Валаамский Спасо-Преображенский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Основание монастыря Когда возник Валаамский монастырь? Однозначно дать ответ на этот вопрос сложно – одни данные в разных источниках противоречат другим. О чем можно точно судить, так это о серьезности последствий нашествий врагов. Когда обитель переживала опустошение – тут не просто прекращалось служение, а уничтожались церковные памятники, святыни обители и пр. Такая же участь постигла и жития преподобных Сергия и Германа Валаамских. Однако говорят о двух основных примерных датах основания монастыря: XII-XIV ст. Этой концепции (основанной на рукописи XVI ст. «Сказание о Валаамском монастыре», Н.А. Охотиной-Линд) больше доверили ряд церковных и современных историков. Пока что никто другой не смог подтвердить данные рукописи, как и то, что обитель основал не преп. Сергий Валаамский (традиционно так считают), а преп. Ефрем Перекомский. X-XI ст. Корни этой версии берут начало из редакций жития преп. Авраамия Ростовского и упоминаний в летописи о переносе с Валаама мощей прпп. Сергия и Германа в Новгород в 1163 г. Словом, благодаря последним архивным изысканиям, найдены были и иные такие же упоминания (их 8). Этой версии (согласно которой обитель основана в эпоху Крещения Руси) придерживаются церковная и монастырская традиции. Становление обители По истории Валаамской обители этого периода информации мало. Известно, что XI ст. принесло ей тяжкие испытания – на беззащитных монахов и мирное население напали шведы, которых изрядно перед этим потрепали русские. Согласно новгородским летописям, мощи преподобных Сергия и Германа были обнаружены и перенесены в Новгород в 1163-1164гг., когда было нашествие шведов. С того момента, после местного прославления основателей Валаамской обители, и началось церковное почитание преподобных в Новгородской епархии. На Валам мощи вернулись в 1182 г., когда уже не было опасности. Святыня пребывает и по сей день в могиле, иссеченной в скале.

http://azbyka.ru/palomnik/Валаамский_Спа...

1993. P. 56-57). М. К. неск. лет готовил экспедицию в Италию, считая, что она должна была разрушить господство норманнов в юж. областях Апеннинского п-ова. Наконец, в 1155 г. М. К. воспользовался смертью кор. Рожера II и восшествием на престол Вильгельма I (февр. 1154) и отправил флот и войско на завоевание портов Апулии и Калабрии. Венеция к этому времени заключила мир с Вильгельмом и заняла позицию нейтралитета; в 1155 г. М. К. заключил союз с Генуей, также обладавшей сильным морским флотом (RegImp, N 1401, 1402). В Италии визант. полководцы добились ряда побед, их действия одобрила значительная часть местной феодальной знати, но М. К. не сумел поддерживать свои силы подкреплениями, и в мае 1156 г. визант. войско и флот стратигов Иоанна Дуки и Алексея Комнина были разгромлены норманнами при Бриндизи. После этого провала в 1158 г. византийцы эвакуировали из Италии остатки своих сил, сохранив за собой Анкону, и в том же году заключили мир с Сицилией, в основном лишь сохранив статус-кво (RegImp, N 1420). Балканское направление политики в последующие десятилетия сохраняло большое значение для М. К. Здесь визант. правительство было озабочено проблемами подчинения сербов и одновременно расширения влияния в Адриатике и нейтрализации угроз со стороны Венгрии. Правители Рашки неоднократно пытались выступать против Византии. В 1161 г. М. К. заменил великого жупана Петрослава Уроша, показавшего свою ненадежность, его братом Десой Вукановичем. Однако против Десы М. К. пришлось организовывать карательные походы в 1162, 1168 и 1172 гг. Наконец, спустя много лет М. К. добился от него признания своей вассальной зависимости от империи. После смерти венг. кор. Гезы II в 1162 г. М. К. получил возможность вмешиваться в дела королевства, поддерживая различных претендентов на трон. М. К. предполагал посадить на трон одного из братьев Гезы, Ласло II, но после его внезапной смерти в нач. 1163 г. поддержал сначала др. брата, Иштвана IV, женатого на племяннице М. К. Марии. В 1163 г. Иштван IV потерял престол, а королем стал сын Гезы Иштван III, заключивший союз с Германией.

http://pravenc.ru/text/2561894.html

В списке Новгородском, впрочем неоконченном, они разделены на 67 глав. Кого разуметь под именем Климента? В одном месте Кирик выражается, что он предлагал свои вопросы митрополиту: «рех митрополиту» (печатн. 178 но современный Кирику и Нифонту Новгородскому митрополит русский был Климент. Далее Кирик не раз упоминает уже только о Климе без имени митрополита, но представляет его говорящим и действующим как архипастыря: «Клим веляше дати причастие холостым на велик день» (в списк. Новг. Гл. 27); или: «И Клим бяше повелел...» (печ. 196 Следовательно, с вероятностию можно допустить, что у Кирика разумеется Климент Смолятич, митрополит Киевский, с которым он мог беседовать в Киеве, если находился при Нифонте, когда последний проживал в Киеве. Но, с другой стороны, у Кирика упоминается еще какой-то Клим, хорошо знакомый с церковными обычаями Царяграда (печ. 180 и главное — как посланный от епископа Полоцкого: «И се вопроша Клим нашего епископа от Полотьскаго епископа...» (печ. 181 В последнем случае едва ли уже можно разуметь митрополита Климента. Первые озаглавлены: «Савины главы», последние: «Илиино вопрошение». Точно ли и эти ответы записаны Кириком? Точно. В этом убеждаемся прежде всего из того, что по способу изложения и слогу они совершенно сходны с ответами Нифонта, записанными Кириком, а во-вторых, из того, что в ответах Саввы упоминается Клим (печ. 196 а в ответах Илии — Аркадий: «И Аркадий молвяше» (рукоп. Кормч. Рум. муз.), которые упоминаются Кириком и в ответах Нифонтовых. Кто же были эти Савва и Илия? Оба они называются в записках владыками, как и Нифонт; всего вероятнее, были владыками Новгородскими, преемниками Нифонта, которых естественно и с полною удобностию мог вопрошать Кирик, живший в Новгороде, как любил он вопрошать их предшественника. Преемником Нифонта на Новгородской кафедре был Аркадий (1156–1163); преемником Аркадия — Илия, иначе называвшийся Иоанном (1163–1186). Не скрывается ли под именем Саввы Аркадий? Не назывался ли он этим именем в мире, как Илия назывался Иоанном? По крайней мере, собственно Саввы епископа, не только в Новгородской, но и ни в какой другой русской епархии тогда не встречаем.

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

видим хутынским игуменом Арсения, 507 то конечно незадолго пред тем было удаление пр. Ксенофонта из Хутыня и основание пустыни на Робейке. Отселе вполне вероятно и то, что Преподобный почил в своей обители не позже 1245 г. днем кончины его было 12 ч. июня. Мощи его почивают под спудом в часовне, упраздненной пустыни его. Тропарь и кондак в честь его написаны еще в древнее время. 508 Память о преп. Сергии и Германе валаамских Преп. Сергий и Герман были основателями иноческой жизни на валаамском острове. – Опустошения северного края шведами лишили нас точных сведений о начале и начальниках валаамской обители. По мнению одних Сергий и Герман жили на Валааме еще при равноапостольном Владимире. Но это мнение едва ли не столько же справедливо, как и то, которое выдает их за современников в. к. Ольги или ап. Андрее, потому что выставляемое им дело также не сообразно с обстоятельствами времени св. Владимира, как и со временем св. Ольги. Указывают на то, что по повести о перенесении мощей их, мощи обретены и перенесены при новгород. архиепископе Иоанне в 1163 г. Но если и не обращать внимания на то, что святитель Иоанн выставляется здесь архиепископом в 1163 г.: эта повесть убеждает «повиноваться помазанному царю и благоверным князьям русским», убеждает князей не жаловать монастырям крестьян и земель, а вместе с тем называет себя «древлеписанною, ветхою», т. е. она обличает сама себя в подлоге, составленном при грозном царе. 509 – На доске древнего списка правил софийского собора написано: «в лето 6837 (1329) нача жити на острове валаамском, на озере Ладожском, старец Сергий». 510 – В новгородском свитке, писанном в конце 16 в. читается следующее известие: «6837 (1329) старец Сергий пришел на Валаам: 6901 (1393) старец Арсений пришел на остров коневский». 511 Такое показание о времени первого валаамского пустынника согласно и с обстоятельствами северного края, известными по летописям. – Известно, что в Карелии чистое, православное христианство распространено было пред самым нашествием татар (1227 г.); 512 а с 1249 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скачать epub pdf Основатели обители, преподобные Сергий и Герман I. Исторические сведения о преподобных Основатели Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в X веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны. Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей. Утрачено и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. В XVI веке уже были утрачены многие исторические документы, об этом свидетельствует древний синодик Валаамского монастыря, после разорения обители в 1611 году хранившийся в Староладожском Васильевском монастыре. Этот синодик является единственным историческим документом, написанным на Валааме, в котором отражено подлинное знание о первоначальниках обители. В синодике в списке игуменов упоминаются преподобные Сергий и Герман 1 . Свидетельством иноческого подвига Преподобных стали церковное предание и древние летописные памятники. Смысл иноческого жития преподобных Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в утверждении Православия на Севере Руси, в основании монашеской обители, которая стала оплотом Православия в ранние века христианского просвещения. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163–1164 годах. «В лето 1163. О архиепископе Иоанне. Поставиша Великому Новуграду архиепископа Иоанна Перваго, а преж были епископы. Того же лета обретены быша мощи и перенесены преподобных отец наших Сергия и Германа Валамских, Новгородских чудотворцев при архиепископе Новгородском Иоанне...» 2 . Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа, в пределах Новгородской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны. Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей. Утрачено и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. В XVI веке уже уже были утрачены многие исторические документы; об этом свидетельствует древний синодик Валаамского монастыря, после разорения обители в 1611 году хранившийся в Староладожском Васильевском монастыре. Этот синодик является единственным историческим документом, написанным на Валааме, в котором отражено подлинное знание о первоначальниках обители. В синодике в списке игуменов упоминаются преподобные Сергий и Герман. Свидетельством иноческого подвига преподобных стали церковное предание и древние летописные памятники. Смысл иноческого жития преподобных Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в утверждении Православия на Севере Руси, в основании монашеской обители, которая стала оплотом Православия в ранние века христианского просвещения. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163–1164 годах . «В лето 1163. О архиепископе Иоанне. Поставиша Великому Новуграду архиепископа Иоанна Перваго, а преж были епископы. Того же лета обретены быша мощи и перенесены преподобных отец наших Сергия и Германа Валаамских, Новгородских чудотворцев при архиепископе Новгородском Иоанне…» . Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии. Свидетельством их церковного почитания является наличие их в соборе Новгородских святых, упоминания в службе «Всем русским святым», составленной в XVIII веке, а также прориси и иконописный подлинник XVIII века.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

271 . Церковь претендовала на власть, секта оспаривала эту власть как духовно, так и политически. Ересь опровергала и отрицала официальные догматы , чтобы поколебать основы незыблемости и истинности церковного суждения. Так как Римская церковь загнивала изнутри, то убедить в неправоте ее догматического суждения не представляло трудности. И в этом секта преуспевала. Кроме этого, успех секты крылся еще и в поведении самого римского престола. Папа воевал со светскими правителями, главный удар же секты был направлен против папского престола, поэтому многие правители увидели в секте своего союзника и с успехом использовали ее в борьбе с папами. Вместе с поражением пап страдало в целом и христианство, но в условиях ненависти и соперничества эта проблема меньше всего волновала государей. Альбигойской ересью были заражены многие так называемые просвещенные умы, например Данте. И вообще, каждый апостол сектантства, якобы проповедовавший чистую нравственность, религию духа, восстановление первозданной чистоты церкви, находил последователей в условиях неверия в чистоту католической церкви. Именно ненависть к римскому престолу объединяла сектантов, оккультные ордена и светскую власть в единое целое. Одним из наиболее активно действующих очагов сектантов, в частности катаров, был Милан. Успех их здесь был настолько очевиден, что, как свидетельствует история, в 1116 году в Милане, например, еретиков было больше, чем католиков. В 1150 году они укрепились во Флоренции. Но во многих местах они были преследуемы, а особое гонение претерпели в Вероне, в 1163 году, а также в Ферраре и Модене. Однако, невзирая на гонения, сектанты укрепляли свои позиции. В 1224 году они распространились в Калабрии, Неаполе и даже в Риме, но особый успех имели в Ломбардии и Тоскане. Катары Другим наиболее значительным еретическим движением XII века, носившим массовый характер, были катары. Источником этого движения явилась богомильская ересь, пропитанная манихейством, которое проникло через Балканы в Южную Францию, Северную Италию и далее распространилось по всей Европе. Члены этой секты с 1163 года называли себя катарами – чистыми. Они отрицали святые таинства, Святую Троицу, обрекали себя на аскетизм, обязывали членов секты отказываться от браков и от личного имущества. «Движение, которое своими истоками восходило к социальной идее раннехристианской церкви, идее бедности, распространялось чрезвычайно быстро» 133]. 272

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Относительное примирение длилось всего 4 месяца. Продолжение конфликта связано с церковно-дисциплинарным спором, к-рый на Руси получил по имени Л. громкое название «леонтианская ересь». Незадолго до Пасхи 1162 г. Андрей «нача просити» у Л. «от въскресения Христова (Пасхи.- А. Н.) до всих святых (1-го воскресенья по Троице.- А. Н.) ести мяса и в среду и в пяток. Епископ же повеле ему одину неделю порозную (Пасхальную, Светлую седмицу.- А. Н.) ести мяса в среду и в пяток, а прочею добре хранити» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 520). Из этого сообщения, равно как и из последующих событий, можно заключить, что восстановление канонического порядка в Русской Церкви, нарушенного незаконным с т. зр. К-поля святительством митр. Климента Смолятича, сопровождалось также и мерами по ликвидации частных расхождений рус. церковного обихода с византийским. На Руси привыкли к тому, что по великим, Господским и Богородичным, праздникам, если они приходились на среду или пятницу, обычный для этих дней пост «разрешался», т. е. отменялся. О восстановлении такой практики и ходатайствовал князь, трактуя всю Пятидесятницу как сплошной праздник. Епископ настаивал на практике, принятой в к-польской Великой ц. Обычай самой Византийской Церкви не был единым, различаясь в столице и, напр., в афонских мон-рях. В публичных («предо всеми людми») прениях, к-рые князь устроил по вопросу о постах, Л. был побежден неким Феодором (Феодорцем) , княжеским любимцем и, очевидно, духовником. Л. продолжал стоять на своем, и последовало очередное, 3-е изгнание. Изгнанник искал правды в Киеве, у митрополита, но в живых его не застал: митр. Феодор скончался примерно в мае 1162 г. Прибывший в 1163 г. митр. Иоанн IV принял сторону Л. Однако тем временем вопрос был вынесен уже на суд патриарха: летом или осенью 1163 г. Андрей Юрьевич направил посольство в К-поль с просьбой открыть во Владимире митрополию во главе с Феодорцем. Л. присоединился к посольству и в ставке имп. Мануила I Великого Комнина в Белграде на Дунае участвовал еще в одном диспуте о постах - с Охридским архиеп.

http://pravenc.ru/text/2463541.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРКАДИЙ († 19 сент. 1163), свт. (пам. 18 сент., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), еп. Новгородский (1156-1163). Краткие сведения об основных событиях жизни А. содержатся в НПЛ. Древнейший список краткого жития А. содержится в пергаменном Прологе кон. XIV в. новгородского происхождения (РГАДА. Ф. 381. 162. Л. 31в, 32а); это же житие помещено в Макарьевских Минеях-Четьих под 17 сент. Оно восходит, вероятно, ко времени до 1188 г., т. к. о поставленной А. деревянной Успенской ц. Аркажа мон-ря говорится как о стоящей «до сего дне», тогда как в 1188 г. вместо нее был возведен каменный храм. Согласно житию, А. юношей оставил родителей и принял постриг в новгородском Юрьевом мон-ре , где через нек-рое время был рукоположен во иеромонаха, затем избран игуменом, но по неназванной причине был вынужден оставить обитель. Краткое игуменство А. в Юрьевом мон-ре имело место в промежуток между 1128 (смерть игум. Кириака) и 1130 гг. (упоминание игум. Исаии в дарственной киевского кн. Мстислава Владимировича и его сына новгородского св. блгв. кн. Всеволода Мстиславича Юрьеву мон-рю, к-рую скорее всего следует датировать 1130 г.). Умолчание об этом в НПЛ объясняется, как можно предполагать, тем, что поставление А. во игумена Юрьева мон-ря произошло при еп. Иоанне Попьяне, к-рого в Новгороде по не совсем понятным причинам не поминали и сведения о к-ром были исключены из летописи в ходе позднейшего редактирования. В 1134 г. кн. Изяслав Мстиславич поручил А. игуменство в основанном им новгородском в честь св. вмч. Пантелеимона мон-ре . В 1153 г. А. построил под Новгородом ц. Успения Пресв. Богоматери и основал при ней мон-рь, названный его именем - Аркаж. Упоминание «Оркадия игумена» в качестве собеседника Кирика Новгородца по каноническим и литургическим вопросам говорит об определенной учености А. Вскоре после смерти Новгородского архиеп. свт. Нифонта (21 апр.

http://pravenc.ru/text/76020.html

Чтобы преподобный нарочито занимался распространением веры между туземцами — не замечено. В другом известии сказано, что Герасим скончался в 1178 г., марта 4-го (Карамз. 4. Прим. 117 Хлынов. лет. у Карамзина. 3. 34. Изд. 2-е См. статью: «Откуда коренные жители Лифляндии первоначально получили христианство». Москвит. 1843. 7 «...Послав, крести множество корел, мало не все люди.» П. собр. р. лет. 1. 191 Kojal. Hist. Lithv. 1. 69 Stebelsk. ¯ywot. ŒŒ. Ewfros. Parask. 147 Narbut. Dz. star. nar. Lit. 3. 307–316 ПСРЛ. 2. 164 Ник. лет. 2. 202, 350 Степ. кн. 1. 309 Татищ. 3. 441 Снес.: о нападении половцев на Полонный. П. собр. р. лет. 1. 154; 2. 104 П. собр. р. лет. 2. 115 П. собр. р. лет. 3. 42 А влияние волхвов на народ видно из того, что владыка Новгородский Илия определил епитимию для женщин, которые обращались к ним в случае болезни детей (Пам. росс. слов. XII в. С. 202 Комментарии В источниках нет точной даты прибытия митр. Константина в Киев. Вероятнее всего, это случилось летом 1156 г., так как весной этого года Новгородский епископ Нифонт уже ожидал его в Киеве, да и навигация по Днепру не затягивалась до глубокой осени. Даты прибытия митр. Феодора в Киев и его кончины даны в Ипатьевской летописи по ультрамартовскому стилю (Бережков Н. Г. Хронология. С. 172, 175–176, 334. Прим. 110), т. е. правильные даты: 1160 и 1162 гг., что не снимает, однако, противоречия, на которое указывает митр. Макарий в прим. 24 к т. 3. Поэтому, учитывая некоторую неопределенность формулировки в сообщении о смерти митрополита («Тогда же [вместо обычного: «того же лета» или т. п.] и Федор митрополит преставися»), кончину митрополита Феодора следовало бы со всей осторожностью отнести к 1161–1162 гг. А. Поппэ не поясняет, откуда взята им дата «июнь 1163 г.» (Поппэ А. Митрополиты Киевские и всея Руси (988–1305 гг.)//Щапов Я. Н. Государство и Церковь. С. 198). Вероятно, в 1163 г. (Бережков Н. Г. Хронология. С. 176). Упоминание Ипатьевской летописью под 1172 г. казни митрополитом Константином Феодорца Ростовского относится в действительности к 1169 г., под этим годом оно содержится в Лаврентьевской летописи (ПСРЛ.

http://sedmitza.ru/lib/text/435831/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010