– Напротив, устное предание ясно отражается в житии Иеремии, о котором между прочим сказано, что он помнил крещение русской земли, а также в житии Исакия, где читаем: и ина многа поведаху о нем, а другое и самовидец бых. – В житии Матфея слово столпье, как названа монастырская ограда (яко даве скочил есть со столпья), напоминает Сказание, что ради прозвася Печерский монастырь, где употреблено то же слово: и монастырь огородиша столпеем; это, по-видимому, обличает одного автора (Печерского летописца) и может подтвердить высказанное предположение о редакционной работе этого летописца над Несторовым сказанием (Нестор говорил: ограда). Определяя время, когда написаны эти четыре жития, видим, что во всяком случае после вступления на игуменство Иоанна (1089 г.), так как игумен Иоанн упоминается в рассказе об Исакии. Выше было указано, что именно в летописном рассказе Повести временных лет 1078 – 1110 годов может восходить к Печерской летописи. Мы видели, что в этой летописи находился ряд фактических подробностей, имевших то или другое, хотя бы отдаленное отношение к Печерской обители. Может быть, эта летопись переходила из монастырской в летопись общерусских или по крайней мере киевских событий: в таком случае довольно вероятно, что большинство летописных рассказов 1078 – 1110 г. в Повести временных лет заимствовано именно из этой летописи; выделив из них рассказ Василька, рассказ о междоусобной войне Святополка и Владимира с Олегом, а также ряд известий о походах и битвах, мы, может быть, получим тот первоначальный состав Печерской летописи, которым воспользовался игумен Сильвестр. Впрочем, для решения этого вопроса требуются обширные подготовительные исследования. Остановлюсь здесь на работе игумена Сильвестра и на отношении его к своему источнику – Печерской летописи. Замечу прежде всего, что труд Сильвестра дошел до нас не в первоначальном виде: не только Радзивиловский и Академический списки, где сохранилась приписка, сделанная игуменом Михайловского монастыря после известия о чудесном явлении огненного столпа в Печерском монастыре, но также и Лаврентьевский, подверглись сильному влиянию позднейшей редакции Повести временных лет, редакции, составленной, как можно думать, около 1118 года (Сильвестр окончил свой труд, первую редакцию Повести, в 1116 году).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эти противоречия между летописью и названными памятниками объясняются тем, что читаемые в летописи сказания о Борисе и Глебе, о Печерском монастыре и преподобном Феодосии не принадлежат летописцу, вставлены в летопись составителем свода и писаны другими авторами, первое монахом XI в. Иаковом, а два последние, помещенные в летописи под 1051 и 1074 гг., вместе с третьим рассказом под 1091 г. о перенесении мощей преподобного Феодосия представляют разорванные части одной цельной повести, написанной постриженником и учеником Феодосиевым, который, как очевидец, знал Феодосии и о монастыре его времени больше Нестора, писавшего по рассказам старших братий обители. Однако эти разноречия подали повод некоторым учёным сомневаться в принадлежности Начальной летописи Нестору, тем более что за рассказом о событиях 1110 г. в Лаврентьевском списке следует такая неожиданная приписка: «Игумен Силивестр святого Михаила написах книгы си летописец, надеяся от Богамилость прияти, при князи Володимере, княжащю ему Кыеве, а мне в то время игуменящю у святого Михаила, в 6624». Сомневаясь в принадлежности древней киевской летописи Нестору, некоторые исследователи останавливаются на этой приписке как на доказательстве, что начальным киевским летописателем был игумен Михайловского Выдубицкого монастыря в Киеве Сильвестр, прежде живший иноком в Печерском монастыре. Но и это предположение сомнительно. Если древняя киевская летопись оканчивалась 1110 г., а Сильвестр сделал приписку в 1116 г., то почему он пропустил промежуточные годы, не записавши совершившихся в них событий, или почему сделал приписку не одновременно с окончанием летописи, а пять-шесть лет спустя? С другой стороны, в XIV – XV вв. в нашей письменности, по-видимому, отличали начального киевского летописателя от Сильвестра, как его продолжателя. В одном из поздних сводов, Никоновском, после сенсационного рассказа о несчастном для русских нашествии ордынского князя Эдигея в 1409 г., современник-летописец делает такое замечание: «Я написал это не в досаду кому-нибудь, а по примеру начального летословца киевского, который, не обинуясь, рассказывает «вся временна бытства земская» (все события, совершившиеся в нашей земле); да и наши первые властодержцы без гнева позволяли описывать всё доброе и недоброе, случавшееся на Руси, как при Владимире Мономахе , не украшая, описывал оный великий Сильвестр Выдубицкий».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Таким образом, есть основание утверждать, что выше приведенные слова летописи о „законах и обычаях“ половцев написаны около конца XI или начала XII в. Следовательно, и самое появление и составление ее не могло быть ранее сейчас указанного периода времени. Под 852 годом, прежде подробного указания, что и в какое „лето“ случилось, летописец сообщает общую хронологию событий, предназначенных им к описанию. Начав ее от Адама, он заканчивает следующими данными: „темже от смерти Святославля до смерти Ярославля лет 85; а от смерти Ярославля до смерти Святополчи лет 60“ 145 . Упоминаемый здесь Святополк, смертью которого летописец предполагал окончить свое бытописание, есть никто иной, как Святополк-Михаил, великий князь киевский, скончавшийся в 1114 году (по Ип. сп. в 1113 г.) 16 апреля 146 , т. е. через 60 лет или на 60 году после смерти Ярослава. Таким образом, можно думать, что в то время, когда неизвестный печерский инок был озабочен систематизацией предварительно собранного им материала и распределением его по годам, смерть Святополка-Михаила была уже совершившимся фактом, так что летописный сборник получил свою законченность и окончательно редактирован уже после 1114 года. В самой тесной связи с этим находится известная приписка Сильвестра, помещенная в Лаврентьевском списке летописи после 1110 г. В этой приписке игумен Сильвестр говорит о себе: „написах книги сы летописец при князи Володимере, княжащю ему Кыеве, а мне в то время игуменящю у святаго Михаила, в 6624, индикта 9 лета» 147 , чем как-будто дает понять, что, будучи не переписчиком, а самим автором летописи („написах»; ср. выражение Иакова в „Похвале Володимеру»), он начал ее простым черноризцем, а довел до 1110 года и сделал припись уже в сане игумена Михайловского монастыря и уже при преемнике князя Святополка-Михаила, почти вполне обняв в своем летописании отмеченный в общей хронологии период. Конечно, не мало времени требовалось на подготовление материала, из которого составилась „повесть временных лет» и который заключался или в записях предшественников летописца или в сведениях его самого, почерпнутых то из предания, из рассказов стариков, то из опыта своей довольно продолжительной жизни; количество необходимого на это времени трудно определить, но зато есть возможность приблизительно точно указать время составления всего начального летописного свода после предварительного собрания нужных для этой цели сведений, и оно – это время составления летописи – будет падать на начальные годы второго десятилетия XII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

В 1104 г. папа склонил будущего императора Генриха V (1106–1125) выступить против отца – Генриха IV и запретил королевскую инвеституру на ряде соборов (в Гвасталле в 1106 г., в Труа в 1107 г., в Латеране в 1110 г.). Однако Генрих V, вступив на престол, не пожелал отказаться от инвеституры и в 1110 г. с войском двинулся в Италию. Пасхалий, чтобы сохранить независимость церкви, отправил навстречу Генриху послов с предложением: император навсегда отказывается от инвеституры, признавая тем самым церковь независимой от государства, и при этом обязуется не прибегать к хитрым уловкам, чтобы захватить папу в свои руки, не подвергать его истязаниям или покушаться на его жизнь; папа, со своей стороны, декретом предписывает духовенству, под страхом отлучения, отказаться в пользу государства от феодальных владений, полученных со времени Карла Великого, и от всех прав и привилегий, с ними связанных, – постольку, поскольку политическое положение, занятое духовенством, противоречило каноническим устоям и служителям алтаря не пристало быть одновременно слугами короля. Впредь они должны были существовать за счет церковной десятины. Генрих согласился на это предложение, при условии принятия его всеми без исключения епископами и имперскими владетельными князьями. Договор был заключен в Сутри в 1111 г.; но когда папа в соборе св. Петра перед коронованием императора прочитал договорный декрет, он вызвал взрыв негодования духовенства и имперских князей. Повод был не только богословским, но и каноническим: встал вопрос о том, пристало ли папе единолично, без решений собора, повелевать церкви. Произошла смута, папу обвинили в том, что он измыслил ересь и хочет разорить церковь , и Генрих, так и не дождавшись коронования, арестовал папу, нескольких кардиналов и позволил разграбить собор. Рим восстал, и Генрих был вынужден удалиться из города вместе с заложниками. Расположившись станом перед городом, король держал пленных в заключении около двух месяцев и добился полной победы. Под угрозой смерти Пасхалий предоставил Генриху право инвеституры кольцом и посохом всех епископов и аббатов его империи, «которые будут избраны свободно и без подкупа», обязался его короновать и никогда не отлучать от церкви, а Генрих обещал вернуть Римской церкви ее земли. Светская инвеститура, согласно договору, должна непременно предшествовать церковному посвящению. С появлением этой буллы Пасхалия все декреты об инвеституре, изданные со времени Григория VII, теряли силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19 Если это так, то известие Густынской летописи о смерти Прохора в 1107 году могло попасть в нее именно из Печерской летописи. Откуда митрополит Евгений приводит известие о смерти Прохора 10-го февраля 1103 года так же неясно, как источник сообщения Сильвестра Косова о том, что Прохор… (которым руководился Евгений) смешало дни смерти Пимена многострадального (умер по преданию 7-го августа, «в кое и служба ему поется с полиелеем») и Прохора Лебедника (умер по преданию 10-го февраля). Пимен, как видно из слов Поликарпа, умер во время явления чудесных столпов над Печерской церковью, то есть, согласно Повести временных лет (столп явился 11-го февраля в 1 час ночи), 10-го февраля 1110 года; Прохор умер за несколько дней до победы 12-го августа 1107 г., то есть именно 7-го августа. Если предложенные сообщения верны, то связь летописных рассказов о явлении столпов и о посещении монастыря Святополком с данными о житиях печерских подвижников Пимена и Прохора окажется очевидною: ясно вместе с тем, что связь эта была дана в каком-нибудь памятнике, а таким памятником могла быть только Печерская летопись. 20 Нельзя не заметить, что сказания Поликарпа расположены в известной хронологической последоватедьности. Никита, в сказании о котором упоминается событие 1078 года, стоит на первом месте, Пимен, умерший в 1110 годуЮ на последнем. Нельзя не заключить отсюда, что сказания о более ранних святых, о Иоанне и Моисее, 21 Исследователи указывали и на другие вставки в Житии Феодосия по Кассиановским редакциям. Некоторые из них не имеют для нас существенного значения (например, вставка о росе и суше при наименовании места для церкви); а другие, как это видно из сопоставления с Арсениевской редакцией, древнее редакций 1460–1462 г. Сюда относятся: название Феодосия архимандритом всея Руси, указание что он родился в Василеве, эпизод о посещении умирающего Феодосия Святославом (Ср. Известия Отд. русск. яз. и слов. II). 22 Объяснять 6540 (1032) год так, что он извлечен из Сказания, что ради прозвася Печерский монастырь, причем в основании положена дата смерти Антония 1072 год (ее легко вывести из Симонова Слова о Создании церкви) и от него отсчитано 40 лет уединенного подвижничества Антония – нельзя. Кассиан впал бы при таком соображении в явное противоречие как со Сказанием, относившим начало подвижнической жизни Антония ко времени, следующему за поставлением Илариона Митрополитом (1051), так и с Житием Феодосия, из которого ясно, что Феодосий пришел к Антонию при Изяславе Володимировиче; для согласовании цифры 40 (числа лет уединенного подвижничества Антония) с данными самого Сказани и Жития Феодосия, Кассиан разумеется предпочел бы изменить ее на другую (как это сделали например составители Печатного Патерика, где находим цифру 16), чем сочинять 1032-й год и в связи с этим выдумывать рассказ о двух путешествиях Антония в Святую Гору.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно другой т. зр., данные противоречия не могут свидетельствовать против авторства Н., поскольку принадлежат летописцам XI в., труд которых Н. использовал в работе над ПВЛ (Шахматов, М. Д. Присёлков , Лихачёв, О. В. Творогов, Л. В. Милов, Артамонов и др.). В пользу последней т. зр. говорит тот факт, что ряд фрагментов ПВЛ обнаруживают стилистическое сходство с агиографическими сочинениями Н. (Милов, Е. Л. Конявская, Артамонов). Вопрос о том, почему Н. не стал редактировать труд своих предшественников, по мнению Шахматова, разрешается тем, что составители летописных сводов чаще всего не исправляли тексты предшественников, а лишь дополняли их. Кроме того, согласно Шахматову, оригинальный текст ПВЛ до нас не дошел. На это указывают слова монаха Поликарпа, который, сообщая о смерти прп. Пимена Многострадального, пишет: «Въ время же преставления его явишася три столпы над трапезницею и оттуду на верх церкви приидоша, о них же речено бысть в летописци» ( Абрамович. 1991. С. 183). В дошедшей до нас редакции ПВЛ данное знамение читается в статье 6618 (1110) г., но речь в ней идет не о трех, а об одном столпе, что говорит о позднейшем редактировании текста Н. Прп. Нестор летописец в группе преподобных Ближних пещер Киево-Печерской лавры. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Российской просиявшие». Кон. 20-х — нач. 30-х гг. ХХ в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница Троице-Сергиевой лавры) Прп. Нестор летописец в группе преподобных Ближних пещер Киево-Печерской лавры. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Российской просиявшие». Кон. 20-х — нач. 30-х гг. ХХ в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ризница Троице-Сергиевой лавры) Сторонники атрибуции Н. ПВЛ связывают с его творчеством большое историко-географическое введение, посвященное начальному периоду рус. истории, ряд эпических сказаний о первых рус. князях, описания некоторых событий истории Киево-Печерского мон-ря, включение в текст летописи русско-визант. договоров и, наконец, повествование о событиях 1094-1110 гг.

http://pravenc.ru/text/2565114.html

Преподобный Пимен Многоболезненный (XII в.) путем тяжкой болезни достиг Царствия Небесного. Родился и вырос этот русский подвижник больным. Он долго просил родителей отнести его в Киево-Печерский монастырь. Когда они принесли сына в прославленную обитель, то стали просить в молитвах о его выздоровлении. Но сам страдалец, сознавая высокую ценность страданий, просил Господа о продолжении болезни, а также о пострижении его в иночество. И вот Ангелы в виде иноков совершили над ним чин пострижения. Некоторые из братии слышали звуки пения и, придя к преподобному Пимену, нашли его облаченным в монашеские одежды. В руке он держал горящую свечу, а постригальные волосы его оказались в раке преподобного Феодосия. Много лет провел преподобный Пимен в тяжелой болезни, так что прислуживающие тяготились им и часто оставляли без хлеба и воды, но он терпел все с радостью. Жалея братию, преподобный Пимен исцелил одного такого же расслабленного брата, взяв с него слово, служить больным до самой смерти. Но брат стал лениться, и его постигла прежняя болезнь. Преподобный Пимен вновь исцелил его с поучением, что больной и служащий больному получают равную награду. Двадцать лет провел преподобный Пимен в тяжелом страдании. За три дня перед смертью , как и предсказывал раньше Ангел, он стал здоров. В церкви преподобный простился со всей братией и причастился Святых Таин. Затем, поклонившись гробу аввы Антония, преподобный Пимен указал место для своего погребения и сам отнес к нему заранее приготовленный гроб. Он указал там на погребенных друг против друга иноков и предрек, что братия найдет погребенного в схиме без нее, так как инок вел жизнь недостойную ее; тот же инок, что был погребен без схимы, облекся в нее по смерти, так как много желал этого при жизни и был достоин. После кончины преподобного братия убедилась в прозорливости его слов. В день преставления преподобного Пимена было явление трех огненных столпов над трапезою, перешедших на верх церкви. Подобное событие описано в летописи под 11 февраля 1110 года (память святителя Феоктиста Черниговского; 6 августа 1123, совершается 5 августа). Днем кончины преподобного Пимена предполагается 11 февраля 1110 года, совпавшее с небесным знамением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

116 Летопись: «к немуже (Феодосию) и аз приидох худый. И прият мы лет ми сущу семнадцати от рождения». 117 Житие пр. Феодосия: «прият же в он (монастрь) пр. игуменом Стефаном, якоже от того острижем быв и мин. Одежда сподоблен, якоже на дьяконскый сан от него възведен сый, емуже и не бех достоин». И в житии же говорит, что он пишет и вел. Феодосии то, что слышал «от древних мене отец бывших в то время». Татищев принял слова летописи «прият же», за пострижение Нестора и вывел отсюда разноречие летописи с житием. Но такое толкование очевидно ложно. Кубарев принимает те же слова за известие о временном посещении Феодосия Нестором. Но и это напрасно, не согласно со значением слов Нестора. В житии Нестор говорит собственно о своем пострижении и посвящении в сан диакона Стефаном, и в сем только смыле сказал: «прияв в онь Стефаном». Иначе частица якоже совсем неуместна, не имеет значения. По летописи: пришел меня худого в послушника Феодосий, когда мне было 17 лет. По житию: принял меня в Обитель игум. Стефан, так как им я пострижен и сподоблен одежды иноческой, им возведен в сан диакона, которого не был достоин. Здесь нет ни противоречия, ни разноречия! 120 «В лето 6360 (852) начежну Михаилу царствовати, начася прозывати русская земля… темже отселе начнем и числа положим…» За тем, сказав о годах княжения Олега, Игоря, и прочих до Ярослава, говорит: «а от смерти Ярославли до смерти Святополчи лет 60. Но мы на прежнее возвратимся, и скажем, что ся удея в лета (852–1113)». Так по списк. Лаврент., Игнатьев., Алатыр., Софийск. и др. Заметив еще, что а) под 1091 г. Летописец говорит о себе, что открыл он мощи пр. Феодосия; под 1096 г. он опять печерский инок: «нам сущим по келиям почивающим», под 1107 г. говорит: «Преставися Ян… от истоже и аз многа словеса слышах и описах в летописаньи сем… стоже гроб в Печерском монастыре». Но он б) не упоминает о преемнике Святополка (с 1114 г.), Владимира Мономахе , так же как сказав в повести о пр. Феодосии о посвящении игумена Феоктиста в епископа (1112 г. 12 янв.), не довел повествования о Борисе и Глебе до перенесения мощей в новый храм, – что происходило в 1115 г. Впрочем в) приписка, сделанная игуменом Сильвестром в 1116 г. именно под 1110 г. Летописи, ясно показывает, что смерть не дозволила Нестору довести предположенного описания до конца, т. е. до 1113 г., и оставила записки его на 1110 году. Подробное исследование о подлинности Временника, источниках и пр. Погодина, Историко-крит. Рассужд. О начале. Летописей. М. 1839 г. Буткова, Оборона Летоп. Спб. 1840. Кубарева, Нестор первый писатель истории церковной и гражданской (в Истор. Сборнике Общества Истории кн. 4. 1842 г. М.). О древних списках Временника: Перевощикова, о Русских Летописях по 1240. (Труды Русской Академии 4 ч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобный Нестор, повествуя в своей летописи о первом перенесении мощей Бориса и Глеба, бывшем в 1072 году, говорит, что они перенесены в новую церковь, юже сдела Изяслав, яже стоит и ныне 103 . Эти слова в числе других повторены и писателем проложного сказания о втором перенесении мощей, бывшем в 1115 году. Преподобный Нестор довел летопись до 1110 года и скончался около 1114 года, не дожив до второго перенесения мощей, а о первом перенесении мощей бывшем в 1072 году писал ранее 1110 года, положим в 1105 году, следовательно, спустя около 30 лет с небольшим после создания церкви Изяславом. Так и писавший о втором перенесении мощей в каменную церковь спустя около 25–30 лет после этого перенесения и около 30–35 лет после ее создания мог написать около 1140–1145 года о церкви: яже стоит и до ныне. Правда, в двух прологах 174 и 179 типограф.) из 12 нет слов: яже стоит до ныне. Поэтому можно бы предполагать, что проложное сказание составлено рано вскоре после второго перенесения мощей, но могло быть произведено опущение этих слов после разрушения церкви мучеников в Вышгороде татарами. Эти слова находятся в вышесказанном древнейшем по составу прологе 171 типограф.), в котором нравоучительная часть еще не внесена в агиологическую. Итак, если сказание о втором перенесении мощей князей мучеников внесено в пролог единовременно с другими сказаниями о праздниках раньших его, то внесение означенных праздников в пролог было во второй четверти или около половины XII века, но до разделения России на два великие княжества: киевское и Владимирское (до 1157 г). Во второй половине XII столетия Киев подвергался разного рода бедствиям. В 1169 году князь Изяслав, сын Андрея Боголюбского, с соединенными войсками многих князей взял этот город приступом, после чего неприятели три дня грабили не только жителей, но и церкви и в том числе богатейшие храмы Десятинной и Софийской, увезены даже колокола. После этого, как говорит наш историограф, Киев пал совершенно. Киевские князья после того быстро сменяются, изгоняя друг друга (с 1168 по 1207 год было 17 перемен князей); митрополиты малоизвестны или в летописях совсем не упоминаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Первый не думал о значении схимы и только пред смертию облечен в нее, – не быв достойным ее; теперь он без схимы. Другой постоянно желал быть в схиме, его не облекли в нее. Праведный Бог , защищающий сердца наши, по смерти даровал ему схиму». Когда откопана была земля, нашли точно так, как говорил Пимен Преподобный покойно предал дух свой Богу. «В день преставления его, прибавляет повествователь Поликарп, явились три столба над трапезою и отсюда перешла на верх церкви, о чем сказано в летописце. – Впрочем знает только Бог, показавший это знамение, для сего ли блаженного было оно, или по иному смотрению». По древней летописи, явление огненного столпа над трапезою, явившегося в двух местах на церкви, было 11 февраля 1110 года 68 . Потому блаженную кончину преп. Пимена надобно отнесть к 1110 году, как и относит одна летопись 69 . – Мощи преп. Пимена почивают в Антониевой пещере 70 . Кондак преподобному: «Долговременную болезнь благодарне претерпевшаго, приидите сошедшеся, восхвалим Пимена многотерпеливаго: иже бо иногда за смрад болезни бе гнушаем, сей ныне благоухание испущает с верою к раце мощей его приходящим и прогонит злосмрадие страстей от вопиющих; прииди, Пимене, к нам и ничтоже успеет враг на ны». Открытие мощей св. Митрофана Воронежского В сей же день празднуем открытие мощей св. Митрофана Воронежского (1832 года). 67 Сказание Поликарпа о пострижении Пимена замечательно и потому, что в нем виден тот же чин пострижения, что употребляется и ныне. «Се впадоша к нему, аки скопцы светли со свещами, идеже лежаше Пимен, нося с собою евангелие и свиту и мантию и куколь и все, еже на потребу постриганию и глаголаше ему, хощеши ли пострижем – тя? Он же с радостию обещася им, глаголя, Господь вы посла, господие мои, исполнитя желание сердца моего. Они же ту абие начаша вопросы творити: что прииде, брате, припадая к святому жертвеннику сему и святей дружине сей? желаеши ли сподобитися мнишескому великому ангельскому образу? и прочая вся по ряду сотвориша, яко же есть писано.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010