104) ; в) Евангелие императорской Публичной библиотеки, так называемое Милятино, писанное в 1215 или 1230 г. священником Лазаревской церкви Домкою ; г) Евангелие Новгородской Софийской библиотеки, Пантелеймоново, писанное до 1250 г. священником Предтеченской церкви Максимом ; д) еще три Евангелия без записей: Румянцевского музеума, императорской Публичной библиотеки и московского Архангельского собора, писанные до 1250 г. Чтобы дать более близкое понятие об этих Евангелиях, остановимся для примера на одном из них, писанном священником Максимом. Оно содержит в себе чтения на весь церковный год, от недели Пасхи до вечера Великой Субботы, приспособительно к счету недель греческому. В частности, здесь содержатся: а) Евангелия от Пасхи до Пятидесятницы; б) от недели всех святых до 17-й включительно; в) от недели первой по новому ряду недель, начинающемуся после 17-й, до недели сыропустной; г) Евангелия суббот и недель великопостных; д) Евангелия Страстной седмицы, утренние и литургийные, от понедельника до четверга, двенадцать Евангелий на Страсти Господни, Евангелия Великого Пятка на часах и на литургии (наше вечернее), Евангелия Великой Субботы, утреннее и вечернее (наше литургийное). После этого следуют е) одиннадцать Евангелий утренних воскресных и ж) месяцеслов с сентября по 2-е февраля (остальное отрезано) с указанием святых не на все числа, мало отличный от настоящего , равно как и самые Евангелия на некоторые числа. Евангелия по месяцеслову иногда те же, какие и у нас ныне, иногда другие, а по неделям и дням, за исключением весьма редких и самых незначительных отступлений, те же самые. Из сличения рассмотренного нами Евангелия с нынешним нашим и с греческими кодексами IX и X вв. оказывается, что, отступая по местам в порядке и назначении чтений от нашего, оно сходится с древними греческими, а отступая от греческих, сходится с нашим . 2) Псалтири. Два списка таких Псалтирей XII–XIII вв. находятся в Новгородской Софийской библиотеке . В них, кроме собственно псалмов, помещены к концу девять песней церковных, некоторые молитвы и каноны, например на исход души и под.

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

Владимирская Суздальская и Владимирская Учреждена в 1213–1214 годах Имена Сведения Симон, епископ Владимирский, свт. управлял с 1160 по 1175 неизвестно Симон, епископ, свт. рукоположен 22.05.1226 Митрофан, епископ, сщмч., рукоположен с 14.03.1227 (1228) 07.02.1238 (01.02.1237) сгорел во Владимирском соборе вместе с семейством князя при нашествии татар Кирилл II, епископ Ростовский, свт. управлял Евфросин (Ефрем), епископ рукоположен неизвестно Вследствие нашествия монголов епархия оставалась без архипастыря до 1250 года управлял, когда столица была перенесена во Владимир с 1250 до 1274 переселился в Киев Владимирская, Суздальская и Нижегородская С 1274 года Имена Сведения Серапион, епископ, свт. рукоположен 12.06.1275 Феодор, епископ, свт. рукоположен Иаков, епископ рукоположен с 1288 по 1297 (1295) сведён с кафедры; неизвестно Симеон, епископ рукоположен с 1295 (1297) по 1299 епископ Ростовский, Ярославский и Угличский С 1299 года управлялась митрополитом, когда столица была перенесена во Владимир и Владимирская епархия как самостоятельная структура была упразднена. Только при свт. Алексии (Бяконт) она была временно восстановлена с 1352 по 1354 год. Алексий (Бяконт-Плещеев), епископ Владимирский, свт. рукоположен с 06.12.1352 по 1354 (с 1340 наместник) митрополит Киевский и всея Руси Владимирская и Яропольская Восстановлена 10 марта 1748 года Имена Сведения Платон (Петрункевич), епископ рукоположен с 20.03.1748 16.04.1757 Антоний I (Багратиони), архиепископ царевич Карталинский, бывший католикос патриарх Восточной Грузии с 23.11.1757 по 16.12.1762 Католикос патриарх Восточной Грузии Павел (Гребневский), епископ рукоположен с 06.07.1763 по 29.05.1764 переименован епископ Владимирский и Муромский Владимирская и Муромская С 29 мая 1764 года Имена Сведения Павел (Гребневский), епископ бывший епископ Владимирский и Яропольский с 29.05.1764 09.08.1769 (1770) Иероним (Формаковский), епископ рукоположен с 25.12.1770 03.08.1783 Виктор (Онисимов), епископ бывший епископ Олонецкий и Каргопольский, викарий Новгородской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Эратосфена же летосчисление такое. Со взятия Трои до прихода Гераклидов 80 лет; с прихода Гераклидов до образования Ионии 60 лет; с образования Ионии до правления Ликурга 159 лет; с начала его управления до 1-го года 1-й Олимпиады 108 лет; с этой эпохи до нашествия Ксеркса 297 лет; с этого нашествия до начала Пелопоннесской войны 48 лет; с начала сей войны до её окончания поражением Афинян 27 лет; с сего поражения их до битвы при Левктрах 34 года; с сей битвы до смерти Филиппа 35лет; со смерти Филиппа до смерти Александра 12 лет. Некоторые с 1-й Олимпиады до основания Рима считают 24 года; с основания Рима до изгнания царей, сопровождавшегося учреждением консульства, 243 года; с изгнания царей до смерти Александра 186 лет; со смерти Александра до победы Августа, после чего Антоний в Александрии сам покончил с собой, 294 года, – Август тогда в 4-й раз был выбран в консулы; – с этого времени до учреждения в Риме Домицианом игр 114 лет; с первого празднования этих игр до смерти Коммода 111 лет. Некоторые историки с Кекропса до Александра Македонского насчитывают 1828 лет, а с Демофона 1250 лет. Со взятия Трои до прихода Гераклидов 120 или 180 лет; с этого последнего события до архонта Эвенета, во времена которого, говорят, Александр прошел в Азию, по свидетельству Фания, протекло 715 лет, по Ефору же 735, no Тимею и Клейтарху 820, по Эратосфену же 774. Дурис со взятия Трои до прихода Александра в Азию считает 1000 лет; с этого последнего события до Эвенета, бывшего архонтом в Афинах во время смерти Александра 161 , 11 лет; со смерти Александра до правления Германика Клавдия Цезаря 365 лет. От времен же Клавдия до смерти Коммода число лет известно достоверно. Воспользовавшись для изображения картины с длиннейшими рядами годов счислением принятым у Эллинов теперь следует нам обратиться и к хронологии принятой у варваров. С Адама до потопа насчитывают 2148 лет и 4 дня. С Сима до Авраама 1250 лет. С Исаака до раздела обетованной земли 616 лет. Со времени Судей до Самуила 463 года 7 месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Иоанникий Валмас, впосл. игум. В. Л. и прот Св. Горы, сообщил о конфликтной ситуации Патриарху К-польскому Николаю III Грамматику (1084-1111). Тот издал распоряжение об удалении влахов со Св. Горы; все, кто поддерживали с ними отношения, наравне с нарушителями запрета на общение с евнухами и безбородыми должны были подвергнуться отлучению и высылке. Ок. 1104 г. влахи были окончательно изгнаны с Афона. В то же время среди монахов получили распространение подложные прещения и анафемы, якобы наложенные Патриархом на афонские мон-ри, к-рые, вероятно, были написаны Иоанникием Валмасом, впосл. покаявшимся в этом перед Патриархом. Мн. иноки покинули Афон, часть из них отправилась в К-поль с жалобами на вмешательство Патриарха в жизнь Св. Горы. Император приказал произвести расследование и потребовал у Николая Грамматика разъяснений. Патриарх безоговорочно признал прямое подчинение Афона императору и заявил, что вмешался в афонские дела лишь потому, что ситуация с влахами требовала разрешения. Кроме того, он указал, что тот документ, к-рый ему приписывают афонские иноки, является поддельным (RegPatr. N 981. P. 62-63). Алексей I Комнин приказал всем монахам немедленно вернуться в свои обители, пригрозив подвергнуть ослушавшихся строгому наказанию. Однако раздоры по этому поводу окончательно прекратились только при К-польском Патриархе Харитоне в 1178/79 г. ( Порфирий (Успенский), еп. История Афона. Ч. 3/1. С. 228-257). В 1181 г. свои владения завещал В. Л. визант. аристократ Андроник Ватац (Actes de Lavra. Pt. 1. N 65). Преподобные Иоанн Дамаскин и Иоанн Кукузель. Миниатюра из Пападики письма свящ. Баласиса. Ок. 1670 г. (Iver. 1250. Fol. 3) Преподобные Иоанн Дамаскин и Иоанн Кукузель. Миниатюра из Пападики письма свящ. Баласиса. Ок. 1670 г. (Iver. 1250. Fol. 3) Прославленный церковный певец прп. Иоанн Кукузель (в XII, а по др. сведениям, в XIII-XIV вв.) оставил имп. двор и принял постриг в В. Л., в XIV в. в мон-ре жил доместик прп. Григорий Гликис (Афонский Патерик. Ч. 2. С. 201-208).

http://pravenc.ru/text/Великую ...

В 1171 г. племянник одного из командующих арабской армией – Салах ад-Дин сместил слабого фатимидского халифа и основал в Египте династию Аюбидов (1171 – 1250). Разбив вскоре крестоносцев, Салах ад-Дин захватил Иерусалим и Палестину. Объективно крестовые походы только ухудшили положение египетских христиан, вызвав всплеск мусульманского фанатизма и гонения против неверных. Сами же крестоносцы относились к восточным христианам как к еретикам. Во время вторжений в Египет они грабили и истребляли население, не делая различий между мусульманами и христианами. В 1219 г., в результате пятого крестового похода, в Дамиетте была основана латинская кафедра и учреждена должность латинского Александрийского Патриарха. Тем не менее, фактически Египет не находился во власти латинян-крестоносцев, а латинские патриархи были номинальны. В 1250 г. династия Аюбидов была свергнута последней арабской династией Мамлюков, установившей свою власть в Египте до 1517 г. Мамлюкский султанат стал политическим и религиозным центром исламского мира. Мамлюки, в отличие от своих предшественников, отличались крайней религиозной нетерпимостью – они неоднократно изгоняли христиан их государственного аппарата, разрушали храмы. В XIII – XIV вв. многие православные Александрийские Патриархи, происходившие из греческой среды, сразу после своего избрания уезжали жить в Константинополь, откуда управляли своей Церковью, и могли почти совсем не появляться в Египте. Они активно участвовали в политической жизни Византии (например, Патриархи Николай II (1243 – 1276), Афанасий III (1276 – 1308) и др.) В 1438 – 1439 гг., когда заключена Флорентийская уния, Александрийский Предстоятель, равно как Антиохийский и Иерусалимский Патриархи, не подписал этой унии. Три восточных Патриарха приняли окружное послание с осуждением униатской политики Константинополя. При Патриархе Марке VI Александрийская Православная Церковь активно вела борьбу с латинскими миссионерами в Сирии и на Крите, находившимся под властью Венеции. В конце XV в. во главе Александрийской Церкви встал Патриарх Иоаким (1487–1565). Проведя 12 лет на Синае, в 1480 г. он прибыл в Палестину, где сблизился с будущим Патриархом Иерусалимским Германом. Он часто посещал Египет. Своей ученостью Иоаким завоевал известность и авторитет, и в 1487 г. в 38-летнем возрасте он был избран на патриарший престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великокняжеский престол занял дядя Александра Святослав, а Переславль отдал Александру. Александр возвратился в Новгород, но беспорядки, происшедшие во Владимире, заставили его отправиться в Орду. Батый принял его с честью, и отправил в великую Татарию, к великому хану Мангу, на границу Китая. Эта далекая поезда продолжалась два года. Между тем во Владимире произошли большие перемены: Святослав, разбитый Михаилом Ярославичем, князем Московским, потерял Владимир, а Михаил победитель его, погиб в войне с литовцами, и Владимир, по воле хана, достался брату Александрову Андрею. Александру хан поручил Киев и его Приднепровье, или, как тогда говорили, всю землю Русскую. Во Владимире, в 1249 году, он присутствовал при похоронах князей Владимира Константиновича и Василия Всеволодовича. В 1250 году, к великой радости Новгородцев, он возвратился в Новгород, и принимал митрополита Кирилла с епископом Ростовским Кириллом, которые находились в Новгороде для того, чтобы по просьбе Новгородцев, хиротонисать во епископа блаженного Далмата. До разорения в 1240 году Киева татарами, митрополиты Русские жили в Киеве. Татары разрушили все храмы в Киеве; иноки печерские оставили свою разоренную обитель; жителей в городе осталось не более двухсот человек, и те постоянно подвергались нападениям. Кирилл, избранный в митрополита на место Иосифа, пропавшего без вести во время нападения татар, решился переехать на жительство во Владимир-на-Клязьме, где уже утвердились великие князья и где был центр русских областей. Не перенося еще кафедры своей, он прибыл в 1250 году на жительство во Владимир, где не было епископа с 1239 года. Отсюда он предпринимал путешествие по разным областям северной России, чтобы лично ознакомиться с состоянием церквей и духом веры и благочестия православных. Будучи русским, а не греком, подобно большей части прежних митрополитов, он мог лучше узнать духовные нужды своей обширной паствы, и не щадил трудов. Посему радостно было для Александра прибытие Кирилла в Новгород. Но вскоре после отбытия Кирилла, князь сделался так тяжко болен, что начали сомневаться, останется ли он жив; Господь продлил жизнь его, говорил летописец, по молитвам митрополита Кирилла, Ростовского епископа Кирилла и блаженного Далмата.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

55 Ипатская летопись под 1223 годом fin., 2 издание стр. 494 fin.. Летопись не говорит прямо, что Иоасаф «скочил на стол митрополич» в отсутствие Даниила, но это необходимо предполагать, потому что иначе князь не допустил бы его сделать это. 57 Ипатская летопись под 1243 годом (неправильно вместо 1242). Даниил Романович, услышав, что Батый идёт назад из Венгрии, поехал из Холма, в который перенёс свой столицу из Угровска, к брату своему Васильку во Владимир и взял с собой Кирилла (наречённого) митрополита. 58 Кроме епархии угровской в области галичско-волынской были ещё три епархии: галичская, перемышльская и владимирская. Тогдашние епископы галичский и владимирский известны нам по имени. Епископ перемышльский не известен по имени, но его нельзя предполагать, потому что он был враг Даниила (Ипатская летопись под 1241 годом sub. fin., 2 издание стр. 527 fin., точно так же, как и епископ галичский, ibidd. непосредственно выше). После собственных епископов области галичско-волынской не невозможно, впрочем, думать ещё на двух епископов, это – юрьевского и белгородского, епархии которых прекратили своё существование, нет сомнения, в нашествие Монголов, но которые могли пережить свои епархии и имена которых не известны.– Предполагать, чтобы митрополит Кирилл был тот печатник Даниила Романовича, который является при нём в 1241 году (Ипатская летопись под этим 1241 годом), мы не видим никакого действительного основания. Печатник Кирилл представляется нам как человек военный почти одновременно с тем, как избран был митрополит. 59 Ипатская летопись говорит о путешествии Даниила в Орду под 1250 годом. Но Плано-Карпини, бывший у брата Даниилова Васильки в начале 1246 года, ясно свидетельствует о Данииле, что он был тогда у Батыя. Да и сама летопись говорит, что во время проезда Данилова к Батыю через Киев в последнем сидел боярин владимирского великого князя Ярослава Всеволодовича, а Ярослав умер в 1246 году (О путешествии Кирилла летопись говорит как об имевшем место после путешествия Даниилова в Орду; но в 1250 году Кирилл не только уже возвратился из путешествия, но и прибыл уже во Владимирскую Русь). Что Даниил возвратился от Батыя в Феврале – Марте 1246 года, см. ниже в речах об его сношениях с папой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Одни хотели найти в писаниях отцов оправдание особенностям в учении Римской Церкви, другие – и большинство – напротив, искали и находили в них опровержение. С изучением отеческих творений богословы этого времени соединяли еще изучение языческих писателей и философов древнеклассического мира, вследствие чего многие из них обладали обширными познаниями и в светских науках. Следствием такого стремления к духовному просвещению в века Комнинов и Па­леологов было замечательное обилие богословской литературы. Мы видим много писателей, замечательных и посредственных, которые в своих сочинениях касаются всех отраслей богословского знания. Так, они излагают догматическое учение, ведут полемику с латинянами и еретиками, опровергают магометан, иудеев и даже язычников, составляют толкования на Священное Писание, изъясняют каноны Церкви, пишут нравоучительные сочинения и тому подобное. Но в произведениях писателей этого времени, за исключением весьма немногих, не заметно живой самостоятельной деятельности; почти все они были только хорошими компиляторами. § 9. Замечательные церковные писатели в век Комнинов (1050–1250) В ряду церковных писателей в век Комнинов первое место занимают: 1) Михаил Пселл († 1106 г.). Его литературная деятельность вполне обрисовывает характер и направление просвещения его времени. Он хотел знать все науки и обо всем писать. И действительно, он был богослов, философ, историк, математик, оратор и даже врач. В одном из своих сочинений, вроде энциклопедии, он говорит о догматическом и нравственном учении, излагает коротко содержание всех наук и в заключение трактует о поваренном искусстве. Михаил Пселл воспитывался в Афинах, около половины XI века был в Константинополе учителем философии и сенатором, а потом воспитателем детей императора Константина Дуки (1059–1067 гг.) и имел большое влияние на управление. В правление своего воспитанника Михаила VII впал в немилость при дворе и удалился в монастырь (около 1076 г.). Из сочинений Пселла богословского содержания более замечательны: толкование на Песнь Песней, главы о Святой Троице и о Лице Иисуса Христа; 2) Феофилакт, архиепископ Охридский в Болгарии († ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До смерти Бриеня император Фридрих II держался более или менее пассивно в отношении к империи Балдуина. Помощи он ей не оказывал никакой, так как она была создана помимо западных императоров силами, враждебными Гогенштауфенам. При коронации в Риме Петра Куртенэ представитель Фридриха протестовал, не признавая иного императора, кроме своего государя, и добился лишь того, что коронация состоялась вне стен собственно Рима в загородной базилике. Затем Фридрих, приняв завещанный ему Димитрием Монферратом титул салоникского короля, не сделал, однако, ни шага, чтобы овладеть своим наследством, попавшим в греческие руки. Наконец, Бриеню он хотел помочь как своему тестю, но не успел за смертью последнего (1237). Балдуину Фридрих не хотел помочь. Мало того, он открыто выступил врагом Латинской империи. Разразилась борьба Фридриха с папой Григорием IX, и, так как последний верховодил в Константинополе, Фридрих заключил союз с Ватаци, врагом и папы, и Латинской империи в Константинополе. Поступая так, Фридрих шел по пути своих предков, Конрада III и Генриха IV, друживших с Комнинами, Мануилом и Алексеем I. В те поры союз двух империй был направлен против Норманнского королевства в Южной Италии, теперь он имел своим объектом латинские форпосты, новые политические образования в самой Романии. Уже в 1238 г. греки служили под знаменами Фридриха. Составлен был даже план, по которому Ватаци давал ленную присягу Фридриху и получал из его рук латинский Константинополь. Ленная зависимость взамен подтверждения владений предположена была также для болгарского Асеня и для салоникского Феодора Комнина Дуки. Балдуин был поставлен в известность о воле Фридриха уступить Константинополь своему будущему зятю. Гавани Южной Италии были закрыты для крестоносцев; армия Балдуина задержана была в Ломбардии, и главный вождь ее был брошен по приказу Фридриха в тюрьму и по освобождении не мог оправиться от последствий заключения. Папа за это отлучил Фридриха, вместе с Феодором Салоникским (1238). Людовик Французский заставил Фридриха пропустить через его владения Балдуина с армией. При новом папе Иннокентии IV отношения Фридриха к курии приняли сначала мирный характер, но от грекофильской политики Фридрих отнюдь не отказался и около 1244 г. выдал свою дочь за Ватаци, который явно угрожал Константинополю. Это опять было поставлено в вину Фридриху, и он опять был отлучен от Церкви на Лионском Соборе, на этот раз окончательно (1245). Отлучение привело к теснейшему союзу германского и греческого императоров. Ватаци посылает помощь Фридриху в Италию сначала деньгами (1248), потом людьми (1250). Последний просит Михаила Эпирского пропустить вспомогательный отряд, посланный царем Ватаци, через эпирские владения. В год своей смерти (1250) Фридрих в письме к эпирскому деспоту делает характернейшие заявления и явно становится на сторону восточного православия, по крайности в письмах к греческим государям.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

См.: 1699, апреля 29-го. Послание армянских меликов к Пфальцкому курфирсту Иоанну Вильгельму. (Мюнхенский государственный архив)// Эзов Г. А . Сношения Петра Великаго с армянским народом: Документы, извлеченные из Московскаго Главнаго и С.-Петербургскаго архивов Министерства иностранных дел, Австрийскаго придворнаго и Государственнаго архива, Королевско-Баварскаго тайнаго государственнаго архива и других учреждений. СПб., 1898. 5]. С. 9–16 (на лат. яз). 1699, апреля 19-го. Французский перевод послания армянских меликов к Римскому папе// Эзов Г. А . Сношения Петра Великаго с армянским народом. 2]. С. 2–6 (на франц. яз.). 1699, апреля 29-го. Представленное Израэлемь Орием послание армянских меликов на имя царя Петра Алексеевича// Эзов Г. А . Сношения Петра Великаго с армянским народом. 6]. С. 17–20 (на арм. яз); 1699, апреля 29-ro. Послание армянских меликов к царю Петру Алексеевичу// Эзов Г. А . Сношения Петра Великаго с армянским народом. 7. С. 21–24; 1699, апреля 29-го. В переводе с листа 7), каков писали к великому государю Персицкие страны старшина с Израилемь Орием// Эзов Г. А . Сношения Петра Великаго с армянским народом. 7]. С. 24–28. Цит. по: Эзов Г. А . Сношения Петра Великаго с армянским народом. С. XXIII–XXIV. 1699, апреля 19-го. Французский перевод послания армянских меликов к Римскому папе// Эзов Г. А . Сношения Петра Великаго с армянским народом. 2]. С. 2–6 (на франц. яз.).   Источник : Георгий (Рамазян), иеродиак. Русско-армянские межконфессиональные отношения в Московском государстве. Часть 2: XVII в.//Богословский вестник. 2023. 3 (50). С. 111–148. DOI: 10.31802/GB.2023.50.3.006 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/6194919

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010