После смерти в 1246 г. Ярослава Всеволодовича Владимирский великокняжеский стол занял его брат Святослав. Сыновья Ярослава были недовольны полученными от него уделами. В 1247 г. св. Александр Ярославич Невский вслед за братом Андреем отправился к хану Батыю, затем в ставку вел. ханов в Каракорум, откуда вернулся в кон. 1249 г., получив ярлык на «Кыев и всю Русьскую землю», вел. князем Владимирским стал Андрей Ярославич. Возможно, в 1248 г. К. венчал в ростовском Успенском соборе кн. Бориса Васильковича и муромскую кнж. Марию Ярославну, двоюродную сестру по матери кн. Александра Невского ( Кузьмин А. В. Генеалогия муромских князей в XIII - сер. XIV вв.: Факты и гипотезы//Уваровские чт., 8-е: Мат-лы Всерос. науч. конф. Владимир, 2012. С. 164-168). Зимой 1248/49 г. К. возглавил отпевание во владимирском Успенском соборе погибшего в битве с литовцами на р. Протве кн. Михаила Ярославича Хоробрита. К. участвовал в отпевании там же умершего 27 дек. 1249 г. угличского кн. Владимира Константиновича, в нач. янв. 1250 г.- в его погребении в Спасо-Преображенском соборе Углича. В нач. февр. 1250 г. К. отпел скончавшегося во Владимире-на-Клязьме ярославского кн. св. Василия Всеволодовича , 20 февр. участвовал в его похоронах в Успенском соборе Ярославля. Вместе с Киевским митр. св. Кириллом II , в 1250 г. прибывшим во Владимир-на-Клязьме, К. зимой 1250/51 г. венчал важный политически, но сомнительный с канонической т. зр. брак Владимирского вел. кн. Андрея Ярославича и дочери галицко-волынского кн. Даниила Романовича , бывших двоюродными братом и сестрой. В мае 1251 г. вместе с митр. Кириллом II К. приехал в Новгород, 25 мая оба архиерея приняли участие в хиротонии Далмата во архиепископа Новгородского. Летом 1251 г., во время тяжелой болезни кн. Александра Невского, его «Бог помилова... и молитва отца его Ярослава, и блаженаго митрополита, и епископа Кирила» ( Присёлков. 2002. С. 323). В мае 1252 г., во время «Неврюевой рати», К. находился в Ростове, 2 мая в присутствии князей Бориса и Глеба Васильковичей освятил ц. во имя святых Бориса и Глеба. По-видимому, К. принял участие в торжествах по случаю рождения у кн. Бориса сыновей Дмитрия (11 сент. 1253) и Константина (30 июля 1254). Зимой 1257 г., вероятно, К. крестил в Ростове знатную монголку, жену белозерского кн. Глеба Васильковича, с к-рой князь приехал на Русь из Монголии; в крещении она получила имя Феодора. В том же году монголы переписали население Сев.-Вост. Руси и обложили его налогами, от к-рых было освобождено духовенство. К. благословил кн. Александра Невского на поездку в Новгород вместе с ордынскими чиновниками для проведения переписи.

http://pravenc.ru/text/1840429.html

Как ни неприятно было восточным подписываться под этими правилами, однако уклониться было невозможно и они подписались 237 . XXXIII. Продолжение патриаршествования Константина. Преемники Константина: Иаков I, Константин II и Стефан IV Попытка п. Иннокентия IV привлечь армян к союзу с римской церковью. Пререкания армян с папским нунцием в 1248 г. Собор в Сисе 1251 года и принятие армянами догмата filioque. Еще сношение с греками. Последние годы патриаршествования Константина. Uakob I и образ его мыслей. Отношения к Риму. Константин II. Он противится союзу с папой. Стефан IV. Волнения по поводу празднования пасхи. Нашествие египтян Около 1248 г. от папы Иннокентия прибыл в Киликию нунций с письмом к ц. Гетуму и кат. Константину. Цель его миссии была прежде всего изучить обряд и церковные порядки армян; определить, насколько основательны обвинения против армянской церкви со стороны многих из латинского духовенства, а затем сделать попытку привлечь армянскую церковь в полное согласие с римской. По этому случаю между армянским духовенством и нунцием возникли горячие пререкания, во время которых армянское духовенство решительно заявило, что в отношении существенных пунктов христианской веры армяне вполне согласны с латинянами, но что касается церковных обрядов, которые издавна существуют в народе, то в этой области они не согласны ни на какие уступки и ни на какие изменения. Некто Вардан, с Черной горы, прочитавши копию письма, принесенного нунцием от папы к ц. Гетуму, написал Гетуму письмо, в котором выставил 15 пунктов обвинений против латинян. Другой монах, по имени Мхитар, из Скевра, опровергал мысль о главенстве св. Петра в церкви. Спустя два года латиняне однако имели в Армении большой успех. В 1250 г. Иннокентий написал ко всем восточным христианам послание, в котором предлагал принять учение об исхождении Св. Духа «и от Сына». Копия этого послания была доставлена и царю Гетуму. Царь приказал католикосу созвать в Сисе собор, которому и передано было предложение папы. После незначительного сопротивления отдельных членов, собор (1251) принял догмат filioque и в этом смысле послал уведомление в Восточную Армению епископам и духовенству и отдельно монаху Иоанну Ванакану, пользовавшемуся славой необыкновенно ученого богослова. В ответ на послание сисского собора восточные армяне написали, что они принимают учение об исхождении св. Духа и от Сына, так как это учение будто бы вполне согласно с свящ. писанием и мнением отцов церкви 238 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Викарные кафедры: Старорусская, Кирилловская, Тихвинская, Крестецкая, Валдайская, Боровичская, Маловишерская, Демянская, Хутынская. 991/992 10.02.1030 15.10.1059 31.01.1109 1109(1110) 21.04.1156 10.08.1158 в/у св. Аркадий, нареченный 10.08.1158 19.09.1163 28.03.1165 в/у св. Илия, нареченный 28.03.1165 07.09.1186 29.03.1187 29.03.1187 24.05.1193 Св. Григорий 10.12.1193 24.08.1199(1200) 1199(1200) 03.07.1201 в/у Митрофан, нареченный 03.07.1201 22.01.1211 03.07.1223 Митрофан, паки 03.07.1223 25.02.1230 25.02.1230 20.07.1249 Спиридон 25.05.1251 в/у Далмат, нареченный 25.05.1251 21.10.1274 11.1276 11.1276 22.05.1299 Климент 05.1299 29.06.1300 в/у св. Феоктист, нареченный 29.06.1300 12.1308 05.06.1309 в/у Давид, нареченный 05.06.1309 05.02.1325 02.1326 в/у св. Моисей , нареченный 02.1326 05.1329 31.08.1330 03.07.1352 Св. Моисей III, лаки 15.09.1359 в/у Алексий, нареченный 07.05.1388 17.01.1389 в/у Иоанн III Порфирьев, нареченный 17.01.1389 11.08.1415 22.03.1416 22.03.1416 15.06.1421 Св. Симеон Хутынский 01.09.1421 30.08.1423 9.1423 09.1424 09.1424 01.11.1429 Евфимий Брадатый 13.11.1429 26.05.1434 в/у св. Евфимий II Михеев Вяжицкий, нареченный 26.05.1434 11.05.1458 19.03.1458 02.1459 в/у св. Иона Отенский, нареченный 02.1459 05.11.1470 15.11.1470 15.12.1471 в/у св. Феофил , нареченный 15.12.1471 07.1483 04.09.1483 24.06.1484 12.12.1484 26.06.1504 15.01.1506 04.1509 04.03.1526 19.03.1542 18.06.1542 06.1551 14.06.1551 29.10.1552 Серапион II Курцов (Курцев) 20.11.1552 24.02.1570 06.12.1571 20.10.1575 12.09.1576 26.06.1591 20.02.1592 15.04.1601 06.02.1603 10.04.1619 22.07.1619 12.09.1626 Макарий II 20.10.1626 17.12.1634 08.03.1635 07.01.1649 11.03.1649 25.07.1652 08.08.1652 14.11.1663 Макарий III 06.08.1664 07.07.1672 22.12.1672 26.07.1674 06.08.1674 03.03.1695 Корнилий 14.04.1695 06.12.1696 Евфимий III 06.06.1697 03.02.1716 03.02.1716 06.01.1721 06.01.1721 12.05.1725 24.05.1725 25.06.1725 25.06.1725 08.09.1736 29.05.1740 17.05.1745 18.08.1745 16.09.1753 22.10.1757 14.12.1767 01.01.1775 19.12.1800 19.12.1800 06.04.1818 26.06.1818 24.03.1821 24.03.1821 19.06.1821 29.06.1821 17.01.1843 17.01.1843 04.11.1848 04.11.1848 17.09.1856 17.09.1856 01.10.1856 01.10.1856 17.06.1860 17.06.1860 11.08.1860 01.07.1860 07.09.1892 08.09.1892 21.11.1892 21.11.1892 13.08.1900 13.10.1900 17.10.1910 05.11.1910 29.07(11.08)1933 17(30)08.1923 01(14)05.1924 30.05(12.06)1924 20.08(02.09)1926 29.07(11.08)1932 29.07(11.08)1932 22.09(05.10)1933 Алексий II Симанский 22.09(05.10)1933 23.08(05.09)1936 (08.1941 16(29)04.1944 15(28)11.1955 09(22)10.1956 09(22)11.1956 10(23)08.1959 10(23)08.1959 24.09(07.10)1967 10(23)10.1967 23.08(05.09)1978 (24.08)06.09.1978 16(29)05.1986 в/у Антоний Мельников 16(29)07.1986 25.05(07.06)1990 в/у Апексий Ридигер 07(20)07.1990 Новгородская, обн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1248 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. 1249 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, 1250 день пролетит как мякина – доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней. 1251 Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня. 1252 достанется этот край остаткам дома Иудина, и будут пасти там, и в домах Аскалона будут вечером отдыхать, ибо Господь Бог их посетит их и возвратит плен их. 1253 Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как Гоморра, достоянием крапивы, соляною рытвиною. 1255 Как он стал развалиною, логовищем для зверей! Всякий, проходя мимо него, посвищет и махнет рукою. 1256 Господь праведен посреди него, не делает неправды, каждое утро являет суд Свой неизменно; но беззаконник не знает стыда. 1257 Итак ждите Меня, говорит Господь,.. ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое. 1259 Сетующих о торжественных празднествах Я соберу: твои они… сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу плен ваш перед глазами вашими, говорит Господь. 1260 ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего. 1261 В то время приведу вас и тогда же соберу вас, ибо сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу плен ваш перед глазами вашими, говорит Господь. Читать далее Источник: Обозрение пророческих книг Ветхого Завета : по утвержденной программе/Сост. А. Хергозерский. – изд. 4-е, испр. - СПб. : Изд. книгопрод. И.Л. Тузова, 1899. 235 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Без преувеличения, святого князя Александра можно считать отцом русского самодержавия Если мы рассмотрим жизнь и деятельность святого князя Александра Невского, то увидим, что, во-первых, он в течение своей жизни выстраивает свою державу, которая объемлет почти всю Русь – Новгород, Киев, Владимир – и в которой он стремится распоряжаться самовластно, как некий царь. Без преувеличения, святого князя Александра можно считать отцом русского самодержавия. Но для него его держава – это государство правды. Вспомним его слова перед Невской битвой: «Не в силах Богь, но въ правд. Помянемъ Пснотворца, иже рече: Сии въ оружии, а си на конх, мы же во имя Господа Бога нашего призовемь, тии спяти быша и падоша, мы же стахом и прости быхом”». Житие Александра Невского являет нам и русский крест, и воскресение Руси. 2. Тезис «не в силе Бог, а в правде» и призыв Александра Невского не вступать в чужие пределы является утверждением законности на международном уровне. Это – призыв к праву и правде. Он глубинно близок к правосознанию Константина Великого, выразившегося в его знаменитом Миланском Эдикте. В нем святой равноапостольный Император Константин, с одной стороны, основывается на естественном праве, апеллируя к здравому смыслу. С другой стороны, естественное право в конечном счете восходит к сверхъестественному источнику. Философский монотеизм равноапостольного Императора явно обладает христианскими чертами. 3. Святого князя Александра и Константина Великого объединяет стремление хранить православную веру. Когда равноапостольный Император окончательно убеждается во вредоносности ереси Ария, он собирает в Никее Вселенский Собор для ее осуждения, несмотря на все риски, смуты и возможные потери. В 1249-м или в 1251-м г. к Александру прибывают легаты Агальдад и Гемон, по-видимому, с достаточно выгодными предложениями от Папы Иннокентия IV – союза (в т.ч. против монголов) и помощи, в т.ч. военной. Однако святой князь не поддался на их авансы. Когда после приезда легатов и собеседования с ними он понял, что Рим ни в чем уступать не намерен, никакой истины не ищет, и речь идет о простом подчинении Римскому Папе и его заблуждению, то дает следующий простой, мудрый и исполненный достоинства ответ:

http://pravoslavie.ru/143256.html

Ноября пред Михайлом впала орда в Изюмский полк под Андреевку, Змиёв, Лиман и Генеевку и под прочие места; много шкоды учинила; Генееку совсем выбрали. За получением оной тревоги Генерал-Фельдмаршал Ласси в самом малом числе следовал в Змиёв к полкам, где и я был при Его Высокопревосходительстве конвоем». Итак, в 1736 году Гинеевка была ограблена начисто. По этой заметке можем уже судить, каково было положение гинеевцев и в другие времена, по милости Крымских грабителей. В последние времена прихожане Богородичного храма довольно были счастливы, по сравнению с другими. Холера 1848 года похитила из числа их только 16 человек мужчин и 19 женщин. Нельзя не упомянуть, что в эти годины общих бедствий они искренно смирялись пред десницею Божьею: каялись и молились, брали икону Богоматери по домам, и вели себя как искренние христиане, чада Святой Православной Церкви. По исповедной росписи за 1737 год, в Гинеевском приходе Рождества Богородицы показано прихожан 732 муж. и 684 жен., в том числе: сотник Василий Вербицкий, казаков рядовых 278 муж., 226 жен.; при храме была школа. Затем было: в 1750 году 662 муж., 640 жен.; в 1770 году 702 муж., 697 жен.; в 1790 году 751 муж., 818 жен.; в 1810 году 940 муж., 908 жен.; в 1830 году 1251 муж., 1136 жен.; в 1850 году 1156 муж., 1176 жен. душ. СКРЫПАЕВО Скрыпаево, на речке Гнилице, стало слободлю в недавнее время; до того времени приходской храм хутора Скрыпаева и других был в городке Мохначах. «Городище Мохнач», на берегу Донца, показано в «Книге большого чертежа», это напоминание о живших здесь руссах до монголов. По писцовой Чугуевской книге 1647 г., земля на Мохначанской поляне, от колодязя Мохначева, вниз по Донцу, отведена была Чугуевским пушкарям. По делам 1657 г. видим в Мохначах черкасов. По ведомости 1784 г. показывали в слободе Мохначе «не большое укрепление, на подобие четвероугольника, с бастионами; вал от горизонта в сажень; с одной стороны укрепления речка, а с трех других ров шириною в 3 сажени». Положение Мохнача самое счастливое для таких времен, каково время татар.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Rosuæydi notæ, 3111–16. Præfatio Lipomani, 2847–50. Nolitia FH., 2843–8. Index analyticus, 4155–62. JOANNES MOSCHUS s. XV, 160. Epitaphium Lucæ Notaræ, in nota (Boissonade). 747–50. JOANNES MONACHUS, ( Damascenus), 96. Hymni, 1–6: In S. Basilium, 1371–8. In S. Chrysostomum, 1377–84. In S. Nicolaum Myrensem, 1383–90. In S. Petrum, 1389–94. In S. Georgium, 1393–1400. In S. Blasium, 1401–1408. Monitum Mai, 1369–70. JOANNES NICÆNUS, ep., s. X, 96. De festo die natali Domini (Combefis) 1435–50. Notitia Leguien,. 1433–6. Oratio seu Invectiva contra Armenios 1 132, 1185–1218 ( Isaac Armenus). JOANNES V PALÆOLOGUS imperator, 1341–76. Novellæ constitutiones, 1115–6, 1127–8. Professio fidei (Allatius), 154, 1297–1308. JOANNES PHOCAS, s, XIII, 133. Descriptio terra; sancta? (Allatius), 927–62. JOANNES PLUSIADENUS. Vide JOSEPH ME­THONENSIS. JOANNES PRESBYTER, s. XI, 120. Epistola ad Leonem Grammaticum (Cotelerius), 177–80. JOANNES RHAITUENSIS, s. VII, 88. Epistola ad Joannem Climacum (Rader). 623–26. Scholia in Climacum, latine (Rader), 1211–48. JOANNES RHODIUS, s. IX, 96. Vita S. Artemii (M.), 1251–1320. JOANNES SCYLITZA, s. XL 122. Historia (continuatio Georgii Cedreni), 367–476, cum notis Goar. Præfatio ad historiam, 1357–62. Index analyticus, 1441–4. JOANNES STAURACIUS. Fg. in analectis de oleo S. Demetrii (AA.SS.), 116, 1399–1422. JOANNES UNGLESES, despota Serbiæ, s. XIV. Diploma (inter acta Philothei CP., n. 183), græce, 152, 1442–5. JOANNES VECCUS XI CP. patr., 1275–82, 141. (Ex Allatio præter duo.) De unione Ecclesiarum, 15–158. De processione Spiritus Sancti, 157–282. Sententia synodalis, 281–290. Ad Theodorum Sugdææ ep., lib. 1–3, 289–338. Ad Constantinum, lib. 1–4, 387–396. In Camateri animadversiones [de Sp. S.] 395–614. Epigraphæ [de Sp. S.], 613–724. Refutatio Photiani libri de Sp: S., 727–864. Hergenro_eter præfatio, 725–28. Refutatio libri Georgii Cyprii, 863–926. De unione Ecclesiarum [de pace] fg. (Mansi), 925–42. Epistola ad Joannem papam, latine, 943–50. De depositione sua oratio 1–2, 949–1010.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Псалтырь – сборник 150 т. н. «Давидовых псалмов», открывающий третий раздел Ветхозаветного канона Библии. Переведена на славянский язык Мефодием, в древнерусских списках известна с XI в. В средние века – основная книга для обучения грамоте. Евангелие – группа повествований об Иисусе Христе. Основных (канонических) – четыре: Марка, Матфея и Луки – т. н. синоптические, т. е. «совместные» по содержанию, и сильно отличающееся от них Евангелие от Иоанна. Одни из главных источников христианского вероучения и культа, основная часть Нового Завета. Апостол (Деяния апостолов) – богослужебная книга греко-российской церкви; содержит Деяния и Послания Апостолов. Предназначена для чтения в церкви во время богослужения. 123 Александр Ярославич Невский (ок. 1220–1263) – князь Новгородский (1236–1251 гг.), великий князь владимирский с 1252 г. Внук Всеволода Большое Гнездо, правнук Юрия Долгорукого. Разбил шведов в Невской битве 1240 г.; 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера (Ледовое побоище) разгромил войска Ливонского ордена. Канонизирован православной церковью. Владимир Святославич Красное Солнышко (ум. 1015) – князь Киевский с. 980 г., сын князя Святослава Игоревича и его ключницы рабыни Милуши Любечанки; с 969 г. князь в Новгороде. После смерти отца одержал в 977 г. победу над старшим братом Ярополком. В 988 г. ввел на Руси христианство. Захватил Херсонес и заставил византийского императора Василия II выдать за него замуж сестру. 124 Иван V Алексеевич (1666–1696) – сын царя Алексея Михайловича и Марии Милославской, сводный брат Петра. После смерти старшего брата царя Федора Алексеевича отстранен от престола Нарышкиными; посажен на престол во время восстания 1682 г. и утверждён Земским собором «первым царем» совместно с Петром при регентстве Софьи. Отец будущей царицы Анны Иоанновны. 125 Меншиков Александр Данилович (1673–1729) – государственный и военный деятель, генералиссимус (1727 г.). Сын придворного конюха, с 1686 г. – денщик Петра I. Сопровождал царя в Азовских походах 1695–1696 гг. и в «Великом посольстве» 1697–1698 гг. С 1702 г. граф. С 1703 г. губернатор Ингерманландии, позднее Санкт-Петербургской губернии. Руководил строительством Петербурга, Кронштадта и др. В Северной войне одержал крупную победу в октябре 1706 г. при Калише; под Полтавой командовал левым флангом, затем возглавил преследование и вынудил шведов к капитуляции (1709 г.). С 1707 г. светлейший князь. В 1709–1713 гг. командовал русскими войсками в Польше, Курляндии, Померании и Гольштейне. В 1718–1724 гг. и 1726–1727 гг. президент Военной коллегии. После смерти Петра I, опираясь на гвардию, возвел на престол Екатерину I и стал фактическим правителем России. В результате дворцовой борьбы обвинен в государственной измене н хищении казны и сослан с семьей в Березов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

С. Николай-Дар - 1917-1918 годы. Имеются свидетельства о рождении за 1912, 1917 годы) 5. Архивный Фонд 5 Губернское правление – опись 1797-1918гг 583 Лукояновский уезд: " Дело о строительстве церкви в с. Николай-Дар – 1875-1881гг. Фонд 3074 опись 1251: " Дело о ликвидации церкви в с. Николай-Дар Лукояновского района 16 июня 1938 – 7 января 1939гг. " 6. Адрес-календарь Нижегородской Епархии за 1904 год..2 Благочинный округ. Церкви села Николай-Дар и села М-Мамлеево. Список священнослужителей и церковных старост 7. Фонд 570 Опись 557 230. Сведения и ведомости о церквях, их имуществе, клире и численности прихожан по селам Новоселки, Пичингуши, Девичьи горы, Маресево, Елфимово, Никулино, Тольский Майдан, Николай-Дар, Мамлеево и Кудеярово Лукояновского уезда, а также Итманово, Какино Ушаково Сергачского уезда за 1845 год 96 листов 8. Список населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. - СПб.: изд. Центр. стат. ком. Мин. внутр. дел, 1861-1885. [Вып. 25]: Нижегородская губерния: ... по сведениям 1859 года/обраб. Е. Огородниковым. - 1863. - XXXII, 185 с., 1 л. к.2 9. Адрес-календарь Нижегородской епархии 1888 год, 900 лет крещения Руси, церковь села Николай-Дар 2 Благочинный округ 10. Ревизские сказки на крестьян Починковской Военно- Коннозаводской волости Лукояновского уезда. ЦАНО 60-239а-1683 Лукояновский уезд 802 листов, лист 176 Конно-заводские крестьяне с.Николай Дар Рязанской губ. Скопинский уезд. 1850 год. Гребнев В.А. Согласно архивным документам Нижегородской Епархии, строительство церкви деревни Николай-Дар началось с организационных мероприятий на получение одобрения от Нижегородской Духовной Консистории, для чего туда был доставлен подробный рапорт, и зарегистрирован под номером 159 - от 27 марта 1841 – 22 марта 1846 с названием «Дело о прошении Управляющего Починковской Коннозаводской волостью Коллежского Советника Книпер Ивана Христофоровича на получение разрешения для строительства церкви на каменном фундаменте в деревне Николай-Дар Лукояновского уезда Нижегородской губернии с приложением сметы на строительство и подворного списка крестьян деревни».

http://sobory.ru/article/?object=30778

Так, отец Лаврентий назван «дивным по жизни», в устах «всегда имел молитву или псалом; в храме стоял, как свеча» 1245 . По преданию, к нему однажды прилетели Ангелы в виде прекрасных голубей и известили о том, что через год прилетят за ним, что и исполнилось, когда о. Лаврентий блаженно скончался в 1881 году 1246 . Второй ученик старца Илиодора – любитель безмолвия, о. Артемий два года после смерти своего учителя «подвизался в его лесной келлии» 1247 . Главным его занятием была Иисусова молитва, которую он творил до последней минуты своей жизни 1248 . Нравственная высота Глинских иноков, как и прежде, побуждала епархиальное начальство переводить их в другие монастыри для становления там истинно духовной жизни. Так, в 1864 году семь человек братии были вызваны из Глинской пустыни и переведены во вновь открываемый монастырь близ г. Мирополья 1249 . В 1870 году во вновь открытый (в 1868 г.) Тульский Богородичный Щеглов монастырь также были переведены Глинские иноки 1250 . Как уже упоминалось, в Щегловом монастыре был введен устав Глинской пустыни. Старческое окормление, подвижническая жизнь настоятеля и братии Глинской пустыни влекли в обитель все новых подвижников. Если в конце 1861 года в Глинской пустыни было 163 насельника 1251 , в 1880 году – 178 1252 , то в 1885 – уже 224 1253 . Глинская пустынь была известна в самых отдаленных концах России и пользовалась огромным авторитетом. В обитель поступали жители не только Курской и близлежащей Черниговской губерний, но и Воронежской, Тверской, Полтавской, Ярославской, Тамбовской, Тульской, Вятской, Орловской, Смоленской, Калужской, Екатеринославской, Самарской и других 1254 . К 1880-м годам существенно изменился социальный состав Глинской братии. Если в 1829 году почти половину насельников составляли мещане и казаки 1255 , а крестьян было меньше одной десятой части, то в 1885 году крестьяне составляли более половины братии (114 человек); при этом резко сократилась доля насельников из мещан, казаков и духовного звания 1256 . (В «Архиве Глинской пустыни» приведены сведения о распределении священнослужителей, монахов и послушников Глинской пустыни в 1885 году – по званиям и сословиям.). В 1885 году более половины насельников монастыря были моложе 40 лет, причем около трети братии – моложе 30 лет. Однако все священнослужители обители были старше 40 лет (более 2 / 3 из них – старше 50 лет), а все монашествующие – старше 30 лет; среди послушников были люди самого разного возраста. (Более подробные данные приведены в «Архиве Глинской пустыни»). Все в монастыре трудились на послушаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010