4. Апостол московской печати 1699 года, в коже. 5. Оного же другой экземпляр московской же печати 1679 года, в коже. 6. Устав церковный московской печати 1682 года, в коже. Минеи месячные: Месяц сентябрь 1608 года. – октябрь в двух экземплярах 1610 года. – ноябрь – 1611 года. – январь в двух экземплярах 1622 года. – февраль в двух экземплярах 1623 г. – март в двух экземплярах 1624 года. – апрель – 1625 года. – май в двух экземплярах 1627 года. – июнь в двух экземплярах 1628 года. – июль в двух экземплярах 1629 года. – август в трех экземплярах 1630 г. – сентябрь и декабрь – 1636 года. – сентябрь – 1637 года. Полный круг миней же месячных, печатных в Москве 1692 и 1693 годов. Оных же неполный круг московской печати 1692 и 1693 годов. Сентябрь, рукописная в 1669 году дана от стольника Василия Никитича Панина. Минеи праздничной два экземпляра 1674 года, московской печати, в коже. Триодь постная московской печати 1678 года, в коже. Оной же другой экземпляр, в 7144 (1636) году дана от княгини Анастасии Никитичны Лыковой. Оной же третий экземпляр в 7120 (1612) году от московского священника Космы. Оной же четвертый экземпляр 1696 года. Триод цветная московской печати 1660 года. Оной три экземпляра – 1680 года. Оной же экземпляр 1699 года. Октоих московской печати 1666 года. Оного же другой экземпляр 7102 (1594) года. Оного же два экземпляра 7139 (1631) г. Оного же два экземпляра 1692 и 1699 годов. Трефолой или службы избранным праздником в коже марта 2 экзем., июня 1 экзем., и декабря 2 экземпляра; всего 5 экземпляров, московской печати 1638 года. – Оного же сентября месяца 1 экземпляр 1637 года. Два пролога полугодичных московской печати: один первой половины мартовской – другой половины сентябрьской, выхода 1685 года. Пролог трехмесячный, за декабрь месяц два экземпляра, в коже, 1661 года. – За июнь, июль и август два экземпляра в коже, 1667 года. Житие Иосафа царевича, московской печати, в коже, 1681 года. Кормчая книга в коже без летописи. В 7163 (1655) году, вклад Пафнутия монастыря игумена Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Автопортрет Пафнутия Пырвеску. Фрагмент росписи ц. Бордешти. 1699 г. (Нац. музей искусств в Бухаресте) В списке, составленном Пырву, указано, что он работал в 14 церквах (опубл.: Negr u, Cojocaru. 2017. Р. 16). Однако этот перечень неполон: известны др. церкви, в эпиграфических надписях к-рых Пырву указан как автор росписи или где сохранились его автопортреты. Согласно списку, первым стенописным ансамблем, выполненным Пырву, стала роспись кафоликона мон-ря Негру-Водэ (не сохр.). Он приступил к работе в 1679-1680 гг. вместе со своим учителем иконописцем Евгением, затем прервал работу из-за срочного заказа от господаря Валахии Шербана I Кантакузино (роспись кафоликона мон-ря Котрочени в Бухаресте), после выполнения которого закончил роспись в Негру-Водэ в 1683-1684 гг. Следующей Пырву расписал ц. свт. Николая близ Кымпулунга, построенную в 1677 г. его благодетелем Тудораном Влэдеску (после смерти супруги Тудоран основал здесь Аниноаса мужской монастырь и принял постриг с именем Феодосий). Также Пырву принадлежали росписи церквей в мон-рях Мэрджинени (близ совр. г. Морени, жудец Дымбовица; после секуляризации монастырских владений в 1871 мон-рь переоборудован в тюрьму, росписи не сохр.), Пояна-Кымпина (после 1690; совр. жудец Прахова; по заказу валашского спафария Фомы Кантакузино; церковь разрушилась при землетрясении 1977, построена заново по старому плану в 1980-1985; росписи не сохр.), Троицкой ц. (до 1693) в скиту Леспези (близ Комарника, совр. жудец Прахова; по заказу боярина Пырву Кантакузино). В дальнейшем по заказу спафария Михая Кантакузино Пырву выполнил росписи в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (после 1695) в г. Синая (совр. жудец Прахова) и в Успенской ц. (ок. 1696) в Рымнике (Рымнику-Сэрат, совр. жудец Бузэу). Затем Пырву работал над росписью церкви Колця во имя Трех святителей (ок. 1701-1702, по заказу Михая Кантакузино) и ц. св. Георгия Нового в Бухаресте (по заказу господаря мч. Константина Брынковяну ; росписи не сохр.), ц. Успения Пресв. Богородицы (кон. XVII в.) в Филипештий-де-Тырг (совр. жудец Прахова, построена в 1642 великим постельничим Константином Кантакузино, руинирована, новая возведена в 1942-1943; росписи не сохр.), ц. Трех святителей (1692) в Филипештий-де-Пэдуре (совр. жудец Прахова), ц. Успения Пресв. Богородицы (1692) в Кэлинешти (совр. жудец Телеорман), Троицкой ц. (1694) в Мэгурени (совр. жудец Прахова). Известно также об участии Пырву в росписях церквей, не упомянутых в его списке: ц. св. Евфимия из Фундений-Доамней (1699) на берегу оз. Фундени в сев.-вост. части Бухареста, ц. свт. Николая в мон-ре Маму (до 8 сент. 1699), Архангельской ц. (1700) мон-ря Берка (совр. жудец Бузэу) и ц. Успения Пресв. Богородицы (после 1700) мон-ря Бордешти (совр. жудец Вранча). Также Пырву написал мн. икон.

http://pravenc.ru/text/2579808.html

  Орден святого апостола Андрея Первозванного Орден святого апостола Андрея Первозванного — это старейший и самый знаменитый из русских орденов, он не только был главным орденом Российской империи, но и сейчас является высшей государственной наградой России. Орден был учрежден царем (позднее императором) Петром I предположительно в конце 1698 г. после возвращения из продолжительной поездки в составе Великого посольства в Западную Европу. Этим событием царь стремился укрепить престиж российского государства, продемонстрировать его право на равных строить отношения с другими европейскими державами. Выбор патрона ордена был не случаен. Апостол Андрей почитался святым покровителем русской земли со времен киевских князей. Ранее предание об одном из ближайших учеников Христа, который проповедовал балканским и причерноморским народам, использовал Константинополь — центр православного мира — в споре о первенстве с католическим Римом. Россия, как преемница Византии и «третий Рим», тоже стремилась утвердить истинность своей государственной религии ссылками на древность. Не случайно Петр написал в проекте устава ордена 1720 г., что он учреждается в честь апостола, «Крещением первоначально пределы Наши просветившего». Император считал святого Андрея и своим личным покровителем. Определенное влияние оказала и международная известность ордена св. ап. Андрея. Впервые намерение создать его в России Петр высказал во время пребывания в начале 1698 г. в Англии. Вводная часть проекта устава 1720 г. разъясняла, что орден учреждается «наипаче» по той причине, что древний шотландский орден св. Андрея «пресекся», а посвящение тому же святому ордена Золотого руна со временем утратило силу. Таким образом, в Москве произошло как бы возобновление старинного христианского ордена. Самым ранним достоверным упоминанием о нем является запись в дневнике секретаря австрийского посольства И.-Г. Корба от 20 марта 1699 г. о том, что царь учредил орден и пожаловал первым кавалером его боярина Головина. Действительно, первое награждение состоялось 10 марта 1699 г., когда Петр I сам возложил знаки ордена на генерал-адмирала (впоследствии и первого российского генерал-фельдмаршала) Федора Алексеевича Головина. В 1699 г. в Голландии была изготовлена специальная медаль в честь первого андреевского кавалера.

http://bogoslov.ru/article/564114

Николая Чудотворца «Мокрого». Зарядье, Мокринский переулок. Построена в 1697 году, значительно переделана в 1802 г. Главный престол Покрова Божией Матери. Другой придел Всех скорбящих Радости. Донской Божией Матери. Большой собор Донского монастыря. Заложен в 1684 году, строился на средства Царевны Екатерины Алексеевны, освящен в 1698 году. В 1712 году внизу устроена церковь Сретения Господня. Колокольня выстроена в 1730–1753 годах архитекторами кн. Ухтомским и Евлашевым. Знамения Пресвятой Богородицы, что в 3убове. Построена в 1694–1698 годах. Приделы: 1) Николая Чудотворца, 2) Александра Свирского . Николая Чудотворца, что на Песках. Арбат, Николопесковский переулок. Главная церковь построена в 1699 году, трапезная и колокольня – около начала XIX века. Главный престол Покрова Пресвятой Богородицы. Другой придел Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. Сошествия Св. Духа, что у Пречистенских ворот. По приделу называется также «Покрова Пресвятой Богородицы, что на Грязях». Главная церковь построена в 1699 году стольником и полковником Б.Ф. Дементьевым. Придел постройки 1812 года. Трех Святителей, что у Красных ворот. Главная церковь построена в 1699 году, придел Иоанна Богослова и колокольня – в 1798 году, придел Св. Харалампия в 1823 году. Успения Пресвятой Богородицы, что на Крутицах. Близ Спасской заставы, угол Крутицкой улицы и 1 Крутицкого переулка. Нижний храм Петра и Павла построен в 1682–1689 годах, верхний, Успенский, в 1700 г. Придел Преподобного Сергия. Церковь была новой кафедральной митрополитов Сарских и Подонских. Старая, Воскресения Словущего, построенная до 1626 года, находится по близости, по другую сторону красивого надворотного теремка. В старой церкви сохранились гробницы Крутицких архиереев. После 1788 года Успенская церковь стала приходской, а Воскресенская упразднена, и служит для военных надобностей при Крутицких казармах, не имея уже ни глав, ни крестов. Николая Чудотворца, что в Студенцах. В Таганке, Семеновская улица, угол Гендрикова переулка. Главная церковь построена в XVII веке, колокольня конца XVIII-ro. Главный престол Казанской Божией Матери. Другой придел Трех Святштелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

1-я метафрастическая редакция Жития Иоанна Зедазнели (в списке КЦ: Кекел. Q 795 (нет окончания), 1479-1495 гг.- Абуладзе. Сир. подвижники. С. 2-58; ПГП. Т. 1. С. 191-217) насыщена агиографическими подробностями, отступлениями догматического характера, распространенными словесными оборотами и предварена прологом, где указано, что в кон. XI в. настоятель Зедазенского мон-ря Микаел обратился к автору редакции с просьбой составить пространное Житие основателя и первого настоятеля мон-ря. 2-я редакция (Кекел. А 160, 1699 г.; А 180, 1713 г.; 7 рукописей XVIII в.- ПДГАЛ. Т. 1. С. 3-68; ПГП. Т. 3. 83-107) создана предположительно в XII в., сходными с ней по языку и структуре считаются появившиеся в XIII в. редакции Житий прп. Шио Мгвимского (Кекел. А 160, 1699 г.; А 130, 1713 г.; 12 рукописей XVIII-XIX вв.- ПДГАЛ. Т. 1. С. 69-143; ПГП. Т. 3. С. 107-170; Сабинин. Рай. С. 219-264) и прп. Давида Гареджийского (Кекел. А 160, 1699 г.; А 130, 1713 г.; 12 рукописей XVIII-XIX вв.- ПДГАЛ. Т. 1. С. 144-187; ПГП. Т. 3. С. 170-207; Сабинин. Рай. С. 264-286), а также более поздние редакции XVIII в. (Шио: СПбФИВ РАН. Н 22, XVII-XVIII вв.- ПГП. Т. 3. С. 267-291; Давид: Роман (Эристави) , еп. Тбилисский. 1737-1740. ЦГИАГ. Фонд древностей. Ед. хр. 252 - ПГП. Т. 3. С. 291-311). Синаксарь. XVIII в. (ЛМГ) Синаксарь. XVIII в. (ЛМГ) В XVIII в. католикос-патриарх Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили), используя кименную редакцию Жития прп. Шио Мгвимского, создал метафрастическое Житие прп. Иессея Цилканского (Кекел. А 170, 1713 г.- ПГП. Т. 5. С. 79-95), а на основе кименной редакции Жития царя-мч. Арчила XI в., принадлежащего Леонтию Мровели,- пространное Житие Арчила (Кекел. А 170, 1713 г.- ПГП. Т. 5. С. 95-108). Сборник сочинений Леонтия Мровели содержит много иллюстраций (в списке КЦ: Кекел. S 3269, 20-е гг. XVIII в.- считается, что это автограф). В сб. «Мартирика» католикоса-патриарха Антония I (Багратиони) вошло 20 мученичеств груз. святых. Каждое называется «Похвала и повествование о подвигах и страданиях святого (святых), созданные Антоном, архиепископом всей Верхней Грузии», после заглавия помещен посвященный святому ямб из 6 строк по 12 слов.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Башня-колокольня играла первоочередную роль в обороне храма. Ширина колокольни немного превышала ширину нефа. В интерьере колокольня от нефа была отделена аркой. Башня первоначально состояла из трёх ярусов. Толщина её стен достигала 2,6-2,8 метров. Нижний ярус башни использовался в качестве притвора (бабинца), в его западной стене был устроен единственный вход в храм. Здесь же, в толще северной стены башни, была устроена лестница, ведущая на второй ярус колокольни, который выполнял в основном оборонные функции и был совмещён общим ходом с боевым ярусом, расположенным над нефом. Третий ярус использовался и в качестве дозорно-оборонного пункта, и в качестве колокольни. Стены башни прорезали бойницы, некоторые из них были видны ещё в 19 и 20 веке. Нижний ярус башни был перекрыт крестовым сводом с нервюрами, а верхние ярусы, вероятно, разделяло деревянное перекрытие, опиравшееся на балки. Венчала колокольню простая шатровая гонтовая кровля, возможно с заломом. Архаическое сооружение, не считая эффектных готических нервюрных сводов, вероятно, было слабо декорировано изнутри. Можно предположить, что в храме были росписи, но годы турецкой оккупации (1672 - 1699) и ремонты греко-католиков (к ним храм перешёл в 1699 году) от них ничего не оставили, а после разрушения храма в 1932 году исчезла последняя возможность провести полноценное исследование стен церкви. При церкви издавна существовало кладбище. Очевидно, что у храма изначально была внешняя ограда, ограничивающая церковную территорию. У этой ограды должны были быть ворота, возможно, устроенные в небольшой надвратной башенке. Ограда, также как и храм, могла быть приспособлена к обороне. К сожалению, об этой ограде нет вообще никаких сведений, а со временем уплотнение застройки территории города привело к сокращению площади церковного имения и ограду, как можно предположить, могли разобрать. 1672 год. На первом этапе Польско-турецкой войны (1672 - 1676) Каменец-Подольский был взят в осаду крупными объёдинёнными силами турок, татар и казаков. Спустя несколько недель осады Каменец пал и турки стали новыми хозяевами города. В Каменце турки задержались на 27 лет, до 1699 года, когда по условиям Карловицкого мирного договора Каменец вновь отошёл к Речи Посполитой. За годы турецкой оккупации город пришёл в упадок и потерял большую часть своего населения. Вскоре после захвата Каменца, церковь Иоанна Предтечи была превращена в мечеть великого визиря Фазила Ахмеда Кеприлю. Вероятно, превращение в мечеть не сильно отразилось на внешнем облике храма, однако при этом мог сильно пострадать интерьер церкви, особенно её росписи, не соответствовавшие канонам ислама.

http://sobory.ru/article/?object=04868

( Очерк русской морской истории. Ф. Веселого. Минист. издания 1875 г. час. 1-я, стр. 550). Орден Св. ап. Андрея был учрежден именно в 1699 г. Из „Описных Книг” первых судов Азовского флота видно, что суда эти ранее 1699 г. имели трехцветные бело-сине-красные флаги. О них сказано: „знамя, которое к морскому пути надобно: белое, синие, красное”. Следовательно, смотря на черновые, хранящиеся в московском архиве, чертежи бело-сине-красного флага, вполне естественно предположить, что чертя эти два рисунка, Петр I сравнивал вид тогдашнего военного флага бело-сине-красного без креста с таковым же флагом, пересеченным Андреевским крестом, который он желал тогда ввести в военный флаг. И в прекрасном своем труде г. Ф. Веселого (стран. 549–551 и таблица флагов), на основании всех архивных современных Петру I документов, свидетельствует, что тот самый флаг, существовал и ранее этого года; именно с 1694 до 1700, и был специально военно-морским флагом, а после того сделан лишь специально коммерческим, морским, но все таки не общерусским, не народным. О флаге общерусском, как национальном символе, в то время не было мысли, так как самый флот лишь только зарождался и даже для военного флага не было установлено однообразия, а одновременно поднимались флаги: трехполосные бело-сине-красные без креста, такие же с Андреевским крестом и еще девятиполосные , состоявшие из троекратного повторения полос бело-сине-красных. По этому не должно позволять себе вносить в вопрос о символических народно-русских цветах неправильное уверение, будто Петр I установил бело-сине-красное сочетание для общерусского народно-символического флага. Если заняться предметом, то находишь в документах того же главного архива министерства иностранных дел жалованную грамоту того же Императора Петра I Францу Тимерману, где Государь установил еще ранее 1699 года ( именно в 1693 году) для русских народных коммерческих судов флаг из белой тафты с изображением на середине черной материей герба Его Царского Величества Российского царствия, двоеглавого орла с тремя над ними венцами, а в его ногах скипетра и яблока с крестом золоченых (таким и представлен этот флаг у Веселого в таблице).

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

С 1696 г. А. был одержим «параличной болезнью», в марте 1697 г. он составил духовное завещание, в к-ром, в частности, наставлял Петра I пребывать в родительском благочестии. Отношения царя и А. обострились после отказа последнего насильно постричь супругу Петра I царицу Евдокию Лопухину (1698). Во время жестокой расправы над стрельцами в 1698-1699 гг. А. выступил с печалованием о казнимых, но его ходатайство было отвергнуто Петром. Известна проповедь, сказанная А. перед благодарственным молебном в Успенском соборе по поводу подавления стрелецкого бунта, в к-рой Первосвятитель просил проявить милосердие к рядовым участникам бунта, однако призыв Патриарха не был услышан, и казни продолжались. Из-за болезни А. часто жил в Перервинском мон-ре свт. Николая под Москвой. В 1698-1699 гг. он окончательно отошел от дел, поручив управление архидиак. Ионе Григорову, в деятельности к-рого П. Ф. Николаевский видел один из поводов для отмены Патриаршества. По мнению совр. исследователя А. П. Богданова, обвинения Ионы Григорова в злоупотреблениях не обоснованы. В последние годы Патриаршества А. назначения епископов часто производились по указанию Петра без согласования с А. Так, в 1699 г. царь распорядился поставить Крутицким митрополитом престарелого митр. Нижегородского Трифиллия (Инихова), в то время как А. желал видеть на этой кафедре архиеп. Афанасия (Любимова). (Крутицкие архиереи традиционно являлись помощниками Первосвятителей в делах общецерковного управления.) В Патриаршество А. состоялись 2 Собора (оба в 1698). На Соборе в июле рассматривалось дело диак. Петра Артемьева , принявшего и распространявшего католичество. Артемьев был осужден и приговорен к ссылке сначала в Холмогоры, потом в Соловецкий мон-рь, где и умер. На втором Соборе обсуждалось дело Юшки Микляева (Михеева), дьячка Шелонской пятины Новгородской земли, к-рый, не будучи рукоположен, совершал крещения, венчания и отпевания: эти обряды были признаны Собором недействительными. Важным памятником деятельности А.

http://pravenc.ru/text/63584.html

Исаия , в июле 1673. Макарий , 1686 и 87. Иаков , 1702 и 3; архим. 1747. 53 Забережская Спасская пустынь, в Бежецком уезде, упразднена 1764. [IV, 120.] Строит. Григорий , 1699. – Иосиф , 1755–59. 54 Добрынская Николаевская пустынь, от Бежецка в 60 верстах. Заштатная. [IV, 50.] Игум. Рувим , 1712, а с 1717 архим. Тихвинский. Строит. Иларион , 1738. 55 Архангельский (Архангела Михаила) в Твери, близ Отроча, упразднён в XVII веке. [VI, 362.] Игум. Рафаил , 1558. 56 Спасский Высокий, близ Твери, упом. в начале XVII века. [IV, 127.] Василий , игум. Спасский, хирот. в еписк. Тверского в 1361. Особые заметки Приписной к Селижарову мнстрю Покровской пустыни строит. Герман , 1726. III. 600. Старицкого Вознесенского Иг-нья Марина , в мар. 1652. – Ксанфиппа , 1759. Ржевы Владим-вы Рождественского Иг-нья Антонида , в июле 1653. Кашинского уезда, Спасо-Преображенской, новой Антониевой, пустыни строит. Иоиль , в янв., февр. 1660. Кашинского уезда, Саввина игум. Логин , в февр. 1666. Старицкого уезда, Николаевской пустыни. Строит. Алимпий , в нояб. 1677. – Дамиан , 1679 и 80. Разные V, 111. Мохнецкой Успенской пустыни: Строит. Феодосий , 21 дек. 1699. – Сергий , 1737. – Викентий , 1764. III, 751. Бородолюбского, приписного к Хутыню, строит. Досифей , 17 дек. 1699. Кашинский Введенский, против ворот Клобукова, на Кашинке, упом. 1510. Кашинского Богородичного игум. Симеон , 1561, 67. Кашинского Духова (на посаде) архим. Иона , 1555. Мнтрь упом. в 1672. Новоторжские Богоявленский и Пятницкий были приписными к Новгородскому архиерейскому дому в 1690. Пятницкого, с плоту, строит. Иринарх , в июле 1665. V, 712. Рожковского Николаевского, на озере Селигере, игум. Сергий , духовник св. Нила Столбенского, 1555. V, 734. Рябова, в Кашинском уезде (Жабенского стана): Строит. Феодосий , 1613. Игум. Иона определён 16 июля 1653. – Феоктист , около 1700. – Иона , 1702. – Александр , 1724. – Мисаил , 1738, 1740. Троицкого Тверского игум. Александр , в нояб. 1686. Микулинские 135 Никольский, в городище.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Просьба Изюмского полка царю в сентябре 1699 года: «Великому Государю Царю и Великому Князю Петру Алексеевичу бьют челом Изюмского полка полковая старшина, Судья Иван Воропай, Эсаул Василий Шендригул, Сотник Роман Буцкий», просят о том, чтобы дозволено было не доставлять в казну «пошлины проезжей и с лоток и каюков», которую полковое начальство должно было собирать на Цареборисовском и Маяцком мостах; причины просьбы: а) после опустошения Тора и Маяков Татарами в 1697 году «многие солёные промыслы покинули и соловарные колодези опустели и для соли с Гетманских городов стали ездить в Берда и та Царицынская соль стала приходить многая»; б) в 1699 году «чрез весь год за голодным временем не только для промыслов на Тор и в Маяки или Изюм с городов людей мало приходило, но и хлебных запасов никто не привозил и для такого голодного года многие Маяцкие, Торские и Изюмские люди с жёнами и детьми для прокормления ходили в жилые Московские города; а которые и оставались в домах своих, и те кормились брунью, омелою и берестовою корою». По известию Гюльденштеда не можем сомневаться, что в 1774 году в Передерговке или Шендриголове был уже храм, а по началу населения Шендриголовой очень вероятно, что храм существовал здесь с начала XVII столетия. Ныне существующий деревянный храм Иоанна Богослова построен в 1780 году старанием священника Петра Гришневича; в 1806 году распространён он приделами, в 1824 году поручик Семен Дружинин покрыл храм железом. В 1827 году помещица Марфа Фесенко устроила новый иконостас. Так как Шендриголова не вдали от Маяков, то в старое время татарских набегов Шендриголовцы разделяли участь Маячан, также как и в голодное время 1699 года. В 1831 году от холеры умерло 63 души. В 1833 году ужасный голод оставлял бедных людей в самом жалком состоянии. В 1848 году опять холера, и 55 душ отошли в вечность; потом цинга, от которой умерло 74 человека, о больных же и вспомнить тяжело, не было почти двора, в котором не испытали бы мучительного томления от сей болезни. В то же время был голод, тягостный для людей и пагубный для скота, которого погибло множество. И всё это в одну зиму 1848 – 1849 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010