Краснейший- ραιτατος; ραος (от ρα — время года, час, пора) — зрелый, цветущий, красивый; см. службу праздника, прим. 646.     καταυγαζω (αγ сияние, блеск, луч, особ. солнечный) — освещать.     Попаляеши - от φλγω жечь, сжигать, гореть.     Воскресение ξαναστασις (усиление ναστασις — воскресение) — воскресение из мертвых.     Обагрение — βαφ — погружение в жидкость, окрашивание, краска (на современный язык следовало бы перевести: «красные чернила»).     Оставителъная — от φσμιος отпущенный, освобожденный.     κινδυνεω — находиться в опасности; с греч. все выражение: «не презри нас, которым грозит опасность нового удаления от Тебя».     В обстоянии — v περιστασει — внешнее состояние, приключение, опасность.     πολμησον — повоюй.     Падшее- от κππτω выпадать, падать.     Щиту — θυρες — огромный камень для закрытия входа в гроб, щит. История праздника    Это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т. е. в IV в. А то обстоятельство, что с этим праздником было вскоре (в 335 г.) соединено освящение великолепного, построенного Константином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения, сделало с самого начала здесь этот праздник одним из самых торжественных в году. Западная паломница в Иерусалим конца IV в. (авитанка Сильвия, или Етерия) так описывает эти два неразрывных праздника в св. граде. «Днем обновлений зовется то время, когда святая церковь, что на Голгофе, которую зовут Мартириумом, посвящена Богу; и святая церковь, что в Воскресении, т. е. на том месте, где Господь воскрес после страданий, и она посвящена в этот день Богу. Обновление этих святых церквей празднуется с величайшей честью потому, что в этот день обретен Крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен Крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всей радостью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Пусть (последователь Христов) будет так готов к тому, чтобы претерпеть заклание и быть распятым на кресте, говорит Господь, как готов тот, кто несет крест на своих плечах; пусть считает себя в столь близком соседстве со смертью. Перед таким человеком все приходят в изумление, потому что мы не так боимся вооруженных бесчисленными человеческими орудиями и крепким мужеством, как человека, одаренного такой силой» (слово на поклонение Кресту, приписываемое Златоусту).    «Воззрение на крест вдыхает мужество и изгоняет страх» (св. Андрея Критского слово на Воздвижение).    Наконец, крест получил для христианина и эсхатологическое значение. «Тогда, сказано, явится знамение крестное на небе. Когда „тогда»? Когда силы небесные подвигнутся. Тогда украшенные знамением церковным, стяжавшие себе этот многоценный бисер, хорошо сохранившие этот образ и подобие, восхищены будут на облаках» (Пантолей, пресвитер Византийский, чтение на Воздвижение).    Не удивительно, что крест стал знамением христианина. «Крест дан нам в качестве знамения на челе точно так же, как Израилю обрезание; ибо через него мы верные различаемся и распознаемся от неверных» (св. Иоанн Дмаскин, слово в день Креста).    Постепенно христианство оценило все значение для него этого знамения, этого трофея победы Христовой. И тут промысл пришел на помощь Церкви непосредственным действием своим — изведением Креста от недр земных и явлением его на небе. «Господь не допустил бы оставаться в земле, но извлек его и вознес на небо; с ним Он имеет прийти при втором пришествии Своем». (Св. Иоанн Златоуст, слово о Кресте и распятии). Он обретен при императорах, веровавших во Христа, обретен силой божественной и безыскусственной, единственно силой и твердостью веры. Когда Бог вручил христианам царские скипетры, в это именно время Ему угодно было открыть Крест через жену благочестивую, жену царицу, жену украшавшуюся царской мудростью, умудряя жену, скажем так, божественным богомудрием, дабы она, пользуясь отчасти силой слова, свойственной царственной особе, употребила все, что только могло сдвинуть непреклонное сердце иудеев» (св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

V. О церкви Святой Марии, смежной с круглою церковью. Впрочем следует прибавить кое-что не многое об устройстве Святых мест. По правую сторону с тою часто выше упомянутою круглой церковью, которая также зовется анастасис, то есть Воскресение, потому, что построена на месте Воскресения Господня, смежна четырехугольная церковь Святой Марии, Матери Господа. VI. О той же церкви, которая выстроена на месте Кальварии. Другая, весьма большая церковь , к востоку, сооружена на том месте, которое по-еврейски зовется Голгофа, на верху которой с канатов спускается некое круглое бронзовое коло с лампадами, а под ним поставлен водруженным большой серебряный крест на том же месте, где некогда стоял водруженным деревянный крест, на котором пострадал Спаситель рода человеческого. В той же церкви, ниже места креста Господня, находится высеченная из камня некая пещера, где на алтаре приносится жертва за души некоторых более почетных лиц, тела которых, лежащие тем временем на улице, полагаются перед дверьми этой же Голгофской церкви до тех пор, пока не окончится святое таинство за этих усопших. VII. О базилике, которую соорудил Константин по соседству вышеназванной церкви, на том месте, где обретен в раскопанной земле, после многих столетий, Крест Господень, под развалинами. К этой церкви на месте Кальварии, устроенной в четырехугольной форме, примыкает с восточной стороны смежная каменная базилика, с большим великолепием устроенная царем Константином, именуемая и мартириумом, сооруженная, как говорят, на том месте, где был обретен, после двухсот тридцати трех лет, дарованный самим Господом Крест Господень с другими двумя крестами разбойников, спрятанный под землею. VIII. О месте жертвенника Авраама. И так, между этими обеими церквами попадается то знаменитое место, на котором патриарх Авраам соорудил жертвенник, на который возложил вязанку дров и, вынув, схватил нож, чтобы заклать сына своего Исаака; теперь там находится не малый деревянный стол, на котором народ предлагает бедным милостыню. К моим тщательным вопросам Святой Аркульф присоединил и следующее, говоря: Между анастасисом, то есть часто упомянутой выше церковью, и базиликою Константина находится некая площадка, до церкви Голгофской, в которой денно и нощно горят всегда светильники.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В этой местности часть населения знает и греческий и сирийский языки, некоторые же знают только греческий, другие же – только сирийский. И несмотря на то, что епископ может знать сирийский, он всегда говорит по-гречески и никогда по-сирийски, и поэтому там всегда присутствует пресвитер, который, когда епископ говорит по-гречески, переводит на сирийский для того, чтобы все могли понять, что он объясняет. И также потому, что все тексты Писания должны читаться по-гречески, присутствует всегда кто-нибудь, кто может переводить на сирийский для людей, чтобы все могли понимать. И чтобы присутствующие здесь латиняне не были бы смущены, так как они не знают ни греческаго, ни сирийскаго, то тут всегда находится кто-нибудь из братьев или сестер, знающих и греческий и сирийский языки, и которые могут все им объяснить на латинском. Но что здесь особенно приятно и достойно восхищения – это то, что какие бы гимны или антифоны ни пелись, какия бы чтения или молитвы ни читались, все соответствует тому, какой праздник, отмечаемый здесь, и также месту, где происходит служба. Обретение Креста Господня и праздник Обновления Итак, праздником Обновления (Посвящения) называется тот день, когда святая церковь на Голгофе, Мартириум, была посвящена Богу. Кроме того, святая церковь , которая находится в Воскресении, на том месте, где Господь воскрес после Своих страданий, была также посвящена Богу в этот день. Этот день Посвящения (Обновления) празднуется с особо торжественной литургией и еще потому, что в этот день был обретен Крест Господень. И вот почему было установлено, что день перваго посвящения вышеупомянутых церквей совпадал бы со днем, когда был обретен Крест Господень, и, таким образом, эти события праздновались бы в один и тот же день и с торжественной литургией. И также было найдено в Священном Писании, что этот праздник Посвящения совпадает с днем, когда святой Соломон стоял и молился перед алтарем Богу, в новозаконченном доме Божием, им самим построенном, как и написано в книгах Паралипоменон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ираклию. День этого последнего события, 3 мая, на Западе ранее (с VII в.) стал праздноваться, чем 14 сент. 1428 . Понятно, в Иерусалиме день обретения (воздвижения) креста был величайшим праздником в эпоху еще свежей памяти о событии. Вот описание праздника у паломницы. «Днем обновлений зовется то время, когда святая церковь , что на Голгофе, (с. 305) которую зовут Мартириумом, посвящена Богу; и святая церковь , что в Воскресении, то есть на том месте, где Господь воскрес после страданий, и она посвящена в этот день Богу. Обновление этих святых церквей празднуется с величайшею частию потому, что в этот день обретен крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всею радостию. А в священном писании находим, что день обновления есть тот день, когда святый Соломон, по довершении дома Божия, который сооружал, стал перед алтарем Бога и молился, как писано в книгах Паралипоменон. И так, когда наступают эти дни обновлений, они чествуются восемь дней: за много дней начинают собираться отовсюду, не только из отшельников или апотактитов из различных провинций, то есть из Месопотамии, и Сирии, И Египта, и Фиваиды, где много отшельников, но и изо всех различных мест и провинций; ибо нет никого, кто бы в этот день не стремился в Иерусалим к толикой радости и к столь честным дням; и миряне, как мужи, так и жены верным духом подобным же образом собираются в эти дни из всех провинций в Иерусалим, ради святого дня. В эти же дни собираются в Иерусалиме епископов – когда из немного – более сорока или пятидесяти; и сними приходи много из клириков. И что говорить много? тот, кто не будет участвовать в столь великом торжестве и эти дни, полагает, что он впал в величайший грех; если только не будет какой-нибудь препятствующей необходимости, которая удерживает человека от благого намерения. в эти дни обновлений украшение всех церквей бывает то же, какое бывает в Пасху и в Богоявление; и каждый день правится служба в различных святых местах также, как в Пасху и в Богоявление.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Слободской. Собор Екатерины Великомученицы. Екатерининский собор Собор. Действует.   Престолы: Екатерины Александрийской Архитектурный стиль: Узорочье Год постройки:1699. Перестраивалась в 1914. Архитектор: И.А. Чарушин (перестройка 1914 г.) Ссылки:   Адрес: Россия, Кировская область, г. Слободской, Екатерининская ул., д. 54 Координаты: 58.731213, 50.186588 Проезд:Рейсовый автобус 102 Киров-Слободской. Интервал между автобусами от 10мин. Собор находится в центральной части города, по ул. Екатерининской, 54 (на юго-восток от центральной городской площади, по ул. Вятская). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Екатерининская церковь – в настоящее время второй кафедральный собор Вятской епархии. Основное здание храма построено в 1699 году. Престолы: св. великомученицы Екатерины, Сретения Владимирской иконы Божией Матери, Чуда Архистратига Михаила в Хонях. 1999 год является юбилейным для Екатерининского кафедрального собора в городе Слободском. На месте нынешнего каменного храма стояла изначально деревянная маленькая церквушка. В 1629 году, по книге Доможирова, упоминается - «церковь мученицы Екатерины, деревянна, клецки, с трапезою. В церкви находится образ Пречистой Богородицы с младенцем. Да на колокольнице ко­локол большой, - государево жалование, да 7 колоколов мирских». Именно в этот храм ходил святый блаженный Прокопий Вятский чудотворец. В житии его упоми­нается, что Прокопий, «когда подрос, не захотел дома жить, но ушел в город Слободской и там у отца Илариона, священника Екатерининской церкви три года прислуживал». В 1661 году деревянная Екатерининская церковь и колокольня сгорели. Каменный теплый храм был построен по грамоте преосвященного Ионы, архиепископа Вятского и Великопермского, от 4 июня 1699 года. В 1658 году Пермь Великая была отделена от Вологды и присоединена к Вятке, и Вятские епис­копы стали именоваться Вятскими и Великопермскими. Создание Вятской и Великопермской епар­хии превратило Хлынов в крупный церковный центр и означало усиление влияния церкви на жизнь края. Именно поэтому после приезда в Хлынов, правивший в то время архиепископ Иона (Баранов) строит первые на Вятской земле каменные храмы. Именно ему довелось дать толчок развитию камен­ного зодчества на Вятке и в Прикамье. Строили эти храмы в 1676-1683 гг. нанятые владыкой Ионой московские мастера.

http://sobory.ru/article/?object=03202

Церковь Двенадцати апостолов пострадала от варварского артиллерийского обстрела Кремля в начале ноября 1917 г. Но вскоре реставраторы отремонтировали храм. В 1929 г. музейные работники установили в нем пятиярусный, из резного золоченого дерева иконостас конца XVII – начала XVIII века, спасенный из взорванного Вознесенского кремлевского монастыря. Позднюю роспись забелили, сохранив лишь фрагменты живописи XVII века, открытые реставраторами в барабане центрального купола. Пол выложили керамической плиткой по образцу пола 1681 г., обнаруженного в алтаре. Значительные реставрационные работы были проведены в Мироваренной палате, где разобрали перегородки и расписали своды по мотивам древнерусских орнаментов. Весь второй этаж Патриаршего дома ныне занят экспозицией Музея прикладного искусства и быта России XVII века. В помещении храма Двенадцати апостолов, кроме старинного иконостаса, на стенах находится более двадцати икон XVII века. Среди них две из кремлевского Успенского собора: " Распятие с апостольскими страстями " , написанная Федором Рожковым в 1699 г., и " Рождество Божией Матери " , написанная Кириллом Улановым в 1698–1699 г.х. Из разрушенного кремлевского Чудова монастыря поступили Царские врата работы Симона Ушакова и старинные иконы: апостола Андрея Первозванного, написанная Федором Зубовым в 1699 г., праотца Исаака, Распятия с праздниками, Толгской Божией Матери. В музейной экспозиции находится икона из упраздненной еще до революции церкви Похвалы Божией Матери – мученика Феодора Стратилата, написанная Симоном Ушаковым в 1676 г. Примыкающая к храму с запада церковная трапезная знакомит с произведениями русского художественного шитья XVII века. Среди них хранившиеся ранее в Патриаршей ризнице покров " Митрополит Алексий " – вклад царя Алексея Михайловича в Чудов монастырь (1650 год), пелена подвесная " Божия Матерь Владимирская " (1639 год), плащаница – вклад царя Михаила Федоровича (1627 год), а также различные покровцы, хоругви и т. д. В двух небольших палатах, примыкающих к трапезной, показано внутреннее убранство богатого московского дома XVII века. В парадных сенях, расположенных перед трапезной, помещены священные и бытовые предметы, принадлежавшие русским патриархам: клобук, посох, саккос и кафтан патриарха Никона, клобук и братина патриарха Филарета. Крупнейшая экспозиция прикладного искусства помещена в огромной Крестовой палате. Здесь выставлены оклады икон, богослужебные сосуды, подсвечники, чаши, ковши, кувшины, братины, блюда, чарки и т. д. Среди них множество памятников западноевропейского и восточного искусства, привезенных в Россию в прошлые века. В центре же палаты под резной деревянной сенью стоит печь для варки святого мира и серебряная, украшенная изображениями, массивная кадь – дар императрицы Екатерины II.

http://sobory.ru/article/?object=03384

1698), в котором, по нек-рым оценкам, участвовало свыше 2 тыс. чел. Одобрив постановления Ферраро-Флорентийского Собора об объединении Церквей, участники Собора в Алба-Юлии выразили намерение сохранять в неприкосновенности визант. обряд и самостоятельно избирать епископа (постановление Собора вместе с митр. Афанасием подписали 38 протопопов). Эти решения вызвали негативную реакцию протестант. знати: сейм Трансильвании сразу же ввел новые налоги для православных и весной 1699 г. призвал императора не распространять на правосл. духовенство привилегии протестантов и католиков. Однако имп. Леопольд I декретом от 16 февр. 1699 г. утвердил трансильванскую унию, признав право румын. христиан сохранять визант. обряд и избирать епископа (получавшего затем утверждение от папы Римского и от императора); православные были уравнены в правах с протестантами и католиками. Недовольство декретом высказывали как протестанты, так и католики, к-рые, в частности, указывали, что к унии стремились в основном представители правосл. духовенства, но не миряне. Во избежание разногласий был издан имп. декрет, запрещавший принуждать православных к принятию унии (12 дек. 1699). Т. о., митр. Афанасий столкнулся с противодействием не только среди православных, но и со стороны протестант. сейма и католич. духовенства. В сент. 1700 г. он созвал III Собор в Алба-Юлии, на котором было подтверждено решение об унии, были приняты 28 правил, в т. ч. о сохранении богослужебных обычаев и традиц. убранства храмов, богослужения на румын. языке и т. д. (постановления Собора подписали 54 протопопа). После Собора имп. Леопольд I утвердил Афанасия в качестве униат. епископа и даровал ему звание имп. советника. При этом католич. власти, знавшие о близости взглядов Афанасия к кальвинизму, предписали ему соблюдать рекомендации наставника-иезуита (19 марта 1701). Решение императора даровать румын. духовенству и верующим равные права с католиками вызвало негодование сейма, к-рый оказал давление на имп. двор. Новым декретом Леопольд I разрешил православным румынам присоединиться к к.-л.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

42. Гавриил I, 1681 г., а в 1685 году, Сентября 8, хиротонисан в Архиепископа Вологодского. 43. Игнатий Римских-Корсаков, с 1683 г. При нем в 1689 году расписана стенным письмом соборная церковь . В 1692 г. Апреля 3 хиротонисан в Митрополита Тобольского и всея Сибири; скончался 1701 г. Мая 13. 44. Тихон в 1695 хиротонисан в Митрополита Сарского и Подонского, потом 1699 г. переведён в Казань, где скончался 1724 г. Марта 23. 45. Трифиллий Инихов, в 1695 г., а в 1697 г. хиротонисан в Митрополита Нижегородского. 46. Исаия с 1697 по 1699 год, когда сослан был в Кирилло-белозерский монастырь за ссору с Боярином И. А. Мусиным-Пушкиным; потом Митрополит Нижегородский. 47. Иоасаф I, с 1699 по 1702 г. 48. Илларион I, с 1702 по 1709 г. 49. Иоасаф II, с 1709 по 1710 г. 50. Досифей Глебов, по 1711 г. хиротонисан в Епископа Ростовского. 51. Моисей, с 1711 по 1714 г. 52. Арсений, с 1715 по 1716 г. 53. Сергий III, с 1717 г. Он в 1720 г. подписал Регламент, и в том же году переведён во Владимирский Рождественский монастырь. При нем, по указу Петра I, слит в монастырь колокол в 1100 пуд. 54. Иерофей Прилуцкий, 1721 года из Архимандритов Донского монастыря: был Членом св. Синода; скончался 1728 г. Октября 28. 55. Евфимий Колетий, родом Грек, 1730 г. переведён в Чудов монастырь, был присутствующим в Св. Синоде. 56. Феофил Кролик, в 1730 г. из Архимандритов Чудова монастыря; был Членом Св. Синода, 1732 г. скончался. 57. Илларион II, Член Св. Синода, в 1733 переведён из Архимандритов Переяславского Горицкого монастыря; скончался в 1735 г. Июля 10, в С. Петербурге. 58. Никодим Сребницкий, переведён из Ипатьевского монастыря в Новоспасский, с 1736 г, Июля 20, был Членом Св. Синода, в 1738 г. Декабря 8 дня, хиротонисан в Епископа Черниговского. 59. Антоний Илляшевич, с 1739 Архимандрит и Член Конторы Св. Синода, а в 1748 г. Мая 25 хиротонисан в Епископа Вятского. 60. Гавриил II Кременецкий, в 1748 г. Апреля 5, из Ректоров Александро-невского училища, произведён Архимандритом и Членом Св. Синода; а в 1749, Сентября 17 хиротонисан в Епископа Коломенского, а впоследствии Митрополит Киевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Здехово. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты До 1699 года в деревне Здехово была деревянная церковь. В 1699 году по инициативе стольника А.Я. Дашкова построена каменная церковь и отдельно от неё колокольня. В 1825 году по прошению бригадира Н.И. Муханова построена трапезная, объединяющая храм и колокольню. Храм имел один придел освящённый в честь преподобного Сергия Радонежского. Церковь была закрыта в 30-х годах ХХ века, использовалась как склад киноплёнки, и была возвращёна Русской Православной Церкви в 1992 году. Храм находится в стадии восстановления. Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни. В храме имеется чтимая икона Божией Матери " Взыскание погибших " . Недалеко от церкви находится целебный источник. Каменная церковь свт. Николая Чудотворца была построена в 1699-1700 гг. на средства вотчинников, стольника Андрея Яковлевича и его сына, Ивана Андреевича, Дашковых. Храм типа " восьмерик на четверике " был выстроен в стиле московскього барокко. В 1821-1825 гг., согласно прошению бригадира Н.И. Муханова, церковь была реконструирована в стиле ампир: восьмерик переделан в ротонду, изменен внешний декор. Тогда же выстроены трапезная с теплым приделом прп.  Сергия Радонежского и трехъярусная колокольня. Некоторые переделки происходили и в конце XIX- начале ХХ вв., в частности, изменено завершение колокольни. Церков была закрыта в 1941 г. и превращена в склад. Было утрачено внутреннее убранство, за исключением остатков настенной росписи XIX в. В 1992 г. храм был возвращен верующим и к 1995 г. восстановлен. С 1997 г. церковь носит статус Патриаршего подворья и приписана к церкви Троицы в Свиблове (Москва). Чтимой иконой храма является образ Божией Матери " Взыскание погибших " . При церкви зарегистроровано православное Свято-Никольское сестричество для попечения о престарелых, инвалидах, одиноких и нуждающихся людях. Недалеко от храма расположен святой источник. В настоящее время церковь реставрируется, причем старейшая часть - " собственно храм " восстанавливается в первоначальных формах (вместо ротонды воссоздается изначальный восьмерик).

http://sobory.ru/article/?object=18155

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010