Он укоряет Лихудов в том, что они будто бы не занимаются своим делом и вместо того, чтобы преподавать грамматику, «забавляются около физики и философии», почему ученики ничего не знают; восстает против изучения латинского языка, Лихудов называет Ликудиями (от λυχος – волк), грозит им отлучением от Церкви и просит принять против них строгие; меры. Лихуды были отстранены от учительства в школе и выселены из нее на типографский двор (1694 г.), где частным образом обучали желающих итальянскому и латинскому языкам. Чрез три года (1697 г.) Петр I, готовясь к войне с Турцией и поэтому ища союза с Венецией, официально повелел боярам и других чинов людям отдавать к Лихудам своих детей для обучения итальянскому языку (нужному для сношений с Венецией) и назначил Лихудам казенное жалованье. Но Досифей не оставил их в покое. Не раз он убеждал патр. Адриана выслать их из Москвы, обвиняя их даже в государственной измене. Наконец Адриан уступил и Лихуды были переселены в Новоспасский московский, а потом в Ипатьевский костромской монастырь (1701 и 1702 г.). После оставления ими заиконоспасской школы патр. Адриан несколько раз просил Досифея прислать учителей, которые могли бы заменить Лихудов и продолжить курс наук, доведенный ими до философии; но тот ограничился одними обещаниями. В школе учительствовали бывшие ученики Лихудов, Феодор Поликарпов, Николай Семенов Головин (1694 – 1699), чудовской монах Иов (1699 г.) и Палладий Роговский (с 1699 г.). Не зная философии и богословия, первые трое принуждены были довольствоваться преподаванием грамматики, пиитики и риторики; латинский язык был изгнан, остались только греческий и славянский, почему школа и носила название «еллинно – славянской». Частая смена учителей вредно отзывалась на школьном деле; к тому же недоставало внимательного надзора за школой. Таким образом она клонилась к падению. Сам Петр I обратил на это свое внимание: «в ней мало которые учатся и никто ее, как подобает, не надзирает», – говорил он патр. Адриану. А Курбатов вскоре после смерти Адриана так отзывался о ней: «она в расстройстве; ученики числом 150 человек терпят во всем крайний недостаток и не могут учиться; потолки и печи обвалились» 295 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Январь 1699 г. Иоганн Корб. Дневник путешествия в Московское государство. 1 и 2, 1699 года, его императорское величество созвал к себе в Преображенское всех бояр для совещания с ними относительно войны и мира. В Немецкой слободе нашли убитого крестьянина; тело его было покрыто ранами, нанесенными ножом: преступление это осталось не наказанным, так как не открылось никаких следов преступника. Сегодня казнили приведенных сюда из Азова мятежников: попу, который был их соумышленником, царь отрубил собственноручно голову. Казнены шесть поддельщиков монет: им влили в рот расплавленную поддельную монету. 3. У русских дню Рождества Господня предшествует шестинедельный пост; сегодня, накануне этого праздника по старому счислению, все рынки и перекрестки переполнены всякого рода мясом, в одном месте неимоверное количество гусей, в другом столько освежеванных боровов, что, кажется, было бы их достаточно на целый год; здесь множество убитых волов, там как будто стаи птиц разного рода слетелись в этот город со всех концов Московского царства. Было бы излишне перечислять все их роды: все, чего только пожелаешь, все найдешь. Один боярин говорил в Преображенском слишком смело в присутствии царя, за что был телесно наказан, и, без сомнения, боль от ударов твердо внушила ему, с какой почтительной речью должно обращаться к государю. 4. Его царское величество, посетив сегодня генерала Гордона, которого болезнь удерживает в постели, сказал ему, что, может быть, скоро придется заключить мир, а потому не худо было бы вывести корабли в море, пока еще не прекратились военные действия. Гордон хвалил решимость царя, но заметил, что прежде всего следовало бы обеспечить себя относительно порта, иначе весь флот может сделаться игралищем ветров или же добычей неприятелей. Здравый ум в слабом теле был бы узнан самим же царем, если бы жажда славы могла быть столь терпеливой, чтобы согласилась сколько-нибудь повременить. Ответ Гордона, обнаруживавший слишком сильные опасения о неимении порта и могущих последовать от этого опасностей, не соответствовал великому духу царя, а потому, пренебрегая из честолюбия благоразумным советом, государь сказал: «Мои корабли найдут порт на море». Шеин вследствие того, что он продавал чины, лишен впредь власти производить в офицерское достоинство; право это передано временно Гордону как человеку, на которого можно более положиться; он, сейчас же воспользовавшись этим, произвел капитана Штрауса в чин полковника и начальника стражи

http://sedmitza.ru/lib/text/439209/

Для обеспечения строительства флота царь по новой системе обложил епархии особыми сборами. В 1700 г. Петр создал специальную комиссию, которая должна была составить новое государственное Уложение, где предполагалось вовсе уничтожить привилегии Церкви. В этот документ должны были войти новоуказные (после 1649 г.) статьи. Инициативе светской власти патриарх Адриан противопоставил трактат «Статьи о судах святительских», где были собраны постановления Номоканона, уставы и узаконения русских князей, ярлыки монгольских ханов относительно привилегий церковной власти и неприкосновенности церковных имуществ . Нельзя не увидеть в этой ситуации сходство с событиями 1649–1650 гг., когда в ответ на издание соборного Уложения царя Алексея Михайловича вышла в свет Кормчая 1650 г. патриарха Иосифа. В феврале 1696 г. патриарха Адриана парализовало, а в 1698–1699 гг. он и вовсе отошел от активного участия в делах, что не могло не ослабить влияние патриаршей власти в целом. При больном патриархе управляли делами архидиакон Иона и секретарь патриарха иеромонах Чудова монастыря Карион Истомин. До этого времени, то есть пока Петр не стал непосредственно вмешиваться в дела церковного управления, патриарх Адриан успел поставить на архиерейские кафедры своих сторонников: Игнатия Тамбовского, Трифиллия Нижегородского, Евфимия Новгородского и других. Но уже в 1699 г. на Крутицкую митрополию вместо Афанасия Холмогорского был переведен Трифиллий Нижегородский, а в 1700 г. по требованию царя на Рязанскую митрополию был возведен Стефан Яворский. Петр назначил управляющим патриаршим Казенным приказом Ивана Яковлева, который был уравнен в правах с казначеем-монахом и стал полномочным представителем светской власти в патриаршей канцелярии. На эти же годы пришлось дело Григория Талицкого, в котором оказался замешан Тамбовский митрополит Игнатий, а через него и патриарх. В 1699 г. Григорий Талицкий распространил в народе письма о том, что царь Петр — антихрист, а Москва — Вавилон и поэтому нужно избрать другого царя.

http://sedmitza.ru/lib/text/436206/

В незначительное, назначенное им время Афанасий давал, так сказать, возможность вдовцу-священнослужителю размыслить, как пристроить свою семью, изыскать средства для её существования. По истечении назначенного срока он требовал уже немедленного пострижения, и в этом случае не помогали ни просьбы вдовца-священнослужителя и указания на беспомощность его положения 29 , ни ходатайства за него со стороны других лиц и свидетельства о беспорочности его жизни 30 . У вдового священнослужителя в этом случае обыкновенно спрашивали только (в архиерейском казенном приказе), в каком монастыре желает он постричься, и потом отправляли его туда – с архиерейским указом (из каз. приказа), предписывавшим принять присланное лицо, постричь его в монашеский чин и «отдать в научение монашескаго доброжительства монаху житием доброму и провести ево чином новоначальных монахов в монастырских трудах неотложно» 31 . Доведенный до крайности священнослужитель пускался иногда на хитрости, чтобы хотя несколько отсрочить время пострижения в монашество и, таким образом, получить хотя бы некоторую возможность пристроить свою семью. Любопытна в этом отношении история пострижения вдового священника Ненокоцкого усолья Севастиана (1699–1700 г.). Священник этот в 1699 году овдовел и получил епитрахильную грамоту, дававшую ему право на священнослужение до 23 января следующего 1700 года. Но к концу 1699 года он имел неосторожность напомнить в архиерейском приказе, что еще в 1698 г. он подавал челобитную об уменьшении церковной дани. На этой повторительной челобитной была положена такая архиерейская резолюция: «208 г. Декабря в 12 д. преосвящ. архиепископ, слушав сей челобитной, указал сего челобитчика вдового священника Севастьяна допросить, в который монастырь в монашеский чин хочет он постритчись». Однако, Севастиану удалось упросить архиерея, чтобы ему было позволено священнослужение до назначенного прежде срока – «для того, как значится в деле, что он имеет у себя безприютных детей: сын только полуторых годов, да трое дочерей – первая на девятнадцатом, другая на четырнадцатом, третья на одиннадцатом годах, и чтоб ему во грядущее промежговейно ту большую дочерь, буде жених будет, отдать в супружество и ту б печаль ему излишную избыть, для того что де ему такую возрастную девку покинуть не на кого, свойственных людей в близости нет, а брат де родной у него в Солоской слободки священник и есть, да человек самой скудной, сам скитается меж двор христолюбцов».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Церковь св. Максима Исповедника на Варварке в Москве. 1698–1699 гг. Фотография. 2014 г. Церковь св. Максима Исповедника на Варварке в Москве. 1698–1699 гг. Фотография. 2014 г. Максимовская ц. была построена «со утеснением и без связей», поэтому храм быстро обветшал. 14 апр. 1698 г., после молебна блаженному, начали разборку древнего храма и строительство нового на прежнем месте. Работы осуществлял подмастерье Гостиной сотни А. М. Гурьев на средства купцов Максима Шаровникова из Костромы (передал 500 р.) и Максима Верховитинова из Москвы (пожертвовал ок. 2 тыс. р.). Во время строительства по благословению патриарха Адриана мощи М. были обретены вторично. 13 мая 1698 г. митр. Сарский и Подонский Тихон , архимандрит Знаменского мон-ря Иоасаф, ключарь Успенского собора Московского Кремля свящ. Пров Климантов со священниками и с клириками храма извлекли из гробницы под церковной палатой мощи святого «с перстию». При этом произошло чудо: свод разобранной гробницы рухнул, но никто не пострадал. Мощи, завернутые в плащаницу, перенесли в алтарь храма, где митр. Тихон совершил их омовение; «на персех» святого был найден «крест чюден велми, исплетен усмяный, с парамантом положен бе» (РГБ. Рум. 364. Л. 334). Мощи положили в кипарисовый ковчег, к-рый поместили в деревянную раку, установленную на середине храма. После совершения канона раку с мощами с пением литии перенесли в Знаменский мон-рь и поставили в ц. Знамения Пресв. Богородицы на правой стороне, у сев. дверей: «...народу же тогда премножеству стекающуся видети и поклонитися мощем его» (Там же. Л. 634 об.). Древнюю каменную раку святого патриарх повелел положить «в земли в основании новыя... церкви под олтарем, против престольнаго места» (Там же). 23 окт. 1699 г. была освящена во имя св. Максима Исповедника теплая трапезная церковь в новом храме, куда 10 нояб. патриарх благословил перенести мощи М.: «...и тогда звону бысть доволно». 6 сент. 1703 г. архиеп. Великоустюжский и Тотемский Иосиф освятил во имя М. летнюю церковь в новом храме.

http://pravenc.ru/text/2561588.html

319 Буквальный перевод на немецкий фамилии «Чайковский», от немецкого «Teemann (Theemann)» – любитель чая. 320 Имеются в виду конфеты кондитерского фабрично-торгового товарищества «А. И. Абрикосова Сыновей». Кондитерскую фабрику в Москве основал Алексей Иванович Абрикосов в 1847 г. В 1874 г. передал ее двум старшим сыновьям, Николаю и Ивану, в 1880 г. к ним присоединились еще трое братьев – Владимир, Георгий и Алексей, и было учреждено фабрично-торговое товарищество на паях «А. И. Абрикосова Сыновей». В 1919 г. предприятия товарищества были национализированы и получили название «Фабрика им. рабочего П. А. Бабаева» (ныне концерн «Бабаевский»). В январе 1993 г. потомки А. И. Абрикосова Илья Хрисанфович Абрикосов, Петр Борисович Абрикосов, Андрей Ильич Абрикосов и Дмитрий Петрович Абрикосов зарегистрировали фирму с историческим названием – «Товарищество А. И. Абрикосова Сыновей», в 1997 г. была запатентована одноименная торговая марка, с августа 2009 г. товарищество приступило к производству шоколадной продукции под своей торговой маркой. 321 Вероятно, речь идет о книге: Арсеньев И. В. От Карла Великого до реформации. Историческое исследование о важнейших реформационных движениях в западной церкви в течение восьми столетий. Т. 1–2. М., 1909–1910. Изд. 2-е. М., 1913. 322 Так называются соборы 253, 255 и 257 гг. под председательством епископа Карфагенского Киприана. 324 Имеется в виду дневник Иоганна Корба, секретаря австрийского посольства, отправленного императором Леопольдом I в Москву к Петру I в 1698 г. Корб вел свой дневник с 11 января 1698 г. по 27 сентября 1699 г. и оставил интереснейшие записки за все время пребывания посольства в Москве (с 29 апреля 1698 г. по 23 июля 1699 г.), в том числе о розыске по стрелецкому бунту. Дневник Корба, озаглавленный: «Diarium itineris in Moscoviam», был издан в Вене без обозначения года и, вскоре после выхода своего в свет, уничтожен по требованию русского правительства, так что уцелевшие экземпляры его сделались библиографической редкостью. По-русски, дневник Корба впервые был издан в «Чтениях Общества Истории и Древностей Российских» (1866, VI; 1867, I и III, и отдельно). Богословский, вероятно, пользовался вторым изданием дневника: Корб И. Г. Дневник путешествия в Московию (1698 и 1699 гг.). СПб., 1906.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

А. Салтыкову, Московскому военному губернатору, прося его заботиться о путевых удобствах архимандрита Варлаама во время его ежегодных поздок из С.-Петербурга в Троице-Сергиеву лавру. Так, напр. в письме своем от 23 ноября 1736 г., незадолго до смерти Варлаама, императрица пишет: «Семен Андреич! приложенное письмо батюшке отдай и скажи ему, чтобы он не очень себя в труд вдавал, того ради, что он человек старый». 1021 В той борьбе, которая происходила между партией духовных особ великоруссов и малоруссов, в лице членов Синода – архиереев – Георгия Дашкова и Феофана Прокоповича , Варлаам отличался уклончивостию, которая, впрочем, не спасла его от злобной сатиры на него – приверженца Прокоповича – известного сатирика Кантемира, который, осмеивая благочестие Варлаама, представлявшееся ему и его друзьям – лишь лицемерием, писал: «Варлаам смирен, молчалив, как в палату войдет, всем низко поклонится, ко всякому подойдет, в угол свернувшись потом, глаза в землю втупит; чуть слыхать, что говорит, чуть, как ходит, ступит. Безперечь четки в руках, на всякое слово страшное имя Христа в устах тех готово. Молебны петь и свечи класть склонен безмеру, умильно десятью в час выхваляет веру тех, кои церковную славу расширили и великолепен храм учинили. Безперечь советует гнева удаляться и досады забывать, но ищет в прах стерти тайно недруга, не даст покой и по смерти». 1022 Скончался Варлаам 25 июля 1737 г. и погребен в основанной им, недалеко от С.-Петербурга, Сергиевой пустыни, в ризнице которой сохраняется надпись на триоди, что эта книга пожертвована в монастырь на поминовение его родных – Антипа, Ксении и Мавры. 1023 Причт церкви св. Иоанна Предтечи Священники: Александр Карпов с 1682–1688 г. 1341 ; Даниил Никитин с 1682–1687 г. 1342 ; Василий Михайлов из дьяконов Воскресенского собора с 1687–1699 г. 1343 ; Семен Авдеев Пекалицкй с 1688–1699 г. 1344 Дьяконы: Иосиф Филиппов с 1681–1688 г. 1345 ; Тимофей Евстафьев с 1693–1694 г. 1346 ; Иван Гаврилов с 1697–1699 г. 1347 Псаломщики: Сильвестр Петров с 1681–1686 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Пятый период от 1420 до 1699 года. С переходом далматинского приморья под власть венецианской республики прекращается общая церковная жизнь православного населения на далматинском континенте и на далматинском приморье, развиваясь затем отдельно там и здесь, без твердого иерархического устройства, пока церковь на далматинском континенте не была подчинена юрисдикции дабро-боснийского митрополита, а церковь на приморье – юрисдикции филадельфийского митрополита, имевшего свою кафедру в Венеции. Так продолжается до 1699 года, когда вследствие карловицкого мира почти вся Далмация переходит под власть венецианской республики. Шестой период от 1699 до 1797 года. За время венецианского владычества над всей Далмацией православная далматинская церковь юридически признавалась зависимой от филадельфийского венецианского архиепископа. Тяжело, может быть еще тяжелее, чем в третьем периоде, было это время для православной далматинской церкви, потому что она должна была постоянно бороться за свое существование и защищаться от жесточайших нападений со стороны иноверцев. С падением венецианской республики 1797 года меняется и состояние православной церкви в Далмации, и наступает новый период в е истории. Седьмой период от 1797 до 1849 года, когда царским патентом от 4 марта провозглашена православная вера равноправною со всеми остальными в австрийской монархии законом признанными вероисповеданиями. Хотя и в постоянной самообороне от иноверцев, православная церковь в Далмации за это время укрепляется и утверждается. —209— Общий взгляд на прошлое православной церкви в Далмации за минувшие восемнадцать веков – говорит в заключении автор – представляет картину, очень поучительную для каждого православного христианина и особенно для православного далматинца. Поучительна она для всех православных христиан, потому что здесь с полною очевидностью сказалась истина обещания Спасителя, что Он всегда будет с Своею церковью, и что врата адовы не одолеют ее. Поучительна эта картина для православных далматинцев, потому что здесь они видят все страдания своих предков за веру православную и твердость их в борьба за веру, так что она дает живой пример, как и они должны быть непоколебимы в преданности православной вере и готовы, подобно предкам своим, скорее претерпеть самые тяжкие страдания, нежели отказаться от веры.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После возвращения города в ведение Польши и заключения польск. королем 26 янв. 1699 г. Карловицкого мира с Османской империей Сейм 1699 г. запретил селиться в Каменце православным и евреям. Должности в городских учреждениях имели право занимать только мещане-униаты. Сразу же после освобождения Каменца от турок указом правосл. еп. Львовско-Галицкого и Каменецкого Иосифа (Шумлянского) , тайно перешедшего в унию, принимавшие город комиссары опечатали все правосл. храмы, оставив только Иоанно-Предтеченскую ц. 2 монахам-униатам, к-рые прибыли в Каменец по распоряжению униат. еп. Иннокентия Винницкого. С тех пор Троицкий и др. каменецкие храмы пребывали в ведении Львовских униатских епископов и управлялись официалами, а позже - василианами каменецкого Троицкого мон-ря. С 1700 г. все каменецкие церкви стали униатскими ( Сецинский. 1895. С. 119-120; Петрушевич. 1874). Не позднее дек. 1700 г. кафедральный наместник Каменец-Подольский свящ. Стефан Краковецкий вместе с Каменец-Подольским Троицким братством перешел в унию. Т. о., уже в 1699-1700 гг. монастырской общины при Каменец-Подольской кафедре не было. Троицкий храм оставался приходским, при нем существовало лишь правосл. Троицкое братство, впосл. отпавшее в унию. Троицкая ц. принадлежала белому униат. духовенству до 1722-1724 гг., когда управляющий Львовской униат. епархией еп. Афанасий Шептицкий перевел свящ. Стефана Краковецкого в городскую Петропавловскую ц., а при кафедральном Троицком соборе основал мон-рь василиан под рук. мон. Машкевича. Образование униат. мон-ря вызвало конфликт между василианами и правосл. Троицким братством, под патронатом к-рого находилась Воскресенская ц., в то время разрушенная. Братчики приготовили бревна для постройки нового храма. Василиане собирались забрать и эту церковь вместе с землей. Суд признал право на Воскресенскую ц. за василианами, и в 1730 г. они построили деревянный храм, описанный в 1758 г.: «Структуры приличной, вроде костела, с одним куполом посередине и с бабинцем, пристроенным в 1751» ( Сецинский. 1895. С. 136). Конфликт между братчиками и василианами, продолжавшийся неск. лет, повлек за собой множество недостойных поступков с обеих сторон, перерос в столкновения верующих, была разрушена усадьба Воскресенской ц. Василиане разогнали Троицкое братство, признав его ненужным при униат. храме, и создали свое во имя св. Онуфрия.

http://pravenc.ru/text/1470093.html

В конце XVII в. закрыта Даньшина пустынь. Ее, впрочем, не было и вначале правления св. Митрофана. Только в 1696 году на запустевший монастырь обратил внимание архимандрит Московского Донского монастыря Антоний. Он подал челобитье великому государю о пожаловании Даньшина городища Московскому Донскому монастырю под строение монастыря и под селитьбу беглых их крестьян, что ныне живут за разными помещики в Елецком уезде». В тоже время внуки строителя монастыря Авраамия, считавшиеся естественными владельцами городища, заявили, что они «о той земли не челобитчики». В виду этого Даншино городище в августе 1696 года царской грамотой было передано во владение Донского монастыря. Богатый монастырь, очевидно, думал основать здесь своего рода колонию, для распространения своих вотчинных владений. Быть может его соблазнял пример Троице-Сергиева монастыря, который уже имел в Елецком уезде свои вотчины 204 . Восстановление монастыря пошло быстро. Уже в следующих 205–206 (1697–1698 г.г.) пустынь существовала. В строители был прислан из Донского монастыря от архим. Антония старец Дамаскин. В скором времени около него стала собираться братия. В 1698 г. постригся в пустыни старец Филарет; в 1699 г. сюда перешел из Козловского монастыря старец Филипп, «для того что в том Троицком монастыре вкладу было дать нечево»; в 1698 г. вступил в братство старец Вассиан, родом из Ельца, посадского отца сын; в том же году – старец Нифонт, родом из Елец. уезда, «с версту от той пустыни, из дворян», – старец Евфимий – из Лебедянской Яблоновой пустыни, «для того что было ему в той Яблоновой пустыни вкладу дать нечего». Сюда же пришел из с. Ксизова трудник Артюшка Лукьянов, прослуживший 30 лет в военной службе. Наконец, в Даншину пустынь пришел в феврале 1699 г. трудник Исачко Ефремов Платонов из приписного в Донскому м. Шаровского монастыря Белевского уезда, с. Стряпнова крестьянский сын; а из галичских крестьян приписного Железноборовского монастыря из дер. Лукиной был прислан начальством Донского монастыря конюх Ивашко Федоров сын Федоров. Таким образом, на монастырском погосте поселилось всего 9 человек. Кроме того, уже в 1699 году на монастырской земле оказалось 17 дворов крестьян. «А те де крестьяня на тое их землю приходили и селились из разных городов, а сказывались вольными, а крепостей на тех крестьян в пустыне и на Москве в Донском монастыре у архимандрита Антония никаких нет». Итак расчёт Донского монастыря вполне оправдался: в каких-нибудь два года маленькая монастырская колония уже успела стянуть к своим владениям значительный поселок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010