Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Русская Православная Церковь под управлением митрополитов 988 — 1589 К оглавлению Русская Митрополия в Киевский период (988—1240 гг.) Канонический статус Русской Православной Церкви как Митрополии Константинопольского Патриархата был определен при Крещении Руси святым равноапостольным Владимиром (36). Первым Митрополитом Киевским и всея Руси был святитель Михаил, по прозванию Сирин (сириец) (37). Затем Митрополитом Киевским, вероятно, стал Преосвященный Феофилакт, перемещенный в 990 г. из митрополии Севастийской (в Армении) (38). Следующим Митрополитом некоторые церковные источники называют Преосвященного Леона (или Леонтия), занимавшего Киевскую кафедру в 992—1008 гг. (14, с. 282). Вслед за ними, по русским источникам, за период до монголо-татарского нашествия, следуют 24 Митрополита: Иоанн I (1008—1035), Феопемпт (1037—1043), Кирилл I (1043—1046), Иларион (1051—1053), Ефрем (1055—1061), Георгий (1062—1072), Иоанн II Продром (1077—1088), Иоанн III (1088—1089), Николай (1097—1104), Никифор I (1104—1121), Никита (1122—1126), Михаил II (1127—1145), Климент (Смолятич; 1147—1155), Константин I (1156—1158), Феодор (1161—1163), Иоанн IV (1164—1166), Константин II (1167—1170), Михаил III (ок. 1171—1181), Никифор II (1182— 1197), Гавриил, Матфей (ок. 1210—1220), Дионисий, Кирилл II (1224—1233), Иосиф (1237—1240) (14, с. 285—289). Все они, за исключением двух, были посвящены в Константинополе, но не все они были греками. Епископы русских епархий преимущественно были по происхождению русскими (предполагают, что среди них были и выходцы из Болгарии). Митрополит Макарий за первые сто лет русской иерархии, по прямым летописным указаниям, называет только трех епископов-греков (39). Иначе и не могло быть. «В первые века истории Русской Церкви епархиальные епископы избирались на местах, причем право выбора принадлежало князьям (в епархиях, принадлежащих тому или иному удельному княжеству) или народному вечу (как это было в Новгороде начиная с середины XII в.). В том и другом случае избирались русские епископы» (40, с. 6).

http://sedmitza.ru/lib/text/436357/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН IV Приезд митр. Иоанна из К-поля на Русь. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 218) Приезд митр. Иоанна из К-поля на Русь. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 218) († 1166, Киев), митр. Киевский. Поставлен в К-поле в 1162 или 1163 г., после получения в Византии известия о кончине митр. Феодора . И. не сразу был признан на Руси. В 1163 или 1164 г. киевский кн. св. Ростислав (Михаил) Мстиславич «отрядил» в К-поль посольство во главе с боярином Гюрятой (Георгием) Семковичем, имевшее целью добиться утверждения на митрополичьей кафедре русина Климента Смолятича , избранного в митрополиты Собором рус. епископов еще в 1147 г., но не получившего признания в К-поле. У Олешья в низовьях Днепра Гюрята встретился с И., к-рый в сопровождении посла имп. Мануила I Комнина следовал в Киев. Из летописного изложения неясно, произошла ли эта встреча до того, как киевская делегация побывала в Византии (так считали Н. М. Карамзин , Е. Е. Голубинский ) или на обратном пути послов в Киев (в такой последовательности события описывали С. М. Соловьёв , М. С. Грушевский , Н. Г. Бережков). Вероятно, цель визант. посольства на Русь состояла не только в поставлении на Киевскую кафедру митрополита-грека, но и в заключении политического союза с киевским князем (об обмене посольствами между Киевом и К-полем сообщает под 1165 визант. историк Иоанн Киннам; см.: Бибиков М. В. Визант. историк Иоанн Киннам о Руси и народах Вост. Европы. М., С. 66-67). Император прислал «дары многы Ростиславу: оксамиты, и паволокы, и вся узорочь разноличная». Первоначально князь «не хоте… прияти» И. Летописный рассказ обрывается на речи «царева посла» Ростиславу: «Молвить ти цесарь: аще примеши с любовью, благословение от Святыя Софья…» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 522). Уникальное известие содержится в «Истории российской» В. Н. Татищева : Ростислав будто бы согласился принять И. лишь с тем условием, что «впредь, ежели патриарх без ведома и определения нашего противо правил святых апостол в Русь митрополита поставит, не токмо не приму, но и закон зделаем вечный избирать и поставлять епископом руским с повеления великого князя. И тако повелел митрополита ввести в дом его, а послов отпустил к царю с дары и любовью» ( Татищев В. Н. История Российская. М.; Л., 1964. Т. 3. С. 79-81). По-видимому, историк дополнил летописный рассказ, исходя из собственных представлений, без опоры на к.-л. источник.

http://pravenc.ru/text/469576.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ VIII Григорий VIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий VIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (между 1105 и 1110, Беневенто - 17.12.1187, Пиза; до избрания папой - Альберто ди Морра), папа Римский (с 25 окт. 1187). Род. в семье некоего Сарторио ди Морра, по прозвищу Спаначоне. Юность, вероятно, провел во Франции. Ок. 1124 г. вступил в мон-рь каноников-августинцев Сен-Мартен в Лане. В сер. XII в. (до 1157), возможно, преподавал каноническое право в Болонье (в сочинениях ранних канонистов сохр. упоминания о его глоссах к Декрету Грациана). Репутация знатока права и риторики была одной из основных причин его приглашения в Римскую курию. В дек. 1155 г. возведен папой Римским Адрианом IV в достоинство кард.-диак. рим. диаконии св. Адриана. С 26 сент. по 1 дек. 1157 г. был заместителем кард.-канцлера Роландо Бандинелли (впосл. папа Римский Александр III ). В 1158 г. возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Сан-Лоренцо ин Лучина. В 1166 г. был администратором еп-ства Спалато (совр. Сплит, Хорватия). В 1157-1187 гг., при папах Адриане IV, Александре III, Луции III и Урбане III , занимал должность канцлера (с 1178 кардинал-канцлер) Римской курии (последний кардинал, имевший должность канцлера Церкви до 1908); провел ряд реформ в папской канцелярии и судах, в т. ч. ввел использование т. н. курсуса (ритмизованной прозы) в куриальное делопроизводство. Пользовался большим влиянием как во внутрицерковных делах, так и в сношениях со светскими правителями. В качестве папского легата осуществил дипломатические миссии в Далмацию (1161-1162), при римско-герм. имп. Фридрихе I Барбароссе (в 1163), в Венгрию (1165-1167), а также в итал. города (1177-1180). Был одним из легатов, отправленных папой Александром III в Англию для расследования убийства архиеп. Фомы Бекета . По поручению папы короновал португ. кор. Афонсу II. Поддерживал религ. ордены, был кардиналом-протектором ордена св. Иакова; в 1170 г. основал мон-рь каноников-августинцев в Беневенто. С 1182 г. кардинал-первопресвитер.

http://pravenc.ru/text/166761.html

Носительницы духовной истины, они превращаются в наживку на крючке, ловящем золотых рыбок для самого Мо 1163 . Лидер «Семьи» прямо проповедовал обман как средство «выживания»: «Когда закон, политика и социальное давление заставляют вас приспосабливаться, это не грех притворяться, что вы сделали так... Ведь ваш разум и ваше сердце остались теми же самыми» 1164 . «Мой самый большой страх – это то, что свидетели (из числа адептов культа) лгали судье», –это слова человека, знающего «Семью» изнутри, по поводу судебного процесса над этим культом. Характеристика «Семья» («Дети Бога») Дэвида Берга классифицирована как деструктивная религиозная организация (тоталитарная секта, деструктивный культ) в: · книге А. И. Хвыли-Олинтера «Опасные тоталитарные формы религиозных сект» (1996 г.) 1165 ; · «Итоговом заявлении Международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России», прошедшего 16–20 мая 1994 г. в г.Москва 1166 ; · Вербальной ноте Посольства Федеративной Республики Германии 1167 ; · Аналитическом вестнике Государственной Думы Российской Федерации «О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций», 1996 г. 1168 ; · «Итоговом заявлении участников российской научно-практической конференции «Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека», прошедшей в Санкт-Петербурге 12 января 1996 г. 1169 , а также в официальных «Обращении к россиянам...» и «Обращении к средствам массовой информации...» участников этой конференции 1170 : · Инициативном письме – депутатском запросе депутата Государственной Думы Российской Федерации Н.В.Кривельской Министру внутренних дел Российской Федерации генералу армии А.С.Куликову (январь 1997 г.); · Информационном материале Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим», 1996 г. 1171 . Культ был основан в 1967–68 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

[Патриарх печалится по поводу братоубийственной войны, вновь разгоревшейся с 912/913 гг. между христианами, «друзьями, забывшими дружбу.» – болгарами и ромеями, видит в ней проделки дьявола, винит Симеона, просит его одуматься и предупреждает, что в Константинополе знают все о готовящихся кознях и начали сбор войск для похода против болгар. Следует изложение того, что Николаю Мистику сказали по этому поводу во время аудиенции в императорском дворце]. Тебе известны, отец и господин, стратиги Македонии и Фракии 1162 . Так вот они 1163 сообщили, они не перестают ежедневно делать то письменные донесения, то через своих апокрисиариев изустные, с уверением в действительности того, о чем сообщают, не оставляющим никакого места сомнению, что цель болгар в конце опустошить и разграбить нашу страну. Да, они клятвенно уверяли, что это не выдумка, но что болгары действительно намереваются порвать состоявшийся договор, не желая долее соблюдать его условия. Затем они добавляли к сему, что тебе не безызвестен Вога 1164 , который состоит стратигом в Херсоне 1165 . Вот этот стратиг Херсона не перестает все время сообщать, что болгары прилагают все усилия, чтобы печенегов и другие народы, которые обитают в тех краях, привлечь к участию в нашествии на ромеев и к войне (с нами) 1166 . И не то, чтобы он то говорил, то молчал об этом; но непрерывно и ежедневно этими посланиями и речами он беспокоит наши уши и сердце 1167 . Кроме того, сообщали они, что являлось до шестнадцати человек из печенежского племени с извещением, что не однажды, но много раз были посылаемы к ним апокрисиарии из Болгарии, склонявшие их к союзу с болгарами... [Далее подводится объяснение под военные приготовления ромеев против болгар и еще раз объединяются свидетельства о враждебных намерениях Симеона, собранные, с одной стороны, на основе уверений стратигов Македонии и Фракии, а с другой, – Воги и посланцев от печенегов]. ...Ради этого, так как естественно было мне увериться из того, что они доносили с настойчивой убедительностью, последовал сбор войска и его мобилизация, а также отправлено посольство к печенегам, не для того, чтобы организовать войну и не для того, чтобы произвести избиение твоего народа, но первое мероприятие в целях обеспечить безопасность себе самим, а второе всего только в целях сдержать, как говорится, вашу стремительность и остановить вас от набега на Ромейские пределы, согласно донесениям смиренных людей, упомянутых Воги и посланцев от печенегов, подтвердившимся и со стороны прочих стратигов. Такова была, по их словам, цель созыва войска, таковы причина посольства к печенегам. И я доверился им...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

НАРАСТАНИЕ КНЯЖЕСКИХ УСОБИЦ НА РУСИ Митрополит Климент (Смолятич; 1147–1155) Святой Митрополит Константин I (1156–1159) Никита Акоминат (Хониат). Сокровище православной веры. Книга XXIV: Собор Митрополит Феодор (1161–1163) Митрополит Иоанн IV (1164–1166) Митрополит Константин II (1167–1170) Месяца августа въ 1 день слово Великого князя Андрея Боголюбьскаго о милости Божии Митрополит Михаил III (1171–1174) Митрополит Никифор II (1175/76–1202) Митрополит Матфей (1209–1220) Митрополит Кирилл I (1225–1233) Грамота Никейского Патриарха Киевскому Митрополиту Кириллу Митрополит Иосиф (1236–1240) ГЛАВА IV. ПОСЛЕ БАТЫЕВА РАЗОРЕНИЯ Святой Митрополит Кирилл II (уп. 1242–1281) Послание князя Святослава Мизийского Митрополиту Кириллу Ярлык Ордынского хана Менгу-Темира русскому духовенству. Степь г., августа 10] Святой Митрополит Максим (1283–1305) Поучение святителя Максима Месяца декабря в 15 день Сказание о святем и блаженнем Первопрестолнике чюдном Митрополите Максиме Владимирском и Московском и всея Росии ГЛАВА V. НАЧАЛО ВОЗВЫШЕНИЯ МОСКВЫ Чудотворец Митрополит Пётр (1308–1326) Поучение смиреннаго Петра, Митрополита Киевского и всея Руси, игуменом, попом и диаконом 1308–1326 гг. — Поучение митрополита Петра духовенству (об епитимиях и вдовых попах) и мирянам (об усердии к церкви) Поучение Петра Митрополита Киевскаго и всея Руси Поучение Петра Митрополита Поучение Петра Митрополита, егда препре Тферьскаго владыку Андрея во Сборе Святой Митрополит Феогност (1328–1353) 1339 г. — Грамота Патриарха Иоанна XIV Митрополиту Феогносту об открытии мощей святителя Петра Поучение Феогноста, Митрополита всея Руси Чудотворец Митрополит Алексий (1354–1378) Поучение Алексия Митрополита от Апостольских деяний к христолюбивым христианом Поучение смиреннаго Алексия Митрополита всея Руси игуменомь и попом и дьакономь и всем правоверным крестьяном, крестоимянитым людем, пребывающим в правоверьи, всего предела Новгородьского и Городецьского: благодать вам и мир от Бога свыше 1363 г. — Слово пресвещенного Алексея Митрополита 1378 г.

http://pravoslavie.ru/97818.html

П. Соколов в нач. XX в. показал, что в оригинале послания имелся в виду Леон и датировать послание следует не 1160 г., под которым оно помещено в Ник., а, по мнению исследователя, 1168 г. ( Соколов. 1913. С. 98-99). Этот вывод был принят большинством ученых, хотя В. Л. Янин отнес все события, связанные с Леоном, к 1161-1164 гг., а послание патриарха - ко времени ок. 1163 г. (см.: Янин В. Л. Моливдовул ростовского еп. Леонтия//ВИД. 1994. Т. 25. С. 7-14; Актовые печати. Т. 3. С. 29-36). Между тем рассказ о митрополичьем суде над соперником Леона Феодором помещен в Лаврентьевской летописи под 6677/1168-1169 гг. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 355-357). Судивший Феодора митр. Константин, упоминаемый в данном рассказе, может быть только Константином II, поскольку Константин I умер в 1159 г. Из послания Луки Хрисоверга следует, что Леон был полностью оправдан в Киеве на церковном Соборе с участием митрополита ( Феодора (1160-1163) или Иоанна IV (1164-1166)) и великого князя «всея Руси» (имеется в виду Киевский блгв. кн. Ростислав (Михаил) Мстиславич (1159-1167)), а впосл. и на заседании К-польского Синода во главе с патриархом Лукой (ПДРКП. 3. Стб. 66-67). На Ростовскую кафедру, как считают большинство исследователей, Леон был возвращен после осуждения Феодорца в 1169 г. (наиболее вероятно, что к тому времени, судя по сохранившейся владычной печати, он получил сан титулярного архиепископа). Сложности с описанием жизненного пути и Н. и леона связаны с тем, что в подробном повествовании владимирской летописи о событиях после убийства блгв. кн. Андрея Боголюбского († 1174) и событиях первых лет княжения Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо (1176-1212) никакой Ростовский епископ ни разу не упоминается. В древнейшей редакции «Сказания о чудотворной Владимирской иконе Божией Матери» Н. указан как один из свидетелей 3-го чуда (наряду с кн. Андреем Юрьевичем) - исцеления больного в Успенском соборе Владимира, при этом Н. называется попом, к-рый устроил по случаю чуда крестный ход, трижды обойдя с ним вокруг собора, «позва к собе князя и бояре, и исцелившаго, одаривша и, пустиша» (Древнейшая редакция.

http://pravenc.ru/text/2565130.html

IV в. нарушило и без того хрупкий баланс сил на дунайских рубежах Империи. В 376 г. с согласия императора Валента на римскую территорию переселяются спасающиеся от гуннов тервинги (и, вероятно, другие готские группы Подунавья). В 377 г. они поднимают восстание против римских властей, присоединив к себе гревтунгские и аланские отряды, возглавляемые Алафеем и Сафраком. 1162 Один из готских отрядов во главе с Фарнобием, а также присоединившиеся к нему тайфалы ушли в Иллирик, где и были разбиты римским полководцем Фригеридом. 1163 В 378 г. готы наносят римской армии во главе с императором Валентом поражение в битве при Адрианополе. 1164 Затем варварские группы растекаются по балканским провинциям Империи и предают их жестокому разграблению. 1165 Императорам Грациану и Феодосию после достаточно длительного военного противостояния удается заключить федератские договоры с отдельными варварскими группами: в 380 г. готоаланская группа Алафея и Сафрака, приняв статус федератов Империи, расселяется в Паннонии, 1166 а в 382 г. подобное же решение принимает основная часть готов (будущих везеготов). Они заключают мир с Империей и расселяются императором Феодосием во Фракии и Прибрежной Дакии. 1167 Затем, уже в начале V в., везеготы также продвинулись в Паннонию, оттуда и совершили два своих похода в Италию. 1168 В 20-е гг. V в. в Паннонию переместится основная часть гуннской орды. 1169 Указанные выше события, несомненно, имели эпохальное значение в истории античного мира. Можно фактически говорить о том, что в 70–80 гг. IV в. в Подунавье исчезла четкая граница, отделявшая варварские земли от Империи. Римский и варварский миры пришли в теснейшее взаимодействие, оказались включенными в единое пространство. Результатом их интеграции станет исчезновение на Западе института Империи и формирование варварских королевств. Кардинальное изменение политической и этнической ситуации в Иллирике, и в особенности вызванный нашествиями упадок иллирийских городов, естественно, отразятся и на церковной жизни региона.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Т. 2 Стб. 521 – 522). (В год 1163. Тогда же и митрополит Феодор преставился, быв митрополитом 10 месяцев.) Дата дана по ультрамартовскому стилю, следовательно, приходится на 1162 г. Но в этой связи следует обратить внимание на выражение летописца: «тогда же», в отличие от обычного летописного «в то же лето» или «тем же летом». Это словосочетание может указывать на то, что кончина произошла не в указанный год, а в более раннее время. Принимая во внимание указание летописи о десяти месяцах правления, дату кончины следует отнести к 1161 г. Но, по мнению митрополита Макария Булгакова , указание «10 месяцев» следует читать, как «год и десять месяцев» (Ук. соч. С. 496). Это мнение может быть подтверждено данными поздних летописей (Никоновская и Воскресенская), где датой кончины указан 6671/1163 г. (с поправкой – 1162). (ПСРЛ. Т. 7. С. 77; Т. 9. С. 231). 1035 Дата прибытия на Русь указана в Ипатьевской лет. под 6672/1164 г. (Ипатьевская лет.; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 522), с поправкой на ультрамартовский стиль она должна быть скорректирована на 1163 г. Дата кончины – 1166 г. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 234; Т. 9. С. 233). 1036 Дата прихода на Русь – 1167 г. (Софийская первая лет.; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 234). Упоминается в Лаврентьевской лет. под 1169 г. (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 355–362). 1037 Упоминается в 1182 и 1183 гг. в Ипатьевской лет. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 628; 630–631). Под 1185 и 1190 гг. упоминается в Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 390, 408), в 1195, 1196 и 1197 гг. – в Ипатьевской (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 684, 697–698, 707). 1038 Следующие два митрополита – Гавриил и Дионисий – упоминаются в епархиальных списках Новгородской Первой, Воскресенской и Никоновской лет. (см. сн. 2) В Новгородской Четвертой лет. перед ними стоит Афанасий. Годы правления этих митрополитов неизвестны. 1039 Упоминается только в летописных списках митрополитов (см. сн. 2). В ААО. Τ. 1. С. 47 приводится вне порядковой нумерации, как «сомнительный», Дионисий Грек, хиротонисанный в 1217 г. 1040 Упоминается в Софийской и Никоновской лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1151 . В изданиях Миня и Питры (и, следовательно, в русском переводе) в основном неподлинные тексты. Частично толкования Афанасия сохранились в катенах, значительная часть их опубликована впервые в 1978 и 1989 гг. Подробные указания на новейшие издания и состояние вопроса в CPGS 2140. — Изд. 1152 По-видимому, речь идет о PG 27. Col. 56-60, CPG 2238 (центон из творений Евсевия, Ипполита и др. авторов). TLG 2035/60 (Sp.). — Изд. 1153 CPG 2141 (учтено гораздо больше текстов Писания, чем перечислено у Н. И. Сагарды). TLG 2035/57, 62, 116. — Изд. 1154 CPG 2234. TLG 2035/Х06 и 5000/1 (torn. 1.1.7, р. 66). Рус. пер. в «Деяниях Вселенских соборов» не найден. — Изд. 1155 CPGS 2264. TLG 2035/118, 127. — Изд. 1156 CPGS 2298. — Изд. 1157 CPG 2295. CPL 167 (среди dubia Амвросия; там же литература). Греч, текст — перевод с лат., ср. PL 88. Col. 585—586. Церковнославянский перевод помещается в православной богослужебной Псалтири. Рус. пер. указан в росписи в БВ 3, 668. См. также: Фаминский К. Н. Споры об употреблении Афанасиева Символа веры в богослужении Англиканской церкви//ХЧ. 1910. 3. С. 401—411. — Изд., Ред. 1158 Quicumque — «всякий, кто...» (хочет спастись). — Ред. 1159 CPG 3738 (окружение Аполлинария). — Изд. 1160 CPGS 5219. TLG 5000/1 (torn. 1.1.5, p. 65, lin. 27). Рус. пер. в «Деяниях Вселенских соборов» не найден. — Изд. 1161 CPGS 3737 (окружение Аполлинария). — Изд. 1162 CPGS 2302. — Изд. 1163 Пропущено. — Ред. 1164 Τοιατης δ€ τξιν και φσιν " χοντος του Πνεματος προς τον Υν, οαν Υις ι προς τον Πατρα (текст: TLG 2035/43. Vol. 26, col. 580, lin. 24-26=PG). — Ред. 1165 Точнее: «Сыном Человеческим». — Ред. 1166 Stülcken [Α.] Athanasiana. [Leipzig, 1899. (TU 19, 4)] S. 90-106; Hoss K. Studien [über das Schrifttum und die Theologie des Athanasius. Freiburg im Breisgau, 1899.] S. 76—79. 1167 Ни в одном из указанных Η. И. Сагардой мест нет прямого употребления слова kvavQp πησις, впрочем, довольно частого у Афанасия (в указанных произведениях: De incarnatione Verbi — 10 раз, кроме заглавия и двух глагольных форм; Contra Arianos 1 — 3 раза; Epist. ad Maximum — ни одного). — Ред. 1168

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010