1246 Порфирий приехал в Иерусалим, как мы уже отмечали, 20 декабря 1843 года, поселился не в Архангельском, а в Феодоровском монастыре (Безобразов П.В. Указ. соч. Т. 2. С. 115), и прибыл хотя, разумеется, «смиренно», как подобает приходить в Святой Град, но «здешнее сановное духовенство выходило за город встречать меня» (там же). 1248 Автору, как указывалось выше, остались недоступны архивы. Добрая половина первого тома изданных позже П.В. Безобразовым “Материалов для биографии епископа Порфирия (Успенского) ” составляют различного рода записки и отчеты, представленные им в Петербурге в различные инстанции как результат командировки. См. также несколько отчетов, включенных нами в первый раздел настоящего тома. 1250 Комментарии посланника в Константинополе В.П. Титова к записке Порфирия от 22 января 1845 г. см. выше, документ 18. 1251 Неточность. «Точное слово» о Русской Духовной Миссии – и без всякой «боязни» – в первый раз произнесено все-таки во всеподданнейшем докладе К.В. Нессельроде от 11 февраля 1847 г. (см. выше документ 21). 1254 Соловьев Петр Алексеевич (1825–1898) – протоиерей, духовный писатель. Выпускник С.-Петербургской духовной семинарии, член Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1847–1855). Священник, затем протоиерей Покровской церкви в Петербурге. Пребывание на Востоке стало для него богатым источником материалов для исторических и этнографических очерков и публикаций (см., напр.: Соловьев Петр, священник. Православный брак в Иерусалиме: Обряды арабской свадьбы//Дух Христианина. 1861–62. Июль. 11. С. 733–753; Иерусалимские похороны и Сионское кладбище//Дух Христианина. 1865. Январь. С. 25–41; Благотворительность в Иерусалиме: общины православная, католическая, протестантская; прокаженные//Там же. 1865. Апрель. С. 214–223; Май. С. 247–275; Русские старцы в Саввинском монастыре//Странник. 1865. 3; Путешествие поклонничьего каравана к Иордану//Странник. 1865. 4; Блаженной памяти Мелетий, митрополит Петры Аравийской//Там же. 1869. Т. I. Отд. 1. С. 5–48; Блаженнейший Кирилл II, Патриарх Иерусалимский//Там же. 1873. Т. II. С. 177–216). Был также отличным рисовальщиком, его рисунки встречаются во многих сочинениях и альбомах, изданных позже Порфирием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

95 «Палинодия» издана там же, см. стр. 856. Этот Иов, по фамилии Княшнинский, был друг Иоанна Вишенского, другого тогдашнего подвижника Афонского. 97 «Преп. и богоносного отца нашего Феодора, игумена Студийской обители и исповедника, огласителыие поучения и завещание», Москва, 1872 г. стр. 231. 103 См. это слово в рукописи Почаевской Лавры, по описанию В. Березина 9, л. 52 на об. В рукописи же преп. Иова начало этого слова утрачено. 104 Описание рукоп. Московской Синодальной Библиотеки, 235, л. 86. В русском переводе это слово помещено в V томе истории русской церкви, Макария. 105 Важнейшие исследования по этому предмету в русской литературе следующие: а) «Подложное письмо половца Ивана Смеры к великому князю Владимиру Святому» И. И. Малышевского , в «трудах Киев. дух. Академии», за июнь и июль, 1876 г., б) «Отношение протестантизма к России в XVI и XVII в.в. Соч. Ив. Соколова. Москва. 1880». в) «Социнианство в Польше и Юго-Западной Руси», О. Левицкого, в «Киевской Старине» за апрель и май, 1882 г., вышедшее и особой брошюрой. Другие второстепенные источники указаны будут ниже. 106 Об ереси Косого см. статью И. Емельянова. – «Учение Феодосия Косого», в «Трудах Киевской дух. академии» за июнь, 1862 года. 108 Большая часть слов Григория Цамвлака – догматического содержания и раскрывает и защищает те догматы, которые оспаривались и отвергались древними еретиками. Но эти же догматы отвергались и жидовствующими XV века, которые могли существовать в Литве и раньше известного ересиарха жида Схарии. Поэтому весьма естественно предположить, что Григорий Цамвлак в своих догматических словах имел в виду опровержение современных ему жидовствующих еретиков. 111 Рукоп. преп. Иова, л. 90–91, и рукоп. Почаев. Лавры, по описанию В. Березина 9, л. 52 на об. 135 Там же, л. 72 на об. Сл. Послания Старца Артемия в «Русской Историч. Библиотеке», т. VI; Памятники Полемической литературы в западной Руси, кн. I, 1878 г., стр. 1204, 1377, 1380, 1446 и др. 136 Русская Историч. Библиотека. Памятники Полемической литературы в западной Руси, кн. I, 1878 г., стр. 1251.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Notitia Tafel, 755–6. EUTHYMIUS ZIGABENUS, s. XII, 128–131. In Psalmos (Bongiovanni), 128, 41–1326. A Bongiovanni præfatio, 35–38. • P. Turchi ad Clementem VII, 39–40. In quatuor evangelia (Matthæi), 129: In Matthæum, 107–766. In Marcum, 765–852. In Lucam, 853–1102. In Joannem, 1105–1502. Chr.-Fr, Matthæi præfatio, 3–18 et 130, 9–14. R. Simon. Histoire critique tie» principaux commentateurs du N.-T.. 1693, с. 29, 17–28, gallice. Fabricius, Labbe, Ernesti, Noesseti judicio, 29–34. " J. Hentenii præfatio, 23–52. J. Hentenii lectiones variæ, 51–70. J. Millii examen cod. Barocc., 69–76. Chr.-Fr. Matthæi lectiones variæ utriusque cod. mosquensis, 75–106. R. Holmes notula de 2 codd. Barocc., 107 108. Panoplia dogmatica (editio tergobystensis cum supplementis Chr.-Fr. Matthæi et Sylburgii), 130, 19–1362. Prolegomena græce, 9–20. Expositio symboli (Matthæi), 131, 9–20. Disputatio de fide cum philosopho saraceno (M.), 19–38. Contra Massalianos, 39–43. Contra Phundagiatas, 47–58. Sermo de Zona SS. Deiparæ, latine (Surius), 1243–50. Migne monitum de editione, 128, 9–10. Fabricius-Harles notitia, 9–22. N. Fogginii not., 21–36. EUTYCHES hæreticus, s. V. Epistola ad Leonem papam, in Synodico, c. 222, 84, 854–6. Libellus (ibid), с. 223: 856. EUTYCHIUS ALEXANDR. patr. 940, 111. Annales lat, 907–1156. Præfatio Seldeni, 889–94; A. Echellensis, 893–906; monitum Migne, 893–4. Chronologiæ Eutychianæ parapegmata, 1155–70. Index topographicus, 1181–92. Index fluciorum et montium, 1193–4. Index personarum (classes X), 1193–1252. Index analyticus, 1171–82. EUTYCHIUS CP. patr., 552–65, 577–82; 86, II. Sermo de Paschate et SS. Eucharistia (M.), 2391–402. Epistola ad Vigilium papam (Mansi), 2401–6. Vita auctore Eustratio ex AA.SS., 2269–90. Notitia Mai, 2267–70. EVAGRIUS ANTIOCHENUS, s. IV. Interpretatio latina vitæ S. Antonii, 28, 836–76 (cum ejus prologo). EVAGRIUS PONTICUS, s. IV, 40. Capita practica ad Anatolium, 1219–51 Rerum monachalium rationes, 1251–64; 561]. Capitula 1–33, 1263–68. Spirituales sententiæ, 1267–70.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Однако он продолжил проповедь своего учения и приобрел много сторонников, в числе которых были влиятельные епископы, такие как Евсевий Никомидийский и Евсевий Кесарийский ; так что, в конце концов, дело дошло до разбирательства на большом церковном соборе, созванном специально для этого по указу императора Константина в Никее в мае 325 года. 1.2. Никейский Собор 325 года и учение о «единосущии» На этом важном церковном соборе, известном как первый Вселенский собор, учение Ария было рассмотрено и осуждено. В связи с этим собор принял один важный вероучительный документ – Никейский Символ веры , которому суждено было сыграть ключевую роль в дальнейшем развитии тринитарных споров и формулировке христианской тринитарной доктрины как на Востоке, так и на Западе. Приведем его текст и затем проанализируем его содержание 1251 : «Веруем во единого Бога Отца ( να θεν πατρα), Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, рожденного от Отца ( γεννηθντα κ το πατρ ς), то есть из сущности Отца ( κ τς οσας το πατρ ς), Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного ( γεννηθντα ο ποιηθντα), единосущного Отцу ( μοοσιον τ πατρ), через Которого начало быть все, что на небе и на земле; ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего, и воплотившегося, и вочеловечившегося, и страдавшего, и воскресшего в третий день, и восшедшего на небеса, и вновь грядущего судить живых и мертвых. И во Святого Духа. Говорящих же о Сыне Божием, что “было время, когда Его не было”, или что “Его не было, прежде чем Он родился”, или что “Он произошел из небытия”, или утверждающих, что Сын Божий существует из иной ипостаси или сущности ( ξ τρας ποστσεως οσας ε ναι), или сотворен, или подвержен превращениями или изменениям ( κτιστν τρεπτν λλοιωτ ν), таковых предает анафеме кафолическая и апостольская Церковь » 1252 . Как видим, авторы этого документа отвергли основные тезисы арианской доктрины о том, что Сын есть творение и был сотворен из небытия, что Он начал существовать с определенного времени, прежде которого Его не было, и что Сын подвержен физическим или нравственным изменениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

В том же 1240 году Золотая Орда захватила и разграбила Киев. Русские князья стояли перед тяжелым моральным выбором. Пришлось его сделать и Александру Невскому, который неоднократно ездил на поклон в Орду, спасая то, что можно было спасти. В 1251 году Александр приехал в Орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, был приближен к самому хану. Дружеские отношения Александра с Батыем, его сыном Сартаком и преемником – ханом Берке – позволили наладить с Ордой относительно мирные отношения. Александр Невский – один из наиболее почитаемых святых, канонизированных Русской Православной Церковью. Александра Невского называли и " солнцем земли русской " . Не случайно еще в июне 2014 года был принят указ президента Российской Федерации о праздновании 800-летия со дня рождения князя Александра Невского, которое будет отмечаться в 2021 году. Сложное положение было и у самой Русской Православной Церкви, которая не подвергалась прямым преследованиям со стороны ордынцев, но страдала от гнета Золотой Орды вместе со всем русским народом. Слово ободрения пастырей было так же важно, как и обличение пороков, поразивших русское общество после Батыева нашествия. Всячески поддерживал Александра Невского митрополит Кирилл II, много сделавший для организации и укрепления на Руси. Захоронение великого князя в Рождественском монастыре г. Владимира возвысило роль этой обители в духовной жизни Руси. Представители духовенства нередко гибли во время захвата ордынцами русских городов. Церкви порой становились последним прибежищем людей, спасающихся от пожаров и насилия завоевателей. Вместе с тем русские воины Александра Ярославича, отправляясь на битву с врагом, получали благословение церковнослужителей на праведный подвиг. А в память о погибших в местных храмах читали поминальные молитвы – и это было своеобразным завещанием молодым поколениям. Благословение Церкви на военные действия было обязательным условием их начала. С переходом в XIV веке значительных территорий Юго-Западной и Западной Руси под власть правителей-язычников, позднее католиков, на исторической территории Киевской митрополии возникла католическая церковная организация, а православие было поставлено в положение лишь терпимого вероисповедания, существование которого оказалось под угрозой, деятельность Православной церкви подверглась разнообразным ограничениям.

http://pravoslavie.ru/88968.html

80. Миниатюра афонопантелеймоновского Евангелия 2. В ватиканском Евангелии 2 Urbin. (л. 109 об.; см. рис. 81 1245 ): Спаситель в Иордане, текущем среди двух скал, обнаженный, с благословляющей десницей. Иоанн Предтеча возлагает на Него руку. Св. Дух с красной веткой 1246 сходит в пучке лучей с неба. Голубое небо в виде полукруга: в нем видны ангелы 1247 , раскрытые врата неба, имеющие вид церковных, так называемых, царских врат 1248 ; за ними уготование престола ( τοιμασα): трон с кафисмой и с двумя херувимами возле него. За Иоанном три ученика, а на другой стороне – три ангела в обычном положении. В воде старик Иордан опирается на сосуд с водой; двое обнаженных людей плавают в воде, третий на берегу снимает свои сапоги. Почти тождественное изображение в Евангелии нац. библ. 75 (л. 95), но нет здесь крещающихся людей 1249 . В ватопедском Евангелии 101–735 (л. 15 об.): небо со звездой и лучами – обычно; фигура Спасителя изменена: он имеет перевязку по чреслам; десница прижата к груди. Иоанн, дерево с секирой и четыре ангела – обычно. В воде плавают рыбы, Иордан с идрией и пучок золотых ветвей. Надписи: « Στερ κατελθν ες μχους I ορδνου». " Ελκσας μς κ βθου πταισμτων». 81. Миниатюра ватиканского Евангелия 2 Urbin. В гелатском Евангелии Спаситель, Иоанн и три ангела – по обычаю 1250 ; замечательных особенностей ни в одном из трех изображений кодекса (л. 21 об., 93 и 124 об.) нет. В афоноиверскам Евангелии 105 (л. 138 об.): в изображении реки Иордан ослаблена традиционная форма стилизации и обнаружена наклонность к реальному представлению широкой реки, текущей среди двух гор. Спаситель с благословляющей десницей, два ангела, Иоанн и народ – обычно. В воде Иордан в виде молодого человека с идрией . В Евангелии нац. библ. 54 (л. 186 об.; см. рис. 4) 1251 : у ног Иисуса Христа с левой стороны обнаженный бюст женщины с признаками перевязки по чреслам, с распущенными волосами; она сидит в лодочке, держит в руках весла и смотрит с недоумением на Иисуса Христа. Это – олицетворение моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

IV) Как «экзегет» (св. И. Дамаскин «оставил комментарий к посланиям святого Павла» (XCV, 441–1034), написанный по руководству св. Иоанна Златоуста , бл. Феодорита и св. Кирилла Александрийского (данные пособия «иногда» переписаны у св. Иоанна Д. «буквально»). V) Как «историк», св. Иоанн Д. дал «Книгу об ересях» (см. выше столб. 9). «Жизнь Варлаама и Иосафа» (XLVI, 859–1240) не принадлежит св. Иоанну Дамаскину и произошла, «вероятно, уже в первой половине VII века» [ср. «Энц.» III, 138]. «Страдание св. Артемия» (XCVI, 1251– 1320)-«большей частью заимствовано из церковной истории Филосторгия, было издано (по-гречески) Майем в 1840 г. – как творение Дамаскина, но, однако, позднейшей критикой отвергнуто, как неподлинное». VI) «С именем святого Иоанна Дамаскина » известны «13 бесед». Из их числа – «три – на Успение» Божией Матери (XCVI, 699–762) -»догматико-исторического» характера. В них «доказывается», что, согласно с «древним преданием», Богоматерь «телесно» вознесена «на небо»..., что «Сын произошел от Отца»... («бес. 2»). «Во второй беседе» есть «вставки со стороны позднейшей руки» (о «гробе Марии»)... «Две беседы на Рождество» Богоматери (XCVI, 661–698) – бесспорно «сомнительны» в отношении их «подлинности». «Две беседы на Благовещение» Девы Марии (XCVI, 643–662) не принадлежат св. И. Дамаскину и относятся к «позднейшему времени» (из них «первая сохранилась только на арабском языке»)... Литература. Otto Bardenhewer, Patrologie (2 Aufl. Freib. im. Breisg. 1901, § 108. § 107). Jos. Nirsehl, Lehrbuch der Patrologie und Patristik (III Bd, Mainz 1885, §§ 352–354). Herzog-Hauck, Realencyklopadie fur protestantische Theologie und Kirch p. (3 Aufl., Bd IX, Lpzg 1901, S. 286–300: «Johannes von Damaskus» – Kattenbusch " a,). Jos. Langen, Johannes von Damaskus: eine patristische Monographie (Gotha 1879). V. Ermoni, Saint Jean Damascene (Paris 1904). Joh. Alzog, Grundriss der Patrologie oder der altern christlichen Litteraturgeschichte (4 Aufl. Freib. im. Breisg. 1888, §§ 88, 89).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Рукописи собственно синайского происхождения составляют малую часть собрания. Ряд рукописей являются весьма ценными для изучения истории византийской нотации . Так, в кодексах Sinait. gr. 8, 217 (XI в.) содержатся таблицы визант. экфонетических знаков . Триодь (Sinait. gr. 754) и Стихирарь (Sinait. gr. 1218), датируемые 1177 г. согласно периодизации О. Странка , были созданы на границе 1-го и 2-го периодов истории визант. нотации (ранневизантийская и средневизантийская; см.: Strunk O. Specimina notationum antiquiorum. Copenhagen, 1966. Pars suppletoria. P. 7-8. (MMB; 7); Στθης. Αναγραμματισμο. Σ. 47-59). Кодекс Sinait. gr. 1764 (до 1558) является единственным сохранившимся списком трактата Иеронима Трагодиста «О необходимости греческих букв». Мн. рукописи принадлежат перу известных мелургов. Для визант. периода это Ирмологий (Sinait. gr. 1256), к-рый, если судить по подписи, является автографом прп. Иоанна Кукузеля , и Кондакарь (Sinait. gr. 1262, 1437 г.) Григория Буниса Алиата . Наиболее значимые рукописи собрания, относящиеся к поствизант. периоду, выполнены свящ. Иоанном Плусиадином (Матиматарии - Sinait. gr. 1234, 1251, кон. XV в.), Димитрием Иоанну (Sinait. gr. 1297, 1655 г.), Германом , митр. Нов. Патр (Стихирарь и Анастасиматарий Хрисафа Нового - Sinait. gr. 1505, ок. 1675 г.), иером. Космой Македонцем (Пападики - Sinait. gr. 1469, 1689 г.), Петром Берекетом (Sinait. gr. 1449, нач. XVIII в.), Евангелином Ваиноглу Скопелитом (Sinait. gr. 1486, 1721 г.), Димитрием Лотом Хиосским (Пападики - Sinait. gr. 1441, 1802 г.). Интерес представляет также надписанная именем Иоанна Плусиадина мелодическая версия Акафиста Пресв. Богородице, содержащаяся в рукописи Sinait. gr. 1575 (XVIII в.). Группа рукописей XVI-XVII вв. (Sinait. gr. 1445, 1451, 1452, 1548) отражает певч. традицию о-ва Крит. В кодексе Sinait. gr. 1477 (ок. 1700-1720) помещено большое количество визант. и поствизант. песнопений в нотолинейной «квадратной» киевской нотации , что позволяет уточнить совр. интерпретации визант.

http://pravenc.ru/text/189637.html

Прочное положение страны позволило Иоанну III в середине 30-х гг. XIII столетия начать широкую кампанию по изгнанию католиков с Балкан (от малоазиатских владений «франков» к тому времени не осталось почти ничего). В 1235 г. он утвердился во Фракии, заключив союз с царем болгарским Иоанном II Асенем. Сблизился василевс и с ярым противником папства германским императором Фридрихом II Гогенштауфеном. Мощный флот – тоже плод усилий Ватаца – обеспечил Никейской державе господство на море, хотя искусство ведения морских сражений у итальянцев оставалось выше, и в 1239 г. они разбили тринадцатью галерами эскадру греков, насчитывавшую тридцать боевых кораблей. Последним успехом «франков» стал захват ими в 1240 г. Цурула. После этого территория Латинской империи только сокращалась. Иоанн III с успехом применял нехитрую тактику брать противника измором и уклонялся от решительных сражений. Отвоеванные крепости он отстраивал заново и оснащал сильными, прекрасно снабженными гарнизонами, а захваченных в плен переселял на свои земли. Мало-помалу влияние Никеи в Европе усиливалось. Напуганный успехами смелого государя, папа Григорий IX отправил ему полное оскорблений письмо, угрожая крестовым походом. Иоанн III ответил мудрым и очень язвительным посланием, недвусмысленно указывая западному духовенству на то, что, как всегда, они «благовидными предлогами прикрывают ... жажду власти и золота» т. III, с. 263]. В 1242 г. власть Ватаца признала Фессалоника, и спустя четыре года василевс с большой пышностью посетил этот город. Балканы в XIII в. напоминали бурлящий котел. На этой многострадальной земле вовсю мерялись силами властители Болгарии, Эпира, Константинополя, Никеи, Сербии и много других более мелких любителей потрясать по любому поводу оружием. В 1251 г. вероломный деспот эпирский Михаил II Ангел напал на владения Uoahha III , за что вскоре и поплатился: разгромленный, в следующем году он признал свое государство вассалом Никейской империи. После такого значительного успеха Иоанн III мог смело считать себя крупнейшим монархом среди христианских государей Восточного Средиземноморья.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

1247 «Смерти нет дела ни до чего нашего, человеческого: это скелет без сердца и души, с одною косою и серпом» (VIII. С. 234). 1248 Ср. III. С. 260; IV. С. 273; V. С. 22, 37, 251, 292; VI. С. 23, 71, 73, 152; VIII. С. 174; IX. С. 4, 10, 6 6 , 99, 126, 132, 273. 1251 VIII. С. 202. Ср. аналогию целебных физических вод и спасительных вод благодати (X. С. 115–121). 1268 Ср. слова о том, что святое писание «весьма редко поднимает завесу, скрывающую от нас Mip духовный» (V. С. 131), слова о «завесе забвения» (VIII. С. 16), «завесе природы человеческой» (VIII. С. 210), «завесе видимого, под которой скрыта тьма чудес невидимых» (IX. С. 269), «непроницаемой завесе, отделяющей Mip невидимый от видимого» (III. С. 305), «завесе вечности» (IV. С. 320), о моменте смерти, когда спадают все завесы (IV. С. 135), «завесе будущего» (VIII. С. 1) и др. 1270 Кроме приведенных в примечании мест, укажем еще на другие, в которых встречается образ завесы: III. С. 71 (завеса неизвестности над колыбелью Сына Божия); III. С. 127 (завеса простоты и смирения, покрывающая величие Сына Божия); III. С. 215 (непроницаемая завеса будущего); IV. С. 32 и V С. 50 (завеса человеческой плоти, сокрывающая блистание божества, божество, светящее из-под завесы плоти); VIII. С. 1 (завеса храма) и др. 1273 IV. С. 322–323. Ср. «грозный предел, от коего нет возврата» (III. С. 268), черта, отделяющая область нечестия от царства света (III. С. 261) и др. 1278 IV. С. 114. Ср. «мы окружены священными днями» (V. С. 286), «богосветлый Круг Пятидесятницы» (IV. С. 92) и т. п. 1282 Ср. XI. С. 131: «Звание воина сходится с состоянием самого строгого подвижничества христианского». 1285 Барашков Η. П. Жизнь и труды Погодина. Т. XIII. С. 49. Ср. Свящ. Буткевич. Иннокентий... С. 357; Н. Востоков в Русской Старине. 1879. С. 696; Духовный Вестник. 1862. 4. Проповедь помещена в Соч. (Т. VIII. СПб., 1874. С. 20–22). 1286 Протоиерей Николай Тихвинский. Воспоминания о жизни и трудах святителя Димитрия, митрополита Ростовского, чудотворца, по случаю исполнившегося 200-летия прибытия его в Ростов Великий (1702–1 марта 1902). Издание Н. А. Успенского . Ростов Ярославский. 1902. С. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010