В честь великомученика Георгия составлялись похвальные слова и романизированные жития, то есть литературные произведения по мотивам жития, среди наиболее древних авторов нужно упомянуть Григория Турского († 594) и Венанция Фортуната († около 600), слово епископа Захарии (XI век) и слово Петра Дамиани († 1072). Со времени крестовых походов появляются новые легенды, связанные с этим святым. Битву при Антиохии (1098 год) христиане выиграли благодаря чудесному явлению и помощи святого Георгия. Сказания о великомученике Георгии вошли в состав «Золотой легенды» Иакова из Ворагина († 1298). В ней и в произведениях трубадура Роберта Вейса († после 1174), Рейнбота фон Дюрна (середина XIII века) и кардинала Якопо Гаэтано Стефанески († 1343) запечатлена легенда о борьбе святого Георгия с драконом. В Италии почитание святого Георгия распространилось рано. В Риме Велисарий (около 527) поручил защите этого святого ворота мученика Севастиана. Римский папа Лев II (682–683) посвятил великомученику Георгию и мученику Севастиану базилику в Велабро в Риме, куда была перенесена честная глава великомученика, обретенная папой Римским Захарией (741–752). В этом же храме хранятся копье и хоругвь святого Георгия. В 1600 году часть главы святого была перенесена из Велабро в Феррару. В Неаполе в начале V века епископ Север основал базилику святого Георгия (Сан-Джорджо Маджоре). Как утверждается в описании жизни епископа Агнелла († 570), в Равенне с VI века в местности Кориандро рядом с мавзолеем короля Теодориха существовала церковь, посвященная святому Георгию. Другая церковь, называемая церковью во имя великомученика Георгия в портиках, находилась в Регио Цезарум, одной из двух частей позднеримской Равенны. Около 657 года почитание святого Георгия проникло в Феррару. Великомученик был избран покровителем сначала Старого, а затем и Нового города, после того как в 1110 году граф Роберт Фландрский привез в Феррару руку великомученика Георгия и подарил ее графине Матильде, которая, в свою очередь, подарила ее новому кафедральному собору города, освященному в 1135 году в честь великомученика.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Вениамин, Митрополит Петроградский. Петроградской пастве//Опубл.: Склярова М. Сосуд избранный. История российских духовных школ в ранее не публиковавшихся трудах, письмах деятелей Русской Православной Церкви, а также в секретных документах руководителей советского государства. 1888 – 1932. СПб., 1994 С. 239 480 Посещение г. Новгорода Его Блаженством, Патриархом Антиохийским Григорием IV//НЕВ. 1913. 18. С.614–618; 19. С.640–649; 20. С.669–680; 21. С.700–706; 22. С.736–749; 24. С.792–801; 25. С.830–837; 26. С.858–863; 28. С.918–924. 481 Отчет о приходе и расходе сумм по устройству памятника композитору свящ. В.Ф. Старорусскому//НЕВ. 1914. 34. С.1110–1112; 36. С.1174–1176. 482 М[атюшен]ский А., протоиерей. Наречение и хиротония настоятеля Витебского Маркова Св.-Троицкого монастыря архимандрита Пантелеимона во епископа Двинского, викария Полоцкой епархии//Полоцкие епархиальные ведомости. 1913. 23. С.475–480. 486 Проезд викария петроградского митрополита//Пермские ведомости. 1916. 134 (21 июня). С.4. См. также: Приезд архипастырей//Колокол. 1916. 3031 (25 июня). С.З. 488 Архипастырское слово к рабочим Преосвященного Вениамина, епископа Гдовского, в церкви Путиловского завода вечером 6-го августа (по случаю чествования останков св. мощей от гроба Св. Иоанна, митр. Тобольского и Сибирского,//Тобольские епархиальные ведомости. 1916. 39. С.810–813. 490 Кумыш В., свящ. Священномученики Эстонской церкви, в Юрьеве пострадавшие. СПб., 2000. С.85–109. 492 Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга [ЦГИА СПб]. Ф.19. Оп.115. Д.758. Л. 4, 6.10 об.–11,15, 16–16 об. 494 ЦГИА СПб. Ф.19. Оп.115. Д.759. Л.1,4. О самом подворье см.: Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. Т.З. СПб., 1996. С.145–146. 496 Чудотворная икона Казанской Божией Матери в покоях болящего владыки//ВСПбГ. 1912. 236 (31 октября). С.З 498 Внутренние известия//Правительственный вестник. 1912. 241 (3 ноября). С.2; То 242 (4 ноября). С.2; То 243 (6 ноября). С.2.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Демосфен (384–322 до н. э.) – афинский оратор и политический деятель, идейный вождь в борьбе против Филиппа Македонского. Тиберий Семпроний Гракх (162–133 до н. э.) и Гай Семпроний Гракх (153–121 до н. э.) – римские народные трибуны, ориентировавшиеся на крестьянство. Пытались провести аграрную и судебную реформы, но потерпели неудачу. Пользовались признанием в поздней республике и в эпоху Римской империи. 88 См. «Национальная политика как орудие всемирной революции». К. Леонтьев . М., 1889. С. 6. Брошюра эта состоит из нескольких писем, обращенных к г. о. И. Фуделю. Преодолевая нежелание свое писать, г. К. Леонтьев и высказал в предисловии эти прекрасные слова, которые мы приведем здесь вполне: «Теперь я разучился воображать себя очень нужным и полезным; я имею достаточно оснований, чтобы считать свою литературную деятельность если не совсем уж бесплодной, то, во всяком случае, преждевременной и потому не могущею влиять непосредственно на течение дел... Провидению не угодно, чтобы предвидения одинокого мыслителя своим преждевременным влиянием на многие умы расстраивали ход истории». 89 Он скончался 12 ноября 1891 года в Троице-Сергиевской лавре, куда незадолго до смерти он переселился из Оптиной Пустыни. 90 Св. Андрей Боголюбский (1110–1174) – сын Юрия Долгорукого, утвердивший в 1155 г. великокняжеский престол во Владимире-на-Клязьме и перенесший из Киева греческий образ Богородицы. Расширил Владимир и основал город Боголюбове В 1157 г. после смерти отца Владимир и Суздаль признали его государем. Боголюбский образ Пресвятой Богородицы находится теперь во Владимире в Княгинином монастыре, его празднование – 18 июня. 91 Это удаление до такой степени очевидно, что в монархической и православной России едва ли был даже один сколько-нибудь значительный писатель, поэт, художник или композитор и монархистом, и православным – без оговорок. И это до такой степени обычно, общество так уже привыкло к этому, что всякие слова в строго монархическом и православном духе, какому бы авторитету они ни принадлежали, встречались обществом читающим с несказанным изумлением, иногда принимались даже как признак помешательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Милосердия ради твоего,/источник нам даруй благодати вскоре,/источающ утешение/сущим в печалех,/моля Христа, всеславне,/спастися душам нашим. В радость Господа твоего вшед,/благодать радования и нам дати моли/и спасти рабы твоя:/можеши бо, великий княже Андрее,/призывающия тя от бед свобождати/и целити болящия. Слава, глас 8: От святаго корене прозяб/и благочестия водами напоен,/Андрее страстотерпче,/яко благовонный крин, процвел еси в житии твоем,/но и по пресаждении твоем в рай Небесный/не престай облагоухати нас/и от смрада страстей греховных избавляти. И ныне, Богородичен: Владычице, приими молитвы раб Твоих/и избави нас/от всякия нужды и печали. Славословие великое. И отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны святому 1-го канона песнь 3-я и 2-го песнь 6-я, на 8. Прокимен, глас 7: Возвеселится праведник о Господе/и уповает на Него. Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к Тебе. Апостол к Римляном, зачало 99. Аллилуия, глас 4: Праведник, яко финикс, процветет и, яко кедр, иже в Ливане, умножится. Стих: Насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут. Евангелие от Иоанна, зачало 52. Причастен: В память вечную: Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1110–1174) известен как один из первых создателей централизованного великорусского государства. Внук великого князя Владимира Мономаха , сын князя Юрия Долгорукого и половецкой княжны (в святом Крещении Марии), юный князь Андрей (до крещения именовался Китаем) был назван Боголюбским за свою любовь к Господу и Его Пречистой Матери. Его отличали глубокое молитвенное внимание, усердие к церковным службам, Священному Писанию и поучению книжному. Святой Андрей прекрасно знал церковный устав и точно помнил, какого святого и в какой день творится память. Часто ночью, тайком от всех, входил юный князь в храм, зажигал свечи и, видя образ Божий, написанный на иконе, истово молился. Вместе с глубоким благочестием святой князь Андрей совмещал ратные подвиги. Храбрый воин, («Андрей» означает «мужественный»), он хорошо владел конной ездой, ловко стрелял из лука, прочно держал в руке меч. Участник многих походов своего отца-полководца, не раз он был близок к смерти. Но Промысл Божий каждый раз незримо спасал князя-молитвенника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Однако и здесь он продолжал обличать Екатерину. В 1767 году его судили вторично и по снятии монашеского сана заточили как политического преступника в тюрьму в Ревеле. Здесь он содержался под именем арестанта «Андрея Враля», по преданию — с заткнутым кляпом ртом. 421 …и инородцы… уже просили крещения…— Распространение христианства в конце XVIII и начале XIX века среди туземных народов Сибири нередко производилось с помощью воинских команд. В одном указе синода к епископу иркутскому Вениамину от 27 августа 1805 года говорится: «Его императорское величество высочайше указать соизволил — Иркутской епархии, Якутской Богородично-Рождественской церкви протоиерею и проповеднику Григорию Слепцову, для охранения походной церкви, данной ему по высочайшему повелению для распространения веры в иноплеменных народах, и в особенности — чукотских, давать команду не из военных, — так как вооружение воинское могло бы поколебать спокойствие народов диких и необразованных, — но из штатских». Слепцов указывает, что благодаря такой помощи за десятилетие — с 1805 по 1815 год — «немалое число тысяч иноверцев обратилось в христианство» (Нил, Путевые записки, стр. 349, 353). 422 Для блезира — забавы, шутки ради. 423 Князь Андрей Юрьевич Боголюбский (1110–1174) — выдающийся политический деятель древней Руси. Стремясь к единодержавию, он перенес столицу из Киева во Владимир. Был убит боярами-заговорщиками, которые опасались усиления его власти. Его смерть была горько оплакана слугою Кузьмою Киевлянином. Лесков приводит текст из этого похоронного причитания. 424 Иерарх (греч.) — священнослужитель, имеющий епископский чин. 425 Св. Гурий — см. прим. к стр. 466. 426 Печалование (древнерусск.) — ходатайство, покровительство, заступление. 427 …во имя «бога Иустинова». — Св. Иустин Философ, писатель II века, автор «Обличения эллинов», логикой своих доказательств привел своего собеседника — язычника к решимости принять христианство, как веру «в бога, которому служит Иустин». 428 …вменявший ни во что целование креста малого…— В 1154 году князь Владимирко Галицкий, человек лукавый и лживый, присягнул на верность великому князю киевскому Изяславу Мстиславовичу и венгерскому королю Гайзе; при нем целовал крест, как чудотворное наследие его предка, св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

среди туземных народов Сибири нередко проводилось с помощью воинских команд. Князь Андрей Боголюбский (1110–1174) – выдающийся политический деятель древней Руси. Стремясь к единодержавию, он перенес столицу из Киева во Владимир. Был убит боярами-заговорщиками, опасавшимися усиления его власти. Его смерть была горько оплакана слугой Кузьмой Киевлянином. Лесков приводит текст из этого похоронного причитания. Митрофорный священник (лат.) – то есть священник, награжденный митрой. …бремена неудобоносимые… – Эти слова, ставшие крылатыми, взяты из Евангелия от Луки (XI, 46). Иерарх – высшее духовное лицо (епископ, архиепископ, митрополит, патриарх). Печалование – здесь: заступничество. …во имя «бога Иустинова». – Св. Иустин, философ, писатель II в., автор «Обличения эллинов», логикой своих доказательств привел своего собеседника – язычника – к решению принять христианство – веру «в бога, которому служит Иустин». …вменявший ни во что целование креста малого… – В 1154 г. князь Владимирко Галицкий присягнул на верность великому князю киевскому Изяславу Мстиславовичу и венгерскому королю Гейзе II; при нем целовал крест как чудотворное наследие его предка, св. Стефана. Владимирко не замедлил обмануть поверивших его клятве союзников. А когда посол Изяслава упрекнул его: «Ведь ты же крест целовал!» – Владимирко возразил: «Вот еще: что мне этот маленький крестик!» …не хуже… заезжих проповедников… – Имеется в виду лорд Редсток, проповедь которого на евангельские темы имела огромный успех в петербургском свете. В 1877 году Н. Лесков выпустил книгу: «Великосветский раскол (Лорд Редсток, его учение и проповедь). Очерк современного религиозного движения в петербургском обществе». Кимвал звенящий (бряцающий) – Кимвал – древний музыкальный инструмент. Кимвал бряцающий – библейское выражение; означает торжественную, но малосодержательную речь. (Первое послание апостола Павла к коринфянам, XIII, 1). …в Сигор не уйдет, а… к своему Содому обернется и столбом станет – Сигор. – название маленького городка, который, согласно Ветхому Завету, бог назначил спасительным убежищем патриарху Лоту, его жене и дочерям, когда вывел их из обреченного на гибель нечестивого Содома.

http://azbyka.ru/fiction/na-kraju-sveta/

1069 Этот культ в своей основе имел поклонение таинственным производительным силам природы. Диана-богиня ночи, владычица таинственных сил. Отсюда, изображение богини, как πολμαστος, multimamma (Winer). Изобр. м. видеть у Riehm’a, Schmimh’a. 1071 Более подробное, обстоятельное и солидное описание Ефеса и жизни ефесян, нисколько не уступающее произведениям западн. писателей, читатель найдет в произведении молодого русского ученого, к глубокому сожалению, так рано умершего: Третье великое благовестническое путешествие Ап. Павла. Оп. ист, – экз. иссл. И. Григория, стр. 304–353. Сергиев Посад. 1892. Ср. Жданов. Откровение Господа о семи малоазийских церквах. 1891. 1090 Horatius. I. 1, 12; Propert III. 18, 19. Норов. стр. 210–211. Солярский. Цит. соч. т. III, стр. 189. 1110 Это изображение вычеканивали на пергамских монетах. Pausanius. Lib. II, с. 28; Arnobius. Lib. VII, р. 249.–Wolff. 1151 Иначе в Апокалипсисе мы нашли-бы хотя какой-либо намек на гонения христиан Иудеями в Филадельфии Такое понимание этого стиха подтверждается и контекстом речи ( Anok. III, 7. 12 ), и посланием св. Игнатия к Филадельфийцам гл. V, стр 412; VI, стр. 413; VIII, стр. 414; IX, стр. 415 (по перев. Преображенского: Писания мужей апостольских). 1164 Св. Ап. Павел в числе врагов Лаодикийских христиан называет ложных учителей (см посл. к Колосс. и Ефес.). 1172 Clem. Alex. Chronicon Paschal. ad annum Traiani IV; „Clemens vero „Alexandrinus iisdem consona tradit: iilum Asiam et flnitimas provincias peregrasse“. Cf. Euseb. Hist. Eccles. III, 1. 23. Iren. Adv. haeres II, 22 § 5. Hieron. De vir. illustr. c. 9: totas Asiae fundavit rexitque ecclesias“ Niceph. Hist, Eccl. II, 42 . Niceth. Paflag „ne dum urbem Asiae principem, sed omnem deinceps provinciam urbesque omnes et oppida obiens“ etc. Op. cit. t. XXVII, p. 396. 1174 Nicephorus II, 31: Четьи-Минеи Ноябрь 14 дня; Норов т. V. стр. 87 cf. Lipsius. Op. cit. t III. S. 8; тексты В. стр. 24; E. стр. 69. 1184 Деян. ХХ, 31 . Правда, св. Дееписатель в другом месте говорит, что Ап. Павел учил в синагоге месяца три (XIX, 8) и в школе Тиранна два года (XIX, 10); но это видимое противоречие легко устранить: здесь Ев. Лука указывает приблизительно время пребывания Ап. в Ефесе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

В 1221 г. «женская линия» Иерусалимского королевства вновь оказалась востребованной – на этот раз для того, чтобы мотивировать императора Фридриха II Гогенштауфена (1220-1250) на новый Крестовый поход путем женитьбы на Иоланте Иерусалимской, титулярной наследнице королевства, а попутно еще и внучке покойного короля Кипра и Иерусалима Амори I (1163-1174). Нехотя, под давлением понтифика, германец все же согласился на брак . Увы, и он оказался скоротечным: в марте 1228 г. королева Иоланта умерла при родах, даровав жизнь сыну Конраду IV (1228-1254), будущему королю Германии, Иерусалима и Сицилии. Теперь Фридрих Гогенштауфен автоматически поменял статус короля Иерусалима на регента собственного сына, ставшего наследственным монархом Святого города . Иногда наличие у женщин наследственных прав приводили к жестким противостояниям между матерью-королевой и наследным принцем. Так, в 1152 г. 20-летний Иерусалимский король Балдуин III (1143-1162), недовольный слишком плотной опекой со стороны царствующей матери Мелизенды (1131-1153), объявил о своем желании короноваться второй раз, но уже единолично. Однако члены Совета Королевства, где было много сторонников Мелизенды, не одобрили этой инициативы. Пришлось делить Иерусалимское королевство на два фактически самостоятельных государства. Лишь спустя несколько месяцев король смог избавиться от матери, как политического конкурента, и завладел единоличной властью . Случались и другие, не менее любопытные наследственные комбинации. В 1112 г., Иерусалимский король Балдуин I 1110-1118) решил связать себя брачными узами с Аделаидой Савойской (1072-1118), вдовой покойного графа Сицилии Рожера Отвиля (1072-1101). Аделаида согласилась, но поставила условие: если от их союза с Балдуином не будет детей, то ее сын от предыдущего брака Рожер (1098-1154) получит корону Иерусалимского короля. Балдуин согласился, и в 1113 г. была сыграна пышная свадьба. Увы, вскоре выяснилось, что Римский папа не одобряет этого брака, поскольку Балдуин формально еще не был разведен со своей второй супругой-армянкой. Все закончилось тем, что оскорбленная в общественном мнении и морально сломленная Аделаида была вынуждена вернуться в 1117 г. на Сицилию. Но юный граф Рожер вовсе не считал свои права на Иерусалимский престол обесцененными и вскоре затеял активную борьбу за спорную корону .

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

Вслед. сказанного в Смоленской земле в отличие от др. земель Д. Р. (за исключением Новгорода) практически не прослеживается образование политически обособленных волостей. Эпизодически был занят только княжеский стол в Торопце. Даже будучи уже князем смоленским (1180-1197), Давид Ростиславич посадил своего выведенного в 1187 г. из Новгорода сына кн. Мстислава не в Смоленской земле, а в киевском Вышгороде. По косвенным данным можно предполагать, что все Ростиславичи располагали какими-то владениями в Смоленской земле (так, в 1172 Рюрик выделил новорожденному сыну Ростиславу смоленский г. Лучин), но княжить предпочитали за ее пределами. Эта тенденция сказалась и на наследовании самого смоленского стола. Дважды, в 1171 и 1174 гг., уходя в Киев, Роман Ростиславич передавал его не следующему по старшинству брату, а своему сыну Ярополку, и только возмущенное смоленское вече во 2-й раз настояло на замене Ярополка младшим из Ростиславичей - Мстиславом Храбрым (к-рый, впрочем, вынужден был уступить Смоленск оставившему в 1176 киевский стол Роману). В дальнейшем Смоленск наследовался уже по традиц. отчинному старшинству среди ближайших потомков Романа († 1180) и Давида († 1197), из числа к-рых последние окончательно закрепились здесь во 2-й пол. XIII в. Владимиро-Суздальская земля (см. также ст. Владимирское великое княжество ) сложилась на основе Ростовской отчины Владимира Мономаха. Последняя на рубеже XI и XII вв. обнимала земли Волго-Клязьминского междуречья с городами Ростовом, Суздалем и Ярославлем, а также расположенное севернее Белоозеро. Ок. 1110/15 г. она досталась одному из младших Мономашичей (старшему сыну от 2-го брака Владимира) - Юрию Долгорукому, в течение почти полувекового правления к-рого и оформилась в качестве самостоятельной земли. Быстрый подъем Ростово-Суздальского края при Юрии был следствием удобного расположения этих земель: благодаря Волге они были непосредственно причастны к торговле с богатым Востоком, плодородное Суздальское ополье служило надежным аграрным базисом, а вятичские леса преграждали путь половецким набегам. Юрий сделал своим стольным городом Суздаль (видимо, как и его преемники, тяготясь опекой старого ростовского боярства) и расширил территорию княжества за счет освоения тверского Поволжья и бассейна Москвы-реки, начав также продвижение ростово-суздальских даней за Волгу, в буд. Галичско-Костромской край.

http://pravenc.ru/text/180439.html

Ретивые единственно к своим личным пользам, вотчинники-князья окружались, по мере достаточности каждого, более или менее численными дружинами, которые уже по тому одному не могли иметь чисто-военного характера, что носили в себе элементы начал и разлагавшегося семейно-родового и еще не сложившегося общинно-городового. Да и чем, кроме видов на корма, побуждались и одушевлялись они, эти дружинники удельного периода, пользовавшиеся полной свободой переходить от одного князя к другому: «а ести, что можета или что имать черве (чрево) возьмет, посмотря по людям и конем» 20 . О том же, как набирались удельные дружины, кто обязан был содержать их, какие права и обязанности соединялись со службой, в какое отношение приходили, с одной стороны, общины, избиравшие служивых людей к государю, а с другой сами избранные к вождю своему, наконец, какое вознаграждение ожидало их за ревностную и полезную службу, на все это нет никакого ответа в русских летописях, – быть может потому, замечает г. Лакиер, что русские летописцы не считали нужным упоминать о вещах, тогда общеизвестных 21 . Известно, однако, что в период уделов, княжеские дружины комплектовались уже не иностранцами, как прежде, но природными Русскими, которые, служа князю, именовались боярами, отроками, гриднями и вообще сыновцами, а со времени Андрея Боголюбского (1110–1174) стали называться дворянами, потому что из них же составлялись дворы княжеские. Многие бояре и все города имели каждый своих дружинников, слывших, в отличие от княжеских сыновцов, пасынками, a также детьми боярскими. Граждане и селяне вооружались только в чрезвычайных случаях, причем благороднейшие и богатейшие обязывались являться на место сбора конными, людными и окружными, т. е. верхом и в сопровождении вооруженной свиты. Для предводительствования войсками, князья и города избирали каждый своих тысяческих, которые, считаясь главными воеводами, распоряжались через голов, a эти, – через сотников и десятников. Войска состояли из конных полков и пеших дружин, подразделявшихся на копейщиков и стрелков.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010