Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ПАРМСКИЙ [Джованни Буралли; лат. Johannes de Parma; итал. Giovanni Buralli da Parma] (ок. 1208, Парма - 19.03.1289, Камерино), блж. католич. Церкви (пам. 20 марта (в Парме и Камерино) и 24 марта (в Ареццо)), генерал ордена францисканцев в 1247-1257 гг. Главным источником сведений о нем является «Хроника» францисканца А. де Салимбене (1221 - ок. 1290), современника и друга И. П. Сохранилось также позднее Житие И. П., написанное францисканским историком Л. Ваддингом (1588-1657) и вошедшее в состав «Анналов миноритов» (Annales Minorum, seu Historia trium Ordinum a S. Francisco institutorum). И. П. вступил в орден францисканцев в 1233 г. в возрасте ок. 25 лет. Закончил Парижский ун-т, затем преподавал в Болонье, Неаполе и Париже. Принял участие в Лионском I Соборе (1245). В 1247 г. на капитуле в Лионе был избран генералом ордена. Кандидатура И. П. получила общую поддержку, в т. ч. со стороны спиритуалов. В начале пребывания в должности генерала он совершил поездку по Европе с целью посетить основные францисканские конвенты и лично убедиться, следуют ли братья орденскому уставу. Весной 1248 г. побывал в Англии, откуда направился во Францию и через Прованс в Испанию. Во время поездки И. П. встретился с англ. кор. Генрихом III и франц. кор. Людовиком IX Святым . В 1249 г. И. П. возглавил миссию францисканцев и доминиканцев, к-рую по просьбе имп. Иоанна III Дуки Ватаца папа Римский Иннокентий IV направил на Восток для переговоров об унии. На состоявшейся в Нимфее встрече присутствовали император, К-польский патриарх Мануил II , представители Антиохийского и Александрийского патриархатов. Переговоры не привели к к.-л. результатам, была достигнута лишь договоренность о визант. посольстве в Рим в 1250 г. За время пребывания И. П. на посту генерала францисканского ордена состоялись 2 капитула: в Генуе (ок. 1251) и в Меце (1254). На капитуле в Меце И. П. решительно противодействовал попыткам реформировать орден, заявив, что в новых уставах нет нужды и следует соблюдать уже существующие. Консерватизм И. П., встреченный с воодушевлением спиритуалами, был причиной недовольства тех членов ордена, к-рые требовали перемен. На капитуле в Меце И. П. настоял на отказе от вызывавшего споры среди миноритов папского бреве «Quanto studiosius» от 19 авг. 1247 г. Этим постановлением Иннокентий IV наделял францисканцев правом самостоятельно избирать синдиков, к-рые формально, не будучи членами ордена, могли заниматься вопросами, связанными с имуществом, т. е. приобретать, продавать, обменивать вещи, переданные или уступленные ордену. Т. о., контроль за хозяйственной деятельностью мон-рей по сути переходил в руки самих миноритов. Позже все положения этого бреве были повторены в булле Мартина IV «Exultantes in Domino» (1283).

http://pravenc.ru/text/471427.html

Общий настрой экзегезы Оригена достаточно точно уловлен в этом суждении Г. Малеванского, но тем не менее здесь требуются некоторые уточнения. Прежде всего, под буквальным смыслом Ориген разумеет не столько «фарисейский буквализм, который недостоин христианства и здравого смысла», сколько «такое понимание смысла, которое держится истории и слова, при более или менее правильным, грамматически-логическом его толковании. Этот буквальный смысл он не презирал, да и не мог презирать в силу общего уже воззрения на Писание как слово Божие, в каждом слове которого находятся следы Божественной мудрости... Согласно такому воззрению на букву Писания, Ориген утверждал, что и духовному человеку, под которым он разумел способного проникать в таинственный смысл Писания, необходимо исследовать буквальный смысл. Буква, по нему, то же самое, что тело в человеке, она служит “одеянием духовного и мыслимого”, она есть форма того духовного содержания, которая под нею скрывается, как под своею оболочкою. А потому понятно, что духовное содержание Писания может быть познано только чрез эту форму, чрез эту оболочку; точнейшее разумение последней ведет к правильному пониманию первого» 1249 . Вследствие этого, отдавая предпочтение аллегории, или, точнее, духовному смыслу Писания 1250 , александрийский мыслитель очень внимателен и к «букве», которую он обычно считает источником духовного смысла, хотя и подчиняет буквально-историческое духовному 1251 . Не следует, далее, забывать, что Ориген был блестящим филологом, первым в истории Церкви текстологом-библеистом. Филология же предполагает искреннюю любовь к слову (и букве), которая отличала и Оригена , свидетельством чему служат его монументальные «Гекзаплы» (объемом по крайней мере в 6500 страниц) 1252 , на которые он потратил около 14 лет своей жизни. И « Церковь вполне оценила этот ученый труд Оригена » 1253 . Кроме того, Ориген , как и антиохийцы, исходил из того принципа, что «толкователь Писания должен руководиться в своих толкованиях церковным Преданием или правилом веры, в котором более или менее ясно выражены многие истины вероучения» 1254 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Питирим 1719–1738 с 1824 года архиепископ Иоанн Дубинский 1739–1742 Димитрий Сеченов 1742–1748 Вениамин Пуцек-Григорович 1748–1753 Феофан Чарнуцкий 1753–1773 Антоний Герасимов-Зыбелин 1773–1782 Иоасаф Заболоцкий 1782–1783 Дамаскин Семенов-Руднев 178З-1794 Павел Пономарев 1794–1798 Епископы Нижегородские и Арзамасские: 42 Вениамин Краснопевков-Румовский 1798–1811 с 1804 года архиепископ Моисей Близнецов-Платонов 1811–1825 Мефодий Орлов-Соколов 1826 Афанасий Протопопов 1826–1832 Амвросий Морев 1832–1835 Иоанн Доброзраков 1835–1847 Иаков Вечерков 1847–1850 с 1849 года архиепископ Иеремия Соловьев 1850–1857 Антоний Павлинский 1857–1860 Нектарий Надеждин 1860–1869 с 1867 года архиепископ Филарет Малышевский 1869–1873 Иоанникий Руднев 1873–1877 с 1877 года архиепископ Хрисанф Ретивцев 1877–1879 Макарий Миролюбов 1879–1885 Модест Стрельбицкий 1885–1889 Владимир Петров 1889–1892 Владимир Никольский 1892 Балахнинское викариатство Учреждено в 1866 году. Епископы (в Нижнем Новгороде): Макарий Миролюбов 1866–1867 Поликарп Гонорский 1868–1886 Димитрий Сомбикин 1887 Агафодор Преображенский 1888–1891 Иаков Пятницкий 1891–1892 Ювеналий Половцев 1892–1893 Алексий Опоцкий 1893 Новгородская Учреждена в 993 году. Кафедра в Новгороде. Епископы Новгородские: Иоаким Корсунянин, святой 992–1030 Лука Жидята 1035–1059 Стефан 1060–1068 Феодор 1069–1077 Герман, святой 1078–1095 Никита, святой 1096–1108 Иоанн Попин 1110–1129 Нифонт, святой 1129–1156 Аркадий, святой 1158–1163 Архиепископы Великоновгородские и Псковские: Илия, святой 1165–1186 Григорий, святой 1187–1193 Мартирий Рушанин, святой 1193–1199 Митрофан 1201–1211 Антоний Ядрейкович, святой 1211–1219 Митрофан, вторично 1219–1223 Арсений Хутынский 1223–1225 Антоний, вторично 1225–1228 Арсений, вторично 1228–1229 Антоний, третий раз 1229 Спиридон 1230–1249 Далмат 1251–1274 Климент 1276–1299 Феоктист, святой 1300–1308 Давид 1309–1325 Моисей, святой 1325–1329 Василий Копейка, святой 1331–1352 Моисей, вторично 1352–1359 Алексий 1360–1388 Иоанн 1389–1415

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В том-же 157 8 / 9 (7087) году был получен еще вклад от Гавриила Алексеева сына «псковского сведенца, а московского жильца Трусисоломы», который пожертвовал свою лавку каменную («под ней погреб») «в суконном ряду Московском на Москве в Китае городе да загородной двор с огородом за Москвою за болотом» 1249 . Всего в 1579 (7087) году приобретено по 10 крепостям. В течении следующего года после того, как (15 января 1580 года) состоялся известный приговор 1250 , запрещавший вотчинникам давать свои вотчины в монастыри, а монастырям – покупать земли или держать их в закладе 1251 , быстрый рост монастырских владений приостановился лишь на непродолжительное время. В самый год издания указа (7088-й) и в следующий (7089-й) не смотря на то, что в числе лиц, подписавших соборный приговор, значится имя игумена Козьмы 1252 , он все-таки нашел возможным увеличивать кирилловские земли. Уже в январь 1580 года монастырь получил, но челобитной игумена Козьмы от самого-же Ивана Грозного (взамен неудобного соляного анбара, расположенного на Волге в Угличе и подвергавшегося ежегодно весною наводнение) «место пустое на Угличе на посаде у Егорья Великого на площади», длиною 15 сажень, а поперег 7 сажень 1253 . В 7089 году (т. е. с сентября 1580 года) брани удалось получить даже земельный вклад от Афанасия Филиппова сына Горлищева, который передал ей двор свой (стоимостью в 50 рублей) в Ярославль на посаде и Спасском приходе на берегу над прудом и над рекою Которостью («а назади огород с хоромами») 1254 . Но главные приобретения совершались посредством купчих и по прежнему состояли из соляных участков и промыслов на северном побережье. В 1581 году для монастыря скупал такие участки в Неноксе слуга Андрей Семенов Фуников. Им было куплено здесь 1) 18 февраля 1581 (7089) года у Павла Онаньина Тарьянина анбар его в Неноксе над озером «на подклете и на подрубе с мосты и з засеки» и проч. за 15 рублей «московским числох» 1255 ; 2) 3 июня того-же года у Агафоника Гуляя Степанова сына Будаева – 13-ой сугреб 1256 росолу в Неноксе на наволоке, в Глубокой варнице и участки к нему в црене, дугах, колодезе и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Они просят Господа и Божью Матерь, чтобы они даровали православным Благодатный огонь. Достаточно подробно «арабское беснование» («беснование еретиков»), как называли поведение православных арабов наши средневековые паломники, не понимая природы этого обряда, описано в Хождении Василия Познякова (см. наст. изд. Т. 10). 1251 ...Евангелии читали по-стиховной на разных языках. – На Пасхальной утрене в память о завете Христа проповедовать слово Божие всем народам принято читать Евангелие на разных языках. 1254 Сандал – устаревшее название растительных пигментов, получаемых из ряда деревьев, а также красок на их основе. Получили название по сандаловому дереву, дающему красный пигмент. 1257 ...к развалинам бывшаго некогда монастыря святаго Евфимия. – Речь идет о монастыре, основанном палестинским аскетом преп. Евфимием Великим (память 20 января/2 февраля) в V в. Монастырь был расположен на перекрестке важных дорог, по которым проходили паломники в Иерусалим. В нач. XII в. монастырь посетил игумен Даниил и в своем Хождении сообщил, что видел мощи преп. Евфимия (см. наст. изд. Т. 4). 1260 На другой стороне дороги противолежит сей горе Мертвое море, арабами называемое Багем. – См. коммент. 845. 1261 ...спустились мы под гору Елисееву, по току у коего находятся на пространном равнине развалины древняго города Иерихона... – По описанию трудно понять, что паломник называет «горой Елисеевой». Возможно, речь идет о месте вознесения пророка Илии – горе в Иордании, откуда, по библейскому свидетельству, Илия был взят на небо ( 4Цар.2:11–12 ). Свидетелем этого события был ученик Илии, пророк Елисей, которому Илия оставил свою милоть (верхнюю одежду), сбросив ее с огненной колесницы, как своему преемнику. Иерихон – город, расположенный на севере Иудейской пустыни, многократно упоминаемый в Библии (см. к примеру. 2Пар.28:15 ). 1262 Иосиф Флавий – знаменитый еврейский историк и военачальник, автор «Истории Иудейской войны». Русский перевод этого сочинения с греческого языка был осуществлен еще в XI–XII вв (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, вполне определённо утверждается, что все люди, включая Деву Марию, изначально были в Раю, при этом все люди участвовали в коллективном грехопадении Адама – кроме одной лишь Приснодевы. Главное же достоинство Божьей Матери еп. Василий видит в том, что «вместо того, чтобы остаться в Раю, которого Она была достойна, Она стала земной матерью» 1245 . Владыка Василий абсолютно убеждён в том, что Дева Мария действительно была в Раю до Адамова грехопадения. В том же, что Пречистая вышла из Эдемского сада, видит Её главный подвиг, «материнский крест», «жертвенное материнство» 1246 . Причём, вышла Она на этот Свой сознательный подвиг посредством Своего Собственного зачатия. Вот как пишет об этом еп. Василий: «В зачатии Пресвятая Дева Мария добровольно погружается в бездну первородного греха Адама и всего человечества, чтобы послужить Премудрости Божией в воплощении через Неё для спасения будучи Сама чиста и непорочна» 1247 . Нам это учение представляется неслыханным и нелепым. Непонятно, как можно ставить в заслугу ребёнку факт его зачатия? Воспевая чудное зачатие Пресвятой Богородицы, восхваляя святых праведных богоотцов Иокима и Анну, Церковь никогда не вменяла Пречистой Деве в доблесть Её появление на свет. Как ни радостно и ни спасительно это событие для нас, но во всяком случае Она в момент собственного зачатия была пассивна. Главная добродетель Девы Марии заключается в Её величайшем смирении и послушании воле Божьей, выразившихся прежде всего в ответе на ангельское приветствие: Се раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему ( Лк.1:38 ). В праздновании знаменательного зачатия и рождества Пресвятой Богородицы Церковь воспевает чудо, когда «неплоды рождает Богородицу», отмечает, что избавляются «Иоаким и Анна – поношения безчадства, и Адам и Ева – тли смертныя» 1248 . Но нигде Церковь не учит про Божию Матерь так, как еп. Василий, будто Она через зачатие «переходит в состояние греховного 1249 . Епископ Василий желает видеть в зачатии Девы Марии Её личный подвиг: «Этим Она как бы «губит» Себя в беспредельности любви и послушания» 1250 . Но читателю принять эту мысль владыки Василия трудно. Выходит, что от грехопадения до начала Своей земной жизни Дева Мария пребывала в Раю, а потом «взяла на Себя во всей полноте участие в последствиях человеческого грехопадения» 1251 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Его краткие, ясные наставления содержали в себе духовную силу, возгревали в братии ревность ко спасению и укрепляли в уповании на великую милость Божию и Его спасительное руководство. Отец Виталий говорил, что вступление в иноческий чин знаменует собой твердую решимость жить, не поддаваясь увлечениям страстей. Подвиг этот непрерывен в течение всей земной жизни вплоть до отхода из мира сего и представления перед лицом Бога. «Хотите спасаться, войдите внутрь себя, встаньте вниманием у входа сердца и истребляйте все вражеское, входящее и подходящее» 1251 . Живя таким образом, инок предстанет перед Богом верным Его служителем. Сам же старец, горя ревностной любовью к Богу, искал высших подвигов в духовной жизни. Незадолго до закрытия обители он был пострижен в святую схиму с именем Варсонофий 1252 в честь преподобного Варсонофия Великого, поучения которого всегда были для о. Виталия верным руководством в духовной жизни. После закрытия Глинской пустыни схимонах Варсонофий перешел в Псково-Печерский монастырь, где мирно почил о Господе. Архивные документы Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1960 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 53, л. 22–23. Материалы о закрытии монастыря Глинская пустынь//Там же, д. 55, л. 24, 30, 51. Документы АСЕУ, АУПЦ. Документы личного архива автора. ИЕРОМОНАХ МИХАИЛ Иеромонах Михаил (в миру Макарий Артемьевич Петренко) родился 25 июня 1883 г. в селе Ястребщина Глуховского уезда Черниговской губернии. Родители его были крестьяне. В 1901 г. он окончил церковноприходскую школу, с 1905 по 1907 г. был на военной службе, затем жил на родине и занимался сельским хозяйством 1253 . 29 мая 1943 г. Макарий поступил в Глинскую пустынь. Кроме общих послушаний, исполнял в обители послушание пономаря. В 1945 г. он был пострижен в монашество с именем Михаил и рукоположен во иеродиакона, а в 1948 г. – во иеромонаха, с 1947 г. исполнял должность ризничего 1254 . В 1948 г. в Глинскую пустынь поступил младший брат о. Михаила – Александр. Оба они жили на первом этаже бывшей часовни – «углового столпа», под келлией духовника обители иеросхимонаха Серафима (Романцова) .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Однако мотивировка этих действий Юлиана имела сугубо политический подтекст: по словам историка, он хотел тем самым привлечь на свою сторону и язычников, и христиан, чтобы создать надежную опору в борьбе с Констанцием. В «Церковной истории» Феодорита Кирского антихристианские указы Юлиана и репрессии против христиан занимают больше места (Ист., III, 7). 1245 Язычники убили Георгия 4 декабря 361 г. Поводом для этого, по словам Сократа (I, 2), послужило следующее. Александрийские христиане надругались над заброшенным святилищем Митры, вследствие чего в городе произошли столкновения между христианами и язычниками. Георгия якобы вытащили из церкви, привязали к верблюду и после недолгих мучений сожгли вместе с животным. В.В. Болотов утверждает, что Георгий был арестован 30 ноября и посажен в тюрьму, а 4 декабря убит ( Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т. 4. М., 1993. С. 290). 1246 Кстати, Сократ также сообщает о слухе, согласно которому виновниками происшедшего были соратники Афанасия (I, 3). Вероятно, конфликт вокруг святилища действительно был использован ими в качестве предлога для устранения Георгия. После смерти последнего александрийских ариан возглавил Люций (I, 4). 1249 Феодул и Леонтий числятся в списках отлученных на Селевкийском соборе 359 года. Леонтий был предшественником Евдоксия на Антиохийской кафедре. 1251 О приверженности будущего императора христианству и о том, что причиной ссылки Валентиниана на Восток было его нескрываемое благочестие, пишет и Феодорит (III, 16). 1252 Силенциарии – ответственные за соблюдение тишины во время придворных церемоний. 30 главных силенциариев разделялись на три декурии, каждая из которых подчинялась декуриону. 1253 Останки мчн. Вавилы, находившиеся возле дафнийского храма Аполлона в Антиохии, были отданы христианам, которые перенесли их в город (Сокр., III, 18; Феодорит, III, 10). Восстановленный храм Аполлона сгорел 26 октября 362 г. 1254 Вавила, епископ Антиохийский (238–251 гг.) погиб во время преследований христиан в правление Деция.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно Великой Ясе, или «Книге запретов», составленной еще Чингисханом, ордынские ханы обязаны были проявлять веротерпимость, уважать чужие религии, и, вступая на престол, они давали клятву следовать в том числе и этим законам. При правлении ханов Гуюка, Мангу (1251–1259) вблизи ханского шатра стояла христианская часовня, в которой совершались богослужения, а хан Кублай (или Хубилай) (1260–1292) и его двор принимали участие в христианских, мусульманских, еврейских праздниках. Уважительное отношение к другим религиям сохранилось при ханском дворе и после принятия татарами ислама при хане Узбеке (1313). Но наряду с этим, согласно законам и понятиям о войне, естественными были разорение и разграбление церквей и монастырей, поругание святынь, проявление жестокости и зверства по отношению к христианам. В это же время римские первосвященники не теряли надежды обратить «варварский Восток» в католичество: для этого папы посылали на Русь и в Орду монахов-миссионеров, в основном принадлежавших к Францисканскому и Доминиканскому орденам. В частности, Иоанн Плано Карпини должен был передать великому хану предложение Папы Иннокентия IV принять католичество. Русское духовенство в Орде оказывало определенное влияние на хана и его приближенных. Известны обращения за поддержкой к российскому духовенству хана Гуюка, христианские симпатии побратима Александра Невского хана Сартака С. 361] (возможно, он был христианином). По молитве православного духовенства в Орде совершались исцеления. Так, еп. Ростовский Кирилл, уже однажды проповедовавший при ханском дворце, был вызван лечить сына хана Берки (или Берке) (1257–1266), который по молитве епископа выздоровел. Пораженный увиденным, племянник хана уехал вместе со святителем в Ростов, где крестился с именем Петр, построил церковь , создал монастырь, а перед смертью принял монашеский постриг. В русские святцы он вошел с именем Петра царевича Ордынского. Другой случай удивительного исцеления – возвращение зрения Тайдуле, жене хана Чанибека (или Джанибека) (1340–1357), митр. Алексием (1354–1378 гг.). Царица в знак признательности выдала святителю особый ярлык, перстень, подарила участок земли в Кремле, где находилось подворье баскаков, и впоследствии там был основан Чудов монастырь (1365).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одним из крупных очагов книжности средневековой Армении был монастырь Хоранашат, возникновение которого связано с именем основателя этой школы Ованеса Ванакана (1186–1251 гг.), выдающегося педагога, историографа, литературного и общественного деятеля. Будучи питомцем знаменитой Нор-Гетикской школы и учеником Мхитара Гоша, он продолжил традиции этой школы и сам подготовил множество вардапетов 455 . Многие из его учеников стали видными деятелями армянской культуры XIII-XIV вв. Это, прежде всего, армянские историографы Киракос Гандзакеци, Вардан Аревелци (1200–1269), Григор Акнерци (XIII в.). В своих трудах они сохранили благодарную память об учителе и подробно описали его жизнь и деятельность в тяжелые годы монгольского нашествия. О том, насколько высоко они ценили своего учителя, свидетельствуют их восторженные отзывы о нем. Вардан называет его «знаменитым вардапетом», который оставил «по себе доброе имя в учениках своих и в книгах церковных гимнов» 456 . Киракос Гандзакеци, ближайший ученик и неразлучный спутник Ованеса Ванакана, с любовью и почтением описал его жизненный путь. Наряду с целым рядом хвалебных эпитетов в адрес учителя он отмечает, что Ованес Ванакан «как наставник превзошел своих современников плодотворностью мысли и богоугодными делами» 457 . А Григор Акнерци следующим образом характеризует его: «В это бедственное время блистал, как солнце над землей восточной, св. учитель наш Ванакан, прозванный вторым Востоком, исполненный света и познаний всеведущего Духа святого» 458 . Произведения названных авторов хорошо известны научной общественности, а благодаря переводам на русский язык – и широкому кругу читателей. Сохранилось также менее известное проложное житие Ованеса Ванакана, составленное на основе сообщений названных историографов. Наиболее древний список жития Ванакана относится к 1439 г. 459 . Однако составители пользовались и другими источниками (письменными и устными). Об этом свидетельствуют некоторые подробности биографии Ованеса Ванакана, отсутствующие в повествованиях его учеников. Так, лишь из Пролога известно, что Ванакан был уроженцем Тауша, в нем сохранилось имя первого учителя Ванакана – его старшего брата Погоса. Житие оставило нам описание внешности Ванакана.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010