Патриархи (с 5-го века) Августин (407 ? -434 ?) Адельф (434-442) Максим I (442 ?) Януарий (442 ? -447) Секундус (уп. 451) Никет (454-485) Марцеллиан (485 ? -500 ?) Марцеллин (500-503) Стефан I (ок. 515) Македоний (539-556) Паулинус (557-569) Пробиний (569-570) Илия (571-586 ?) Север (586-606/7) Иоанн I (606) (анти-патриарх) Кандидиан (606-612 ?) Епифаний (612) Киприан (613-627 ?) Марциан (623 ? -628 ?) (анти-патриарх) Фортунат (628) (анти-патриарх) Примоген (630-649 ?) Максим II (649) Феликс (649-663 ?) (анти-патриарх) Иоанн II (663) (анти-патриарх) Стефан II (ок. 670) Агато (679-680) Иоанн III (680-685 ?) (анти-патриарх) Христофор (685-698) Петр I (698-700) Серенус (? -726 ?) Каллист (уп. 730) Сигуальд (772-776 ?) Паулиний (776-802) Урс I (802 ? -811) Манентий (811-833) Андрей (834-850 ?) Венантий (850-855 ?) Тойтмар (855) Лупо I (855-875 ?) Валперт (875-899) Фридрих I (901-922) Лев (922-927) Урс II (928-931) Лупо II (932-944) Энгельфрид (944-963) Родоальд (963-983/4) Иоанн IV (984-1017) Поппо (1017-1045) Эберхард (1045-1049) Готеболд (1049-1063) Равенгер (1063-1068) Зигхард Бейлштейнский (1068-1077) Генрих (1077-1084) Фридрих II Моравский (1084-1085) Ульрих I Каринтийский (1086-1121) Жерар Примьеро (1122-1129) Пилигрим I Каринтийсий (1130-1161) Ульрих II фон Тревен (1161-1181) Готтфрид (1182-1195) Пилигрим II (1195-1204) Ваольфгер фон Либершцкирхен (1204-1218) Бертольд фон Меран (1218-1251) Грегорио ди Монтелонго (1251-1269) Филиппе I Каринтийский (1269-1273) Раймунд фон Турн (1273-1299) Пьетро II Герра(1299-1301) Оттобоно ди Рацци (1302-1315) Гастон фон Турн (1316-1318) Паганус фон Турн (1319-1332) Бертрам де Сен-Женес (1334-1350) Николай Люксембургский (1350-1358) Людвиг I фон Турн (1359-1365) Маркард фон Рандек (1365-1381) Филиппе II де Аленкон (1381-1387) Ян (Иоанн) V Собестал Моравский (1387-1394) Антонио I Гаэтано (1394-1402) Антонио II Панчиера (1402-1412) Антонио III да Понте (1409-1418) (анти-патриарх) Людвиг II фон Тек (1412-1439) Людовико III Скарампи-Маццарота (1439-1465) Марко I Барко (1465-1491) Эрмолайо I Барбаро (1491-1493) Никколо II Донати (1493-1497) Доменико Гримани (1498-1517) Мариано Гримани (1517-1529 и 1533-1545) Марко II Гримани (1529-1533) Иоанн (Джованни) VI Гримани (1545-1550 и 1585-1593) Даниэль I Барбаро (1550-1574) Алоисио Джустиниани(1574-1585) Франческо Барбаро (1593-1616) Эрмолайо II Барбаро (1616-1622) Антонио IV Гримани (1622-1628) Августин Градениго (1628-1629) Марк III Градениго (1629-1656) Иеронимо Градениго (1656-1658) Иоанн (Джованни) VII Дольфино (1658-1699) Дионисио Дольфино (1699-1734) Даниэль II Дольфино (1734-1752)

http://drevo-info.ru/articles/2731.html

Список Аквилейских Патриархов: ап. Марк (42?), св. Ермагор (42-70?), сщмч. Иларий (ок. 276-284), Хрисогон I (ок. 285), Хрисогон II (ок. 295), Феодор (ок. 308), Агапит (ок. 319), Бенедикт (ок. 332-337), Фортунациан (343-369?), св. Валериан (369-388), Хроматий (388-407), Августин (407-434), Максим (434-442), Януарий (ок. 442), Секунд (ок. 454), Никита (454-458), Марцеллиан (ок. 485), Марцеллин (ок. 500), Стефан (ок. 515), Македоний (ок. 539-554), Павлин I (Павел) (ок. 557-569), Пробин (569), Илия (571?), Север (ок. 586), Иоанн, Кандидиан (606), Епифаний (612), Киприан (613), Марциан (623), Фортунат (628), Максим (649), Феликс (649), Иоанн II (663), Стефан II (670), Агафон (679), Иоанн III (680), Христофор (685), Петр (698), Серен (711), Каллист (726), Сигвальд (762-776), св. Павлин II (776-804), Урс (805-810), Максенций (810-837), Андрей (844), Венанций (850), Теутмар (855), Луп (856), Вальперт (873-883), Фредерик (901-2.02.922), Лев (уб. 927), Урс II (928-931), Луп II (932-944), Энгельфред (944-963), Родоальд (963-984), Иоанн IV (984-1017; 1019), Поппо (1019-1044?), Эберхард (1045-1049), Готебольд (1049-1063), Равенгер (1068), Сигехард (1077), Генрих (1084), Фредерик II (1085), Удальрик (1088-1121), Герард (до 1128), Перегрин (ок. 1130-1161), Удальрик II (1161-1181), Годефред (1182-1194), Перегрин II (1195-1204), Вольхер (1204-1218), Бертольд де Меран (1218-1251), Григорий де Монтелунго (1251-1269), Раймондо делла Торре (1273-1299), Пьетро Герра (1299-1301), Оттобоно Рацци (1302-1313), Кастоне делла Торре (1317-1318), Пагано делла Торре (1319-1331), Бертран Сен-Женьезский (1334-1350), Николай Люксембургский (1350-1358), Лодовико делла Торре (1359-1365), Маркварт де Рандек (1365-1381), Иоанн III Собеслав (1388-1394), Антонио Гаэтано (1395), Антонио II Панчьера (1402-1408), Антонио III да Понте (1409), Луи де Тек (1411-1438), Лодовико II Скарампи Меццарота (1439-1465), Марко Барбо, кард. (1465-1491), Эрмолао Барбаро (1491-1493?), Николо Донати (1493-1497), Доминико Гримани, кард. (1497-1517), Марино Гримани (до 1529), Марко Гримани (до 1535), Марино Гримани (вторично, до 1545), Иоанн VI Гримани (до 1550), Франческо Барбаро (1593-1616), Даниеле II Дольфино (1734, с 1752 - титулярный).

http://pravenc.ru/text/Аквилея.html

Здесь же говорится о постоянных контактах в 1-е тыс. по Р. Х. между Ираном и Тибетом, особенно возраставших в периоды гонений на Б. Канон Б. Учение Шенраба традиционно описывается 2 способами. 1-й носит название «4 двери одной сокровищницы, а всего 5» (го ши зод нга) и состоит из 5 разделов, в к-рые входят трактаты с описаниями ритуалов, заклинаний, а также специальных психо-духовных упражнений. 2-й способ называется «девять колесниц» (тхэгпа гу): 4 относятся к «колесницам» причины, 4 к «колесницам результата» и 9-я «колесница» - это система медитации дзогчэн. Тхэгпа гу существует в 3 версиях - южной, северной, центральной. Тексты, составляющие Канон Б., делятся на сочинения, к-рые были найдены (терма), и сочинения, переданные в устной традиции (ньян гьюд). Сомнения в подлинности корпуса лит-ры Б. возникали уже у Сакья пандиты Кунга-гьялцэна (1182-1251). Однако традиция Б. относит начало кодификации этих текстов ко времени Шэнчхэна Луги (ум. 1035), к-рый в 1017 г. нашел рукописи, составившие впосл. главную часть Канона. Возможно, в сер. XV в. весь корпус Канона был собран. Его тексты состоят из 2 частей: одна часть - это слова, сказанные Шенрабом-мибо (ка), др. часть - трактаты, к-рые так или иначе связаны с изречениями Шенраба (катэн). Систематизация Канона Б. закончилась в кон. XVIII в. в Гьяронге, полностью он был подготовлен к изданию в сер. XIX в. Автор 1-го каталога Канона - Кундол-дакпа (XVIII в.). Экземпляры Канона, рукописные или ксилографические, находились в мон-рях Амдо и Центр. Тибета, в Цосо и Шаругоне, на крайнем юго-востоке и северо-востоке Тибета, в Кхьюнгпо, у племен хоров. По сообщению Ю. Н. Рериха (1928), рукописный Канон мон-ря Шаругон состоял из 300 томов: 140 томов - это Кагьюр (собрание изречений Шенраба), 160 томов - Катэн. Каталог Канона, составленный Ньима Тэнзином (сер. XIX в.), 22-м настоятелем мон-ря Манри, был издан в 1965 г. и содержит 113 томов Кагьюра и 293 Катэна. В состав Кагьюра входят разделы: До (1-46 т.) - сочинения, посвященные монашеской дисциплине, космологии, агиографической лит-ре, молитвам; Бум (47-66 т.) - источники по лит-ре кхам чхэн; Гьюд (67-107 т.) - эзотерическая лит-ра; Зод (108-113 т.) - изложение философской доктрины учения дзогчхэн. Катэн содержит трактаты, связанные с ритуалом, обрядами, комментариями к ним; сочинения по проблемам изобразительного искусства, логики, медицины, астрологии. Исследования Б.

http://pravenc.ru/text/149727.html

Генриха III и Элеоноры Прованской в Вестминстере (14 янв. 1236). Подробно М. П. описывает свое пребывание при королевском дворе в Вестминстере в 1247 г., на празднике св. Эдуарда Исповедника (13 окт.), и беседу с кор. Генрихом III. Вероятно, король специально вызвал ко двору М. П., чтобы тот засвидетельствовал торжественную церемонию передачи Вестминстерскому аббатству реликвии - недавно приобретенного Генрихом III сосуда с Кровью Христовой (подробнее см.: Vincent N. The Holy Blood: King Henry III and the Westminster Blood Relic. Camb., 2001). К тому времени М. П. был уже известен королю как автор «Большой хроники» (Chronica majora), их знакомство могло состояться в ходе одного из посещений монархом аббатства Сент-Олбанс. Генрих III поручил М. П. правдиво записать все увиденное и услышанное, а затем пригласил отобедать с собой. В дальнейшем М. П. еще несколько раз встречался и беседовал с королем (в 1250 или 1251 и в марте 1257 в Сент-Олбансе, в июле 1251 в Уинчестере). Ок. 1256 г. М. П. побывал в Лондоне и осмотрел содержавшегося в Тауэре слона, подаренного Генриху III франц. кор. Людовиком IX Святым . М. П. оставил подробное описание и 2 рисунка слона, которые считаются первыми в Европе изображениями этого животного, выполненными с натуры ( Lewis. 1987. P. 212-216). Возможно (судя по подробным описаниям в своих сочинениях), он присутствовал при освящении церкви в аббатстве Хейлс (графство Глостершир, осень 1251), а также на свадьбе дочери Генриха III Маргариты с королем Шотландии Александром III в Йорке (26 дек. 1251). М. П. поддерживал регулярные и достаточно тесные контакты со многими представителями англ. знати (в т. ч. с Ричардом, гр. Корнуоллом, братом кор. Генриха III), чиновниками королевской канцелярии и казначейства («Палаты шахматной доски»), к-рые, по-видимому, были его информаторами. Достоверно известно об одной его поездке за пределы Англии. В 1248-1249 гг. по поручению папы Римского Иннокентия IV и аббата Сент-Олбанса М. П. посетил Норвегию, чтобы уладить конфликт в бенедиктинском мон-ре Нидархолм (близ совр.

http://pravenc.ru/text/Матвей ...

1859. P. 142). Когда послы прибыли ко двору хана, выяснилось, что Гуюк к тому времени скончался, к власти пришла его вдова, регентша Огуль-Каймыш; лишившийся покровителя Эльджигидей был арестован и казнен избранным великим ханом Мунке (1251). Франц. послы были приняты Огуль-Каймыш, желавшей упрочить свое шаткое политическое положение среди монг. элиты. В апр. 1251 г. послы Огуль-Каймыш доставили в Кесарию Палестинскую письмо с требованием покориться и платить ежегодную дань. Миссия францисканца Гильома де Рубрука (1253-1255), воодушевленного слухами о крещении сына Батыя Сартака, закончилась получением такого же письма от хана Мунке; Рубрук сообщал, что Сартак христианином «не хочет называться, а скорее, как кажется, осмеивает христиан» ( Рубрук. 1957. С. 117). Несовпадение идеалистических представлений о могущественных христ. полководцах с Востока и политической реальности особенно ярко проявилось во 2-й пол. XIII в., когда появившиеся в Сирии монголы не нашли поддержки крестоносцев. Хотя нойон Китбуга, возглавлявший передовые силы ильхана Хулагу, был несторианином ( Киракос Гандзакеци. История Армении. М., 1976. Гл. 62), правители гос-в крестоносцев предпочли заключить союз, направленный против монголов, с прежним противником - мамлюкским Египтом. Армия эмира Бейбарса зашла в тыл корпусу Китбуги и разгромила монголов в битве при Айн-Джалуте (3 сент. 1260), что приостановило монг. экспансию на Ближ. Востоке, а Бейбарс, став султаном, постепенно захватил большую часть христ. владений на Св. земле. В этих условиях оформился новый вариант легенды об И. П., согласно которому монголы восстали против царя-священника, убили его и притесняли христиан. В «Хронике» Альбрика Труа-Фонтенского представлены 2 разные истории (Chronica Albrici. P. 911-912, 942). Под 1221-1223 гг. сообщается, что «царь Давид» или его сын И. П. разбил куманов (половцев) и русских (имеется в виду битва на р. Калке в 1223) и после известия о потере Дамиетты крестоносцами вернулся на родину вместе с подданными-татарами, к-рые не являются ни христианами, ни язычниками.

http://pravenc.ru/text/471457.html

А. Г. Шкуро, прибывший осенью 1916 года в распоряжение Федора Артуровича вспоминал позднее о своей встрече с прославленным генералом: " " Я слышал о славной работе вашего отряда, - сказал он. - Рад видеть вас в числе моих подчиненных и готов во всем и всегда идти вам навстречу, но буду требовать от вас работы с полным напряжением сил " . Об этом, впрочем, граф мог бы и не говорить; все знали, что служба под его командой ни для кого не показалась бы синекурой. Действительно, после двухдневного отдыха на отряд были возложены чрезвычайно тяжелые задачи " 13. Интенсивность боев в октябре была чрезвычайно высока. Келлер отмечал, что, несмотря на самоотверженную работу корпусных хирургов, раненых поступало столько, что они не справлялись с работой и не успевали оперировать даже людей в тяжелом положении. Страдало и снабжение продуктами, которых, как выяснил Федор Артурович, раненые не видели целыми днями14. О происходящем на фронте в середине октября свидетельствует телеграмма Ф. А. Келлера на имя командующего 9-й армией генерала П. А. Лечицкого: " Противник более силен, чем предполагалось. Около 13 часов он повел наступление по всему фронту расположения 3-го кавалерийского корпуса, направляя свой главный удар на высоты 1442 - 1459 - 1060. По словам попавшего в плен германца, на последний участок наступают части 16-го пехотного Баварского полка. Ввиду растянутости фронта 3-го кавалерийского корпуса есть опасение в том, что я не в силах буду удержаться, что грозит потерей всего кряжа 1399 - 1251 - 1442 - 1553 - 1581 - 1482. Для облегчения положения 3-го кавалерийского корпуса прошу о переходе в наступление правого фланга 68-й пехотной дивизии во фланг атакующего противника " 15. После этого состоялся телефонный разговор Келлера со штабом армии: " - У аппарата командир корпуса. - Здравия желаю, Ваше сиятельство, что прикажете? - Здравствуйте, Ваше превосходительство. Дела у меня неважные - со всех сторон напирают. Вряд ли я смогу удержаться, так как не забудьте, что у меня не больше четырех батальонов растянуты на 12 верст. По-видимому, главное направление атаки противника - высоты 1399, 1409 и 1251, с одной стороны, а с другой - значительные силы напирают на высоты 1396 и 1442, а также в направлении высот 1452 и 1060, где накапливаются тоже большие силы. Положение опасно не только для меня, но и главным образом для 2-го [армейского] корпуса, так как если немцы прорвутся на 1399, то они выходят на дорогу вдоль ручья Нягра и на Вакария Регулуй, то есть в тыл 2-му [армейскому] корпусу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

90 См. «Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских» т. 243, кн. IV за 1912 г., стр. 32 (смесь). 91 Так, преосвящ. Поликарп по Петропавловскому собору приказал «сообразить бывшия предположения» архиеп. Смарагда (см. у † Г.М. Пясецкого, История Орловской епархии, стр. 969–970); по рапорту первого, –закрыты в 1865 г. Духовные Правления Брянское, Трубчевское, Севское, Ливенское и Елецкое (ibid., стр. 977–978), но еще 18 декабря 1853 г. Смарагд писал из С.-Петербурга о. Иерофею (см. «Христианское Чтение» 1911 г., 7–8, стр. 983 и отдельно на стр. 59): «Наше Кромское Духовное Правление, как ненужное, по моему представлению, закрывается. Нужно бы еще кое-какие духовные Правления позакры­вать. Лишние для поборов с Духовенства инстанции»; проектированный Смарагдом приют для девиц духовных бедного состояния (см. выше на стр. 182, 37– 39 ) Поликарп действительно устроил и всегда лелеял с особою любовию (см. у † Г.М. Пясецкого на стр. 987 сл. 993); храм при архиерейском доме, задуманный и разрешенный к постройке при Смарагде, был тоже воздвигнут его преемником (ibid., стр. 975 сл.). Сначала Поликарп оставил прежних сотрудников, как будто не трогая порядков Смарагда (см. у † прот. П.Ф. Полидорова, Преосвя­щенный Поликарп, Епископ Орловский и Севский, стр. 33 и 32, 1 ) и вообще советовался с последним (ibid., стр. 67, 1 ; ср. и выше на стр. 183, 49 ), хотя этот архипастырь далеко не во всем был солидарен со своим предшественником (см., напр., «Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских» т. 243, кн. IV за 1912 г., стр. 31–32 в смеси). 92 См. Письма архиеп. Смарагда к архим. Иерофею на стр. 96–98 и в «Христианском Чтении» 1911 г., 10, стр. 1251–1252; ср. и «Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских» т. 243, кн. IV за 1912 г., стр. 32 (смесь). 93 См. Письма архиеп. Смарагда к архим. Иерофею на стр. 96 и в «Христианском Чтении» 1911 г., 10, стр. 1251. 94 Так предлагал митрополиту С.-Петербургскому Филарет Мо­сковский: см. его Письма к Высочайшим особам II, стр. 222.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Практическим итогом взаимодействия русского и норвежского посольств в 1251 году явилось урегулирование приграничного конфликта. Столкновения прекратились и вновь стали возникать только уже к концу столетия. Король Хакон IV действительно мог сформировать в соответствующее время альтернативу Швеции в регионе. Время его правления оценивается как «золотой век» в истории Норвегии. При нем к норвежской короне были присоединены Дания и Исландия, под покровительством короля развивались искусства. Папа Иннокентий IV даже пытался после смерти Фридриха II именно Хакона поставить во главе Священной Римской империи. Вопрос об императоре решался в 1251 году, то есть в то самое время, когда шли русско-норвежские переговоры. Занятие императорского престола Хаконом существенно корректировало бы отношения Священной Римской империи и Руси 244 . Поход в землю емь: крещение язычников Надо иметь в виду, что при максимальном продвижении новгородской колонизации общая площадь земель Новгорода составляла 3 млн. квадратных километров. Эта территория в 5,5 раза превышала площадь Франции. В этом смысле геополитический потенциал Новгородской республики трудно было переоценить. Удержание этих огромных территорий под русским контролем составляло одну из важнейших задач политики Александра Невского в перспективе будущей геостратегии России. Пространство северного языческого мира при Александре Невском просвещалось и включалось в орбиту Руси за счет распространения православного вероучения. Помимо отношений с самими язычниками, решался в данном случае и вопрос о соперничестве с католиками. Языческий мир в XIII веке христианизировался, и либо он становился в перспективе католическим, либо – православным. Показателен в этом отношении поход Александра Невского 1256 года в Финляндию, «землю емь». Этот поход, как правило, в ряду других военных операций князя не указывается, хотя его проведение и результаты были блестящими 245 . Катализатором похода явилась новая попытка шведов закрепиться в устье Нарвы. Всё было очень похоже на сценарий 1240 года. Шведы вместе с датчанами прибывают к побережью Финского залива и начинают возводить крепость. Князь Александр по обращению всполошившихся новгородцев собирает войско. Шведы, все еще помнившие битву на Неве, бросили строительство и поспешили ретироваться. Но Александр Невский войско не распускает. Причем, куда направляется поход, не оглашалось. Это позволило обеспечить эффект неожиданности для противника. Шведы не смогли оказать какого-либо противодействия. Войска Александра дошли до Копорья, а далее вступили в «землю емь». Большое содействие русским оказывали во время похода карелы. К тому времени они уже были, в отличие от еми, обращены в Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После Собора И. поддержал антиштауфеновскую оппозицию в Германии и Италии, среди прочего он предоставил тем, кто воевали против императора и его наследников, те же привилегии, к-рые были даны крестоносцам (в 1246, 1249, 1251). И. способствовал избранию в Германии антикоролей Генриха Распе (1246-1247) и Вильгельма Голландского (1247/48-1256). До смерти Фридриха II в 1250 г. И. не решался выехать из Лиона: прочные позиции императора в Италии делали невозможным возвращение папы в Рим. Но и император не мог оставить Италию, т. к. в его отсутствие обстановка в регионе становилась нестабильной. Лишь в 1251 г. И. с триумфом вернулся в Папскую область (права папы на эту территорию более никем не оспаривались). Из-за сильной проимп. оппозиции в Риме главными папскими резиденциями стали Перуджа и Ассизи. Уже осенью 1253 г. И. был вынужден уступить требованиям римлян, угрожавшим Ассизи войной, и вернуться в Рим. Его пребывание там было недолгим, вскоре он отправился в Умбрию, а оттуда в Неаполь. После смерти императора Неаполь и Капуа перешли на сторону папы, однако незаконный сын Фридриха II кн. Тарентский Манфред (сицилийский король в 1258-1266) и нем. кор. Конрад IV (1250-1254) стремились вернуть Юж. Италию под власть Штауфенов. С 1252 г. И. вел переговоры с Карлом Анжуйским и братом англ. кор. Генриха III Ричардом Корнуоллским о передаче короны Сицилийского королевства. Отказ Ричарда от короны был связан с его нежеланием ввязываться из-за нее в войну; Карла Анжуйского не устроили те ограничения, к-рые накладывал И. на внутреннюю политику сицилийского короля (Les Registres d " Innocent IV. N 1819). В окт. 1253 г. войска Конрада IV вновь захватили Неаполь. В 1254 г. И. объявил против Конрада IV крестовый поход (послания от 16 и 17 февр. 1254 - Potthast. RPR, N 15239, 15240) и в Великий четверг отлучил его от Церкви. Вскоре после этого И. утвердил передачу еще не отвоеванного Сицилийского королевства в лен 2-му сыну англ. кор. Генриха III Эдмунду Ланкастерскому. Умирая, Конрад IV передал регентство над Сицилийским королевством Бертольду фон Гогенбургу. 8 сент. 1254 г. папа отлучил от Церкви Бертольда и Манфреда, кн. Тарентского, и поручил Гильельмо Фьески, назначенному папским легатом на Сицилии и в Юж. Италии, собрать войско для похода против Штауфенов. Вскоре Бертольд передал регентство Манфреду, к-рый 27 сент. 1254 г. заключил с И. мирное соглашение. В соответствии с договором Манфред оставался регентом Сицилийского королевства и правителем своих наследственных земель, однако признавал верховную власть Римского папы. За сыном Конрада IV Конрадином признавались права на Сицилийское и Иерусалимское королевства и герц-ство Швабское (Les Registres d " Innocent IV. N 8023-8025). 27 окт. И. торжественно въехал в Неаполь. Манфред, не удовлетворенный условиями договора, вскоре бежал. Заручившись поддержкой сарацинов, он поднял восстание и 2 дек. 1254 г. разбил папские войска в битве при Фодже.

http://pravenc.ru/text/468779.html

Миниатюры из ранних манускриптов отличаются от работ художников Ромклы 1-й пол. XIII в. Художественный уровень работ стал выше, после того как по инициативе католикоса Костандина I Бардзрабердци в нач. XIII в. из разных скрипториев в Ромклу были приглашены лучшие миниатюристы и переписчики, которые в течение неск. десятилетий копировали и украшали мн. роскошные манускрипты и передавали свой опыт ученикам. Три Евангелия Киракоса из Дразарка (Venez. Mechit. 69/51, 1244 г.; Antelias. Armenian Catholicosate of the Great House of Cilicia. 8, 1248 г.; Матен. 7690, 1249 г.) украшены изысканными миниатюрами, в которых заметно стремление художника к реалистической передаче черт. Иллюстрации Евангелий Киракоса и, видимо, учившегося у него переписчика Саргиса, оформившего Евангелие 1251 г. (Матен. 3033), а также 2 Евангелий Ованнеса (Vindob. Mechit. 833, 1235 г.; Freer. 44. 17, 1253 г.) являются произведениями, свидетельствующими о начале наивысшего подъема в скриптории Ромклы 1-й пол. XIII в. Работы Киракоса и Ованнеса оказали большое влияние на формирование искусства Тороса Рослина. Согласно памятным записям Рослина, его учителем был Киракос (возможно, Рослин учился и у Ованнеса). Наследие Рослина является уникальным явлением в истории христ. книжного искусства того времени и дает представление о самобытности его творчества в арм. миниатюре. Под его именем известны неск. сот миниатюр Евангелий, а также книги Маштоца (Требника) 1266 г., созданного в Сисе для еп. Вардана (Jerus. Arm. 2027). Рослину приписывают украшение Евангелия принца Левона (Матен. 8321, 1250-1251 гг.), Евангелия 1266 г. царя Хетума I (Матен. 5458) и др. Рослин возродил ранее прерванную в арм. книжном искусстве историческую портретную живопись, создав 2 миниатюры с изображением принца Левона, буд. кор. Левона III (Евангелие принца Левона - Матен. 8321; Евангелие 1262 г.- Jerus. Arm. 1956). Произведения этого художника, проникнутые тонким лиризмом, даже элегичные, подчас с героическим, драматическим пафосом, оказали решающее влияние на развитие миниатюры К. А. Рослин передал профессиональные знания своим ученикам, вместе с к-рыми он украсил Евангелия 1256 г. (Матен. 10450), 1260 г. (Jerus. Arm. 251), 1262 г. (Jerus. Arm. 2660; Baltim. 539), 1265 г. (Jerus. Arm. 1956), 1268 г. (Матен. 10675). Иллюстрации этих кодексов представляют новый художественный уровень развития книжной живописи К. А. с многосюжетной повествовательной миниатюрой, существовавшей в Армении в XI в., но забытой после падения Анийского царства; в них художник обратился к старым сюжетам, но использовал новые способы оформления книги.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010