Сивилист изобразил Нерона, как ντθεος’а, который будет уничтожен Мессией. Об этом мы читаем в пятой (V) книге Сивилл: V, 28–34; 93–110; 214–227. 1104 Из иудейских сивилл это мнение перешло в христианские сивиллы приблизительно в 150 г. Какой-то христианин соединил это пророчество о воскресении Нерона с другими более древними пророчествами, содержащимися в пятой книге сивилл, и переработал их, и в то же время этот же христианин или кто-либо из его единомышленников (Сивиллы VIII, 1–216) связал эти представления о Нероне-антихристе с главнейшими чертами зверя, изображенного в Апокалипсисе Иоанна. 1105 Таким образом мысль о воскресении —77— Нерона была связана с представлением об антихристе довольно поздно. Первый, кто увидел в звере Иоаннова Апокалипсиса указание на Нерона, был Викторин, если комментарий с его именем принадлежит ему. 1106 Позднее об этой легенде упоминает Лактанций , который считает её нелепою баснею. 1107 Мнение, что сам Нерон и есть антихрист, первый раз приводится у Августина, который считает его в высшей степени странным. 1108 Иероним в учении о человеке греха видит указание на Нерона, 1109 а Сульпиций Север находит его в 13 гл. Апокалипсиса. 1110 Столь позднее применение легенды о Нероне к изъяснению учения Апокалипсиса об антихристе и учения ап. Павла о человеке беззакония, говорит о недостоверности мнения, будто ап. Павел в человеке беззакония изобразил Нерона. Клеппер 1111 был совершенно прав, говоря, что ничто не внесло столько путаницы в вопрос о происхождении 2-го Фесс., как образ Нерона, именно мнение о том, будто автор нашего послания задумал и оформил своё пророчество о человеке беззакония под впечатлением личности Нерона и разных легенд, создавшихся вокруг его имени. Для защитников гипотезы о Нероне-антихристе всего труднее объяснить то, каким образом христианин, автор 2-го Фесс., мог прийти к представлению человека беззакония в такой именно форме, как он изображен во 2 Фесс., т. е. с характером по преимуществу религиозным, если язычники и иудеи, со времени лженероновских движений, думали только о реставрации царства Нерона посредством мер политического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Издавна святая церковь прославляла этого великого мужа, который мощной рукой воссоздал на севере царство, рассыпавшееся от междоусобий юга, был светильником веры в обширных своих пределах, начиная от удельного Вышгорода до Великого Киева и Владимира и дальнего Новгорода. Если бы святая церковь и не причла его за благочестивую жизнь и страдальческую кончину к лику своих Святых, то уже одно имя Боголюбского вполне бы выразило всю его святость. Кто другой во всей нашей истории может похвалиться таким прозванием, которое невольно исторгнулось из уст современников? И как близок к сердцу этот Боголюбивый Князь Андрей со своей чудотворной иконой Боголюбской Матери Божией, пред которой он сам написан на коленях в великокняжеской одежде, но без княжеского венца, замененного мученическим. Вот очерк истории жизни и кончины Святого Князя Андрея Боголюбского, соединенный с историей тех священных событий, вследствие которых Благоверный Князь Андрей основал монастырь со святыми храмами и город Боголюбов, а во Владимире построил великолепный храм в честь Успения Богоматери, в котором после страдальческой кончины, последовавшей от злодейской руки Кучковичей, похоронено его святое тело. Время и место рождения Князя Андрея Боголюбского, его пребывание в Вышгороде, отправление в Ростов и остановление ему пути чудесным явлением Богоматери Благоверный и Боголюбивый Князь Андрей, второй сын Великого Князя Киевского Георгия Владимировича Долгорукого-Мономаха, родился в городе Суздале в 1110 году; около 1135 года вступил в брак с дочерью богатого Суздальского боярина Кучки, или Кучковича, владельца тех мест, где ныне Москва. В это время Суздальская область занимала обширные пространства по верхнему и среднему течению реки Волги и по её притокам. Отличаясь суровым климатом, населенная бедными финскими племенами (Весь и Меря), она считалась самым последним уделом между волостями Великого Князя Киевского Владимира Мономаха , а потому и досталась младшему сыну его Юрию (Георгию) Долгорукому. Благодаря деятельности Князя Юрия Долгорукого, этот глухой край вскоре оживился.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VI. На праздник Рождения Предтечи Господня читается партмия из книги Бытия о разрешении неплодства Саррина 1109 поскольку и предтеча Господень родился от неплодных родителей, по их молитве. VII. На общих службах во дни святых Отцов, подвизавшихся на соборах – именно: в неделю 7-ю по Пасхе, в память отцов 1-го Никейского собора, июля 16-го – в память отцов 4-го вселенского собора, также в неделю пред Рождеством Христовым в память св. отцов вообще, и наконец 30-го января – в день трех святителей. – читается первая паремия из книги Бытия о десятине, поднесенной прадедом Левия Авраамом Мелхиседеку, царю Салимскому, в знак превосходства новозаветного священства по чину Мелхиседекову в сравнении с левитским священством ветхозаветным 1110 ; вторая паримия из книги Второзакония – о выделения из народа Израильского особенного класса наставников, судей и управителей, которые были прообразом новозаветной иерархии 1111 ; третья паримия также из Второзакония, об избрании и отделении отцов еврейского народа из среды всех народов, дабы и семя их после них унаследовало богобоязненность и праведность отцов своих 1112 . Сим внушается очевидно, что и новозаветный Израиль, унаследовавший свою веру от богоизбранных и богопросвещенных отцов церкви Христовой, от них же должен унаследовать и святые правила жизни. VIII. На праздник нового лета (1 сентября по церковному счислению) читается паремия из 24-й главы книги Левит, где Господь обещает за исполнение Его заповедей посылать свою благодать и милость на землю во все четыре времени года; а в противном случае угрожает страшными бедствиями и проклятием земли. IX. На день празднования Полтавской победы (27-го июня), читается одна партмия из книги Исход о погибели Фараона со всем воинством его в волнах Чермного Моря 1113 , – а другие из книги Левит, где Господь обещает своему народу военную славу и поражение врагов под условием сохранения заповедей своих 1114 . X. Наконец на ежедневном богослужении во весь годичный круг церковных служб, для первой песни канонов всегда берется основанием из книги Исход, победная песнь сынов Израилевых по переходе чрез Чермное Mope; а для второй песни великопостных канонов берется из книги Второзакония – обличительная песнь Моисеева 1115 . Указание прообразовательного значения исторических лиц (патриархов), событий и важнейших обрядовых установлений, о которых говорится в Пятикнижии Моисеевом

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Как ни отрицательно в этих рассказах отношение монашества к мирскому богослужению, но в них содержится как ясное указание на то, что такое отношение имело место только в египетских монастырях, находившихся под непосредственным влиянием отшельников, так просвечивает и сознание, что такое положение дела не может быть долговечным. В Палестину подвижничество перенесено было из Египта учеником Антония В. пр. Иларионом († 381 г.). Родом из окрестностей Газы в южной Палестине, находившейся в постоянных сношениях (с. 145) с Египтом, Иларион, слушая в Александрии грамматика, увидел там прославившегося уже Антония 1104 , пожил несколько лет с ним, но 15 лет (в 306 г.) уже возвратился на родину, получив от прп. Антония в благословение его кожаный пояс 1105 , и поселился в пустыне неподалеку от Газы. Жилищем его был небольшой домик, напоминавший скорее гроб, чем дом 1106 , – такого объема, что стоя надо было наклонять голову, а лежа – подгибать ноги 1107 ; питался он сначала кореньями некоторых кустарников и травами, принимая пищу через 3–4 дня, потом стал употреблять хлеб и вареные овощи, даже с маслом; никогда не ел ранее захода солнца 1108 .подвигами прп. Иларион превзошел и Антония В.: имел не два плаща, а один и т.п. Молитва его состояла главным образом, из пения псалмов и чтения Писания, которое он знал наизусть 1109 . Через 22 г. уединения совершенное прп. Иларионом исцеление детей восточного перфекта претории стало собирать к нему народ, и около его келлии возник (ок. 328 г.) монастырь анахоретского типа, вполне напоминавший Антониевы монастыри; келлии растянулись, подобно шатрам кочевых племен, на всем пространстве пустыни, пограничной с Египтом; их прп. Иларион периодически посещал в сопровождении других иноков (иногда до 2 тыс.), чтобы благословить иноков и дать им указания для жизни ( τπον τη ς πολιτεας) 1110 . Спустя 30 лет предчувствие Юлианова гонения побудило прп. Илариона удалиться сначала в Египет, а затем на Кипр, где он был рукоположен во пресвитера своим учеником св. Епифанием Кипрским , и там умер; тело его было перенесено в монастырь его. В отсутствие прп. Илариона монастырь его подвергся разорению со стороны язычников 1111 , от которого не мог оправиться, и в V в. не упоминается 1112 . Это был единственный чисто анахоретский монастырь в Палестине, и судьбы его показала, что Палестина предназначена была для другого типа монашества, чем Египет. (с. 246) Лавры прп. Харитона

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

6. Сношения между Римом и Константинополем до латинского завоевания. – Несмотря однако на эту пропасть народной вражды между греками и латинянами, сношения между императорами и папами продолжались. Политические обстоятельства и расчеты заставляли тех и других искать союза и единения. Вскоре после первого крестового похода (1096), именно около 1112 г. Алексей Комнен, услышав, что папа Пасхалий II потерпел страшное унижение от императора Генриха V, отправил в Рим своих послов с предложением папе своих услуг и с изъявлением готовности отправиться в Рим или послать своего сына, для принятия из рук папы западной императорской короны и засвидетельствования своего подчинения апостольскому престолу. В ответ на это и папа также отправлял посольство к императору, состоявшее из 600 человек. Но переговоры кончались, конечно, ничем. Ко времени Алексея Комнена относится также публичный диспут или «прение», об исхождении Св. Духа, между Евстратием, архиепископом Никейским, и Хризоланом (Гроссоланом), архиеп. Миланским (между 1110 и 1113 гг.) 1146 . Прение происходило в Константинополе в присутствии самого императора. Второй подобный же диспут состоялся в эпоху второго крестового похода, при Иоанне Комнене, в 1146 г., между послом Лотаря II, Анзельмом, еп. Гавельбергским (теперь Брауншвейг), и Никитой, митрополитом Никомидийским, главой учрежденной Комненами ученой коллегии из 12 учителей 1147 . Диспут (состоявший из двух заседаний) происходил также в Константинополе в базилике, при церкви св. Софии. Около 1155 г. папа Адриан IV при посредстве Василия Ахридского, митрополита Фессалоникского, пытался было привлечь императора Мануила Комнена на свою сторону, но Мануил отправил посольство в Рим только чрез 11 лет (в 1166 г.), к папе Александру III, на которого шел в то время войной Фридрих I Барбаросса. Также, как и Алексей он предлагал папе свою помощь, изъявляя готовность «соединить свою церковь , как было в древности, с матерью всех церквей – римской» и взамен получить императорскую (западную) корону, которая и «по праву принадлежит ему, а не Фридриху немецкому».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

1101. Никифора , архиепископа Славенского и Херсонского, из иеромонахов, 1779 г. августа 6-го, 37 лл., 37-й лист чистый, на греческом и русском языках, в папке, обтянутой шелковою материею. На обороте 36 листа запись: «Вышеозначенный чин присяги архиерейския на греческом языке против российского подлинника исправлял Святейшаго Правительствующаго Синода переводчик Лука Сичкарев». 1102. Павла , митрополита Тобольского и Сибирского, из архимандритов, 1758 г. мая 23-го, 17 лл., 16-й и 17-й листы чистые, в цветной бумажной обложке. 1103. Павл а, епископа Владимирского и Яропольского, из архимандритов Тихвинскаго монастыря, 1763 г. июля 6-го, 15 лл., 14-й и 15-й листы чистые, в цветной бумажной обложке. 1104. Павла , епископа Костромского и Галичского, из архимандритов Донского монастыря, 1778 г. апреля 15-го, 20 лл., листы 1, 2, 18, 19 и 20 чистые, в цветной бумажной обложке. 1105. Палладия , епископа Рязанского и Муромского, из архимандритов Нижегородского Печерского монастыря, 1758 г. июня 18, 15 лл., 15-й лист чистый, в цветной бумажной обложке. 1106. Парфения , епископа Кексгольмского и Ладожского, из архимандритов, 1759 г. ноября 6, 15 лл., листы 1, 14 и 15 чистые, в цветной бумажной обложке. 1107. Пахомия , епископа Тамбовского и Пензенского, из архимандритов Иосифо-Волоколамского монастыря, 1758 г. мая 25-го, 14 лл., в цветной бумажной обложке. 1108. Платона , епископа Сарского и Подонского, из архимандритов, 1742 г. сентября 19-го, листы 1-й 2-й, 15-й и 16-й чистые, в цветной бумажной обложке. 1109. Платона , епископа Владимирекаго и Яропольского, из архимандритов, 1748 г. марта 20-го, 16 лл., 16– й лист чистый, в цветной бумажной обложке. 1110. Платона , архиепископа Тверского и Кашинского, из членов Святейшаго Синода и архимандритов Свято-Троицкия Сергиевы лавры, 1770 г. октября 10-го, 27 лл., 26 й и 27-й листы чистые, в папке, обтянутой шелковою материей. 1111. Порфирия , епископа Суздальского и Юрьевского, из архимандритов Донского монастыря, 1748 г. мая 30-го, 17 лл., 17-й лист чистый, в цветной бумажной обложке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И речь правдивую всегда предпочитал обману. Ко всем с почтеньем отношусь, люблю и мир, и дружбу, Надменность ненавижу я, двуличность ненавижу И любопытства не терплю, и в кознях не участник, Противны ссоры и вражда, и колдовские чары, И от злопамятства бегу, как от змеи опасной. Царям всегда желаю я прожить безмерно долго, И несказаннейших удач и жизни без печалей; Узреть сынов своих сынов, сломить врагов упорных И унаследовать удел в небесном светлом царстве. Ты не найдешь на мне вины, ни в мыслях, ни в поступках, И, чтоб меня на смерть послать, предлога не подыщешь. Но вестник, что ко мне пришел, к другому был отправлен, Как видно, слушал кое–как он голос государя, Взамен виновного, меня в Аид привел он нынче. Причины мне он не открыл, по ложному решенью И без суда приговорен теперь я к смертной казни, И отдан палачам во власть, страдаю за другого, В темнице должен пребывать, храня молчанье, гибнуть, Похищен буду смертью я и поглощен могилой». ……………………………………… «О злополучный Михаил, ты – чадо злоключений! Теперь ты можешь отдохнуть и можешь не бояться, Ты должен точно рассказать все это государю, Припомни шаг за шагом все и доложи без страха, Как беззаконно нынче был ты ввергнут в тьму Аида И предан в руки палачей, но за вину чужую. Наш царь и добр, и милосерд, и любит справедливость, И снова жизнь увидишь ты и узришь ты спасенье». Иоанн Цец (около 1110 – после 1180 г.) Творчество поэта, прозаика и филолога Иоанна Цеца весьма характерно для византийской культуры XII в. С ранних лет влюбленный в филологические занятия, Иоанн всю свою жизнь отдавал им немало времени и труда, обогатив память знанием многих языков, чтением огромного количества поэтов и прозаиков. Широкую эрудицию, начитанность и ученость Иоанн Цец стремился во всей полноте показать в сочинениях, которые можно разделить на четыре группы: 1) антикварно–исторические сочинения; 2) схолии к древним авторам; 3) трактаты по метрике, поэзии, грамматике; 4) мифологическая поэма и небольшие стихотворения. К первой группе сочинений относятся 107 писем и так называемые «Хилиады» («Тысячи»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В виду всего вышесказанного я принимаю, что Поликарп был знаком с Печерской летописью и что эта летопись служила источником некоторых исторических данных, приводимых им в своих сказаниях. В подтверждение последнего предположения укажу на следующее обстоятельство: в сказаниях Поликарпа нет ни одного известия исторического характера позже 1110 года, к которому относится только что приведенная ссылка его на явление трех столпов в Печерском монастыре 16 ). Думаю, что это не может объясняться простой случайностью: всего вероятнее допустить, что источник исторических сведений Поликарпа – Печерская летопись оканчивалась на 1110 году. Ср. указание, извлекаемое из Повести временных лет о том, что данные о Печерском монастыре, находившиеся в распоряжении Сильвестра (в 1116 году), не переходили этого 1110 года. Древнейшее известие, сообщаемое Поликарпом – это смерть Глеба Святославича в Заволочии (1078 г. ср. Лавр., Ипат.); самое позднее – это явление трех огненных столпов в Печерском монастыре (1110 г.); древнейшее известие находим в первом сказании Поликарпа о Никите затворнике, позднейшее известие в сказании о Пимене многострадальном – последнем в сочинении Поликарпа 17 ). Я не думаю, чтобы это обстоятельство могло объясняться простою случайностью. Если принять во внимание, что Печерская летопись оканчивалась 1110-м годом, ясно будет, что Поликарп, излагая события из жизни печерских угодников, руководствовался данною в летописи хронологической основой, приурочивал к ней то или другое известное ему происшествие из этой жизни и заимствовал из нее оживляющие его рассказ исторические события. Исследователь, изучающий сказание Поликарпа, поражается тем, что с одной стороны кругозор исторических его знаний как бы не переходил за 1110 год, между тем как с другой – в числе описанных им житий есть такие, которые принадлежат угодникам, жившим несколько позже. Так Спиридон проскурник и Никодим жили в дни игуменства Пимена, то есть в середине XII века, так как Пимен был, согласно данным митрополита Евгения, игуменом от 1132 до 1141 года, а служба Спиридона и Никодима в пекарне, куда их поставил игумен, продолжалась тридцать лет (Берсен. список, а в Кассиановских: за многа лета). Но соображал ли это Поликарп и не предполагал ли он, что Пимен игумен жил гораздо раньше? Название его постником указывает как будто на отождествление личности этого игумена с тем Пименом-постником, который назван (и при том третьим) в числе отцов, посетивших во время игуменства Никона (умершего в 1088 году) одержимого бесом Никиту затворника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. Гардгаузен, описывая рукопись XV в. (?) 1107, делает замечание: «Conf. codd. 1108–1110» (pag. 225), т. е. считает сходными рукописи с 1107 по 1110, в действительности же сходными буквально нужно считать только рукописи 1109 и 1110, а две остальные не только не сходны с этими двумя, но разнятся даже и между собой. Разнятся эти рукописи и количеством, и распорядком статей, входящих в состав их, и даже текстом или изложением их. Считаем нелишним сказать несколько слов о чисто палеографических приёмах известного немецкого палеографа. Эти приёмы едва ли могут, по нашему мнению, делать особенную честь ему. Для любопытствующих укажу два-три примера палеографической точности г. Гардгаузена. На стр. 221, при описании рукописи XII в. 1095, мы читаем: Τυπικν, incipit: το δνα[ι] τν λιον γουν περ κ.τ.λ.; на стр. 224, при описании рукописи XIV–XV в. 1105, – incipit κα τος χ/ς τν ρουν (sic) τ Κριος βασλευσεν κ.τ.λ. и ниже в той же рукописи: explicit: – ατ δ τοτο ποιε ϑυμ [ι] ν и т. д. Подобных примеров можно указать множество и не только в описаниях статей, входящих в рукописи, но даже и при передаче им в Каталог разного рода приписок, датирующих рукописи и имеющих иногда важное историческое значение. Но в действительности такая палеографическая точность не оправдывается самыми рукописями. В самом деле, в первом примере четыре вертикальные линии означают, бесспорно, отсутствие каких-то слов или слова, а оскобленная большими скобками буква йота выдаётся, очевидно, за прибавку описывателя, тогда как в действительности, при чтении самой рукописи, без лупы даже, которую, скажем здесь к слову, обязан иметь под руками не только всякий обыкновенный чтец рукописи, но даже и палеограф, мы нашли на своём месте отсутствующее по Каталогу г. Гардгаузена и прочли – в первом случае предлог πρ, а во втором – слово δναι с буквой йот. Нужно правду сказать, что в рукописи πρ и ι несколько выцвели сравнительно с другими словами рукописи, но не настолько, чтобы их нельзя было прочесть даже невооружённым глазом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Это может объяснить, почему до сер. ХХ в. «Учение» Кирика и факт его рождения неправильно датировались в историографии. Об этом В.П. Зубов в 1953 г. писал следующее: «В трудах о Кирике, как правило, дата написания его сочинения относится к 1134 г., а годом его рождения считается 1108 г.». Затем сообщается, на основе чего установлена верная датировка: «Как видно из всего текста «Учения» Кирика (имеется в виду Погодинский список. – Р.С.), эти даты следует заменить на 1136 и 1110 гг. На это обратил наше внимание А.П. Юшкевич». 239 Далее в той же работе В.П. Зубов развил эту тему: «Исправление цифры 6640, указываемой в рукописи, на 6644 диктуется всеми дальнейшими вычислениями и указаниями. Ср., например, параграф 6: «до сего лета 6640 четвертого». Вот почему неправы те исследователи, которые датируют сочинение не 1136 (6644 – 5508=1136), а 1134. Соответственно и год рождения Кирика (которому в момент написания труда было 26 лет, см. параграф 27) будет не 1108, а 1110». 240 Из текста В.П. Зубова следует, что исходным годом неверных дат (1134 и 1108 гг.) он считал 6640 г. («цифры 6640, указываемой в рукописи»). Однако при переводе последней годовой даты в эру от Р. Х. получаются другие годы, соответственно 1132 (6640 – 5508=1132) и 1106. Следовательно, исходным должен быть год, реконструирующийся в 1134 г., а это есть 6642 год, который при переводе в эру от Р. Х. дает «искомый» результат – 1134 г. (6642 – 5508=1134). Следовательно, В.П. Зубов не был прав, когда считал исходной «ошибочной» датой в рукописи Погодинского списка 6640 г. В действительности он не заметил/проигнорировал выносное «добро» (4) над числом 6640. Если допустить, что исследователями, неверно датировавшими «Учение» 1134 г., вынесенное над строкой «добро» могло быть спутано с «веди» (2) [что палеографически возможно], то дата должна восприняться как , (6642 г.), давая ошибочный 1134 год создания памятника и год рождения Кирика (неверный) – 1108 (вместо верных 1136 и 1110). Если бы Мазуринский список получил известность с самого начала изучения трактата Кирика, то указанного «информационного сбоя» не произошло бы, так как в нем (Мазуринском списке) все «буквенные» цифры года написаны в строке, и дают верное значение – (6644/1136).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010