110:9. 1280. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 30–31. 1281. Там же. С. 32–33. 1282. Там же. С. 41. 1283. Там же. С. 29. 1284. Там же. С. 22. 1285. Ин. 1:1. 1286. Лк. 9:35. 1287. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 4–5. 1288. Цит. по: Там же. С. 4. 1289. См.: Троицкий С. Афонская смута. — Церковные ведомости 20, 1913. Цит. по: Начала 1–4, 1995. С. 169–170. 1290. Там же. Подробнее об этом см. в Главе VIII (разбор доклада С. Троицкого). 1291. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 101. 1292. Там же. С. 188. 1293. Там же. С. 23. 1294. Там же. С. 40–41. 1295. 1 Кор. 8:6. 1296. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 33–34. 1297. Там же. С. 25. 1298. Там же. С. 6. 1299. Там же. 1300. Там же. С. 53. 1301. Там же. С. 27. 1302. Там же. С. 16–17. 1303. Как ясно из дальнейшего, под»трисвятой песнью»здесь понимается не молитва»Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», а песнь ангелов из книги пророка Исайи»Свят, свят, свят Господь Саваоф». Если молитва»Святый Боже»в православной традиции воспринимается как относящаяся к трем Лицам Святой Троицы, то песнь из книги пророка Исайи воспринимается по–разному: в частности, в Акафисте Иисусу Сладчайшему, на который ниже ссылается автор»Апологии», она истолкована как относящаяся к имени Иисуса Христа. 1304. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 10. 1305. Там же. С. 83. 1306. Фил. 2:9. 1307. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 10. Ср.: Деян. 2:21. 1308. Там же. С. 111–112. 1309. Там же. С. 85–86. 1310. Там же. С. 89. 1311. Там же. С. 93. 1312. Там же. С. 8. 1313. Там же. С. 6–7. 1314. Там же. С. 17. 1315. Там же. С. 65–66. 1316. Там же. С. 18. Ср.: Иоанн Синайский. Лествица 21, 7. 1317. Там же. С. 9. 1318. Там же. С. 49–50. 1319. Там же. С. 52. 1320. Там же. С. 72–73. 1321. Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 61. 1322. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 153.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

14. Сочинения Аполлинария против Порфирия, по его словам, значительно превосходят все, написанное против него же Евсевием, да и рассуждения книг Мефодиевых 1274 по сравнению с ними представляются малозначительными. 15. Утверждает также, непонятно на каком основании, будто Аполлинарий был епископом, а Новат 1275 происходит из племени фригийцев. 16. Пишет еще, что родиной Валентиниана и Валента был Кибалис 1276 . 17. Говорит Филосторгий, что самыми прославленными из исповедников единосущия были Феодор, епископ Гераклеи Фракийской, и Георгий, епископ Лаодикии Сирийской 1277 , уроженец Александрии, до этого посвящавший себя занятиям философией. Согласно порядку времени за ними следовали старец Евстафий, заслуживший уважение простого народа и обладавший даром убеждать его, далее – Василий, Македоний Константинопольский 1278 , Элевсий, епископ Кизика 1279 ; с ними также пресвитеры Константинопольской церкви, Марафоний и Максимин. 18. Филосторгий, сравнивая Евномия и Аэция, из-за силы убеждения и неизменно готовых ясных ответов ставит выше Аэция. Казалось, у того все лежало на кончике языка. Однако Евномий превосходит его ясностью и стройностью учения, к тому же оно чрезвычайно доступно для понимания. Из девятой книги 1. Девятая книга истории повествует о необычайных чудесах, сотворение коих Филосторгий приписывает Аэцию, Евномию и Леонтию, а затем Кандиду, Евагрию, Арриану и Флоренцию, но особенно – Феофилу Индийцу, также и прочим, из тех, в ком неистовство безбожия бушевало с наибольшей яростью. Причем Филосторгия от подобного рода измышлений ни в коей мере не удерживает и не смущает вся их абсурдность. 2. По словам Филосторгия, Моисей, после того как он покарал язвами Яанния и Яамврия 1280 , предал смерти и мать одного из них. 3. Пишет еще, что Валент, возвратясь из Иллирии в Константинополь, удостоил особой чести Евдоксия 1281 . Посему Евдоксий все, обещанное Евномию, мог без труда исполнить, но не имел желания. Да и для Евзоя наступило благоприятное время, чтобы осуществить все решенное в их пользу Антиохийским собором. Но видно и тот и другой начисто забыли свои посулы: более того, Евзой принялся изобличать тех, кого прежде брал под защиту, и насмехаясь, в церкви именовал сторонников Аэция и Феофила Эфиопа «небоборцами» так, словно речь шла не о святости и вере, но о выборе красок и приемов. Евдоксий, в свою очередь, осыпал их бранью, так говоря посреди церкви: не зову их нечестивцами, чего они не жаждут услышать, дабы тем не приукрасить всю мерзость их отступничества, а зову – язвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1861 г., февраля 13. Курский архиерей пишет, что он нашёл дела крайне запущенными. Между прочим, там множество посвящено священников без места, которым не выдано грамот. Они существуют на всякий случай. Если умрёт или болен сделается священник, то они занимают его место. Если выздоровеет священник, то они опять остаются без места. Вы не дошли до этой мудрости? Правду ли о Вас рассказывают, что Исидор прислал Вам письмо, в котором просит обратить внимание на службу протоиерея Беляева 1273 . Вы призвали Беляева, спросили, пишет ли он Исидору? Тот отвечал, что только поздравил его как товарища с митрополией. Тогда Вы обругали его, показали ему представление его ко кресту и разорвали его. Мне не верится, и я бы не одобрил этого поступка. Вам не мало случается принимать рекомендации, и притом она совпадала с Вашим намерением. Зачем себе делать врага из первосвятителя? Митрополит наконец предложил конференции приступить к решительному избранию инспектора, и она избрала Михаила, а на класс патристики переводится из Вифании профессор Боголепов 1274 . Новому Ректору пришлось проявить суд над студентом, набунтовавшем в Посаде и хорошо, что он не задумался выгнать его из академии, хотя студенты и собрались было ходатайствовать о нём. В четверг митрополит прислал какое-то письмо о. наместнику, вследствие которого он за ектенией во время —304— обедни и потом за молебном читал молитвы о здравии и благопоспешении Государя и его семейства 1275 . Кудрявцев пишет, что дела его идут, кажется, порядочно. На бедного о. Феодора 1276 всё нападает Кулжинский 1277 с его партией, которую поддерживает граф Толстой. Митрополит Исидор призывал о. Феодора и сильно ругал его за его идеи об отношении современности к православию, но разумеется о. Феодора никто не разуверит в раз принятых мнениях. Преосвященнейший Алексий 1278 очень жалуется на своё положение, пишет, что не имеет —305— экипажа и пешком ходит в консисторию, которую устрояет, что на его назначение в Крым там смотрят как на ссылку. 1861 г., февраля 15. О. Феодора ругал Исидор за его сочинение и разумеется о. Феодор не отступится от своих идей. И граф Толстой, принадлежа к партии Аскоченского 1279 , также против него.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1 от своего имени, а не по согласию Церкви (лат.) (догмат Ватиканского собора 1870 г .). 1271 2 " …вселенский закон, что другие могут сделать для нас то, что мы не можем сделать для себя, и каждый может полагаться на кого угодно, кроме себя. Поэтому страдания Христа за нас – это не просто богословская плутня, а высший закон, управляющий миром; и когда они издевались над Ним, говоря: " Других спасал, а Себя Самого не может спасти " , они на самом деле выражали, сами того не зная, верховный закон духовного мира " (письма К.С.Льюиса к Артуру Грейвсу. " Они вместе " , под ред. Уолтера Хупера, Макмиллан, 1979, стр.514). 1272 1 Сторонников пятидесятничества , т.е. некоторых деноминаций, возникших в начале XX века, члены которых считают, что они ощущают дары Святого Духа, чаще всего – наиболее явные, как, например, глоссолалия, или " говорение на языках " , и настаивают на специальном крещении Святым Духом после обращения. 1273 2 руководства, руководителей (англ.). 1274 1 Литературный журнал, издавался в Париже с 1930 по 1934 г . Н.Оцупом. 1275 1 Из 4-й главы " Евгения Онегина " А.Пушкина. 1276 2 См .: В.Ходасевич " Некрополь " . Очерк о Муни (Самуиле Викторовиче Киссине). 1277 1 " Носорога " Эжена Ионеско (фр.). 1278 1 безудержный смех (фр.). 1279 1 Начало стихотворения Ф.Тютчева " Есть в осени первоначальной… " . 1280 2 " Сделай что-нибудь религиозное " (англ.). 1281 1 Сиорана " Четвертование " (фр.). 1282 1 зачем (фр.). 1283 1 St .Vladimir " s Theological Quarterly – ежеквартальный журнал Св.-Владимирской семинарии. 1284 1 программами, курсами обучения (лат.). 1285 2 Ср. последние слова Николая II в дневнике, записанные в ночь отречения: " Кругом трусость и измена и обман " . 1286 1 нарушители спокойствия, порядка; смутьяны (англ.). 1287 2 принятии желаемого за действительное (англ.). 1288 3 близостью (англ.). 1289 1 Эдварда Эстлина Каммингса. 1290 1 никто-не жил в миленьком ох городишке (с выше плывущими звонами ниже) весна лето осень зима он пел свое нет плясал свое да.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010