Незадолго до 1246 г., когда Иоанн Ватаци подчинил себе Македонию, «итальянские пираты» разграбили И. м. и уничтожили часть его архива, как об этом сообщает хрисовул имп. Михаила VIII Палеолога от янв. 1259 г. (Ibid. N 58). Оттуда же становится известным, что земельные владения И. м. были в тот период довольно стабильными, несмотря на то что вслед. политических волнений И. м. потерял Арсеникию, Ливизасду и Месолимну, а также ок. 500 модиев земли в Мелитзиане и свыше 150 модиев у р. Галлик близ Фессалоники. В 1250 г. патриарх К-польский Мануил II и синод опять подтвердили права И. м. на находившийся близ Струмицы мон-рь Пресв. Богородицы Елеусы, на владение к-рым предъявлял претензии местный епископ. Именно из этого документа известно имя настоятеля И. м.- грузина Николая, управлявшего монастырем в мае 1250 г. (Ibid. N 57). Грузинами были и последующие настоятели И. м. при императорах Михаиле VIII и Андронике II Палеологе: Неофит (до окт. 1264), Иоанникий (до окт. 1264), Неофит (окт. 1264), Иоанн (до 1279/80), Серапион (нояб. 1294, июль 1297), Антоний (дек. 1309, июнь 1314), Николай (май 1316), Иоанн (1320, 1322). Известны также некоторые греч. настоятели этого периода: Иоанникий (авг. 1273), Иоанн (1279/80), Николай (после 1279/80), Иоанн (февр. 1287, авг. 1288), Иоанникий (май 1292), Иоанникий (нояб. 1324, март 1326). Установить точные годы настоятельства каждого из них трудно, вероятно оно не превышало 3-4 лет. 6 июля 1274 г., при визант. имп. Михаиле VIII Палеологе, между Зап. и Вост. Церквами была заключена Лионская уния. Униаты высадились на Афоне и, стремясь склонить к ней афонских монахов, прибегли к насилию. В «Сказании о 26 Зографских мучениках» (РГБ. Григор. 1706, XVI в. Л. 19б - 22) содержатся сведения о гибели мн. афонских монахов. Монахи Великой Лавры, куда униаты пришли в первую очередь, под давлением священника, отлученного от сана, приняли унию. Добравшись до И. м., латиняне встретили сопротивление. Ок. 200 старейших монахов, почитаемых впосл. как Иверские преподобномученики, были посажены на монастырский корабль и утоплены вместе с ним в море; молодые были проданы в рабство. Следующими пострадали от латинян ватопедские (Ватопедские мученики) и зографские (Зографские преподобномученики) монахи. Землетрясение, случившееся после того, как монахи Ксиропотама встретили униатов с ветвями в руках и приняли от них в дар часть награбленного в др. мон-рях Афона, привело к мн. разрушениям и гибели людей и побудило латинян покинуть полуостров и вернуться в К-поль (Повесть о нашествии папистов. 1897. С. 233-249).

http://isihazm.ru/?id=748

В 1-й пол. 30-х гг. XIII в. конфликт Фридриха II и его сына Генриха отвлек императора от проблем в И., к их решению он вернулся лишь после подписания на сейме в Майнце «всеобщего мира» (1235). В 1236-1250 гг. обострилось противостояние императора, городов Ломбардии и Римских пап. Располагая большой армией и значительными материальными ресурсами, в 1236-1241 гг. Фридрих II удерживал инициативу в своих руках; после битвы при Кортенуова (1237) он почти полностью подчинил себе Ломбардию. В 1239 г. император заявил о намерении захватить Сардинию, поддержал римлян, восставших против папы, что привело к повторному отлучению Фридриха II от Церкви. В 1240 г. войска императора подошли к Риму, но отступили. Перелом в отношениях императора с выступавшей в союзе с Римскими папами Ломбардской лигой произошел в понтификат Иннокентия IV. Начатые с ним переговоры о мире не принесли результата. Опасаясь возобновления военных действий на территории Папской области, Иннокентий IV бежал в Лион. Лионский I Собор (1245) подтвердил отлучение императора от Церкви, что способствовало росту влияния в Германии соперников Фридриха II, в то время как на Сицилии началось восстание (1246). Императору удалось восстановить и укрепить свою власть, но его неожиданная смерть повлекла за собой ослабление позиций династии Штауфенов в И. Сын Фридриха II, кор. Конрад IV (1250-1254), подавил мятеж на юге И., но не смог добиться от папы признания за собой титула короля Сицилии. После смерти Конрада королевством управлял др. сын Фридриха II, Манфред: с 1254 г.- как регент при сыне Конрада IV, с 1258 г.- как король. Смерть Иннокентия IV и менее активная в отношении Сицилии политика папы Александра IV способствовали временной консолидации королевства. Манфред провел реформы, направленные на укрепление королевской власти, отменил привилегии городов, полученные при Конраде IV и в период относительного безвластия сразу после его смерти. Эти меры сочетались с активным поощрением торговли. В Апулии был основан порт Манфредония. Путем династической политики Манфред подчинил ряд островов и торговых форпостов у западного побережья Балканского п-ова - о-в Корфу, Дураццо и проч. Политика короля в Сев. Италии была традиционной для Штауфенов: опираясь на гибеллинские города, Манфред пытался распространить свое влияние в Ломбардии и Пьемонте. Сиенские гибеллины, выиграв при его поддержке битву при Монтаперти (1260), временно стали доминировать в Тоскане.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобная Евфросиния Суздальская (+ 1250) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память ее празднуется 25 сент. в день преставления и 23 июня вместе с Соборам Владимирских святых Прп. Евфросиния, в миру княжна Феодулия черниговская, старшая дочь князя мученика Михаила Всеволодовича (память его 20 сент.), была первым ребенком у родителей, вымоленным у Бога, потому что до нее у них долго не было детей. Троекратное явление Пресвятой Богородицы ее матери предварило ее рождение в 1212 г. У нее было четверо братьев и сестра Мария, супруга умученного татарами князя Василька ростовского (память его 4 марта). Крестили новорожденную в Печерской обители, и восприемником ее был игумен. Когда пришло время княжне Феодулии учиться, то Священному Писанию ее учил отец, а всем прочим наукам — ближний его, болярин Феодор (память его 20 сент.). В детстве она увидела во сне Страшный суд: море огня и рай, и Пресвятая Богородица призывала ее разделять блаженство праведных, а Господь Вседержитель держал в деснице Своей книгу жизни. В другом видении ей был показан Печерский монастырь и иноки его, воспевающие славу Божию. И она задумалась над блаженством их, на земле уже ангелоподобных и в будущем наследников рая. В то же время игуменье Суздальского монастыря было откровение об имеющей поступить к ней дивной отроковице. Когда княжне Феодулии минуло 15 лет, она должна была ехать в Суздаль для вступления в брак с князем Миной, с коим она обручена была с детства. Но в сонном видении Пресвятая Богородица поведала ей, что этот брак не состоится, но что она должна остаться в Суздале. На пути она узнала, что князь Мина умер. Феодулия не вернулась домой. Она умолила игуменью Ризположенского монастыря (основанного в 1207 г. за городскими стенами) принять ее. Игуменья уступила, помня свое видение, и 25 сентября, в день памяти прп. Евфросинии Александрийской (V в.), постригли ее с именем Евфросиния. Узнав об этом, родители приняли это как волю Божию и покорились.

http://sedmitza.ru/lib/text/437690/

Евсевий (упом. в 431); Феодор (упом. в 451); Епифаний (упом. в 536, 553); Стефан (упом. в 680/1, 691); Иоанн (упом. в 787); Павел (упом. в 858-867); Мелетий (упом. в 879-880); Акакий (IX-X вв.); Евфимий Копарит (2-я пол. XII в.). Митрополиты И. П. Никифор (упом. в 1232-1250); Феодор (1256-1264); Максим (1265-1266); неизвестный (упом. в 1274); Максим (повторно в 1283 - между 1285 и 1289); свт. Иоанн (Иоанникий) (1295-1328); Мефодий (упом. в 1347-1365); Иоаким (упом. в 1366-1381). Ист.: Nic é phore Gr é goras. Eloge de la ville d " Héraclée du Pont d " après Memnon et autres historiens inconnus/Éd. C. N. Sathas//Annuaire de l " Association pour l " encouragement des études grecques en France. P., 1880. 14e année. P. 217-224. Лит.: Le Quien. OC. Vol. 1. P. 571-578; Pauly, Wissowa. Bd. 8. S. 433-434; Laurent V. Héraclée du Pont: La métropole et ses titulaires (1232, 1250-1387)//EO. 1932. T. 31. P. 316-326; Νικολαδης Σ. Ν. Ελενοπντος Ηρκλεια Πντου//Αρχεον Πντου. Αθναι, 1955. Τ. 20. Παρρτημα 2; Hoepfner W. Herakleia Pontike. Ereli; W., 1966; Darrouz è s. Notitae. P. 165; Сапрыкин С. Ю. Гераклея Понтийская и Херсонес Таврический: Взаимоотношения метрополии и колонии в VI-II вв. до н. э. М., 1986; Foss C., Wenfield D. Byzantine Fortifications: An Introd. Pretoria, 1986. P. 150-151; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 91-92; ODB. Vol. 2. P. 915-916; Akkaya T. Herakleia Pontike (Karadeniz Erelisi). Istanbul, 1994; Belke K. Paphlagonien und Honorias. W., 1996. S. 208-216. (TIB; 9). С. П. Карпов Рубрики: Ключевые слова: ИРАКЛИЯ ФРАКИЙСКАЯ [Гераклея; тур. Мармара-Эреглиси], город на сев. берегу Мраморного м. (Пропонтиды), центр митрополии К-польской Православной Церкви АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции КИРР [Кир], античный и византийский город в Сев. Сирии, ныне развалины Талль-эн-Наби-Хури, близ границы Сирии и Турции), церковная кафедра в составе митрополии Иераполя (ныне Манбидж) Антиохийской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/673871.html

34 , но утверждён – и, видимо, поставлен 35 – Константинопольским патриархом 36 Кирилл II только в 1246 или 1247 г. С 1250 г. он ушёл из Киева «на Суждальскую землю» 37 , причём нельзя исключать, что это решение было вызвано не только трудностями пребывания в разгромленном монголами Киеве, но и разногласиями Кирилла с первоначально покровительствовавшим ему князем Даниилом Галицким. Даниил в своей внешней политике сделал ставку на латинский Запад и даже получил из Рима королевскую корону; в свою очередь, митрополит Кирилл II, подчинявшийся греческому патриарху в Никее (а не латинскому патриарху в Константинополе), предпочёл позиции Даниила позицию великого князя владимирского Александра Ярославича Невского, который получил в Орде ярлык в том числе и на Киев, но в 1250-х гг. правил сначала из Новгорода, а затем из Владимира 38 . Впрочем, летописные записи начала 1260-х гг. свидетельствуют о пребывании Кирилла II то в Киеве, то во Владимире. В 1273 г. (в историографии чаще называется 1274 г.) митрополит Кирилл II провёл во Владимире важнейшее церковное мероприятие общерусского масштаба – архиерейский собор, принявший ряд канонических постановлений и одобривший введение на Руси новой редакции Кормчей книги, составленной при непосредственном участии Кирилла II 39 . В 1276–1280 гг. Кирилл II совершил несколько епископских хиротоний, находясь в Киеве, а затем снова удалился во Владимиро-Суздальскую землю, где в 1281 г. скончался в городе Переяславле (Залесском) 40 . Останки митрополита Кирилла были перенесены сначала во Владимир, а затем в Киев, где и погребены. Преемник митрополита Кирилла, Максим, прибыл на Русь из Византии в 1283 г., и вскоре отправился в ордынскую столицу Сарай, откуда вернулся уже в 1284 г. В 1285 г. он посетил ряд русских городов, включая города северо-востока и севера: Владимир, Суздаль и Новгород. Затем он почти 10 лет управлял Церковью преимущественно из Киева, хотя и совершал поездки в том числе во Владимир – в частности, в 1295 г., когда он низложил епископа Владимирского Иакова и поставил на его место Симеона 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Духа» в 1257–1259 гг. (см. выше, прим. 47), Влеммид свои два «Слова» на аналогичную тему – в 1256–1257 гг. (а до того, надо полагать, учил устно, особенно после греко-латинских переговоров 1250 г.), и в таком случае Ласкарь оказывается едва ли не первым византийским автором, письменно зафиксировавшим то учение, которое впоследствии стало прочно связываться с именами Влеммида и Григория Кипрского . О значении переговоров 1250 г. для уточнения Влеммидом своей доктрины о вечном воссиянии Духа через Сына см.: Stavrou M. Les tentatives gréco-latines de rapprochement ecclesial au XIIIe siècle//Réduire le schisme? Ecclésilogies et politiques de l’union entre Orient et Occident (XIIIe–XVIIIe siècle)/éd. M.-H. Blanchet et F. Gabriel. Paris, 2013. P. 41–56, P. 54. 67 Nic. Steth. [Nic. Methon.] Antidialexis adversus Filioque [=«Другой свод... " ], 11//Michel A. Humbert und Kerullarios. Vol. II. P. 386.8–9. 68 Ibid. P. 386.12–13. Ср. эту же фразу в «Достопамятных словах»: Св. Николай Мефонский . Против латинян о хуле на Св. Духа//Арсений, еп. Два неизданных произведения Николая, епископа Мефонского, писателя XII в. Новгород, 1897. С. 25. Св. Николай четко различает Лицо и Дары Св. Духа (как и Мосхамбар): названные дарования не суть Сама Ипостась Св. Духа! (Там же. С. 25, 27, 29). 70 Ириней (Стинберг), еп. Послушание, опыт, преображение и духовник: значение наследия прп. Симеона Нового Богослова в православной пастырской жизни/пер. с англ. С. В. Месяц//Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие: Мат-лы Второй междунар. патристической конф. Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия (Москва, 11–13 декабря 2014 года)/под общ. ред. митр. Волоколамского Илариона. М., 2017. (Патристические исследования и переводы). С. 459–478, особ. 468–469. 73 Spiteris J. La Critica... P. 327. В издании Пападакиса – Толбот конец этой фразы выглядит так: «...и что одна и та же благодать чудотворения была дана от Бога не только Петру, но и остальным апостолам» (Papadakis A., Talbot A.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Осенью 1250 г. Кирилл прибывает в Суздальскую землю, где зимой 1250/1251 гг. совершает бракосочетание дочери Даниила с великим князем владимирским Андреем Ярославичем. Особенно бросается в глаза взаимопонимание и многолетнее сотрудничество Кирилла с Александром Ярославичем Невским, получившим в 1249 г. в ханской ставке титул великого князя киевского, а в 1252 г. – также и великого князя владимирского. Оба государственных деятеля скептически относились к предложениям унии со стороны папы, считая бесперспективным сопротивление превосходящим силам монголов. Вследствие этого они решили пойти на признание монгольского владычества и широкое сотрудничество с завоевателями. Первая из известных встреч Кирилла с Александром Невским произошла в 1251 г. в Новгороде, где Кирилл вместе с ростовским епископом Кириллом посвятил в сан новгородского архиепископа Далмата. В 1252 г. Кирилл возглавлял торжества по случаю восшествия нового великого князя Александра Невского на владимирский стол. В конце 1256 г. они вновь вместе посетили Новгород. Примерно в это же время (в 1255/1258 г.) было учреждено епископство в Твери. В 1261–1263 гг. Кирилл пребывал во Владимире-на-Клязьме, где он рукоположил сарайского епископа Митрофана (Сарай – столица Золотой Орды) и ростовского епископа Игнатия, а в ноябре 1263 г. участвовал в торжественном погребении Александра Невского. Вероятно, в Киеве в 1269 г. Кирилл посвятил в сан Феогноста, епископа Переяславля-Русского и Сарая. Вслед за этим Феогност, по заданию митрополита и хана Менгу Тимура, отправился в Константинополь, к императору и патриарху. Его пребывание в Константинополе документально засвидетельствовано 12 августа 1276 г. (см. “ответы” патриаршего синода). В сопровождении бывшего киево-печерского монаха Серапиона, новопоставленного в Киеве в 1273 г. в епископы Владимира, Кирилл прибыл в 1274 г. во Владимир-на-Клязьме, где настоловал его епископом “Володимерю, Суждалю и Новгороду Нижнему”. Именно с этим пребыванием Кирилла во Владимире в историографии связывали тот важный митрополичий собор, на котором было принято постановление против злоупотреблений в церкви и среди клира, а также официально одобрено собрание церковных установлений (Номоканон, Кормчая книга), переведенное на славянский на Балканах и присланное митрополиту болгарским деспотом Яковом-Святославом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

120 Бартольд В.В. Рецензия. С. 590–591; Бартольд В.В. Ислам и мелькиты. С. 655; Яхья. С. 237, 239; Медников Н.А. Т. 1. С. 857–860. 121 Бартольд В.В. Рецензия. С. 592; Бартольд В.В. К вопросу о франко-мусульманских отношениях. С. 295; Яхья. С. 252; Мец А. С. 46. 128 Annales Yahia ibn Said Antiochensis./CSCO. Scriptories Arabici. Ser. Tertia.-Tomus VII. Beryti – Parisiis, 1909; Histoire de Yahya-ibn-Sáid d " Antioche, continiateur de Sáid-ibn-Bitriq. Editee et tradiute en francais par J. Kratchkovsky et A. Vasiliev./PO. Bd. XVIII. Fasc. 5, Bd. XXIII. Fasc. 3. Paris. 1924, 1932. 129 См., в частности, Розен В.Р. С. 036–048; Мец А. С. 139–141; Крачковский И.Ю. Арабская географическая литература. С. 266–7. 131 Habib Zayat. Vie du patriarche melkite d " Antioche Christophore (m. 967) par le protospathaire Ibrahim b. Yuhanna. Document inedit du Xe siecle./Proche-Orient Chretien. 2 (1952). P. 11–38, 333–366. 143 Runciman S. T. 1. P. 195–217, 235–250, 261–287; Рансимен С. С. 67–9; Успенский Ф.И. Т. 3. С. 107–115. 153 Runciman S. T. 1. P. 257. Р. Бернс, однако, утверждает, что в городе до прихода крестоносцев был православный епископ (Burns R. Monuments of Syria. P. 57). В этом случае разделение православных и католических церковных институтов на Востоке следует отсчитывать уже с осени 1098 г. 160 Даниил. С. 123; Runciman S. T. 1. P. 294–295; Рансимен С. С. 69–70; Ришар Ж. С. 150–160; Pahlitzsch J. P. 35–39. 170 Runciman S. T. 1. P 320–321; T. 3. P 87–91, 99–100, 135–138, 231; Рансимен. С. 71–75; Успенский Ф.И. Т. 3. С. 149–155, 205–220; Karalevskij С. Antioche. Col. 618–619. 181 Савва Неманич. С. 1–4, 17–21, 30–39; Pahlitzsch J. P 39; Pahlitzsch J. Athanasios II. P. 465–474; Grumel V. La chronologue des patriarches Grecs. P. 198–199. 190 Бат-Йеор. С. 56–59, 70–73, 75–81; Browne L. P. 174–178; Meinardus O. P. 12; Кораев Т.К. С. 44–45, 48–49. 201 Об исчезновении оседлого населения в Сирийской степи в XIII–XIV вв. см. Grabar O. P. 8, 11, 161. 203 Последнее известное нам упоминание монастыря как действующего принадлежит Савве Сербскому (1235 г.) (Савва Неманич. С. 22). Кроме того, триполийский епископ, а потом антиохийский патриарх в 1284–1286 гг. Арсений в молодости был монахом Мар Сам‘ана (Nasrallah J. Chronologue. 1250–1500. P. 7). Молодость Арсения гипотетически можно отнести не ранее, чем к 1240-м гг. Единственным аргументом против такой датировки запустения монастыря может служить сохранившаяся мелькитская рукопись, которую относят к XIV в., помеченная как вклад в монастырь св. Симеона Столпника (Troupeau G. n. 164). Не исключено, впрочем, что датировка рукописи не совсем точна или речь идет о другом монастыре св. Симеона, например, обители Мар Сам‘ан аль-Аджаиби под Бейрутом (см. гл. V).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однажды один суздальский горожанин просил разрешения видеть преподобную. Он был поражен, увидев ее исхудавшую и в рваных одеждах. Она же сказала ему: «Рыба на морозе, засыпанная снегом, не портится и не воняет и даже становится вкусна. Так и мы, иноки, если переносим холод, становимся крепче и будем приятны Христу в жизни нетленной». Он просил ее наставления. Она же сказала ему: «Слушай, Христолюбче! Счастлив дом, в котором господа благочестивые, счастлив корабль, который управляется искусным кормчим, блажен и монастырь, в котором обитают воздержные иноки. Но горе дому, в котором обитают нечестивые господа; горе кораблю, в котором нет искусного кормчего; горе монастырю, в котором нет воздержания: дом обнищает, корабль разобьется, а монастырь запустеет. Ты же, боголюбезный человек, твори милостыню прежде всего домашним слугам твоим, и если хочешь дать от щедрот твоих нам в монастырь, то пришли только деревянного масла, свечей и ладану. Этого нам достаточно». После этого человек этот, прежде черствый, совершенно изменился и стал милостивым. Незадолго до кончины преподобной Суздаль постигло предсказанное ею землетрясение, во время которого она видела небо отверстым и Пресвятую Богородицу, умолявшую, вместе со святыми угодниками, Сына Божия. После этого явления ей явились отец ее св. мученик князь Михаил и болярин его св. мученик Феодор и предрекли ей близкую кончину. Она стала готовиться. Болела она недолго. Причастившись Святых Христовых Тайн, она молилась, говоря: «Слава Тебе, Пресвятая Троица! Упование наше, Пресвятая Богородица, помоги мне! Господи, в руки Твои предаю дух мой!» И, перекрестившись, она спокойно отошла в жизнь вечную 25 сентября 1250 г. Обилие чудес при ее гробнице (начавшихся немедленно) вызвало причисление ее к лику святых в XVI в. Во время ее прославления привели к ее святым мощам одержимого Матфея. Он казался помешанным. Очнувшись уже исцеленным, он сказал: «Я вижу на образе пот». И действительно, икона преподобной была покрыта как бы росой. Нетленные мощи прп. Евфросинии почивали в соборной церкви Ризположенского монастыря.

http://sedmitza.ru/lib/text/437690/

Ничего не известно о христианизации Д. Р. захваченных ятвяжских территорий (на занятых католиками землях было создано Луковское еп-ство). Волынская летопись отмечает в качестве одной из причин завоевания Д. Р. ятвяжских земель борьбу с язычниками - ятвягами и литовцами - за освобождение попавших к ним в плен христиан. Политика по отношению к Церкви Согласно древнерус. традиции, Д. Р. осуществлял в своем гос-ве по отношению к Церкви широкие права патроната. По его инициативе была учреждена правосл. епископская кафедра в Угровске (ранее 1238, возможно, в 1219/20), ок. 1240 г. переведенная в Холм. Первым Холмским епископом стал Иоанн, бывш. клирик Успенского собора во Владимире-Волынском, по свидетельству летописи поставленный «князем Данилом». Учредив кафедру в Холме, построив и украсив там храм, Д. Р. наделил кафедру незначительными земельными владениями. Митр. Киевский и всея Руси св. Кирилл II (III), ставленник галицкого князя, нек-рыми исследователями отождествляется с «печатником» (канцлером) Д. Р. На пути в Никею, где должна была совершиться его митрополичья хиротония, осенью-зимой 1245/46 г. Кирилл участвовал в брачно-политических переговорах Романовичей с венг. королем, спустя нек-рое время завершившихся браком Льва Даниловича с венг. принцессой Констанцией. Поставленный в 1246/47 г., митрополит вернулся на Русь, вероятно, между 1247 и 1249 гг. и в 1250 г. отправился в епархии Сев.-Вост. Руси, где, в частности, действовал в интересах Д. Р.: зимой 1250/51 г. он обвенчал Владимирского вел. кн. Андрея Ярославича с дочерью Д. Р. (несмотря на близкую степень родства между ними). Насколько всеобъемлющим было влияние правителей Галицко-Волынской Руси на назначения архиереев в пределах их княжеств, показывает поставление на Владимиро-Волынскую кафедру Никифора Станила, к-рый прежде был слугой Василька Романовича. Д. Р. не колебался преодолевать сопротивление духовенства, даже высшего. Об этом свидетельствует судьба Угровского еп. Иоасафа, к-рый вопреки воле князя пытался занять митрополичий стол, в связи с чем по желанию князя был лишен кафедры, а центр епархии переместился в Холм. Во владениях Д. Р. существовало 5 епархий, в т. ч. 3 на территории, находившейся под его непосредственной властью ( Галицкая , Перемышльская , Холмская), 2 другие ( Владимиро-Волынская и Луцкая (см. Луцкая и Волынская епархия )) располагались во владениях его брата Василька. Источники отмечают существование на галицко-волынских землях неск. правосл. мон-рей: в Холме, Луцке, Столпье, Угровске, Владимире-Волынском, Жидичине, а также Лелесова, Синеводского, Полонинского мон-рей, хотя можно предполагать, что в действительности правосл. обителей было больше.

http://pravenc.ru/text/171312.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010