После смерти в 1246 г. Ярослава Всеволодовича Владимирский великокняжеский стол занял его брат Святослав. Сыновья Ярослава были недовольны полученными от него уделами. В 1247 г. св. Александр Ярославич Невский вслед за братом Андреем отправился к хану Батыю, затем в ставку вел. ханов в Каракорум, откуда вернулся в кон. 1249 г., получив ярлык на «Кыев и всю Русьскую землю», вел. князем Владимирским стал Андрей Ярославич. Возможно, в 1248 г. К. венчал в ростовском Успенском соборе кн. Бориса Васильковича и муромскую кнж. Марию Ярославну, двоюродную сестру по матери кн. Александра Невского ( Кузьмин А. В. Генеалогия муромских князей в XIII - сер. XIV вв.: Факты и гипотезы//Уваровские чт., 8-е: Мат-лы Всерос. науч. конф. Владимир, 2012. С. 164-168). Зимой 1248/49 г. К. возглавил отпевание во владимирском Успенском соборе погибшего в битве с литовцами на р. Протве кн. Михаила Ярославича Хоробрита. К. участвовал в отпевании там же умершего 27 дек. 1249 г. угличского кн. Владимира Константиновича, в нач. янв. 1250 г.- в его погребении в Спасо-Преображенском соборе Углича. В нач. февр. 1250 г. К. отпел скончавшегося во Владимире-на-Клязьме ярославского кн. св. Василия Всеволодовича , 20 февр. участвовал в его похоронах в Успенском соборе Ярославля. Вместе с Киевским митр. св. Кириллом II , в 1250 г. прибывшим во Владимир-на-Клязьме, К. зимой 1250/51 г. венчал важный политически, но сомнительный с канонической т. зр. брак Владимирского вел. кн. Андрея Ярославича и дочери галицко-волынского кн. Даниила Романовича , бывших двоюродными братом и сестрой. В мае 1251 г. вместе с митр. Кириллом II К. приехал в Новгород, 25 мая оба архиерея приняли участие в хиротонии Далмата во архиепископа Новгородского. Летом 1251 г., во время тяжелой болезни кн. Александра Невского, его «Бог помилова... и молитва отца его Ярослава, и блаженаго митрополита, и епископа Кирила» ( Присёлков. 2002. С. 323). В мае 1252 г., во время «Неврюевой рати», К. находился в Ростове, 2 мая в присутствии князей Бориса и Глеба Васильковичей освятил ц. во имя святых Бориса и Глеба. По-видимому, К. принял участие в торжествах по случаю рождения у кн. Бориса сыновей Дмитрия (11 сент. 1253) и Константина (30 июля 1254). Зимой 1257 г., вероятно, К. крестил в Ростове знатную монголку, жену белозерского кн. Глеба Васильковича, с к-рой князь приехал на Русь из Монголии; в крещении она получила имя Феодора. В том же году монголы переписали население Сев.-Вост. Руси и обложили его налогами, от к-рых было освобождено духовенство. К. благословил кн. Александра Невского на поездку в Новгород вместе с ордынскими чиновниками для проведения переписи.

http://pravenc.ru/text/1840429.html

А когда и как обретен Крест? – При императорах, веровавших во Христа: впрочем, он обретен не так, как если бы кто-либо нарочно приготовил Крест, чтобы обмануть народ одним правдоподобием, – но обретен силою Божественною и безыскусственною, единственно силою и твердостью веры; ибо Крест – сокровище Божие. Когда Господь жизни и смерти, спустя три дня после крестной смерти, воскрес; тогда Иудеи, уязвляемые стрелами зависти и одержимые страхом (чтобы какие-либо из досточтимых и священных орудий страданий Христовых, сохранившись, не соделались орудиями отмщения Иудеям и защиты для христиан), зарыли в землю, и таким образом скрыли сокровище – т. е. Крест и все прочие орудия крестные, как-то: гвозди, копие и надпись, написанную Пилатом и положенную на Кресте. Но когда Бог вручил христианам Царские скипетры и всю власть над Римлянами, в сие именно время Ему было угодно открыть Крест чрез жену благочестивую, жену Царицу, жену украшавшуюся царскою мудростью, – благоволил открыть в царствование сына ее над христианами, без всяких усилий человеческих, умудрив жену (скажем так) Божественным своим Богомудрием, дабы она, пользуясь отчасти силою слова, свойственною царственной особе, употребила все, что только могло подвигнуть непреклонное сердце Иудеев. И вот, всемирное сокровище не долго сокрывалось от Царицы. искавшей оного без всякого отлагательства. Рука Божия скоро подала ей дар свой. т. е. тот самый Крест Господень, который ныне воздвигается для целой вселенной; а вместе с оным вручила и прочие орудия, коими совершилось блаженное и спасительное для мира страдание. Посему-то мы ныне и торжествуем, посему и празднуем, что в настоящий день обретена давно сокрытая святыня, – что сие утаенное сокровище, быв извлечено из земли, воссияло как злато, – что августейшее знамя царства Христова, прежде закопанное, произникло на свет, – что буря демонская утихла при появлении Креста, – что меч против врагов, меч самокованный, возблистал из тьмы, – что Церковь восприяла свое украшение, что обладающая сокровищами нашла потерянную драхму. Это – Крест Христов, знамение Господне, оружие спасения, держава Царская, трофей победы, посредник между небом и землею, твердый союз верующих, слава апостолов, зерцало пророков, венец мучеников, залог поклоняющихся Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В самом тексте Повести названы только семь из заключенных в Виленском кресте частиц мощей святых, перечень которых, за исключением некоторых разночтений, одинаков во всех известных списках памятника: «А ВЪ ТОМЪ ЖИВОТВОРЯЩЕМЪ КРЕСТЕ ГОСПОДНИ СОКРОВЕННОЙ БЛАГОДАТИ СВЯТЫХ И ЦЕЛБОНОСНЫХ МОЩЕЙ ПОДПИСАНО ТАКО • ЧАСТЬ ДРЕВА ЖЕЗЛА ПРОРОКА МОИСЕЯ РИЗА ПРЕПОДОБНАГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКАГО РИЗА ЕФРЕМА НОВОТОРЖСКАГО • ТРОСТИ АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА • ОТ РАКИ ЧАСТИ ГУРИЯ И ВАРСОНОФИЯ КАЗАНСКИХ • ПЕРСТ ЕВФРОСИНИИ СУЖДАЛСКИЯ • ОТ РАКИ ЧАСТЬ МАКАРИЯ ЖЕЛТОВОДСКАГО» 468 . Любопытно, что эти реликвии заключены в самом низу мощевика. Возможно, это связано с тем, что при погружении креста во время водосвятий сначала именно эта часть оказывалась в воде. Исследовательница Повести Т. Р. Руди предлагает свой вариант объяснения несоответствия разночтений текста произведения и надписей на Виленском кресте. Интересна ее гипотеза, что данный крест вначале не был мощевиком, затем в него были помещены перечисленные в Повести реликвии, а позже постепенно он был дополнен еще двадцатью восьмью частицами мощей 469 . Но все же полностью принять эту версию довольно сложно. Во-первых, этот крест по типу именно мощевик, то есть он сразу был изготовлен как реликварий и вряд ли мог быть принесен в Муром пустым, совсем без частиц мощей. Во-вторых, семь поименованных в Повести реликвий располагаются в самом низу креста, и трудно предположить, что он заполнялся снизу вверх. В-третьих, против постепенного заполнения мощевика реликвиями говорит тот факт, что все тридцать пять надписей на обороте исполнены рукой одного резчика (подписчика) с характерным начертанием буквы «Т» в скорописном варианте и, очевидно, в одно время. Это очень хорошо видно даже при беглом осмотре памятника. Однако предположение Т. Р. Руди может оказаться верным, если допустить, что пластина с надписями была заменена после окончательного формирования креста-реликвария. Т. А. Брун, опираясь на описание святыни в Повести с перечислением частиц мощей, сделала вывод, что мощевик мог быть окончательно сформирован только в самом конце XVIIbeka, а именно после 1699 года, времени обретения мощей святой Евфросинии Суздальской, чья «персть» также заключена в кресте 470 . Это даже послужило основанием для исследовательницы передатировать Повесть более поздним временем. Наблюдение это очень важно. В самом деле, хотя эта суздальская святая почиталась с древности, но мощи ее находились под спудом и до их обретения в 1699 году вряд ли могли распространяться. «Персть» (земля) с могилы могла быть взята как до 1699 года, так и именно в этом году 471 . Возможно, что пластина была исполнена взамен более ранней после 1699 года.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

После кончины Ярослава Всеволодовича на престол великокняжения восходил в соборном храме брат Ярослава – Святослав Всеволодович, но Святославу недолго пришлось занимать престол своих державных предков. В то время, когда Александр Ярославич с братом своим Андреем, для пользы своей злосчастной отчизны, путешествовали к великому хану в татарию, «Михаил Московский, прозванный Храбрым, изгнал, как сказано в некоторых летописях, дядю их Святослава из Владимира, но в ту же зиму, воюя с литвою, положил свою голову в битве. Тело его оставалось на берегу Протвы. Епископ Кирилл, ревностный блюститель княжеской чести, велел привезти оное во Владимир, и положил в стене храма соборного» 116116 . В 1249 году, по распоряжению завоевателя Руси, «посажен был на столе в Володимери у святой Богородици Андрей Ярославич» 117117 , сын Ярослава Всеволодовича. Этот князь также не долго был великим князем. При нем во Владимире скончались два князя: Владимир Константинович и Василий Всеволодович, – оба скончались зимою, Владимир на память святого первомученика Стефана, а Василий на память святого Феодора. Сии князья только опеты были в соборном храме, но для погребения вывезены были из Владимира, чрез златые врата, в другие города, Владимир Константинович в Углече поле, а Василий Всеволодович в Ярославль 118118 . При отпевании Владимира Константиновича присутствовал Александр Невский со своими братьями; присутствовал он, по сказанию летописи, и при перенесении тела Василия Всеволодовича 119119 . При Андрее Ярославиче в 1250 году прибыл из Киева во Владимир Митрополит Кирилл, который, в год своего прибытия, в соборной церкви, вместе с Епископом Кириллом, совершил бракосочетание Великого Князя Андрея Ярославича с дочерью князя Даниила Романовича 120120 . С 1250 года, с прибытием во Владимир Митрополита Кирилла, соборный Владимирский храм еще более приобрел благолепия от частого совершаемого митрополитом служения. Из летописей усматривается, что с сего 1250 года Митрополит Кирилл имел пребывание во Владимире в 1252, 1255, 1261, 1262, 1263, 1264, 1274 годах, а в 1280 году исправлял даже соборный храм 121121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Ростислав принужден был отступить. Стр. 179. 180. Далее Летопись под 1243 г. говорит, что Даниил, при слухе о приближении Татар «затворил Холм», еха по брату с Василькови, поима с собою Кирилла Митрополита». 1250 г. «Кирилл бо Митрополит идяше послан Даниилом и Васильком на поставление Митрополье Русской». Это по возвращении Даниила из Орды, где был он в 1250 г., а не в 1243. И тогда же король Венгерский умолил Кирилла помирить его с Даниилом и убедить взять дочь короля за сына своего; Митрополит возвратился, вместе с Даниилом и сыном его прибыл к Королю, – повенчал брак и отправился в Никею. Стр. 183. 185. Новг. 1. Лет. 64. 181 Святислав писал к Митрополиту: «Благодарю за святую молитву твою, Преосвященный Архиепископ всей Русской земли, благодержавного родства моего, коего отрасль я по святым предкам моим. Пишу тебе, возлюбленный Богом Архиепископ первопрестольный Кирилл, да просветится словом твоим земля Русская. А написанный сей Зонара пусть нигде не изменяется писанием. Ибо там надобно, чтобы сей Зонара во всяком царстве был один для Собора, как уставили и передали нам св. Отцы. Потому испросил я у Патриарха и переписал (перепустив) для святопочивших родителей моих и в помине души моей; когда воздеваешь ты преподобныя руки твои, не забывай меня в святых молитвах твоих» и пр. Письмо писано 5 индикта 6670 г. 1262 г. См. Розенкампфа о Кормчей стр. 57 – 61. Востокова Опис. муз. стр. 291 – 293. 182 Русск. Достоп. 1, 106–118. У Кульчинского. Specimen Ecclesiae Ruthenicae. У него напечатана и речь, которою Кирилл открыл Собор и которой не видно в ркп. Кормчих. 183 По летописям видим его во Владимире 1250 и 1252, в 1255, 1261 – 1263, 1264 г., а в 1280 г. исправлял он соборный владимирский храм, и преставился в Переяславле. Лавр. Лет. 202–206. Троицк. 226. 227. Супр. Лет. 38. Новгор. 4. Л. 38. 43. Плано-Карпини в 1246 г. нашел невдали от Киева Куремсу с 60,000 Татар, оберегавших владения Монголов от запада; «жителей, говорит Плано-Карпини, везде мало; они истреблены Монголами, или отведены ими в плен».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В том же году, 2 мая или 24 июля («на праздник Бориса и Глеба»), епископ Кирилл освящает «великим священьем» церковь Св. Бориса и Глеба в Кидекше (на р. Нерль, в 4 км от Суздаля). В первые годы татарского ига епископ Кирилл, несомненно, пользовался наибольшим авторитетом среди всех иерархов Северо-Восточной Руси. После гибели в Каракоруме великого князя Ярослава Всеволодовича (30 сентября 1246) он сближается с сильнейшим из русских князей – Александром Ярославичем Невским и, по сведениям некоторых летописей, становится его духовником. Именно Кирилл благословляет Александра на поездку в Орду к хану Батыю в 1247 г. Нет сомнений, что и многочисленные поездки в Орду ростовского князя Бориса Васильковича и его брата белозерского князя Глеба Васильковича (также духовных детей ростовского епископа) совершались по его благословению. До появления во Владимире митрополита Кирилла (осень 1250) епископ Кирилл фактически руководит и владимирской епархий. Так, в 1248 г. он хоронит во владимирском Успенском соборе князя Михаила Ярославича Хоробрита, погибшего в битве с литвой. Зимой 1249/50 г. епископу Кириллу пришлось похоронить еще двух князей ростовского дома. 27 декабря во Владимире скончался угличский князь Владимир Константинович; «и везоша и въ Углече поле, блаженый же епископъ Кирилъ и съ игумены певше песни погребалныя и положиша и у Святого Спаса, и много плакашася». В феврале 1250 г. (8-го или 17-го числа) во Владимире же скончался князь Владимир Всеволодович Ярославский; «и повезоша и на Ярославль… блаженыи же епископъ Кирилъ съ игумены и попы певше песни погребеныя и положиша и честно у Святое Богородици, и пла[ка]шася над ним много». Осенью того же 1250 г. в Суздальскую землю впервые приехал митрополит Кирилл II (рукоположенный еще в 1247 г.). Зимой епископ Кирилл вместе с митрополитом венчал во владимирском Успенском соборе великого князя Владимирского Андрея Ярославича (брата Александра Нев-ского) и дочь могущественного галицкого князя Даниила Романовича, «и много веселья бысть».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Rostovs...

Тронхейма) и реформировать там монашескую дисциплину в соответствии с нормами бенедиктинского устава. Возможно, впрочем, что М. П. был призван не только как опытный монах, но и как эксперт по финансовым вопросам, чтобы помочь норвежским монахам разобраться с долгами, которые оставил бывший аббат, бравший деньги от имени монастыря у ростовщиков из Кагора (Юж. Франция). Рассказ об этом путешествии М. П. включил не только в «Большую хронику», но и в позднейшие сочинения, добавляя детали, призванные подчеркнуть собственную значимость: в «Истории англов» он утверждал уже, что ему было поручено реформировать все бенедиктинские монастыри Норвегии, а в «Сокращении хроник» - что франц. кор. Людовик IX Святой обратился к нему с просьбой доставить послание норвежскому кор. Хокону IV ( Weiler. 2012). За исключением достаточно редких поездок, М. П. провел всю жизнь в Сент-Олбансе, где в его обязанности прежде всего входила работа в скриптории. Идентифицированы 18 рукописей, содержащих его почерк и рисунки. Их анализ позволил исследователям проследить эволюцию М. П. как писца и миниатюриста. Карта Британии. Миниатюра из «Истории англов». 1250–1259 гг. (Lond. Brit. Lib. Royal 14. C VII. Fol. 5v) Карта Британии. Миниатюра из «Истории англов». 1250–1259 гг. (Lond. Brit. Lib. Royal 14. C VII. Fol. 5v) Крупнейшее сочинение М. П.- «Большая хроника», в к-рой изложены события мировой истории от сотворения мира до 1259 г. (в наст. время рукопись-автограф разделена на 3 кодекса: рукописи Cantabr. Corp. Christ. 26, 16 и Lond. Brit. Lib. Royal. 14 C VII). Ее начальная часть основана гл. обр. на «Цветах историй» Роджера Уэндоверского, хотя и содержит многочисленные изменения и дополнения. М. П. использовал также сочинения ряда англ. и континентальных авторов ( Уильяма из Малмсбери , Генриха Хантингдонского, Гальфрида Монмутского, Петра Ломбардского, Петра Коместора и др.). С 1234 или 1235 г. М. П. начал писать оригинальный текст, над которым он трудился до самой смерти, хотя и с перерывами (в частности, установлено, что рассказ о событиях по 1250 г.

http://pravenc.ru/text/2562564.html

Тот же Исаак со своим сыном, царевичем Алексеем, окончательно ограбил все церковные драгоценности для уплаты крестоносцам четвертого похода обещанного вознаграждения за возвращение им престола. С завоеванием же Константинополя крестоносцами в начале XIII века все движимые и недвижимые церковные имущества были присвоены латинянами. То же было и в других восточных патриархатах. Там сначала отняли у церквей все их имущества турки, а потом латиняне во время крестовых похо­дов. После отнятия у латинян Константинополя недвижимые имущества, принадлежавшие Константинопольской Церкви, если не все, то, по крайней мере, некоторые, были возвращены ей. Император Михаил Палеолог, по рассказу Пахимера 272 , немедленно же по взятии Константинополя почтил церковь дарованием ей доходов, приписал к ней некоторые села, а другие пожаловал в пользу священнослужителей. В других же патриархатах после падения на востоке государств, основанных крестоносцами, церковные имущества перешли опять к туркам; у церквей из недвижимых имуществ оставались только церковные здания, которые, впрочем, время от времени подвергались разрушению и грабежу со стороны турок. Оживленное движение в пользу духовного просвещения, начавшееся в Греко-Восточной Церкви с половины IX века, в последующие века, особенно при императорах из фамилии Комнинов (1050–1250 гг.) и Палеологов (1250–1450 гг.), усилилось еще более. Многие из Комнинов и Па­леологов обладали богословским образованием, любили заниматься богословскими вопросами сами и оказывали покровительство научной богословской деятельности дру­гих. Средоточием просвещения как светского, так и духовного были Константинополь и Фессалоники или Солунь. Характер ученой и литературной деятельности этого времени был тот же, какой приняла она в IX веке. Это собирание творений древних греческих отцов и учителей Церкви, тщательное изучение их и составление на основании их и с заимствованиями из них новых сочинений. Изучение древнеотеческих творений вызывалось, между прочим, попытками к соединению Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  См.: Сидоров А.И. Святитель Феолипт Филадельфийский: его эпоха и его учение о Церкви (на материале «Двух слов против арсенитов»)//Альфа и Омега. 1998. 3 (17). С. 80-112. См.: Феолипт Филадельфийский, святитель. Антиарсенитские трактаты/Пер. с др.-греч., примеч. А. А. Пржегорлинского//Мир Православия: Сб. ст. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. Вып. 5. С. 134-163; Он же. Послания к монахине Евлогии/Пер. с греч., предисл. А. И. Сидорова//Альфа и Омега. 2000. (25). С. 89-114; Он же. Оглашения/пер. А. Сидорова//Альфа и Омега. 2005. 3 (44). С. 54-56; Он же. Оглашения/пер. А. Сидорова//Альфа и Омега. 2006. 1 (45). С. 59-73. Он же. Оглашения/пер. А. Сидорова//Альфа и Омега. 2006. 2 (46). С. 49-62.Он же. Оглашения/пер. А. Пржегорлинского, А. Сидорова//Альфа и Омега. 2006. 3 (47). С. 54-65; Он же. Увещания/пер. А. Сидорова//Альфа и Омега. 2009. 1. (54). С. 54-66. Γριγοροπολου Ι. Κ. Φεολπτου Φιλαδελφας του ομολογτου (1250-1322) βος και ργα. Αμρος. Εισαγωγ. Κατερνι, 1996. Σ. 247, 250. О временных рамках составления трактатов свт. Феолипта Филадельфийского аскетической направленности см.: Пржегорлинский А.А., священник. Византийская Церковь… С. 74–83. О данной позиции св. Феолипта Филадельфийского см. Тхелидзе А.Г. Кому принесена Крестная Жертва Христа?  http://www.bogoslov.ru/text/2450170.html Перевод выполнен нами по изданию: Φεολπτου Φιλαδελφας του ομολογτου (1250-1322) βος και ργα. Βμρος. Κρτικο κμενο – σχλια, κδ. Ι. Κ. Γριγοροπολου. Κατερνι, 1996. Σ. 267-269. Ростовщичество осуждается в наследии св. Феолипта, что вполне традиционно для христианства. (См. Пржегорлинский А.А., священник.  Византийская Церковь на рубеже XIII – XIV вв. Деятельность и наследие св. Феолипта, митрополита Филадельфийского. СПб., 2011. С. 180-181). Святитель сравнивает ростовщика с евангельским расслабленным. (Ин. 5: 2-9) Подобно тому, как расслабленный не успевал получить исцеления потому, что иной ранее него входил в воду; так и ростовщик не получает исцеления, ибо скупость опережает его мысли о милостыне. (См.:Τ τετρτ Κυριακ, ξγησις ες τ θαμα το παραλτου//Φεολπτου Φιλαδελφεας του μολογητο (1250-1322) Βος κα ργα. Βμρος. Κριτικ κεμενο – Σχλια, κδ. Ι. Κ. Γριγοροπολου. Κατερνι: κδσεις «Τρτιος», 1996. Σ. 75-76. В рус. переводе : Феолипт Филадельфийский, святитель. Оглашения. Четвертому [после Пасхи] воскресному дню. Толкование чуда [исцеления] расслабленного (MD19)/пер. А.И. Сидорова//Альфа и Омега. 2005. (44). С. 85-86).

http://bogoslov.ru/article/4254619

Незадолго до кончины преподобной Суздаль постигло предсказанное ею землетрясение, во время которого она видела небо отверстым и Пресвятую Богородицу, умолявшую, вместе со святыми угодниками, Сына Божия. После этого явления ей явились отец ее св. мученик князь Михаил и болярин его св. мученик Феодор и предрекли ей близкую кончину. Она стала готовиться. Болела она недолго. Причастившись Святых Христовых Тайн, она молилась, говоря: «Слава Тебе, Пресвятая Троица! Упование наше, Пресвятая Богородица, помоги мне! Господи, в руки Твои предаю дух мой!» И, перекрестившись, она спокойно отошла в жизнь вечную 25 сентября 1250 г.  Обилие чудес при ее гробнице (начавшихся немедленно) вызвало причисление ее к лику святых в XVI в. Во время ее прославления привели к ее святым мощам одержимого Матфея. Он казался помешанным. Очнувшись уже исцеленным, он сказал: «Я вижу на образе пот». И действительно, икона преподобной была покрыта как бы росой. Нетленные  мощи прп. Евфросинии почивали в соборной церкви Ризположенского монастыря. •  Мощи преподобной были обретены в 1699 г. и покоятся в Ризположенском монастыре во Владимирской епархии. Монастырь и соборный храм освящены в честь праздника Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахернской церкви в Константинополе. Благоверный князь Святослав, во святом крещении Гавриил, Юрьевский и сын его Димитрий (+ 1253) Память их празднуется 3 февр. в день преставления и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых В древних русских летописных святцах Святослав-Гавриил Всеволодович, вел. князь Владимирский, именуется святым. Он известен как Святослав 3-й и бьл сыном Всеволода Юрьевича, прозванного Большое Гнездо, и Марии (в иночестве — Марфа), дочери богемского (чешского) князя Шварна; родился во Владимире на Клязьме 26 марта 1196 г. Четырехлетним ребенком он был назначен на княжение в Новгороде, а затем был сменен старшим братом, Константином, в 1206 г. и снова возвращен в Новгород в 1208 г. В 1209 г., по смерти отца, получил в удел город Юрьев-Польский(основанный его дедом, вел. князем Юрием Долгоруким). В 1247 г. получил великокняжеский престол во Владимире, но, изгнанный своим племянником Михаилом Ярославичем Храборитом в 1248 г. и замещенный на великокняжеском престоле другим племянником, Андреем Ярославичем, ездил в 1250 г. в Орду, где не имел успеха в возвращении великокняжеского престола. Умер в г. Юрьеве-Польском, погребен в Георгиевском соборе, который сам построил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010