Св. прав. Иоанн Кронштадтский : «Имя Господа есть Сам Господь, Дух везде сый и вся исполняяй. Имя Бога всемогущего есть Сам Бог, – Дух вездесущий и препростый» 1250 : «Когда ты про себя в сердце говоришь или произносишь Имя Божие, Господа, или Пресвятой Троицы, или Господа Саваофа, или Господа Иисуса Христа, то в этом Имени ты имеешь всё существо Господа: в нём Его благость бесконечная, премудрость беспредельная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость. Со страхом Божиим, с верою и любовью прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесодержащему, всеуправляющему Имени. Вот почему строго запрещает заповедь Божия употреблять Имя Божие всуе, потому, то есть, что Имя Его есть Он Сам – Единый Бог в трёх Лицах, простое Существо, в едином слове изображающееся и заключающееся, и в то же время – не заключаемое, то есть не ограничиваемое Им и ничем сущим. Великие имена: Пресвятая Троица, или Отец, Сын и Святый Дух, или Отец, Слово и Святый Дух, призванные с живою сердечною верою и благоговением, или воображённые в душе, суть Сам Бог, и низводят в душу Самого Бога в трёх Лицах... Само это бесконечно простое Существо может быть некоторым образом объято одною нашею мыслью, одним словом» 1251 . Для Русского Православия пришло время осознания своих традиций. И восстановление древле-отеческого отношения к Имени Божию 1252 представляется крайне необходимым. Что же касается книги «На горах Кавказа», то хотелось бы последовать совету святого старца Варсонофия Оптинского , благословившего её издание: «Эту книгу надо прочесть несколько раз, чтобы вполне воспринять всю глубину её содержания. Она должна доставить громадное наслаждение людям, имеющим склонность к созерцательной жизни, дай Бог, чтобы чтение принесло вам не только высокое духовное наслаждение, но также и помощь в деле спасения своей души. Аминь» 1253 . Оглавление книги «На горах Кавказа» Предисловие автора Здесь, прежде всего, показано высокое достоинство Иисусовой молитвы и её необходимость в деле нашего вечного спасения; частью показано значение имени «Иисус».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Особой сферой юрисдикции церкви было право контроля и утверждения земельных сделок, купли-продажи земли. О таком праве было известно применительно к Новгороду второй половины XIV—XV в., когда, как говорится в духовной новгородского землевладельца Остафия Ананьевича 1393 г., земельный спор его отца с посадником Александром рассматривался посредническим судом архиепископа новгородского Алексея (1360—1388) и когда документы феодального землевладения скреплялись печатями новгородских владычных наместников. Статистика новгородских епископских печатей, приведенная В. Л. Яниным с дополнениями на 1970 г. , показывает значительное возрастание деятельности владычной канцелярии уже в XIII—XIV вв., хотя она могла охватывать в это время не только земельные дела, но и внешнеполитическую сферу деятельности Новгородской республики — участие владыки в заключении внешнеторговых договоров. Количество печатей новгородских епископов: Нифонт с 1131 г. 4 Аркадий с 1156 г. 2 Илья с 1165 г. 2 Мартирий с 1193 г. 2 Митрофан с 1201 г. 1 Антоний с 1212 г. 1 Далмат с 1251 г. 5 Климент с 1276 г. 6 Феоктист с 1300 г. 7 Давид с 1309 г. 8 Моисей с 1326 г. 6 Василий с 1331 г. 3 Вопрос об участии церковной организации в утверждении земельных актов оказывается актуальным не только для XIV— XV вв., но и для изучаемого нами времени. Об этом говорит открытие в киевском Софийском соборе граффити, представляющих грамоту о покупке княгиней Анной, вдовой Всеволода Ярославича, перед соборными попами земли, принадлежавшей некому Бояну . Содержание записи позволяет выделять ее из числа других граффити юридическим характером документа, который переписан здесь целиком, с перечнем всех свидетелей сделки, в связи с чем есть основание считать, что этот текст на стене храма — официальный и единственный, т. е. другого, пергаменного экземпляра ее могло не существовать или он мог быть составлен, но, переписанный на стену храма, мог уступить свое значение новому, более авторитетному экземпляру. В земельной сделке, заключенной между 1093 г., годом смерти Всеволода, и 1111 г., когда умерла сама княгиня, принимал участие клирос Софийского собора в качестве свидетелей, и сам документ был как бы «отдан на сохранение» собору, «положен» в его архив, как клались в псковский соборный ларь документы в Пскове в XIV—XV вв.

http://sedmitza.ru/lib/text/438147/

1215. Блаженны плачущие… (Мф. 5. 4). 1216. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5. 5). 1217. Ты прах и в прах возвратишься (Быт. 3. 19). 1218. Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира (Пс. 36. 11). 1219. Мф. 5. 6. 1220. Мф. 5. 48. 1221. Мф. 5. 7. 1222. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5. 8). 1223. Преподобный Исаак Сирский. Слово 48. 1224. Мф. 5. 9. 1225. Духовные наставления блаженного старца Серафима Саровского. Глава 10, о подвигах. Изд. 1844 года. 1226. Преподобного аввы Дорофея поучение 13, о терпении искушений. 1227. Там же. 1228. Пс. 50. 7. 1229. Рим 7. 14; 17. 20. 1230. Рим 7. 14; 8. 8. 1231. Рим. 7. 24; 8. 2. 1232. Преподобного аввы Дорофея поучение 1, об отвержении мира. 1233. Гал. 5. 24. 1234. 4-е изречение аввы Лонгина. «Достопамятные сказания». 1235. 1 Пет. 4. 1. 1236. Святой Исаак Сирский. Слово 43. 1237. Слово 4, гл. 6. 1238. Я одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое. Я ходил скорбный, с поникшей головою, как бы оплакивающий мать (Пс. 34. 13–14). 1239. Преподобный Нил Сорский называет их мысленными падениями. Слово 3. 1240. Семь раз упадет праведник и встанет (Притч. 24. 16). 1241. 1 Пар. 21. 1. 1242. Преподобный Нил Сорский. Слово 3. 1243. Старца Серафима, глава 10. 1244. Мф. 5. 8. 1245. …Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2. 4). 1246. Главы богословские и деятельные, гл. 4. Добротолюбие. Ч. 1. 1247. Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 32. 1248. Преподобный авва Дорофей. Поучение 13. 1249. Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его (Пс. 88. 23). 1250. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием (Кол. 2. 18). 1251. Флп. 2. 5–8. 1252. Беседа 7, гл. 4. 1253. Беседа 8, гл. 5. 1254. 2 Кор. 9. 13–15. 1255. Блаженны плачущие ныне, блаженны алчущие ныне и горе вам, пресыщенные ныне, горе вам, смеющиеся ныне (Лк. 6. 21. 25). 1256. «Подражание», Кн. 3, гл. 2. 1257. Ин. 19. 24. 1258. Преподобный авва Дорофей. Поучение 2.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Одновременно с тем, как голод делал свое ужасное дело, – на помощь ему, для ускорения гибели города, Тит снова велел рыть валы и бить стены новыми машинами, деревья для которых пришлось свозить за 90 стадий (4½ ч.) от Иерусалима. 1248 В 21 день новые работы были готовы для открытия штурмовых действий. Наступала минута, решительная не менее для самих Римлян, чем для осажденных, потому что, по сознанию Иосифа, и у Римлян, наконец чувствовался недостаток в припасах и крайний упадок духа. От судьбы новых машин зависела, т.о., во многом судьба города: Иудеи не сомневались, что он будет взят, если им не удастся их сжечь; Римляне не сомневались, что он никогда взят не будет, если им не удастся пустить их в дело. Новая вылазка Иоанна к Римским сооружениям, охранявшимся усиленной стражей, не замедлила (1 Panemos==Tammus, июль), но отличалась от прежних недостатком энергии и храбрости 1249 и не привела ни к чему. Не порадовало на первых порах особенной удачей и Римлян действие их новых машин, которые оказывались совершенно бессильными поколебать огромные скалообразные камни стены. К несчастью для Иудеев, для них оказался предательским тот самый подкоп, которым они так блестяще воспользовались для разрушения первых попыток Римлян и который в одну из ночей вдруг дал обвалы, увлекшие с собою часть стены. Прежде чем, однако, Римляне успели воспользоваться этим легким устранением непреодолимого препятствия, удивленному взору их предстала за развалинами новая стена, выстроенная предусмотрительно Иоанном, и хотя менее крепкая, но с большими опасностями для приступа. Эта опасность, впрочем, грозила собственно только тем немногим смельчакам, которые первыми осмелились бы взобраться на стену. На воодушевительный вызов Тита 1250 , на этот подвиг вызвался (3 Панема==Tammus, июль) сирийский солдат Сабин и его 11 товарищей, из коих только 8 удалось оттащить смертельно ранеными; остальные и сам Сабин поплатились жизнью. Два дня спустя (5 Panemos) две дюжины других смельчаков вызвались повторить опасную попытку, удавшуюся только потому, что для нее воспользовались глубокою ночью и преступным сном стражей. После этого, Римлянам удалось проникнуть в Антонию, тотчас оставленную Иудеями, которые особым подземным ходом перешли ко храму, отразив все попытки проникнуть туда же Римлян. 1251

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Всемогущий может спасти нашу обитель как Свой дом и иным образом; но Он от тебя требует милости, твоим добрым произволением хочет избавить ее от разорения; и этой благости сердца твоего Он не оставит без награды. Если ты добровольно помилуешь нас, то и мы добровольно отдадим тебе все сокровища монастыря, и сердце твое будет утолено. Ты будешь богат. Если же ты разрушишь обитель нашу, то какую пользу получишь?...» Эта речь подействовала на Гагиати, и он не коснулся самого монастыря, но лишил его почти всех драгоценных, золотых и серебряных сосудов. После этого Синайский монастырь надолго обеднел. 1247 Гонение Хакима на монахов продолжалось до 1019 г., постепенно усиливаясь. Как вообще жестоко Хаким преследовал монахов и сколько вреда он причинил им, можно видеть из того, что одних церквей и монастырей им было разорено, по исчислению Макризи, до 30 тысяч. 1248 Если некоторые из монастырей и уцелели, то совершенно случайно. Так, остался неприкосновенным монастырь преп. Макария Великого ; уже послан был эмир для разрушения монастырей в знаменитой Скитской пустыне, в том числе и обители Макария, но он устрашился арабов, живших в этой пустыне вместе с иноками, и возвратился без успеха. 1249 Уцелел также монастырь св. Антония Великого . 1250 Зато другие обители подверглись полному опустошению. Особенно пострадал монастырь св. Симеона Столпника близ Антиохии, монастырь сравнительно многолюдный и по тому времени цветущий. Еще в 985 г. на него напал один из заслуженных мамелюков – Каргуя и после трехдневной осады взял его. Он ограбил монастырь, перебил многих монахов, а других увел в плен. Захвачены были и многие миряне, искавшие в монастыре убежища. Все пленники были приведены в Алеппо и выставлены на позор. 1251 Едва монастырь успел несколько оправиться от этих бедствий, как подвергся новым. В 1017 г. арабы дважды делали нападения на него, и всех, кого нашли в его стенах, – настоятеля, монахов и других христиан, увели в плен. 1252 Самих монахов Хаким подвергал столь тяжким мучениям и так теснил их, что они толпами убегали в свободные от сарацинского владычества греческие страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

При первых халифах династии Омейядов было предпринято неск. попыток вновь отстроить и заселить прибрежные города Сирии и Палестины. В целом при арабах уменьшается объем морской торговли. К. П., по всей видимости, оставалась небольшим городом в районе древнего порта. Значительная часть порта была засыпана, на месте внутренней гавани иродианского времени устроено городское кладбище. На главной храмовой платформе К. П. построена мечеть. Начиная с кон. VII в. визант. армия несколько раз нападала на города палестинского побережья, а в 975 г. визант. имп. Иоанн I Цимисхий ненадолго вернул город под визант. правление. В нач. XI в., при фатимидских правителях, на богатые города неоднократно нападали отряды кочевников-бедуинов. Все это вынуждало араб. правителей укрепить город. В раннее средневековье о К. П. писали мусульм. путешественники: арабский историк аль-Мукаддаси (985) и персидский путешественник Насир Хосров (1004 - после 1072). Перед началом крестовых походов торговое и военное значение города выросло, особенно оживленной была торговля с Амальфи и Венецией. В нач. XII в. К. П. была захвачена крестоносцами. В 1100 г., пытаясь спасти город от разграбления, жители обязались платить дань Готфриду Бульонскому , однако уже через год Балдуин I осадил город. При крестоносцах на храмовой платформе был заново возведен кафедральный собор и построены еще несколько церквей. Известно о кварталах госпитальеров (см. Мальтийский орден ) и тевтонцев (см. Тевтонский (Немецкий) орден св. Девы Марии ); возможно, существовал генуэзский квартал. Франц. историк Жак де Витри в кон. XII в. отмечал неудобство гавани К. П., обеспеченность города водой и наличие множества садов и рощ. Согласно Вениамину Тудельскому (1173), кроме христиан в городе жили неск. сот евреев и самаритян. В 1187 г. К. П. была захвачена войсками Салах-ад-Дина , разрушившего городские стены; затем неоднократно переходила из рук в руки. В 1251-1252 гг. при кор. Людовике IX Святом построили новые укрепления К. П. В 1265 г. войска мамлюкского султана Бейбарса I окончательно разрушили город.

http://pravenc.ru/text/1684275.html

Восхваляя праведную жизнь их и чудеса, св. церковь празднует их святую память 28 июня и перенесение их святых мощей – 11 сентября. В 960 году прибыл на Валаам из Чухломы преподобный Аврамий Ростовский. Просветившись здесь святым крещением и приняв монашество, он в последствии содействовал Ростовскому епископу Феодору в просвещении Ростовской земли, и на Ростовском озере основал свою обитель в 990 г., всех древнейшую по летописям 6 . Таким образом первая искра христианства блеснула северу с Валаама и остров сей был рассадником пустынножителей в полуночной стране. В XII веке подвизался на Валааме преподобный Корнилий, основавший в последствии на Олежском озере Палеостровский монастырь, в котором почивают его святые мощи под спудом 7 . В 1251 году, по просьбе Белозерского князя Глеба Васильковича, с Валаама отправлен был здешний постриженник Геннадий настоятелем во вновь устроенный при устье реки Шексны Устьшехонский монастырь 8 . В XII, XIII и XIV столетиях были постоянные войны русских с шведами, из-за обладания Корелией. Не раз во время этих войн, шведы, разъезжая по Ладожскому озеру, отмщали на беззащитных монахах неудачи свои в битвах с русскими, разоряли и жгли мирные монашеские кущи. В 1371 г., вел войну с русскими шведский король Магнус II Смек. Поднялась на Ладожском озере страшная буря; разбиты были шведские корабли; погибло все шведское войско, только на корабельной доске спасся сам король: его принесло к берегам Валаама. Здесь он был присоединен к православной церкви, принял святую схиму с именем Григория, и через три дня скончался. Как неоспоримый свидетель этого события, на общем братском кладбище видна могила венценосного схи-монаха. Обитель росла. Когда в 1393 г. с святою иконою Царицы Небесной – благословением святой Афонской горы, прибыл сюда преподобный Арсений Коневский, он нашел здесь уже многолюдное братство – и только это обстоятельство побудило его, искавшего безмолвия, удалиться на Коневский остров, где им основан в последствии монастырь, в котором теперь почивают его святые мощи под спудом 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом находится звено, соединяющее его цивилизаторские мероприятия с церковной реформой, в этом цель и смысл последней. В русской исторической литературе обыкновенно высказывается тот взгляд, что петровская церковная реформа вызвана была тем неудовлетворительным состоянием церковных дел, которое было до неё, и желанием преобразователя ввести в них порядок 1245 . Может быть, это отчасти так и было. Нужду в то время в церковной реформе отрицать, конечно, нельзя 1246 . Церковная жизнь того времени представляла много тёмных сторон 1247 . И, может быть, Петру не чуждо было стремление устранить некоторый церковные настроения 1248 . Но основная цель, дух и направление этой реформы всецело были определены девизом всей вообще преобразовательной деятельности Петра – государственным благом 1249 . Было немало точек соприкосновения, где реформаторская деятельность Петра, направленная к государственному благу, должна была стать лицом к лицу со старым церковным укладом и так или иначе преобразовать его. Так, Петру в его реформаторской деятельности сочувствовало только меньшинство русского люда. Масса же была на стороне старины и не хотела отказываться от неё в пользу новых порядков. Между тем, духовенство в своём большинстве и сам патриарх стояли на стороне народной массы и, таким образом, естественно могли поддерживать в ней отрицательное отношение к мероприятиям преобразователя 1250 . Так, Петру для своего государственного дела нужны были знающие иностранцы. Но для того, чтобы привлечь их в Россию и заставить усердно служить русскому государственному делу, нужно было доставить им разные удобства и, между прочим, свободу отправления своих культов. Между тем церковная власть противилась этому вторжению иностранцев, считая их рассадниками ересей, и хотела строго расправляться со свободомыслящими, часто очень нужными Петру, людьми 1251 . Петру настоятельно нужны были деньги: государственная казна их не имела. Но у церкви были имущества 1252 . Таковы были обстоятельства. И при них Пётр не мог не желать и не стремиться к тому, чтобы духовенство или по крайней мере высшая церковная власть служила его делу 1253 . А для этого нужно было подчинить церковь государству и церковную власть власти государственной и в этом духе провести реформы в церковном строе 1254 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Творчество Н. К. включает в себя гл. обр. произведения, вошедшие в Матиматарий. Из 30 известных в наст. время произведений 26 являются калофоническими матимами и анаграмматизмами на праздники годового неподвижного и подвижного кругов. Участие Н. К. в калофоническом творчестве и стабильное присутствие его произведений в певч. кодексах визант. и поствизант. периодов указывают на то, что он был одним из самых значительных визант. мелургов. Известно, что многие из матим Н. К. были «украшены» 4 главными представителями визант. калофонического пения - Иоанном Гликой , Иоанном Кукузелем, Ксеном Коронисом и Иоанном Кладой, а позднее и Мануилом Хрисафом. Этот факт свидетельствует о том, что его творчество получило распространение в его время и позднее, стало материалом для обработок и, возможно, своего рода образцом для произведений последующих мелургов (см. соответственно рукописи: РАИК. 154. Л. 367 об.: «Месяца октября 26-го: Стихира святому великомученику Димитрию Мироточивому, творение Камбаниса, украшенная же Иоанном Гликой и Коронисом, [поется] хором, глас 1-й: «Веселися в Господе, граде Фессалоники»» (см.: Герцман. 1999. С. 80); Sinait. gr. 1234. Fol. 40: «Другая [стихира] на тот же праздник, творение Николая Камбаниса, украшенная Иоанном Кукузелем, глас 2-й плагальный: «Благовестниче Иоанне, равноангельне, девственниче»» (см.: Μπαλαγεργος, Κρητικο. 2008. Σ. 64); Sinait. gr. 1251. Fol. 311: «В тот же месяц 24-го, святой великомученице Анастасии, творение Николая Камбаниса, украшенное Мануилом Хрисафом, глас 4-й: «Живоноснаго востания»» (см.: Ibid. Σ. 155)). Большинство этих произведений было переведено в симиографию Нового метода хартофилаксом Хурмузием (см. список муз. сочинений в конце настоящей статьи). Н. К. также распел стих из 2-й статии непорочнов «Зане бых яко мех на слане» (Пс 118. 83), к-рый включен в т. н. аллагмы на глас νεναν, сохранившиеся, напр., в кодексе Athen. Bibl. Nat. 2406 (Fol. 199: «На той же второй статии другое начало аллагм [гласа] νεναν»; fol. 200: «Камбаниса, глас 2-й плагальный νεναν»). Ему также принадлежит распев стиха из «Честнейшую» - «Тя величаем» на 2-й глас.

http://pravenc.ru/text/2566114.html

Другого средства нет к тому! Не свечой же, поставленной пред его иконой, должно ограничиваться все наше почитание и расположение к нему. Как мы видели выше, св. Александр Невский смело защищал свою родную землю от дерзких покушений Римского папы и его слуг совратить русских людей в веру латинскую посредством оружия. Но не поддавался он и хитрости папы, который мирным посольством и льстивыми обещаниями надеялся склонить его в латинскую веру, когда не мог принудить к тому силою оружия. Он был столпом Православной Церкви и защитником нашего отечества и на выгодные предложения папы сказал его проповедникам: «мы знаем историю веры от начала мира до рождества Христова и от рождества Христова до своего времени; к чему же нам новые проповедники?» Не учит ли нас и этот ответ св. князя тому, чтобы мы слишком не увлекались новыми проповедниками знания и науки, идущими к нам с запада? Папа писал св. Александру Невскому: «просьба наша обещает тебе выгоды. – Мы заступаем место Бога на земле. В повиновении нам нет никакого унижения для чести государя; напротив этим путем возрастает временная и вечная свобода». Не то же ли самое говорит нам и современное веяние западной науки: «знание обещает выгоды, – только поклонись ему вместо Бога; в этом поклонении нет унижения для достоинства человека, так как существу разумному свойственно по самой его природе стремиться к знанию». Но не отрицая значения и пользы современной науки и знания, мы тем не менее не должны во имя науки изгонять совершенно веру, а, наоборот, разум должны сообразовать и всецело подчинять вере, которая утверждена на земле со времен сотворения мира. Ответ св. Александра Невского римским послам должен быть уроком и для нас по данным вопросам веры и разума. Защищая св. Православную веру, св. Александр Невский с полным уважением относился и к служителям её. В 1251 году он с благоговейною любовью принимал в Новгороде святителей Кирилла митрополита и другого Кирилла, Ростовского епископа, посвятивших для Новгорода архиепископа Далмата; вслед затем он тяжко заболел, так что сомневались в его выздоровлении; но «умножи Бог живота ему: бе бо любя чин церковный, священники; митрополиты, епископы чтяше яко Самого Христа и вся христианы любяше», говорит летописец.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010