XII в.), Михаил (или Максим; между 1126 и 1132), Евстафий (1134-?), Иоанн IV Комнин (1143-1156/57), Константин I (ок. 1160 - после 1170), Адриан I (ок. 1180-1183), Иоанн V Каматир (после 1183-1215), Димитрий II Хоматиан (1216/17 - после 1236), Иоанникий (ок. 1238), Сергий (ок. 1241), свт. Константин II Кавасила (1250 - после 1262/63), Иаков Проархий (60-70-е гг. XIII в.), Адриан II (ок. 1285; см. Адриан , архиеп. Охридский), Геннадий (кон. XIII в.), Макарий (ок. 1295 и 1299), Григорий (II) (1299-1312/14 - ?), Савва (ок. 1321), Никодим (ок. 1322), Анфим Метохит (ок. 1341 - не позже 1347), Николай II (не позже 1346-1365), Григорий (III) (60-70-е гг. XIV в.), Арсений († 1400/01), Матфей (ок. 1408), Ди... (имя недописано; 1-я пол. XV в.), Николай III (ок. 1450-1453), Дорофей (до 1466), Марк (Ксилокаравис; 1467 - ?), Максим (1477-1481), Захария (ок. 1510), Прохор (1523-1550), Симеон (1550), Неофит (1551), Григорий (IV) (?), Никанор (1555-1557), Акакий (1557-1564), Паисий (1565), Софроний (1567-1572), Макарий (ок. 1574), Гавриил I (1585-1588, 1593), Феодул II (1588), Иоаким (1590-1593), Афанасий I Ризеа (между 1593 и 1596, 1615, с перерывами), Варлаам (1597-1598), Нектарий I Грек (до 1613), Митрофан (1614), Нектарий (ок. 1616-1623), Порфирий Палеолог (1623-1624), Георгий (1627), Иоасаф I (1628), Авраамий (1629-1634), Симеон II (1633?), Мелетий I (после 1631 - не ранее 1645), Харитон (ок. 1644-1646 и 1651), Даниил (1651), Дионисий I (1652-1656), Арсений I (1656-1657, 1657-1658, 1659), Афанасий II (ок. 1658-1660), Игнатий I (1658-1659, 1659-1662), Зосима I (1662-1669), Григорий (V) (1669-1670), Панарет (1671), Нектарий II (1671-1673), Игнатий II (1673), Григорий V (1673 - ?, 1683-1688), Феофан (ок. 1676), Мелетий II (1676-1679), Парфений (1679-1683), Герман (1688-1691, 1702-1703), Григорий (VI) (1691-1693), Игнатий III (1693-1695, 1703-1706), Зосима II (1695-1699, 1707-1708, 1708-1709), Рафаил (1699-1702), Дионисий II (1703-1706, 1709-1714), Мефодий I (1708), Филофей (1714-1718), Иоасаф II (1719-1745), Иосиф (1746-1751), Дионисий III (1752-1757), Мефодий II (1757-1758), Герман II (1758-1759), Кирилл (1759-1762), Иеремия (1762-1763), Арсений II (1763-1767).

http://pravenc.ru/text/2581773.html

Слово крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть. ( 1Кор. 1:18 ) Крест, на котором распят был Христос, около трехсот лет оставался в земле, и обретен был царицею Еленою. Когда удостоверились, что это есть настоящий крест Христов, то патриарх поставил его на видном месте, и все воздали животворящему древу подобающее поклонение. Сие поднятие и поставление называется воздвижением. Почему же чтится оно, как великий, дванадесятый праздник? Потому что обретение креста Христова, его воздвижение послужило, и на все грядущие времена служит к утверждению нашей православной веры. Слово о кресте, проповедь о нем начали апостолы и продолжали их преемники. Но где самый тот крест, на котором был распят Христос, никто не мог указать, и никто не мог знать; ибо все три голгофские креста (Христов и двух разбойников) находились под развалинами города Иерусалима. Когда же был обретен и воздвижен подлинный крест животворящий, он явился осязательным, для всех очевидным доказательством распятия Христова. Святой Кирилл Иерусалимский говорит: «Если дерзнешь отрицать, что Христос был распят; обличит тебя блаженная Голгофа, на которой видим теперь древо крестное» 83 . Оно и узнано было по чудодейственному признаку: возложено было на умершего, и мертвый воскрес. Чудес потом было так много, что священный песнопевец восклицает: «кто слышана сотворит действия твоя, миролюбезный кресте, силы и чудеса, и умерших востание?» 84 . Вскоре по обретении животворящего креста и вера христианская объявлена господствующею, и всюду стала распространяться. Хотя люди неверующие, и потому погибающие, считают юродством, занятием неприличным говорить о кресте, смотрят на него с пренебрежением, подобно язычникам, которые глумились над ним, как над орудием казни, и признавали безумием покланяться ему; но для христиан спасаемых, ищущих спасения, крест Христов, сказание о нем, учение крестное есть Божия сила, явление Божией премудрости. Посему животворящий крест и величается в песнопениях, как «основание благочестия, церквам благолепие, верным держава, благочестивых хранитель» 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Эти каменные узы вделаны около стены в пол и ограждены железной решеткой (от рвения поклонников, откалывающих иногда от них частицы), за которой теплится неугасимая лампада. Чтобы облобызать хотя край оных, нужно прилечь на землю. Я имел счастье получить несколько крупинок от сего орудия казни. За сим молились в греческом приделе во имя Лонгина сотника, который, видя страшные знамения, сопровождавшие кончину Спасителя, с верою в Него, как в Бога, воскликнул: «Воистину сын Божий бе сей», – и после сам из-за Него мученически окончил свою жизнь; далее со смирением преклонили главы пред армянским приделом разделения риз и спустились по широкой каменной длинной лестнице в глубокий ров, изрытый при отыскивании Креста Господня. То место, где оный обретен, обозначено черным крестом из асфальта, вделанным в мраморную половую плиту, к которому прикладываются, прилегши на землю. Здесь довольно сыро и свежо, и от глубины места, и от близости подземного водоема. Восходя обратно по лестнице, мимо приделов благоразумного разбойника и св. Елены, мы молили Распятого за нас помянуть и нас во царстве Своем и не лишить небесных своих благ. Здесь считаем нелишним передать читателям легенду, которая нам была сообщена нашими дорогими вожатыми, когда мы остановились на средней площадке лестницы для отдыха – о происхождении восточного бакшиша. Когда св. Елена сидела над окном, выделанным в скале, которое и теперь есть, и смотрела отсюда на работавших при открывании креста, и потом, когда оный был обретен, царица на радостях велела поскорее поднести его к себе; работавшие, пронесши немного, остановились, требуя от ней бакшиша, и не двигались с места до тех пор, пока не получили желаемого с избытком. С этих пор бакшиши в Палестине и других местах Востока начали играть такую роль, что без него ничего не поделаешь. Не только за самую пустую услугу, но и за слово требуют с вас подарка. Если, говорят местные турки, арабы, евреи и греки, царицу заставили дать бакшиш, а тебя – и подавно; ты не знаешь разве, что этот обычай у нас, как закон, и всякий иноземец обязан подчиняться ему; а не то камешков у нас много, – забросаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обращение к этому способу проверки было тем надежнее в данном случае, что, по словам повести, «образ преп. Евфросина бе при животе его написан в монастыре отай святаго от некоего Игнатия, живущаго в той обители, нарочита зело живописца. Той же Игнатие живописец виде св. отца, в духовных добродетелях изрядно сияюща, образ св. отца Евфросина на хартии написа и имя его подписа и сохрани его». Понятно, что строгие подвижники, как и все вообще благочестивые люди древней Руси, неблагосклонно смотрели на портретное искусство и снимать свое подобие считали делом непристойным. И вот причина, почему образ преп. Евфросина писался отай, т. е. потихоньку, сохранялся в глубокой тайне и только «по времени, егда умре живописец Игнатие, обретен бысть образ св. отца между работами этого мастера и явлен бысть Памфилию игумену и ученику блаж. Евфросина. Памфилий же игумен поведа образ св. отца, како обретен бысть, и о добродетельном житии блаженнаго отца и о чудесех, при животе его бывших, архиепископу Великаго Новагорода Геннадию». Результатом этих сношений было то, что приказано было иконописцу образ св. отца на иконе написать и поставить над гробом святого. К этому-то образу, имевшему характер портретного подобия, и обратился после видения названный нами жизнеописатель преп. Евфросина, и осмотр вполне убедил его в действительном явлении ему святого: «и тем же образом аз видех явлыпагося ми во сне, якоже на иконе написан». О преподобном Дионисии Троицком рассказывается, что когда он положен был в гроб, то «некоторые иконописцы подобие лица его на бумаге начертаху». Еще чаще можно встретить в житиях святых примеры того, что изображения их писались иконниками долго спустя после их кончины по памяти, по воспоминаниям и изустным рассказам лиц, их хорошо знавших и почему-либо близких к ним при жизни. В царствование Феодора Алексеевича инокам Воломского Воздвиженского монастыря (Волог. епарх.) понадобилась икона основателя последнего преп. Симона, и они заказали ее изографу Михаилу Гаврилову Чистому, который был сожителем преподобного и знал его образ: «яко на жива зря, образ писаше».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

И когда наступят дни пасхи, в течение восьми дней, то есть от пасхи до восьмого дня, как бывает отпуст в церкви и идут с песнопениями в Воскресение, после этого произносится молитва, благословляются верные, и епископ становится, облокотившись о внутреннюю преграду, что в пещере Воскресения, и объясняет все, совершаемое при крещении. В это время ни один оглашенный не входит в Воскресение: в Воскресение входят только неофиты и верные, желающие услышать таинства, и запираются двери, чтобы не пробрался никто из оглашенных. И когда епископ изъясняет и излагает все, раздаются столь громко голоса одобряющих, что голоса их слышны далеко за дверями церкви. И по истине раскрывают все таинства так, что никто не может не быть тронут, слыша такое изложение. И так как в этой местности часть народа знает по-гречески и по сирийски, часть только по-гречески, другая только по-сирийски, то епископ, хотя бы и знал по-сирийски, говорит однако всегда по-гречески, и никогда не говорит по-сирийски. И потому всегда стоит пресвитер, который, когда епископ говорит по-гречески, переводит по-сирийски, чтобы понимали все что толкуется, также и чтения, которые читаются в церкви: и так как необходимо читать по-гречески, то всегда стоит лицо, переводящее по-сирийски, ради народа, чтобы он постоянно поучался. И чтобы не смущались те из латинян, которые здесь находятся, и которые не знают ни по-гречески, ни по-сирийски, объясняется и им, так как есть братья и сестры знающие по-гречески и по-латыни, которые толкуют им по-латыни. Приятнее всего и наиболее примечательно здесь то, что всегда, как песни, так и антифоны и чтения, а также и молитвы, произносимые епископом, читаются так, что всегда оказываются приспособленными и подходящими ко дню, который празднуется, и к месту, где совершается служба. Днем обновлений зовется то время, когда святая церковь , что на Голгофе, которую зовут Мартириумом, посвящена Богу; и святая церковь , что в Воскресении, то есть на том месте, где Господь воскрес после страданий, и сама посвящена в этот день Богу. Обновление этих святых церквей празднуется с величайшею честию потому, что в этот день обретен крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всею радостию. А в священном писании находим, что день обновления есть тот день, когда святой Соломон, по довершении дома Божия, который сооружал, стал перед алтарем Бога и молился, как писано в книгах Паралипоменон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Непереходящие двунадесятые праздники. Двунадесятые праздники посвящены особо важным событиям в земной жизни Спасителя – Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Отсюда их разделение на Господские и Богородичные. К Господским непереходящим праздникам относятся Воздвижение Честнаго Креста Господня, Рождество Христово, Богоявление Господне (Крещение), Сретение Господне, Преображение. Богородичные двунадесятые праздники – Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы. Рождество Пресвятой Богородицы . 8/21 сентября и ее Успение 15/28 августа служат обрамлением годичного цикла двунадесятых праздников. Праздник Рождества Богородицы был установлен в память ее рождения от праведных Иоакима и Анны. Будучи уже в преклонных годах, они долго не имели детей, и лишь после усердных молитв и обета посвятить Богу свое дитя, они были удостоены стать родителями Пресвятой Богородицы. Вся земная жизнь Божией Матери была служением Своему Божественному Сыну, а вместе с Ним и роду человеческому. Оно не прекратилось и с концом земной жизни Пресвятой Девы, по успении не оставившей грешного мира и продолжающей оставаться непрестанной молитвенницей за человеческий род «в предстательствах непреложное упование» (из кондака праздника Успения). Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня 14/27 сентября. Установление этого праздника восходит ко времени прекращений гонений на христиан в начале IV века при римском императоре святом равноапостольном Константине Великом . По повелению императора его матерью святой равноапостольной Еленой в Иерусалиме был обретен Крест, на котором был распят Спаситель. Когда христиане узнали об этом великом событии, они собрались к месту, где был обретен Крест Господень. Всем хотелось приложиться ко святому Кресту. Но так как из-за множества собравшегося народа это было сделать невозможно, то все стали просить хотя бы показать его. Тогда иерусалимский патриарх Макарий стал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) Крест. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: «Господи помилуй». Отсюда – название праздника и обычай его воздвижения (в конце Утрени).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Гора камениста, и восходят по ступеням. Там был распят Господь. У подножия самой горы Авраам сделал алтарь и гора выступает над алтарем. От гробницы Господа до места на Кальварии шагов (числом) 15: находится под одною кровлею... Потом входишь в базилику, на Голгофу, где были обретены три креста скрытые... И есть там алтарь из золота и серебра. И имеет девять колонн золотых, которые поддерживают тот алтарь. От места Кальварии до Голгофы шагов числом 15, где был обретен крест Господень» 884 . " От Гробницы (а monumento) до Голгофы, – говорит Антонин Мартир, – 80 шагов. С одной стороны восходят по ступеням (там), где Господь наш всходил на пропятие. От Голгофы до места, где был обретен крест, шагов (числом) 50. В базилике Константина, смежной с памятником Гроба и Голгофою, в атриуме самой базилики, есть ложе (cubiculum, может быть, – отделение, часовня), где хранится древо святого креста» 885 . – После всех этих указаний факт существования в Новом Иерусалиме Константина, помимо памятника Гроба, еще особого обширного здания храма не может подлежать сомнению. Вопрос только в том, как на основании всех этих данных представить относительное положение отдельных пунктов и устройство покрывавших их сооружений? Καθαρν αθριον ναπεπταμνον [чистый, вздымающийся двор] Евсевия естественнее всего искать на восточной стороне Анастасиса; если историк не говорит этого прямо, то все же это довольно ясно из контекста его речи в XXXIV–XXXVI главах 886 . Так как этот атриум занимал весьма обширное пространство (παμμεγθη χρον), то он необходимо должен был включить в свои стены и нынешнее место Голгофы. Βασλειος νες [царский храм] примыкал к атриуму далее, на восточной стороне. Такое расположение этих трех частей вполне подтверждается выше приведенными паломническими свидетельствами. Евхерий прямо говорит, что Голгофа лежит между Анастасисом и Мартириумом – базиликою; в «Бревиарии» описание ясно ведется в западном направлении; базилика Константина, Голгофа с большим атриумом и св. Воскресение; у Феодосия и Антонина обратный порядок.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

и когда каждый день наплывом верующих следы ног Господа разрушались, то никакого ущерба это место не претерпевало и тут же земля обретала свой прежний вид, словно кто-то опять чертил эти следы. XXXIV . 1. В то время заботами все той же царицы был обретен крест Господень, который она не без сопротивления евреев смогла освятить, и тогда был положен конец пребыванию на руинах разрушенного города, когда Елена была заслуженно вознаграждена обретением найденного. 2. Итак, царица была первой уведомлена о нахождении места страстей, открытого благодаря усердию Елены солдатами и многочисленными провинциалами; она повелела убрать землю и очистить близлежащие и отдаленные руины. Вскоре в награду за веру и труды были найдены три одинаковых креста, ибо в свое время Господь был распят вместе с двумя разбойниками . 3. Тот, на котором был Господь, выделялся размером перекладины, ввергнув во смятение умы и души всех, как бы по возможной ошибке смертных вместо креста Господнего не освятить креста разбойника. 4. Тогда приняли решение - кого-нибудь находящегося при смерти принести к крестам. И почти сразу же похороны умершего по воле Божьей были отменены и при стечении народа тело с погребальных носилок было снято. 5. Поднесенное сначала ошибочно к двум крестам, когда коснулось оно креста Христова, чудесным образом, при оцепенении многих, покинуло погребальное ложе и заняло место среди зрителей: так был обретен крест и с подобающими почестями освящен. XXXV . 1. Пока все это через Елену происходило, мир принял свидетельство веры и свободу под водительством христианским. Но более серьезная опасность церквам произросла в мирное время. Ибо тогда внезапно появилась арианская ересь и впадением в заблуждение взбаламутила весь мир. 2. Ибо даже император двумя горячими последователями сего нечестия был сбит с толку до такой степени, что, исполнившись, по-видимому, религиозного усердия, силу гонения применил: отправил в ссылку епископов, свирепствовал против клириков, наказывал мирян, тех, кто отказался от церковного общения с арианами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

1 Кекелидзе. Иерусалимский канонарь. С. 24. 2 Там же. С. 130–131. 3 Сократ Схоластик. ЦИ I, 17. По Созомену (ЦИ II, 1), кроме исцеления больной был воскрешен умерший. 4 Созомен. ЦИ II, 1. 5 Рукопись ЛГПБ, шифр. Соф. 1056, л. 91. 6 Голубцов. Чиновники московские. С. 154. 7 Голубцов. Чиновники московские. С. 154. 8 Успенский Ф. История Византийской империи. С. 679–680, 704. 9 Римско-Католическая Церковь празднует обретение Креста Господня св. Еленой 3 мая, и Ассемани утверждает эту дату как подлинную (Kaiendaria ecclesiae universae. J. 232). Этой точки зрения держался автор «Полного месяцеслова Востока», преосв. Сергий, который объяснял перенесение Восточной Церковью праздника Воздвижения с 3 мая на 14 сентября тем, что празднование в мае «приходилось на дни Пятидесятницы и не согласовалось со светлой радостью этих дней» (Сергий, архиеп. Месяцеслов, II. С. 375). Но Сильвия Аквитанка (конец IV века), «Путешествие ко святым местам» которой не было известно названным ученым, пишет: «Днем обновлений зовется то время, когда святая церковь, что на Голгофе, которую зовут Мартириумом, посвящена Богу; и святая церковь, что в Воскресении, т. е. на том месте, где Господь воскрес после страданий, и сама посвящена в этот день Богу. Обновление этих святых церквей празднуется с величайшей честью потому, что в этот день обретен Крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен Крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всей радостью» (ППС; 20. С. 171). Из приведенных слов Сильвии Аквитанки видно, что св. Елена приноровила освящение храма Воскресения ко дню обретения Креста, Господня. Следовательно, это было 13 сентября, когда вспоминается обновление храма. 10 Дмитриевский. Описание, I. С. 196–197. 11 Дмитриевский. Описание, III. С. 200. 12 Дмитриевский. Древнейшие типиконы. С. 282–289. 13 Кекелидзе. Литургические памятники. С. 233. 14 Дмитриевский. Описание, I. С. 902–903. 15 Дмитриевский. Древнейшие типиконы. С. 282–289.

http://bogoslov.ru/article/6175574

Обновление этих святых церквей празднуется с величайшею честью потому, что в этот день обретен Крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен Крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всею радостью. А в священном писании находим, что день обновления есть тот день, когда святый Соломон, по довершении дома Божия, который сооружал, стал перед алтарем Бога и молился, как писано в книгах Паралипоменон. И так, когда наступают эти дни обновлений, они чествуются восемь дней: за много дней начинают собираться отовсюду, не только из отшельников или апотактитов из различных провинций, то есть из Месопотамии, и Сирии, и Египта, и Фиваиды, где много отшельников, но и изо всех различных мест и провинций; ибо нет никого, кто бы в этот день не стремился в Иерусалим к толикой радости и к столь честным дням; и миряне, как мужи, так и жены верным духом подобным же образом собираются в эти дни из всех провинций в Иерусалим, ради святого дня. В эти же дни собираются в Иерусалиме епископы — когда из немного — более сорока или пятидесяти; и с ними приходи много из клириков. И что говорить много? Тот, кто не будет участвовать в столь великом торжестве и эти дни, полагает, что он впал в величайший грех; если только не будет какой-нибудь препятствующей необходимости, которая удерживает человека от благого намерения. В эти дни обновлений украшение всех церквей бывает то же, какое бывает в Пасху и в Богоявление; и каждый день правится служба в различных святых местах также, как в Пасху и в Богоявление. Ибо в первый и второй день правится служба в большой церкви, которая зовется Мартириум. На третий день — на Елеоне, то есть, в церкви, что на горе, откуда вознесся Господь на небо после страданий. в каковой церкви есть пещера, в которой учил Господь апостолов на горе Масличной. В четвертый же день… (дефект)» [ 844 ]. Также по свидетельству Созомена, с времени освящения Маритриума при Константине Великом «иерусалимская церковь совершает этот праздник ежегодно и весьма торжественно, так что тогда преподается таинство крещения и церковные собрания продолжаются 8 дней; по случаю этого торжества туда стекаются, для посещения св.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010