Осенью 1250 г. Кирилл прибывает в Суздальскую землю, где зимой 1250/1251 гг. совершает бракосочетание дочери Даниила с великим князем владимирским Андреем Ярославичем. Особенно бросается в глаза взаимопонимание и многолетнее сотрудничество Кирилла с Александром Ярославичем Невским, получившим в 1249 г. в ханской ставке титул великого князя киевского, а в 1252 г. – также и великого князя владимирского. Оба государственных деятеля скептически относились к предложениям унии со стороны папы, считая бесперспективным сопротивление превосходящим силам монголов. Вследствие этого они решили пойти на признание монгольского владычества и широкое сотрудничество с завоевателями. Первая из известных встреч Кирилла с Александром Невским произошла в 1251 г. в Новгороде, где Кирилл вместе с ростовским епископом Кириллом посвятил в сан новгородского архиепископа Далмата. В 1252 г. Кирилл возглавлял торжества по случаю восшествия нового великого князя Александра Невского на владимирский стол. В конце 1256 г. они вновь вместе посетили Новгород. Примерно в это же время (в 1255/1258 г.) было учреждено епископство в Твери. В 1261–1263 гг. Кирилл пребывал во Владимире-на-Клязьме, где он рукоположил сарайского епископа Митрофана (Сарай – столица Золотой Орды) и ростовского епископа Игнатия, а в ноябре 1263 г. участвовал в торжественном погребении Александра Невского. Вероятно, в Киеве в 1269 г. Кирилл посвятил в сан Феогноста, епископа Переяславля-Русского и Сарая. Вслед за этим Феогност, по заданию митрополита и хана Менгу Тимура, отправился в Константинополь, к императору и патриарху. Его пребывание в Константинополе документально засвидетельствовано 12 августа 1276 г. (см. “ответы” патриаршего синода). В сопровождении бывшего киево-печерского монаха Серапиона, новопоставленного в Киеве в 1273 г. в епископы Владимира, Кирилл прибыл в 1274 г. во Владимир-на-Клязьме, где настоловал его епископом “Володимерю, Суждалю и Новгороду Нижнему”. Именно с этим пребыванием Кирилла во Владимире в историографии связывали тот важный митрополичий собор, на котором было принято постановление против злоупотреблений в церкви и среди клира, а также официально одобрено собрание церковных установлений (Номоканон, Кормчая книга), переведенное на славянский на Балканах и присланное митрополиту болгарским деспотом Яковом-Святославом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Житие святых мучеников и исповедников благоверного князя Михаила и болярина его Феодора, черниговских чудотворцев», М., 1918 г. Память святого князя Романа 19 июля (1 августа). В Летописи эта поездка упомянута по ошибке в 1250 году. ПСРЛ, Т. II, с. 805-808. Новгородская летопись. Плано Карпини, «История монгалов», Алматы, «Гылым», 1993, стр.68. Там же, стр. 49. Там же, стр. 49. Гильом де Рубрук, «Путешествие в Восточные страны», Алматы, «Гылым», 1993, стр. 108. Кангиты (кангалы) – кочевое племя, входившее в состав Дешт-и-Кыпчак. В XIII веке кангиты обитали на восток от реки Яик (р. Урал). Плано Карпини, «История монгалов», Алматы, «Гылым», 1993, стр.64. Там же, стр. 72. Пролог. Книга I. Ноябрь 13-го дня. СПБ. 1895. Берке (1209—1266), хан Золотой Орды в 1257—66, 3-й сын Джучи , брат Батыя . На месте нынешнего города Царева Волгоградской области. И. Шильтбергер, «Путушествие по Европе, Азии и Африки с 1394 года по 1427 год», стр. 55. При хане Мункэ, правившим Ордой в 1251 по 1259 гг., была введена государственная налоговая система «число», сменившая откупную систему налогов с завоеванных татарами земель. «Число» было распространено и на русские земли (Северо-Восточная Русь, Рязанское и Муромское княжества, Новгород Великий). При переписи населения было деление на десятки, сотни, тысячи и «тьмы» (10 тыс.). . Лица, проводившие «Число», назывались численниками или писцами. Летопись под 1257 годом (М. Любавский, «древняя русская История до конца XVIbeka», стр.154). Гильом де Рубрук, «Путешествие в Восточные страны», Алматы, «Гылым», 1993, стр. 69. Плано Карпини, «История монгалов», Алматы, «Гылым», 1993, стр.48. Там же. С.А. Аннинский, «Известия венгерских миссионеров». Гильом де Рубрук, «Путешествие в Восточные страны», Алматы, «Гылым», 1993, стр. 93. Рубан В. Г., «Московский любопытный месяцеслов на 1776 год». Москва. Хубилай пятый монгольский Великий хан (с 1260), внук Чингисхана . При монгольском Великом хане Мункэ (1251—59) был поставлен во главе армии, отправленной на завоевание Китая. После смерти Мункэ захватил ханский престол. В 1260 перенёс столицу из Каракорума на территорию Китая (сначала в Кайпин, а в 1264 в Ханбалык — современный Пекин).

http://pravoslavie.ru/38347.html

Iver. 972. Fol. 231v - 232v), «Петра и Павла согласно похвалим» (Πτρον κα Παλον συμφνως νευφημσωμεν) на глас νεναν (Sinait. gr. 1251. Fol. 350v - 341v; Lesb. Leim. 282. Fol. 116-118v), «Ученицы Твои, Слове» (Ο μαθητα σου Λγε; на Преображение Господне) на 2-й плагальный глас (БАН. РАИК. 154. Л. 297; Ath. Iver. 975. Fol. 304-305; РНБ. Греч. 126. Л. 396 об.; Sinait. gr. 1251. Fol. 258-259), «Песненный лик» (Ασματικν χορεαν; всем святым) на 4-й плагальный глас (БАН. РАИК. 154. Л. 358; Ath. Iver. 975. Fol. 452v - 453v), «Троицу Единосущную воспоем» (Τριδα μοοσιον μνολογσωμεν) на 2-й глас (РНБ. Греч. 126. Л. 486), «Без семени от Божественного Духа» (богородичен) 3-го гласа (РНБ. Греч. 126. Л. 529-531; Ath. Dionys. 570. Fol. 188v - 190v; Ath. Iver. 1000. Fol. 141v, 2-я пол. XVI в.), парекволи «Достойно прославляет» (Αξιως ψλλεται) на 2-й глас (Sinait. gr. 1312. Fol. 128-129, 2-я пол. XV в.). М. является автором пространных распевов догматиков «В Чермнем мори» 1-го плагального гласа и «Кто Тебе не ублажит» 2-го плагального гласа (РНБ. Греч. 126. Л. 534, 537 об.). Известно также его песнопение в жанре кратимы с обозначением «глас 4, οργανικν» (Lesb. Leim. 245. Fol. 148-149v, 1649.; в нотации Нового метода: S. Sepulcri. 710. Fol. 262v-266v). В рукописной традиции М. часто ошибочно отождествляли со свт. Марком Евгеником , митр. Эфесским (см.: Ο Μγας Συναξαριστς της Ορθοδξου Εκκλησας/Εκδ. Μ. Λγγη. Αθνα, 1980. Σ. 470-479; Αναστασου Ι. Ε. Εκκλησιαστικ ιστορα. Θεσ., 1981. Τ. 2. Σ. 92-93). Г. Статис поставил проблему идентификации различных мелургов, носивших имя Марк ( Στθης. 1977. Σ. 108-109). Ученые не пришли к единому мнению, действительно ли М. имел прозвище Евгеник, или оно применялось к нему впоследствии по ошибке. Тем не менее одно из песнопений, традиционно атрибутируемых М.,- матима «Послал еси нам, Христе Боже...» - уже в рукописи диак. Георгия Галатакиса, выполненной в 1443 г., т. е. в период, когда М. еще не был митрополитом Коринфским, надписано как произведение Евгеника (Ath.

http://pravenc.ru/text/2562204.html

1976. С. 146). В 1236 г. Ванакан вместе с нек-рыми учениками и К. Г. попал в плен к монголам. Вскоре Ванакан был выкуплен жителями крепости Гаг, а К. Г., который был переводчиком и писарем в ставке монг. хана, монголы не хотели освобождать даже за большой выкуп, предложенный Ванаканом; они обещали К. Г. за службу в монг. армии высокий пост и хорошее вознаграждение. Осенью 1236 г. К. Г. с другом бежал в разоренный монастырь Нор-Гетик (Там же. С. 158-162). Следует предполагать, что К. Г. знал иностранные языки, по крайней мере персидский, который ему пригодился у монголов, где он провел неск. месяцев и выучил монгольский. В 1243 г. К. Г. участвовал в церковном Соборе в Сисе (Киликия). В 1250 г. в Нор-Гетике он предал анафеме некоего мельника Давида, к-рый вдруг стал провидцем и чудотворцем и заявил, что Христос якобы явился ему и сказал: «Обрати страну сию и совершай исцеления» (Там же. С. 198-201). Вслед за Ванаканом, написавшим обличительное послание по этому поводу, К. Г. и еп. Амазасп Ахпатский составили обвинительные грамоты с угрозами и анафемой, требуя, чтобы Давид прекратил обманывать людей. В 1251 г. католикос Костандин I Бардзрабердци, получив от папы Римского Иннокентия IV письмо по поводу Символа веры и filioque, обратился к ученым мужам с просьбой высказаться по этому вопросу. К. Г. перечисляет имена деятелей Армянской Апостольской Церкви, мнение к-рых в то время считалось авторитетным для католикоса Костандина (Ванакан Вардапет, Вардан Аревелци, Овсеп и др.). В «Истории Армении» К. Г. приводит текст Символа веры армян и присоединяется к авторам послания католикосу (Там же. С. 97-111). Учитывая активную деятельность и большой авторитет К. Г., возможно, после смерти Ванакана Вардапета в 1251 г. он возглавил школу Нор-Гетика. В 1255 г. К. Г. встретился с королем Киликийской Армении Хетумом I, возвращавшимся после посещения ставок монг. ханов Батыя и Мункэ. Встреча произошла «в селении Варденис, в доме ишхана, к-рого прозывали Курдом, армянина по происхождению и христианина по вере» (Там же.

http://pravenc.ru/text/1840141.html

Иоанна Златоуста (1664), Октоих, Псалтирь (1666). О том, что основой для никоновской книжной справы стали сверенные с греч. образцами югозападнорус. издания, свидетельствуют ковычные, т. е. корректурные, экземпляры изданных в Москве книг: корректурный экземпляр Служебника 1655 г. представляет собой стрятинский Служебник 1604 г. (РГАДА. Ф. 1251. 852/2), в основу Постной Триоди 1656 г. были положены киевские Триоди 1627 и 1648 гг. (Там же. 1025/2), корректурной книгой Цветной Триоди 1660 г. была киевская Триодь 1631 г. (ГИМ. Син. 323). При издании Требника московские справщики воспользовались киевским Требником 1646 г., сверяя его с греч. изданием (корректурные экз.: РГАДА. Ф. 1251. 978/2; Ф. 381. 1803; ГИМ. Син. 308). Московское издание «Книги о священстве» 1664 г. основывается на львовском издании 1614 г. При необходимости в сложных случаях осуществлялась непосредственная сверка с греч. текстом, подтверждаемая пометами писцов (напр., в ковычном экз. Служебника 1655 г.: «В греческом сего несть» (л. 13-13 об.), в корректурном экз. Требника 1658 г.: «Посмотреть в греческом» (л. 214), «со греческого» (л. 4)). Мн. московские издания 50-60-х гг. XVII в. (в частности, Библия) содержат написанные Е. предисловия. С Е. связано возобновление проповеди в Московской Руси, совершившееся по благословению патриарха Никона. Перу ученого монаха принадлежит более 50 поучений, большая часть к-рых была произнесена в церкви. Известны сборники поучений Е., напр.: ГИМ. Син. 597 (автограф Е.), 483, 716 (кон. XVII в.) и др. Среди сочинений Е.- Слова на праздники и памяти святых, поучения на евангельские чтения, Слово к иереям, Слово к монахам, Слова «на погребение архиерея» и «на погребение властелина», «Чин боголепный», «Пытайте писания» и др. Пространное Слово «О учении греческого писания» обращено против «ненавистников» просвещения, понимаемого автором как изучение греч. языка и текстов (опубл.: Ундольский. 1846; Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. С. 202-203). В Слове «О милости» (ранее приписывавшемся Евфимию Чудовскому; публ.: Слово чудовского инока Евфимия о милости.

http://pravenc.ru/text/190087.html

Первоначально капитул возглавлял аббат (обычно избирался из членов кафедрального капитула), с 1290 г.- Лионский архиепископ, руководство повседневной деятельностью осуществлял обедиенциарий. Вокруг храма сложилось поселение (бург), окруженное крепостной стеной с 22 башнями, его жители находились под светской и духовной юрисдикцией капитула. Благодаря мощным укреплениям бург св. И. в 1244-1251 гг. служил резиденцией Римского папы Иннокентия IV, в 1305 г. здесь состоялась коронация папы Климента V. Во время посещений Лиона в бурге неоднократно останавливались короли Франции и др. знатные особы, в 1312 г. укрепление было передано под королевский контроль ( Cochard. 1830. P. 10-12). Во время восстания жителей Лиона против духовных сеньоров (1268-1269) бург, где нашли убежище каноники кафедрального капитула, подвергся осаде. В XII-XIII вв. была построена новая церковь св. И., о к-рой известно по описаниям, по данным археологических раскопок и по изображению на плане Лиона 1550 г. Храм был построен в романском стиле, имел 3 нефа (длина ок. 65 м) и трансепт, зап. фасад с 5 порталами фланкировали 2 невысокие башни. На главном портале находились скульптурные изображения Христа, св. Иоанна Крестителя и Иоанна евангелиста, мучеников Епиподия и Александра и Лионских епископов Иринея и И. Первоначально хор церкви окружал деамбулаторий с 3 капеллами, но впосл. проект был изменен (вероятно, из-за недостатка средств), размеры храма уменьшены, вместо деамбулатория сооружена узкая, выступавшая внутрь трансепта апсида. Завершению строительства способствовало пребывание в бурге св. И. папы Римского Иннокентия IV, к-рый принял капитул под покровительство ( Martin. 1905. N 1258), предоставил ряд привилегий (Ibid. N 1252-1256, 1285, 1294, 1314-1315, 1349, 1369, 1376) и неоднократно призывал верующих из разных стран жертвовать на сооружение храма (Ibid. N 1137, 1164, 1193, 1202, 1206, 1281, 1307-1309, 1333, 1361, 1366-1367). В булле, изданной ранее 1251 г., упоминается об освящении храма понтификом в понедельник Страстной седмицы (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1237901.html

Сложный путь в понимании стратегических задач Руси прошел один из таких иерархов – митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II. К принятию стратегии Александра Невского он пришел далеко не сразу. Первоначально ему была, по-видимому, более близка позиция Даниила Галицкого. Но в дальнейшем митрополит пересмотрел свои взгляды и стал убежденным сторонником стратегии Александра Невского. После смерти князя именно он выступал фактически главным идеологом в ее реализации 285 . Митрополит Кирилл оказался во главе Киевской епархии после Батыева погрома. Около 1243 года он был избран епископским собором при поддержке, оказанной Даниилом Галицким, являвшимся на тот момент Киевским князем. Однако для легитимации в качестве митрополита Кирилл был должен совершить визит к патриарху в Никею, что и произошло в 1246–1247 годах. До 1251 года митрополит Кирилл был близок к Даниилу Галицкому и действовал в фарватере его политики. Даниил в этот период поддерживал линию на формирование антимонгольского крестового похода, и митрополит об этом не мог не знать. Оказывал митрополит князю содействие и в выстраиваемой им активной династической политике. Но в логике действий Даниила далее следовали шаги по объединению Католической и Православной Церквей, что Кирилл принять уже не мог. В 1251 году в Новгороде состоялась первая встреча митрополита Кирилла с князем Александром Ярославичем. Произошло их знакомство и сближение. После получения Александром ярлыка на Владимирское великое княжение Кирилл фактически перенес митрополичью резиденцию во Владимир. При поддержке великого князя Кирилл укрепляет церковную иерархию в Северо-Восточной Руси. В частности, в 1258 году была учреждена епископия в Твери. Выстраивались отношения с монголами. Значимым свершением стало открытие в 1261 году русской православной епархии в Сарае 286 . Показательно, что именно митрополит Кирилл возвестил Руси в 1263 году о смерти Александра Невского: «заиди солнце Русской земли». И после ухода князя из жизни митрополит продолжал проводить курс борьбы с католическим прозелетизмом. Это нашло отражение, в частности, в решениях Владимирского Собора 1274 года, отвергшего унию. Отвержение унии являлось крайне решительным шагом для самого митрополита. В то же самое время в восстановленной Византии Михаил Палеолог реализовывал прямо противоположный курс на принятие унии. Противники унии в церковных кругах подвергались жестким репрессиям. Потенциально мог быть нанесен удар и по русской иерархии. Но Кирилл к этому времени уже стоял не на греческих, а на русских национальных позициях и был решительно настроен на борьбу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По созданию этой обители Преподобный Леонид скончался в оной в 7162 (1654) году, Июля 17, будучи от рождения 105 лет. Власяница его доныне сохраняется в бывшей монастырской, а ныне приходской Богородицкой церкви. Преемниками в Настоятельстве сего монастыря были Строители до самого уничтожения оного. Один только был Игумен Дионисий, добровольно на покой туда пришедший, который в 7185 (1677) году создал там церковь холодную во имя Чудотворной Иконы Одигитрии и освятил оную в 7186 году, Мая 31. По переписным книгам 7186 года за монастырём сим числилось половничьих дворов 17, а по первой Ревизии – работников 137, земли на 44 четверти, а сенокоса на 2.772 пуда. В этот монастырь с самого основания его бывал съезд богомольцев наипаче в девятую Пятницу по Пасхе, что и доныне продолжается при приходской тамошней церкви. Устьножемская Николаевская пустынь С северной стороны мимо его протекает река Шексна подле самой ограды; с восточной – речка Вахонка у Буянова поля, с южной – находится болото самое топкое; с западной стороны течёт речка Каргулина. Основан этот монастырь в 1251 году первым удельным Князем Белоезерским, Вологодским и Устюжским Глебом Васильковичем по совету и благословению в то время на Бел озере от неких наветов на одном острове укрывавшегося Луки Епископа Ростовского, на месте, именуемом Переливна к западу от Белоезерска. Ныне это место называется Верхняя треста. Поводом к созданию этой обители было чудесное исцеление Княжеского сына Михаила от слепоты, с трёх лет возраста, через двенадцать годов одержавшей его, дарованное чудотворным образом Св. Живоначальной Троицы, находившимся на оной Переливне в приходской церкви. Князь Глеб, украсив эту Икону драгоценной утварью, устроил тогда (в 1251 году) великолепную церковь деревянную во имя Святой Живоначальной Троицы и, снабдив Св. Иконами и утварью церковной, поставил для монашествующих кельи и учредил общежительство для двадцати братьев. Сперва он сам устраивал между ними порядок, а потом, как написано в летописце сего Устьшехонского монастыря, отправил он в Валаамский монастырь, на Ладожском озере находящийся, для испрошения от тамошнего Игумена в Настоятели новоучреждённой своей обители старца достойного, каковым, по общему совету братии Валаамской, признан постриженик Валаамский монах Геннадий и отправлен к Белоезерскому Князю Глебу на Игуменство в Устьшехонскую новосозданную обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

496 И. П. Шаскольский (1945) полагал, что в 1251 г, как он датировал известие «Саги о Хаконе Хаконарсоне», был заключен первый русско-норвежский договор. Частью этого договора он посчитал некий документ, названный им «Разграничительной грамотой», сохранившийся в трех списках XIV-XVII вв. Наиболее распространено мнение, что он представляет собой дополнение к русско-норвежскому договору 1326 г. Дж. Линд подверг обстоятельному анализу аргументацию И. П. Шаскольского и показал, что государственная граница между территориями русского и норвежского оседлого населения была установлена не в 1251 и даже не в 1326 г., а ровно на пять веков позднее – в 1826 г. (Линд 1997; см. также: Джаксон 1997). 497 Пришли татары на государство конунга Хольмгардов. – На основании этой ремарки саги, большинство исследователей полагает, что в рассматриваемом фрагменте речь идет о 1252 г. Однако, в этом году Неврюй приходил не на владения Александра, а на владения его братьев Андрея и Ярослава. Новгород от татар не пострадал, и даже современная событиям новгородская летопись не отметила прихода на Русь «неврюевой рати». Единственным годом, события которого, описанные в русских источниках, находят соответствие в этом рассказе саги, является 1257. Подробнее см.: Джаксон, Кучкин 1998. 498 Причин, по которым брак не был заключен, в литературе выдвигается три: 1) Александру было не до сватовства из-за татар (что, собственно, и утверждает сага), 2) Александр сам отказался, ибо мирный договор был подписан и без заключения брака, 3) Хакон отказал Александру, не желая выдавать дочь за данника монголов (что ни в коей мере не соответствует источнику). При отнесении описываемых сагой событий к 1257 г., выясняется причина расстройства сватовства русского княжича к норвежской принцессе. При появлении татар, Василий выступил против своего отца, бежал в Псков, и Александр Невский вынужден был силой вывести сына из Пскова, отправить в Суздальскую землю и жестоко покарать окружение княжича. Естественно, в таких обстоятельствах никакой речи о браке Василия и Кристин быть уже не могло (см.: Джаксон, Кучкин 1998).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нечто о смерти и памяти смертной. Март 1-я. Стр. 702–707. Письмо об исповеди. Беседа с патриар. Иоакимом об австрийской иерархии. Март 2-ая. Стр. 889–894. Новая книжка графа Л. Н. Толстого: “ Обращение к духовенству ”. Май. Стр. 1234–1251. Июнь 2-я. Стр. 1508–1528. Со скрижалей сердца. Флавиан, новоназначенный митрополит Киевский и Галицкий. Несколько мыслей об упадке духа в нашем духовенстве. Февраль 1-я. Стр. 409–416. Редакционное предисловие к статье отца Лисицына. Ответ “Новому пути” о задачах и характере религиозно-философских собраний. Отповедь на отклики о проповедничестве о. Петрова. Н. Гринякин. Февраль 2-я. Стр. 561–572. Несколько мыслей по поводу Высочайшего манифеста 26 февраля и о радостных надеждах сельского духовенства. Март 1-я. Стр. 708–718. По поводу Московских торжеств. Апрель. Стр. 1088–1094. К истории новых произведений гр. Толстого. Лукавство или юродство Яснополянского мудреца. Новые вести о канадских духоборах. Май. Стр. 1251–1255. Два слова о юбилее 200-летия Петербурга. Раскольничьи совещания об учреждении старообрядческого патриарха. Письмо о. Иоанна к Кишиневским христианам. Страшное кровавое дело в Сербии. Скорбь миссионера. Июнь 1-я. Стр. 1389–1400. Великороссийское и малороссийское богословие 16 и 17 веков. Общий характер богословия – Московского и Киевского.– Богословы московские: общие сведения о них.– Церковность древне-русского богословствования. Источник разумения богооткровенных истин – созерцание.– Святоотеческие системы христианского учения.– Иером. Тарасий. Январь 2. Стр. 1–16. Богословие древне-русское в отношении к древнему и к современной ему жизни.– Древне-русское богословие и монашество.– Богословы Киевские – Религия и богословие латинян. Февраль 1. Стр. 17–32. Религия и богословие латинян.– Разделение малороссийского катехизиса.– Содержание учения о вере, надежде и любви. Март 1. Стр. 33–48. Глав. 2-я. Сравнительное учение о воплощении и искуплении. Апрель. Стр. 49–64. Учение о воплощении и искуплении Московских богословов. Июнь 1-я. Стр. 65–80.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010