И от 17 марта: «Что я не просился в Петербург, о том я спокоен в совести, и потому, что не имел примера в предшественниках, и еще более потому, что не в силах предпринять путь. Но оттуда вести различные. Из хорошего источника весть, что государь император изволил спрашивать, собираюсь ли я в Петербург, из хорошего источника и другая весть, что сего не было. Воля Господня да будет во всем. А что вы разумели, сказав, что мое прибытие в Петербург могло бы подать вину к безмирию других? Неужели вы думаете, что я потребовал бы первенства, или принял бы оное, если бы и предложили? Да не будет». 1275 В этих словах писем видны и указание на высокое значение, какое уже тогда имел святитель Филарет в глазах многих со стороны близости его к особам высочайшей фамилии, и намек на возможность столкновений по вопросу о первенстве в священно-служении или вообще на возможность не мирных личных отношений других лиц к нему и наконец его обычное глубокое смирение, с которым мы встретимся и далее, не смотря на более и более возвышавшееся его личное значение. Но этого мало. Чего прежде или совсем не было или что бывало только в особенных, чрезвычайных случаях, в новое царствование митрополит Филарет вступил в переписку с высочайшими особами. Еще когда прямо вскоре по кончине государя императора Николая Павловича и по поводу сей кончины Филарет писал в Петербург к одному из придворных (не к Василию ли Дмитриевичу Олсуфьеву? 1276 ), со стороны самих высочайших особ было выражено желание войти с ним в эту переписку. До государынь императриц 1277 дошло мое письмо, писанное не к ним, читаем в письме Филарета от 4 марта 1855 года, и они изволили сказать, что ждут от меня писем. Посему я написал, не приняв сего на себя прежде». 1278 При этом разумеются уже опубликованные в печати, глубоко-назидательные письма митрополита Филарета к обеим императрицам, к вдовствующей от 25 февраля, и к царствующей, от 23 февраля 1855 года. 1279 От 17 марта митрополит Филарет извещает наместника Лавры: «Обе государыни императрицы удостоили меня милостивого ответа на мои письма».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Смотрите же, стригольники, но паче же еретики, како ти Павел Апостол велел себе рассмотреть, а не ерея Божьего. Или речеши: не достойны суть, духопродавцы суть? Христос бо, ведый Иуду, хотяща предать его, на вечери от трапезы не отрину его и нозе умы ему, – не осуди его πреже суда: «ты кто еси, осуждая чужого раба? Своему Господеви или стоит или падет: силен бо Бог поставить его». Рците ми, еретики, где хотесте попа взять себе? Аще глаголите 1276 : недостоин есть 1277 патриарх, недостойны суть митрополиты, то по-вашему ныне слову 1278 ни единого попа несть на земли, аще бы 1279 который нищеты 1280 деля, по знадбе 1281 , без исторов церковных поставлен есть. 1282 Но мыслью и верою и исповеданием все причащаемся к соборной апостольской церкви; а егоже митрополита освятит нам патриарх, того все чтем, яко Христова наместника, тако же и епископа в коемъждо граде и области, и пресвитеры, яко Апостолы Христовы. Вам же где есть поставить 1283 попа по своей нечистой вере окаянной? Не приидет Христос второе воплотиться на земле, не снидет ангел освятить вам попа; [аще бы ангел освятил вам попа,] 1284 то и тому не подобает веровать, по Апостолу Павлу, рекшему: «аще и ангел вам благовестит паче проповеданного, еже 1285 приясте, да будет проклят». И како дерзнусте вы учить святителя про устрой церковный 1286 , еже взимают упоставляющих уроки церковные, по Апостолу, глаголющю: «церковники церквью питаются, и алтарники с алтарем разделяются? Кто бо насади виноград, от плода его не ест ли, или кто пасет стадо, от млека стада не ест ли? достоин есть делатель мзды своей». Христос бо Спас наш, егда возва Матвея от мытницы и 1287 в Апостолы его причте, тогда Матвей сотвори в дому своем велик пир, не токмо единого Христа чтяше, но и Апостолов его, но и мног народ, и грешников и мытарей; тогда сам Христос рече: «не приидох праведных призвать, но грешных на покаяние». Аще вы, стригольники, праведные мнитесь, то отлучены есте от Христова звания. Не слышите ли Апостола, глаголюща: «аще речем, греха не имам, лжем, истинны ныне несть в нас?».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Несмотря на важность соборных постановлений, цели, поставленные перед Л. С., в целом не были достигнуты. Церковные реформы носили поверхностный характер, а меры по организации крестового похода на Св. землю не были осуществлены из-за смерти Григория X (1276) и растущих противоречий между европейскими гос-вами (см. ст. Крестовые походы ). Лионская уния, рассматривавшаяся имп. Михаилом VIII Палеологом лишь как средство реализации политических задач, не нашла широкой поддержки в К-польской Церкви и была отменена после вступления на престол имп. Андроника II (1282). Ист.: Decrees of the Ecumenical Councils/Ed. N. Tanner. 1990. Vol. 1: Nicaea I to Lateran V. P. 303-331; Acta Urbani IV, Clementis IV, Gregorii X (1261-1276)/Ed. A. Tutu. Vat., 1953. N 29. P. 78-84; Laurent V., Darrouz è s J. Dossier grec de l " union de Lyon, 1273-1277. P., 1976. (ArchOC; 16); Il Concilio II di Lione (1274): Secondo la «Ordinatio Concilii generalis Lugdunensis»/Ed. A. Franchi. R., 1965. (Studi e testi francescani; 33); Les registres de Grégoire X (1272-1276) et de Jean XXI (1276-1277): Recueil des bulles de ces papes/Éd. J. Guiraud. P., 1960. Лит.: Martin J.-B. Conciles et bullaire du diocèse de Lyon. Lyon, 1905; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. 1914. T. 6 (1). P. 153-209; Grumel V. Lyon, IIe concile cuménique de//DTC. 1926. Vol. 9. Pt. 1. Col. 1374-1410; Kuttner S. Conciliar Law in the Making: The Lyonese Constitutions (1274) of Gregory X in a Manuscript at Washington//Miscellanea Pio Paschini. R., 1949. Vol. 2. P. 39-81; Emery R. The Second Council of Lyons and the Mendicant Orders//CathHR. 1952. Vol. 39. N 3. P. 257-271; Roberg B. Die Union zwischen der griechischen und der lateinischen Kirche auf dem II. Konzil von Lyon, 1274. Bonn, 1964; idem. Das Zweite Konzil von Lyon, 1274. Paderborn etc., 1990; idem. Einige Quellenstücke z. Geschichte des II. Konzils von Lyon//AHC. 1989. Bd. 21. S. 103-146; idem. Zur Frage des ökumenischen Charakters der beiden Lyoner Konzilien von 1245 und 1274//Ibid.

http://pravenc.ru/text/2110520.html

1274 Этот фрагмент заимствован из Adam II, 19, где он, в свою очередь, представляет собой цитату из «Жизнеописания Карла Великого» Эйнхарда (Einh. Vita Car. 12). 1275 В кратком описании Хельмольдом области расселения славянских народов угадывается зависимость от структуры Славянии, как она обрисована Адамом Бременским (Adam II, 21); так, представление о том, что Русь является самой восточной славянской страной и замыкает Балтийское море на востоке, характерно для Адама (см. 22, примеч. 574). 1276 Пруссы были не славянским, а балтским народом (родственным современным литовцам и латышам). Хельмольд суммирует данные Адама Бременского, но мнение последнего в данном случае понять трудно, так как указание на пруссов находится в добавлении (схолии): Adam II, 21, schol. 14 22/2); говоря о пруссах специально (Adam IV, 18), Адам ничего не сообщает об их принадлежности к славянам. 1277 Недоразумение о тождестве мораван и каринтийцев (хорутан «Повести временных лет»), т. е. словенцев, населявших в XII в. Каринтийское герцогство, привнесено в данные Адама Хельмольдом. 1278 У Адама Бременского Венгрия нигде не причисляется к славянским странам, и в отношении собственно венгров это, разумеется, верно (венгры принадлежат к угро-финской семье народов). Однако мнение «некоторых», воспроизведенное Хельмольдом, имело под собой то основание, что в XII в. на венгерском правобережье Дуная должны были сохраняться достаточно многочисленные остатки славянского населения, обитавшего здесь до прихода венгров; кроме того, в состав Венгерского королевства времен Хельмольда входил целый ряд славянских земель – например, Словения и Хорватия. 1280 Отрывок об «Острогарде», «Кунигарде» и Киеве является сокращенным пересказом сведений Адама Бременского и его схолиаста (Adam II, 22 и schol. 120; см. 22, примеч. 587–588, 672). 1281 Вставкой из Адама разорван небольшой пассаж Хельмольда о религии Руси, наглядно показывающий, насколько Русь находилась за пределами интересов хрониста. В соответствии со своим замыслом он должен сказать о церковной стороне дела (ср. примеч. 1285), но затрудняется в этом. Показательно, что ученый представитель миссионерской Гамбургской церкви не знает современной ему историографической традиции миссионерской же Магдебургской церкви – ни связанной с епископом Руси Адальбертом, ни с архиепископом Бруно Кверфуртским (см. 52/1, 2, 7, а также несколько более ранние «Деяния магдебургских архиепископов», не включенные в Хрестоматию: Gesta Magd. 9–10. Р. 381–383). Представление о том, что на Руси «в обрядах подражают грекам», могло быть частью общих сведений, доступных всякому образованному клирику, но могло также стать следствием свойственного Адаму убеждения, будто Русь являлась частью Греции (см. 22, примеч. 574).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Compendium historiarum//MGH. SS. T. 25. P. 708) утверждал, что крыша обвалилась в тот момент, когда папа диктовал некий богохульный трактат. Вероятно, начало традиции приписывать Петру Юлиани сначала медицинские трактаты, подписанные именем Петр Испанский, а потом и все остальные работы из этого корпуса было положено в «Новой церковной истории» Толомея из Лукки (ок. 1227-1327) ( Tolomeo da Lucca. Historia ecclesiastica nova// Muratori L. A. Rerum Italicarum Scriptores. Mediolani, 1727. Vol. 11. Col. 1176). Как показали последние исследования, с уверенностью авторство И. нельзя доказать ни для одного из данных трактатов. И. похоронен в кафедральном соборе св. Лаврентия в Витербо. Ист.: Potthast. RPR. Bd. 2. P. 1710-1721; Le Registre de Jean XXI (1276-1277): Recueil des bulles de ce pape, publ. ou analysées d " après le ms original des Archives du Vatican/Éd. L. Cadier. P., 1898. Лит.: Stapper R. Papst Johannes XXI.: Diss. Münster, 1898; Riesman D. A Phisician in the Papal Chair//Annals of Medical History. N. Y., 1923. Vol. 5. P. 291-300; Seppelt. Geschichte. 1956. Bd. 3. P. 539-542; Glorieux P. La faculté des Arts et ses maîtres au XIIIe siècle. P., 1971. P. 284-288; Linehan P. The Spanish Church and the Papacy in the 13th Cent. Camb., 1971; Antunes J. O percurso e o pensamiento político de Pedro Hispano, arcebispo-eleito de Braga e Papa João XXI//IX Centenario da dedicação da Se de Braga. 1990. Vol. 2. P. 125-184; Da Cruz Pontes J. M. On Some Works Attributed in Error to Petrus Hispanus Portugalensis//Knowledge and the Sciences in Medieval Filosophy: Proc. of the VIIIth Intern. Congress of Medieval Philosophy. Helsinki, 1990. Vol. 3. P. 28-33; Nagel S. Antropologia e medicina nei Problemata di Pietro Ispano//Medioevo: Riv. di Storia della Filosofia Medievale. Padova, 1991. T. 17. P. 231-248; D " Ors Á. Petrus Hispanus O. P., Auctor Summularum (I)//Vivarium. Leiden, 1997. Vol. 35. N 1. P. 21-71; idem. Petrus Hispanus O. P., Auctor Summularum (II): Further Documents and Problems//Ibid.

http://pravenc.ru/text/469710.html

Бранденбургский язык мало показа от уст своих, ничтоже глаголя. Португалиский: «Высоко ли от нас и далеко ли небо?». Бранденбургский «Дивлюся твоим глаголом, яко бы не ведая вопрошаешь 1274 . Небо недалече от нас и весьма близ есть гром убо, егда тамо гремит, – мы, живущия на земли, вельми его гремение явно и чудно 1275 слышим». Португальский: «Колико есть расстояния от востока до запада?». Бранденбургский «Не вем, что вопрошаешь! Не веси ли 1276 , яко единем днем солнце преходит от востока до запада – и ничтоже имать дальнего расстояния». Португальский: «Коли есть глубина морская величеством?». Бранденбургский «От множества рыб уверимся 1277 , яко море не велику глубину имать они бо единым днем по верху воды и во глубине, сна ради, бывают, понеже они не спят на верху воды». И паки, по обычаю, един другому поклонишася, такожде и оба королю, и разыдошася. В пятый день паки пред королем, по обычаю, ставше, португальский рече «Кто не родився умре?». Бранденбургский «По истинне той есть, которой состаревся в матерне чрево вниде». Португальский «Кто есть той человек, ниже с небеси сниде 1278 , ни от человек родися, ни от земли создан, а человек бысть?». Бранденбургский рече «По первом вторый, и от десного взято шестое, и в том едином той устроен бысть 1279 , без негоже и родитися не мощно». Португальский рек «Кто родися не умре?». Бранденбургский рече «По истине не сохранения ради заповеди таковая пострада, но восхоте видети погибель ближнего». И тако, по обычаю, един другому поклонишася, такоже и оба – королю и разыдошася. В шестый день паки им пред королем, по обычаю, ставшим, вопроси португальский мудрец глаголя «Кия две души прежде Адама сотворены?». Бранденбургский «Истинну глаголеши, яко обоя нами видима – Еноха убо и Елиофамова». Португальский «Кто прежде Адама со брадою сотворен бе?». Бранденбургский «По истинне той, иже стремительное паче нежели тихое и простое любит. И от рыб нецыи велегласие их вельми слышати любит, яко и близ брега витати 1280 им». Португальский «Что от чего – курица ли от яйца или яйцо от курицы?».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Др. политическое образование располагалось у Карпатского прогиба, в юго-зап. части Вост. Прикарпатья. В ходе экспансии Венгерского королевства к востоку от Карпат в 1228 г. была создана Половецкая (Куманская) епископия . Наследник венг. престола Бела писал в 1234 г. Римскому папе Григорию IX о том, что валахи, проживающие на территории епископии, не только не слушают епископа, присланного папой, но и привлекают на свою сторону венгров и немцев из Трансильвании, а также имеют собственных «псевдоепископов», т. е. правосл. архиереев ( Hurmuzaki. 1887. Vol. 1. P. 132-133). Наличие церковной иерархии подразумевает присутствие здесь автохтонного политического формирования, к-рое предшествовало образованию католич. епископии. Монгольское нашествие 1241-1242 гг. приостановило расширение влияния Венгрии к востоку от Карпат. Во 2-й пол. XIII в. у дельты Дуная установил свое господство монг. темник Ногай, к-рый держал в непосредственном подчинении южные и центральные области Восточно-Карпатского региона. Другие области этого региона находились в даннической зависимости от власти темника. На этих территориях были назначены адм. лица - баскаки, к-рые собирали с населения дань. С монголами сотрудничали аланы (осетины), к-рые образовали собственное формирование к северу от дельты Дуная. Начиная с XIII в. источники отмечают существование в сев.-зап. части Восточно-Карпатского региона, находящегося лишь в даннических отношениях с монголами, у границы с Галицкой Русью, в области т. н. Шепеницкой земли, более крупного воеводства. В 1276-1277 гг. итал. летописец Томмазо Туски (Фома Тосканский) сообщал, что кор. Богемии Пржемысл Оттокар II не смог получить помощь от русинов в борьбе с Рудольфом Габсбургом, потому что они находились в конфликте с «блахами» у границы княжества. Польск. летописец Ян Длугош писал, что в 1326 г. те же «блахи» вместе с русинами и литовцами участвовали в польской экспедиции против Бранденбургского маркграфства, а в 1301 г. о «стране влахов» по соседству со «страной русинов» рассказывает араб. хроника ( Spinei. 1982. P. 190-196).

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Как скоро земляное наше тело омоется от прежних грехов спасительными водами крещения; то Св. Дух, сей небесный голубь, снисходит на нас, возвещая нам мир Божий» 1271 . Право совершать крещение принадлежит, прежде всего, первосвященнику, т. е. епископу; совершать его могут также священники и диаконы, но не без дозволения епископа, «дабы сохранить уважение к церкви в ее первостоятеле и соблюсти мир чрез сию подчиненность». В крайних случаях, когда нет никого из ординарных совершителей крещения, а между тем грозит опасность ищущему крещения, никто даже из мирян не должен отклонять от себя права «сообщить дар Господень» желающему принять его 1272 , так что в таких случаях всякий мирянин, не давший ему того, что он «мог» дать, будет виновен. Только женщины составляют единственное исключение из этого общего правила. Жены, которым запрещено даже учить и которым апостол едва дозволил присутствовать при публичном учении, ни в каком случае не должны решаться крестить других 1273 . Но и те лица, которые имеют право совершать крещение, должны поступать с осторожностью и осмотрительностью. Хотя креститься могут все 1274 , никто не лишен сего небесного дара, однако совершитель таинства должен обращать строгое внимание на то, чтобы ищущего крещения найти «в религиозном расположении духа», обрести в нем «начаток веры, произведенный чтением Св. Писания», и только тогда должен крестить, когда вера ищущего крещения уже не терпит отлагательства 1275 . В этих видах полезнее отлагать крещение, особенно детей; их лучше всего крестить, когда они возмужают, будут в состоянии понимать учение, оценить высокость таинства и исполнить свои обязанности. Люди обыкновенно поступают очень осторожно по отношению к своим имениям, не доверяя управления ими детям до их возмужалости; если так по отношению к земным благам, то как вручить им благо небесное? Даже есть причины отлагать крещение и для взрослых людей, молодых, потому что они подвержены слишком сильным страстям: «пусть они или прежде женятся, или укрепятся в вере и воздержании» 1276 . Все, желающие спасения, должны креститься, без крещения никто не может спастись ( Ин. 2:5 ); и если Сам Иисус Христос, будучи совершенно безгрешным, восхотел креститься и крестился, то тем более люди грешные нуждаются в крещении 1277 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

М. Андриё предположил, что М. папской курии сохранился в 2 рукописях (Avignon. Bibl. Municip. 100, 1276-1288 гг.; Vat. Ottob. Lat. 356, 1288-1292 гг.) ( Andrieu. 1924; Idem. 1955). Его работы подверглись критике со стороны Дейка. Он в свою очередь попытался реконструировать М. папы Гонория III (1216-1227), который, по его мнению, завершил реформу, начатую Иннокентием III (Дейк использовал рукописи кон. XIII в.: Vat. Archiv. S. Maria Majore. 104 (BB ii 15); Roma. Archivio di Stato. Archivio antico del Santissimo Salvatore. 1001). Согласно Дейку, этот М. был в 1230 г. принят францисканцами (под влиянием еп. Ассизи Гвидо II ( 1228)) в качестве М., утвержденного уставом их ордена (по терминологии Дейка - Regula Missal). В той или иной мере его воспроизводят, по мнению Дейка, рукописи: Assisi. Sacro Convento. 607 (2-я четв. XIII в.), Neap. VI G 38 (3-я четв. XIII в.), Roma. Bibl. Corsiniana. 376 (41 D 27) (1261-1264 гг.), Vat. Ross. 199 (XIV в., М. августинцев-еремитов, к-рые также следовали литургической традиции папской курии). При папе Николае III (1277-1280) францисканский М. заменил М. рим. курии и впосл. стал основой первопечатного Римского М. Однако исследования последних лет и обнаружение новых источников показали, что реконструкция Дейка имеет много недостатков, в частности, существование М. папы Гонория III и единого раннефранцисканского М. (Regula Missal) весьма сомнительно ( Welch. 2016). Первые францисканцы, среди которых довольно рано появились и священники, изначально следовали литургической традиции диоцеза Ассизи, к-рая зависела от богослужения папской курии. Однако в уставе, утвержденном буллой (1223), речь идет только о том, что францисканский оффиций во всем, кроме порядка чтения Псалтири, должен следовать богослужению рим. курии (Regula Bullata. 3). О совершении мессы ничего не говорится. На Ассизском капитуле 1230 г. обсуждалось существование орденских Бревиария и Антифонария (Chronica fratris Iordani a Iano. 1. 57//Analecta Franciscana. 1885. Vol. 1.

http://pravenc.ru/text/Миссал.html

Многие старообрядческие тексты начинаются с выяснения обстоятельств прихода в старообрядчество: «Давно ли, чадо, прииде в християнство, и от кого прия святое крещение? Своею ли волею прииде в христианство , не от беды ли каковыя или от принуждения, в здравии ли, или в немощи прия святое крещение?» и др. 1270 Обилие таких вопросов, разделяющих жизнь человека на то, что было до «крещения» и после, косвенно говорит о том, что в XIX в. многие принимали старообрядчество сознательно, а не благодаря рождению в старообрядческой семье. В текстах XIX в. более чётко, чем в ранних вопросниках, сформулировано требование ежегодно ходить на исповедь. 1271 В старообрядческих исповедных текстах находим много вопросов о вере. В отличие от более раннего периода, эти вопросы не только требуют знания основ, Символа веры , но свидетельствуют о глубоких богословских спорах и сомнениях, предполагающих интерес и знакомство с религиозной и философской литературой: «Не помышлял ли или не говорил ли кому, что нет Бога? Не помышлял ли сам или не говорил ли кому, что Бог не промышляет о нас, но оставил нас жить по нашей воле без всякаго призрения? Не помышлял ли или не говорил ли о твари Божией, что сие не так Бог сотворил, но ежели бы так было, то бы лучше быть могло? Не помышлял ли или не говорил ли кому со утверждением, что души наши смертны и конец жизни как телу, так и душе бывает равно?» 1272 В некоторых вопросниках отдельно выделяются грехи, совершаемые при жизни в общине: «Из общежительства из обещания своего в безподначальное по своей воли житие не желаеш ли изыти без благословения? И общебратнаго постническаго жития возмущением любо каковых не покушался ли развращати? Не оскорбил ли будильщика за возбуждение к церковному началу?» и др? 1273 Существенно разнообразятся развлечения, доступные людям в XIX в. и считавшиеся греховными в старообрядческой среде. Так, у старообрядцев, мужчин и женщин, спрашивали, не смотрели ли они «на камеди человеческая или на медвежии», не играли ли в карты, не катались ли на качелях, а в масленицу – с горки. 1274 Женщины водили хороводы и «огоренки», катались на лодках, а мужчины играли «в гусли, гудок, в скрипску, в варган, в балалайку», ходили «в оперныя домы для смотрения тамошних представлений от комедиантов» и «на медвежьи травли и на конския беги». 1275 Как и раньше, грехом считалась чрезмерная забота о собственной красоте: так, у женщин на исповеди спрашивали: «Не рвала ли у себя из главы седых волос?». Мужчины, как и женщины, порой пользовались косметикой: «Белилам и румянам лица своего не намывал ли?» 1276 В одном из текстов к мужчинам обращены вопросы: «Не красился ли когда смехотворным кощуньством и празднословным смехом? И не преудобрялся ли еси пред женьским полом плотовидным украшением?» 1277 Наравне с бритьём бороды старообрядцам запрещалось употребление табака: «Табаку не пивал ли?» 1278

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010