После издания Жития К. Ф. в 1964 г. исследователи неоднократно писали о необычной структуре этого произведения: в нем содержится большое количество цитат из Библии и творений св. отцов, практически за каждым сообщением о поступках или мыслях К. Ф. следует подборка изречений святых на эту тему: наиболее часто встречаются цитаты из трудов прп. Максима Исповедника и прп. Иоанна Лествичника. Приводится множество поучений К. Ф. о посте и молитве, о спасении души, о безмолвии и по поводу др. аспектов духовной жизни. Нек-рые исследователи называют Житие К. Ф. своего рода флорилегием, который следует рассматривать вместе с др. произведениями этого жанра, созданными приблизительно в то же время (см.: Mullett. 2004. P. 390-393). Исследователи отмечают необычное поведение К. Ф. и соединение в его образе 2 типов святости: человека, имевшего семью и ставшего впосл. монахом (такой тип развивался в средневизант. период), и юродивого Христа ради. Характерным примером юродства К. Ф. является случай в Неаполе, когда он отказался отвечать на вопросы чиновника, притворившись немым, и был брошен в тюрьму (см.: Иванов. 2005). Важное значение Житие имеет для изучения визант. агиографии в целом. Существуют работы, анализирующие его структуру и жанровые особенности, выразительные средства, авторское присутствие в тексте ( Mullett. 2004), топосы и общие места ( Festugiè re. 1968. P. 93-96), язык и стиль сочинения ( Sargologos. 1964. P. 31-37; Festugi è re. 1968. P. 96-109). С исторической т. зр. этот текст служит источником сведений о социально-общественной жизни периода правления имп. Алексея I Комнина. К нему обращаются при изучении взаимоотношений монашества и власти, монашества и светского общества, а также устройства мон-рей и особенностей монашеской жизни XII в. ( Angold. 1995; Morris. 1995). Кроме того, исследователей интересовали также отраженные в тексте экономические реалии, напр. вопросы земельной собственности ( Каждан. 1968; Литаврин. 1977). В Житии упоминаются исторические события, к-рые позволяют довольно точно датировать различные этапы жизни К. Ф.; однако не все они поддаются однозначной трактовке. Так, под 1-м нашествием варваров на Фракию следует понимать нападение печенегов в 1086 г., 2-е нашествие относится к 1091 г. (см.: Лопарев. 1897. С. 382), а поход имп. Алексея против Боэмунда - к 1108 г. Во время 2-го визита императора к святому говорится о планировавшемся походе против турок, в связи с чем П. Карлин-Хейтер датирует этот визит 1115 г., полагая, что речь идет о походе 1116 г. Исследовательница предложила признать ошибкой 1110 г. как дату смерти К. Ф. и считать, что он умер в 1120 г. (см.: Karlin-Hayter. 1964); Лопарёв отнес визит императора к 1113 г. ( Лопарев. 1897. С. 396), однако он не касался вопроса о годе кончины К. Ф. При этом издатель памятника Саргологос считал, что визит императора к святому мог состояться гораздо раньше - в 1105 г. Почитание

http://pravenc.ru/text/1840451.html

Примечание. При нём был Ефрем учитель, который обучал Новгородцев Христианскому закону 5 лет. Селлий полагает его в числе Новгородских Епископов, однако же, сомнительным. 2 . ЛУКА, коего летописцы иные прозывают Вежетой, а иные Желдатой или Жидятой, Святой, хиротонисан, по сказанию одних, в 1030 году, а других – в 1036 и 1036 годах. В 1055 году, по ложному на него доносу слуги его Дутика, осуждён Митрополитом Ефремом и содержим был в Киеве 3 года, а по освобождению, едучи из Киева, 15 Октября 1059 года преставился на Копысе. Погребён в Новгороде за Софийской церковью. Через 500 лет, в 1558 году, мощи его перенесены в Софийский каменной собор и положены в Мартириевской паперти. 3 . СТЕФАН хиротонисан в 1060 году, по другим – в 1061 году. По 8-летнему правлению Епископией в 1068 году, а по другим – в 1069 году, удавлен в Киеве от холопов своих и погребён там же. 4 . ФЕОДОР хиротонисан в 1069 году, а по другим, сомнительно, однако же, – в 1071 и 1076 годах. Скончался в 1078 году от уядения пса. 5 . ГЕРМАН, Святой, хиротонисан в 1078 году. Преставился в 1095 году, а по другим – в 1096 году в Киеве. Погребён там же. Лука сомнительный. Примечание. Московской Каталог свидетельствует, якобы он хиротонисан Иоанном Митрополитом, и в 1083 году был на освящении церкви соборной Киево-Печерской и Михаила Златоверха, но в летописи по Никонову списку называется он Белгородским. 6 . НИКИТА, Святой, хиротонисан в 1096 году, а по другим – в 1097 году, из пострижеников Киевских пещер. В 1107 году, Января 31, преставился и погребён в Софийском соборе в приделе Св. Богоотец Иоакима и Анны. 7 . ИОАНН, прозванием Папин, хиротонисан в 1108 году, по другим – в 1110 году. В 1130 году оставив Епархию, отошёл на безмолвие в монастырь. 8 . НИФОНТ, Святой, хиротонисан в 1130 году, из пострижеников Киевского Печерского монастыря. В 1140 году находился с Новгородцами под стражей за несогласие их принять Ольговичей на княжение. В 1147 году удержан был в Киеве вместо заточения, откуда отпущен Князем Юрием Даниловичем на Епархию свою. В 1156 году опять был в Киеве для сретения Митрополита Константина и там, по 13-дневной болезни, в 1156 году, а по другим – в 1157 году, Апреля 18, преставился. Погребён в пещере Феодосиевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В визант. эпоху Б. входил в состав Антиохийской Православной Церкви , по данным кон. VI в., был автокефальной митрополией, подчинявшейся непосредственно Патриарху, но не имевшей подчиненных епископов. В 551-555 гг. город был разрушен серией землетрясений и цунами, впосл. восстановлен имп. Юстинианом I, но уже не достиг прежнего блеска. В 635 г. Б., не имевший укреплений, был взят араб. армией Абу Убайды. В составе мусульм. халифата город пережил новый расцвет. Халиф Муавия (661-681) заселил побережье выходцами из Ирана, создал верфи, строившие корабли для первых араб. морских экспедиций. Б. стал играть роль морских ворот Дамаска и всей внутренней Сирии, снова превратился в центр оживленной торговли и интеллектуального творчества, тут работал ряд известных араб. ученых, в т. ч. крупный богослов и правовед аль-Авзаи (707-774). В 975 г. Б. был на короткое время захвачен войсками визант. имп. Иоанна I Цимисхия , однако византийцы не смогли удержать его, и городом вскоре овладели правители Египта Фатимиды . В 1099 г. крестоносцы, направлявшиеся в Св. землю, прошли мимо Б. Однако новообразованное Иерусалимское королевство крестоносцев нуждалось в широком выходе к морю для постоянной связи с Европой. Кор. Балдуин I при поддержке пизанского и генуэзского флотов предпринял завоевание ливан. побережья. В мае 1110 г., после 11 недель осады, им был захвачен и Б., ставший самым сев. владением королевства. В городе было учреждено лат. еп-ство, подчинявшееся Иерусалимскому лат. патриарху, госпитальеры построили ц. св. Иоанна Крестителя, ныне это крупнейшая мечеть Джами аль-Умари. В 80-х гг. XII в. Б. подвергался нападениям Салах ад-Дина, стремившегося пробить брешь между государствами крестоносцев. В 1187 г. город был взят мусульманами, в 1197 г. отбит обратно иерусалимским кор. Аймериком Лузиньяном и оставался в руках крестоносцев до кон. XIII в. 21 июля 1291 г., уже после падения Акры, Б. сдался егип. мамлюкам. В мамлюкском султанате Б. был важным адм. центром пров. Дамаск. Ценность Б. определялась, среди проч., и запасами железных руд и строевого леса в прилежащих районах. С кон. XIII до кон. XV в. городом управляли эмиры династии Бухтуридов из араб. племени Танух. Ливан. города в XIV в. находились в упадке - страна была опустошена мамлюками, побережью угрожали генуэзцы и каталонцы. В XV в. масштабы торговых операций с Кипром и итал. городами неск. увеличились, население выросло до 10 тыс. чел. Через Б. шли паломники в Иерусалим, в городе существовали венецианская колония и консульство.

http://pravenc.ru/text/77828.html

Вскоре после завоевания крестоносцами Иерусалима и образования Иерусалимского королевства «защитник Гроба Господня» Готфрид Бульонский (1099-1100) пожаловал госпиталю св. Иоанна небольшие владения. В 1110 г. кор. Балдуин I (1100-1118) утвердил это пожалование и передал в собственность госпиталя дополнительный комплекс владений на территории Иерусалимского королевства. Примерно в это же время госпиталь получил в свое распоряжение первые владения и в Зап. Европе, в районе Тулузы. К 1118 г. отделения ордена св. Иоанна появились в графстве Триполи и в Антиохийском княжестве . В 1129 г. кор. Балдуин II (1118-1131) утвердил пожалования своих предшественников. Милитаризация ордена св. Иоанна Замковая церковь в Бейт-Гуврине (Израиль). XII в. Замковая церковь в Бейт-Гуврине (Израиль). XII в. Замок Крак (Сирия). 2-я пол. XII в. Милитаризация ордена св. Иоанна была постепенной и проходила в течение XII в. К 1120 г. при лат. Иерусалимском Патриархате действовали 3 орг-ции с разделением обязанностей: каноники Гроба Господня отвечали за богослужения и пастырское окормление христиан, тамплиеры - за военную защиту паломников, госпитальеры (иоанниты), т. е. члены ордена (госпитального братства) св. Иоанна Крестителя,- за заботу о больных и нуждающихся. Постоянные внешние угрозы, с которыми сталкивались крестоносцы на Св. земле, вынуждали госпитальеров брать на себя дополнительную ответственность по охране рубежей Иерусалимского королевства. В 1136 г. кор. Фульк (1131-1143) передал во владение ордена св. Иоанна крепость Бет-Гиблин (ныне Бейт-Гуврин, Израиль), являвшуюся частью сети укрепленных пунктов, которые были воздвигнуты крестоносцами для изоляции Аскалона (ныне Ашкелон, Израиль), все еще подконтрольного егип. Айюбидам, откуда совершались нападения на христ. паломников. На данном этапе госпитальеры еще не вели военной деятельности. Орден являлся администратором Бет-Гиблина, обязывался привлекать на эту территорию новых поселенцев, в то время как военные обязанности, по-видимому, были возложены на наемников и слуг.

http://pravenc.ru/text/2561764.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИК (1110 - после 1158 (?)), иером. в новгородском Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре , древнерус. книжник, автор «Учения, имже ведати человеку числа всех лет» и «Вопрошания Кирика, иже воспроси епископа Нифонта и инех». В «Учении...» (1136 ) К. сообщил свой возраст - 26 лет и назвал себя «калугер Антонов Кирик, диакон, доместик церкви святыа Богородица» ( Мильков, Симонов. 2011. С. 324). В «Вопрошании...» К. предстает уже иеромонахом, жалуется на слабое здоровье. В 50-х гг. XII в. К., вероятно, еще был жив: до 1156 г. он предположительно вел архиепископскую летопись, в 1156-1158 гг. создал часть «Вопрошания...». Высказывалось мнение о том, что авторы «Учения...» и «Вопрошания...» - разные лица ( Goetz L. K. Kirchenrechtliche und kulturgeschichtliche Denkmäler Altrusslands nebst Geschichte des russischen Kirchenrechts. Stuttg., 1905. S. 176; Мурьянов. 1969/1970), но это вряд ли соответствует действительности. «Учение, имже ведати человеку числа всех лет» написано, как сказано в тексте, в Новгороде в 1136 г., между 19 июля (вокняжение Святослава (Николая) Ольговича ) и 1 сент. (наступление 15-го индикта). Этот небольшой трактат об исчислении времени - древнейшее сохранившееся рус. сочинение по математике, хронологии и пасхалистике. В рукописях «Учения...» пронумерованы 27 небольших разделов. В разделах 1-5 К. приводит число лет, месяцев, недель и дневных часов, прошедших от сотворения мира до 1136 г., и говорит о методике своих подсчетов. Далее К. излагает учение об индикте, круге солнца, круге луны, «веках» (тысячелетиях), «поновлениях» неба, земли, моря и воды (40-, 60-, 70- и 80-летних циклах), високосных годах, «большом круге» (532 года) (разделы 6-15), затем вновь говорит о числе месяцев (календарных и лунных), недель, дней и часов в году (разделы 16-19), о «дробных часах» (час делится на 5 «дробных часов», те на 5 «вторых дробных часов» и т. д., вплоть до «седьмых», что, возможно, имело смысл для описания муз. интервалов) (разделы 21-27). В конце «Учения...» приводится дата его написания (год, индикт, круг солнца и луны), даются пасхальные расчеты для 6644 (1136) г. и, наконец, К. сообщает краткие сведения о себе и о том, что в период написания этого текста в Византии правил имп. Иоанн II Комнин , в Новгороде - кн. Святослав Ольгович (указан его возраст) и архиеп. Нифонт. Завершается «Учение...» подсчетом числа лет, месяцев, дней и часов, прошедших с момента рождения К.

http://pravenc.ru/text/1840245.html

Качество Кирика как ученого, обусловленное подготовкой университетского уровня (в средневековом смысле) в Антониевом монастыре можно свести к двум характеристикам: компетентности и независимости мысли. Как отмечалось, это проявляется в его «Вопрошании». Те же черты присущи более раннему «Учению». Компетентность и независимость мысли во многом определяют неповторимую оригинальность (как по жанровой форме, так и по содержанию) этих произведений древнерусского ученого-мыслителя. Характер творчества действовавшего в стенах Антониева монастыря автора, да и сама специфика данного монастыря, заставляют выйти при поиске культурной среды за пределы обычного в таких случаях византийского влияния. Не остается ничего другого, как отнести заслуги в подготовке Кирика в том числе и на счет выходцев из Европы, от которых должны были поступать неизвестные Древней Руси тексты и от которых он получал разносторонние знания. Подобное допущение позволительно сделать с учетом совершенно исключительных для Руси обстоятельств основания монастыря и с учетом крайне нетипичной для Древней Руси специфики Антониевой обители. Таков краткий и местами гипотетичный очерк жизни и творчества Кирика Новгородца – выдающегося древнерусского ученого и мыслителя. Кирик Новгородец как зеркало культуры средневековой Руси Г. А. Зверкина (Москва) Кирик Новгородец родился в 1110 г. и прожил более пятидесяти лет. 96 Сведения о том, кем был и чем занимался Кирик Новгородец, нам известны из двух сохранившихся до нашего времени сочинений – «Учения о числах» («Учение им же ведати человеку числа всех лет») 97 и «Вопрошания» («Вопрошание Кирика, иже воспроси епископа Нифонта и инех»). 98 Так, из «Учения о числах» мы узнаём, что в 1136 г. он был «монах,... дьякон и доместик (руководитель хора) церкви святой богородицы» в Новгороде. А из «Вопрошания» мы знаем, что в зрелые годы он стал иеромонахом и занимал достаточно высокое положение при новгородском архиепископе Нифонте. Кирик в свите Нифонта посещал Киево-Печерскую лавру и имел беседы с главой Русской церкви Климентом Смолятичем. В «Вопрошании» Кирик также сообщает о своем слабом здоровье, вследствие чего, возможно, в конце жизни он принял схиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Старший сын Владимира Мономаха , блаженный Мстислав родился в 1076 году и при св. Крещении получил Христианское имя Феодора. Еще будучи 12 лет, он был послан дедом своим, великим Князем Всеволодом княжить в знаменитой тогда волости Новгородской. 173 На 19 году его жизни уже видим св. Мстислава образцом мужества и великодушия Христианского в борьба с Олегом Черниговским, которому блаженный князь прощает несколько раз и испрашивает ему прощение у великого князя и отца своего, несмотря на то, что Олег убил брата его Изяслава и два раза вероломно нападал на него самого в намерении завладеть Новгородом. В ото время между прочим беспокойный Давид Игоревич во второй раз (1110 г.) был лишен стола Владимирского – на Волыни, 174 который как отчина теперь опять перешел в руки нового великого Князя Святополка, на основании Любецкого решения. 175 Но новому великому князю в настоящее время не столько нужна была Волынь, сколько Новгород, который под властью Мстислава находился таким образом в семье Мономаха. С этою целью Святополк уговорился с Мономахом и другими князьями (1102 г.), чтобы Мстислав был переведен во Владимир Волынский, а на его место в Новгород сел Ярослав, сын Святополков, княживший до сих пор во Владимире. Исполняя волю отца и великого князя Мстислав явился во дворце Киевском. сопровождаемый знатными новгородцами и боярами Мономаха. Тогда посланцы Мономаха объявили Святополку: «Вот Владимир прислал сына своего; а вот сидят Новгородцы; пусть они возьмут сына твоего и идут в Новгород, а Мстислав пусть идет во Владимир». Но на это Новгородцы сказали Святополку: «мы, князе, пришли сюда, и вот что нам велено сказать не хотим Святополка, ни сына его; если у сына твоего две головы, то пошли его к нам. Этого (т. е. Мстислава) дал нам Всеволод; мы его вскормили себе в князья, тогда как сам ты ушел от нас» 176 . Святополк долго спорил с Новгородцами, но они поставили на своем, взяли Мстислава и опять повели его назад в Новгород. Тогда, не успев с одной стороны, Святополк решился действовать с другой; вследствие чего, спустя несколько времени, женил своего сына Ярослава, сидевшего тогда на столе Волынском во Владимире, на дочери блаженного Мстислава. – и этот-то брак бывший если не единственною, то по крайней мере одною из главных причин вражды между Ярославом и Мономахом, и был единственною причиною приведшею наконец на Волынь самого Мстислава.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Первого рода предикат исключительной абсолютности (бесконечности) Отца выражается у Илария 1102 также термином: нерожденный (innascibilis, innatus, ingenitus) 1103 , каковой термин, как справедливо заметил еще Бонавентура, является в богословии Илария не просто отрицательным определением ипостаси Отца, но заключает в себе положительную мысль об абсолютной полноте Его бытия 1104 . Как носитель божественной абсолютности (в исключительном значении этого слова) Отец выражает Собою principium ex quo (origo) как божественного, так и всякого вообще бытия 1105 , – и эта черта (модус) жизни Отца представляется Его личной характеристикой, не переносимой на другие ипостаси. Абсолютная безграничность (полнота) ипостаси Отца, первоосновы всей божественной жизни, является тем реальным объектом, в созерцании и познании Которого заключается жизнь прочих лиц Св. Троицы. Имея в виду эту именно бесконечность «нерожденного» Отца, Сын у псалмопевца говорит: «удивися разум твой от мене, утвердися, не возмогу к нему. Камо бегу от духа Твоего и т. д. ( Пс. 138:7–8 )» 1106 . Если наименование innascibilis выражает свойство абсолютной полноты первого Лица с имманентной, т. с., стороны, то наименование Отец выражает это же самое свойство первой Ипостаси, лишь с точки зрения его обнаружения вовне 1107 . Абсолютная полнота жизни Отца проявляется прежде всего и главным образом в рождении единородного Сына, по отношению к которому Он является «началом» (principium), «главою» (caput) 1108 , – и в произведении Св. Духа, Которого Он является виновником (auctor) 1109 . В этих вечных актах божественной жизни и выражается «тайна отчества» (paternum sacramentum) 1110 первой Ипостаси, дающей жизнь Единородному, а затем уже в Нем и через Него и всей вселенной (universitas) 1111 . В этом именно смысле наименование «Отец» является собственным именем Его природы (naturae), как бы адекватным определением Его ипостаси 1112 . Нелишне заметить, что этот термин у Илария, отклоняясь от его тертуллиановского значения в смысле временно-исторической (переходящего) характеристики домостроительной жизни Божества 1113 , не только по общему смыслу, но и почти буквально совпадает с любимым наименованием Бога (Отца) у Иринея: pater omnium (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

12) «Послание [к инокам]» 1110  и «История ариан к монахам» 1111 . Два произведения, внутренне связанные между собой как книга и предисловие или сопроводительное послание. В известных древних каталогах они обычно обозначаются просто «Послание к монахам или к отшельникам». Название «История ариан» не первоначально; оно хорошо обозначает предмет книги, составленной для удовлетворения желаний монахов Фиваиды и не предназначавшейся, по мысли ее автора, для опубликования. Она представляет собою сжатое описание преследований арианами православных с 335 до 357 гг. В ней автор часто дает выражение чувству негодования, вызванному теми неправдами ариан, свидетелем которых он был, и тяжелым положением церковных дел, расстраиваемых ересью. Обстоятельства, в которых находился св. Афанасий, и полемическая цель, которую он преследовал, составляя это произведение, в достаточной степени объясняют, почему в нем не находят спокойного и холодного тона историка. «История ариан» начинается ex abrupto: «Они же, для чего все это строили, в непродолжительном времени привели то [и] в исполнение», и далее идет речь об Иерусалимском соборе 335 г. Можно думать, что переписчики опустили те сведения, какие были уже в «Апологии против ариан», а также начало или первую часть произведения, потому что она повторяла вторую часть апологии. Когда св. Афанасий писал это произведение, еще жив был Леонтий Антиохийский и Георгий Каппадокиянин управлял [александрийской] 1112  Церковью; таким образом, его нужно относить к концу 357 или к началу 358 г. Сообщение о падении римского епископа Либерия (cap. 41) считают позднейшей вставкой и возбуждают вопрос о подлинности его, как и последних глав «Апологии против ариан». 13) «Четыре слова против ариан» 1113 . Эти четыре речи или книги (λγοι) «Против ариан» – главное догматическое произведение св. Афанасия, представляющее полное и всестороннее опровержение арианства и изложение православного учения о божестве Слова и о Св. Троице. Афанасий ставил целью «раскрыть изгибы в груди гнусной ереси и показать зловоние ее безрассудства, чтобы и находящиеся еще далекими от нее бежали ее, а обольщенные ею раскаялись и с отверстыми очами сердца уразумели, что как тьма – не свет, и ложь – не истина, так и арианская ересь – не добро» (I, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Об истории К. в XII-XIII вв. сохранились лишь отрывочные известия в актах др. мон-рей, тем не менее они свидетельствуют, что монашеское житие, несмотря на бедствия и опустошения, в этот период в нем не прекращалось. Ок. 1105 г. К. управлял игум. Симеон, имевший значительный авторитет на Афоне, судя по тому, что он был послан в числе 3 избранных святогорских игуменов к имп. Алексею I Комнину по вопросу о незаконном вторжении на Афон пастухов-влахов; им подписан и документ прота Иоанна Тарханиота в 1108 г. ( Meyer. 1894. S. 165; Actes de Lavra. 1970. N 57). Его дело продолжил в К-поле игум. Василий, упоминаемый в 1110 г. ( Meyer. 1894. S. 177). Под 1142 г. в документах фигурируют имена 2 каракальских игуменов: в янв.- Варфоломея, а в сент.- Никифора (Actes du Pantocrator. 1991. N 3; Actes d " Iviron. 1994. N 55b), хотя не исключена возможность ошибки, поскольку упомянутые документы сохранились в копиях XVI и XIII вв. Акт 1169 г. об объединении обителей Ксилургу и Фессалоникийца подписан каракальским проэстом мон. Митрофаном (Actes de Saint-Pantéléèmôn. 1982. N 8). После падения К-поля (1204) для афонских обителей наступил период нестабильности, поскольку помимо политического давления крестоносцев монастыри подвергались частым нападениям пиратов и разбойников. Согласно Житиям свт. Саввы Сербского, лат. пираты разграбили и опустошили К., взяв в плен игумена и братию. Спасая их от верной гибели, Великая Лавра согласилась внести за них выкуп при условии, что К. вместе со всеми своими подворьями становился зависимым от Лавры. Свт. Савва вернул потраченные на выкуп деньги, чтобы избавить К. от обязательств перед Лаврой, в обмен на вечное поминание себя и своих родителей, а также позаботился о восстановлении разрушенных строений ( М. Света Гора у доба Латинског царства//ЗРВИ. 1976. Т. 17. С. 81-82; Она же. Света Гора око 1204 године//950 година од Великог раскола (1054) и 800 година од пада Цариграда у руке крсташа (1204). Београд, 2005. С. 91; Radi R. Η πειρατεα στους σερβικος μεσαιωνικος βους των αγων//Πειρατς και κουρσροι Μονεμβασιτικος Ομιλος, Ι Συμπσιο Ιστορας και Τχνης, 20-22 Ιουλου 1997/Επιμ. Χ. Καλλιγ, Α. Μλλιαρης. Αθνα, 2003. Σ. 49; Б. Жumuja светог Саве као извори за ucmopujy уметности. Београд, 2008. С. 106-107).

http://pravenc.ru/text/1470397.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010